Таблица знаки препинания в предложениях с прямой речью: Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью – РАЗДЕЛ 14 Знаки препинания при прямой речи

Урок-практикум «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Тип урока: закрепление изученного

Вид урока: урок-практикум

Цели урока:

  • проверить знания по теме “Прямая речь”;

  • закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;

Задачи:

  • отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;

  • развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;

  • воспитывать культуру учебной деятельности.

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, экран, карточки, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

— Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Снова сесть за парты рады. 
Приступать к учебе надо.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2. Объявление темы урока.

На уроке сегодня проверим свои знания по теме “Прямая речь”, вспомним, как построены предложения с прямой речью, будем учиться составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.

Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью” (Презентация, слайд 2)

3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:

1) Что такое прямая речь? (слайд 3)

2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)

3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)

4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)

5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)

6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)

На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь.

Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей. (слайд 10)

Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.

II. Тренировочные упражнения

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” — ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, — ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” — спрашивала Серая Шейка.

Проверяю себя (слайд 11).

2. Расставьте пропущенные знаки препинания

Тренажер (Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6 класс) (слайд 12)

Все это верно согласился строитель

А как вы думаете обратился председатель к залу

Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец

3. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Запись на доске: (слайд 13) (Приложение №1)

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

4. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)

А: “П?”

“П”, — а.

“П?” — а.

“П!” — а.

5

1

2

3

4

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

Проверяю себя (слайд 15)

5. Работа в группах.

Составьте предложения на тему “Зима и птицы” (слайд 16)

Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка. (слайд 17)

Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. (слайд 18)

1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.

2. “ __________________________________________ ,” — сказал учитель.

Составьте и запишите предложения по схемам. (слайд 19) 1. “П!” — а. 2.А: “П?”

IV. Прочитайте текст. 

(слайды 21,22) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, — сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, — щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, — промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, — прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)

  • Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).

  • Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).

  • Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. (слайд 23)

  • Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)

(демонстрация таблицы – слайды 24,25)

V. Работа в группах.

В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? 

(слайд 26)

1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю

2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.

3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.

Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.

VI. Самостоятельная работа. Тест (Приложение №1).

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

“П”,- а. 3. “П!” — а.

А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

“П”, — а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.

4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

“Спасибо тебе” : сказал доктор.

“Звери, собирайтесь!” — крикнул он.

“Что там случилось?” — спросил Крокодил.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________

В известной песне поется С чего начинается Родина _________

VII. Вывод.

  • Что узнали сегодня на уроке?

  • Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

  • Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)

  • Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)

1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;

3) упражнение 241.

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них»

              
8 класс


Тема: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них» 

Цель:
Дать представление о типе предложений с прямой речью, разорванной словами автора; выработать навык расстановки знаков препинания
Задачи:

1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.
2. Познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи.
3. Развивать умение находить прямую речь и слова автора в предложении и формировать навыки постановки знаков препинания при них.
4. Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, а также  орфографические и пунктуационные навыки.
5. Способствовать воспитанию внимания, наблюдательности.

Учитель: Добрый день, ребята. Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

II. Введение в тему урока

1. Орфографическая диктовка

а) запись слов под диктовку
(ученик работает у доски)

Речь, автор, прямой, двоеточие, тире, запятая, кавычка.

2. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)

? Объясните орфограммы в словах.
(Речь (ь у сущ. 3 скл., ж. р.), автор (сл/сл), прямой (безуд. гл.), двоеточие(безуд. гл., соед. гл.),  тире (сл/сл), запятая (сл/сл), кавычка (сл/сл).

? Какое слово «лишнее»? Почему?
(прямой – прилагательное)

Слайд 2
? Найдите корень в слове запятая.
(соврем.: запят-; историч.: запятая – по происхождению является субстантивированным страдат. причастием ж. р. от глагола запяти — «воспрепятствовать, задержать»)

2. Слово учителя

Посмотрите внимательно на те слова, которые вы записали, и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

III. Объявление темы и цели урока

Слайд 1
Тема нашего урока «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них».
Сегодня мы обобщим знания по данной теме, полученные в 5-7 классах; вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора и расстановкой знаков препинания в них. 

IY. Знакомство с понятием

1. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)

? Как вы думаете, что такое чужая речь?

2. Слово учителя
В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи. Это:

а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;

б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.; 

в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.; 

г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Y. Повторения сведений о предложениях с прямой речью

1. Работа с учебником
Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.
Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Например:
Капитан крикнул (слова автора): «Купаться!» (прямая речь) (Л. Т.)
«Вернитесь! Акула» (прямая речь) — закричал артиллерист (слова автора) (Л. Т.)
Прямая речь заключается в кавычки.
Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире.
Если слова автора обозначить буквами А (а), а прямую речь П (п), то правила пунктуации в предложениях с прямой речью схематически можно будет представить так:
1. А: «П».             2. А: «П!»             3. А: «П?»             
4. «П», — а.            5. «П!» — а.            6. «П?» — а.
Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак – см. схемы 1-3, 5-6).
Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё (см. схему 4). Тогда вместо точки и тире после прямой речи ставится запятая и тире.

2. Запись предложений на доске обучающимися и их проверка        
— Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, всё рассчитано, взвешено и оценено».
— «Ему, однако же, не стоит терять времени по-пустому», — заметил отец.

3. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)

? Что такое прямая речь?  
(это точная передача чужого высказывания)


? Из каких частей состоит предложение с прямой речью?  
(состоит из двух частей: слов автора (А, а) и собственно чужой речи («П»)

? Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?  
(прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи:
— ,,П”, — а.
— А: ,,П”.
? Как пишется прямая речь?  
(прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы) 

? От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?
(в каком порядке идут прямая речь и слова автора)


? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора?  
— Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора:    А: ,,П”.  А: ,,П!”  А: ,,П?” 
— Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами автора:
,,П”, — а.   ,,П!” – а.    ,,П?” – а. 

4. Слово учителя
Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.

5. Тренировочное задание


а) Составить и записать в тетрадь предложения по схемам

I ряд:    А: ,,П”.     ,,П”, — а.  

II ряд:   А: ,,П!”    ,,П!” – а.    

III ряд: А: ,,П?”    ,,П?” – а.

б) Проверка
(обучающиеся читают составленные предложения в соответствии с правилами произношения предложений с прямой речью)

YI. Новый материал

1. Слово учителя
Слова автора могут разрывать прямую речь. В этом случае знаки препинания ставятся иначе.

2. Работа с учебником
(совместная работа учителя и обучающих: чтение – обсуждение – устное составление предложений по схемам таблицы правого столбика)

а) Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:

Без слов автора

Со словами автора

«П».
«До завтра, завтра всё будет решено».

«П, — а, — п».
«До завтра, — промолвил я, — завтра всё будет решено».

б) Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
После же первой части прямой речи ставится:
— вопросительный или восклицательный знак или тире, если первая часть – вопросительное или восклицательное (побудительное или повествовательное) предложение;
— запятая и тире, если первая часть – невосклицательное повествовательное предложение.

Без слов автора

Со словами автора

«П? П».
«Ты с нею танцуешь мазурку? Она мне призналась».

«П? — а, — П».
«Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. — Она мне призналась».

«П! П».
«Как они сегодня хорошо поют! Как хорошо».

«П! — а, — П».
«Как они сегодня хорошо поют! – думал он, прислушиваясь к пению. — Как хорошо».

«П. П?».
«У вас очень мало самолюбия. Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?»

«П, — а, — П».
«У вас очень мало самолюбия, — сказала она мне вчера. — Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?»

YII. Закрепление 

1.  Работа с текстом 
(каждому ученику выдаётся карточка с текстом)

а) Самостоятельная работа обучающихся

Карточка № 1
— Прочитать текст.
— Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.
— Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.
                                                                        Семь дочек.
    Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
    Я, мамочка,   сказала первая   скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу.   Я ждала тебя  проговорила вторая   как сухая земля ждет воды.   Родная   промолвила третья дочь   я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке.   Мне было без тебя   щебетала четвертая   как пчелке без цветка.   Ты снилась мне   произнесла пятая   как розе снится капля росы.   Я высматривала тебя   прошептала шестая   как вишневый сад высматривает соловья.
    А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

б) Проверка
                                                                           Семь дочек.
    Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
    «Я, мамочка, — сказала первая, — скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, — проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, — промолвила третья дочь, — я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, — щебетала четвертая, — как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, — произнесла пятая, — как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, — прошептала шестая, — как вишневый сад высматривает соловья».
    А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

в) Аналитическая беседа

? Определите основную мысль текста.
? Как можно охарактеризовать девочек? Какие они?
(добрые, ласковые, нежные, скучали; седьмая дочка заботливая, внимательная).
? Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).

г) Слово учителя 
Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить. Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого:
— глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.; 
— глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.; 
— глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.;
— отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.
— называния субъекта речи: кто говорит;
— характеристику речи: тихо, печально, с жаром и т. п. (демонстрация таблицы )

2.  Работа по карточкам (обучающиеся работают у доски)

а) Карточка № 2
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните слова, обозначающие процесс речи, мысли, слова, сопровождающие речь. Составьте схемы предложений.

1) «Ну барин,  — закричал ямщик, — беда: буран!»
2) Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна сколько лет Петруше?»

б) Карточка № 3
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните слова, обозначающие процесс речи, мысли, слова, сопровождающие речь. Составьте схемы предложений.

1) «Ты бледна Маша, — заметил ей отец, — тебя перепугали».
2) Савельич дёргал меня за руку, говоря: «Выходи сударь: приехали».

в) Карточка № 4
Списать, вставить пропущенные буквы.

Неизвес…ный, с иностран…ым, следу…щие, попл…вок, огл…нулся, (не)уверенно, р…спугала

Карточка № 5
Разобрать слова по составу. Какая это часть речи?
Привизгнув, рассердившись, жмурясь

3.  Работа с учебником

а) Самостоятельная работа по заданию: списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания.
1) Приходите вечером V в плавательный бассейн (предложил тренер).
2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач).
3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио).
4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)!
5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя).

б) Проверка упражнения

? Какие буквы вы вставили в словах: чу…ствует, опас…ности, учас…ники. Почему?
(чувствует, опасности, участники)

5. Проверка карточек  № 2, № 3

? Чем интересны эти предложения? (обращения)
? Знаки препинания при обращении? (запятой, восклицательный знак)

6.  Работа с учебником (упражнение № 392)
(один обучающийся работает у доски, остальные – «на местах»)

а) Задание: составить и записать схемы предложений в тетрадь

б) Проверка
1) «П?» — а.
2) «П», — а.
3) А: «П».
4) «П! – а. – П».
5) «П», — а.
6) «П? – а. – П?»
7) «П, — а, — п».

7. Проверка карточек  № 4, № 5

8.  Работа с учебником (упражнение № 393, I часть)
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.        .

I вариант: 1, 2, 3 предложение
1) Молчание нарушил этот неизвес…ный произнеся низким тяжёлым голосом и с иностран…ым акцетом следу…щие слова добрый день симпатичнейший Степан Богданович
2) Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил даже привизгнув от любопытства вы атеисты
3) Да мы атеисты улыбаясь ответил Берлиоз а Бездомный подумал рассердившись вот прицепился заграничный гусь

II вариант: 4, 5, 6, 7 предложение
4) Володя жмурясь посмотрел на свой попл…вок потом огл…нулся и (не)уверенно спросил а что может рыба в другой бочаг уйти
5) Ясное дело злобно ответил Яшка та сорвалась и всех р…спугала
6) Скоро мост весело сказал Зуев а там и Заборье. Можно сказать пришли.
7) Да ведь это школа радостно сказал шофёр тут учительница живёт
 
YIII. Подведение итогов

Задание: вставить в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении. Составить схемы предложений.

I ряд: Копаясь в старых бумагах, я нашёл интересные письма.

II ряд: Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истоков.

III ряд: Тише! Слышите, как заливается соловей


IX. Рефлексия

X. Домашнее задание: & 35, упр. 393 (II часть)

Знаки препинания при прямой речи

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Тема урока: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них».

Сегодня мы будем много общаться. Познакомимся с одним из способов передачи речи на письме. Узнаем, как расставляются знаки препинания при прямой речи.

На уроке мы

Сегодня мы с вами поговорим о том, с чем мы сталкиваемся каждый день. С чем мы столкнулись в очередной раз прямо сейчас. Мы поговорим о речи.

Речь окружает нас: мы разговариваем сами, мы постоянно слышим чужую речь. И не только слышим, но иногда и записываем ее!

Поговорим о том, с чем мы сталкиваемся каждый день

Что же такое чужая речь?

В русском языке под чужой речью понимаются высказывания других лиц.

Однако чужой речью могут называться и свои собственные высказывания.

Что такое чужая речь?

Иногда у нас возникает необходимость передать речь и письменной форме.

Например:

Ваша знакомая просит вас написать: что учитель сказал о ее проекте?

И у вас возникает закономерный вопрос: как можно передать чужую речь на письме?

Иногда у нас возникает необходимость передать речь и письменной форме

Есть несколько способов письменно передать чужую речь.

Представим, что учитель сказал следующее: «О! Проект Ани сделан очень старательно!» Мы можем, передать речь совершенно точно. Или мы можем передать только содержание речи.

Есть несколько способов письменно передать чужую речь

Рассмотрим первый вариант.

Прямая речь – это речь лица, передаваемая от его имени.

Высказывание учителя в оформлении прямой речью будет звучать так: «О! Проект Ани сделан очень старательно!» — сказал учитель.

Посмотрите на чужую речь, которую мы передавали, и на прямую речь, которую мы оформили.

В прямой речи высказывание передано дословно. Сохранены стиль и грамматика речи. Сохранена и интонация речи, даже междометие «о».

Все это – особенности прямой речи.

Прямая речь – это речь лица, передаваемая от его имени

Однако при прямой речи нам нужно не только передать речь дословно, но и пояснить: кто это сказал? как сказал?

Наверняка вы уже заметили, что в нашем предложении есть часть, которой не было в самом высказывании.

В предложениях с прямой речью выделяется часть, собственно передающая чужую речь, и комментирующая часть, в которой поясняется, кто и как это сказал.

«О! Проект Ани сделан очень старательно!» — это чужая (прямая речь). Обратите внимание: она берется в кавычки.

«Сказал учитель» — это комментирующая часть, которую также называют речью автора. Комментирующая часть кавычками не выделяется.

Прямая речь обозначается буквой П, речь авторабуквой А. Запомните эти условные обозначения, они нам пригодятся.

В предложениях с прямой речью выделяется часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть

Прямая речь и речь автора могут начинаться с прописной или со строчной буквы, в зависимости от своего положения в тексте.

Поэтому прямую речь в наших схемах мы будем обозначать то прописной, то строчной буквой П. Речь автора мы будем обозначать то прописной, то строчной буквой А.

Знаки препинания между прямой речью и речью автора

— Предположим, что нам нужно сначала передать прямую речь, а потом дать комментарий.

— Завтра выходной, — говорит… допустим, Коля.

Как мы можем это оформить?

«Завтра выходной», — сказал Коля.

А если мы слегка изменим интонацию высказывания – на вопросительную или восклицательную?

«Завтра выходной?» — спросил Коля.

«Завтра выходной!» — воскликнул Коля.

Обратите внимание на расстановку знаков препинания. Между прямой речью и речью автора стоит тире. В первом случае после кавычек ставится запятая. Во втором и третьем – вопросительный и восклицательный знаки стоят ПЕРЕД кавычками.

Предположим, что нам нужно сначала передать прямую речь, а потом дать комментарий

 

Итак, если прямая речь стоит ПЕРЕД словами автора…

Прямая речь берется в кавычки. Между ней и словами автора ставится тире. А после кавычек мы ставим запятую.

То есть, мы начинаем предложение с заглавной буквы, как полагается, а авторская речь просто продолжает предложение, несмотря на то, какой знак препинания стоит после прямой речи. Поэтому авторская речь пишется со строчной буквы.

Если интонация ровная – то после кавычек ставится запятая.

«Сегодня хорошая погода», — сказал Толя.

Вопросительный знак мы поставим внутри кавычек.

«Сегодня хорошая погода?» — спросил Толя.

Восклицательный знак тоже ставится внутри кавычек.

«Сегодня хорошая погода!» — воскликнул Толя.

Еще раз посмотрите: запятая ставится вовне кавычек, а вопросительный и восклицательный знаки – внутри. Точка ставится только в самом конце предложения.

Если прямая речь стоит только ПЕРЕД словами автора

— Но может быть так, что сначала мы хотим дать комментарий, а потом ввести речь.

Например:

Учитель произносит: «Сегодня вы хорошо работаете». Как мы выразим это?

Учитель заметил: «Сегодня вы хорошо работаете». Если мы изменим интонации, то получится:

Учитель обрадовался: «Сегодня вы хорошо работаете!»

Учитель спросил: «У кого есть вопросы?»

Обратите внимание: речь автора стоит перед прямой речью. Поэтому между ними ставится двоеточие.

А если мы хотим дать комментарий, а потом ввести речь?

Итак, если прямая речь стоит ПОСЛЕ слов автора.

Прямая речь берется в кавычки. Между ней и словами автора ставится двоеточие. В конце предложения ставится точка.

Авторская речь начинает предложение. Но высказывание в прямой речи – это новое предложение, которое пишется с заглавной буквы

При ровной интонации мы поставим точку после закрывающей кавычки.

Маша заметила: «Эта кофточка красивая».

Но вопросительный знак ставится внутри кавычек.

Маша поинтересовалась: «Эта кофточка красивая?»

Как и восклицательный знак.

Маша обрадовалась: «Эта кофточка красивая!»

Еще раз обратите внимание, что точка ставится за кавычками, а вопросительный и восклицательный знаки – внутри. Никаких других знаков препинания после кавычек в таком случае не ставится.

Если прямая речь стоит ПОСЛЕ слов автора

— Комментарий мы можем вставить и в саму речь, разрывая ее.

При этом можно разорвать одно предложение: «Я испекла пирожки, вот они». А можно вставить комментарий между двумя предложениями: «Я испекла пирожки. Вот они». Разумеется, мы прокомментируем, что эти реплики произносит бабушка. И сделаем это так.

«Я испекла пирожки, — сообщила бабушка, — вот они». Авторская речь выделяется с помощью тире. После первой части предложения ставится запятая. После авторской речи тоже ставится запятая, и прямая речь продолжается со строчной буквы.

«Я испекла пирожки, — сообщила бабушка. — Вот они». На этот раз после авторской речи ставится точка, ведь мы переходим к новому предложению. И это предложение мы начнем с заглавной буквы.

Комментарий мы можем вставить в саму речь, разрывая ее

Итак, если прямая речь разрывается словами автора, и комментарий вставляется в одно предложение, то вторая часть прямой и авторская речь пишутся со строчных букв. В кавычки мы заключаем все высказывание. Авторскую речь отделяем тире. После первой части прямой речь и после авторской речи ставим запятые. А в конце высказывания, после кавычек – точку.

Посмотрите: начинаем предложение с заглавной буквы, потом внутрь вставляем реплику автора, потом продолжаем прямую речь. И не забываем, что речь автора пишется только со строчной буквы!

Если комментарием разрывается одно предложение, то мы ставим запятую после речи автора, а прямая речь начинается со строчной буквы.

«Интересно, - подумал Костя, — Как это работает?»

Если комментарий включается между двумя предложениями, то после авторской речи ставится точка. А прямая речь начинается с заглавной буквы.

«Интересно, - сказал Костя. – Как это работает». В конце, после закрывающей кавычки, тоже ставится точка.

Если прямая речь разрывается словами автора

— Любое из предложений прямой речи в таких случаях, конечно, может быть вопросительным или восклицательным.

В таком случае после прямой речи ставится вопросительный или восклицательный знак. Авторская речь все равно начинается со строчной буквы, и после нее ставится точка.

 В конце предложения ставится точка после кавычек, вопросительный или восклицательный знак – перед закрывающей кавычкой.

Нужно помнить, что авторская речь в таких предложениях может начинаться только с заглавной буквы.

Например, мы ходим вставить слова автора между двумя восклицательными предложениями. Оба этих предложения начинаются с заглавной буквы, а авторская речь – со строчной.

«Здорово – обрадовался Витя. – Мы идём в поход!»

Точно такая же схема характерна и для двух вопросительных предложений.

«Завтра контрольная? – спросил Паша. – Разве она не сегодня?»

Если прямая речь разрывается словами автора

— Прямая речь тоже может стоять внутри авторской.

Предположим, что Света говорит: «Сейчас я позвоню подруге», — а потом достает телефон. Как мы можем передать это?

Света сказала: «Сейчас я позвоню подруге», — и достала телефон.

Попробуем с восклицательной интонацией.

Света крикнула: «Сейчас я позвоню подруге!» — и достала телефон. После первой части авторской речи ставится двоеточие, а после второй – тире.

Прямая речь может стоять внутри авторской

Итак, если прямая речь стоит внутри слов автора…

Прямая речь берется в кавычки.

Как в первой, известной нам схеме, между авторской речью и прямой ставится двоеточие. Затем ставится тире, и авторская речь продолжается. При ровной интонации после авторской речи ставится запятая, которая выносится за пределы кавычек.

Если после прямой речь ставится вопросительный знак, то он будет находиться внутри кавычек.

Антон спросил: «Почему ты смеешься? – и принялся ждать ответа».

Точно так же обстоят дела с восклицательным знаком.

Вова попросил: «Дай мне ластик!» — и протянул руку

Еще раз повторим: в отличие от запятой, вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек.

Если прямая речь стоит внутри слов автора

Прямая речь – это такой способ передачи речи, когда речь лица передается от его имени.

При прямой речи сохраняется лексика, грамматика, стилистика, интонация высказывания.

В предложениях с прямой речью выделяется часть, передающая прямую речь, и комментирующая часть.

Прямая речь и речь автора могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы.

Прямая речь – это такой способ передачи речи, когда речь лица передается от его имени

Необходимо обратить внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью

Если прямая речь стоит перед авторской речью, то между ними ставится тире.

Если прямая речь стоит после авторской речи, то между ними ставится двоеточие.

Если прямая речь разрывается авторской, то прямая речь выделяется тире с двух сторон.

Если прямая речь стоит внутри авторской, то перед прямой речью ставится двоеточие, а после - тире.

Можно также сформулировать несколько общих правил:

— Если сначала идет авторская речь, то после нее ставится двоеточие, а если сначала прямая речь – то после нее ставится тире.

— Авторская речь внутри предложения всегда пишется со строчной буквы.

— Запятая и точка всегда ставятся вне кавычек, а вопросительный и восклицательный знаки – внутри.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

 

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель:  создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветствует обучающихся,

Проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. 

 Определите уровень своей готовности к уроку – покажите мне соответствующую карточку  (Слайд 1)

5 баллов

(хочу знать, делать, решать)

4 балла

(я готов к работе)

3 балла (я не очень хорошо себя чувствую, я не понимаю материал, мне нужна помощь)

Оранжевая карточка

Зеленая карточка

Синяя карточка

Покажите мне карточку, соответствующую вашему уровню готовности.

Я рада, что  вы все готовы работать и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь    

Запишите число, классная работа             

 Определяют уровень своей готовности к уроку (выбирают и показывают карточки)

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

  

2.Актуализация

знаний

Цель: контроль сформированности навыка определять виды сложных предложений и ставить  знаки препинания.

 

Организует повторение темы «Сложное предложение», выявление пробелов в знаниях

Верификатор (Слайд 2)

Веришь – не веришь

  1. Верите ли вы, что сложное предложение состоит из двух частей?
  2. Верите ли вы, что  сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?
  3. Верите ли вы,  что союзы и, а, но соединяют только части ССП?
  4. Верите ли вы, что  союзы что, чтобы соединяют части ССП?
  5. Верите ли вы, что  союзы потому что, когда, как соединяют части СПП?
  6. Верите ли вы, что  в ССП одна часть зависит от другой?
  7. Верите ли вы, что  в СПП части равноправны по смыслу?
  8. Верите ли вы, что  предложение Поредел над сопками туман – сложное?
  9. Верите ли вы, что  предложение Таял последний снег и текли звонкие ручьи – ССП, перед союзом И нужна запятая?
  10. Верите ли вы, что в предложении Замолкнут и заснут  дневные птицы нужна запятая?

11.Верите ли вы, что в предложении Ученые считают что зима наступает 22 декабря есть ошибка?

Озвучивание результатов:  Кто набрал 11 баллов? 8 — 10? 6 – 7? Меньше 6 баллов?

Работают в маршрутном листе

Отвечают на вопросы,   воспринимают на слух информацию,  закрепляют лингвистические термины

 

Самопроверка, (Слайд 3)

Самооценка, проставление баллов в

оценочном листе

Личностные: формирование способа обобщения и систематизации знаний

Познавательные: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения как синтаксической единицы

3. Определение темы, целей и задач урока. Проектирование результатов урока.

 Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

 Организует деятельность по определению темы, цели урока и его результатов  

 1. Работа с текстом, подводящий диалог.    

 (Слайд 4,5)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить Отпусти меня. Волк сказал  Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.

Прочитайте текст по ролям (в парах)

 Легко ли было читать? Почему?

Как можно помочь себе?

Прочитайте предложение, где говорит белка.

Запишите его в тетрадь.

Что необычного в этом предложении? (2 части)

Кто произносит первую часть? Как ее можно назвать?

Что они показывают? Как можно назвать вторую часть?

Вывод: Какова же тема нашего урока? Что мы должны узнать?

2. Формулирование темы, цели урока. (Слайд 6)

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»                                         (Слайд 5)

-Какова же цель нашего урока? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью)

3 Составление алгоритма изучения темы:  (Слайд 7)

1. Что такое прямая речь?  

2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?  

3.  Какие глаголы «говорения» употребляются в предложениях с прямой речью?

4. Как пишется прямая речь?

5. Где в предложении может стоять прямая речь?

 6. Какие знаки препинания используются для выделения прямой речи?    

Работают в парах.

 Читают текст по ролям

Фиксируют затруднения и их причины

Анализируют предложение

формулируют и записывают  тему урока

формулируют цель

Составляют алгоритм  изучения темы. Записывают его в маршрутный лист

   

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прочитанного, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4. Усвоение новых знаний

 Практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Цель:   закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала

 Дает установку на самостоятельную работу  с учебником (стр. 189 – 190):

Прочитать, составить лингвистический рассказ о прямой речи, рассказать товарищу. Прослушать, откорректировать при необходимости. Поменяться ролями.

 

Самостоятельное усвоение знаний по алгоритму.

Работа с учебником стр. 189 – 190

Работают индивидуально, в парах

Составляют лингвистический рассказ по алгоритму

Слушают друг друга, сверяют с учебником

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.  

5. Первичное закрепление

Цель:    развивать умение применять новые знания

Организует работу, контролирует правильность ее выполнения

1.  Дать связный ответ о прямой речи.

2. Расставить знаки препинания в записанном предложении.( про белку)       (Слайд 8)

3. Игра «Найди лишнее»

Какое предложение лишнее? Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.  (Слайд9,10)

1. Я попросил папу чтобы он проводил меня.

2. Я попросил папу Проводи меня.

3. Проводи меня попросил я папу.

Работают индивидуально, фронтально в маршрутных листах

 

 

  Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Физминутка

Слайд 11

6.Самостоятельная работа

Цель : систематиза-ция знаний и форми-рование рациональ-ных способов применения их на практике.

 Контролирует правильность  выполнения работы

Самостоятельная работа

Упр. 531 (1,2,4 предл.)  

                 (Слайд 12 Знаки препинания при прямой речи)

Выполняют упражнение по заданию в тетради, 3 ученика – у доски

Самопроверка

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: обобщение и закрепление полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий.

1. Восстановите текст

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения.

В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

                            (Слайд 13)

2. Выполните задание    в маршрутном листе      (Слайд 14)

                                   

Восстанавливают текст

 

Выполняют тестовое задание

Личностные:  закрепляют новые знания, умения,  

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

  

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: оценить собственную деятельность

Оцените результат своей работы на уроке:

Зеленая карточка — Я доволен собой, так как я все понял, могу объяснить товарищу

     Оранжевая карточка — Я понял для себя, объяснить     затрудняюсь

     Синяя карточка — Было трудно, надо поработать

Выставление отметок  (Слайд 15)

Самооценка деятельности

9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

  на «5»: Упр. 527(2-4)–дописать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы      

  на «4»:    Упр. 529 – выписать 2предложения с прямой речью, составить схемы   

на «3»:  Упр. 529 – выписать предложения с прямой речью

              (Слайд 16)

Конспект урока «Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Технологическая карта урока

Учитель: Ульянова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МОУ Уваровская СОШ

Предмет русский язык

Класс: 5

«Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

  • Предметные: . развить умение формулировать определение понятий;

  • ввести понятие предложения с прямой речью;

  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и  умения

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

— находить прямую речь в предложении;

— расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная..

Методы обучения

По источнику «передачи знаний»: словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

Бумажные: карточки с заданиями, учебник, иллюстрации из сказок

1.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.

Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа.

Оставим место для темы урока

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

2.Актуализация прежних знаний. Постановка учебных задач.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

На доске предложение:

(В)    СКА…КАХ       Ж…ВОТНЫЕ      УМЕЮТ        Г…ВОРИТЬ.

Задание: прочитайте.

— Ребята посмотрите на доску и скажите, что записано на доске?

  — Докажите. 

Задание: Запишем предложение, раскроем скобки и объясним орфограммы.

В СКАЗКАХ ЖИВОТНЫЕ УМЕЮТ ГОВОРИТЬ.

(повест., невоскл, двусост, распр.)

Выполним синтаксический разбор предложения.

Вывод: мы повторили орфограммы, которые нам часто встречаются, разобрали предложение.

— А зачем нам все это нужно? (для того, чтобы быть грамотным человеком).

Думаю, вы  готовы ответить на вопрос:

— Предположите, куда мы с вами отправимся сегодня  на уроке?   

— Мы отправляемся в страну сказок.

 — Как  наше путешествие связано с темой урока?

Это нам подскажет предложение, которое мы разобрали.

(В  сказках животные умеют говорить)

— Как вы думаете, кто записывает их речь?

— Как они это делают?

— Давайте и мы с вами поупражняемся в составлении  предложений с прямой речью и расстановке знаков препинания в таких предложениях.

Теперь вы знаете, что мы будем делать сегодня на уроке.

Сформулируйте тему урока

Формулирование темы урока.  

— А теперь попробуем сформулировать задачи нашего урока.

Задачи урока: 
1. Вспомнить… (что такое прямая речь)

2. Научиться … (правильно оформлять прямую речь)  
3. Совершенствовать… (навыки пунктуационного оформления предложений)

— Молодцы.

— Вспомним, что такое прямая речь?

— Из каких частей состоит предложение  с прямой речью? 

Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение.

(Предложение)

(Предложение содержит законченную мысль, в нем все  слова связаны между собой по смыслу  и грамматически, есть грамматическая основа)

«В гостях у сказки», 

(их речь записывают для нас авторы сказок).

(они записывают предложения с прямой речью).

Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

(Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно).

(Слова автора + прямая речь)

На доске предложение:

(работает 1 ученик у доски, остальные в тетрадях).

на доске иллюстрации героев сказок

(Написаны на доске)

3.Работа по теме урока.

Задание 1: На доске вы видите иллюстрации из сказок, устно составьте предложение с прямой речью, которое могло встретиться в сказке с нашими героями.

Примеры:

  1. Иванушка сказал: «Повернись ко мне передом, а к лесу задом «.

  2. Мальчик заплакал: «Аленушка, я пить хочу! «

3) Бежит ему навстречу серый волк: «Что, Иван — царевич, голову повесил? » 4) Говорит медведь: » Колобок, Колобок, я тебя съем! «

5) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин) 

6) «Бабушка, постой немножко, – ей кричит она в окошко, – пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу». (А.С. Пушкин)

7) Приходит цапля к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!».

8) «Что, Иван-царевич, голову повесил?» — спрашивает лягушка.

ЗАПИШЕМ ОДНО ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ И СОСТАВИМ СХЕМУ.

Вывод: Прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи. Кавычки – парный знак. Запятая ставится после кавычек, а вопросительный или восклицательный знаки – перед ними 

(смотрим схемы прямой речи на доске).

иллюстрации из сказок

СХЕМЫ НА ДОСКЕ

А: «П».

А: «П?»

«П», — а.

«П?» — а.

«П!» — а.

4. Закрепление учебного материала.

Упр. 245. Устно.

Комментарий к упр.

Отметим, что прямая речь может содержать предложения с разной интонацией – восклицательные и невосклицательные; предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Вопросительные и восклицательные знаки ставятся внутри кавычек. Точка перед закрывающимися кавычками не ставится, если предложение повествовательное или побудительное невосклицательное, после кавычек ставят запятую.

В текстах книг знаки препинания при прямой речи чаще всего ставятся по – другому, обратите на это внимание.

1. работа с учебником чтение правила стр. 113-114 учебника, пунктограмма №5.

(выполнение упр.247 или 246, письменно, разбираем по цепочке)

Вывод: При записи прямой речи возникают трудности при постановке знаков препинания. Но эти  трудности можно преодолеть, разграничив в предложении прямую речь и слова автора. В это нам поможет графическая запись предложений (в виде схемы).

(Если слова стоят перед прямой речью, то ставится двоеточие, а если после прямой речи то тире)

5.Физкультминутка

Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения, предупреждение усталости.

Деятельность учителя: организует выполнение обучающимися физических упражнений, в игровой форме сочетая их с повторением ранее изученного.

Деятельность обучающихся: выполняют физические упражнения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции

А теперь поупражняемся составлять схемы предложений с прямой речью

Задание: Схематический диктант (по одному  ученику у доски).

1. “А, старая знакомая, здравствуй!” — ласково проговорила Лиса..

2. “Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, — ответила Серая Шейка

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет

4. “Ведь вы весной вернетесь?” — спрашивала Серая Шейка

Вывод: Мы отработали расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.

1.(«П !» — а)

2. («П», — а)

3. А : «П».

4. «П?» — а.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа.

Выполним упр. 248 (самостоятельно)

Составляют предложения. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

Восстановление текста

  • Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. 

  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. 

  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. 

Вписывают ответы.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам оно запомниться. 

—  Что сегодня узнали нового?

— Какие задания запомнились? Понравились?

— Из каких сказок звучали предложения с прямой речью?

— Кому из вас наше путешествие помогло разобраться в данной теме.

Если вам урок понравился, и вы легко справлялись с заданиями, то поднимите карточку вверх с улыбающимся лицом, если у вас возникали трудности при выполнении заданий и вам не все удавалось, поднимите карточку с грустным лицом.

Выставление оценок.

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) & 48 выучить правила

На выбор:

2) На «5» Выписать из худ. лит-ры (сказки)  5  предложений с прямой речью. Составить к ним схемы.

3) Выполнить упр. из учебника

Записывают задание.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

                                               Урок русского языка в 5 классе.

Подготовила и провела

 Зленко Екатерина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 9» ст-цы Старопавловской

Тема:  «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с  

             прямой речью».

Цели:                                                                                                                      

 образовательные: 

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью;

продолжать развитие умения формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и  пунктуационные умения.

развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное;

развитие умения групповой работы.

воспитательные:

воспитание интереса и уважения к русскому языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и

заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой работе:

развитие уважения друг к другу.

                         Планируемые  результаты:

   Личностные:      1) уважительное отношение к языку;

                                2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                3) пополнение словарного запаса;

                                4) способность к самооценке на основе критерия успешности

Метапредметные:   1) овладение изучающим видом чтения;

                                    2) умение понимать и осмысливать прочитанный текст;

                                   3) способность свободно, правильно излагать свои

                                    мысли в устной форме;

                                   4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе

                                  совместного выполнения задачи.

                      

Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                2) владение разными видами речевой деятельности;

                                 3) способность участвовать в речевом общении с

                                 соблюдением норм речевого этикета

                               

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. мультимедиапроектор;
  2. таблицы;
  3. разноуровневые карточки.

                                         Ход урока

I  Организация внимания. 

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в головах и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

— Надеюсь, у всех сегодня такое же хорошее настроение, как и у меня, здравствуйте, присаживайтесь.

II  Актуализация ранее изученного.                                                          

1 Разделы русского языка (слайд 1,2 — названия городов в стране «Лингвистика»)

— Мы с вами продолжаем путешествовать по стране «Лингвистика», скажите какие города этой страны мы уже посетили? ( учащиеся называют разделы русского языка, которые уже выучили)

— А в каком городе мы находимся вот уже несколько уроков?  (синтаксис)

2 Терминологический диктант.

— Путешествуя, мы всегда рассматриваем достопримечательности, давайте, и мы вспомним какие термины живут в этих городах. Итак, в какой город мы сегодня заглянем ещё раз нам поможет узнать ромашка. Терминологический диктант проводит Катя. А мы все открываем тетради, записываем число, классная работа.                                                

(ученица отрывает один листок от ромашки и диктует термины по этой теме, двое учеников пишут на доске, все остальные в тетрадях, затем проверяем)

3 Слуховой диктант.

— А сейчас применим на практике полученные знания по теме «Синтаксис»,  поиграем в игру «Молчанка» и проведем слуховой диктант.

Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.

Наступила зима.

Рыбацкие снасти лежали в рюкзаке.

Глаза боятся, а руки делают. (слайд )

III Сообщение темы и целей урока.

-Вот мы с вами и вспомнили, какие термины живут в городе Синтаксис.

1 Интрига.

Стук в дверь, ученик передает письмо, учитель читает. (3слайд  — содержание  письма)

БЕРЕГИ  ЧЕСТЬ  СМОЛОДУ.

-Вы поняли от кого письмо? Кем произнесены эти слова? (нет)

— Наверное, человек, который записывал это предложение, не знал, что в нашем языке существует особая форма организации нашей речи – прямая речь.

— Чтобы не попасть впросак, мы с вами сегодня узнаем, что такое прямая речь, и как она оформляется.

 Как вы уже догадались, тема нашего урока: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с   прямой речью». Запишите тему урока.

(4 слайд — тема урока)

IV  Изучение нового материала.

1 Объяснение учителя

 – Давайте поясним наше предложение. Кто знает, кому принадлежат эти слова?  Это русская  пословица, т.е. жанр устного народного творчества,  поэтому можно записать так:

Береги честь смолоду       гласит русская пословица (5 слайд)

— А ещё эту пословицу, как эпиграф к своему произведению «Капитанская дочка», использовал Пушкин (это произведение вы будете изучать в 8 классе), поэтому это произведение можно записать ещё так:

Береги честь смолоду        напутствовал Пушкин своих героев

— Вот теперь наше предложение преобразилось. Мы узнали, кто произнес эти слова, и увидели, что предложение стало представлять две части: прямую речь и слова  автора.

Схематично прямую речь мы будем отмечать буквой   «П»  всегда заглавной и в кавычках, а слова автора буквой  а.

2 Работа с параграфом учебника 30.

— Мы с вами все говорим:  прямая речь, слова автора, что такое слова автора, мне понятно – это те слова, которые сообщают нам, кто говорит. А что же такое прямая речь? В этом нам поможет разобраться  наш помощник — учебник. Откройте параграф 30, прочтите, что такое прямая речь.

3 Распределение   прямой речи в предложении.

— Попробуйте сами определить, где в этом предложении прямая речь, а где слова автора.

— А как  вы думаете, можно ли их поменять местами? (да) Давайте попробуем.

Русская пословица гласит    Береги честь  смолоду

-Действительно, прямая речь может находиться в разных местах по отношению к словам автора.

-Давайте рассмотрим таблицу.  (Слайд 9)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Прямая речь находится

 

 

 

 

Прямая речь стоит после слов автора

 

А: «П!»

А: «П?»

А: «П».

 

Девочка воскликнула: «Какая хорошая погода сегодня!»

 

 Прямая речь стоит перед словами автора

«П,» – а.

«П!» – а.

«П?» – а.

 

«Здравствуйте, дети!» – начал урок учитель.

 

Прямая речь разрывает слова автора 

 А: «П», а.

   А: «П!» – а.

   А: «П?» – а.

Тут Мишка говорит: «Не надо спорить., я попробую это сделать», — и принялся за дело.

Прямая речь разрывается словами автора 

 «П, – а, – п».

 

«Бабушка, — сказал Егорушка, — я хочу спать».

4 Постановка знаков препинания.

-Посмотрите внимательно на нашу схему и на схемы в таблице. Чем они отличаются? (в нашей схеме нет знаков препинания)

Разбор знаков препинания по таблице на доске. Запись этих схем в тетрадь.

5 Подведение микроитога.

— Итак, мы с вами должны запомнить, что:

1 существуют предложения с прямой речью, где одна часть – слова автора, а другая – прямая речь;

2 прямая речь может стоять перед словами автора, после слов автора, разрывать слова автора и разрываться словами автора.

3 такие предложения имеют определенную постановку знаков препинания.

V Физминутка.

— Мы с вами так плодотворно поработали, нужно нам и отдохнуть, проведем физминутку.

VI Закрепление нового материала.

1 Сценка. Работа с текстом.

— А сейчас посмотрите небольшое представление, попробуйте угадать, о чем идет речь и скажите, чем, с точки зрения русского языка, интересен нам этот текст?

(учитель) Заспорили деревья между собой: кто лучше?

(ученик 1) «Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушёл, ствол в три обхвата. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою!» — говорит ….(дуб)

(ученик 2) «Не хвастай, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, а мое румяное яблочко и на царском столе бывает», молвила ….(яблоня)

(ученик 3) «Погодите похваляться. Вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья людям бы не было: я им печь топлю, и избы строю», — сказала …. (ель)

(в этом тексте есть предложения с прямой речью)

— Придумайте предложение с прямой речью по темам:

  — 1 ряд – в магазине;

  — 2 ряд – в школе;

  — 3 ряд – дома.

2 Тренировочное упражнение 464.

— Мы с вами научились слышать прямую речь, а теперь давайте попробуем записать предложения с прямой речью. Коллективно выполним упр.464.

(один человек — у доски, остальные – в тетрадях)

VII Домашнее задание. (11 слайд)

— А сейчас мы с вами отправимся на ярмарку-распродажу  и купим себе домашнее задание.

«5» —  параграф 30, Сочинение – миниатюра «И все засмеялись». 

«4» — параграф 30, упр. 465, составить схемы предложений с прямой речью.

«3» — параграф 30,  упр. 466, упр.462 (устно).

3 Творческое задание.

— Составьте предложения по схемам.    (12 слайд —  схемы предложений)

А: «П»,

«П?» — а.

4Работа в парах с последующей взаимопроверкой..

— Мы не можем не помнить с вами о подготовке к ЕГЭ, поэтому давайте попробуем  решить несколько заданий из ЕГЭ.

 

1.Какой схеме соответствует предложение?   ( 13 слайд)

    «Всем хорошим во мне я обязан книгам», — говорил М. Горький

             А) «П?» — а.      

             Б)  «П», — а.    

             В) А: «П».    

             Г) А: «П!»

А2. В каком предложении необходимо вместо тире поставить двоеточие?

       ( 14 слайд)

 

А)  Утром будит квакушка Ивана-царевича — «Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!»

 

   Б) «Зачем ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга.

 

   В) «Как мне не кручиниться!» — отвечает Иван-царевич.

 

   Г) «Ведь это дереву вредит», — ей с Дубу Ворон говорит.

5Самостоятельная работа.

— А теперь самостоятельно расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Выполните работу прямо на карточках.

  Кот в сапогах спросил: «Можете ли, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»

 «Конечно, могу»,  — ответил Людоед.

Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»

-Узнали сказку? ( да, «Кот в сапогах» Ш. Перро.)

VIII Подведение итогов.

1 Рефлексия.

-Вот и подошел к концу наш урок, скажите, а нужен ли был нам этот урок?

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Поднимите руки те, у кого к концу урока настроение ухудшилось, а у кого улучшилось?

2 Объявление оценок.

— Урок  окончен, я очень рада была вас сегодня видеть. До свидания!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *