Таблица местоимений в русском языке 4 класс: Склонение личных местоимений в русском языке в таблице (4 класс) – Местоимения в русском языке – какие бывают, таблица с примерами и правила (4-6 класс)

Задания по теме «Местоимение» 4 класс

Тренировочные задания по теме «МЕСТОИМЕНИЕ» 4 класс УМК «Школа России»

Задания подобраны так, чтобы закрепить знания по теме «Местоимение. Изменение местоимений по падежам. Правописание местоимений. Написание местоимений с предлогами.»

Ур о к 1. Понятие о местоимении: 1, 2, 3-е лицо.

Упражнение 1. Прочитай.

1) Я гайки делаю,

а ты

для гайки

делаешь винты.

2) Если мальчик

любит труд,

тычет

в книжку

пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик.

(В. М а я к о в с к и й.)

1. Подчеркни одной чертой местоимение, которое указывает на того, кто говорит?

2. Подчеркни двумя чертами местоимение, которое указывает на того, с кем говорят?

3. Возьми в кружок местоимение, которое указывает на того, о ком говорят?

Упражнение 2. а) Прочитай, подчеркни местоимения.

Навстречу солнцу и весне

и он, и ты, и я

идём сегодня по стране,

как дружная семья.

(Г. Сапгир.)

За то, друзья, мы так Отчизну любим,

что на земле прекрасней всех она!

(А. Пришелец.)

б) В данную таблицу впиши местоимения из упражнения.

Допиши в таблицу местоимения, которые в тексте не даны.

Упражнение З. Прочитай. Подчеркни местоимения.

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение. Оно хорошо пахло.

—Ты знаешь название этого растения? — спросил я друга.

Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице биологии. Она похвалила нас:

—Хорошо, что вы такие любознательные. Это растение — багульник.

Выпиши местоимения. Укажи их число и лицо.

_______________________________________________________

Упражнение 4. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Впиши пропущенные местоимения, обозначь их лицо и число.

1) Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу . . . (___________) что есть мочи

день-деньской. _____________________

2) Шумит он в поле и в саду,

а в дом не попадёт.

И никуда . . . (____________) не иду,

Покуда . . . (_____________) идёт. _________________________

(С. М а р ш а к.)

У р о к 2. Местоимения 1, 2, 3-го лица. Изменение по падежам.

Упражнение 1. Спиши. Запиши вопросы к местоимениям 1-го лица единственного числа, укажите их падеж.

(К т о?) Я (И. п.) пошёл вправо через кусты. (. . ……..?) Мне (……. п.) попалась заросшая дорожка. Небольшая ночная птица почти наткнулась (……………?) на меня (…… п.) и пугливо нырнула в сторону. Ноги подкашивались (под ………..?) подо мною (…… п.) от усталости. Неприятное чувство шевельнулось (в ……….?) во мне (…….. п.). Вокруг (………..?) меня (…… п.) полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света

Упражнение 2. Прочитай. Пользуясь вопросами, впиши в предложения местоимение ВЫ.

(Кто ?) …….. идёте по зелёной лесной дорожке. Мошки столбом вьются вокруг (кого ?) ………. . Статные осины лепечут высоко над (кем?) …….. . Звучит золотой голос малиновки. Напротив (кого?) ……. ярко желтеют кусты. Над (кем?) ……… мирно синеет неподвижное небо.

Упражнение 3. Прочитай. Спиши, заменяя местоимения 2 лица единственного числа местоимением 2 лица множественного числа.

Ты идёшь в поход. Теперь у тебя много забот. Тебе надо решить, что необходимо взять в дальнюю дорогу. Скоро перед тобой откроются просторы родной страны.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 4. Прочитай. Подчеркни местоимения, в скобках обозначь лицо, число, падеж, род (в 3 лице единственного числа)

У неё (…………………….) стальные зубы, с нею (………………….) дружат лесорубы. Растянувшись во весь рост, он (………………….) концами в землю врос. Через речку по нему (……………………….) мы (………………………..) идём по одному. Хоть я (……………….) не молоток – по дереву стучу, в нём (……………………..) каждый уголок обследовать хочу. Хожу я (………………………..) в шапке красной и акробат прекрасный.

Упражнение 5. Прочитай. Выпиши местоимения запиши их начальную форму. Укажи лицо и число.

Здравствуй, дорогой друг! Вчера получил от тебя письмо. Мне было интересно узнать, как ты проведёшь каникулы. Мы могли бы с тобой поехать в лагерь. Там нас ждут интересные дела. Нам будет весело.

Жду от тебя ответа. Напиши, что у вас нового.

Володя.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У р о к З. Употребление местоимений. Написание местоимений с предлогами.

Упражнение 1. Прочитай. Впиши подходящие по смыслу местоимения З-го лица.

В раннюю зимнюю пору мы отправились к знакомому леснику.

. . . жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. . . . вела к избушке лесника. На одном из деревьев я увидел птичье гнездо.

. . . было засыпано пушистым снегом. Деревья были в красивом снежном уборе. . . ….. стояли в серебристом инее.

Упражнение 2. Прочитай. Подчёркнутые существительные замени местоимениями в том же падеже.

1.Первая распустилась берёза. И берёза первая пожелтела.

2.Берёзу любит русский народ. Берёзу сажают около жилищ.

3.Осень подарила берёзе золотые листья. Берёзе нравится осенний наряд. 4.Зимой ветки берёзы покрыты пушистым инеем, а весной берёзовые ветки украшены серёжками.

Упражнение 3. а) Измени местоимения по смыслу и запиши.

не бояться (я, мы, ты) _____________________________________

подарить (он, она, они)______________________________________

благодарить (я, он, она)______________________________________

гордиться (мы, вы, они)______________________________________

б) Измени местоимения по смыслу и запиши.

спросить у (я, он, она)____________________________________________

подойти к (ты, они)______________________________________________

встретиться с (мы, вы)_______________________________________________

написать о (мы, вы, они)____________________________________________

Упражнение 4. Прочитай рассказ о Наташе. Вставь пропущенные буквы. Сделай исправления в тексте, чтобы избежать повторов.

Наташа любит природу. Наташа занимается в кру. . . ке юннатов. Наташа вместе с отцом пос.. .дила яблони, груши, сливы. У Наташи вырос х.. .роший пл.. .довый сад. В свободное время Наташе нравится работать в саду. Отец учит Наташу ухаживать за дерев.. .ями, делится с Наташей своим опытом, рассказывает Наташе, как делать прививки дерев…ям. К Наташе часто приходят т…варищи. Школьники написали о Наташе в стенной газете.

Упражнение 5. Прочитай отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Запиши местоимения в нужном падеже. Предлоги с местоимениями подчеркни.

1) Приплыла к (он) …………. рыбка, спросила:

— Чего тебе надобно, старче?

2) На (он) ………… старуха не взглянула.

З) А народ-то над (он) ……….. насмеялся.

4) Долго у моря ждал он ответа,

не дождался, к старухе воротился.

Глядь: опять перед (он) ………. землянка;

на пороге сидит его старуха,

а пред (она) ………. разбитое корыто.

Упражнение 6. Замени местоимения 1-го лица местоимениями З-го лица.

Написал мне. _____________________________________

Обрадовал меня. ________________________________________

Вспомнил обо мне. ______________________________________

Дорожил мной. ____________________________________________

Ушёл от меня. ____________________________________________

С подчёркнутым словосочетанием составь и запиши предложение. ________________________________________________________

Упражнение 7. Вместо вопроса употреби местоимение ОН в нужном падеже.

(К т о?) _______ делал большие успехи по рисованию. (У к о г о?) ________ оказался талант. (К о г о?) _________не все умели оценить. (К о м у?) ________ необходимо побывать у художника. (К к о м у?) __________ приходят учиться. (С к е м?) __________ начали заниматься. Учитель гордится (к е м?) _________.

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Личные местоимения

Урок русского языка         УМК  ПНШ   4 класс (Слайд 1)

Тема: Личные местоимения

Цель: познакомить учащихся со склонением личных местоимений.

Задачи:

             — Развитие умений определять лицо, число и падеж личных местоимений, обобщать материал таблицы.

             — Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

— Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Слайд 2.

Образование – богатство, а применение – его совершенство.

Я  желаю вам, чтобы знания, которые вы получаете в школе, не лежали мертвым грузом, а чтобы вы использовали, применяли их в своей жизни. Тогда эти знания будут идеальными, т.е.  совершенными. Желаю вам хорошей работы.

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

  1. Актуализация знаний

А) Словарная работа. Слайд 3.

— Запишите слова в три столбика по родам: пальто, облако, магазин, лопата, яблоко, урожай, улица, косынка, пенал.

— Прочитайте имена существительные женского рода …., мужского рода…., среднего рода. Проверьте со слайда.

— У кого нет ошибок? В чём ошиблись?

— Как вы определили род существительного? (Ж.р. – она, м. р. – он, ср. р. – оно.)

Б) Игра «Четвёртое лишнее» Слайд 4.

Я,  он,  на,  ты.     (предлог)                

Мы,  они,  вы,  но. (союз)

            Нас,  нами,  нос,  нам.    (существительное)      

Оно,  его,  ему,  яму. (существительное)

            Мной,  меня,  мни,  мне.   (глагол повелительной формы)    

            Тебя,  тебе,  тобой,  табун. (существительное)

— Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

— Как называются оставшиеся слова?  (Местоимения)

3. Определение темы и цели урока. Слайд 5.

— Назовите тему урока. (Личные местоимения)

— Эта тема новая или вы уже знаете что-то о местоимении?

— Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая заменяет в речи имя существительное. Местоимения  не называют людей, животных  или  предметы,  а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)

— А какая цель урока? Слайд 6. 

(Цель урока: учиться изменять местоимения по падежам)

4. Работа над новым материалом. 

  Работа по таблице. Слайд  7.

— Рассмотрите таблицу.

— Назовите личные местоимения 1-го и 2-го лица в начальной форме. (Я, мы, ты, вы)

— Какие из них являются формами ед. ч., а какие – формами мн.ч.?

(Формы ед. ч. – я, ты, формы мн. ч. – мы, вы)

— Назовите местоимения 3-го лица. (Он, она, оно, они)

— Что сделали с местоимениями я, мы, ты, вы, он, она, оно, они?

(Их просклоняли, т. е. изменили по падежам)

-Посмотрите на местоимения 3-го лица ед. ч. Что интересного вы увидели?

(Местоимения он и оно склоняются одинаково)

— Докажите, что местоимения м.р. и ср. р. склоняются одинаково. Для этого просклоняйте их, подставляя существительные «дом» и «облако».

Например: Р.п. – нет дома (его), нет облака (его). (Устно)

— Назовите формы местоимений 3-го лица мн.ч. (Они, их, им, их, ими, о них)

— Различаются ли они по родам? (Нет)

— Что интересного ещё заметили в таблице? ( Формы Р.п. и В. п. одинаковые)

— Что же делать, как распознать падежи? (Подставить проверочное слово – мама: нет мамы  — Р.п., вижу маму – В.п.)

5. Первичное закрепление.

Стр. 50 упр. 44. Выписываете из текста в столбик местоимения, если они стоят не в начальной форме, то пишите её, указываете, лицо, число, падеж по образцу:

Мне (я) — 1 л., ед. ч, Д.п. (на доске)

Если местоимения повторяются, то пишем один раз.

— Можно работать в паре, если испытываете затруднение.

 (Проверка фронтальная)        

 — У кого всё получилось? В чём затруднения?

6. Физкультминутка. (Слайд 8)

Веселые задачки

За какое местоимение можно спрятать букву «Ц», чтобы получилось животное породы грызунов? (заЯц)

К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получился предмет для принятия душа?  (Мыло)
           Первый слог слова — местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
           Первый слог – личное местоимение, остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (Ябеда).
           Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

7. Продолжение работы над новым материалом. (Слайд 9)

— Вернитесь к таблице. Вы заметили особенность в употреблении местоимений 3-го лица в П.п.?  (После предлога в местоимении появляется буква «н»)

— Какой вопрос задала Маша?  (Это только в П.п. так ?)

— Что вы ей ответите, выполнив упражнение 44?

— Давайте познакомимся с содержанием плаката на стр. 52. (Чтение плаката)

8. Закрепление.

А) Стр. 52 упр. 45

1 столбик – устно фронтально все.

Дифференцированная работа.

1 группа — 2 столбик – самостоятельно письменно.

(Проверка со слайда 10)

сделал для него, для неё, для них

подошёл к нему, к ней, к ним

посмотрел на него, на неё, на них

играл с ним, с нею, с ними

мечтал о нём, о ней, о них

— Ребята, а почему не взяли местоимение 3-го лица, ср. р.?

(Изменяется как местоимение м.р.)

2 группа (по — желанию)- работает по карточке.

Списать предложения. Местоимения поставить в нужную форму.

1. Мы молодой весны гонцы, она (мы) выслала вперёд. 2. Ласточка с весною в сени к (мы) летит, с (она)  солнце краше, и весна милей. 3. Лёд трескался, ломался на отдельные  глыбы; вода всплёскивалась между (они).  4. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в (он) сирень.

(Проверка фронтальная, дети читают получившиеся предложения.)

— У кого всё получилось?

— Кто не справился с заданием? Почему?

 Б) Отредактируйте текст. Слайд 11.  (Устно или письменно ?)

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего  лиса   охотится за мышами.

У   лисы  чуткий слух. Только пискнет  мышонок, лиса уже тут как тут.

(Про лису дурная слава ходит, будто она  кур таскает. Но на деле редко ей это удается. Чаще всего она   охотится за мышами.

У   неё  чуткий слух. Только пискнет  мышонок, лиса уже тут как тут).

9. Итог урока. Слайд 12

Закончи предложения:

Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только … (указывают на них)

Я знаю личные местоимения:…(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Местоимения: 1-го лица…(я, мы)

                          2-го лица…(ты, вы)

                          3-го лица…(он, она, оно, они)

По родам изменяются только местоимения …(3-го) лица, …(единственного) числа.

— Какая была цель урока? (Научиться изменять местоимения по падежам)

— Добились мы цели?

10.Домашнее задание: с/р стр. 26 упр. 23, всё по заданию.

11. Рефлексия. Слайд 13

Оцените свою работу на уроке по плану:

  • Сегодня на уроке я научился …
  • У меня хорошо получилось …
  • …. задание вызвало затруднение, потому что …
  • Мне нужно ещё …

Оценка работы учащихся учителем.

Спасибо за работу! Урок окончен! Слайд 14.

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Урок русского языка 4 класс по теме «Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица» УМК «Школа России»

Тема: Личные местоимения 1,2,3 лица

Цель: Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.

— закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

— упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

— развивать внимание, память, мышление, речь  обучающихся;

— воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

Создание эмоционального настроения

 

— Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

 

II. Актуализация знаний.

— Что такое местоимение?

— На какие вопросы отвечают местоимения?

— Какие вы знаете местоимения?

— Как они называются? (личные)

 

Работа с  разрезными карточками (выполнены дома)

— Давайте проверим, как вы запомнили личные местоимения.

— покажите местоимение, которое хвалит  себя (я).

— покажите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)

— Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)

— К нескольким лицам? (вы)

— А к кому мы ещё обращаемся на Вы?

— Как мы будем писать данное обращение?

— Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо?. (он, она, они)

3. Словарная работа (на доске слова)  

 

 Найдите в словах местоимения и выпишите их.( слайд 4 и 5 проверка ) ( за доской работает  Самохин А.)

 Семья, телефон, ворона, тыквы,  любимый, кони .

Проверка.

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Задание: Разделите личные местоимения на карточках на 3 группы, по лицам.

Ученики: Мы не знаем , как это сделать.

 

Тема урока « Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.» Слайд 7

Поставим цели, которые нужно достигнуть на уроке.

Узнаем,   какое лицо бывает у   местоимений.

Будем учится  определять лицо местоимения, различать местоимения.

— Посмотрите на слайд 8 и попробуйте самостоятельно разобраться  Какие  бывают личные местоимения и как их различать?

 

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

Какие местоимения относятся к 1 лицу?

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы — 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните  это!

IV. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

 Проверьте друг друга, работая в паре.  Используя  алгоритм в учебнике или на слайде.  Один показывает местоимение на  карточке  , другой называет    лицо.  Потом наоборот.

Проверка

Кто не сделал ошибок?

Потренируемся в определении лица местоимений. Выпишите местоимения, укажите лицо и число. ( на доске и в тетрадях). Упр. 113.

3.   Применение новых знаний .

  Самостоятельная работа.  

  Задание:  Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо  личных местоимений

Знаете ли ……., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

 4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он, на, ты. (предлог)

Мы, они, вы, но. (союз)

Нас, нами, нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой, табун. (существительное)

— Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

— Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте «что могут местоимения»

1, Какие три местоимения самые чистые?

2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

( тот, оно)

2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

(он, но.)

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

 VII. Итог урока (слайд 15)

— Сегодня на уроке:

— Я благодарю вас за работу на уроке.

10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116

Материал по русскому языку (4 класс) на тему: карточки по русскому языку в 4 классе по теме «Личные местоимения»

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

2)Допишите.

Я, меня, _________, _________, обо мне.

Ты, _________, к тебе, ________  , о тебе.

Он, его, ________, _________, _________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

Допишите.

Я, меня, ________, ________, обо мне.

Ты, ______, к тебе, _______, о тебе.

Он, его,_________, ________, __________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

2)Допишите.

Я, меня, _________, _________, обо мне.

Ты, _________, к тебе, ________  , о тебе.

Он, его, ________, _________, _________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

Допишите.

Я, меня, ________, ________, обо мне.

Ты, ______, к тебе, _______, о тебе.

Он, его,_________, ________, __________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

2)Допишите.

Я, меня, _________, _________, обо мне.

Ты, _________, к тебе, ________  , о тебе.

Он, его, ________, _________, _________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

Допишите.

Я, меня, ________, ________, обо мне.

Ты, ______, к тебе, _______, о тебе.

Он, его,_________, ________, __________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

2)Допишите.

Я, меня, _________, _________, обо мне.

Ты, _________, к тебе, ________  , о тебе.

Он, его, ________, _________, _________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

Допишите.

Я, меня, ________, ________, обо мне.

Ты, ______, к тебе, _______, о тебе.

Он, его,_________, ________, __________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

2)Допишите.

Я, меня, _________, _________, обо мне.

Ты, _________, к тебе, ________  , о тебе.

Он, его, ________, _________, _________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

Допишите.

Я, меня, ________, ________, обо мне.

Ты, ______, к тебе, _______, о тебе.

Он, его,_________, ________, __________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

2)Допишите.

Я, меня, _________, _________, обо мне.

Ты, _________, к тебе, ________  , о тебе.

Он, его, ________, _________, _________.

1)Определите лицо, число, падеж местоимений.

1) Поздравляю тебя (2-е л., ед. ч., В. п.).

2) Встречаю его.

3) Дарю ей.

4) Горжусь тобой.

5) Отвечает мне.

Допишите.

Я, меня, ________, ________, обо мне.

Ты, ______, к тебе, _______, о тебе.

Он, его,_________, ________, __________.

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку. Личные местоимения. 4 класс.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности.

Создание эмоционального настроения

1 мин.

— Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

Настраиваться на урок.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Актуальность знаний и мотивация.

Фронтальный опрос.

Работа с карточками.

2 мин.

3 мин.

— Что такое местоимение?

— На какие вопросы отвечают местоимения?

— Какие вы знаете местоимения?

— Как они называются? (личные)

 -А какое стихотворение мы вчера с вами записали?

 (Тест)

Работа с карточками:

— покажите местоимение, которое хвалит  себя (я).

— покажите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)

— Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)

— К нескольким лицам? (вы)

— А к кому мы ещё обращаемся на Вы?

— Как мы будем писать данное обращение?

— Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо?. (он, она, они).

Отвечать на  вопросы.

Выполнять тест

Работать с карточками

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

3. постановка учебной задачи.

Словарная работа.

Проблемная ситуация.

Выведение темы и цели урока

1 мин.

1 мин.

2 мин.

Словарная работа  

 — Найдите в словах местоимения и выпишите их.

( слайд 4 и 5 проверка )

Семья, телефон, ворона, тыквы,  любимый, кони .

Проверка.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.
— Задание: Разделите личные местоимения на карточках на 3 группы, по лицам.

(Мы не знаем , как это сделать. )

— Тогда давайте сегодня этому научимся.

Тема урока « Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.» Слайд 7

Поставим цели, которые нужно достигнуть на уроке.

Узнаем,   какое лицо бывает у   местоимений.

Будем учится  определять лицо местоимения, различать местоимения.

— Посмотрите на слайд 8 и попробуйте самостоятельно разобраться  Какие  бывают личные местоимения и как их различать?

Выполняют словарную работу.

Вывести тему и цель урока

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование;

4. Открытие нового знания.

Работа с таблицей.

Работа в паре

Работа над упражнением

1 мин.

2 мин.

2 мин.

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лица.

Какие местоимения относятся к 1 лицу?

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы — 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните  это! Теперь вам понадобятся те конвертики, которые я вчера просила сделать. Подпишите на конвертах- 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо и вложите туда соответствующие местоимения.

Проверьте друг друга, работая в паре.  Используя  вспомогательную табличку в учебнике или на слайде.  Один показывает местоимение на  карточке  , другой называет    лицо.  Потом наоборот.

Проверка

Кто не сделал ошибок?

— Потренируемся в определении лица местоимений. Упр. 113.

Задание:  Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо  личных местоимений

Знаете ли ……., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

Самостоятельно распределять местоимения.

Проверять друг друга.

Выполнение упражнения.

Выполнять задание

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в парах

Коллективная работа

Работа над упражнением

2 мин.

3 мин.

6 мин.

Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Он, она, оно, ты(2 лицо)

Я, ты, вы (мн.число), он

Мы, он, но (предлог), вы

Он (местоимение), к, от, за

— Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Шарада

(слайды)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

( тот, оно)

 Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

(он, но.)

— а теперь давайте выполним упр.114, 115

— Давайте проверим.

Проверять знаний друг друга.

Разгадывать шарады.

Самостоятельно выполнять упр.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса;

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин.

— Давайте выполним упражнение 116. 

— Давайте проверим, какие вставили местоимения?

Работа с упражнением.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации

7. Включение в систему знаний.

Работа со слайдом.

2 мин.

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение Вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

Отвечать на вопросы.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

8. Рефлексия деятельности

Домашнее задание

1 мин.

Итог урока

— Сегодня на уроке: (слайд 15)

— Я благодарю вас за работу на уроке.

Упр. 117

Подведение итога урока

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение личных местоимений»

Тема: «Склонение личных местоимений» (4 класс)

Цель — создать условия для ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработки умения употреблять нужную форму местоимений.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, карточки со стихотворением, учебник, тетрадь, интерактивная доска, проектор, карточки с темой, целями, карточки склонения местоимения я.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. Садитесь. Мне хочется, чтобы наш урок сегодня прошёл с пользой для вас и наших гостей. Поэтому не будем терять время и начнём работу. Откройте тетради и запишите: «Восьмое февраля. Классная работа».

  1. Актуализация знаний.

Ребята, какую часть речи мы сейчас с вами изучаем? (местоимения)

-Давайте вспомним всё, что мы уже знаем про местоимения. Продолжите высказывания.

Слайды.

Местоимения – это…

…, …, …, …, … — это личные местоимения ед. ч. (я, ты, он, она, оно)

…, …, … — это местоимения мн. ч. (мы, вы, они)

Личные местоимения по числам … (не изменяются)

Личные местоимения 1-го лица — …, … (я, мы)

Личные местоимения 2-го лица — …, … (ты, вы)

Личные местоимения 3-го лица -…, …, …, … (он, она, оно, они)

У местоимений 3-го лица ед. ч. можно определить … (род)

-Замечательно.

-Ребята, как вы думаете, нам этих знаний достаточно для того, чтобы быть грамотными? (нет)

— Конечно, не достаточно, и мы в этом с вами сейчас убедимся.

Послушайте стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать не могу.

МЫ ВАМ ЕЕ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ обратно НАС.

ОН с НЕЮ, к Нам опять для НИХ,

А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше тех,

Все это тайной быть должно

Для НАС и ВАС от всех…

— Ребята, вы поняли, о чём идёт речь в стихотворении. (нет)

-Почему? (Местоимения заменяют существительные, они только указывают на предметы, не называя их)

— А что вы можете сказать про местоимения? (они изменяются по падежам или склоняются)

  1. Постановка учебной задачи.

Ребята, так что нового сегодня мы узнаем про местоимения? (как они склоняются)

-Назовите тему нашего урока.

Слайд. «Склонение личных местоимений»

— Какие цели поставим для себя?

Слайд.

  1. Узнаем,… как склоняются личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа.

2) Будем учиться …определять падеж местоимений и ставить их в нужную форму.

  1. «Открытие» нового знания.

— Вернёмся к нашему стихотворению. Оно у вас лежит на партах.

  1. Создание проблемной ситуации и выход из неё.

-Попробуйте определить падеж местоимений в первом четверостишии. Работаем в паре.

-У кого получилось? Проверим?

— Как вы определяли падеж? (задавали вопросы, как к одуш. имёнам сущ.)

-Значит, чтобы просклонять местоимения, нужно …? (изменить местоимения по падежным вопросам одуш. сущ.)

  1. Работа со стихотворением.

-Я предлагаю вам сначала просклонять местоимение 1-го л. ед.ч. всем вместе.

-Я буду читать стихотворение, а вы вставляйте местоимения в нужной падежной форме.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно,

Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для Меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный –

Это значит – только Мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается Меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворен совсем не Мной!

Ждете, видимо,

Предложного?

Новых данных обо Мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

-Итак, давайте ещё раз проговорим, как изменяется по падежам местоимение я.

На доске:

И.п. (кто?) я

Р.п. (кого?) меня

Д.п. (кому?) мне

В.п. (кого?) меня

Т.п. (кем?) мной

П.п. (о ком?) обо мне

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Остальные личные местоимения вы будете склонять самостоятельно, работая в группах. Итак,

1-я группа – просклонять местоимение 2л. ед.ч. — ты

2-я группа – местоимение 3л. ед. ч. — он

3-я группа – местоимение 3л. ед. ч. — оно

4-я группа – местоимение 3л. ед. ч. — она

5-я группа – местоимение 1л. мн. ч. – мы

6-я группа – местоимение 2 л. мн. ч – вы

7-я группа – местоимение 3л. мн. ч. – они

  1. Проверка.

-Ребята, где вы можете проверить, правильно ли вы просклоняли личные местоимения? (по учебнику)

-Откройте с. 41 и с. 43 и проверьте себя по таблицам.

-Поднимите руку, у кого нет ошибок?

-Кто допустил ошибки?

  1. ФМ.

–А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

-Встали. Руки поднимите вверх. Наклоняемся влево, вправо. Прогнитесь назад, 3 наклона вниз, руки вперёд – присесть и встать.

Садимся на места.

  1. Работа по электронной таблице.

-Давайте внимательно ещё раз посмотрим, как склоняются местоимения в ед. и мн. ч.

-В каких падежах местоимения имеют одну и ту же форму? (Р.п. и В.п.)

-Почему? (одинаковый вопрос)

-Какие местоимения склоняются одинаково? (оно и он, кроме И.п.)

-Что изменяется у местоимений при склонении? (форма слова)

-Вернёмся к первой цели нашего урока.

-Мы её выполнили? (да)

-Чему теперь должны научиться? (будем учиться находить местоимения в предложениях и определять их падеж)

  1. Применение нового знания и первичное закрепление.

Коллективная работа. Задание: поставить местоимения в нужную форму, определить падеж, число, лицо

Узнал от (ты) – тебя (кого?) – (Р.п, ед.ч, 2 л)

Позвонил (она) – (кому?) ей (Д.п., ед.ч., 3л.)

Рассказал о (мы) – о (ком?) нас (П.п. мн. ч, 2 л.)

Видел (она) – её (кого?) (В.п., ед.ч, 3 л.)

Занимался (они) – (кем?) – ими (Т.п., мн.ч., 3 л)

Увижусь с (вы) – с вами (Т.п., ед.ч, 2 л.)

-Что нужно сделать, чтобы определить падеж местоимений? (задать вопрос)

  1. Рефлексия.

-Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, мы достигли 2 цели?

-Кому сегодня из вас было легко на уроке?

-Кто испытывал затруднения? Какие?

-Есть ли среди вас те, кто ничего сегодня не понял по теме урока?

Дома: сделать таблицу склонения местоимений, упр. 33, с.45

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *