Схема виды предложений 3 класс – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект открытого урока в 3 классе на тему «Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации»

Содержание

Типы предложений по цели высказывания. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы поймёте, почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания. Узнаете о типах предложений по цели высказывания и по интонации, познакомитесь с характеристикой каждого предложения по двум параметрам.

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим  сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» — будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

 Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

— Я думал, ты далеко!  Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

— Вот послушай

Это побудительное

предложение.

 Объясню термин «побудительное предложение». Будить — помогать  проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет,  просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет,  2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу.  Слово пожалуйста

выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью  мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.  Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные  по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

  

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение — невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

 — Какой шум!

 — Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

— Что ты такой шум поднял?!

 — Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

 — Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

 — Не бойся меня, заяц. (1 схема:  побудительное, невосклицательное)

Я ёжик. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

— Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

 — Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема:  повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные

: Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные: Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1) по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации: восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).      
  2. School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание.

  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: «Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в».
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Носорог.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной) 

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните  задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша. Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Презентация и конспект урока на тему «Виды предложений по цели высказывания. 3 класс»

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме

 «Виды предложений по цели высказывания»

Цель: дать ученикам знания о том, что в русском языке существуют предложения, разные по цели высказывания.

Задачи:

Дидактические:

— наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;

— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

— формирование элементарных лингвистических представлений.

 

Развивающие:

— развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

— развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

 

Воспитательные:

— воспитание навыка самостоятельности;

— формирование чувства языка;

— воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

Организационный момент.

 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Чистописание.

— На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

-Конечно это «предложение». Запишите слово в тетрадь.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.  Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.

1.Предложение не может состоять из одного слова.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов,  связанных по смыслу и  выражающих законченную мысль.

5. В  конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

— Выберите фигурку, на которой записаны номера правильных ответов.

246           1246         2456

 Слайд 2  — Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

Слайд 3 на, созрел, урожай, поля;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступила, красавица, осень;

 — Почему вы считаете, что это предложения? — Задайте вопросы по теме «Предложение».

— Запишите предложения в тетрадь.

 Слайд 4 Проверка

— Почему разные знаки препинания в конце предложений?

— Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

 Слайд 5

                                     Предложения

            по интонации                                                     ?

восклицательные  невосклицательные

 — Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.

 Сообщение темы, постановка цели урока.

— В народе говорят: Говорить без цели — что рисовать на воде.

— Как вы понимаете это высказывание?

Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.  Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.

Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.

сообщить                              спросить                            повлиять

повествовать                        узнать                                 побудить к действию

 — Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.

 — Итак, мы знаем, какие  бывают предложения  по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?

— Какова тема урока?

 Тема: «Виды предложений по цели высказывания».

 — По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?

— Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

— А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения. — Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

 сообщить                              спросить                            повлиять

повествовать                        узнать                                 побудить к действию

оповестить                          расспросить                         запретить

обменяться                         опросить                               защитить

(впечатлениями)               выяснить                                 (словом)

информировать                 разузнать                               проинструктировать

объяснить                          выспросить                            приказать

осведомлять                      выпытать                                подействовать

объявить                            выведать                                 воспретить

рапортовать                       разведать                                воздействовать

рассказать                                                                           посоветовать

                                                                                             попросить

 — Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?

— Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?

— Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?

 — Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

 Слайд  Таблица «Предложения по цели высказывания».

 — Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

Применение новых знаний на практике.

 — Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

 —  Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

 — Какие записаны предложения по цели высказывания?  Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

— Запишите предложения. — Прочитайте предложения.

Какие они по цели высказывания? Как вы это определили? Запись: повеств, невоскл.

Определите вид предложения по цели высказывания и интонации:

 А что подарил он дружку?

Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?

Что такое вышина?

Много дорожек прошёл этот ёжик.

Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.

Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка!

 Работа у доски.

— Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

 Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

  Работа в парах

 — Сейчас вы будете работать в парах. Приготовьте листочки с квадратиками.

— Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

— Начинаем работу с верхней левой клетки.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. У народа глаз верен, а ум догадлив.

4. Давай помолчим.

5. Девочка, почему ты плачешь?

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не обижайте маленьких и слабых.

10. Какие книги вы прочитали летом?

11. Как чудесен русский лес!

12. Мы шли по узкой тропе.

13. Лужи покрылись льдом.

14. Под деревьями спрятались грибы.

15. Наступило ясное солнечное утро.

 — Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?

Игра «Самый внимательный».

-Послушайте стихи.  Каждое из них состоит в основном из одинаковых по цели высказывания предложений. Найдите и укажите предложение, не соответствующее своей группе.

Чудесный сон.

 Интересный мой рассказ.

Захожу я утром в класс.

Вижу- слон сидит за партой.

Лев стоит у стенда с картой.

Орфограмму учит кот.

Ему мыши смотрят в рот.

А проказница-мартышка

С умным видом смотрит в книжку.

Не соврал вам ни  на грош,

Просто очень сон хорош.

У меня возник вопрос.

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз?

Кто меняет зайцу шубу?

Вырезает листья дубу?

Чем питается енот?

Как одет и где живёт?

И зачем лисице хвост?

И какой у волка рост?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть!

О воспитании

Принесите мне напиться!

Попрошу поторопиться!

Ах, подвиньтесь, не мешайте!

А ещё поесть мне дайте!

Ну, скорей кладите спать!

Постелите вмиг кровать!

А потом читайте книжку

«Воспитание малышки».

Рефлексия.

 — Какие бывают предложения по цели высказывания?

— Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

— Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

— Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Домашнее задание: составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по  цели высказывания и интонации.

Карточки по русскому языку по теме «Виды предложений» для учащихся 3 класса. Программа «Школа России».

Имя______________________________________

1 вариант

1)Определи вид предложения (повеств., вопр., побудит. и невоскл., воскл.)

Самолёт летит.___________________________

Огонь горит?_____________________________

Ух, хорошо!_____________________________

Мой руки перед едой.__________________________

2)Найди и подчеркни слова, которые называются обращение

Петя, позвони маме. Как дела, Айдар? Что ты, мама, принесла?

3)Подчеркни подлежащее и сказуемое (основу предложения)

Прошло лето. Наступила дождливая осень. Я беру с собой зонт.

Имя___________________________________________

2 вариант

1)Определи вид предложения (повеств., вопр., побудит. и невоскл., воскл.)

Быстро иди на урок!________________________

Девочка идёт._____________________________

Как здорово!________________________________

Ты всё понял?_______________________________

2) Найди и подчеркни слова, которые называются обращение

Здравствуйте, ребята! Алсу, беги скорее. Что, друзья, надо?

3)Подчеркни подлежащее и сказуемое (основу предложения)

Начался дождь. Он смыл пыль с деревьев. Выглянуло ласковое солнышко.

Имя______________________________________

1 вариант

1)Определи вид предложения (повеств., вопр., побудит. и невоскл., воскл.)

Самолёт летит.___________________________

Огонь горит?_____________________________

Ух, хорошо!_____________________________

Мой руки перед едой.__________________________

2)Найди и подчеркни слова, которые называются обращение

Петя, позвони маме. Как дела, Айдар? Что ты, мама, принесла?

3)Подчеркни подлежащее и сказуемое (основу предложения)

Прошло лето. Наступила дождливая осень. Я беру с собой зонт.

Имя___________________________________________

2 вариант

1)Определи вид предложения (повеств., вопр., побудит. и невоскл., воскл.)

Быстро иди на урок!________________________

Девочка идёт._____________________________

Как здорово!________________________________

Ты всё понял?_______________________________

2) Найди и подчеркни слова, которые называются обращение

Здравствуйте, ребята! Алсу, беги скорее. Что, друзья, надо?

3)Подчеркни подлежащее и сказуемое (основу предложения)

Начался дождь. Он смыл пыль с деревьев. Выглянуло ласковое солнышко.

Имя______________________________________

1 вариант

1)Определи вид предложения (повеств., вопр., побудит. и невоскл., воскл.)

Самолёт летит.___________________________

Огонь горит?_____________________________

Ух, хорошо!_____________________________

Мой руки перед едой.__________________________

2)Найди и подчеркни слова, которые называются обращение

Петя, позвони маме. Как дела, Айдар? Что ты, мама, принесла?

3)Подчеркни подлежащее и сказуемое (основу предложения)

Прошло лето. Наступила дождливая осень. Я беру с собой зонт.

Имя___________________________________________

2 вариант

1)Определи вид предложения (повеств., вопр., побудит. и невоскл., воскл.)

Быстро иди на урок!________________________

Девочка идёт._____________________________

Как здорово!________________________________

Ты всё понял?_______________________________

2) Найди и подчеркни слова, которые называются обращение

Здравствуйте, ребята! Алсу, беги скорее. Что, друзья, надо?

3)Подчеркни подлежащее и сказуемое (основу предложения)

Начался дождь. Он смыл пыль с деревьев. Выглянуло ласковое солнышко.

Тема урока «Предложение». 3-й класс

Цели:

Главная цель – знакомство с основными признаками предложения.

Обучающие:

  • учить выделять предложение среди других единиц речи;
  • углубить представление детей о строении предложения как конструкции (цепочки) из слов, о грамматической структуре, о связи слов с помощью изменения форм слова и употреблении предлогов, союзов;
  • активизировать познавательный интерес детей разнообразием форм, методов, средств обучения;

Развивающие:

  • развивать навык грамотного и аккуратного письма;
  • развивать речь учащихся, умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать память, мышление, любознательность, внимание;
  • развивать умение работать в паре, группе;
  • развивать информационно-коммуникативную культуру;

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи.

Оборудование урока: 

  1. Учебники «Русский язык. 3 класс. Л.Я. Желтовская»
  2. Рабочие тетради.
  3. Выставка книг об осени.
  4. Листья-письма для групповой работы.
  5. Схемы предложений.
  6. Карточки со словарными словами для индивидуальной работы.
  7. Карточки-тесты для проверки знаний.
  8. Карточки для рефлексии.
  9. Ноутбук.
  10. Экран.
  11. Проектор.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель: Идут последние дни октября, второго месяца осени. В народе октябрь называют грязником, листопадом. Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена…

Cлайд 1

Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо, и земля…
(В. Брюсов)

Но прозвенел звонок, начинается урок. Все готовы? Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть октябрьского прохладного утра.

Повернитесь к нашим гостям, поприветствуйте их своими улыбками. Мы начинаем…

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке. Повторение ранее изученного материала.

Cлайд 2

Учитель:

…Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье…
(И. Бунин)

Все, что я вам говорила, – это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.

Что главное в речи? Слово!

Cлайд 3

Учитель: Слово – центральная единица языка. Слово служит для обозначения предмета или понятия. Все, что попадает в поле зрения человека, получает свое название в виде отдельного слова или словосочетания.

Словарная работа – слова на падающих листьях по экрану (слабым ученикам – на карточках):

Cлайды 4-9

  • Какое задание вы могли бы себе предложить сейчас? (списать, поставить ударение, обозначить букву безударного гласного звука):
    пр…рода, р…сунок, д…рога, л…пата, н…род, ж…вотные. 
  • Проверьте, правильно ли вы написали эти слова (на экране).

Cлайд 10

Взаимопроверка. Работа в парах.

  • Выпишите первые буквы слов (строка каллиграфии), прочтите их – что заметили? Что получилось?

Cлайд 11

пр.дл.ж.н..

Чего не хватает? Какие буквы надо вставить?

Cлайд 12

Чистописание: еоеие… Буквы на строке повторялись с определенной закономерностью. Как это называется? (ритм, такт)

  • Повторите, какое слово у нас получилось – это и есть тема сегодняшнего урока: Предложение.

Цель нашего урока – познакомиться с основными признаками предложения.

Cлайд 13

Сочетание двух или более слов, связанных по смыслу, называют словосочетанием.

В словосочетании обычно одно слово главное, другое – зависимое.

Cлайд 14

  • Составьте словосочетания с записанными на экране словами:
    1. природа, рисунок, дорога, лопата, народ, желтый
    2. веселый, дальняя, детский, волшебная, лист, тяжелая

Cлайд 15

природа     (какая?)     волшебная
рисунок   (какой?)   детский
дорога   (какая?)   дальняя
лопата   (какая?)   тяжелая
народ   (какой?)   веселый
животные   (какие?)   любимые

III. Основной этап. Изучение нового материала.

Cлайд 16

Учитель: Общаясь, мы обмениваемся мыслями (о чем-то спрашиваем, отвечаем на вопросы, сообщаем о чем-нибудь, просим), выражаем разные чувства. В этих целях мы используем конструкции, построенные из слов, – предложения.

  • Вспомните, какие признаки предложения вы уже знаете. Прочитайте правила на с. 63-64.

Cлайд 17

  • Упр. 2 стр. 64. Определите, под какой цифрой дано предложение. Обоснуйте свой выбор. Запишите предложение. Укажите в нем стрелками связь слов. Составьте схему предложения. Прочитайте его вслух, вслушайтесь в интонации. О чем говорится в предложении? Что сообщается о природе?

Предложение записывается с комментированием.

Учитель: Предложение – слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов). Проверяем (на экране):

Cлайд 18

какие?   что делают? c чего?
Последние листья слетают с деревьев.

Предложение выражает мысли и чувства и отличается интонационной законченностью.

Cлайд 19

  • Заметьте! Название грамматическая связь слов произошло от названия учения о предложениях и словосочетаниях – Грамматика:
    1. Морфология (греч. «форма, учение») – изучает слово как часть речи, словоизменение, и
    2. Синтаксис (греч. «составление») – изучает словосочетание, предложение.

Cлайд 20

Психофизпауза «В осеннем лесу… Паучки».

Учитель: Я приглашаю вас в осенний лес. Закройте глаза… Представьте… «лес, точно…» (дети продолжают стихотворение по строчкам цепочкой)

В каждом времени года своя музыка, свои звуки. Осень – это шепот дождя, шорох листьев под ногами, прощальные крики птиц.

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

IV. Закрепление изученного. Рефлексия.

Тренинг – первичное закрепление – работа в группах.

  • Каждая группа получила на листиках сообщение от осени. Шаловливый ветер перепутал слова. Нам надо расставить их так, чтобы получились предложения. Разместите свои предложения на доске рядом с соответствующими схемами. Сможете – выделите основу…

Cлайд 21

  1. осень, тихо, у, бродит, зеленых
  2. листья, пожелтели, деревьях,на
  3. лист, влажную, в лесу, кроет, уж золотой землю
  4. перелетные, улетели, на, птицы, юг
  5. звери, зиме, к, готовятся
  6. несет, и туман, осень, и непогоду, поздняя

Упр. 4 стр. 65 – Самостоятельная работа в тетрадях (c последующей проверкой учителем).

Cлайд 22

Закрепление – фронтальный опрос:

  1. Из чего состоит предложение?
  2. Как связаны между собой слова в предложении?
  3. Что выражает предложение?
  4. Как правильно выделить начало предложения на письме?

Тест – проверка знаний (индивидуальная работа).

  • Первое слово в предложении пишется:
    А) с маленькой буквы;
    Б) с большой буквы.

  • Предложение состоит из:
    А) букв;
    Б) звуков;
    В) слогов;
    Г) слов.

Сдаем тетради с вложенными в них тестами.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Все сегодня работали хорошо, дружно, очень старались.

Я благодарю всех вас, ребята, за сотрудничество. Оценка учащихся.

  • Знания, умения и навыки по каким предметам помогали нам сегодня на уроке?

Вот какая удивительная и увлекательная Планета Знаний – программа, по которой мы с вами учимся!

  • Какие новые знания вы для себя открыли на уроке?
  • Что вас заинтересовало?
  • О чем вам захотелось рассказать своим родителям?
  • Что узнали?
  • Чему научились?
  • Что почувствовали?

Cлайд 23

Рефлексия.

  • Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте улыбающийся листок.
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте спокойный листок.
  • Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справлялись, раскрасьте грустный листок.

Ритмическая гимнастика под музыкальную композицию «Школа будущего» – Приложение 2.

Презентация – Приложение 1, Самоанализ – Приложение 3, Фотоальбом – Приложение 4.

3 класс. Русский язык. Урок 9. ТЕМА. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИНТОНАЦИИ

3 класс. Русский язык.

Урок 9. Тема. Виды предложений по интонации

Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель проверяет выборочно несколько тетрадей).

– Что надо было выполнить в упражнении? Работать будем в паре.

– Прочитайте диалог. Объясните постановку знаков препинания в предложениях

Отвечают
на вопросы.

Читают диалог

II. Минутка
чисто-
писания

Упражнения на детальный
анализ
строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

hello_html_m7a8e6a2d.png

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Заглавной
и строчной букв Г, г.

Выполняют
задание

III. Изучение нового.

1. Словарный диктант

Работа над словами
с непроверяемым написанием

– Запишите слова из словаря, имеющих в своем составе орфограммы: буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне; буквы, обозначающие парный по глухости-звонкости согласный звук в конце слова.

– Город,
завод, мороз, сапог, обед, морковь

2. Работа
по учебнику,
с. 20–21,

упр. 27, 29

Работа над упражнениями с целью

выделения видов предложений по интонации

– Откройте учебник на с. 20. Найдите упр. 27.
Прочитайте стихотворение А. Тетивкина.

– Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

– Предложения различаются по интонации. Прочитайте статью на с. 21.

– Что выражают восклицательные предложения?

– С какой интонацией произносятся восклицательные предложения?

– Какой знак ставится в конце восклицательного предложения?

– Найдите упр. 29. Прочитайте выразительно стихотворение Е. Трутневой.

– Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.

– Прочитайте статью на с. 21.

– Как произносятся невосклицательные предложения? Восклицательные и невосклицательные – это виды предложений по интонации.

– Выполните письменное задание упражнения.

– Сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг).

– С восклицательной интонацией.

– Восклицательный знак.

– Произносятся без восклицательной интонации.

3. Работа
со схемой «Виды предло-жений», с. 22

Работа со схемой
с целью определения видов предложений

– Откройте с. 22. Рассмотрите схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

Физкультминутка

Выполняют
задания.

4. Работа
по учебнику, с. 23, упр. 32

Работа над упражнением с целью выделения видов предложений
по интонации

– На с. 23 найдите упр. 32. Прочитайте стихотворение. Какой знак препинания поставили в конце каждого предложения? Объясните свой выбор.

– Выполните письменное задание упражнения 32.

– Какие пропущенные буквы вставили?

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задание.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная

беседа

– Над какой темой работали на уроке? Почему в конце предложений могут быть разные знаки препинания? От чего это зависит? Приведите примеры предложений, различных по цели высказывания и интонации. Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения?

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задание.

Домашнее задание: учебник, с. 23, упр. 33

Хорошо осенью в лесу! Деревья надели золотистый наряд. А сколько грибов в лесу! Под сосной вырос душистый рыжик. Под елью в хвоинках белый груздь. Кто это шуршит в траве? Это ёжик. Ребята, учитесь наблюдать за жизнью природы!

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Презентация к уроку русского языка «Виды предложений по цели высказывания» (3 класс)

Слайд 1

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание» Урок 5

Слайд 2

У меня прекрасное, солнечное настроение. Я волнуюсь. У меня нет настроения работать.

Слайд 3

Выберите из данных записей предложения. Наступила золотая осень. Туча на появилась небе. Петух клюёт зерно. Корабль стоит у. Яркое солнце светит на небе и греет землю. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Слайд 4

1. Из чего состоит текст? 2. Что такое предложение? 3. Что такое текст? 4. Что такое имена существительные? 5. Что такое имена прилагательные? 6. Что такое глаголы? 7. Какие слова пишутся с большой буквы? 8. Какие слова называются однокоренными? 9. Чем отличается звук от буквы? 10. Чем отличается гласный звук от согласного? 11. Как узнать, сколько в слове слогов? п р е д л о н ж е е и

Слайд 5

Виды предложений по цели высказывания

Слайд 6

Цели урока: вспомнить … какие бывают предложения по цели высказывания какие знаки препинания ставятся в конце предложения

Слайд 7

Отгадайте 02.01.2017 7 Бурным чувствам нет конца. Пылкий нрав у молодца! Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом! Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. ! . ?

Слайд 8

Виды предложений по цели высказывания Вопросительные Повествовательные . ! ?

Слайд 9

Запомни новые словарные слова! О вё с , о всяный. Составьте предложение со словом овёс. Выделите грамматическую основу предложения, подпишите части речи. 02.01.2017 9 В поле – метёлкой, В мешке – золотом. овёс

Слайд 10

Виды предложений по цели высказывания Вопросительные Побудительные Повествовательные . ! . ! ?

Слайд 11

К. И. Чуковский «Телефон» У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада.

Слайд 12

К. И. Чуковский «Телефон» — Беда! Беда! Бегите скорее сюда! — В чём дело? — Спасите! — Кого? — Бегемота! Наш бегемот провалился в болото.

Слайд 13

Крокодиловы слёзы

Слайд 14

Спишите, вставляя знаки препинания. В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка. — Это не слонёнок _ Это почти взрослый слон _ — Почему же он такой маленький _ — Потому что это слон-карлик _ — А разве такие бывают _ — Как видите _ — За малый рост дали слону кличку Бэби _

Слайд 15

Проверь! В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка. — Это не слонёнок . Это почти взрослый слон . — Почему же он такой маленький ? — Потому что это слон-карлик . — А разве такие бывают ? — Как видите . — За малый рост дали слону кличку Бэби .

Слайд 16

Цели урока достигнуты? Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений? Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

Слайд 17

Уровни моей успешности Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно! У меня получалось почти всё! Но я чувствую себя не совсем уверенно! Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями!

Презентация к уроку русского языка «Виды предложений по цели высказывания» (3 класс)

Морозова Татьяна Владимировна

Киселевский городской округ. МБОУ ОШ 24. Образовательная программа «Школа 2100»

Предмет: Русский язык

УМК «Русский язык»1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Класс: 3класс

Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания» Раздел « Предложение».-25 часов, «Виды предложения по цели высказывания и интонации»-3 часа Данный урок проводится первым

Тип урока: усвоение нового материала

Цель урока:

– Развитие умений определять предложения по цели высказывания, ставить знаки в конце предложений.

– Выразительное чтение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Задачи:

1. Формирование познавательных умений:

       Учить определять вид предложения по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное;

       Учить правильно ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от вида предложения по цели высказывания;

2. Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

       Учить определять тему и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;

       Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

       Учить планировать учебную деятельность на уроке;

       Учить в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

       Учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, иллюстрация).

       Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы.

       Учить пользоваться толковым словарем, научной статьей, ресурсами сети Интернет.

Средством формирования этих действий служат учебный материал, ЭОР,  индивидуальные задания, дидактические задания.

Коммуникативные УУД:

       Учить оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

       Учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.

       Учить сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога при работе в группе.

3. Развивающие:

        Развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;

        Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

        Развивать умение работать в парах, в группах;

        Развивать сообразительность, мышление, внимание,  память.

4. Воспитательные:

        Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

        Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу;

        Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.

        Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Предметные результаты:

1.    Самостоятельно читать про себя незнакомый текст, анализировать его, определять  в тексте вид предложения по цели высказывания.

2.    Уметь правильно ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от вида предложения по цели высказывания.

 

Технические средства: компьютер, проектор (форма работы – мультимедийная презентация).

Интернет – ресурсы: цифровые образовательные ресурсы:

 

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/668ba8e2-9d74-424e-ac35-1150a0e7a4f8/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BIG_066%5D.swf  — Задание для определения вида предложения по цели высказывания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc9ae185-8115-4702-bad3-e30b9e423ab8/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BMA_068%5D.swf — задание для определения постановки знаков препинания в конце предложения

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06f79280-ba8a-432d-a868-a42d3c122867/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BTQ_067%5D.swf — задание — схема, итог по теме «Виды предложений по цели высказывания

https://docs.google.com/forms/d/1423MBE7abeEXmQbBsrLp6h4EKUE6Mk4uQu_AL6glK14/edit?usp=sharing-мини-тест

Этап урока, время

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Ι.

Актуализа

ция знаний.

(5мин)

Актуализация знаний о предложении

Мотивирует учащихся к учебной деятельности и организует фронтальную беседу по вопросам

Просмотр интерактивного Слайда 2,3

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

(5 мин)

Создание проблемной ситуации.

Организует погружение в проблему

Слайде,4,5,6

презентации.

2.Помогает выявить  проблему.

Слайд 7-10 презентации.

Пытаются решить задачу известным способом

Фиксируют проблему

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

4.Оформлять свои мысли в устной форме.

III

Открытие новых знаний

(10 мин)

Поиск решения учебной задачи

Построение ориентированной основы нового способа действия

1.Организует работу по Слайду 11

Использует технологию проблемного диалога

2.  Первичное усвоение знаний Работа в группах с использованием ЭОР

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/668ba8e2-9d74-424e-ac35-1150a0e7a4f8/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BIG_066%5D.swf

Рассказывают по

опорной схеме о предложениях по цели высказывания и интонации

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах.

Саостоятельная работа с правилом. Добавляют информацию по решению проблемы.

Делают вывод по проблеме урокаа

2.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

3. Прогнозироватьпредстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

6. Умение работать  в группе

развиваем умение слушать и понимать других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

7. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

I V

Физминутка

(комплекс физических упражнений (3мин)

Снять напряжение Отдых организма.

Организует показ

Выполняют комплекс упражнений

V

Применение новых знаний

(20 мин)

Развитие умений

Контроль усвоения знаний

1Работа по учебнику с 119,упр 391

2. Упр. 393 – развиваются умения выразительной устной речи (чтение предложений в парах с разной интонацией).

3 Составление предложений к сказке «Колобок»

схема в Spiderscribe.

Слайд15

4. Игра «Поэт», использование ЭОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc9ae185-8115-4702-bad3-e30b9e423ab8/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BMA_068%5D.swf 

Слайд 16

5Обобщение изученного материала с использованием ЭОР (задание-схема)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06f79280-ba8a-432d-a868-a42d3c122867/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BTQ_067%5D.swf

Слайд 17

.6 Мини-тест

«Виды предложений по цели высказывания»

https://docs.google.com/forms/d/1423MBE7abeEXmQbBsrLp6h4EKUE6Mk4uQu_AL6glK14/edit?usp=sharing

Выполняют самост упражнение

Дети самостоятельно рассматривают рисунки и делают вывод


Дети составляют предложения

Дети работают в группах

Дети предлагают свои ответы, коллективно обсуждают ответы

5.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

8.Развиваем умение слушать и понимать других.

9.Оформлять свои мысли в устной форме.


Умение работать в паре.

10.Развиваем умение слушать и понимать других.

8.Выявлять сущность, особенности объектов.

.

9 Обобщать и классифицировать по признакам.

VI

Итог урока Рефлексия.

(3 мин)

Оценивание своей работы на уроке.

Организует подведение итогов решения поставленой проблемы.

Организует оценивание своей работы за урок смайликами в тетрадях

Слайд 18

Фронтальное подведение итогов решения поставленной проблемы.


Индивидуальное оценивание своей работы (если согласен с утверждением-поставь «+» (количество плюсов-самооценка за урок)

6.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Оформлять свои мысли в устной форме.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

.

VII

Домашнее задание

Усвоение прочных знаний.

Организует планирование домашней работы.

Составить и записать 3 предложения, уметь рассказывать о предложении по плану

Слайд 19

Записывают домашнее задание, планируют домашнюю работу.

7. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

10.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстрацийтекстов, Ориентиро

ваться в локальной сети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *