Основные разделы языкознания:
1. Частная лингвистика (конкретный язык, конкретная группа языков: германистика, африканистика….)
Подходы изучения языков в частной лингвистике:
-статичный
-динамичный
-синхроничный (Соссюр)
-диахроничный. (Соссюр)
2. Общая лингвистика (наиболее общие закономерности и особенности языка)
3. Внешняя лингвистика. (Соссюр). Изучает факты, внешние по отношению к языку (история, культура) – экстралингвистика.
4. Внутренняя лингвистика . (Соссюр) изучает внутреннюю систему языка (фонетика, морфология, синтаксис, лексикология).
5. Теоретическая лингвистика (теория языка, общие проблемы, вопросы)
6. Прикладная лингвистика (практические задачи: создание письменности, реформы, обучение иностранному языку, создание системы перевода).
Определение языка.
Единого определения языка нет.
Язык– это как минимум биолого-физиолог. явление, психическое явление (центральная нервная система), социальное явление (часть жизни), индивидуальное явление.
Фурдинанд де Соссюр выделял 3 значения:
язык – это система произвольных знаков.
Это определенный вид деятельности.
Это особое средство общения с помощью членораздельных единиц.
Язык – очень сложное явление и в зависимости от цели исследования, он поворачивается к нам новой гранью. С т. зрения традиционной лингвистики нас может заинтересовать звуки, интонации. С грамматической т. зрения – структура, временные формы; семантика – сводим ли мы значение всего предложения к сумме значений всех составных частей.
Когнитивная лингвистика изучает языковые единицы (слова…) с т. зрения тех структур знаний, которые «упакованы» в наши слова
Особенности языка как объекта научного исследования:
1. использование языка во всех сферах общества.
2. язык многофункционален:
1) Коммуникация: (по Якобсону, плк)
— функция сообщения о факте
— вопросительная ф
-фактическая ф (установление контакта)
— аппелятивная (побуждение)
— экспрессивная (выражение чувств0
— эстетическая
— метаязыковая (способности на языке говорить о языке)
— хранение и предача национального сознания, традиций культуры, народа.
2) Когнитивная(мыслеформирующая) функция
Язык помогает нам осваивать мир проводить классификацию мира вокруг нас.
3. Язык уникален.
Ни один эксперимент еще не доказал, что животное обладает или может овладеть языком, сложность структуры которого сравнима с человеческим языком. только люди обладают членораздельной речью. Языковые способности человека опираются на особый тип мышления (абстрактный)
4. Язык как объект исследования.
Язык имеет разнообразные формы проявления. В мире около 6800 языков.
Огромная роль, которую играет язык в жизни человека, уникальное средство общения – все это составляет специфику языка и обусловливает необходимость научного осмысления этого явления.
3. Основная проблематика общего и частного языкознания.
Общее языкознание – это наука об общих закономерностях внутреннего устройства, функционирования, развития языков и способах их изучения.
Ее основные проблемы:
1.Проблема природы и сущности языка
В ее видение входит следующий круг вопросов: Что такое язык? В чем
его сущность? К явлениям какого порядка он относится – общественного, биологического или психологического? Что общего у языка с другими общественными явлениями и в чем его специфика? Разработка этой проблемы не может быть решена усилиями одних языковедов. Ее обоснование предполагает тесное сотрудничество лингвистов в первую очередь с философами, логиками и психологами.
studfile.net
2. Разделы языкознания
Русский язык и культура речи. ШпаргалкаЭЛЕМЕНТЫ И УРОВНИ ЯЗЫКА
В большинстве языков мира выделяются след. единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Единицы языка неоднородны по своему строению: простые (фонемы) и сложные (словосочетания, предложения).
Самая простая единица языка — это фонема, неделимая и сама по себе незнач. звук. единица языка, служ. для различения мин. знач. единиц (морфем и слов).
Мин. знач. единица — морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут. Например, в слове «москвичка» 4 морфемы: москв-, -ич-, -к-, -а.
Отн. самостоятельностью обладает слово – след. по степени сложности и важн. единица языка, служ. для наименования предметов, процессов, признаков или указ. на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т. е. слово — это мин. номинат. (назывная) единица языка. В структ. плане она состоит из морфем и представляет собой «строит. материал» для словосочетаний и предложений.
Словосочетание — соединение двух слов или более, между кот. имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу (главное выделено).
Наиболее сложной и самост. единицей языка, с помощью кот. можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложение – осн. синтакс. единица, кот. содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важн. формал. признаком предложения является его смысл. оформленность и законченность. В отличие от слова — единицы номинативной (назывной) — предложение является единицей коммуникативной.
Соврем. представления о системе языка связаны прежде всего с учением о его уровнях, их единицах и отношениях. Уровни языка — это подсистемы (ярусы) общей язык. системы, каждая из кот. обладает набором своих единиц и правил их функционирования. Традиционно выделяются след. основные уровни языка: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический.
Каждый из уровней языка обладает своими, качественно отличными единицами, имеющими разные назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка: фонемный уровень составляют фонемы, морфемный — морфемы, лексический — слова, синтаксический — словосочетания и предложения.
Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания — фонетики, морфологии, синтаксиса лексикологии.
Фонетика (от греч. phone — звук) — раздел языкознания, изуч. звуки языка, их акуст. и артикуляц. свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т. д.).
Морфемный и синтаксический уровни языка изучаются 2 лингвист. дисциплинами — морфологией и синтаксисом. Морфология и синтаксис объединяются, составляя два отн. сам. раздела, в более общую лингв. науку —
Морфология — раздел грамматики, изуч. морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.
Синтаксис — раздел грамматики, изуч. закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Включает в себя 2 осн. части: учение о словосочетании и учение о предложении.
Лексикология — это раздел языкознания, изуч. слово и слов. состав языка в целом. Лексикология включает в себя след. разделы:
• ономасиология — наука, исслед. процесс называния. Ономасиология отвечает на вопрос, как происходит называние, присвоение имен предметам и явлениям внешнего мира;
• семасиология — наука, изуч. значения слов и словосочетаний. Семасиология исследует смысл. сторону язык. единицы, сопоставляя ее с другими единицами того же уровня. Она показывает как в единицах языка (словах) отображается внеязык. действительность;
• фразеология — наука, изуч. уст. обороты речи языка, природу фразеологизмов, их типы, особенности функционирования в речи. Выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеолог. единиц, исследует процессы их образования;
• ономастика (от греч. onoma — имя) — наука, изучающая имена собств. в шир. смысле слова: геогр. названия изучает топонимика, имена и фамилии людей — антропонимика;
• этимология — наука, изуч. происхождение слов, процесс формирования слов. состава языка. Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообраз. модели возникло слово, каково было его первонач. значение, какие истор. изменения оно претерпело;
• лексикография — наука, заним. теорией и практикой составления словарей. Разрабатывает общую типологию словарей, принципы отбора лексики, расположения слов и слов. статей.
3. Языковые знаки
Язык — это система знаков любой физ. природы, выполн. познав. и коммун. функции в процессе чел. деятельности. Языки разделяются на естественные (возникают вместе с человеком и развиваются ест. путем) и искусственные (знаковые системы, созд. человеком как вспом. средства для разных коммун. целей в тех областях, где применение ест. языка затруднено, невозможно или неэффективно).
Знак- это матер. предмет (в шир. смысле слова), выступ. в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некот. другого предмета, явления и использ. для передачи информации.
В семиотике (наука, изуч. знак. системы) различают 2 типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (условные). Естественные знаки (знаки-признаки) содержат информацию о предмете (явлении) вследствие ест. связи с ними (дым в лесу может информировать о развед. костре), являются частью тех предметов или явлений, кот. люди воспринимают и изучают (видим снег и представляем зиму). Искусственные (условные) знаки предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений; коммуникативные (знаки-информаторы).
Знаки-сигналы несут информацию по условию, договоренности и не имеют никакой ест. связи с предметами (явлениями), о кот. они информируют. Сигнал — это звуковой, зрительный или иной усл. знак, перед. информацию. Сам по себе сигнал не содержит информацию — информацию содержит знак. ситуация (звонок в квартире — сигнал, приглаш. открыть дверь), т. е. сигнал зависит от ситуации.
Знаки-символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков (герб — изображение какого-либо предмета как признака принадлежности опр. государству, городу). Содержание
Основные признаки знака: двусторонность (наличие матер. формы и содержания), противопоставленность в системе, условность/мотивированность.
Как правило, знаки в системе противопоставлены, что предполагает различность их содержания (длинные и короткие гудки в телефонной трубке — «линия свободна» и «линия занята»).
Для того чтобы приобрести способность что-то обозначать, знак должен быть противопоставлен другому знаку, например, нулевому (т. е. значимому отсутствию материально выраж. знака).
Условная связь между означающим и означаемым основана на договоренности (сознат.) (красный свет — «путь закрыт»). Мотивированная (внутренне обоснованная) связь основана на сходстве означающего с означаемым (на дорожном знаке поворота).
Языковой знак, как всякая двусторонняя язык. единица, обладает формой (означающее) и содержанием (означаемое). Язык. знаки всегда условны, т. е. связь означаемого и означающего у них произвольна (но при этом обязательна для всех носителей данного языка).
studfile.net
Разделы языкознания на сайте Игоря Гаршина. Место лингвистических дисциплин
Разделы языкознания на сайте Игоря Гаршина. Место лингвистических дисциплинГраницы языка — границы мира.
Ниже представлен авторский взгляд на место различных разделов языковедения и их связи. Разделы страницы с классификацией лингвистических дисциплин:
- Языкознание как наука
- Структурная схема языковедения как комплекса наук
- Примечания к схеме лингвистических дисциплин
- Сетевые рессурсы о классификации лингвистических дисциплин
Также смотрите классификацию коммуникативных систем.
Языкознание как наука
Языкознание, или лингвистика, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. (В. И. Кодухов. Введение в языкознание) С литературоведением языкознание объединяется в филологию (как наука о тексте), с графикой и символикой — в семиотику (как наука о речевых знаках), с психологией и кибернетикой — в когнитивистику (как наука о передаче знания). Кроме того, в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.
Место языкознания в системе наук
Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история (с археологией), этнография, страноведение, психология, педагогика. Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией. Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой. Языкознание, как и другие науки, связано с философией. Даже развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением.
- Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук
Структурная схема языковедения как комплекса наук
Здесь показана попытка собственной классификации лингвистических дисциплин как взаимосвязанных исследовательских процессов (на основе интегрального анализа литературы по общему языкознанию):
ЛИНГВИСТИКА | | | -------------------------------- | ----------------------------- | ---- проверка гипотез ---- | --- модели и продукты --- | | | | | | | | | | V | V | | Теоретическая лингвистика Прикладная лингвистика (Научное языкознание) (Верификационная, Практическая) / | \ / \ / | \ Частная лингвистика Общая (общеязыковая) Формальная / Переводческое дело \ Дидактика / \ / \ (Структурная/внутренняя, (Переводоведение) (Методы обученния ИЯ) Одноязыковая Многоязыковая Интралингвистика Системная Математическая, ( Частная ) (Сравнительная) / / | \ \ / | \ Компьютерная), / \ / \ Теор.фонетика Основания языка Когнитивная Описательная Предписательная / \ Лексикология Типология языков ( Эмпирическая, (Нормативная, / \ Т.грамматика Языковые универсалии Дескриптивная ) Проскриптивная) / \ / | \ / Сопоставительная Экстралингвистика (частные разделы языка) / / | \ (лингвистика на стыке наук) Фонетика Лексика Грамматика Историческая Контактология (Контрастивная) [языки с развитием \ \ \ | / / / [сравнивает языки и Ареалогия) | при похожих условиях Социолингвистика = лингвистика + социология \ \ Стилистика / / родственные] [взаимодействие Феноменная или на схожих этапах] Психолингвистика = лингвистика + психология \ \ | / / соседних языков] Этнолингвистика = лингвистика + этнология \ Диалектология / | Когнитолингвистика = лингвистика + когнитология \ | / Системная (выше) --> Интерлингвистика --> Компьютерная (выше) Философия языка = лингвистика + философия Диахроническая Паралингвистика [Частно-историческая] ^ \ Графика Филология Семиотика
Кроме того, языкознание как наука взаимосвязана с другими научными дисциплинами — гуманитарными, социальными, естественными, техническими, на стыках которых или при объединении с которыми возникли новые научные направления (экстралингвистические).
Примечания к схеме лингвистических дисциплин
Языковедение (языкознание, лингвистика) — паука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее. (Ю. С. Маслов. Введение в языкознание)
Общее языкознание
Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.
Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии, к примеру: все языки имеют гласные и согласные, в любом языке имеется минимум две гласные фонемы) или для значительного большинства языков (статистические универсалии, например: большинство языков имеют носовые согласные с количеством фонем 10-70).
Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение, — таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.
Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:
- определить природу языка, его сущность;
- установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие,— морфологию, лексикологию и т. п.;
- дать систематику языков, создать классификацию языков;
- разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкознания.
При всем различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ, в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трех основных разделов:
- внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции, поэтому ее называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой),
- внутренней [собственно] лингвистики
- и сравнительного языкознания (компаративистики).
Внутренняя (структурная) лингвистика
Внутренняя, или структурная, лингвистика изучает систему языка, ее единицы и категории, ее уровни (ярусы) и их структуру. Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание — вот что является и объектом и предметом науки о внутренней структуре и системе языка. Объектом ее становятся письмо (графическая и орфографическая форма языка), звуковой строй языка, грамматический строй языка, его словарный состав. Поэтому основными разделами этой науки являются грамматология, фонетика, лексикология и грамматика.
Термин грамматология недавний; его употребляют в работах, которые исследуют письменный язык и речь с точки зрения семиотики. Более часто используется термин письмо — как обозначение самого предмета изучения, а также как название науки о письме и письменной деятельности (технике письма и письменной речевой деятельности).
Фонетика, грамматика, лексикология и другие, более частные разделы науки о языке (например, фразеология и словообразование) изучают структуру языка безотносительно к его использованию.
Однако язык существует лишь в обществе, лишь тогда, когда он используется людьми, причем различно на разных коммуникативных участках. Это порождает вариантность языковых средств, их синонимичность, функциональные разновидности, устную и книжную речь, различные стили литературного языка. Эти свойства языка могут также стать предметом специального изучения. Так возникает еще одна наука — стилистика.
Сравнительное языкознание
Сравнительное языкознание подразделяется на сравнительно-историческое и сопоставительное (контрастивное). Эти аспекты сравнительного языкознания отличаются друг от друга по целям и методике исследования: если сравнительно-историческое языкознание изучает родственные языки, возникшие из общего источника и поэтому объединенные объективно, исторически, то сопоставительное языкознание изучает и не родственные языки [для выявления их типов и ареальных общностей].
Сопоставительное языкознание
Сопоставительная лингвистика называется также контрастивной или конфронтативной лингвистикой, но я бы лучше последними терминами назвал область языкознания, изучающей резко отличные языковые механизмы различных языков. Подразделом контрастивной лингвистики при этом является наука, собирающая языковые феномены (экзотику в лингвистике) и изучающая их причину и развитие. Этот подраздел можно было бы назвать феноменальной лингвистикой или феноменологией в лингвистике.
Ареальная лингвистика (ареология в лингвистике, пространственная лингвистика) изучает распространение одинаковых или похожих языковых явлений в пространстве, учитывая межъязыковые (междиалектные) взаимодействия. Контактная лингвистика (контактология в лингвистике) изучает взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции.
Диахроническое и историческое языкознание
Диахронное языкознание (диахронная лингвистика, диахроническая лингвистика) изучает отношения не между сосуществующими элементами данного состояния языка (как в синхронной лингвистике), но между сменяющимися последовательными во времени элементами. Объектом диахронической лингвистики является, в первую очередь, вся фонетика в целом. Но только ли звуки изменяются во времени? Слова меняют своё значение, грамматические категории эволюционируют… (Фердинанд де Соссюр). Диахронную лингвистику не следует путать с исторической (вернее, сравнительно-исторической) лингвистикой, или компаративистикой, т.к. первая изучает последовательность исторических состояний (синхронных срезов) одного языка, а вторая — родственных языков.
Частное языкознание
Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.
Любое частное языкознание начинается с составления словаря и написания грамматики; выполнение этих работ предполагает не только специальные знания, но и развитую теорию нормы языка. Любое частное языкознание содержит, следовательно, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Так, в науке о русском языке выделяются фонетика и грамматика, и это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания. Верно также для всех языков, что звуки речи делятся на гласные и. согласные, а среди частей речи выделяются имя и глагол. Однако любое частное языкознание содержит такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков.
Диахроническое [историческое] языковедение
Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.
Вот здесь противоречие, ибо выше равнительно-историческое языкознание выросло из общего языкознания, а не из частного. Возможно, сравнительная лингвистика не относится ни к общей, ни к частной лингвистике, а занимает промежуточно еоложение.
Прикладное языкознание
Прикладное языкознание — это применение лингвистических знаний к практической деятельности. Важной отраслью практической деятельности языковедов является преподавание родного и неродного языков в общих и специальных школах. Эта деятельность вызывает составление разного рода справочников, прежде всего учебных словарей и грамматик. Важной отраслью практической деятельности языковедов являются также перевод с одного языка на другой, разработка терминологии, совершенствование алфавита и орфографии, создание письменности для ранее бесписьменных народов и т. п. Наконец, отраслью прикладной лингвистики является инженерное языкознание, возникшее во второй половине XX столетия. Сюда относятся использование при обучении языку технических средств, проблематика теле- и радиокоммуникации, машинный (автоматический) перевод и т. п.
Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка:
- создание и усовершенствование письма;
- обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку;
- создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации,
- создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.
Эколингвистика
Новое направление в языкознании — экологическая лингвистика (эколингвистика, экология языка) изучает факторы «загрязнения» и исчезания языка, а также разрабатывает меры по его защите и «очистке» от этого. Таким образом, эколингвистика включило в себя нормативную (как основу), ареальную и социологическую лингвистику. Ареология изучает взаимодействие языков (как фактор не только обогащения, но и загрязнения языка), а социолингвистика — взаимодействие языка и среды (как причину потери социальной значимости языка и его угасания). Одним из практических разделов экологии языка становится языковая политика.
Эколингвистика сосредотачивается на выявлении законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка.
Интерлингвистика
Интерлингвистика (плановая лингвистика, модельная лингвистика) — область языковедения, занимающаяся различными аспектами международного общения, возможностями его оптимизации, а также международными искусственными языками, как созданными на основе реальных языков (или их совокупности), так и созданными логическим путём. Первые искусственные (плановые, модельные) языки общения называются апостериорными, а вторые — априорными.
Если исходить из того, что создание апостериорных международноых языков тесно связано с контактной лингвистикой, то и всю интернациональную лингвистику (с априорными и ареальными искусственными языками) можно (с некоторой нятяжкой) считать разделом контактологии. А если исходить из того, что создание априорных международноых языков тесно связано с философией языка, то плановое языковедение можно рассматривать как прикладную дисциплину, функционирующую на основе теории языка как системы
Филология
В словаре Даля филология (греч. любословие) — наука или изучение древних, мертвых языков [стоило бы, наверное, добавить — литературных]; изучение живых языков — лингвистика. По более широкому толкованию, филология — это совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Филология изучает письменные памятники носителей данного языка и его предков в их культурно-исторических связях. Филология даёт основнойфактический материал для диахронной лингвистике. Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области.
Сетевые рессурсы о классификации лингвистических дисциплин
Ключевые слова для поиска сведений по классификация разделов языковедения: На русском языке: классификация лингвистических дисциплин, разделы языкознания; На английском языке: linguistic article, philological papers. |
www.garshin.ru
Введение в языкознание
(2013/2014)
1-АО-А
2012
1. Предмет и объект науки о языке. Основные разделы общего языкознания: их предмет и задачи
2. Связь языкознания с другими науками
3. Семиотика (семиология) – наука о знаковых системах. Виды знаковых систем
4. Язык как знаковая система. Двусторонняя природа языкового знака. Типы отношений между
языковыми знаками
5. Система и структура языка. Уровни языковой системы
6. Фонема и звук. Понятие фонемы как единицы языка. Функции фонемы
7. Основные акустические признаки звуков речи: высота, сила, длительность, тембр
8. Акустическая характеристика звуков языка
9. Дополнительная артикуляция при произнесении согласных звуков (палатализация, веляризация, аспирация, глоттализация, назализация)
10. Строение речевого аппарата (физиология речи). Активные и пассивные органы речи. Их работа при произнесении гласных и согласных звуков
11. Артикуляционная характеристика звуков языка. Артикуляция и её фазы
12. Система гласных (вокализм). Классификация гласных
13. Система согласных (консонантизм). Классификация согласных
14. Комбинаторные изменения звуков в речевом потоке
15. Позиционные изменения звуков
16. Исторические и фонетические (живые) чередования звуков
17. Методы и приемы экспериментальной фонетики
18. Транскрипция и транслитерация
19. Фонетическое членение речи. Фонетические единицы речевого потока
20. Слог. Теории слога. Типы слогов
21. Ударение и его виды
22. Интонация и её компоненты
23. Стенография как особая система письма
24. Структурные типы предложений
25. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки и функции
26. Актуальное членение предложения. Метод анализа предложений по непосредственно
составляющим
27. Грамматика как раздел науки о языке. Разделы грамматики. Морфология и синтаксис
28. Части речи как самые крупные лексико-грамматические классы слов
29. Грамматическая категория. Типы грамматических категорий. Грамматическое значение.
Грамматическая форма слова
30. Способы и средства выражения грамматических значений. Средства образования синтетических и аналитических форм. Смешанные аналитико-синтетические формы слова
31. Словосочетание. Виды подчинительной связи
32. Морфема как основная единица языка. Фонетически обусловленные и исторически
обусловленные алломорфы
33. Морфемный состав слова. Типы морфем по назначению в слове
34. Морфемная структура слова. Типы исторических изменений в морфемной структуре слова
35. Синтагматические отношения языковых единиц. Виды синтагм
36. Словосочетание. Типы синтаксических отношений в словосочетании. Классификации
словосочетаний
1. Предмет и объект науки о языке. Разделы общего языкознания
1. Языкознание (языковедение, лингвистика) – это наука о языке, происхождении и свойствах, а также об общих законах строения всех языков мира. Самые древние лингвистические идеи уходят в глубину веков: в мифы, сказания, религиозные учения разных народов – идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира, о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. Предметом изучения языкознания является сам язык и такие вопросы как:
язык как явление психическое, которое развивается на основе законов психологии (Гейман Штейнталь) или как социальное явление
язык как следствие социального договора, звукоподражание, междометная теория (эпикурейцы) и как божественное явление (Платон, Аристотель)
человеческая мысль всегда оформлена языком; являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное существование
к настоящему времени наиболее разработанной является морфологическая типология языков; в ее основу кладется способ соединения морфем, типичный для того или иного языка:
флективные языки – тип языков, характеризующийся полифункциональностью грамматических морфем, фонетически не обусловленными изменениями корня, большим числом фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения (славянские и балтийские языки)
агглютинативные языки – тип языков, характеризующийся развитой системой словообразовательной и словоизменительной аффиксации, отсутствием фонетически не обусловленных вариантов морфем, единым типом склонения и спряжения, грамматической однозначностью аффиксов, отсутствием значимых чередований (тюркские и финно-угорские языки)
изолирующие (аморфные) языки – тип языков, характеризующийся отсутствием словоизменения, грамматической значимостью порядка слов, слабым противопоставлением знаменательных и служебных слов (китайский язык)
инкорпорирующие (полисинтетические) языки – тип языков, характеризующийся возможностью включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения, реже подлежащего непереходного глагола), иногда с сопутствующим морфонологическим изменением основ (чукотско-камчатские и многие языки Северной Америки)
язык представляет собой систему, и входящие в неё подсистемы; в качестве основных выделяются следующие уровни языка: фонемный, морфемный, лексический (словесный), синтаксический (уровень предложения)
функционирование и историческое развитие (социальное расслоение языка: крестьянские диалекты, жаргонизмы и т.п.)
Объектом изучения языкознания является речевая деятельность – языковые средства в процессе порождения речи и её понимании в дискурсе и тексте:
РД = язык (система + норма) + речь + узус*
язык – идеальная система средств языковых единиц и соответствующих классов языковых элементов, которые обеспечивают потенциальную (т.к. то, что мы хотим сказать находиться непосредственно в нашем сознании) возможность осуществить речь
функции языка:
коммуникативная (функция общения: единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации)
мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли)
экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего)
эстетическая (функция создания прекрасного, богатство и выразительность речи)
языковая система – это множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в определённых связях друг с другом и образующие определенное единство и целостность
норма – то, что и как следует говорить
речь – реализация и актуализация потенциальных возможностей языковой системы в процессе общения
узус – обобщение конкретных речевых актов, неосознанная некодифицированная норма (будущее время 1-го лица единственного числа глаголов «побеждать» и «убеждать»)
Структурная организация современного языкознания многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке. Таким образом, лингвистика делится на две главные отрасли – общее и частное языкознание:
общее языкознание – изучает общие законы организации, развития и функционирования языков (гласные и согласные звуки, членение на слоги, имена собственные и местоимения, предложения)
задачи ОЯ: установление природы и сущности языка (грамматических категорий, значений, типов предложений), классифицирование и анализ языков, установление основных аспектов и ярусов языка
частное языкознание – занимается изучением отдельных языков или группы родственных языков (русский и украинский, славянские языки). ЧЯ может быть: синхроническим (изучение языка в определённый момент истории) и диахроническим (изучение языка в его развитии)
задачи ЧЯ: описание внутренней структуры каждого языка (фонетика, орфография, алфавит и т.д.)
В зависимости от целей исследования – решение теоретических или прикладных задач языкознание делится на теоретическое и прикладное:
Теоретическая лингвистика занимается самой теорией языка: системы, уровни, ярусы, языковые универсалии и т.д. Прикладная лингвистика занимается решением практических задач, связанных с использованием языка: обучение языку, создание алфавитов и усовершенствование письма, автоматическая обработка текста с применением ЭВМ, создание систем транскрипции и стенографии, систем письма для слепых, стандартизация научно-технической терминологии, автоматическое распознавание и синтез речи и т.д.
Языкознание делят также на внешнюю и внутреннюю лингвистику:
Внешняя лингвистика занимается, прежде всего, проблемой связи языка и общества, функциями языка в обществе, территориальным распространением языков, соотношением языка и культуры народа и многими другими проблемами. Под этим названием обобщено множество научных направлений, которые, в свою очередь, имеют собственные обозначения:
условиями его бытования: язык и нация, национальные языки как историческая категория,
социальная дифференциация языка, взаимосвязи между языковыми и социальными структурами,
типология языковых ситуаций, определяемых социальными факторами, социальные аспекты многоязычия и т.п.
языков и языковых явлений (на земном шаре, на континентах, в рамках более мелких
географических ареалов)
каким образом, с помощью каких средств и в какой форме в языке находят отражение культурные (бытовые, религиозные, социальные) представления народа, говорящего на этом языке
Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления, сюда входят:
фонетика – изучение звукового строя языка (изучение звуков речи во всём многообразии, описание артикуляционных и акустических характеристик и правил употребления в языке: ударение, интонация, транскрипция)
фонология – изучение звукового строя языка с функциональной т.з. (функционирование звуков, фонем)
морфология – структуры слова, морфемный состав и словоизменения, части речи
синтаксис – способы соединения слов в словосочетания и предложения (типы связи слов)
лексикология – словарный состав языка (структура лексического состава языка)
словообразование – строение слова (средства и способы образования новых слов)
семасиология – соотношение слова и понятия (развитие значений слов)
studfile.net
1)Языкознание как наука. Основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками.
Языкознание — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Языкознание связано с социальными науками: с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами. Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам — орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография — наука о быте и культуре народов. Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря — названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире. Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию. Языкознание связано также с психологией. Психологич. направление в языкознании изучает мыслит. и другие психологич. про-сы и их отраж. в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика. Из ест. наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых — при изучении вопроса о происхождении речи. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа. Языкознание является многоаспектн. наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразн. и сложное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков. Частн. языкознание — это наука об отдельных языках, напр., русистика — наука о русском языке, англистика — наука об английском языке и т.д. Частное языкознание может изучаться в синхронном плане и в диахронич. Синхронный план исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени. Диахронич. план изучения предполагает изучение фактов языка в их развитии.
Круг задач, которые должно решить языкознание: 1. Установить природу и сущность языка. 2. Рассмотреть структуру языка. 3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловл. 4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; Как и когда возникли и то и другое; 5. Изучить вопрос возникновения и развития письма; 6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородств. языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский. 7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике. 8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер. 9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка. 10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой)
studfile.net
Лингвистика в таблицах и схемах | Л. В. Варпахович
Главная цель книги — помочь студентам усвоить основы лингвистики, дисциплины, требующей умения мыслить абстрактными категориями, а потому особенно сложной для понимания.Материал полностью соответствует программе по языкознанию и охватывает все темы — от вопросов сущности, происхождения, функционирования языка как знаковой системы, его внутренней структуры, через углубленное рассмотрение основных частей (фонетики, лексики, грамматики), до общих вопросов развития и взаимодействия языков, их классификации и видов письма.
В качестве формы представления материала выбраны таблицы и схемы, поскольку визуальная информация легче воспринимается и запоминается. Пособие включает краткий словарь лингвистических терминов, в котором представлены все фундаментальные языковые понятия.
Предназначено для студентов филологических специальностей.
СОДЕРЖАНИЕ СПРАВОЧНИКА
Предисловие
Список сокращений
Лингвистика как наука о языке. Структура
Разделы лингвистики
Место лингвистики в системе наук
Язык как явление
Отличительные свойства языка и речи
Язык, речь, речевая деятельность.
Основные функции языка
Гипотезы происхождения языка
Основные концепции природы языка
Язык и мышление
Типы знаков
Свойства языкового знака
Структура языкового знака
Аспекты плана содержания языкового знака
Свойства языковой системы
Уровни и единицы языка
Функции языковых единиц
Типы отношений между языковыми. единицами
Части языка
Три аспекта звуков речи
Акустические классификации звуков речи
Артикуляционные классификации звуков речи
Критерии фонематичности
Дифференциальные и интегральные признаки фонем
Сильные и слабые позиции фонем
Нейтрализация Фонем. Архифонема
Типы фонологических оппозиций
Позиционные изменения звуков речи
Комбинаторные изменения звуков речи
Типы словесного ударения
Функции словесного ударения
Интонация. Элементы и функции
Фонетическое членение речи
Классификации морфем
Исторические изменения морфемного состава слова
Слово. Определение. Свойства. Функции
Лексическое значение слова и понятие. Сходство и различие
Полисемия. Типы значений многозначного слова
Способы образования переносных значений
Типы омонимов
Мотивированность названий
Лексико-семантическая система языка.
Типы синонимов
Типы антонимов
Семантическое поле. Гиперо-гипонимическая группировка. Тематический ряд
Классификации лексики
Классификация фразеологизмов
Свойства фразеологизмов
Лексикография. Основные проблемы
Принципы классификации и типы словарей
Грамматическое значение. Отличие от лексического значения.
Способы выражения грамматических значений.
Фуаия и агглютинация как виды аффиксации
Типы грамматических значений
Грамматическая форма слов. Синтетическая и аналитическая формы
Парадигма. Типы грамматических парадигм
Грамматическая категория. Граммема
Виды грамматических категорий
Грамматические классы слов
Типы и способы синтаксических связей
Свободное словосочетание, связанное словосочетание и предложение
Свойства предложения
Членения предложений
Актуальное членение предложения
Логико-грамматическое членение предложения
Структурные типы предложений
Членение предложений по признаку модальности
Членение предложений по коммуникативной направленности (цели высказывания)
Причины изменений в языке
Процессы взаимодействия языков
Общенародный язык
Принципы классификации языков
Генеалогическая классификация языков
Этапы развития письма
Орфография. Основные принципы
Транскрипция. Транслитерация
Краткий терминологический словарь
Образцы страниц
bookfi.net
Разделы языкознания или лингвистики — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
- Люди
- Добавить свою схему
- Заказать работу
xn--e1aogju.xn--p1ai