Текст изложения для сжатия 9 класс – План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме: Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту».

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс): Презентация «Приемы сжатия текста» Учебный текст для сжатия

«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?»  — задавался я вопросом.

«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского ?»

«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского ?»

Вот памятники ему ,которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за ними  с легким укором и некоторой отстраненностью.

Вот расставленные по фойе театров., библиотекам. школам и музеям  бюсты.

Вот памятники ему ,которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за ними  с легким укором и некоторой отстраненностью.

Вот расставленные по фойе театров., библиотекам,школам и музеям  бюсты.

Вот памятники ему ,которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за ними  с легким укором и некоторой отстраненностью.

   Вот бюсты в образовательных и культурных учреждениях.

Вот бесчисленные портреты-штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич.

Вот бесчисленные портреты-штампы, в которых угадывается  Александр Сергеевич.

Вот бесчисленные портреты-штампы, в которых угадывается  Александр Сергеевич.

Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта, и даже город его имени.

Вот улицы,площади и даже город,названные в честь поэта.

Вот улицы,площади и даже город,названные в честь поэта.

А еще – станции метро. заповедные места, музеи,парки.дома культуры,наверняка есть теплоход.

А сколько мемориальных табличек на домах,где он бывал,сколько туристических маршрутов по пушкинским местам!

А уж  про «мероприятия»  разные и говорить нечего.

А еще станции метро,музеи,парки,дома культуры,туристические маршруты по пушкинским местам!

А еще станции метро,музеи,парки,дома культуры,туристические маршруты по пушкинским местам!

Вот и день рождения Александра Сергеевича объявлен официальным праздником.

А сколько разных драматических спектаклей,опер и балетов? Не счесть.

Вот и день рождения Александра Сергеевича объявлен  официальным государственным  праздником.

Не счесть драматических спектаклей,опер и балетов.

Вот и день рождения Александра Сергеевича объявлен  официальным государственным  праздником.

Не счесть театральных постановок.

Все уже.кажется.сыграно.все спето. Но нет,вновь и вновь обращаются к  Пушкину,открывают что-то новое,доселе неведомое.

А книги,исследования.монографии! Над всем этим работают « пушкинисты», «пушкиноведы», «исследователи жизни и творчества» , и всякий раз они что-то находят.

Вновь и вновь обращаются люди к Пушкину и открывают что-то новое.

Исследователи-«пушкинисты» пишут о нем книги,монографии и всякий раз они что-то находят.

Вновь и вновь обращаются люди к Пушкину и открывают что-то новое.

Исследователи-«пушкинисты» пишут о нем книги,всякий раз находя что-то новое.

   Но памятники,бюсты,книги-это ,как говорится, «по-крупному».

    Есть ведь еще мелочь разная-брелоки,значки,календарики,блокноты,шкатулки с изображением поэта…Я в одном из городов видел троллейбус с изображением Александра Сергеевича на фоне номера телефона какой-то туристической фирмы.

Есть еще мелочь разная-брелоки,значки,шкатулки с изображением поэта…

Есть еще  сувениры с изображением поэта!

   А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца.

   Они могут любоваться им,даже восторгаться,но…

   

А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца.

А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца.

  Читая Пушкина,мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом-известная лишь нам,русским,печаль и грусть,а если радость,то странная,понятная только нам…

   Читая Пушкина,мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом-известная лишь нам,русским,печаль и грусть,а если радость,то странная,понятная только нам…

Только мы,русские, можем понять  те чувства, о которых пишет поэт.

  Александр Сергеевич Пушкин-первый из из всех.кто так близко подступил к русской душеи сросся с нею.

Александр Сергеевич Пушкин-первый из из всех,кто так близко подступил к русской душе.

Александр Сергеевич Пушкин-первый из из всех,так близко подступивший к русской душе.

   Он до сих пор путешествеут неотрывно снею.

   Так вцепился,так схватился,что,скорее всего,уже никогда эту душу от себя не отпустит.

   И,пока будет Россия, в каждой живущей  здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

 

И,пока будет Россия, в каждой живущей  здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

И,пока будет Россия, в каждой живущей  здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

«Обучение сжатому изложению» — Русский язык

Урок-практикум 

«Обучение сжатому изложению»

Цели урока:
1.Учить отличать главное от второстепенного, выделять существенное из общего.
2.Формировать у учащихся умения выделять в тексте микротемы, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передавать полученную информацию.
3.Развивать логическое мышление обучающихся.
Задачи:

1)образовательные:

— подготовка к ГВЭ: обучение видам сжатия текста;

— развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

— развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;

2)развивающие:

— формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

3)воспитательные:

— формировать у учащихся личное отношение к проблеме семейного воспитания;

— показать важность семьи в формировании личности ребенка.
Оборудование урока: Памятка по работе над сжатым изложением; карточки с индивидуальными заданиями; презентация.

Ход урока

I. Оргмомент. Целеполагание. (Слайд 2)

— Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста?

Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя — это сказать много в немногих словах.

Пьер Буаст

Для справки: Пьер Буаст (1765—1824 гг.) – лексикограф, автор универсального словаря французскогоязыка

— Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Учащиеся формулируют тему и цель своей работы на уроке, после чего открывается слайд 3)

II. Слово учителя. (Слайды 4 – 8)

Приемы сжатия текста.

Сжатие текста

– это извлечение основной информации без потери связности.

Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:

1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.

2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.

При сжатии:

повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;

рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;

описания – исключаются незначительные, несущественные детали.

Приемы сжатия текста:

Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.).

Языковые приёмы компрессии исходного текста:

А) замены:

-однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-предложения или его части указательным местоимением, наречием;

-предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена СПП простым;

Б) исключения

-повторов;

-фрагмента предложения;

-одного или нескольких синонимов;

В) слияние нескольких предложений в одно.

III. Тренировочные упражнения по вариантам.

Карточка 1.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

2. Отец с жаром и подробно рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

3. Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идет куда-нибудь: или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов.

4. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча.

Карточка 2.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Если весной водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде снежинок.

2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением чего является фразеологизм как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

3. Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких, лесных, захолустных уголках, где проходило мое детство.

Карточка 3.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Солнце давно золотило верхушки лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался все новыми уголками, которые открывала красавица река, еще окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.

2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления, но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души (Ю. Лотман).

3. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины (К. Паустовский).

4. У подножий деревьев лежали сизые, перепутавшиеся тени, которые казались неподвижными, но я знал: тени очень медленно движутся, сплетаются новыми узорами по мере того, как в небе медленно движется луна, и я с нетерпением ждал сплетения этих узоров.

IV. Работа с текстом по алгоритму (слайды 9 – 12).

Алгоритм работы над сжатым изложением

1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.

Темато, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.

Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.

2. Выделите микротемы.

Микротема– часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.

Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.

3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.

4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.

Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.

5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.

6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.

7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.

IV. Работа с текстом

Прочитайте текст.

Текст

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

(По Юрию Марковичу Нагибину)

— Выпишите опорные слова.

(воспитание, семья, нравственность)

— Какова тема текста?

— Найдите ключевые слова. Определите основную мысль.

(Если в семье не занимаются воспитанием ребенка, то его жизнь обедняется)

— Сформулируйте тезисы каждого из абзацев.

(1. Самая большая проблема – уменьшение значения семьи в воспитании ребенка.

2. Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями.

3. Если родители не смогли установить внутренний контакт с ребенком, то ребенок рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, его жизнь обедняется.)

— Запишите сжатый текст по микротемам (работа по рядам: 1 ряд – 1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд – 3 абзац).

— Посчитайте количество слов в отрывке, с которым вы работали, до и после его сжатия.

Самопроверка.

Примерный вариант сжатого изложения

(слайды 13 – 15)

Мы часто говорим о сложностях воспитания.И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребенка.А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено понятия о нравственности, то потом обществуон доставитнемало хлопот.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка. Это происходит, когда родители, недодав ребенку душевного тепла, стремятся искупить свою вину перед ним запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Таким образом, если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая заботы о нем на кого-то другого, то не удивительно, что иной ребёнок вырастает циничным, не верящим в бескорыстие, что жизнь его обедняется.

V. Домашнее задание.

1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением.

Используемая литература:

1. Канакина Г.И., Родионова И.Г. Учимся работать с текстом: Учебно-методическое пособие для подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. 9 класс. / Под общей редакцией Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Учимся писать сжатое изложение

ОПОРНАЯ КАРТА 1

Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.

Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:

1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.

2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.

При сжатии:

повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;

рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;

описания – исключаются незначительные, несущественные детали.

Приемы сжатия текста:

Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.).

Языковые:

1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию.

2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним.

3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые.

4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями.

5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной.

6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом.

Карточка 1.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

2. Отец с жаром и подробно рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

3. Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идет куда-нибудь: или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов.

4. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча.

Карточка 2.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Если весной водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде снежинок.

2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением чего является фразеологизм как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

3. Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких, лесных, захолустных уголках, где проходило мое детство

Карточка 3.

Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия.

1. Солнце давно золотило верхушки лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался все новыми уголками, которые открывала красавица река, еще окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.

2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления, но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души (Ю. Лотман).

3. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины (К. Паустовский).

4. У подножий деревьев лежали сизые, перепутавшиеся тени, которые казались неподвижными, но я знал: тени очень медленно движутся, сплетаются новыми узорами по мере того, как в небе медленно движется луна, и я с нетерпением ждал сплетения этих узоров.

ОПОРНАЯ КАРТА 2

Алгоритм работы над сжатым изложением

1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.

Темато, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.

Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.

2. Выделите микротемы.

Микротема– часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.

Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.

Абзац – компонент текста, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью, смысловой и грамматической связностью.

3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.

4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.

Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.

5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.

6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.

7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.

Текст для сжатого изложения

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

(По Юрию Марковичу Нагибину)

Материал по русскому языку (9 класс) по теме: Тексты изложений для подготовки к ГИА

ТЕКСТ 1

Мы живём в такое время, когда между разными странами, нациями ежедневно проис ходят какие-либо конфликты и разногласия. Причиной тому является отсутствие взаимопо нимания и уступчивости. Это касается как целого народа, так и каждого его представителя. Ведь межнациональным конфликтам часто предшествует отсутствие взаимопонимания от дельных людей. Значит, всем нам нужно в первую очередь учиться понимать другого чело века, прощать чужие ошибки, избавляться от собственных обид, помня, что важнейшим за коном жизни является именно умение прощать.

Жизнь человека удивительна и… непредсказуема. В ней всегда найдётся место радо сти и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. Но стоит ли держать зло на лю дей, обидевших нас? Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отом стить нашим обидчикам. Но чего мы в результате этого добьёмся? Обострения противоречий — только и всего. НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных противоречий: об мана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не да ют сосредоточиться на чем-то более важном. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, пе рестает улыбаться и даже может заболеть. Ведь доказано, что в результате сильной обиды могут развиться самые страшные болезни. А нужно ли это? Нет. Нет. Нет.

Каждая обида — это своеобразное испытание человека на прочность. Если человек су меет простить, значит, он смог выдержать это нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство. Как жаль, что это мы понимаем не сразу, а лишь спустя некоторое время, ко гда уже становится гораздо труднее исправить свои ошибки.

Все мы на определённом этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, но все мы ждём прощения, понимания, доброго отношения от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ. Прощение необходимо для того, чтобы в будущем не болеть и не чувствовать себя никчемным, лишним, ненужным. Ведь именно научившись прощать, мы сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самим, дарить радость. И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.

(По Т. Бикташеву)

 

Текст 2

Родился человек. Но кто знает, что будет из него? Понятие человека вообще так без гранично, что на такой вопрос отвечать невозможно. Из ребёнка может выйти великий ху дожник, великий мыслитель, великий деятель, может выйти Аристотель, Колумб или Шек спир — словом, один из тех людей, которых называют благодетелями человечества. Может, разумеется, выйти не только простой, обыкновенный человек, но даже и человек совершенно ничтожный.

От каких же причин всё это зависит? На этот вопрос обыкновенно отвечают, не запи наясь: от воспитания, от обстоятельств частной жизни — словом, от всевозможных влияний, только не от самого человека. Но жестоко ошибаются те, кто дальше такого взгляда ничего не видит. Не из обстоятельств чаще всего проистекает величие и достоинство человека. Это подтверждает ежедневный опыт. Часто, несмотря на все хлопоты родителей, наставле ния, наказания, награды не производят желаемого действия: книги не дают мыслей, картины природы не дают ощущений, и, вообще, все возможные действия на питомца не рождают его самодеятельности, а нередко даже мешают её развитию.

Совершенно ясно, что каждый человек может развиваться только тогда, когда разви вает сам себя. Воспитание, образование не производят развития, а только дают ему возмож ность; они открывают пути, но не ведут по ним. Идти вперед в своем развитии человек мо жет только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто не сможет воспитать челове ка, если она сама себя не воспитывает.

Наша родина представляет нам много примеров самобытного развития. Даже до по следнего времени большая часть наших замечательных людей — самоучки, люди, получив шие в окружающей среде только слабое указание, слабый толчок и сами создавшие свою деятельность. Вспомните Ломоносова, бегущего за обозом рыбы в Москву. Вот образец мно гих наших деятелей.

(По материалам периодической печати)

>

(По Т. Бикташеву)

 

Текст 3

Все мы любим слушать музыку. Вкусы и предпочтения, правда, у всех разные: от шансона до Баха, Моцарта, Бетховена. А Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, почему че ловек любит слушать музыку и какую именно музыку. Диапазон ответов широк, начиная от примитивного «нравится — не нравится» до «будит душу», «заставляет задуматься». На са мом деле все гораздо глубже.

С одной стороны, не будем исключать так называемый «человеческий фактор». Ведь мы все разные, и интерес к музыкальным направлениям также сугубо индивидуален. Однако, наука физика позволяет нам взглянуть на этот вопрос совсем в другом ракурсе. Человече ский мозг не очень любит высокочастотные звуки. Этим можно объяснить такую популяр ность эстрадной музыки. Звуки ее низкочастотны (порядка 40-66 герц). Отсюда и пристра стия людей к «клубной» музыке. Низкие частоты, которые используются здесь, не напряга ют, а даже в какой-то степени зомбируют людей.

Давно известно, что классическая музыка положительно влияет на организм человека, обладает оздоровительным эффектом. Во Франции пришли к выводу, что если играть коро вам музыку Моцарта, они дают больше молока. В США во время уроков языка для пересе ленцев проигрывали музыку Моцарта, Баха, Вивальди. Усвоение языка заметно ускорилось. В Японии в одной из пекарен хлеб выпекают под звуки Шестой симфонии Бетховена. Музы ка звучит непрерывно — хлеб обладает исключительным вкусом. Появились даже термины «эффект Бетховена», «эффект Моцарта», потому что было замечено: классическая музыка оказывает положительное влияние на работоспособность мозга, приводит к тому, что мозг начинает генерировать так называемые тета-волны, что приводит к улучшению памяти, по вышению внимания, которое гораздо дольше удерживается на предмете изучения.

Кто из нас не хотел бы иметь хорошую память, быть более внимательным?! Кто не хотел бы научиться преодолевать банальную лень?! Так вот, безусловно, один из рецептов — это музыка. Слушайте классику! Постоянно. Не надо специально усаживаться в кресло и во ображать лубочные пейзажи, как иногда советуют, а просто сделайте классику, джаз звуко вым фоном вашего бытия. Результат придет! Через месяц, два, три, но обязательно придет!

(По материалам периодической печати)

(По Т. Бикташеву)

 

 

 

ТЕКСТ 4

Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов. Эта надобность имеет и личностную форму в виде потребности каждого от дельного человека в неприкасаемой духовной территории. Духовная территория — это его внутренний мир, его душа, в которую он не хочет никого из посторонних впускать. То есть каждый человек, особенно в юности и старости, нуждается в периодах одиночества.

Вокруг каждого человека имеется как бы невидимый, круг, очерчивающий его духов ную территорию. Этот круг у разных людей, конечно, неодинаковый: у одних (например, у экстравертов) он, должно быть, не столь велик, как у других (например, у интровертов), хотя возможны и какие-то отклонения, связанные с возрастом и личностными особенностями. Это круг, внутри которого мы чувствуем себя комфортно, в котором наше существование напол нено внутренним смыслом. Это круг нашего уединения, нашего размышления о себе, это наше личное время, наши потаенные планы и мечты. Одним словом, это — важнейшее усло вие личностного и психического развития.

Точно так же и народы нуждаются не только в общении, сотрудничестве с другими народами, без которого в современных условиях, конечно, ни одно государство не может жить и развиваться, но и в духовной территории. То есть каждый народ хочет жить по-своему, по своим идеалам и традициям. И он болезненно переживает, когда другие вмеши ваются в его жизнь, нарушают его обычаи и устои, когда другие пытаются диктовать ему свои законы и порядки.

Многие конфликты и недоразумения между людьми и между народами происходят из-за того, что ущемлена потребность в духовной территории. Особенно тогда, когда какой-то социальной группе, какому-то народу или его части кажется, что нарушена их духовная территория, что пытаются изменить их традиции, их верования. Нарушение пространствен ной и духовной территории, которое сплошь и рядом встречается в жизни людей и народов, является одной из причин возникновения конфликтов, личностных и национальных.

(По Л. Фридману)

 

Текст 5

Телефильм по литературному произведению, ну, скажем, по лермонтовскому «Герою нашего времени» или «Мёртвым душам» Гоголя. Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. Посмотрит юноша или девушка — (а хоть бы и взрослый, пожилой чело век, который почему-то «Героя нашего времени» не читал), и читать сам роман как бы уже нет надобности. Зачем читать, когда уже всё ясно.

Не будем говорить о том преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. Можно отвести глаз от текста, задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше.

Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию языка. Русского языка вообще и языка данного писателя, в частности. А ведь это — наслаж дение. Одно дело (если использовать это грубое сравнение) — принудительное питание через зонд (телевидение), а другое дело — неторопливая, с наслаждением, еда.

И всё же главное преимущество книги перед телефильмом по художественному про изведению — в другом. Дело в том, что при чтении книги у читающего человека невольновключается воображение. Действие романа (рассказа, повести) перед его мысленным взором разворачивается в картинах, он видит обстановку, видит лица персонажей, он видит их жи выми, как бы в кино. Преимущество перед кино в том, что читатель при этом сам «режисси рует» свой «фильм», кинорежиссер со стороны не навязывает ему внешнего облика персо нажей и действия этих персонажей. То есть чтение книги есть процесс более активный и творческий, более активно-творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек бо лее потребитель, чем творец.

(По В. Солоухину)

 

Текст 6

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, — он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина рос кошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с досто инством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его по стигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач. то. может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает даже у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок ни кто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме го раздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять чело век, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем про сто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С.Лихачеву)

 

Текст 7

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое вообще начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Добро рождается от любви. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо научиться любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, по тому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, рас ширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распростра няясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного.          (По Д.С. Лихачёву)

Текст для изложения (9 класс)

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни — всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком. Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.

(173 слова)

ПРИМЕР ИЗЛОЖЕНИЯ

Когда с нами что-то случается, кажется, что это уникальное явление. Но нет ни одной проблемы или чувства, которые уже когда-то не нашли отражение на страницах художественной литературы. Надо читать: в книге найдешь все.

Литература открывает мир, умножает опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт интриги. Но в час взросления мы открываем книгу, чтобы углубиться в себя, и ищем в ней мудрого собеседника.

Когда мы берем книгу, в нашей душе что-то происходит. С каждой прочитанной книгой мы становимся другими, настоящими людьми. Неслучайно книгу называют учителем.

(92 слова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *