Для учащихся 8 класса — Сайт lysakovaen!

«Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность».
(Бернард Шоу)

Пусть зимний день с метелями
Мне навевает грусть.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть!

Динамическая таблица Менделеева

Игра «Таблица Менделеева» — жми на картинку и играй!

Таблица с русскими и латинскими названиями химических элементов
ХЭ таблица.png
Portable Network Image Format 9.3 KB

Естественные семейства элементов
Зависимость свойств элементов от атомног
JPG Image 135.2 KB

Примеры составления молекулярных и структурных формул
Составление структурных формул 8 кл.gif
Graphic Interchange format 12.5 KB

Правила определения валентности
РАЗДАТОЧНЫЙ валентность 8 класс.doc
Microsoft Word Document 35.5 KB

Изменение цвета индикаторов в различных средах
Изменение окраски кислотно-основных инди
Microsoft Word Document 39.5 KB

Таблица растворимости
Таблица растворимости солей, кислот и ос
Microsoft Word Document 43.0 KB

Важнейшие классы неорганических соединений
Опорный конспект Классы неорган соед.doc
Microsoft Word Document 92.5 KB

Таблица с названиями кислот и их кислотных остатков
кислоты и остатки.doc
Microsoft Word Document 59.0 KB

Оксиды и соответствующие им гидроксиды
Раздаточный ОКСИДЫ 8 класс.doc
Microsoft Word Document 87.0 KB

Опорная схема Генетическая связь между классами неорганических соединений
Генетическая связь.jpg
JPG Image 110.5 KB

Опорная схема «Оксиды»
ОС Оксиды 8 кл.docx
Microsoft Word Document 88.0 KB

Опорная схема «Основания»
ОС Основания 8 кл.docx
Microsoft Word Document 76.5 KB

Опорная схема «Кислоты»
ОС Кислоты 8 кл.docx
Microsoft Word Document 60.1 KB

Определение степеней окисления
1.png
Portable Network Image Format 431.7 KB

2.png
Portable Network Image Format 383.1 KB

Опорная схема «П/гр Азота»
ОС пгр Азота.docx
Microsoft Word Document 81.8 KB

Опорная схема «Азот»
Microsoft Word Document 62.9 KB

Опорная схема «Аммиак»
ОС Аммиак.docx
Microsoft Word Document 51.2 KB

ЭХ ряд активности металлов, таблица и закономерности
ПАМЯТКА ЭХ ряд Ме.docMicrosoft Word Document 74.0 KB

ОЭО
Относительные электроотрицательности эле
Microsoft Word Document 43.5 KB

Металлы
доп мат-л по Ме.doc
Microsoft Word Document 2.0 MB
Тривиальные названия некоторых веществ

Кислоты и их кислотные остатки










Экзамен по химии за 10 класс
Экзамен ХИМИЯ за 10 класс.doc
Microsoft Word Document 58.5 KB

ВАЖНЕЙШИЕ альфа АМИНОКИСЛОТЫ.doc
Microsoft Word Document 44.0 KB
Онлайн тест для учащихся 10 и 11 класса

Интерактивный мультимедиа учебник по органической химии

Химия в таблицах и схемах 1
Хим в табл и сх1.zip
Compressed Archive in ZIP Format 1.3 MB

Химия в таблицах и схемах 2
Хим в табл и сх2.zip
Compressed Archive in ZIP Format 1.5 MB

Химия в таблицах и схемах
Хим в табл и сх1.zip
Compressed Archive in ZIP Format 1.3 MB


Краткая характеристика самостоятельных работ учащихся
Виды самостоятельных работ.docx
Microsoft Word Document 13.0 KB

Требования к оформлению реферата
Требования к оформлению реферата.doc
Microsoft Word Document 40.5 KB

Требования к оформлению презентаций
Требования к презентациям.doc
Microsoft Word Document 235.0 KB
Урок химии в 8 классе Кислоты, их состав. Классификация кислот.
Урок химии в 8 классе Кислоты, их состав. Классификация кислот.
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Задачи урока. Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот; Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах, обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.
Ход урока.
Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.
Фронтальный опрос.
Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? Изучали тему: “Соединения химических элементов”.
Какие соединения химических элементов мы уже изучили? Познакомились с классом оксидов, оснований.
Из перечисленных химических формул, выберите оксиды и основания и запишите в таблицу:
MgO, NaOH, h3S, N2 O5, Zn(OH)2, K2O, HCI, SiO2, Ba (OH)2, h3SO4, h4PO4, CuO, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HNO3
Дать названия оксидам и основаниям.
Какие вещества (соединения) называются оксидами?
На какие две группы делятся оксиды?
Как, пользуясь периодической таблицей химических элементов, отыскать и
составить формулы оксидов?
(Учащиеся отвечают на вопросы, учитель показывает по периодической таблице, как составить формулы оксидов для каждой группы элементов.)
Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога. Обратите внимание!
Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? (Учитель создает проблему)
Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.
Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот.
И сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?
А что вы хотите узнать о кислотах? Данная проблема решается с помощью диалога с учителем.
1.Состав, названия и классификация кислот.
В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это — грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты, которые лежат перед каждым на кусочке фольги. Он кислый, отсюда и название класса «кислоты». Большинство кислот кислые на вкус (но встречаются и другие: горькие — никотиновая, сладкие — салициловая, безвкусные — стеариновая). Но ни один химик и ни один грамотный человек даже и не подумает распознать таким образом кислоты – это может быть смертельно опасно, ведь к кислотам относят и знаменитую цианистоводородную, и страшную серную кислоты. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознавать кислоты, как и щёлочи, с помощью индикаторов – веществ, которые приобретают характерную окраску в зависимости от кислотности среды.
Перечислим кислоты:
Хлороводородная (соляная) HCI.
Азотная HNO3.
Азотистая HNO2.
Сероводородная H2S.
Серная H2SO4.
Сернистая H2SO3.
Фосфорная H3PO4.
Угольная H2CO3 .
Кремниевая H2SiO3.
Уксусная CH3COOH.
Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород, который в формуле записан на первом месте — он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком.
Общее с составе молекул всех кислот – наличие атомов водорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие нет.
Указанные кислоты образованы только неметаллами, значит, за счёт ковалентных или атомных связей. Следовательно, мы можем дать определение кислот как сложных веществ, состоящих из атомов водорода и кислотного остатка.
Классифицируем кислоты по двум признакам:
1) по числу атомов водорода:
а) одноосновные: HCI, HNO3, HNO2
б) двухосновные: H2S, H2SO4, H2SO3, H2CO3, H2SiO3
в) трехосновные: H3PO4.
2) по наличию кислорода в кислотном остатке:
а) кислородные: HNO3, HNO2, H2SO4, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, H3PO4.
б) бескислородные: HCI, H2S.
Кислоты можно, как и основания, также классифицировать и по признаку растворимости, определить который можно по таблице растворимости, а лучше запомнить: нерастворима только кремниевая кислота H2SiO3 (стрелка рядом с формулой обозначает осадок), все остальные кислоты растворимы.
И ещё: угольная и сернистые кислоты в свободном виде не существуют, так как они легко распадаются на воду и соответственно углекислый и сернистый газы:
H2SO3 = SO2 ↑ + H2O
H2CO3 = CO2↑ + H2O
(стрелка вверх около формулы обозначает газ).
простые – ионы водорода H+
и сложные – ионы кислотного остатка (понятно, что в силу электронейтральности молекулы кислотный остаток будет иметь отрицательный заряд, равный основности кислоты) NO3—, SO42-, PO43-.
Вот и ещё одно отличие между степенью окисления элементов и зарядом иона: число видов с. о. элементов в соединении равно числу элементов в составе вещества, число видов ионов равно числу частей вещества. Так, для H2SO4
а) заряды ионов H+2SO42-;
б) с. о. элементов H2 +1S+6O42
3. Кислоты в природе. Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало.
Немало кислот содержится и в нашей пище — фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов.
Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы.
Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит — символ прочности — может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют — лишайниковые кислоты.
Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая — поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты — сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме. Попадая на кожу, некоторые кислоты вызывают сильные ожоги.
.4. Представители кислот.
Уксусная кислота. «Древесная кислота» (около 3 тыс. лет)
Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «уксус», означающего «кислый»? Почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т. е. водный раствор уксусной кислоты, называли «кислая влажность» или «древесная кислота».
Серная кислота (X в.) электронное приложение к учебнику «Химия. 8 класс.» О.С.Габриеляна
С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в X в. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса, и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.
Серная кислота – один из важнейших продуктов, используемых в различных отраслях промышленности. Основными её потребителями являются производство минеральных удобрений. Металлургия, очистка нефтепродуктов. Серная кислота применяется также в производстве других кислот, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарств, красок, в качестве электролита для свинцовых аккумуляторов.
Правило разбавления серной кислоты: в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Следует запомнить:
кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5%-ным раствором соды.
Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается и в том, что она «жадно» отнимает воду у органических веществ, вещество при этом обугливается.
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в XV в. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту — селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот».
Соляная кислота содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей. И помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приёму пищи заранее: лишь только мы начнём пережёвывать пищу, он выделяет желудочный сок, в состав которого входит и HCI. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, особенно если ученик в школе не завтракает: желудочный сок начнёт переваривать стенки самого желудка. Жуйте только на полный желудок и помните об эстетичности – не очень-то приятно смотреть на чей-то постоянно жующий рот.
Угольная кислота (XVIII в.)
Угольную кислоту получил впервые в конце XVIII в. Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток. За это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.
Индивидуальные задания:
1). Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их.
Варианты: 1. H2OSOHBrNa2CO3MqBaH2CO3SO4KOH
2. H3PO4P2O5CaH2SHPH3NO2CS2NH3CO2
3. HCIBaSHKSHH2Na2OH2SiO3NaCIH2SO4
Первичное закрепление.
Мы с вами устали и теперь давайте поиграем в игру “третий лишний”
А) HCI, HNO3, h4PO4
Б) h3SiO3, HF, HI
В) h3SO4 h3S h4BO3
Мы вспомнили такие ранее изученные понятия, как оксиды, основания
Узнали новые понятия такие, как кислоты, кислотный остаток и другие
Мы отработали такие умения, как правильное обращение с кислотами
И к концу урока мы четко уяснили, что кислоты – это еще один класс неорганических соединений. Нам необходимы не только теоретические знания о них, но и практические умения работать с ними, соблюдая правила техники безопасности. Хотя на данном этапе наш урок закончен, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и о других веществах.
Рефлексия
Задача: Создать условия для самооценки учебной деятельности.
А теперь, мне хотелось бы узнать ваше мнение о данном уроке. Для этого выполните рефлексивный тест:
1. Я узнал много нового материала
2. Мне это пригодится в жизни
3. На все возникшие вопросы я получила ответы
4. На уроке я поработала добросовестно.
Домашнее задание. Параграф 20, вопросы. Выучить номенклатуру кислот.
«Кислоты». 8-й класс
Цели урока: формирование представлений о кислотах, изучение классификации кислот, их химических свойств, применение и нахождение в природе; продолжить работу по развитию умения составлять формулы химических соединений по таблице растворимости.
Задачи.
- Образовательные : первичное знакомство и изучение нового класса неорганических веществ “Кислоты”; осмысление связи кислот с кислотными оксидами; ознакомить учащихся с определением, составом, классификацией, номенклатурой кислот, научить определять кислоты среди других веществ, классифицировать кислоты, определять валентности кислотных остатков.
- Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах), воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: проектор, компьютер, презентация по теме: Кислоты”, индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин; соляная кислота, лимонная кислота, кремниевая кислота, серная кислота, колбы, стеклянные палочки, инструктивные карты учащимся, лучинка, пробирки.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин.)
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
— Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? (Изучали тему: “Соединения химических элементов”)
— Какие соединения химических элементов мы уже изучили? (Познакомились с классом оксидов, оснований)
— Какие химические соединения называются оксидами? (Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2
— Какие химические соединения называются основаниями? (Основания — это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.)
3. Познавательная задача.
Мы изучаем классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание:
Слайд 1. Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ.
Уравнения реакций | Тип химической реакции | |||
Соединения | Разложения | Замещения | Обмена | |
Mg+H2SO4=MgSO4+H2 | В | Б | О | М |
2Na+S=Na2S | С | Д | Ж | Н |
2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O | Г | Т | У | З |
KOH+HCl=KCl+H2O | Л | Е | В | Ы |
2Сa+O2=2CaO | Л | Н | Г | Б |
Mg+CuCl2=Cu+MgCl2 | З | П | К | Д |
CaCO3=CaO+CO2 | Р | И | Ф | А |
Название какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты.
Слайд 3. Тема урока: Кислоты.
— Дайте названия соединениям, участвующим в выше предложенных реакциях. (Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога)
Обратите внимание!
— Почему некоторым химическим формулам в таблице вы не дали названий? (Учитель создает проблему)
(Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.)
— Совершенно верно. Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений кислотами
4. Изучение нового материала.
С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты? Кислоты встречаются на кухне, в аптечке. Кислоты есть и в организме живых существ и человека. Наверняка те из вас, кто занимается спортом, слышали, что существует молочная кислота, которая образуется в мышцах при физической нагрузке, а в желудке у каждого из нас содержится соляная кислота, без которой невозможно полноценное функционирование организма.
На уроках химии мы уже тоже встречались с этими веществами. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе.
Первое упоминание о кислотах было на уроках изучения темы “Водород”. Мы выполняли практическую работу с использованием соляной кислоты.
В следующий раз, когда начали знакомиться с классификацией неорганических веществ и изучали класс “Оксиды”. Мы говорили, что оксиды могут быть двух видов. Какие? Кислотные и основные.
Кислотные оксиды – это оксиды неметаллов, основные – это оксиды металлов.
Слайд 4.
Поиграем в “Крестики-нолики”.
Покажите выигрышный путь, которому соответствуют формулы кислотных оксидов:
Слайд 5. Выполнение у доски.
Na2O | CuO | SO3 |
MgO | Cl2O7 | N2O5 |
BaO | P2O5 | CO2 |
— Почему кислотные оксиды называются кислотными? (Потому что им соответствуют кислоты)
На прошлом уроке мы учились составлять формулы соответствующих кислот. Давайте вспомним, как мы это делали еще раз. (Далее опрос детей о порядке составления формул кислот). Работа в парах. 1 вариант составляет формулу серной кислоты. 2 вариант проверяет. После проверки и объяснения ошибок учителем дается задание 2 варианту составить формулу угольной кислоты, а 1 вариант проверяет написание формулы.
— Что нужно сделать с оксидом, что бы получить из него кислоту? (Добавить к нему молекулу воды)
— Какой атом выписываем первым? (Водород)
Мы получили формулы кислот. Посмотрите на них. Что у них общего?
На первом месте стоит атом водорода. А все остальные атомы в молекуле, кроме водорода, называются кислотным остатком.
Т.о. кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.
Вспомните, чему равно валентность атома водорода в соединениях? (1)
В кислотах валентность водорода тоже равна I. А вот валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода а кислоте.
Слайд 6. Поработаем над определением.
Задание. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот:
H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4
Задание. Определите валентность кислотных остатков:
II | II | I | II | III | ||||
H2SO4; |
H2CO3; |
HNO3; |
H2SiO3; |
H3PO4 |
Еще раз посмотрим на общую формулу кислот. Атомов водорода может быть несколько, а может быть один. Кислотный остаток состоит из атомов неметаллов, которых в периодической системе больше 50. Т.е. кислот существует огромное множество. Как же в них разобраться? Рассмотрим их классификацию.
Слайд 7.
I. По числу атомов водорода:
х = 1 – одноосновная, например, HNO3
х = 2 – двухосновная, например, H2CO3
х = 3 – трехосновная, например, H3PO4
Задание. Разделите кислоты по числу атомов водорода:
H3PO4; HCl; H2S; HNO3; H2SO4: HBr; H2CO3; H2SO3; HClO4; H2SiO3.
Слайд 8.
II. По наличию в кислотном остатке атомов кислорода:
- бескислородные HI
- кислородосодержащие H2CO3
Задание. Классифицируйте кислоты по наличию атомов кислорода и допишите в схему:
H3PO4; HCl; HNO3; H2S; H2SO4; HBr
Кислоты различных типов могут быть получены по-разному.
Кислородосодержащие – взаимодействием кислотного оксида с водой:
Cl2O7 + H2O —> HClO4
Бескислородные – взаимодействием неметалла с водородом:
H2 + Cl2 —> HCl
На практической работе – “Получение водорода” мы использовали соляную кислоту. Все видели, что это бесцветная жидкость. Но не все кислоты обладают таким агрегатным состоянием. Посмотрите в таблицу растворимости и скажите какая кислота нерастворимая?
HCl |
жидкости | H2SiO3 |
Твердое вещество |
H2CO3 |
Не существуют в свободном виде |
H2SO4 |
H2SO3 |
H2CO3 = CO2 +H2O
H2SO3 = SO2+ H2O
Как вы думаете, почему кислоты называют именно кислотами? Потому что они кислые на вкус. Вам известна лимонная кислота, содержащаяся в лимонах, уксусная кислота, используемая в кулинарии, витамины – “аскорбинки” - аскорбиновая кислота. Они действительно кислые на вкус. А чем улавливается вкус? Рецепторами, клетками отвечающими за восприятие и осязание. С точки зрения химии, кислоты тоже “кислые”. Их растворы дают кислую среду, которую можно определить с помощью специальных “химических рецепторов” – индикаторов. В зависимости от среды они меняют цвет.
Слайд 9. Индикатор — вещество, дающее цветные химические реакции в зависимости от среды раствора. (Например лакмус, метилоранж, фенолфталеин)
Индикатор Среда |
Лакмус |
Метилоранж |
Фенолфталеин |
Кислая среда |
Красный |
Розовый |
Бесцветный |
Задание. Сейчас, приступите, пожалуйста, к выполнению лабораторного опыта. (Повторение ТБ при работе с кислотами!)
Повторение ТБ при работе с кислотами. Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.
Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.
Повторим: выполнять все указания учителя, Не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды.
Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.
Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета в тетради. Форма работы: парная. Время работы – 8–10 минут.
Инструктивная карта
Лабораторная работа
Тема: “Изменение окраски индикаторов в кислых средах”.
Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислых средах.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки, вода.
1. Проведение исследовательского опыта и оформление результатов. Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.
2. Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной кислотой результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты исследований запишите в таблицу. Во вторую пробирку добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.
3. Повторите опыты, описанные выше (в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой предварительно их растворив.
4. Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!
Действие кислот на индикаторы
Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) | Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Фенолфталеин | Бесцветная | ||
Лакмусовая бумажка | Желтая | ||
метилоранж | Оранжевая |
Обсуждение результатов и формулирование выводов (слайд 8).
— Как можно определить раствор кислоты среди других веществ? (Раствор кислоты среди
Формула | Название кислоты | Название соли |
HAlO2 | Метаалюминиевая | Метаалюминат |
HBO2 | Метаборная | Метаборат |
h4BO3 | Ортоборная | Ортоборат |
HBr | Бромоводородная | Бромид |
HCOOH | Муравьиная | Формиат |
HCN | Циановодородная | Цианид |
h3CO3 | Угольная | Карбонат |
h3C2O4 | Щавелевая | Оксолат |
h5C2O2 (Ch4COOH) | Уксусная | Ацетат |
HCl | Хлороводородная | Хлорид |
HClO | Хлорноватистая | Гипохлорит |
HClO2 | Хлористая | Хлорит |
HClO3 | Хлорноватая | Хлорат |
HClO4 | Хлорная | Перхлорат |
HCrO2 | Метахромистая | Метахромит |
HCrO4 | Хромовая | Хромат |
HCr2O7 | Двухромовая | Дихромат |
HI | Иодоводородная | Иодид |
HMnO4 | Марганцевая | Перманганат |
h3MnO4 | Марганцовистая | Манганат |
h3MoO4 | Молибденовая | Молибдат |
HNO2 | Азотистая | Нитрит |
HNO3 | Азотная | Нитрат |
HPO3 | Метафосфорная | Метафосфат |
h4 PO4 | Ортофосфорная | Ортофосфат (фосфат) |
h5P2O7 | Двуфосфорная(Пирофосфорная) | Дифосфат(Пирофосфат) |
h4PO3 | Фосфористая | Фосфит |
h4PO2 | Фосфорноватистая | Гипофосфит |
h3S | Сероводородная | Сульфид |
h3SO3 | Сернистая | Сульфит |
h3SO4 | Серная | Сульфат |
h3S2O3 | Тиосерная | Тиосульфат |
h3Se | Селеноводородная | Селенид |
h3SiO3 | Кремниевая | Силикат |
HVO3 | Ванадиевая | Ванадат |
h3WO4 | Вольфрамовая | Вольфрамат |
Формула | Название кислоты | Название соли |
HAlO2 | Метаалюминиевая | Метаалюминат |
HBO2 | Метаборная | Метаборат |
h4BO3 | Ортоборная | Ортоборат |
HBr | Бромоводородная | Бромид |
HCOOH | Муравьиная | Формиат |
HCN | Циановодородная | Цианид |
h3CO3 | Угольная | Карбонат |
h3C2O4 | Щавелевая | Оксолат |
h5C2O2 (Ch4COOH) | Уксусная | Ацетат |
HCl | Хлороводородная | Хлорид |
HClO | Хлорноватистая | Гипохлорит |
HClO2 | Хлористая | Хлорит |
HClO3 | Хлорноватая | Хлорат |
HClO4 | Хлорная | Перхлорат |
HCrO2 | Метахромистая | Метахромит |
HCrO4 | Хромовая | Хромат |
HCr2O7 | Двухромовая | Дихромат |
HI | Иодоводородная | Иодид |
HMnO4 | Марганцевая | Перманганат |
h3MnO4 | Марганцовистая | Манганат |
h3MoO4 | Молибденовая | Молибдат |
HNO2 | Азотистая | Нитрит |
HNO3 | Азотная | Нитрат |
HPO3 | Метафосфорная | Метафосфат |
h4 PO4 | Ортофосфорная | Ортофосфат (фосфат) |
h5P2O7 | Двуфосфорная(Пирофосфорная) | Дифосфат(Пирофосфат) |
h4PO3 | Фосфористая | Фосфит |
h4PO2 | Фосфорноватистая | Гипофосфит |
h3S | Сероводородная | Сульфид |
h3SO3 | Сернистая | Сульфит |
h3SO4 | Серная | Сульфат |
h3S2O3 | Тиосерная | Тиосульфат |
h3Se | Селеноводородная | Селенид |
h3SiO3 | Кремниевая | Силикат |
HVO3 | Ванадиевая | Ванадат |
h3WO4 | Вольфрамовая | Вольфрамат |
Формула кислоты | название | Формула кислотного остатка | Название соли |
HAlO2 | Метаалюминиевая | AlO2 | Метаалюминат |
HAsO3 | Метамышьяковая | AsO3 | Метаарсеат |
h4AsO4 | Ортомышьяковая | AsO4 | Ортоарсенат |
h4AsO3 | Ортовышьяковистая | AsO3 | Ортоарсенит |
HBO3 | Ортоборная | BO3 | Ортоборат |
HBr | Бромводородная | Br | Бромид |
HBrO | Бромноватистая | BrO | Гипобромид |
HCOOH | Муравьиная | COOH | Формиат |
HCN | Циановодородная | CN | Цианид |
h3CO3 | Угольная | CO3 | Карбонат |
h3C2O4 | Щавелевая | C2O4 | Оксалат |
HCl | Хлороводородная | Cl | Хлорид |
HClO | Хлорноватистая | ClO | Гипохлорит |
HClO2 | Хлористая | ClO2 | Хлорит |
HClO3 | Хлорноватая | ClO3 | Хлорат |
HClO4 | Хлорная | ClO4 | Перхлорат |
h3S | Сероводородная | S | Сульфид |
HSCN | Роданистоводородная | SCN | Роданид |
h3SO3 | Сернистая | SO3 | Сульфит |
h3SO4 | Серная | SO4 | Сульфат |
h3S2O3 | Тиосерная | S2O3 | Тиосульфат |
h3S2O7 | Двусерная (пиросерная) | S2O7 | Дисульфат (пиросульфат) |
h3Se | Селенистоводородная | Se | Селенид |
h3SeO3 | Селенистая | SeO3 | Селенит |
h3SeO4 | Селеновая | SeO4 | Селенат |
h3SiO3 | Кремниевая | SiO3 | Силикат |
HVO3 | Ванадиевая | VO3 | Ванадат |
h3WO4 | Вольфрамовая | WO4 | Вольфрамат |
HCrO2 | Метахромистая | CrO2 | Метахромит |
h3CrO4 | Хромовая | CrO2 | Хромат |
h3Cr2O7 | Двухромовая | Cr2O7 | Дихромат |
HJ | Йодоводородная | J | Йодид |
HJO | Йодоватистая | JO | Гипойодид |
HJO3 | Йодноватая | JO3 | Йодат |
HJO4 | Йодная | JO4 | Перйодат |
HMnO4 | Марганцевая | MnO4 | Перманганат |
h3MnO4 | Марганцовистая | MnO4 | Манганат |
h3MoO4 | Молибденовая | MoO4 | Молибдат |
HN3 | Азотисто-водородная | N3 | Азид |
HNO2 | Азотистая | NO2 | Нитрид |
HNO3 | Азотная | NO3 | Нитрат |
h4PO2 | Фосфорноватистая | PO2 | Гипофосфид |
h4PO3 | Фосфористая | PO3 | Фосфат |
HPO3 | Метафосфорная | PO3 | Метафосфат |
h4PO4 | Ортофосфорная | PO4 | Ортофосфат |
h5P2O7 | Двуфосфорная (пирофосфорная) | P2O7 | Дифосфат (пирофосфат) |
Конспект урока 8 класс Кислоты
8 класс
Тема урока: Кислоты, их состав и названия.
Цель урока: Познакомить учащихся с классом неорганических соединений — кислотами
Задачи урока:
Образовательные.
Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.
Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.
Развивающие.
Развивать умения сравнивать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
Развивать мышление учащихся, память.
Воспитательные.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости, кислоты. Межпредметные связи: биология
Пояснительная записка.
На уроке используется компьютерная презентация, которая позволяет:
Показать дополнительный материал по теме урока;
Является средством для обеспечения наглядности и уплотнения материала;
Экономично расходовать время урока.
План урока.
Организационный этап- 1 мин.
Повторение — 7 мин.
Объяснение нового материала — 24 мин.
Закрепление материала — 7мин.
Аналитический этап – 5 мин.
Задание на дом — 1 мин.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Этап: Организационный
Учитель проверяет готовность детей к уроку
Готовятся к уроку
Повторение
Задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Методы контроля: устный опрос, письменная работа
Учитель проводит:
1.Фронтальный опрос.
Слайд 2. ВОПРОСЫ:
Какие вещества мы будем называть оксидами?
Какие вещества мы будем называть основаниями?
Дайте классификацию оксидов?
Приведите примеры оксидов.
Как классифицируют основания?
Приведите примеры оснований.
Охарактеризуйте свойства некоторых оснований.
2.Письменная работа. На доске: CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)3 , выбрать из формул оксиды и основания. Оформить в виде таблицы:
оксиды
основания
Учащиеся отвечают на вопросы
Ответы:
Оксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород
Основания – сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп
Оксиды металлов и неметаллов
Например, углекислый газ, вода, оксид азота, оксид меди
Основания одно-двух-и трехосновные, расворимые и нерастворимые
Гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид меди и тд.
Едкие, мылкие на ощуп, в основном белые и при обычных условиях твердые вещества
Выполняют письменную работу
Ответы:
оксиды
основания
CaO, Al2O3, K2O,
NaOH, Cu(OH)2 , Al(OH)3
Объяснение нового материала
Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Методы: беседа, самостоятельная (сообщения) и индивидуальная работа учащихся
Учитель: запишем тему нашего урока: «Кислоты»
Учитель: как вы думаете, какие вещества мы будем называть кислотами?
Слайд 3. Определение
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Слайд 4. Общая формула кислот
Н-КО
Водород кислотный остаток
Слайд 5. Названия распространенных кислот
HCl — хлороводородная (соляная)
HF — фтороводородная (плавиковая)
HBr — бромоводородная
HI — йодоводородная
H2S — сероводородная
H2CO3 — угольная
H2SO4 — серная
H2SO3 — сернистая
HNO3 — азотная
HNO2 — азотистая
H3PO4 — ортофосфорная
Слайд 6. Классификация кислот
Кислоты:
Слайд 7.
Кислоты:
Одноосновные
Двухосновные
Трехосновные
Слайд 8.
Кислоты:
Твердые
Жидкие
Слайд 9-10.
Сообщение учащегося о кислотах в природе
Слайд 11. Где находятся кислоты?
В организме человека
В организме животного
В организме насекомого
В лекарствах
В пище
В растениях
Слайд 12. Кислоты в организме
Слайд 13. Кислоты неорганические
(небольшие выступления учащихся о кислотах)
Слайд 14. H2SO4 — серная кислота
тяжелая маслянистая жидкость, сильный окислитель, электролит.
Издавна её называют «матерью всех кислот», «Купоросное масло»
Концентрированная серная кислота – это бесцветная маслянистая жидкость, без запаха, примерно в два раза тяжелее воды.
Слайд 15. HCl —хлороводородная (соляная) кислота
бесцветная жидкость.
Она имеет запах хлороводорода. Соляная кислота ”дымит” на воздухе – это является её характерным свойством.
Слайд 16. Серная и соляная кислоты – едкие вещества, они повреждают ткань, бумагу и древесину. При попадании на кожу вызывают ожоги.
Слайд 17. HNO3 -азотная кислота
Бесцветная летучая жидкость с резким запахом, дымит на воздухе, сильный окислитель.
Её называют «царицей всех кислот»
Она необходима для взрывчатых веществ, для красителей, лаков, лекарств.
Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения – вот ее применение.
Слайд 18. СН3 СООН — уксусная кислота — самая древняя . Упоминания о ней содержатся в древнейших рукописях. Впервые она получена из виноградного сока
Слайд 19. Н2СО3 – угольная кислота
В свободном виде не существует, так как разлагается на воду и соответствующий газ
Записывают
Дают предполагаемые определения
Записывают определение и общую формулу кислот в тетрадь
Знакомятся с кислотами, проговаривают формулы и названия
Знакомятся с классификацией кислот, записывают схемы, приводят примеры – хотя бы 1-2х кислот
Кислоты:
Бескислородные (HCl, H2S)
Кислород содержащие (H2SO4, HNO3)
Одноосновные (HNO3 ,HF)
Двухосновные (H2CO3, H2SO4 )
Трехосновные (H3PO4)
Учащийся выступает с сообщением, остальные слушают, записывают основное
Обсуждают — где находятся кислоты, записывают материал в тетрадь
Учащийся выступают с сообщениями, остальные слушают, записывают основное
Закрепление материала
Задачи этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме
Методы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся
Слайд 20.
Задание: Дайте характеристику кислот
1 вариант: азотной
2 вариант: фосфорной
По плану:
Формула
Наличие кислорода
Основность
Растворимость
Степени окисления элементов
Соответствующий оксид
Выполнение упражнений по учебнику после параграфа
Выполняют задание
Ответы:
Азотная
HNO3
Кислородсодержащая
Одноосновная
Растворимая
H+1 N+5 O3-2
N2O5
Фосфорная
H3PO4
Кислородсодержащая
Трехосновная
Растворимая
H3 +1P +5 O4 -2
P2O5
Выполняют
Аналитический этап
Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Методы: беседа
Учитель: предлагаю сделать выводы по уроку
Делают выводы
Домашнее задание
Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Слайд 21.
§ 20
Записывают домашнее задание
Список литературы.
В.Г. Денисова “Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна”, Волгоград 2009.
Т.А. Боровских “Обучение химии в 8 кл. Методическое пособие.”, Москва 2007.