Таблица направления в литературе 20 века – План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Вводный урок литературы в 11 классе. Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Литература начала 20 века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы.

8. Литература начала 20 века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

План

А) Русская литература начала XX века: общая характеристика.

Б) Литературные направления

В) Своеобразие русского реализма начала 20 века.

А) Русская литература начала XX века: общая характеристика.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово «кризис». Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление «серебряного века» русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор «Аполлона» С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий «На Парнасе серебряного века». Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет «…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл».

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник «Символы» Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Б) Литературные направления

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

hello_html_3b3df270.jpg

Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы — сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с «года великого перелома», когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

В) Своеобразие русского реализма начала 20 века.

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм — первое модернистское направление в русской литературе — резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма.

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда — появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм — термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев — в контексте пользы для человечества («Мать» М. Горького, а впоследствии — большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса «Улисс», а в русской литературе начала 20 века — повесть «Иуда Искариот» Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной («Яма» А.И. Куприна, «Санин» М.П. Арцыбашева, «Записки врача» В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели — поиску высшей истины — в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений

Сегодня на уроке мы:

·     узнаем, какой была русская литература XX века.

·     проследим, как сменялись литературные жанры и направления.

Что такое литература?

Это вид искусства – искусство слова.

А что является предметом искусства?

Человек, мир и взаимосвязи человека и мира. Поэтому искусство неотделимо от исторических процессов. Для художника, писателя, скульптора, музыканта важно, что происходит в мире, какие идеи появляются и какие настроения волнуют человека в то или иное время. XVIII век провозглашал идеи Просвещения и торжество разума. Первая половина XIX века – время мучительного раскола между миром идей и несовершенной реальностью. Это время бунта и романтических исканий. Вторая половина девятнадцатого века прошла под знаком реализма. Писателям важно было как можно точнее описать действительность во всех её проявлениях.

Каким же был XX век?

Можно ответить одним словом – бурным. За один XX век в искусстве сменилось больше направлений, чем за 3 прошлых столетия. И это касается не только литературы. В живописи, скульптуре и музыке, даже в архитектуре идеи и принципы сменяли друг друга.

Появлялись группировки, которые спорили между собой, отстаивая свои художественные идеи. Почему это происходило?

Всё просто. Искусство откликалось на исторические события. А XX век стал веком потрясений для всего человечества. Две мировые войны, множество локальных войн, революции, голод, распад империй, геноцид. Переход к промышленному производству и научно-технический прогресс тоже сильно повлияли на жизнь людей.

В литературе XX века выделяют 5 периодов.

XIX век в русской литературе называют «золотым». А первые годы XX века – это век серебряный.

Литературу серебряного века можно назвать философской. Писатели этого времени искали ответы на вечные вопросы. Они рассуждали о смысле жизни, предназначении человека и целых народов. Их интересовало соотношение физического и духовного в человеке. Поиск гармонии человека и природы. Мистическая сущность вещей.

В прозе этого периода наблюдается настоящее противоборство реализма и модернизма. Ведущими писателями-реалистами того времени были Чехов, Бунин, Куприн, Шмелёв, Вересаев.

Если реализм описывает человека как часть картины мира, то модернисты отказываются от такого метода. Их интересует только человек, его сознание и эмоции. Внешний мир им важен исключительно через восприятие человека. Старые методы и приёмы искусства модернистов уже не устраивают. Они начинают поиск новых художественных средств выразительности. В поэзии одно за другим возникают новые течения: символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм.

Корни символизма уходят в традиции романтизма. У романтиков символисты позаимствовали стремление к недосказанности, мистицизм, поиски тайных смыслов бытия.

Символисты не отвергали традиции прошлого. Они обращались к мифологии, античной и средневековой литературе, но при этом создавали и собственные мифы. Нетрудно догадаться, что главным для них был символ, за которым скрывается целый пласт значений и ассоциаций. Большое значение символисты придавали музыкальности стиха. По их мнению, музыка – это первооснова искусства и жизни. А искусство – это путь интуитивного постижения мира. Символисты превозносили творческую свободу и интуицию. У них даже была теория, что в процессе творчества поэт изменяет мир.

Ведущими русскими поэтами-символистами были Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Александр Блок и Андрей Белый.

В качестве примера возьмём две строфы из стихотворения Брюсова:

Свиваются бледные тени,

Видения ночи беззвёздной,

И молча над сумрачной бездной

Качаются наши ступени.

Друзья! Мы спустились до края!

Стоим над разверзнутой бездной —

Мы, путники ночи беззвёздной,

Искатели смутного рая.

Акмеизм возник в противовес идеям символизма. Название акмеисты взяли от греческого слова «акме»расцвет, вершина. Самые громкие имена акмеизма: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.

Акмеисты писали о вещественном мире, живой земной красоте. Акмеисты верили, что искусство помогает человеку достичь совершенства. Они провозгласили «лирику безупречных слов». Поэтическое слово должно быть точным и ясным, а образы не туманными, как у символистов, а отчётливыми. Творческую интуицию они заменили на мастерство и труд.

Вот как об этом писал лидер акмеистов Николай Гумилёв:

Созданье тем прекрасней,

Чем взятый материал

Бесстрастней –

Стих, мрамор иль металл.

Имажинизм тоже спорил с символизмом. В переводе с латыни «имаджио» значит образ. Главным для имажинистов был не символ, а художественный образ. К метафоре имажинисты сводили в поэзии всё – и форму, и содержание. Стихотворение могло быть просто «каталогом образов» и читаться хоть с начала, хоть с конца.

Вот такими образами передаёт чувство тоски Вадим Шершеневич:

Краску слов из тюбика губ не выдавить

Даже сильным рукам тоски.

Из чулана одиночества не выйду ведь

Без одежд гробовой доски.

И ресницы стучат в тишине, как копыта,

По щекам, зеленеющим скукой, как луг,

И душа выкипает, словно чайник забытый

На спиртовке ровных разлук.

Самыми известными имажинистами стали Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин.

Но Есенин скоро отказался от имажинизма, объявив работы бывших сотоварищей «кривлянием ради самого кривляния».

Интересно, что только у акмеизма были русские корни. Символизм, имажинизм и футуризм пришли к нам из европейской литературы. Ну, а самым радикальным направлением искусства стал футуризм. Задачей футуристов было, по их же словам, «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристов завораживало стремительное развитие промышленности и науки. Новому времени требовалось новое искусство, считали они. Футуристы отрицали абсолютно все каноны, даже устройство языка, создавая свои слова и синтаксис. Бунт и эпатаж неотделимы от футуризма. Но при этом русский футуризм был многоликим.

Вот футуризм Маяковского:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

А это «заумь» Велимира Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

А так выглядит футуризм Игоря Северянина:

Я в комфортабельной карете, на эллипсических рессорах,

Люблю заехать в златополдень на чашку чая в жено-клуб,

Где вкусно сплетничают дамы о светских дрязгах и о ссорах,

Где глупый вправе слыть не глупым, но умный непременно глуп…

Второй период начался после революции 1917 года, когда в русской литературе произошёл раскол. Многие писатели и поэты не приняли революцию и эмигрировали. Уехали Бунин, Бальмонт, Замятин, Куприн и многие другие. Они образовали эмигрантскую ветвь литературы. Оставшиеся стали частью советской литературы. Это Паустовский, Горький, Есенин, Блок, Маяковский, Ахматова, Пастернак и многие другие. Судьба у всех сложилась по-разному в это нелёгкое время. Например, Маяковский превратился в икону нового времени. Горький стал корифеем советской литературы. Блок умер от истощения в холодном Петербурге. Осип Мандельштам и Даниил Хармс погибли в лагерях.

Осмыслить раскол в обществе писатели пытались через роман-эпопею.

«Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Белая гвардия» Михаила Булгакова, «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького написаны в эти годы.

В этот период развивался жанр научной фантастики, стали популярными романы Алексея Толстого, Александра Беляева и Александра Грина.

Произошёл настоящий взлёт детской литературы. Стихи Чуковского, Маршака, Агнии Барто читают и современным детям. Как и рассказы Гайдара, Житкова и Бианки.

30-е годы прошли под знаком соцреализма. Возник жанр производственного романа, который показывал героику трудовых будней.

Вернулся интерес и к историческому роману.

Алексей Толстой написал роман «Петр I».

Третий период литературной жизни приходится на военные и послевоенные годы. Главной темой этого времени стала война. Многие писатели ушли на фронт. Страшные военные годы отразились в стихах и романах Симонова, поэме Твардовского «Василий Тёркин», рассказе Шолохова «Судьба человека», романе Фадеева «Молодая гвардия» и множестве других произведений.

Тема войны была одной из ведущих и в следующем периоде советской литературы – периоде оттепели. Но акценты сместились. Писатели говорили больше не о подвиге народа, а о его трагедии, о беспощадной жестокости войны. В это время написана трилогия Симонова «Живые и мёртвые», «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Живи и помни» Валентина Распутина.

В поэзии наступил самый настоящий ренессанс. В печать вернулись опальные поэты Сергей Есенин и Марина Цветаева.

Активно печатают стихи поэтов-шестидесятников: Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Беллу Ахмадуллину.

Но самую большую популярность получают поэты-песенники: Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич, Булат Окуджава.

В 60-70-е годы разрастаются города. Люди перебираются из сёл в город. Литература откликается на это появлением новых течений. Писатели-деревенщики писали о разрушении села. Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин говорили об утрате традиционных ценностей, единения с природой современного человека.

По словам Виктора Астафьева, писатели-деревенщики одновременно и отпевали и воспевали деревню.

Им противостояла городская проза, родоначальником которой считается Юрий Трифонов. В центре внимания здесь жизнь городского интеллигента. Его быт, проблемы и духовные искания. Интересно, что в этой прозе нет противопоставления города и деревни, как у деревенщиков. К городской прозе относится творчество Даниила Гранина и Владимира Маканина.

Второй взлёт переживала научная фантастика. Эталоном жанра считаются произведения братьев Стругацких.

Последнее десятилетие XX века – эпоха постмодернизма. Яркими представителями этого течения стали Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. В начале 90-х была популярна лагерная проза Шаламова и Солженицына. Заговорили о женской прозе, как о литературном направлении. Дина Рубина, Виктория Токарева, Людмила Улицкая писали городскую прозу с акцентом на женские проблемы и мировосприятие. Ещё один признак десятилетия – обилие мемуарной литературы. Воспоминания писали практически все: политики, звёзды шоу-бизнеса, приближённые к ним особы.

Бурный XX век оставил нам богатейшее литературное наследие.

«Процесс развития культуры есть процесс преодоления трудностей», – говорил Максим Горький.

Общая характеристика русской литературы 20 века — Общие темы

Существует мнение, будто русская литература, пережив в XIX веке «золотой век» своего развития, в XX веке пришла в упадок и не представляет особого интереса. Это глубочайшее заблуждение.

Подходя к концу века и окидывая взглядом литературную панораму ушедших десятилетий, читатель поражается богатству, разнообразию и разнонаправленности этой литературы, ее многоликости.

Русская литература XX в. — дореволюционная и послереволюционная, советская и созданная за рубежом включает в себя высокие образцы всех литературно-художественных методов, различных жанров и направлений. Реализм, романтизм и модернизм, критический реализм и социалистический реализм, сатира, лирика и фантастика, философская и документальная проза — все эти формы познания и отражения жизни читатель найдет в книгах прославленных на весь мир русских писателей и поэтов XX века.

Великолепна русская поэзия XX в.: Александр Блок и Борис Пастернак, Марина Цветаева и Анна Ахматова, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Осип Мандельштам и Иосиф Бродский, Николай Заболоцкий и Александр Твардовский, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Давид Самойлов, Арсений Тарковский, Леонид Мартынов, Евг. Евтушенко и др.

Ярко талантлива, пластична и глубока по мысли русская художественная проза XX в.: Максим Горький и Андрей Платонов, Михаил Булгаков и Михаил. Шолохов, Евгений Замятин и Александр Солженицын, Василий Гроссман и Александр Грин, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, Ю. Тынянов и А. Толстой, А. Фадеев и К. Симонов, К. Паустовский, Ч. Айтматов, В. Распутин, Ю. Трифонов, Г. Владимов, А. и Б. Стругацкие, В. Астафьев. А. Битов и др.

Русская литература XX в., как и XIX в., всецело предана человеку, стремится его понять и поддержать, но эмоциональная палитра литературы XX в. гораздо разнообразнее: то восхищение человеком и гордость за него, то гнев, сарказм, то ирония, насмешка, то жалость и сострадание, то тревожное предупреждение об опасности, то светлая мечта…

Исторический путь русской литературы в XX в. сложнее и драматичнее, чем в XIX в., ибо литература отражает жизнь людей, а судьба слишком многих людей в XX в. была трагичной. Интересно отметить, что и в XIX, и в XX вв. этапы развития литературы совпадают с этапами общественного развития; мало того, история общества и литературы в XIX в. как бы повторяется в XX в. (на ином витке исторической спирали).

Так, первая четверть и XIX, и XX вв. характеризуется общественным подъемом, связанным с мировой войной и революцией. Это время яркого расцвета культуры и литературы, особенно в XX в.

Вторая четверть того и другого века — время глухой правительственной реакции, когда большая часть общества испытывает страх и подавленность, литературная и культурная жизнь становится бедной и однообразной. Особенностью 1925—1953 гг. была нарастающая двойственность жизни и литературы. С одной стороны, звучал восторженный пафос, восхваление жизни, с другой — слышался подспудный голос скорби, иронии, сарказма, отчаяния, вызванный массовыми арестами, лагерями, гибелью сотен тысяч людей.

Исключением стали годы Великой Отечественной войны, когда жизнь и литература резко изменились.

Самая удивительная черта реакционных эпох — нарастание сил сопротивления. Всегда находятся сильные, смелые, самостоятельно мыслящие люди, носители идеалов Добра; они не подчиняются общей атмосфере, а противостоят ей; они-то и готовят общество к борьбе за свободу.

50—60-е годы и в XIX, и в XX вв. ознаменованы бурным подъемом общественной жизни, взрывом духовной энергии: это время планов, надежд, полемики; обсуждаются проблемы бытия человека, прошлого, настоящего и будущего в жизни общества. Ареной общественной мысли становится журналистика и литература. На страницах журналов и книг литераторы беседуют с читателем, полемизируют, изливают душу: горе и тревога перемежаются с любовью, верой, надеждой.

Однако внутри «пламенного» десятилетия проходят замораживающие волны запретительной реакции, а с конца шестидесятых годов воцаряется мертвящее оцепенение стагнации. Литературу стараются приглушить, обуздать, с этой целью свирепствует цензура. Некоторые писатели и книги запрещены — их не издают, другие писатели высланы из страны или уезжают сами. Но литература все равно живет и борется: возникают «самиздат» и «тамиздат», они питают силы сопротивления.

И вновь передовая часть общества побеждает: в 80-е годы и XIX, и XX в. общество вступает в атмосферу революционной перестройки, и литература дает возможность лучшим людям эпохи встать на защиту человека, его стремления к свободе мысли, чувства, его неотъемлемого права на суверенность личности.

Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. — КАУНАС «ШВИЕСА», 1991

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Вводный урок литературы в 11 классе. Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Цели урока

1.      Дать представление о традиционной периодизации литературы  XX века.

2.      Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

     3.   Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

                                              

                                                Значение художественной литературы огромно потому, что

                                                она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

                                                чувство.

                                                                                        М.Горький.

Ход урока.

1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

— Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен,  перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

 

Периодизация русской литературы6

— серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

— литература 80-90-х годов

— современная литература

 

2. Русская литература рубежа веков.

Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

 

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

 

 

Литературное направление

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

 

 

 

 

 

 

 

2.Декаданс (конец 19-начало 20 в.), в переводе с французского «упадок»

 

 

 

3.Модернизм ( от франц. «современный»).

 

 

 

 

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

 

 

 

 

 

 

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

 

 

 

 

 

 

В) Футуризм (будущее)

 

 

 

 

 

4. Соц. реализм.

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

 

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания,  который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

 

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному   впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

 

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального,   не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

 

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

 

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

 

3. Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте  время, в которое мы живём с рубежом 19-20 веков.

 

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

 

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

 

— Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

2. Борьба идей.

3. Многопартийность.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

5. Ещё…

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь  России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др.

Русская литература 20 века, период становления, основные представители

История русской литературы 20 века начинается в 1881 году. Переходный период между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие – с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество Александра Грина поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество советских писателей оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни произведений Солженицына, Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

Внеклассный урок — Литературные направления

Литературные направления

 

Классицизм

Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 веков. Название образовано от латинского «classicus» — образцовый.

Особенности:

1. Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

2. Рационализм. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

3. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Индивидуальные признаки и черты он отбрасывает.

4. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

5. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на «высокие» и «низкие» (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки. Ведущий жанр — трагедия.

6. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия», что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем действия спектакля, в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.

Классицизм зародился и получил своё название во Франции (П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Лафонтен и др). После Великой Французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

 

Романтизм

Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18-го — первой половины 19 века. В 18 веке романтическим именовалось всё фактическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности.

Основные признаки:

1. Романтизм — наиболее яркая форма протеста против пошлости, обыденности и прозаичности буржуазной жизни. Социально-идеологические предпосылки — разочарование в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще.

2. Общая пессимистическая направленность — идеи «космического пессимизма», «мировой скорби».

3. Абсолютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.

4. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Романтическому герою подвластны духовное озарение, вдохновение, благодаря чему он проникает в этот идеальный мир.

5. «Местный колорит». Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа.

 

Сентиментализм

Течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины 18-го – начала 19 вв.

Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство.

Путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простых людей.

Близок предромантизму.

Основные признаки:

1. Верен идеалу нормативной личности.

2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом,  главным в человеческой природе объявлял чувство, а не разум.

3. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».

4. Сентиментализм открывал богатый духовный мир простолюдина. Это одно из его завоеваний.

5. В отличии от романтизма, сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.

Характерные особенности русского сентиментализма:

а) Достаточно чётко выражены рационалистические тенденции;

б) Сильна нравоучительная установка;

в) Просветительские тенденции;

г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.

Излюбленные жанры сентименталистов — элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.

 

Натурализм

Литературное направление, сложившееся в последней трети 19-го века в Европе и США.

Характерные особенности:

1. Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера. Основной задачей натуралистов было изучить общество с той же полнотой, с какой ученый изучает природу. Художественное познание уподоблялось научному.

2. Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществлённого в нём акта познания.

3. Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображённая с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Отсюда в произведениях натуралистов часто возникали бессюжетность и общественное безразличие.

 

Реализм

Правдивое изображение реальной действительности.

Литературное направление, сложившееся в Европе в начале 19 века и остающееся одним из основных направлений современной мировой литературы.

Основные признаки реализма:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком самого себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности. Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» конкретных условий бытия персонажей.

4. Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. В отличие от романтизма, философским основанием реализма является гностицизм, вера в познаваемость окружающего мира.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии. Оно способно обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых социальных явлений и отношений, новых психологических и общественных типов.

 

Символизм

Литературно-художественное направление конца 19-го — начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.

Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.

Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Основные признаки:

1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.

2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда — господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.

4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

 

Акмеизм

Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.

Мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» акмеисты противопоставляли «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического смысла.

Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу «Цех поэтов» (действовала с 1911 — 1914, возобновилась в 1920 — 22гг.). В 1912 — 13гг. издавали журнал «Гиперборей» (редактор М.Л. Лозинский).

 

Футуризм

(Произошло от латинского futurum – будущее).

Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.

Общая основа движения — стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».

Основные признаки:

1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.

2. Стремление передать фиксируемый сознанием «человека толпы» хаотический пульс технизированной «интенсивной жизни», мгновенной смены событий-переживаний.

3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как «гигиены мира», что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский Футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:

а) «Гилея» (кубофутуристы) — В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;

б) «Ассоциация эгофутуристов» — И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;

в) «Мезонин поэзии» — Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;

г) «Центрифуга» — С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.

 

Имажинизм

Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Имажинизм фактически распался в 1925 году. В  1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

«Периодизация и особенности русской литературы XX века»(11 класс)

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Цели урока

  1. Дать представление о традиционной периодизации литературы  XX века.

  2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

     3.   Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

                                               

                                                Значение художественной литературы огромно потому, что

                                                она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

                                                чувство.

                                                                                        М.Горький.

Ход урока.

1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

— Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен,  перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

— серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

— литература 80-90-х годов

— современная литература

2. Русская литература рубежа веков.

Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.

  2. Декаданс.

  3. Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.

  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

1. Критический реализм.

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

2.Декаданс (конец 19-начало 20 в.), в переводе с французского «упадок»

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания,  который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

3.Модернизм ( от франц. «современный»).

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному   впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

1. Выражение идеи с помощью символов.

2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

Б) Акмеизм (возникло в начале

1910-х годов)

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального,   не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

В) Футуризм (будущее)

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

4. Соц. реализм.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

3. Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте  время, в которое мы живём с рубежом 19-20 веков.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

— Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

2. Борьба идей.

3. Многопартийность.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

5. Ещё…

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь  России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *