Таблица не с разными частями речи 7 класс – Составьте таблицу «Не с разными частями речи» (слева по вертикали поместите названия частей речи, а справа по горизонтали — наименования способов присоединения не). Заполните таблицу примерами, обозначая в них условия выбора слитного и раздельного написания не.

Открытый урок в 7 классе на тему «Не с разными частями речи»

Открытый урок по русскому языку

Преподаватель: Тлевцежева Заира Довлетбиевна

Класс — 7Б

Тема урока: Правописание частицы не с разными частями речи

Цели урока:

-Систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

-Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

-Формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля;

-Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

-Формировать коммуникативные умения;

-Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

-Компьютерная презентация

-Опорный конспект

-Индивидуальные тестовые задания

Форма урока: Урок-обобщение знаний

Обоснование использования ИКТ:

  • Расширение объема предъявляемой учебной информации;

  • Разнообразие форм учебной деятельности студентов на уроке;

  • Повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.

Эпиграф к уроку:

Вам (не)принадлежит то, чего вы не(понимаете).

И.Гете

Ход урока

I.Организационный момент

II. Определение темы урока и постановка целей.

1.Послушайте стихотворение, определите тему нашего урока, запишите слова и скажите, для чего нужна частица НЕ в данных словах?

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.
— Какие слова вы записали? Какова особенность их написания?
( Все слова без не не употребляются, не является приставкой).

-Объясните значение слов «невежа» и «невежда».

(Невежа 1.Грубый, неучтивый человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость.

Невежда, невежественный, несведущий, безграмотный, неграмотный, необразованный, неученый, неуч, серый, темный, малограмотный, малокультурный. Невежда он был круглый, ничего не читал.)

2.Сформулируйте задачи нашего урока. ( Для правильного написания слов с частицей НЕ следует повторить правила, составить алгоритм, сводную таблицу. Закрепить полученные знания).

— Прочитайте эпиграф к уроку, объясните смысл этого высказывания. К нему мы еще вернемся в конце нашей работы.

III.Систематизация умений и навыков ( работа над составлением таблицы, алгоритма)

1.Вспомним , чем бывает НЕ в словах. ( Например, в словах стихотворения, эпиграфа).

hello_html_m239eecee.png

2. Самостоятельная работа учеников

-Я предлагаю вам вспомнить все условия написания «не» с разными частями речи и составить самим таблицу » Правописание не с разными частями речи», которую можно будет использовать для систематизации материала.

-Для этого поделимся на группы, каждая группа составляет свой блок.

1 группа- написание «не» с существительными, прилагательными и наречиями.

2группа-написание «не» с глаголами и деепричастиями

3группа — написание » не» с причастиями

Правописание не с различными частями речи.

Без не не употребляются

Неряха, нелепый, небрежно

Противопоставление с союзом а

Не друг, а враг

Без не не употребляются

Недоумевающий

Краткое причастие

Не распечатан, не скошена

Без не не употребляются

Нездоровится,
но

Всегда

Не рисует

Не видя
не поздоровится

Можно подобрать синоним

неправдивый=лживый

неправда=ложь
невеселый = грустный
невысоко= низко

Наличие слов далеко не, отнюдь не , вовсе, ничуть не, никогда не

Вовсе не красивое платье

Полное одиночное (нет зависимых слов)

Нерешенный пример,ненаписанное письмо

Противопоставление с союзом а

Не законченная, а только начатая работа

 

 

Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

Сравнительная степень: не лучше, не умнее

 

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

Еще не скошенная трава

 

 

Отрицательные наречия: негде,
некуда

С прил., которые не имеют полной формы: не рад, не должен, не обязан

 

 

 

 

! Не является частицей и пишется раздельно

  • с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;

  • с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;

  • с числительными

  • с местоимениями

  • с прилагательными и наречиями в сравнительной степени

3.Взаимопроверка

— Эксперты проверяют поочередно составление таблицы у каждой группы и обобщают материал.

4.Самопроверка

-Теперь каждый проверяет свою работу по слайду и дописывает те условия написания, которые пропущены.

5.Построение алгоритма «Правописание НЕ с разными частями речи»

( На основании таблицы выстраиваем алгоритм рассуждения).
Образец рассуждения:
1.При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е рассуждаем так:

— смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем слитно: неряха , несуразный, Небрежно.
— если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок, или слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не. Есть одно из указанных условий – пишем не раздельно : не широкий , а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.
— если нет указанних выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду ( ложь), поступил нехорошо ( плохо).
Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по — товарищески.

Слитное и раздельное написание НЕ


АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НЕ

hello_html_m18bdea8a.png

! Не является частицей и пишется раздельно

  • с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;

  • с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;

  • с числительными

  • с местоимениями

  • с наречиями, которые пишутся через дефис ( не по-братски, не по- летнему)

  • с прилагательными и наречиями в сравнительной степени ( не лучше, не хуже , не красивее, не умнее)

6.Закрепление материала. Работа с текстом.

(Отпечатанный текст роздан каждому ученику).

-В какой фразе заключена главная мысль текста?

-Как вы ее понимаете?

-Озаглавьте.

-Спишите, раскрыв скобки, обозначив орфограмму «не» с различными частями речи»

-Раскройте главную мысль текста, аргументируйте свой выбор.

-Как бы вы поступили на месте Васи?

Успокоение (не)приходило.(Не) в чем Васе было себя упрекнуть. Это мать,(не)испытывая жалости к старой черепахи, приказала её унести из дома.

Перед Васей (не)ожиданно возникли глаза черепахи, никогда (не) мигающие, мудрые. Вася думал: «(Не) такому уж плохому человеку продал я её. И живет она теперь (не)далеко, а близко». Но вдруг он заплакал.

Это сердце подсказало мальчику (не) ведомую истину: (не) только мир существует для тебя, но и ты для мира.

(Ю.Нагибин «Старая черепаха»)

-Представьте, что вы учитель. Какие бы вопросы вы задали по изученной теме?

-Составление кластера по теме.

hello_html_21b1e121.png

*Задание.

Определить, какое слово в каждом ряду «лишнее «. Объяснить. Заменить его таким, которое подходит к данному ряду.

1 (Не)удача,(не)покорный,(не)чего,(не)знает.

2 (Не)приблизившись,(не)слышишь,(не)дотрога, (не)(у)кого

3 Никем (не)тронутый,(не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески,(не)убраны

*ТЕСТ.

1. Не пишется слитно:

а)(не)нарушая режима

б)(не)пересечены линией

в)(не)законченная работа

г)(не)замерзшая река

2.Не пишется раздельно:

а)(не)дорогой, а красивый ситец

б)(не)проснувшийся город

в)(не)был в школе

г)прыгнул (не)высоко, а низко

3.Не пишется слитно:

а)(не)глубокий, а рыбный пруд

б)(не) проснувшийся вовремя

в)долго (не)заживающая рана

г)поступить далеко (не)смело

4.Не пишется слитно:

а)говорить (не)громко, а тихо

б)дорога (не) освещена

в)книга (не)большая, а интересная

-Эксперты проверяют работу и озвучивают результат

* Задания используются как дополнительные.

7.Подведение итогов урока.
— Какую задачу мы с вами решили? ( Систематизировали полученные ранее знания о правописании не с разными частями речи)

-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Давайте повторим алгоритм «Написание слов с НЕ».

-Чем является не, когда слово пишется слитно? ( Приставкой )
— Раздельно? ( Частицей)

8.Релаксация

-Слова преподавателя:

С частицей НЕ дружить придется,

На помощь поскорей ее зови,

Она тебе придаст неутомимость,

Непримиримость, неукротимость

И силу нестареющей любви

-Поднимите зеленое яблоко, если вы все усвоили, если вам понравился урок. Желтое — если вам что-то непонятно и вы хотели бы уточнить отдельные моменты.

Красное — если вами материал не усвоен, вы хотели бы повторить все снова.
— Что вы теперь можете сказать по поводу эпиграфа нашего урока?
9. Домашнее задание.
Написать мини- сочинение-рассуждение по пословице «Невежду никакими лекарствами не вылечишь».Объяснить написание частицы не.

-Спасибо за внимание.

«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ»

Урок 3

Слитное и раздельное написание не
с разными частями речи

Цель: вспомнить и закрепить правописание не с различными частями речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Эвристическая работа (поисковый диктант).

– Спишите, исправляя допущенные ошибки, комментируя свои действия.

На доске: неспеша, давно не бритые щеки, не смотря на усталость, недавно, несомненно, недоумение, мне не здоровится, ни с чем несравнимая, непрошеные, непростой, недоумевая, неожиданно.

II. Устная разминка по правилам: правописание не с разными частями речи.

III. Словарная работа: массив.

IV. Работа с таблицами.

Задание: рассмотреть таблицы, вспомнить правила написания не с различными частями речи. Какие части речи не представлены в таблицах? Как пишется не с этими частями речи?

НЕ с прилагательными

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь

НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными

hello_html_6646fb44.png

НЕ с наречиями на -о, -е

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь

V. Работа по учебнику.

Выполнение упражнений 29, 30, 31 по рядам: правильно написать не со словами, графически объяснить написание.

VI. Афористичный диктант (фронтальная работа).

Задание: записать афоризм, правильно написать не со словом, пояснить главную мысль. Что объединяет эти афоризмы? А вы согласны с авторами?

1. (Не)вежество – знать (не)больше, чем знают другие. (Жан Ростан.) 2. Все мы (не)вежды, но в разных специальностях. (Уилл Роджерс.) 3. Если знание – это сила, то (не)знание – долголетие. (Л. Сухоруков.) 4. Любить чтение – это обменивать часы скуки, (не)избежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Шарль Монтескье.) 5. (Не)сомненный признак всякой хорошей книги – если она нравится тем больше, чем человек становится старше. (Г. К. Лихтенберг.) 6. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем (не)думает лишь тот, кто ничего (не)читает. (Дени Дидро.) 7. Иные любят книги, но (не)любят авторов – и (не)удивительно: кто любит мед, (не)всегда любит пчел. (П. Вяземский.) 8. Все стерпит бумага, но (не)читатель. (Жозеф Жубер.) 9. Прошедшего (не)существует, пока будут существовать книги. (Бульвер-Литтон.) 10. (Не)которые книги (не)заслуженно забываются, но нет ни одной книги, которую (не)заслуженно бы помнили. (У. Х. Оден.) 11. Книги следует читать так же (не)торопливо и бережно, как они писались. (Г. Д. Торо.) 12. Читайте книги – (не)которые из них специально для этого написаны. (М. Генин.) 13. Читать между строк полезно – глаза (не)так устают. (С. Гитри.) 14. Все уже описано. К счастью, (не)обо всем еще подумано. (С. Е. Лец.) 15. (Не) читай на ходу – столкнешься с жизнью. (В. Голобородько.) 16. Гораздо важнее (не)что мы читаем, а как и с какой целью. (Э. Бёрк.)

Домашнее задание: § 5, упр. 35; повторить разряды местоимений; разряды наречий, указывающих на признаки действия; правила написания не/ни с указанными частями речи. Словарное слово: созданный.

Индивидуальное задание: из художественных произведений выписать предложения, где встречаются слова с не, указать части речи и условия выбора орфограммы.

Карточка 1

Задание: напишите правильно не со словами, графически объясните написание.

Гроза

(Не)забываемое, (не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще (не)закрытая черной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс наш дом, и полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа. Окна были (не)занавешены. Сквозь них постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем (не)защищенный от ветров. Когда мой испуг прошел, я принялся расспрашивать, что такое молния, отчего она зажигается, отчего гремит гром. И только когда небо очистилось и замелькали звезды, я заснул в своей красивой плетеной кровати и спал (не)пробудным сном до самого утра.

Карточка 2

Задание: из предложенного текста выпишите слова с не, графически объясните написание.

Трудно писать о человеке, с которым (не)давно расстался и которого любил, знал больше двух десятков лет, хотя дружба с ним была далеко (не)легка.

Да, Твардовский (не)относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним всегда было интересным, в каком бы настроении он ни был. Он никогда (не)старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а (не)он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя (не)любил, но если уж приходилось, то делал это всегда так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу.

Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, широкоплечем. Он умел отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, (не)отрекаясь от сказанного и (не)изменяя в бою.

Иногда Твардовский (не)прочь был смутить человека каким-нибудь (не)ожиданным суждением или вопросом. По воспоминаниям современников, (не)любил также людей, уделяющих себе слишком много внимания. Какие-нибудь мелочи: ярко-красные носки или излишне пестрый галстук – могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость была ему противопоказана в любых ее проявлениях. Известно, что из мелочей складывается целое, а издалека характер виден целостней, значительней.

Твардовский – поэт, редактор, человек – интересен нам и сегодня. Может быть, с ним (не)всегда было легко дружить, сотрудничать, но след, оставленный им в литературе и истории, весом и значителен.

Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему «Правописание НЕ с различными частями речи. Урок №3»

7 класс ТЕМА 3 ЧАСТИЦА

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- и частицы НЕ с РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

ЦЕЛЬ

Закрепление правила написания НЕ с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, деепричастиями.

ЗАДАЧИ

формировать умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Выразительное чтение, работа над интонацией.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Конструирование предложений по схемам, обогащение речи учащихся словами-синонимами.

ПОВТОРЕНИЕ

Написание НЕ с различными частями речи.

Знаки препинания при причастном обороте

ОБОРУДОВАНИЕ
  • Учебник для 7 класса (под редакцией Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева.- 4-е изд., перераб. — Алматы: Атамура, 2016. — 336 с.

  • Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).

  • Рабочие тетради учащихся.

  • Таблицы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 67 с.216 — 217- учить; упражнение № 515; № 520 с. 220.

СЛОВАРЬ: ориентир, ориентироваться, впечатление, недосягаемый, что ни говори, откуда ни возьмись, куда ни шло, нетле’нный.

Мы, — промолвили частицы,-

Можем с каждым подружиться.

Выражаем утвержденье,

Отрицанье и сомненье.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Словарно- орфографическая диктовка.

Обозначить часть речи и часть слова с орфограммой.

Расписка, столпиться, увлекательный, роскошный, цепляться, пятнистый, серенький, казалось, напряженный, наслаждение, речонка,

Лингвистическая разминка

— Распределите слова на группы в зависимости от ударения:

Зави’дно, за’говор, задо’лго, заи’ндеветь, заку’порить, занято’й (человек), за’нятый (кем-нибудь или чем-нибудь), заржа’веть, звони’ть (звоню’, звони’шь), зимо’вщик, зло’ба, зубча’тый.

Ударение падает на первый слог:

Ударение падает на второй слог:

Ударение падает на третий слог:

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ЗАДАНИЕ. Есть ли в стихотворение условие, объясняющее написание НЕ с глаголами?

НЕ с глаголами НЕ дружит ВЫВОД: в четверостишии

И частицей только служит: указывается на то, что НЕ

Не пошел, не взял, не пел – в написании с глаголом яв-

Вот у НЕ как много дел. ляется ЧАСТИЦЕЙ.

ЗАДАНИЕ.

— Приведите примеры, где НЕ с глаголом пишется слитно.

— Чем в таком случае будет НЕ? Частью корня или приставкой?

Например: невзлюбить, нездоровиться, недосмотреть…

ЗАДАНИЕ. Определите, чем является НЕ в следующих словах.

Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожай, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид; не далеко, а близко; не три тетрадь; не поясняя; писал недавно; (НО!) небольшая, а интересная книга; неглубокая, а быстрая река.

ВЫВОД: НЕ может быть приставкой, частицей, частью корня.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

А. ДИКТАНТ «Проверь себя».

Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъем на ледник. Небольшой группой поднялись мы по склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег.

А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал ее. Каждый не мог почувствовать всей неповторимости красоты гор.

Б. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Не говоря ни слова, дома не освещены, ничего не сделано, ни к кому не подходил, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речонка, неоткуда получать письма, не от кого получать письма, нерешенный вопрос, не сговариваясь, не вспаханные, а освободившиеся от снега поля; не распечатанное мною конверты; некогда поговорить.

В. КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

Ориентир, впечатление, юннат, блокада, старательно, будущий, все-таки, едва ли, труженик, предварительный, как ни в чем не бывало, во что бы то ни стало, изобразить, как-нибудь, галерея, давным-давно, ни разу не был, желанный, говорил не раз, подлинный, преобразовать, расчет, обнажить, преподаватель, недосягаемый, что ни говори, вряд ли, впоследствии, точь-в-точь, чересчур (53 слова).

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Главное условие правильного выбора написания НЕ – определение части речи, затем можно применять правило о написании не, то есть определение того, чем она является: если приставкой – пишется слитно, частью корня – слитно, частицей – раздельно.

ВЫВОД: раздельно пишутся имена прилагательные со значением цвета, относительные прилагательные и наречия в сравнительной степени, слова, которые пишутся через черточку. НЕ пишется раздельно в вопросительных предложениях с частицей ли.

Всегда раздельно с НЕ пишутся те слова, которые в предложении бывают сказуемыми и показывают чье-то чувство, состояние, отношение: НЕ ЖАЛЬ, НЕ РАД, НЕ ЖАЛКО, НЕ НАДО, НЕ НАМЕРЕН, НЕ ДОЛЖЕН, НЕ ОБЯЗАН.

НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

НАЗВАНИЕ

ЧАСТЕЙ РЕЧИ

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

имя существительное

говорить НЕправду

НЕ правда, а ложь

имя прилагательное

НЕбольшой дом,

НЕобъятные просторы

НЕ большой, а маленький

НЕ красный; НЕ стеклянный, НЕ труднее

имя числительное

НЕ пять, НЕ сотый

местоимение

НЕкого

НЕ у кого, НЕ тот, НЕ я

глагол

НЕнавидеть

НЕ чувствовал,

НЕ пренебрегал

деепричастие

НЕнавидя

НЕ пренебрегая

причастие

НЕпрекращающиеся дожди, НЕсломленные герои

работа НЕ проверена, НЕ пораженная сорняками земля

наречие

говорить НЕгромко,

писать НЕбрежно

говорить НЕ громко, а тихо

Со словами:

не рад, не жалко, не жаль, не намерен, не должен;

далеко не, совсем не, чуть не …

Со словами, которые пишутся через дефис: не чуть-чуть

ЗАДАНИЕ. Запишите предложения, объясняя написание НЕ с различными частями речи.

  1. Он поступил не по-товарищески.

  2. Небо сегодня не голубое.

  3. Распустилась необыкновенно красивая, но не чайная роза.

  4. У невысокого мальчугана волосы были не черные.

  5. Задача не труднее предыдущей.

  6. Не надо грустить.

  7. Шел, задумавшись, не смотря по сторонам, не обращая ни на кого внимания.

  8. Добилась своего, несмотря ни на какие препятствия.

  9. Знаю это не хуже других.

  10. Книга эта очень интересная, не правда ли?

  11. Необдуманные ответы его нас поразили.

  12. Портфель у меня не кожаный.

  13. Какие-то некошеные травы расстилались передо мною.

ВЫВОД о написании НЕ с различными частями речи.

На доске записываются предложения:

  1. Это был не кто иной, как Дубровский.

  2. Никто иной не мог этого сделать.

В первом предложении КТО является относительным местоимением, перед которым употребляется частица НЕ.

Во втором НИКТО – отрицательное местоимение. В отрицательных местоимениях в безударном положении пишется приставка НИ-.

ПРАВИЛО – ПОМОЩНИК

НЕ ЧТО ИНОЕ сопровождается словом КáК, а НИЧТО ИНОЕ — НЕ.

КАК нельзя опустить, на него падает логическое ударение;

элементы сочетания слов могут быть переставлены местами:

НЕ ЧТО ИНОЕ — НЕ ИНОЕ ЧТО.

слово ИНОЙ можно опустить:

Никто иной не поможет в беде, кроме друга.

можно опустить


РАЗЛИЧЕНИЕ НАПИСАНИЙ СОЧЕТАНИЙ
НЕ ЧТО ИНОЕ — НИЧТО ИНОЕ

НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК
НЕ КТО ИНОЙ, КАК

НИЧТО ИНОЕ НЕ
НИКТО ИНОЙ НЕ

1.

Сказуемое в предложении утвердительное.

1.

Сказуемое в предложении отрицательное.

2.

Возможна перестановка.

2.

Перестановка НЕвозможна.

3.

Есть союз КАК.

3.

НЕТ союза КАК.

4.

Сочетание не является членом предложения.

4.

Сочетание является членом предложения.

5.

Возможна замена сочетания частицами ТОЛЬКО, ИМЕННО

5.

Замена НЕвозможна.

— Как различить написание сочетание НЕ ЧТО ИНОЕ от НИЧТО ИНОЕ?

— Какова роль частиц в речи?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Упражнение № 368 с. 165

2. Запись с объяснением.

  1. Не кто иной, как Попов, изобрел радио.

  2. Ничто иное так не интересовало мальчика, как физика.

  3. Никто иной не мог сделать это так умело.

  4. Этот провал не что иное, как угасший кратер вулкана.

  5. Портрет написан не кем иным, как Ильей Репин.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

  1. Ничто не нарушало тишины леса.

  2. Товарищ никогда ни с кем не ссорился.

  3. Это не что иное, как простая выдумка.

  4. Никому ничего не сказав, охотник расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не было видно.

  5. Он был вежлив и кроток со всеми, хотя ни перед кем никогда не заискивал.

  6. Володя увлекался литературой, ничто иное его не интересовало.

ЗАДАНИЕ. Замените данные слова и выражения антонимами с частицами НЕ и НИ.

Везде (нигде), всегда (никогда), все (никто), очень беспокоился (нисколько, ничуть не беспокоился), всячески убеждали (никак не убеждали).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ


10


Дидактический материал по русскому языку для 7 класса. Правописание НЕ с разными частями речи

Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________

Правописание НЕ с разными частями речи

1 вариант

Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

Слитно: _______________________

_______________________________

Раздельно: _____________________

_______________________________

  1. (не) аккуратность в работе

  2. (не) умный ответ

  3. (не) глиняный кувшин

  4. (не) веселый, а грустный ответ

  5. (не) читал книги

  6. (не) навидеть врагов

  7. (не) удачный ответ

  8. далеко (не) удачный ответ

  9. (не) связанная, а сшитая кофта

  10. (не) доумевающий вид

  11. (не) думая ни о чем

  12. (не) уставшая, а отдохнувшая

  13. письмо (не) отправили

  14. трава (не) примята

  15. (не) смелый человек

  16. (не) смелый, а храбрый

  17. суп (не) сварен

  18. (не) лисий хвост

  19. (не) сваренный еще суп

  20. (не) скромность в поведении

  21. (не) ряшливость одежды

  22. (не) радость, а грусть

  23. ответ (не) верен

  24. голубые (не) забудки

  25. (не) умело сделать

2 вариант

Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

Слитно: _______________________

_______________________________

Раздельно: _____________________

_______________________________

  1. (не) домогать сильно

  2. (не) глядеть в окно

  3. (не) правда, а ложь

  4. (не) правду сказать

  5. (не) услышавший ни слова

  6. (не) хорошо, а плохо сделать

  7. (не) высокое дерево

  8. совсем (не) высокое дерево

  9. (не) сделанная вовремя работа

  10. оказался (не) веждой

  11. проявить (не) доверие

  12. (не) закрыть дверь

  13. (не) самостоятельность ученика

  14. (не) заячье ухо

  15. стихотворение (не) выучено

  16. (не) близкий путь

  17. (не) близкий, а дальний путь

  18. (не) годующий голос

  19. царевна (Не) смеяна

  20. (не) вежливость, а грубость

  21. письмо (не) отправлено

  22. растет (не) дерево

  23. рассказать (не) былицу

  24. (не) взрачный цветок

  25. (не) высоко, а низко летит

14 – 17 бал. – «3»

18 – 22 бал. – «4»

23 – 25 бал. – «5»

Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________

Правописание НЕ с разными частями речи

3 вариант

Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

Слитно: _______________________

_______________________________

Раздельно: _____________________

_______________________________

  1. (не) думать о прошлом

  2. (не) поймавши птицу

  3. (не) выполненное поручение

  4. поручение (не) выполнено

  5. (не) урядицы в делах

  6. (не) вежливость, а грубость

  7. (не) отремонтированный телефон

  8. телефон (не) отремонтирован

  9. (не) приятный голос

  10. (не) глубокий, а мелкий овраг

  11. (не) мамино пальто

  12. (не) засеянное, а вспаханное поле

  13. поле (не) пахали

  14. (не) друг, а враг

  15. (не) ряха Вася

  16. (не) жаркий день

  17. (не) утренний туман

  18. (не) выпитое, а пролитое молоко

  19. (не) клюква растет

  20. задание (не) выполнено

  21. (не) сорванные цветы

  22. (не) срезанные, а сорванные

  23. далеко (не) близкий путь

  24. (не) широко, а узко

  25. (не) читающий ребенок

4 вариант

Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

Слитно: _______________________

_______________________________

Раздельно: _____________________

_______________________________

  1. (не) освещенное окно

  2. (не) написанное другу письмо

  3. стоит (не) школа

  4. (не) большой, а маленький

  5. (не) приятный разговор

  6. (не) начатая, а законченная работа

  7. (не) лепость говорят

  8. мука (не) просеяна

  9. совсем (не) розовый бант

  10. высокий (не) знакомец

  11. (не) годующий голос

  12. едет (не) машина

  13. проявить (не) утомимость

  14. (не) домогать после болезни

  15. проявить (не) доверие

  16. (не) отмеченная ошибка

  17. (не) отмеченная мною ошибка

  18. ошибка (не) отмечена

  19. (не) вежливость, а грубость

  20. (не) говоря ни слова

  21. совсем (не) красивая роза

  22. (не) получать писем

  23. (не) высоко прыгать

  24. совсем (не) близко

  25. работа (не) закончена

14 – 17 бал. – «3»

18 – 22 бал. – «4»

23 – 25 бал. – «5»

Путкова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменноозерская ООШ»

Урок русского языка в 7 классе «Правописание НЕ с разными частями речи»

 

Тема урока:

 

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Урок русского языка  в 7 классе

 

Цели урока

 

Обучающие: обобщить, систематизировать и закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи.

Развивающие: создать условия для развития у школьников  навыков логического мышления, навыков самоконтроля, самооценки через работу с оценочными листами; содействовать развитию связной устной и письменной  речи учащихся(через устные ответы на вопросы и творческую работу), развитию воображения и образного восприятия.

Воспитательные: помочь учащимся осознать ценность совместной  деятельности, толерантности через обсуждение текста.

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями для исследовательской работы,  карточки с заданиями на этапе закрепления), оценочные листы, презентация, смайлики для оценки психологического состояния детей, памятка с критериями оценки на доске.

 

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

 

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие детей.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

— Здравствуйте, ребята! Напишите в тетрадях число, классная работа.

(слайд № 1)

II.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, к нам с просьбой обратился редактор одного детского литературного  журнала. Дело в том, что он хочет познакомить юных читателей с творчеством замечательного  русского писателем Юрия  Яковлева и напечатать отрывок из  его произведения. Но корректор неожиданно заболел, поэтому редактор просит нас  о помощи. Поможем?

— А вы знаете, что делает корректор в журнале?

1. Лексическая работа.

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. (слайд № 2)

— Значит, какими профессиональными навыками должен обладать корректор?

— Как вы теперь думаете, сможем помочь редактору? Справимся с заданием?

2. Постановка цели и задач урока.

  • Посмотрите на текст, который будет написан в журнале.
  • Над какой орфограммой нам придется  поработать?  (правописание НЕ с разными частями речи). 

     1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

    3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

    6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

    8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

    10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

 

                                                                                                По Ю.Яковлеву

— Значит, чтобы не подвести редактора, какую тему нам нужно повторить? («Правописание НЕ с разными частями речи»)  (слайд № 3)

— Чтобы успешно справиться с заданием, что необходимо сделать?

(Повторить  правила правописания НЕ с разными частями речии применить их на практике).

III. Актуализация знаний.

  1. Повторение правил «НЕ с разными частями речи»( Игра «Ромашка»: ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)

 

IV. Применение знаний и умений на практике.

Как вы думаете, с чего начинает свою работу корректор? (С чтения текста)

1. Чтение текста учителем.

2. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» и объясните их.

— А в это время  на доске надо будет распределить эти слова в два столбика: слитное написание и раздельное?

3. Самопроверка(слайд № 4)

Ребята, мы сейчас проверим, как  вы справились с первым  этапом работы корректора. Внимательно слушаем ответы ребят у доски. Если у вас правильно написано слово, ставьте (+), если неправильно (-).

4. Оцените свою работу (слайд № 5)

V. Обобщение и систематизация знаний

— Ребята, чтобы правильно написать не с разными частями речи,  вы каждый раз начинаете вспоминать нужное правило. А давайте мы с вами подумаем, есть ли что-то общее в написании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями? Для этого вы можете воспользоваться материалом на другой стороне листочка.

На экране отражаются выводы учащихся.

Слайд № 6: Слова любой части речи с НЕ пишутся слитно, если они не употребляются без НЕ

Слайд № 7:  Существительные и прилагательные с НЕ пишутся слитно, если можно подобрать синоним  без НЕ.

Слайд № 8: Не с глаголами, деепричастиями, с краткими причастиями пишется раздельно.

Слайд № 9: Существительные, прилагательные, причастия пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

Если учащиеся будут испытывать затруднения при обобщении материала, они могут обратиться к упражнениям, данным в приложении.

Попутно (если в этом есть необходимость),  представив слайды 10, 11, повторить правописание НЕ с причастиями и местоимениями.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Правила правописания НЕ с разными частями речи — одни из самых трудных. Знание этих правил вам также поможет справиться с заданием ЕГЭ в 11 классе. Вот как оно выглядит: (слайд 12)

ЕГЭ                                       Задание12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Ответ: ___________________________.

 

 

ЕГЭ                                    Задание 12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась  (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

 

Ответ: ___________________________.

 

6) Выполните эти задания. Запишите слова в тетрадь.

7) Самопроверка (слайд № 13, 14)

Итак, с первым этапом работы корректора мы справились хорошо, также повторили правила правописания НЕ с разными частями речи и систематизировали их.

VII. Пунктуационный разбор.

— Можно возвращать текст редактору?

— Тогда расставьте знаки препинания?

Самопроверка  выполненного задания (слайды № 15, 16).

3 ученика работают у доски,  составляют схемы предложений (3, 5, 11).

  3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой (не)красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря.

5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

Оцените свою работу (все правильно — «5», пропустили 1 ошибку  — «4», 2 ошибки — «3».

9. Работа с текстом. Беседа.

— Как вы считаете, справились мы с заданием редактора?  Довольны своей работой? Можно в таком виде помещать статью в журнале? (Нет заголовка).

— Вспомним, что может быть отражено в заглавии? (Тема текста или основная мысль).

  1. Какова тема текста.
  2. Лексическая работа (значение слова «тюфяк») — слайд № 16

 

Толковый словарь Ожегова

 

ТЮФЯК, -а, м. I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный т. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост.). II уменьш. тюфячок, -чка, м. (к 1 знач.). II прил. тюфячный, -ая, -ое (к 1 знач.)

Рыцарь, -я, м. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари-крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон-Кихоте, герое романа Сервантеса). 2. перен. Самоотверженный, благородный человек (высок.). Р. науки. Р. на час (о том, чьей самоотверженности, чьего благородства хватает ненадолго). * Рыцарь без страха и упрёка (высок.) — о смелом, во всём безупречном человеке. Рыцари плаща и кинжала (книжн.) — тайные грабители и убийцы. II прил. рыцарский, -ая, -ое. Рыцарские доспехи. Р. замок.

  1. Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?

 4) Как бы  вы озаглавили этот текст? (слайд № 17)

5. Творческая работа.

— Ребята, мы не первый раз говорим об отношениях между подростками. Иногда эти отношения бывают очень жестокие. Вспомните, в каких произведениях поднимается эта проблема? Как зовут главных героев? Чему вы научились, прочитав эти произведения?

— Я предлагаю сейчас вам составить небольшой свод правил или советов, которые бы помогли вам жить со своими одноклассниками в согласии, чтобы между вами не было конфликтов,  каждый из вас с удовольствием ходил бы  в школу. Для составления этих правил вам нужно использовать слова с НЕ.

Например,

Не отвечай грубостью на грубость.

Можете использовать слова, выражения, предложенные вам на листочках: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй  (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение;  (не)лицо, а душа.

Чтение правил.

— Я очень надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила в жизни.

— Как вы думаете, что произойдет с героем?

10. Подведение итогов и домашнее задание.

  • Домашнее задание: прочитать рассказ «Рыцарь Вася».
  • Кто себе поставил две «5» за первые задания, составляете словарный диктант на орфограмму  «Правописание НЕ с разными частями речи»
  • У кого «4»:  выписать из рассказа 10 слов с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» и объяснить правописание этих слов.

 

  1.  
  • Оценки за урок вы ставили сегодня сами. Кто доволен своей оценкой? Кто недоволен?
  • Удалось нам сегодня поработать в качестве корректора? Возможно, кому-то захотелось выбрать эту профессию?
  • Дорисуйте смайлик, который у вас на столе так, чтобы он показывал ваше    настроение, с которым вы уходите с урока. Я же очень рада нашей плодотворной работе.(слайд № 18)

 

Приложение

     1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

    3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

    6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

    8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

    10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

 

                                                                                                По Ю.Яковлеву

 

ЕГЭ                                       Задание12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Ответ: ___________________________.

 

 

ЕГЭ                                    Задание 12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Никита гулял по улицам,  ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась  (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

№ 1Проявить (не)вежество, (не)забываемые дни, (не)ряшливый вид, (не)брежныйпо-черк,( не)навидеть врага, второй день (не)настья, долго(не)домогать, (не)взирая на опасность, (не)доумевающий взгляд, (не)годовать на себя, (не)сравненная красота.

№ 2(Не)точность в ответе, (не)опрятный на вид, ничуть (не)вкусная конфета, (не)приветливость в обращении,  (не)серьезность характера, (не)дорогая вещь, терпеть (неправду), отнюдь (не)красивый поступок, далеко (не)красавица, вовсе (не)высокий дом.

№ 3(Не)хотел заниматься, (не) прочитал статью, (не)мог выполнить, (не)успев догнать, задача (не)решена, долго (не)считая , дверь (не)открыта, (не)услышал ответ,  (не)заметив друга, дорога (не)вымощена.

№ 4Писали (не)легкий, а трудный диктант; (не)враг, а друг; (не) добрый, а злой; (не)законченное, а начатое собрание; (не)разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; украшает человека (не)лень, а труд; (не)дорогая, но надежная палатка; (не)широкая, но глубокая река.

№ 5(Не)продуманный план, (не)продуманный вовремя план, (не)замеченная ошибка, (не)замеченная учителем ошибка, (не)отремонтированная лестница, (не)прекращавшийся всю ночь дождь, (не)забываемое впечатление, (не)видимый мной мир, (не)содержащая газов вода.

№ 6(Не)кому помочь в деле, (не)(с)(кем) поделиться мыслями, (ни)кто не замечает проблемы, получил (не)сколько писем, (ни)чего не узнал о друге, (не)(у)(кого)спросить задание, сегодня (ни)(о)(чем) не думал, (ни)сколько не удивился.

Творческое задание. Напиши  несколько правил или советов, которые помогут тебе и твоим одноклассникам жить в согласии. Можно использовать следующие слова и словосочетания: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй  (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение;  (не)лицо, а душа.

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок русского языка «Правописание не с разными частями речи»

Конспект урока русского языка

Тема:  Правописание не с разными частями речи

Класс: 7

Дата проведения: 05.04.2014 г.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок – практикум)

Цели урока:

  1. Систематизировать знания о написании не с разными частями речи
  2. Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи
  3. Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения

Оборудование: схема-алгоритм, конверты с заданиями, таблица «Правописание не с разными частями речи»

Применяемые методы:

  • репродуктивный
  • проблемно-поисковый
  • практический

Формы работы:

  • диалоговая  форма общения в группе
  • дифференцированная
  • индивидуальная
  • самостоятельная

Местоположение урока в планировании: Данный урок 10-й в теме «Частицы»

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Ход урока

  1. Определение темы урока и постановка целей

Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока

А.  (Не)годовать,  (не)доумевающий,  (не)ряха, (не)взначай, (не)настный

Б.  (не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно  (не)встречавшийся  товарищ.

— Да, сегодня  мы  будем  повторять тему «Правописание  не  с  разными  частями  речи»

— Внимательно  посмотрите  ещё  раз  первую  запись  (строчку  А  на  доске).  Что  объединяет  слова  этой  группы?  Каков  будет  первый  шаг?  (Ответы)

— Давайте  определим  второй  шаг. (см. на доске  строчку  В)

II. Повторение  теоретического  материала,  отработка  правил  и  алгоритма  действия.

Алгоритм  определения  слитного  или  раздельного  написания  не  с  различными  частями  речи

Слово  без  не  употребляется?

                  Да                                                                        нет

Определите, к какой  части                                        Пишите  слитно

речи  относится  слово

Работаем  с  таблицей, выбрав

нужную  колонку  (часть речи).

Таблица  «Слитное  и  раздельное

написание  не  с  существительными,

прилагательными, наречиями  на  -о, -е,

причастиями,  глаголами  и  деепричастиями)

—  Мы  с  вами  повторим  правила,  без  которых  невозможно  грамотно  писать.

Сейчас  предлагаю  вам  самим  написать  параграф  учебника. Для  этого  разделимся  на  3  группы  (в  каждой  группе  ученики  разных  уровней):  У-3, У-2, У-1.   Каждая  группа  получает  конверт  с  заданием.

III.  Отработка  практических  навыков

Алгоритм  работы  над  заданиями:

  1. Выберите  из  конверта  одно из  посильных  и  интересных  заданий,  напишите  к  нему  ключ.
  2. Придумайте  условное  обозначение  (символ)  для  заданий  из  вашего  конверта. Обозначьте  этим  символом  задания.
  3. Разместите  это  задание  на  страничке  вашего  параграфа.
  4. Из  оставшихся  заданий  выберите  одно  для  домашней  работы.  Разместите  его  в  месте,  помеченном  знаком  «Домашняя работа».
  5. Объясните,  почему  вы  выбрали  именно  эти  задания.
  6. Защитите свой  текст  параграфа,  выбрав  от  каждой  творческой  группы  по  одному  человеку

Выбранные  задания  ребята  помещают  на  листах  ватмана,  а  листы – на  магнитной  доске. Предлагаем  желающим  защитить свой  вариант.

Дифференцированные  задания  (по  уровням)  для  работы  в  группах:

Задание 1 (Уровень У-2): переставьте  предложения  так, чтобы  получился  связанный  текст. Раскройте  скобки.

  1. К  нему  нужно  подойти  вплотную  и  наклониться.
  2. (Не)словами, а  молчанием,  добрым  взглядом,  улыбкой  лучше  всего  раскрывается  такой  человек.
  3. Благоухание  ландыша  (не)слышишь  за  сто  шагов.
  4. Есть  и  люди,  которых  нельзя  понять,  (не)приблизившись  к  ним,  (не)увидев  их  в  кругу  друзей  или  даже  наедине.

—  Сформулируйте  основную  мысль  текста.  Согласны  ли  вы  с  предложенной  формулировкой?

Задание 2 (У-1):  Спишите  текст  и  разделите  его  на  три  абзаца.  Озаглавьте  текст.  Раскройте  скобки  и  укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  слово.

В пустыне  всё  (не)привычно  и  (не)понятно.  Реки, которые  никуда  (не)впадают.  Промывные  дожди,  которые  высыхают,  (не)долетая  до  земли.  Родники,  вода  которых  (не)утоляет,  а  разжигает  жажду.  Даже  хорошей  погодой  здесь  называют  (не)солнечную  и  сухую,  а  пасмурную  и  дождливую.

Задание 3 (У-1):  Допишите  пословицу,  вставляя  слова  с  не.  Укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  вставленное  слово.  В  случае  затруднения  см.  подсказку.

Кукушка  (не) ястреб, а……..

Ленивому  всегда………..

Книга  в  счастье  украшает,  а  в  ………..  утешает.

Отважный   (не) боится  ………

Стойкий  боец  для  врага  ………

Где   ……..  потеряет,  там  смелый  найдет.

Подсказка:  (не) приступен,  (не) смелый, (не) уч, (не) удачи, (не)когда, (не) счастье.

Задание 4 (У-1):  Спишите  пословицы,  находя  в  правом  столбике  верное  продолжение.  Укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  слово  с  не

  1. (Не) сиди  сложа  руки,
  2. (Не) поворчав,
  3. Кто  чужой  радости  (не) рад,
  4. (Не) бравшись  за  топор,
  5. Лодырю  всегда

избы  (не) срубишь.

так  (не) будет  и  скуки

(не) здоровится

кошка  куска  (не) съест

тот  сам  себе  враг

Задание 5 (У-3):  перестройте  словосочетания  таким  образом,  чтобы  не  писалось  раздельно.  Укажите,  к  какой  части  речи  относится  слово  с  не.

Ненужные  сейчас  учебники

Неизвестный  нам  автор

Незнакомый зрителям  актёр

Очень  неудачная  поездка

Задание 6 (У-3): составьте  несколько  тестов,  предложив  разные  варианты  ответов, один  из  которых  должен  быть  правильным.

  1. Не  пишется  раздельно (сформулируйте  часть правила):  а), б), в), г)
  2. Не  пишется  слитно  (сформулируйте  часть  правила):  а), б), в), г)
  3. В  каком  из  четырёх  слов  допущена  ошибка  в  написании  не:  

          а), б), в), г)

Задание 7 (У-3):  следующие  предложения  перестройте  так,  чтобы  в  них  были  деепричастные  обороты:

  1. Он  слушал  меня  и  не  отвечал  на  мои  вопросы.
  2. Дождь  прошёл  стороной  и  даже  не  замочил  дорожной  пыли.
  3. Мы  читали  статью  в  газете  и  откровенно  недоумевали.
  4. Мальчик  делал доклад  и  не  заглядывал  в  свои  записи.

Задание  8  (У-2). Выполните  тест:

  1. Не  пишется  слитно  во  всех  словосочетаниях  ряда.

а)  Говорил  (не) раз,  давно  (не) хоженая  тропинка.

б)  (Не) пролитые  слёзы,  (не) достойное  человека  поведение

в) Поведение, (не) достойное  солдата;   (не) выполненное  мною  задание.

     2.  Не  пишется  раздельно  во  всех  словосочетаниях  ряда:

а)  Ничуть  (не) интересен,  весьма  (не)  глупый  мальчик

б)  Травы  (не) кошены,  дом (не) кирпичный

в) Ветер (не) холодный, но сильный;   задание  (не) выполнено.

Задание  9 (У-2):  прочитайте  предложения. Найдите  «лишнее».

  1. (Не) вежда  (не)навидит  учение.
  2. (Не) ряшливый  человек  смешон.
  3. (Не)льзя  объять  (не)объятное.
  4. (Не)годующий  человек  часто  совершает  (не)предсказуемые  действия.

IV.    Подведение  итогов  урока,  выставляются  отметки  учащимся.

V.    Домашнее  задание:  №399

Самоанализ  урока

Данный  урок  является  десятым  в  планировании  темы  «Частицы». Это  урок-повторение  изученного  в  5-7  классах  о  написании  не  с  разными  частями  речи.  Поэтому  упражнения,  которые  были  использованы  на  уроке,  включают  в  себя  задания  на  знание  правил  слитного  и  раздельного  написания  не  с  разными  частями  речи.

Учащиеся  хорошо  усвоили  теоретический  материал,  умело  применяют  его  для  выполнения  практических  заданий.  Дидактический  материал  подбирался  с  учётом  уровня  подготовки  каждой  группы  и  предполагал  творческий  подход  к  заданиям  любого  уровня  и  способность  продвижения  от  одного  уровня  к  другому.

На  протяжении  всего  урока  учащиеся  работали  активно.  Продуктивным  оказалось  сочетание  фронтальной,  групповой  и  индивидуальной  форм  обучения.

Домашнее  задание  прокомментировано.  Считаю, что  поставленные  цели  урока  решены.  Долговременными  целями  остаются  дифференциация  обучения  и  сохранение  уровня  знаний.

Урок русского языка в 7 классе «Правописание НЕ с разными частями речи»

МКОУ СОШ им.Героя Советского Союза Энвера Ахсарова с.Зильги

с разными частями речи.

Мисетова М.Н.

Задачи: систематизировать правила употребления НЕ с личными формами глагола, деепричастиями, с существительными и прилагательными, определять написание орфограмм.

Оборудование: презентация.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Определение темы урока (этап мотивации)

“хочу”

Запишите эпиграф урока: “То, что запомнил, — уйдёт, то, что понял, — останется”

Эту пословицу я выбрала эпиграфом урока не случайно, ведь каждый из вас на урок приходит за знаниями, но каждый воспринимает материал по-своему. Я хотела бы, чтобы сегодня на уроке каждый из вас постарался понять материал и после каждого этапа проанализировал бы материал с помощью таких фраз:

  • Я понял, что…

  • Я запомнил, что…

  • Мне стало понятно, когда …

  • Я теперь могу…

  • Я знаю, что…

Эти слова (фразы) перед вами на карточках. Теперь, нам осталось лишь определить, тему нашего урока. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.

Сообщение целей и задач.

Планирование

“надо”

Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?

— Что вам показалось смешным в стихотворении? (отсутствие НЕ)

Да, конечно, запишем тему:

“Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”.

С какими же частями речи мы уже знаем, как пишется НЕ?

Если мы все знаем про отдельные части речи, то, что надо сделать с этими знаниями? (…объединить полученные знания в систему). И создать опорную таблицу, которая так будет называться так же, как и тема нашего урока.

Практическая деятельность

уч-ся — “могу”

Но мы не уверены, что знаем, как пишется НЕ с разными частями речи, а для этого попробуйте каждый себя проверить, оценить и выявить затруднения в употреблении НЕ с разными частями речи. Каждый должен работать индивидуально!

Этап актуализации

и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задание:

Распредели предложенные словосочетания по графам, в нужный столбик, в зависимости от части речи, употребляемой в словосочетании.

Вписывайте словосочетания сразу в таблицу.

давно (не) спавший старик, (не) ржавеющая сталь, (не) правда, а ложь, (не) мог возразить, роман (не) прочитан, положить (не) высоко, (не) думать о плохом, (не) высокий ребенок, (не) зная причины, домашние (не) урядицы, с утра (не)здоровится, (не)(у)(кого) спросить, (не)кому ответить, (не) расклеенные рабочим афиши

Этап закрепления с проговарива-нием во внешней речи

Не с глаголами и деепричастиями

Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями

Не с причастиями

раздельно

слитно

раздельно

слитно

раздельно

слитно

Не мог возразить

не думать о плохом, не зная причины

С утра нездоровится

Не правда, а ложь,

не у кого спросить

Положить невысоко,

невысокий ребенок, домаш

ние неурядицы- цы, некому ответить

Давно не спа- ший старик,

роман не прочитан,

не расклеен- ные рабочим афиши

Нержаве-ющая сталь

Этап включения изученного в систему знаний

Проверка по эталону.

Кто сделал ошибки в употреблении НЕ с глаголами и деепричастиями?

ПОДНИМИТЕ РУКИ!

Кто сделал ошибки в употреблении Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями?

ПОДНИМИТЕ РУКИ!

Кто сделал ошибки в употреблении Не с причастиями?

ПОДНИМИТЕ РУКИ!

Тем, кто сделал ошибки, я предлагаю заглянуть в правило в грамматической тетра- ди, чтобы каждый, у кого еще они были, проанализировал свою ошибку и сказал,

с помощью фраз о которых мы говорили вначале урока, что он понял, узнал, запомнил.

Для тех, у кого не было ошибок карточка. Задание выполняйте сразу в карточке.

ТЕСТ. Фамилия___________

Не пишется слитно/раздельно

(не) нарушая режима

(не) пересечены линией

(не ) законченная работа

(не) замерзшая река

(не) дорогой, а красивый ситец

(не ) был в школе

  • прыгнул (не) высоко, а низко

  • (не) глубокий, а рыбный пруд

  • долго (не) заживающая рана

  • поступить далеко (не) смело

  • говорить (не) громко, а тихо

Итак… Не забывайте про фразы!

  • Я понял, что

  • Я запомнил, что

  • Мне стало понятно, когда

Молодцы! Я поняла, что вы правила знаете!

А теперь давайте проверим ваши знания еще раз на практике и напишем выборочный диктант с комментированием того слова, которое пишется с НЕ. Вы записываете только слово с НЕ в таком контексте, чтобы самим не ошибиться в написании.

1. Задание:

  1. Друг познаётся в несчастье.

  2. Красна дружба не лестью, а правдой и честью.

  3. Головня на шесток упала – нечаянный гость.

  4. Небольшой дождишко, а лодырям отдышка.

  5. И зубы есть, да нечего есть.

  6. Лёжа хлеба не добудешь.

  7. Лодырю всегда нездоровится.

  8. Несподручно волку с лисой промышлять.

  9. Не убив медведя, шкуры не дели.

Вы молодцы, правильно все объяснили, не допустили ни одной ошибки.

2. Думаю, вы готовы к созданию опорной таблицы-схемы

“Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”

Перед вами таблица с двумя пустыми графами и полоски бумаги, скрепленные вместе. На этих полосках я собрала все возможные случаи СЛИТНОГО и РАЗДЕЛЬНОГО употребления частицы НЕ, которые мы с вами уже изучили.

Ваша задача сначала разделить эти полоски на две группы, где НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО и НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО, а затем, вставить их в таблицу.

Каждый работает самостоятельно, если останется время, проверяет соседа по парте и помогает ему. Вам дается 3 минуты.

Не пишется слитно

Не пишется раздельно

1) Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется.

2) С существ., прилагательными и наречиями на–о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.

3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.

4) С отрицательными и неопределенными местоимениям (при отсутствии предлога)

5) с наречиями.

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.

3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова.

4) С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога.

5) В составе слов вовсе не, далеко не, отнюдь не

Давайте озвучим нашу созданную опорную схему!

Читаем по очереди, слушайте друг друга внимательно, чтобы не повторяться.

Хорошо! Владея такой схемой, что вы теперь сможете делать? (правильно писать НЕ с разными частями речи). Полученную опорную таблицу вы забираете домой, и приклеиваете, как вы думаете куда? Правильно в грамматическую тетрадь!

Рефлексия

  • Что каждый из вас сделал сегодня на уроке?

  • Как решал поставленную задачу?

  • Что учились делать?

  • Как ты думаешь, почему до сегодняшнего дня ты делал ошибки в употреблении частицы НЕ?

  • Сможете ли вы теперь увидеть ошибки в употреблении НЕ не только у себя, но и у товарища, а может даже и в газете?

  • Понял ли ты как мы создавали схему?

  • Удалась ли тебе работа на уроке?

  • Какие личностные качества тебе помогли в этом?

  • Как вы думаете, где в повседневной жизни вам может понадобиться написать НЕ слитно или раздельно?

Диагностирующая контрольная проверка.

Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант — для сильных уч-ся, 2 вариант — для сред-

них, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями)

Вариант назначает сам учитель.

1 вариант

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.(По А. Чехову.)

2 вариант

Определить часть речи, объяснить написание.

Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

3 вариант

Далеко (не) умен; (не)засохшие цветы, а живые; (не)веселый; (не)разумность; (не)домогать; (не)кошеный; никем(не)замеченный; (не)замерзающий;

(не) обращаясь;(не )знаю; ( не) закончен;( не)( с) кем.

Осуществление контроля, коррекции.

В течение урока учащимися и учителем.

Итог урока

Выставление оценок, подведение итога

Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос: “Как вы думаете где в повседневной жизни вам может понадобиться написать НЕ слитно или раздельно?”

по теме «Правописание не с разными частями речи»

Учитель: Мисетова М.Н.


     Учащиеся изучают правописание не с разными частями в течение нескольких лет: с начальной школы (не с глаголом) до седьмого класса (не с причастиями и деепричастиями), и на данном уроке следовало  создать условия для воспроизведения в памяти учащихся опорных знаний и умений, поэтому был выбран урок актуализации знаний и умений.

Дидактическая  цель: создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность.

      Образовательная цель: способствовать созданию у учащихся системного представления об изученном материале  более полному осознанию взаимосвязи между языковыми фактами и явлениями.
      Развивающая цель: способствовать развитию мыслительных способностей учащихся при выполнении логических операций распознавания частей речи, анализа слова в соответствии с правилом,  совершенствовать орфографические  умения и навыки.

     Воспитательная цель: прививать любовь к языку средствами урока, воспитание внимания и уважения к слову, подвести школьников к пониманию значимости обучения, способствовать формированию умения сотрудничать при парной работе.

     Цели урока определили отбор содержания учебного материала. Речевая ситуация, созданная в начале урока, позволяет вывести учащихся на формулирование темы и целей урока. Для обобщения и систематизации, изученного ранее материала, целесообразно объединить его в блоки и предложить учащимся работу с таблицей. Структурная таблица позволяет упорядочить сходный материал, разбросанный в разных параграфах и  учебниках русского языка, наметить сквозные линии для обобщения, создать надежную опору для блоковой подачи взаимосвязанных тем, обеспечить условия для системного усвоения материала, в том числе и на основе переноса знаний.

     Далее учащимся предлагается задание на распределение примеров слитного и раздельного написания не. Проблемная ситуация создается включением примеров трудных случаев написания  слов с не. Динамическая пауза способствует смене деятельности школьников и активному применению алгоритма правописания не с разными частями речи. На обычном уроке целесообразно было бы включить упражнения различных типов на отработку  данного навыка (объяснительный диктант, комментированное письмо, задание «найди лишнее» и др.). Ограниченность во времени, к сожалению, не позволяет показать  это на открытом уроке. Тест предлагается учащимся для проведения диагностики усвоения данной темы, чтобы наметить пути дальнейшей работы над совершенствованием навыка правописания НЕ с различными частями речи».

     Познавательно-исследовательская деятельность школьников направлена на осознание системы правил правописания не с различными частями речи. В самостоятельном поиске учащихся формируется познавательный интерес и высокая активность. Такое занятие способствует формированию внимательного, чуткого читателя, что создает необходимые условия для реализации межпредметных и метапредметных связей.

    Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, проблемный, парная организация работы учащихся позволила им успешно продвигаться в познании материала от простого к сложному.
     Активность и работоспособность учащихся на всех этапах урока высокая. Школьники проявили интерес к содержанию и процессу деятельности, работали дружно, совместно, сплоченно. Психологическая атмосфера комфортная.

Считаю, что урок прошел успешно. Цели достигнуты. 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о