Типы связей в словосочетании – Виды словосочетаний. Таблица с примерами

Содержание

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Подчинительная связь — связь, которая объединяет слова или предложения, одно из которых является главным, а второе — зависимым.

Словосочетание — это комбинация из двух или более знаменательных слов, которые связанные друг с другом грамматически и по смыслу.

Примеры: бежать быстро, морозное утро, писать письма.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Розовый шарик. Отдыхать в деревне. Шарик и отдыхать являются главными словами.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях - 3 основных вида 1

Не являются словосочетаниями:
  1. фразеологическое сочетание: водить за нос;
  2. сочетание самостоятельной части речи со служебной частью речи: пусть играет, около университета, перед грозой;
  3. грамматическая основа предложения: приобрел способность, пришла весна;
  4. составные словоформы: будет играть, более злой;
  5. подлежащее и сказуемое: тридцать три богатыря, наступила ночь;
  6. неделимые словосочетания: идти повесив нос, анютины глазки.
Три вида подчинительной связи

Всего выделяют три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Согласование — тип подчинительной связи, где зависимое слово становится в тех же формах, что и главное: мои тетради, широкое поле, зеленые лужайки, на морском дне, в пятом классе, зеленый дуб.

Управление — вид подчинительной связи, где главное слово ставит зависимое в необходимый падеж: ткань в клетку, гордиться делами, ходить в школу, помогать сестре, стремиться к совершенству, дорога в сад, читать книги.

Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово будет связываться с главным интонационно и по смыслу: его сумка, говорить не торопясь, очень мило, шел не спеша, сидеть спокойно, ехать быстро, желание высказаться, мальчик постарше.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях - 3 основных вида 2

B3. Типы подчинительной связи — видео

pristor.ru

Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему:

«Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал, презентация.

Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах

связи слов в словосочетании.

Тип урока: урок «открытия» нового знания ( с использованием

медиаресурсов).

Задачи урока:

— повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов   в словосочетании;

— отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 —  закрепление навыков правописания;        

— обучение умению связно излагать свои мысли.

— развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

— развитие познавательной самостоятельности;

— овладение нормами литературного языка.

— воспитание ответственности за качество своих знаний;

— воспитание любви к родному русскому языку.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Методические приемы: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), свободное письмо, таблица «ЗХУ», объединение информации в блоки, синквейн.

Формы работы: парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

— стремиться к совершенствованию собственной речи;

— испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

2. Метапредметные.

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

— определять цель, проблему в деятельности;

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

— различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

3. Предметные результаты:

 — систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

— формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

— подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Использованные технологии: развитие критического  мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей. 

— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. ( СЛАЙД 1 )

Ученики определяют тему – «Словосочетание». ( СЛАЙД 2 )

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной

теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

1. Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.

2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с одновременным заполнением

таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

 

 

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике, книге.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.

      Это интересно. Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»? (Индивидуальный доклад по

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c 6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm) ( СЛАЙД 3 )

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки. (СЛАЙД 4)

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

Проверка.

 — Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

по зависимому слову:  1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

 

 Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».
— Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание.

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

— Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 11.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Задание: Прочитайте материал § 11 на стр. 39 — 40.

Сделайте пометки на полях:

«+» — если считаете, что это вам известно;

«-» — если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

  

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

  

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола). 

 — Как вы думаете, почему так называются виды связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

3. Применение теории на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод:  способ связи — управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.

4. Практическое закрепление знаний.

1). Упражнение 64.

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)
Таблица проецируется на доску.

-Что нужно сделать, чтобы определить к какому способу связи относится каждое словосочетание?

2). Поработаем с текстом.  ( СЛАЙД 6 )

О книгах.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших…

-Докажите, что перед вами текст.

Исследование текста. Выпишите из текста по 2-3 примера на каждый вид связи. Проверка.

Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на

сайт по закладке. Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация.  Если в классе большое количество учащихся, можно сильной  группе выполнять электронный  тест, а слабой — задание в учебнике) (http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml

4). Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

5). Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Давайте его выполним.

IV. Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

— А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Прием «Кластер».Составим коллективный портрет ( кластер) « Типы связи слов в словосочетании». ( СЛАЙД 8 )

Тип связи слов в словосочетании

http://festival.1september.ru/articles/614440/img1.gif

Приём «Синквейн». ( СЛАЙД 9 )

Пока обучающиеся работают с кластеромодин обучающийся составляет синквейн по теме урока.

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание.

— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

— Как вы это делали?

— Для чего нам это надо знать?

— Где будем использовать полученные знания?

— Что было легко?

— Что вам помогало в работе?

-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице.
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf) ( СЛАЙД 10 )
Ответы учеников:

-Интернет.

-Учебные пособия.

На уроке главным источником информации был текст параграфа, с которым вы будете еще работать на следующих уроках.

— Интересен ли был вам сегодняшний урок?

— Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Прием «Анкетирование».

— Предлагаю заполнить небольшую анкету и оценить свою работу на уроке.

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

V. Домашнее задание.

— Чтоб упрочить наши знания, даю домашнее задание.

  1. Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по 3 примера на каждый способ связи.

  2. Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании».

Учебно-методическая литература:

  1. Русский язык. 8 класса: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Троснецова, Т.А. Ладыжеская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский/.-М.: Просвещение, 2014.

Интернет – ресурсы:

  1.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm) «Словосочетание».

  2. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html Электронное задание «Основные виды словосочетаний»

  3. (http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml «Тестирование».

  4. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf)

Таблица «Типы связи в словосочетании».

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании». 8-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

Образовательные:

  • распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
  • выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
  • группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
  • анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова и др. (Просвещение, 2011), карточки «АЛГОРИТМ», «Самостоятельная работа» (по вариантам).

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Парная работа.

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Слайд 4.

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 5.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

  • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
  • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
  • В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 6.

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 7.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Ученики. Групповая работа (по 4 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики. Слайд 8.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По главному слову:
    Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

  • По зависимому слову:
    Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
  • Объединение по зависимому слову незнакомо.
  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики.

Формулируют вопросы:

  • Как называется связь с зависимым словом – существительным?
  • Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
  • Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Слайд 9.

– Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд 10.

Ученики. Работа в парах.

Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд 11:

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.

Слайд 12.

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

V. Первичное закрепление.

Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 1), распределите словосочетания по таблице.

Слайд 13.

(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)

Ученики.

Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.

Слайды 14-19.

Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • управление

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • примыкание

Задание 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама

Задание 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно опускаться на парашюте.
  • медленно опускаться

Задание 6.

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России

Ученики.

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.

Ученики. Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Слайды 20-22.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель. Слайд 23.

  1. Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  2. Выполнить задание на выбор:
    1. упражнение 72.
    2. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ученики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди

urok.1sept.ru

Виды подчинительной связи в словосочетании

Цели:

  • Повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний и предложений
  • Повторить пунктуацию в сложном предложении.
  • Научиться определять способ подчинительной связи в словосочетаниях.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги, написанные в Михайловском, фотографии из музея-заповедника «Пушкинские горы», мультимедиопроектор, раздаточный материал, схемы, таблицы.

ХОД УРОКА

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.

Слово учителя: Посмотрите на эпиграф. Эти строки великий русский поэт посвятил селу, название которого знает каждый уважающий себя житель нашей страны. В самом центре Псковской области на невысоких холмах, окруженных сосновым лесом, расположен поселок Пушкинские Горы.
Сегодня мы посетим этот «пустынный уголок» и, знакомясь с его историей и достопримечательностями, поговорим о видах подчинительной связи в словосочетании.

Синтаксическая пятиминутка

На доске записаны предложения (или через интерактивную доску)

Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» – уникальный памятник русской культуры национального значения. Несмотря на официальный статус, в 20-30-е годы ХХ века Заповедник стал предметом купли-продажи различных организаций, которым он принадлежал. На территории Михайловского был свиносовхоз, а в тогда ещё подлинном «домике няни» был устроен пчельник. Сегодня собрание музейного фонда Пушкинского Заповедника составляет свыше 45000 единиц хранения, среди которых семейные реликвии рода Пушкиных.
– Почему в 1 предложении ставится тире?
– Что вы можете сказать о структуре этих предложений?
– В чем отличие сложносочиненного и сложноподчинённого предложений?
– А чем предложение отличается от словосочетания?
– Назовите любые словосочетания, которые есть в предложениях. Структура словосочетаний напоминает структуру ССП и СПП.
– Давайте запишем некоторые словосочетания из записанных предложений:

  • русская культура
  • памятник культуры
  • устроен пчельник
  • история и литература
  • собрание составляет

– Все ли из записанных сочетаний слов являются словосочетаниями? (Собрание составляет – не словосочетание, т.к. грамматическая основа).
– Какое словосочетание из оставшихся выделяется, является «лишним»? Почему? (История и литература, т.к. это сочинительное словосочетание).
– А остальные словосочетания как называются? (Подчинительные)
– А теперь давайте просклоняем словосочетание русская культура? Изменяется ли при склонении главного слова зависимое? (Да) То есть оба слова согласуются в роде, числе и падеже. Такой вид связи в словосочетании называется согласование. Зависимое слово в таких словосочетаниях может быть выражено прилагательным, причастием, притяжательным местоимением, порядковым числительным.
– Выпишите из записанных на доске предложений словосочетания со связью согласование.
– А теперь попробуем как-то изменить словосочетание памятник культуры. Главное слово в нём требует определённой формы от зависимого, оно как бы управляет формой зависимого слова. Такой вид связи называется управление.
– Выпишите из записанных на доске предложений словосочетания со связью управление.
– Но есть и ещё один способ связи. Он называется интересно – примыкание.
Запишите такие словосочетания:

  • издавна знал
  • свято дорожил
  • советовал остановиться
  • завещал похоронить
  • неразрывно связана

– Какими частями речи выражены зависимые слова? (Наречием, инфинитивом глагола). А эти части речи изменяются? (Нет) Зависимые слова примыкают к главным. Такой способ подчинительной связи называется примыканием.

Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Выпишите из него словосочетания и дайте характеристику каждому:

  • приветствую тебя (подчинительное, глагольное, управление)
  • пустынный уголок (подчинительное, именное, согласование)
  • приют спокойствия (подчинительное, именное, управление)
  • трудов и вдохновенья (сочинительное)
  • льётся поток (не словосочетание, т.к.грамматическая основа)
  • дней моих (подчинительное, именное, согласование)
  • невидимый поток (подчинительное, именное, согласование)
  • на лоне счастья (подчинительное, именное, управление)
  • счастья и забвенья (сочинительное)

А мы продолжаем путешествовать по Пушкиногорью. Перед вами карточки с продолжением истории села Михайловское – достопримечательности Псковшины. А как вы понимаете значение слова «достоприамечательность»?

Словарная работа:

достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.

В следующем задании вы встретитесь и с другими словами, значения которых попробуем определить вместе:

Обитель – место подвигов монахов, то же, что монастырь.
Монастырь – (от греческого monasterion – келья отшельника) в ряде религий – общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав).
Вельможавельмога, великий (словарь Даля). Знатный, родовитый и богатый сановник; важный и знатный человек (теперь преимущ. с оттенком иронии).(Словарь Ушакова)
– Как с точки зрения лексикологии называются слова «обитель», «монастырь»? (Синонимы)

Карточка № 1

Название связано с расположенным здесь Святогорским монастырем, основанным в 1569 году по велению царя Ивана Грозного. Вместе с монастырем возникла слобода Тоболенец, которая к началу XVIII века разрослась в село Святые Горы. Когда-то это место называли Святые Горы.Монастырь должен был укрепить подступы к городу Воронину – одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. Когда-то это место называли Святые Горы.

– Ничего вас не смущает в последовательности расположения предложений? Как они должны быть расположены. Чтобы получился связный текст? (Когда-то это место называли Святые Горы. Название связано с расположенным здесь Святогорским монастырем, основанным в 1569 году по велению царя Ивана Грозного. Монастырь должен был укрепить подступы к городу Воронину – одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. Вместе с монастырем возникла слобода Тоболенец, которая к началу XVIII века разрослась в село Святые Горы).

Устно назовите разные по структуре словосочетания, указав способ подчинительной связи.

Карточка № 2

Святогорский монастырь издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди хранившихся в монастыре многочисленных даров царей и вельмож были 15-пудовый колокол, пожалованный Иваном Грозным, и Евангелие – дар царя Михаила Федоровича.
С XIX века обитель неразрывно связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в имении Михайловское, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.
Через всю жизнь А.С. Пушкин пронес пылкую любовь к этому прекрасному уголку русской земли. Сюда он приезжал в 1817 и 1819 годах, здесь провел два года ссылки (с 1824 по 1826 г.), здесь, «ближе к милому пределу», завещал похоронить свой прах.

Задание по группам:

1 ряд: выпишите словосочетания со связью согласование
2 ряд: выпишите словосочетания со связью управление
3 ряд: выпишите словосочетания со связью примыкание

Слово учителя: Михайловское… С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни – с 1817 по 1836 г.г.

Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я – когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был –
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; – годы
Промчалися – и вы во мне прияли
Усталого пришельца.

В Михайловском создано около ста произведений поэта. Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском – годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.
«Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», – пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей. Но всё-таки именно Михайловское дорого поэту, именно это село он любит и просит сохранить его обитель:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель…

– На примере этого четверостишья сделайте вывод о том, что такое словосочетание, его структура и каковы способы подчинительной связи в нём бывают.

Систематизация знаний (тестовая работа):

1. Укажи ряд словосочетаний со способом связи согласование.

а) вечнозелёные сосны, вернуться из ссылки
б) мой пруд, второй этаж
в) их дом, новый друг
г) крыша сарая, отвлечённый предмет
д) прекрасный вид, закалённый одиночеством

2. Укажите части речи, которыми могут выражаться зависимые слова в словосочетаниях со связью согласование.

а) личное местоимение;
б) причастие;
в) порядковое числительное;
г) прилагательное;
д) притяжательное местоимение;
е) количественное числительное.

3. Определите вид связи в словосочетаниях и обозначьте соответственно буквами: согласование – С, управление – У, примыкание – П.

а) чествовать поэта;
б) кофе по-турецки;
в) вверх по течению;
г) вдали от города;
д) вера в удачу;
е) яркий свет;
ж) проверить трижды;
з) очень хорошо;
и) бледный от боли;
к) шум дождя;
л) мой дом;
м) пятый от края

Рефлексия: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание: составить тест на способы подчинительной связи в словосочетании, используя в качестве примеров пушкинские строки о Михайловском.

urok.1sept.ru

Типы связи слов в словосочетании

Тема: Типы связи слов в словосочетании.

Цели:

  • распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;

  • выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

  • группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

  • анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» «Самостоятельная работа» (по вариантам).

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

  • Соединение двух и более слов.

  • Состоит из главного и зависимого слова.

  • Бывают именные, глагольные и наречные.

  • Состоит только из самостоятельных частей речи

  • Слова, связанные по смыслу и грамматически

  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Парная работа.

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Слайд 4.

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 5.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

  • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое

  • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь

  • В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи

  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 6.

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 7.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Ученики. Групповая работа (по 4 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики. Слайд 8.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По главному слову:
    Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

  • По зависимому слову:
    Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.

  • Объединение по зависимому слову незнакомо.

  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики.

Формулируют вопросы:

  • Как называется связь с зависимым словом – существительным?

  • Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

  • Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Слайд 9.

– Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд 10.

Ученики. Работа в парах.

Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд 11:

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.

  • Определить часть речи зависимого слова.

  • Изменяется ли зависимое слово?

  • Если нет – примыкание.

  • Если да – изменить главное слово.

  • Изменяется зависимое слово?

  • Если да – согласование.

  • Если нет – управление.

Слайд 12.

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

V. Первичное закрепление.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.

Слайды 14-19.

Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

  • Согласование

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

  • управление

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

  • примыкание

Задание 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

  • такая мама

Задание 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  • Медленно опускаться на парашюте.

  • медленно опускаться

Задание 6.

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

  • Для России такой путь заказан.

  • заказан для России

Ученики.

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.

Ученики. Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Слайды 20-22.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ученики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Было интересно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

infourok.ru

Типы связи слов в словосочетании

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе Автор: Минаева Е.Н., учитель русского языка МБОУ СОШ № 19, Междуреченск

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе

Автор: Минаева Е.Н., учитель русского языка МБОУ СОШ № 19, Междуреченск

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Что называется словосочетанием? Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Что называется словосочетанием?

Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании.

Время на выполнение – 3 минуты.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали.
  • Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
  • Время на выполнение – 3 минуты.
Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу. В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.  От главного слова к зависимому задается вопрос.  главное слово зависимое вопрос

Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.

В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.

От главного слова к зависимому задается вопрос.

главное слово зависимое

вопрос

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.  Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

  • Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Словосочетаниями не являются :  Грамматическая основа предложения Однородные члены предложения Служебная + самостоятельная часть речи Фразеологический оборот

Словосочетаниями не являются :

  • Грамматическая основа предложения
  • Однородные члены предложения
  • Служебная + самостоятельная часть речи
  • Фразеологический оборот
Групповая работа Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Групповая работа

  • Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ По главному слову: Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок. Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. По зависимому слову: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

  • По главному слову:

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

  • По зависимому слову:

Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Типы связи слов в словосочетании?   Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Типы связи слов в словосочетании?

Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Типы связей слов в словосочетании Согласование Главное слово и зависимое стоят в одинаковых  грамматических формах ( род, число, падеж) Это словосочетание типа «деревянный дом» Предмет + его признак Управление От главного слова к зависимому  задается вопрос косвенного падежа Дом из дерева, дорога к дому  Примыкание Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу. В роли зависимого слова чаще всего употребляются неизменяемые части речи или формы слов: деепричастие, наречие, инфинитив глагола,  простая сравнительная степень прилагательного, Быстро бежать, очень красивый

Типы связей слов в словосочетании

Согласование

Главное слово и зависимое стоят в одинаковых

грамматических формах ( род, число, падеж)

Это словосочетание типа «деревянный дом»

Предмет + его признак

Управление

От главного слова к зависимому

задается вопрос косвенного падежа

Дом из дерева, дорога к дому

Примыкание

Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу.

В роли зависимого слова чаще всего употребляются

неизменяемые части речи или формы слов:

деепричастие, наречие, инфинитив глагола,

простая сравнительная степень прилагательного,

Быстро бежать, очень красивый

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.
Результат работы

Результат работы

  • Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
  • Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
  • Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  • Пользуясь алгоритмом, распределите словосочетания по таблице.
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html
Потренируемся … Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:  Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Потренируемся …

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
Потренируемся …  Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Медленно опускаться на парашюте.

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно опускаться на парашюте.
  • медленно опускаться
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России
Самостоятельная работа Отметьте «+» все словосочетания. 1 вариант 2 вариант + + + + + + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+» все словосочетания.

1 вариант

2 вариант

+

+

+

+

+

+

+

+

Самостоятельная работа Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании. Согласование + Управление Примыкание + + + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.

Согласование

+

Управление

Примыкание

+

+

+

+

+

Самостоятельная работа Отметьте «+» синонимичные словосочетания. 1 вариант + 2 вариант + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+» синонимичные словосочетания.

1 вариант

+

2 вариант

+

+

+

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения. Выполнить задание на выбор: упражнение № 72. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml упражнение № 72. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  • Выполнить задание на выбор:
  • упражнение № 72. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml
  • упражнение № 72.
  • предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml
РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что…

РЕФЛЕКСИЯ

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *