Таблица кислот 8 класс: 8 класс — первый год обучения – Презентация по химии «Кислоты» (8 класс)

Для учащихся 8 класса — Сайт lysakovaen!

«Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность».

(Бернард Шоу)

Пусть зимний день с метелями

Мне навевает грусть.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть!

Динамическая таблица Менделеева

Игра «Таблица Менделеева» — жми на картинку и играй!

Download

Таблица с русскими и латинскими названиями химических элементов

ХЭ таблица.png

Portable Network Image Format 9.3 KB

Download

Естественные семейства элементов

Зависимость свойств элементов от атомног

JPG Image 135.2 KB

Download

Примеры составления молекулярных и структурных формул

Составление структурных формул 8 кл.gif

Graphic Interchange format 12.5 KB

Download

Правила определения валентности

РАЗДАТОЧНЫЙ валентность 8 класс.doc

Microsoft Word Document 35.5 KB

Download

Изменение цвета индикаторов в различных средах

Изменение окраски кислотно-основных инди

Microsoft Word Document 39.5 KB

Download

Таблица растворимости

Таблица растворимости солей, кислот и ос

Microsoft Word Document 43.0 KB

Download

Важнейшие классы неорганических соединений

Опорный конспект Классы неорган соед.doc

Microsoft Word Document 92.5 KB

Download

Таблица с названиями кислот и их кислотных остатков

кислоты и остатки.doc

Microsoft Word Document 59.0 KB

Download

Оксиды и соответствующие им гидроксиды

Раздаточный ОКСИДЫ 8 класс.doc

Microsoft Word Document 87.0 KB

Download

Опорная схема Генетическая связь между классами неорганических соединений

Генетическая связь.jpg

JPG Image 110.5 KB

Download

Опорная схема «Оксиды»

ОС Оксиды 8 кл.docx

Microsoft Word Document 88.0 KB

Download

Опорная схема «Основания»

ОС Основания 8 кл.docx

Microsoft Word Document 76.5 KB

Download

Опорная схема «Кислоты»

ОС Кислоты 8 кл.docx

Microsoft Word Document 60.1 KB


Download

Определение степеней окисления

1.png

Portable Network Image Format 431.7 KB

Download

Составление формул по с/о

2.png

Portable Network Image Format 383.1 KB


Download

Опорная схема «П/гр Азота»

ОС пгр Азота.docx

Microsoft Word Document 81.8 KB

Download

Опорная схема «Азот»

ОС Азот простое вещество.docx

Microsoft Word Document 62.9 KB

Download

Опорная схема «Аммиак»

ОС Аммиак.docx

Microsoft Word Document 51.2 KB


Download

ЭХ ряд активности металлов, таблица и закономерности

ПАМЯТКА ЭХ ряд Ме.doc

Microsoft Word Document 74.0 KB

Download

ОЭО

Относительные электроотрицательности эле

Microsoft Word Document 43.5 KB

Download

Металлы

доп мат-л по Ме.doc

Microsoft Word Document 2.0 MB

Тривиальные названия некоторых веществ

Download

Кислоты и их кислотные остатки

Download Download Download Download Download Download Download Download Download Download

Экзамен по химии за 10 класс

Экзамен ХИМИЯ за 10 класс.doc

Microsoft Word Document 58.5 KB

Download

ВАЖНЕЙШИЕ альфа АМИНОКИСЛОТЫ.doc

Microsoft Word Document 44.0 KB

Онлайн тест для учащихся 10 и 11 класса

Download

Интерактивный мультимедиа учебник по органической химии

Download

Химия в таблицах и схемах 1

Хим в табл и сх1.zip

Compressed Archive in ZIP Format 1.3 MB

Download

Химия в таблицах и схемах 2

Хим в табл и сх2.zip

Compressed Archive in ZIP Format 1.5 MB

Download

Химия в таблицах и схемах

Хим в табл и сх1.zip

Compressed Archive in ZIP Format 1.3 MB

Download
Download

Краткая характеристика самостоятельных работ учащихся

Виды самостоятельных работ.docx

Microsoft Word Document 13.0 KB

Download

Требования к оформлению реферата

Требования к оформлению реферата.doc

Microsoft Word Document 40.5 KB

Download

Требования к оформлению презентаций

Требования к презентациям.doc

Microsoft Word Document 235.0 KB

Урок химии в 8 классе Кислоты, их состав. Классификация кислот.

Урок химии в 8 классе Кислоты, их состав. Классификация кислот.

Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот

Задачи урока. Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот; Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах, обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.

Ход урока.

Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.

Фронтальный опрос.

Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? Изучали тему: “Соединения химических элементов”.

Какие соединения химических элементов мы уже изучили? Познакомились с классом оксидов, оснований.

Из перечисленных химических формул, выберите оксиды и основания и запишите в таблицу:

MgO, NaOH, h3S, N2 O5, Zn(OH)2, K2O, HCI, SiO2, Ba (OH)2, h3SO4, h4PO4, CuO, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HNO3

Дать названия оксидам и основаниям.

  1. Какие вещества (соединения) называются оксидами?

  2. На какие две группы делятся оксиды?

  3. Как, пользуясь периодической таблицей химических элементов, отыскать и
    составить формулы оксидов?

(Учащиеся отвечают на вопросы, учитель показывает по периодической таблице, как составить формулы оксидов для каждой группы элементов.)

Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога. Обратите внимание!

Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? (Учитель создает проблему)

Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.

Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот.

И сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?

А что вы хотите узнать о кислотах? Данная проблема решается с помощью диалога с учителем.

1.Состав, названия и классификация кислот.

В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это — грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты, которые лежат перед каждым на кусочке фольги. Он кислый, отсюда и название класса «кислоты». Большинство кислот кислые на вкус (но встречаются и другие: горькие — никотино­вая, сладкие — салициловая, безвкусные — стеариновая). Но ни один химик и ни один грамотный человек даже и не подумает распознать таким образом кислоты – это может быть смертельно опасно, ведь к кислотам относят и знаменитую цианистоводородную, и страшную серную кислоты. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознавать кислоты, как и щёлочи, с помощью индикаторов – веществ, которые приобретают характерную окраску в зависимости от кислотности среды.

Перечислим кислоты:

Хлороводородная (соляная) HCI.

Азотная HNO3.

Азотистая HNO2.

Сероводородная H2S.

Серная H2SO4.

Сернистая H2SO3.

Фосфорная H3PO4.

Угольная H2CO3 .

Кремниевая H2SiO3.

Уксусная CH3COOH.

Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород, который в формуле записан на первом месте — он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

Общее с составе молекул всех кислот – наличие атомов водорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие нет.

Указанные кислоты образованы только неметаллами, значит, за счёт ковалентных или атомных связей. Следовательно, мы можем дать определение кислот как сложных веществ, состоящих из атомов водорода и кислотного остатка.

Классифицируем кислоты по двум признакам:

1) по числу атомов водорода:

а) одноосновные: HCI, HNO3, HNO2

б) двухоснов­ные: H2S, H2SO4, H2SO3, H2CO3, H2SiO3

в) трехосновные: H3PO4.

2) по наличию кислорода в кислотном остатке:

а) кислородные: HNO3, HNO2, H2SO4, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, H3PO4.

б) бескислородные: HCI, H2S.

Кислоты можно, как и основания, также классифицировать и по признаку растворимости, определить который можно по таблице растворимости, а лучше запомнить: нерастворима только кремниевая кислота H2SiO3 (стрелка рядом с формулой обозначает осадок), все остальные кислоты растворимы.

И ещё: угольная и сернистые кислоты в свободном виде не существуют, так как они легко распадаются на воду и соответственно углекислый и сернистый газы:

H2SO3 = SO2 ↑ + H2O

H2CO3 = CO2↑ + H2O

(стрелка вверх около формулы обозначает газ).

простые – ионы водорода H+

и сложные – ионы кислотного остатка (понятно, что в силу электронейтральности молекулы кислотный остаток будет иметь отрицательный заряд, равный основности кислоты) NO3, SO42-, PO43-.

Вот и ещё одно отличие между степенью окисления элементов и зарядом иона: число видов с. о. элементов в соединении равно числу элементов в составе вещества, число видов ионов равно числу частей вещества. Так, для H2SO4

а) заряды ионов H+2SO42-;

б) с. о. элементов H2 +1S+6O42

3. Кислоты в природе. Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе ре­активных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало.

Немало кислот содержится и в нашей пище — фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов.

Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, осо­бенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы.

Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит — символ прочности — может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют — лишайниковые кислоты.

Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая — поставщик витамина С. Аминокислоты обра­зуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты — сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельно­стью кислот в организме. Попадая на кожу, некоторые кислоты вызывают сильные ожоги.

.4. Представители кислот.

Уксусная кислота. «Древесная кислота» (около 3 тыс. лет)

Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «уксус», означающего «кислый»? Почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т. е. водный раствор уксусной кислоты, называли «кислая влажность» или «древес­ная кислота».

Серная кислота (X в.) электронное приложение к учебнику «Химия. 8 класс.» О.С.Габриеляна

С серной кислотой люди познакомились значительно по­зднее, примерно в X в. Честь ее открытия приписывается пер­сидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса, и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кис­лота была известна в России.

Серная кислота – один из важнейших продуктов, используемых в различных отраслях промышленности. Основными её потребителями являются производство минеральных удобрений. Металлургия, очистка нефтепродуктов. Серная кислота применяется также в производстве других кислот, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарств, красок, в качестве электролита для свинцовых аккумуляторов.

Правило разбавления серной кислоты: в свя­зи с выделением большого количества теплоты при растворе­нии концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плот­ность, окажется на поверхности, закипит и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Следует запомнить:

кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5%-ным раствором соды.

Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается и в том, что она «жадно» отнимает воду у органических веществ, вещество при этом обугливается.

Соляная и азотная кислоты были выделены и определе­ны химиками примерно в XV в. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту — селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот».

Соляная кислота содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей. И помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приёму пищи заранее: лишь только мы начнём пережёвывать пищу, он выделяет желудочный сок, в состав которого входит и HCI. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, особенно если ученик в школе не завтракает: желудочный сок начнёт переваривать стенки самого желудка. Жуйте только на полный желудок и помните об эстетичности – не очень-то приятно смотреть на чей-то постоянно жующий рот.

Угольная кислота (XVIII в.)

Угольную кислоту получил впервые в конце XVIII в. Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток. За это открытие Д. Пристли награ­дили золотой медалью.

Индивидуальные задания:

1). Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их.

Варианты: 1. H2OSOHBrNa2CO3MqBaH2CO3SO4KOH

2. H3PO4P2O5CaH2SHPH3NO2CS2NH3CO2

3. HCIBaSHKSHH2Na2OH2SiO3NaCIH2SO4

Первичное закрепление.

Мы с вами устали и теперь давайте поиграем в игру “третий лишний”

А) HCI, HNO3, h4PO4

Б) h3SiO3, HF, HI

В) h3SO4 h3S h4BO3

Мы вспомнили такие ранее изученные понятия, как оксиды, основания

Узнали новые понятия такие, как кислоты, кислотный остаток и другие

Мы отработали такие умения, как правильное обращение с кислотами

И к концу урока мы четко уяснили, что кислоты – это еще один класс неорганических соединений. Нам необходимы не только теоретические знания о них, но и практические умения работать с ними, соблюдая правила техники безопасности. Хотя на данном этапе наш урок закончен, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и о других веществах.

Рефлексия

Задача: Создать условия для самооценки учебной деятельности.

А теперь, мне хотелось бы узнать ваше мнение о данном уроке. Для этого выполните рефлексивный тест:

1. Я узнал много нового материала

2. Мне это пригодится в жизни

3. На все возникшие вопросы я получила ответы

4. На уроке я поработала добросовестно.

Домашнее задание. Параграф 20, вопросы. Выучить номенклатуру кислот.

«Кислоты». 8-й класс

Цели урока: формирование представлений о кислотах, изучение классификации кислот, их химических свойств, применение и нахождение в природе; продолжить работу по развитию умения составлять формулы химических соединений по таблице растворимости.

Задачи.

  • Образовательные
  • : первичное знакомство и изучение нового класса неорганических веществ “Кислоты”; осмысление связи кислот с кислотными оксидами; ознакомить учащихся с определением, составом, классификацией, номенклатурой кислот, научить определять кислоты среди других веществ, классифицировать кислоты, определять валентности кислотных остатков.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные:
  • воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах), воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и реактивы: проектор, компьютер, презентация по теме: Кислоты”, индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин; соляная кислота, лимонная кислота, кремниевая кислота, серная кислота, колбы, стеклянные палочки, инструктивные карты учащимся, лучинка, пробирки.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

— Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? (Изучали тему: “Соединения химических элементов”)

— Какие соединения химических элементов мы уже изучили? (Познакомились с классом оксидов, оснований)

— Какие химические соединения называются оксидами? (Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2

— Какие химические соединения называются основаниями? (Основания — это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.)

3. Познавательная задача.

Мы изучаем классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание:

Слайд 1. Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ.

Уравнения реакций Тип химической реакции
Соединения Разложения Замещения Обмена
Mg+H2SO4=MgSO4+H2 В Б О М
2Na+S=Na2S С Д Ж Н
2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O Г Т У З
KOH+HCl=KCl+H2O Л Е В Ы
2Сa+O2=2CaO Л Н Г Б
Mg+CuCl2=Cu+MgCl2 З П К Д
CaCO3=CaO+CO2 Р И Ф А

Название какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты.

Слайд 3. Тема урока: Кислоты.

— Дайте названия соединениям, участвующим в выше предложенных реакциях. (Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога)

Обратите внимание!

— Почему некоторым химическим формулам в таблице вы не дали названий? (Учитель создает проблему)

(Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.)

— Совершенно верно. Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений кислотами

4. Изучение нового материала.

С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты? Кислоты встречаются на кухне, в аптечке. Кислоты есть и в организме живых существ и человека. Наверняка те из вас, кто занимается спортом, слышали, что существует молочная кислота, которая образуется в мышцах при физической нагрузке, а в желудке у каждого из нас содержится соляная кислота, без которой невозможно полноценное функционирование организма.

На уроках химии мы уже тоже встречались с этими веществами. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе.

Первое упоминание о кислотах было на уроках изучения темы “Водород”. Мы выполняли практическую работу с использованием соляной кислоты.

В следующий раз, когда начали знакомиться с классификацией неорганических веществ и изучали класс “Оксиды”. Мы говорили, что оксиды могут быть двух видов. Какие? Кислотные и основные.

Кислотные оксиды – это оксиды неметаллов, основные – это оксиды металлов.

Слайд 4.

Поиграем в “Крестики-нолики”.

Покажите выигрышный путь, которому соответствуют формулы кислотных оксидов:

Слайд 5. Выполнение у доски.

Na2O CuO SO3
MgO Cl2O7 N2O5
BaO P2O5 CO2

— Почему кислотные оксиды называются кислотными? (Потому что им соответствуют кислоты)

На прошлом уроке мы учились составлять формулы соответствующих кислот. Давайте вспомним, как мы это делали еще раз. (Далее опрос детей о порядке составления формул кислот). Работа в парах. 1 вариант составляет формулу серной кислоты. 2 вариант проверяет. После проверки и объяснения ошибок учителем дается задание 2 варианту составить формулу угольной кислоты, а 1 вариант проверяет написание формулы.

— Что нужно сделать с оксидом, что бы получить из него кислоту? (Добавить к нему молекулу воды)

— Какой атом выписываем первым? (Водород)

Мы получили формулы кислот. Посмотрите на них. Что у них общего?

На первом месте стоит атом водорода. А все остальные атомы в молекуле, кроме водорода, называются кислотным остатком.

Т.о. кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

Вспомните, чему равно валентность атома водорода в соединениях? (1)

В кислотах валентность водорода тоже равна I. А вот валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода а кислоте.

Слайд 6. Поработаем над определением.

Задание. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот:

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Задание. Определите валентность кислотных остатков:

II II I II III

H2SO4;

H2CO3;

HNO3;

H2SiO3;

H3PO4

Еще раз посмотрим на общую формулу кислот. Атомов водорода может быть несколько, а может быть один. Кислотный остаток состоит из атомов неметаллов, которых в периодической системе больше 50. Т.е. кислот существует огромное множество. Как же в них разобраться? Рассмотрим их классификацию.

Слайд 7.

I. По числу атомов водорода:

х = 1 – одноосновная, например, HNO3

х = 2 – двухосновная, например, H2CO3

х = 3 – трехосновная, например, H3PO4

Задание. Разделите кислоты по числу атомов водорода:

H3PO4; HCl; H2S; HNO3; H2SO4: HBr; H2CO3; H2SO3; HClO4; H2SiO3.

Слайд 8.

II. По наличию в кислотном остатке атомов кислорода:

  • бескислородные HI
  • кислородосодержащие H2CO3

Задание. Классифицируйте кислоты по наличию атомов кислорода и допишите в схему:

H3PO4; HCl; HNO3; H2S; H2SO4; HBr

Кислоты различных типов могут быть получены по-разному.

Кислородосодержащие – взаимодействием кислотного оксида с водой:

Cl2O7 + H2O —> HClO4

Бескислородные – взаимодействием неметалла с водородом:

H2 + Cl2 —> HCl

На практической работе – “Получение водорода” мы использовали соляную кислоту. Все видели, что это бесцветная жидкость. Но не все кислоты обладают таким агрегатным состоянием. Посмотрите в таблицу растворимости и скажите какая кислота нерастворимая?

HCl

жидкости

H2SiO3

Твердое
вещество

H2CO3

Не существуют
в свободном виде

H2SO4

H2SO3

H2CO3 = CO2 +H2O

H2SO3 = SO2+ H2O

Как вы думаете, почему кислоты называют именно кислотами? Потому что они кислые на вкус. Вам известна лимонная кислота, содержащаяся в лимонах, уксусная кислота, используемая в кулинарии, витамины – “аскорбинки” - аскорбиновая кислота. Они действительно кислые на вкус. А чем улавливается вкус? Рецепторами, клетками отвечающими за восприятие и осязание. С точки зрения химии, кислоты тоже “кислые”. Их растворы дают кислую среду, которую можно определить с помощью специальных “химических рецепторов” – индикаторов. В зависимости от среды они меняют цвет.

Слайд 9. Индикатор — вещество, дающее цветные химические реакции в зависимости от среды раствора. (Например лакмус, метилоранж, фенолфталеин)

     Индикатор
Среда

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

Кислая среда

Красный

Розовый

Бесцветный

Задание. Сейчас, приступите, пожалуйста, к выполнению лабораторного опыта. (Повторение ТБ при работе с кислотами!)

Повторение ТБ при работе с кислотами. Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.

Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.

Повторим: выполнять все указания учителя, Не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,

Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды.

Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.

Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета в тетради. Форма работы: парная. Время работы – 8–10 минут.

Инструктивная карта

Лабораторная работа

Тема: “Изменение окраски индикаторов в кислых средах”.

Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислых средах.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки, вода.

1. Проведение исследовательского опыта и оформление результатов. Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.

2. Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной кислотой результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты исследований запишите в таблицу. Во вторую пробирку добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.

3. Повторите опыты, описанные выше (в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой предварительно их растворив.

4. Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

Действие кислот на индикаторы

Индикатор Окраска индикатора в воде Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) Окраска индикатора в лимонной кислоте
Фенолфталеин Бесцветная    
Лакмусовая бумажка Желтая    
метилоранж Оранжевая    

Обсуждение результатов и формулирование выводов (слайд 8).

— Как можно определить раствор кислоты среди других веществ? (Раствор кислоты среди

Материал по химии по теме: Кислоты в таблицах

Формула

Название кислоты

Название соли

HAlO2                 

Метаалюминиевая

Метаалюминат

HBO2                         

Метаборная

Метаборат

h4BO3

Ортоборная

Ортоборат

HBr

Бромоводородная

Бромид

HCOOH         

Муравьиная

Формиат

HCN                  

Циановодородная

Цианид

h3CO3

Угольная

Карбонат

h3C2O4

Щавелевая

Оксолат

h5C2O2 (Ch4COOH)

Уксусная

Ацетат

HCl

Хлороводородная

Хлорид

HClO          

Хлорноватистая

Гипохлорит

HClO2         

Хлористая

Хлорит

HClO3          

Хлорноватая

Хлорат

HClO4         

Хлорная

Перхлорат

HCrO2                 

Метахромистая

Метахромит

HCrO4          

Хромовая

Хромат

HCr2O7                 

Двухромовая

Дихромат

HI                  

Иодоводородная

Иодид

HMnO4         

Марганцевая

Перманганат

h3MnO4         

Марганцовистая

Манганат

h3MoO4         

Молибденовая

Молибдат

HNO2          

Азотистая

Нитрит

HNO3         

Азотная

Нитрат

HPO3         

Метафосфорная

Метафосфат

h4 PO4 

Ортофосфорная

Ортофосфат (фосфат)

h5P2O7

Двуфосфорная(Пирофосфорная)

Дифосфат(Пирофосфат)

h4PO3          

Фосфористая

Фосфит

h4PO2          

Фосфорноватистая

Гипофосфит

h3S          

Сероводородная

Сульфид

h3SO3         

Сернистая

Сульфит

h3SO4         

Серная

Сульфат

h3S2O3         

Тиосерная

Тиосульфат

h3Se          

Селеноводородная

Селенид

h3SiO3         

Кремниевая

Силикат

HVO3          

Ванадиевая

Ванадат

h3WO4         

Вольфрамовая

Вольфрамат

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по химии (11 класс) по теме: Кислоты в таблицах.

Формула

Название кислоты

Название соли

HAlO2                 

Метаалюминиевая

Метаалюминат

HBO2                         

Метаборная

Метаборат

h4BO3

Ортоборная

Ортоборат

HBr

Бромоводородная

Бромид

HCOOH         

Муравьиная

Формиат

HCN                  

Циановодородная

Цианид

h3CO3

Угольная

Карбонат

h3C2O4

Щавелевая

Оксолат

h5C2O2 (Ch4COOH)

Уксусная

Ацетат

HCl

Хлороводородная

Хлорид

HClO          

Хлорноватистая

Гипохлорит

HClO2         

Хлористая

Хлорит

HClO3          

Хлорноватая

Хлорат

HClO4         

Хлорная

Перхлорат

HCrO2                 

Метахромистая

Метахромит

HCrO4          

Хромовая

Хромат

HCr2O7                 

Двухромовая

Дихромат

HI                  

Иодоводородная

Иодид

HMnO4         

Марганцевая

Перманганат

h3MnO4         

Марганцовистая

Манганат

h3MoO4         

Молибденовая

Молибдат

HNO2          

Азотистая

Нитрит

HNO3         

Азотная

Нитрат

HPO3         

Метафосфорная

Метафосфат

h4 PO4 

Ортофосфорная

Ортофосфат (фосфат)

h5P2O7

Двуфосфорная(Пирофосфорная)

Дифосфат(Пирофосфат)

h4PO3          

Фосфористая

Фосфит

h4PO2          

Фосфорноватистая

Гипофосфит

h3S          

Сероводородная

Сульфид

h3SO3         

Сернистая

Сульфит

h3SO4         

Серная

Сульфат

h3S2O3         

Тиосерная

Тиосульфат

h3Se          

Селеноводородная

Селенид

h3SiO3         

Кремниевая

Силикат

HVO3          

Ванадиевая

Ванадат

h3WO4         

Вольфрамовая

Вольфрамат

Учебно-методическое пособие (химия) на тему: кислоты таблица

Формула кислоты

название

Формула кислотного остатка

Название соли

HAlO2

Метаалюминиевая

AlO2

Метаалюминат

HAsO3

Метамышьяковая

AsO3

Метаарсеат

h4AsO4

Ортомышьяковая

AsO4

Ортоарсенат

h4AsO3

Ортовышьяковистая

AsO3

Ортоарсенит

HBO3

Ортоборная

BO3

Ортоборат

HBr

Бромводородная

Br

Бромид

HBrO

Бромноватистая

BrO

Гипобромид

HCOOH

Муравьиная

COOH

Формиат

HCN

Циановодородная

CN

Цианид

h3CO3

Угольная

CO3

Карбонат

h3C2O4

Щавелевая

C2O4

Оксалат

HCl

Хлороводородная

Cl

Хлорид

HClO

Хлорноватистая

ClO

Гипохлорит

HClO2

Хлористая

ClO2

Хлорит

HClO3

Хлорноватая

ClO3

Хлорат

HClO4

Хлорная

ClO4

Перхлорат

h3S

Сероводородная

S

Сульфид

HSCN

Роданистоводородная

SCN

Роданид

h3SO3

Сернистая

SO3

Сульфит

h3SO4

Серная

SO4

Сульфат

h3S2O3

Тиосерная

S2O3

Тиосульфат

h3S2O7

Двусерная (пиросерная)

S2O7

Дисульфат (пиросульфат)

h3Se

Селенистоводородная

Se

Селенид

h3SeO3

Селенистая

SeO3

Селенит

h3SeO4

Селеновая

SeO4

Селенат

h3SiO3

Кремниевая

SiO3

Силикат

HVO3

Ванадиевая

VO3

Ванадат

h3WO4

Вольфрамовая

WO4

Вольфрамат

HCrO2

Метахромистая

CrO2

Метахромит

h3CrO4

Хромовая

CrO2

Хромат

h3Cr2O7

Двухромовая

Cr2O7

Дихромат

HJ

Йодоводородная

J

Йодид

HJO

Йодоватистая

JO

Гипойодид

HJO3

Йодноватая

JO3

Йодат

HJO4

Йодная

JO4

Перйодат

HMnO4

Марганцевая

MnO4

Перманганат

h3MnO4

Марганцовистая

MnO4

Манганат

h3MoO4

Молибденовая

MoO4

Молибдат

HN3

Азотисто-водородная

N3

Азид

HNO2

Азотистая

NO2

Нитрид

HNO3

Азотная

NO3

Нитрат

h4PO2

Фосфорноватистая

PO2

Гипофосфид

h4PO3

Фосфористая

PO3

Фосфат

HPO3

Метафосфорная

PO3

Метафосфат

h4PO4

Ортофосфорная

PO4

Ортофосфат

h5P2O7

Двуфосфорная (пирофосфорная)

P2O7

Дифосфат (пирофосфат)

Конспект урока 8 класс Кислоты

8 класс

Тема урока: Кислоты, их состав и названия.

Цель урока: Познакомить учащихся с классом неорганических соединений — кислотами

Задачи урока:

Образовательные.

  • Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.

  • Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.

Развивающие.

  • Развивать умения сравнивать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.

  • Развивать мышление учащихся, память.

Воспитательные.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости, кислоты. Межпредметные связи: биология

Пояснительная записка.

На уроке используется компьютерная презентация, которая позволяет:

  • Показать дополнительный материал по теме урока;

  • Является средством для обеспечения наглядности и уплотнения материала;

  • Экономично расходовать время урока.

План урока.

  1. Организационный этап- 1 мин.

  2. Повторение — 7 мин.

  3. Объяснение нового материала — 24 мин.

  4. Закрепление материала — 7мин.

  5. Аналитический этап – 5 мин.

  6. Задание на дом — 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Этап: Организационный

Учитель проверяет готовность детей к уроку

Готовятся к уроку

  1. Повторение

Задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Методы контроля: устный опрос, письменная работа

Учитель проводит:

1.Фронтальный опрос.

Слайд 2. ВОПРОСЫ:

  • Какие вещества мы будем называть оксидами?

  • Какие вещества мы будем называть основаниями?

  • Дайте классификацию оксидов?

  • Приведите примеры оксидов.

  • Как классифицируют основания?

  • Приведите примеры оснований.

  • Охарактеризуйте свойства некоторых оснований.

2.Письменная работа. На доске: CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)3 , выбрать из формул оксиды и основания. Оформить в виде таблицы:

оксиды

основания

Учащиеся отвечают на вопросы

Ответы:

  • Оксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород

  • Основания – сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп

  • Оксиды металлов и неметаллов

  • Например, углекислый газ, вода, оксид азота, оксид меди

  • Основания одно-двух-и трехосновные, расворимые и нерастворимые

  • Гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид меди и тд.

  • Едкие, мылкие на ощуп, в основном белые и при обычных условиях твердые вещества

Выполняют письменную работу

Ответы:

оксиды

основания

CaO, Al2O3, K2O,

NaOH, Cu(OH)2 , Al(OH)3

  1. Объяснение нового материала

Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Методы: беседа, самостоятельная (сообщения) и индивидуальная работа учащихся

Учитель: запишем тему нашего урока: «Кислоты»

Учитель: как вы думаете, какие вещества мы будем называть кислотами?

Слайд 3. Определение

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Слайд 4. Общая формула кислот

Н-КО

Водород кислотный остаток

Слайд 5. Названия распространенных кислот

  • HCl хлороводородная (соляная)

  • HFфтороводородная (плавиковая)

  • HBr бромоводородная

  • HI йодоводородная

  • H2S — сероводородная

  • H2CO3 угольная

  • H2SO4 серная

  • H2SO3 сернистая

  • HNO3азотная

  • HNO2азотистая

  • H3PO4 ортофосфорная

Слайд 6. Классификация кислот

Кислоты:

Слайд 7.

Кислоты:

  • Одноосновные

  • Двухосновные

  • Трехосновные

Слайд 8.

Кислоты:

  • Твердые

  • Жидкие

Слайд 9-10.

Сообщение учащегося о кислотах в природе

Слайд 11. Где находятся кислоты?

  • В организме человека

  • В организме животного

  • В организме насекомого

  • В лекарствах

  • В пище

  • В растениях

Слайд 12. Кислоты в организме

Слайд 13. Кислоты неорганические

(небольшие выступления учащихся о кислотах)

Слайд 14. H2SO4 серная кислота

тяжелая маслянистая жидкость, сильный окислитель, электролит.

Издавна её называют «матерью всех кислот», «Купоросное масло»

Концентрированная серная кислота – это бесцветная маслянистая жидкость, без запаха, примерно в два раза тяжелее воды.

Слайд 15. HClхлороводородная (соляная) кислота

бесцветная жидкость.

Она имеет запах хлороводорода. Соляная кислота ”дымит” на воздухе – это является её характерным свойством.

Слайд 16. Серная и соляная кислоты – едкие вещества, они повреждают ткань, бумагу и древесину. При попадании на кожу вызывают ожоги.

Слайд 17. HNO3 -азотная кислота

Бесцветная летучая жидкость с резким запахом, дымит на воздухе, сильный окислитель.

Её называют «царицей всех кислот»

Она необходима для взрывчатых веществ, для красителей, лаков, лекарств.

Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения – вот ее применение.

Слайд 18. СН3 СООН — уксусная кислота — самая древняя . Упоминания о ней содержатся в древнейших рукописях. Впервые она получена из виноградного сока

Слайд 19. Н2СО3 – угольная кислота

В свободном виде не существует, так как разлагается на воду и соответствующий газ

Записывают

Дают предполагаемые определения

Записывают определение и общую формулу кислот в тетрадь

Знакомятся с кислотами, проговаривают формулы и названия

Знакомятся с классификацией кислот, записывают схемы, приводят примеры – хотя бы 1-2х кислот

Кислоты:

  • Бескислородные (HCl, H2S)

  • Кислород содержащие (H2SO4, HNO3)

  • Одноосновные (HNO3 ,HF)

  • Двухосновные (H2CO3, H2SO4 )

  • Трехосновные (H3PO4)

Учащийся выступает с сообщением, остальные слушают, записывают основное

Обсуждают — где находятся кислоты, записывают материал в тетрадь

Учащийся выступают с сообщениями, остальные слушают, записывают основное

  1. Закрепление материала

Задачи этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Методы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся

Слайд 20.

Задание: Дайте характеристику кислот

1 вариант: азотной

2 вариант: фосфорной

По плану:

  1. Формула

  2. Наличие кислорода

  3. Основность

  4. Растворимость

  5. Степени окисления элементов

  6. Соответствующий оксид

Выполнение упражнений по учебнику после параграфа

Выполняют задание

Ответы:

Азотная

HNO3

Кислородсодержащая

Одноосновная

Растворимая

H+1 N+5 O3-2

N2O5

Фосфорная

H3PO4

Кислородсодержащая

Трехосновная

Растворимая

H3 +1P +5 O4 -2

P2O5

Выполняют

  1. Аналитический этап

Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Методы: беседа

Учитель: предлагаю сделать выводы по уроку

Делают выводы

  1. Домашнее задание

Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слайд 21.

§ 20

Записывают домашнее задание

Список литературы.

  1. В.Г. Денисова “Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна”, Волгоград 2009.

  2. Т.А. Боровских “Обучение химии в 8 кл. Методическое пособие.”, Москва 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *