Тире между подлежащим и сказуемым таблица 11 класс – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме: Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

Урок по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

Цель:

  • ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; формировать умение конструировать предложения по схемам; формировать умение согласовывать главные члены;
  • развивать внимание, мышление, речь;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта).

Группа «А» — базовый уровень, группа «В» и «С» — продвинутый уровень.

Ход урока

I. Орг. момент. Тема, цель урока.

II. Объяснение нового материала.

1. На доске до урока написано:

А.С.Пушкин является величайшим писателем.

— Определите основу предложения.

— Охарактеризуйте сказуемое.

— Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть.

— Мы так говорим? (нет).

— Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите:

А. С. Пушкин — величайший писатель.

— Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)?

— Вспомните правило, сформулируйте его.

2. Творческий диктант (Приложение 1, Приложение 2).

Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

— Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И.п., опуская при этом глагол)

1) Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

3. Работа с учебником. Параграф 11 (стр.46)

1) чтение параграфа;

2) дополнение учителя:

III. Закрепление.

1. Составление таблицы по параграфу 11.

  • Группа С — составление таблицы, запись схем правил, самостоятельный подбор примеров.
  • Группа В — подбор примеров из упр.74,75.
  • Группа А — «прочитать» таблицу с примерами.
Тире ставится Тире не ставится
   
   
   

2. Графическое объяснение пунктуации.

(Предложения записаны на обратной стороне доски до урока)

— Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.

l) Beнера — самая яркая звезда ночного неба.

2) 3емля велика и прекрасна.

3) Ее глаза как яркие звезды.

4) Жить — Родине служить.

5) Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. (Пушкин).

3. Составление алгоритма рассуждения:

1) найти основу;

2) определить часть речи каждого члена предложения;

3) поставить вопрос к сказуемому;

4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.

4. Объяснительный диктант.

1) Наши души — зеркала, отражающие нас.

2) В бою побывать — цену жизни узнать.

3) Воздух как роза.

4) Этот день словно праздник.

5) Север — это, болото без дна и края.

6) Дважды два — четыре.

7) Дело художника — рождать радость.

— Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые неиспользовались в диктанте.

5. Исследование языкового материала.

Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой (Приложение 3), посвященном А. Блоку (Приложение 4).

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно — единственное движение губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Роль тире — создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове «Блок» до революции 1917 года было 5 букв «Блокъ».

6. Проверочная работа.

Из карточек выписать № предложений, где надо ставить тире.

Карточка №1

Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы А)

  1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра.
  2. Старость не радость.
  3. Пятью пять двадцать пять.
  4. Чтение вот лучшее учение.
  5. Южная ночь таинственна и прекрасна.
  6. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
  7. Жизнь нескончаемый экзамен.
  8. Озеро словно зеркало.
  9. Биться в одиночку жизни не перевернуть.
  10. Я честный человек.

Карточка №2

Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы В и С)

  1. Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений.
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  4. Но объяснение не оправдание.
  5. Федор знал, что Артём свой парень.
  6. Природа не храм, а мастерская.
  7. Море чудесное, синее, нежное.
  8. Твои речи будто острый нож.
  9. Все неудачники лгуны.
  10. Преодоление препятствия вот наша задача.

IV. Итог урока.

— Что нового для себя вы узнали на уроке? Выставление оценок.

VI. На дом: параграф 11 (всем)

  • Группа А — работа по таблице. Начертить таблицу. На каждый случай постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым подобрать по 2 — 3 примера.
  • Группа В — упр.77 (письменно), 79 (устно).
  • Группа С — составить рассказ на тему «Чтение - вот лучшее учение», употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.

Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему: ТИре между подлежащим и сказуемым

СТАВИТСЯ

НЕ СТВИТСЯ

1.оба главных члена выражены существительными в именительном падеже.
Знаменск – город моего детства.

1. Перед сказуемым есть частица НЕ

Старость не радость.  НО:

перед инфинитивом с частицей НЕ ТИРЕ СТАВИТСЯ:

Жизнь прожить не поле перейти.

2. оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), Жить – Родине служить.

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО)

Закат словно зарево пожара.

3. оба главных члена выражены числительными.

Пятью пять – двадцать пять.

3. Подлежащее выражено личным местоимением в И.п.

Я секретарь земской управы.

4. Подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое – существительным в И.п.

Добиться успехов – наша цель.

4. Перед сказуемым есть союз, частица, вводное слово.

Грач, конечно, птица умная.

5. Подлежащее выражено существительным в И.п, сказуемое – инфинитивом

Наша задача – добиться успехов.

6. Числительное и существительное в И.п.

Четыре – четное число.

7. Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.

Пирог – пальчики оближешь.

8. ВСЕГДА: перед сказуемым есть слова ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ.

Москва – это столица России.

Информационные технологии на уроке русского языка. Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» (8-й класс)

Используемый УМК: Учебник «Русский язык».8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.

ХОД УРОКА

Приложение. Слайд 1.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • знать условия постановки тире;
    • научиться правильно ставить его.
  • Развивающие:
    • уметь применять полученные знания в творческих работах;
    • развитие речи учащихся.
  • Воспитывающие:
    • нравственное воспитание.

ХОД УРОКА

 Приложение. Слайд 2

1. Вступление к уроку – притча о пользе знаков препинания А. Каневского (из книги В.В.Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках».Москва, АСТ, 1996 – с.346).

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы   они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него  остались только  кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

Лексическая работа. «Притча» – по толковому словарю.

Приложение. Слайд 3.

2. Повторение

1) Синтаксический разбор предложения.

Любовь к людям – вот основа нравственности, делающей их красивее.

Лексическая работа – понятие «Нравственный»

Одновременно: выписать из данного предложения словосочетания, указать вид связи.

Приложение. Слайд 4.

2) Устно: «Исправь ошибку!»

Стань добрее, человек! (повеств.. воскл., простое, двусост., распр., осложн обращением)

Приложение. Слайд 5.

3. Объяснение нового материала

Составление схемы с использованием учебника – стр. 80

Приложение. Слайд 6.

4.  Закрепление

  • Объяснить постановку тире в предложениях.
  • Упражнения № 153 ( в учебнике) с комментарием орфограмм.
  • Самостоятельная работа: расставить знаки пунктуации в цитате Ю. Бондарева на слайде 7.

Приложение. Слайд 7.

5. Тест (на листках)

Приложение. Слайды 8-12 (Самопроверка по ответам – Приложение. Слайд 13)

Приложение. Слайд 14

6. Творческая работа

Составьте предложения по пейзажу, показанному на слайде (берег реки Кубань).

Приложение. Слайд 15 

7. Домашнее задание

Упражнение № 155, дополнительно (по желанию) – разгадать кроссворд  по     теме «Главные члены предложения» (в сборнике И.В.Шустиной «Кроссворды для школьников. Русский язык». Ярославль «Академия развития», 1997.)

Используемая литература:

  1. Учебник «Русский язык». 8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Москва «Просвещение», 2007 г.
  2. Н.А.Сенина. Русский язык. (Материалы по подготовке к ЕГЭ – 2009). Издательство «Легион». Ростов-на-Дону, 2008 г.
  3. М.Г.Бройде. Русский язык в таблицах и схемах. 5-11 классы. Москва «Аквариум», 2000 г.
  4. В.В.Волина. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва. АСТ,1996 г.
  5. И.В.Шустина «Кроссворды для школьников. Русский язык». Ярославль «Академия развития», 1997.

Тире между подлежащим и сказуемым

1 Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке, позитивно настроиться на урок;

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке; подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

– создать положительный эмоциональный настрой;

– создать условия для партнёрского общения;

– обсудить методы самоконтроля и взаимоконтроля.

Методы организации работы на начальном этапе: словесные,

объяснительно-иллюстративные

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада нашей встрече. Сегодняшний урок мы проводим в форме учебного проекта. Вы представите результат своей работы, и я, надеюсь, что вы готовы слушать друг друга, но и постараетесь услышать своего партнёра по общению, поработаете в команде, сумеете проанализировать услышанное и вступить в диалог.

Оценивать работу мы будем с помощью цветных жетонов, которые лежат у вас на столах (розовый – “5”; жёлтый “4”; голубой –“3” балла) на группу. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

2 Опрос обучающихся по заданному на дом материалу, включающий:

цели и задачи, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:

– повторить изученный материал;

цели, которые хочет достичь учитель на данном этапе: проверить знания учащихся по изученному ранее материалу; выяснить степень освоения обучающимися предыдущего материала;

– подготовить учащихся к восприятию нового материала;

– методы, способствующие решению поставленных целей и задач: беседа, тестирование;

– критерии достижения целей и задач данного этапа урока: устные и письменные ответы;

– методы организации совместной деятельности учащихся – коллективные;

– методы мотивирования (стимулирования) учебной деятельности учащихся в ходе опроса – похвала, внешние регуляторы: кивок, улыбка;

– методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса – самооценка.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела “Главные члены предложения”. А сейчас давайте повторим пройденный материал при помощи тестирования.

Приложение 1

Тест (выводится на экран)

1. Грамматическая основа:

а) все члены предложения;
б) главные члены предложения;
в) второстепенные члены предложения;
г) главные и второстепенные члены предложения.

2. Сказуемые подчёркиваются:

а) волнистой линией;
б) двумя чертами;
в) чёрточками;
г) одной чертой.

3.Сказуемое может быть:

а) простым глагольным;
б) составным глагольным;
в) простым именным;
г) составным именным.

4. Простое глагольное сказуемое выражается:

а) одним глаголом в одном наклонении;
б) вспомогательным глаголом и неопределённой формой глагола;
в) глаголом – связкой и именной частью;
г) любой частью речи, кроме глагола.

5. Составное глагольное сказуемое состоит:

а) из одного глагола;
б) из вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола;
в) из глагола – связки и именной части;
г) из любой другой части речи, кроме глагола.

6. Составное именное сказуемое состоит:

а) из одного глагола;
б) из глагола – связки и именной части;
в) из вспомогательного глагола и именной части;
г) из неопределённой формы глагола.

Ключ: 1б; 2б; 3абг; 4а; 5б; 6б.

Самооценка результатов теста (оценка в тетрадь)

3 Изучение нового материала.

– цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

– учащиеся должны: опознавать, различать, группировать полученную информацию;

– изучить условия, при котором ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым; проанализировать, привести примеры, систематизировать и сформулировать правило;

– уметь грамотно презентовать результаты своих проектных и исследовательских работ;

– уметь оценивать значимость данных работ;

цели и задачи, которые ставит учитель на данном этапе урока:

– побудить обучающихся к активности при изучении нового материала;

– создать условия для понимания учащимися данной темы;

– организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний;

– организовать работу в группах для совместной познавательной деятельности;

– координировать работу учащихся в группах;

– методы организации учебно-познавательной деятельности: наглядные, практические, проблемно – поисковые, методы самостоятельной работы;

– методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся –групповая проектная и исследовательская работа над проблемным вопросам;

– критерии определения уровня понимания к изучаемому учебному материалу – таблица, работа по алгоритму;

– описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе усвоения нового материала – самооценка и взаимооценка групп.

Послушайте загадку (выводится на экран) слайд

Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут…(тире)

– О чём она? Речь идёт о тире. Дома вы должны были повторить §17. Он сегодня вам поможет.

– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: “Тире между подлежащим и сказуемым”

– Сегодня мы с вами изучим условия, при котором ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым.

– Опять вернёмся к домашнему заданию (ответы детей)

– Работа с учебником.

– Сегодня мы будем работать в группах. Откройте § 174. Посмотрите на экран (приём “Инсерт”) таблица (у каждой группы на столе): ученики читают материал §174, заполняют таблицу, материал систематизируется и делаются выводы.

– При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится и не ставится тире?

– Наглядно раскроем это на примерах (на экран выводится текст с заданием: соотнесите примеры с правилом, которые сейчас вы вывели) слайд

– Чтобы пользоваться нашим правилом, мы должны составить его алгоритм.

– Вспомним, что такое алгоритм? (пошаговое выполнение действий или схема выполнения)

Составление алгоритма (слайд)

– Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым? Что для этого нужно?

Алгоритм

1. Обозначить грамматическую основу.

2. Определить, чем выражены главные члены предложения.

3. Посмотреть, нет ли между главными членами предложения союзов или частиц: не, будто, словно, точно.

4. Сделать вывод об употреблении тире .

– Посмотрите, у вас на столах лежит алгоритм правила. Это своего рода руководство – пособие. А теперь применим это руководство на практике.

– Применение алгоритма (слайд)

Дифференцированная работа (учащиеся по желанию выбирают вид работы).

– Физминутка (музыкальная: на мелодию песни “Голубой вагон” “) (слайд).

– Возьмитесь за руки, пусть строчки из песни о дружбе помогут сегодня вам дружно поработать!

– Защита исследовательской работы.

– Презентация “Где и как?” (Как даётся правило “Тире между подлежащим и сказуемым” в школьных учебниках В.В.Бабайцевой, С.Г.Бархударова и С.И.Львовой. Общее и различие.)

Вывод: данный материал структурирован ( в таблицу) , дан в полном объёме для того, чтобы им можно было пользоваться при подготовке к экзамену по русскому языку(ГИА,ЕГЭ).

Практическая работа в группах по выполнению проблемного задания. (При каких условиях ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым?)

4. Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися (какой результат должен быть достигнут на данном этапе урока) закрепить полученные знания, наблюдая и выполняя практические задания; уметь анализировать, сопоставлять ,выделять изученный материал; обобщать полученные знания, делать выводы;

цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока: создать условия для закрепления изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию; организовать работу в группах по практической работе; координировать работу обучающихся в группах; оценить деятельность учащихся по конечному результату;

– формы и методы для достижения целей в ходе закрепления нового материала – групповая работа по практической работе;

– методы репродуктивные, методы самостоятельной работы и под руководством;

Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала: знание условий постановки тире между подлежащим и сказуемым, умение опознавать, различать тире в данной теме.

Итог урока. Рефлексия.

1. Мини – проект “Цифровой диктант” на тему “Родное село”

Задание: обозначить цифрами, где есть, а где нет тире между подлежащим и сказуемым (работа в группах).

Ключ:

т н т т
1 2 3 5

2. Мини-проект “Создание собственного текста с применением правила “Тире между подлежащим и сказуемым”

Задание: найдите в тексте предложения, соответствующие данному правилу.

3. Переконструировать предложения таким образом, чтобы те, где стояло тире, его лишились, а те, где его не было, приобрели (на столах тексты для выполнения задания).

1. Для нас этот дом – очень дорог! 2. Я – учитель. 3.Глаза – как небо, голубые… 4. Хорошо учиться вот наша задача. 5. Чистота – залог здоровья. 6. Пятью пять двадцать пять. 7. Любовь – не картошка, не выкинешь в окошко.

4. Тест (выводится на экран) слайд

Ключ: 3; 3; 3,4; 1.

Вывод: При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Тире между подлежащим и сказуемым. 5-й класс, ФГОС

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) – Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Ученики готовят себя к занятию. Цель: мотивация детей на работу.

УУД – личностные

2. Актуализация знаний (8-10 мин.) – Напишите словарный диктант «По лексическому значению узнай слово и запиши грамотно»:
  • маленькая книжечка, листы которой скреплены иголочками (брошюра)
  • группа экспертов, присуждающих премии на выставках, конкурсах (жюри)
  • прибор в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка с самолёта или спуска с него груза (парашют)
  • раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация)
  • маленькая чёрточка между словами (дефис)
  • внезапно (вдруг)
  • обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания (просьба)
  • раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, текст… (синтаксис)
  • служебное сообщение, донесение младшего по званию (рапорт)
  • военное приветствие, отдание почестей кому-нибудь выстрелами, ракетами, выкидыванием флага, поднятием обнажённой сабли (салют)
Ученики записывают диктант

Брошюра, жюри, парашют, пунктуация, дефис, вдруг, просьба, синтаксис, рапорт, салют.

УУД – познавательные, регулятивные, личностные
Новое слово:

Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.

Записывают новое слово, объясняя его лексическое значение.
3. Пробное учебное действие (5 мин.) – Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям раздаются листочки с зашифрованной темой)
Т Ф И Р Ю Х Е Н Ф Х Ю
М Н Е Н Ж Ф Х Д У Ю П
О Д Н Х Ц Л Е Ц Х Ж Н
А Ю Ц Щ Х И М Н Ф И Ю
Ц С Ю Х К Н Ф А Ю З У
Х Ц Е Ф Н М Ю Х Ы Ф М
Ученики расшифровывают название урока: УУД – познавательные, регулятивные, личностные
коммуникативные
– Какова же тема нашего урока? Запишите в тетрадях.
– Рассмотрите записанные на слайде предложения.
  • Москва – сердце нашей Родины.
  • Красная площадь – символ российской истории
  • Соборная площадь в Кремле – прабабушка всем московским площадям.

– Как можно объяснить постановку тире в предложении. Затрудняетесь?
– Для того чтобы не ошибиться, подчеркните грамматическую основу в предложении.
– Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Сказка

Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.

Задача к сказке.

Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.

Читают на слайде предложения, записывают их и объясняют постановку тире.
4. Закрепление (7 мин.) – Выполните упражнение 169 (предложения 1, 7)

– Выполните синтаксический разбор предложения.

Собор Василия Блаженного – величайший памятник зодчества. (Предложение, повествовательное, невосклицательное)

Ученики записывают предложения:

1. Земля – кормилица.
2. Азбука – к мудрости ступенька.

Выполнение синтаксического разбора предложения.

УУД – познавательные и регулятивные
Кадры из фильма о Красной площади.

– Почему, говоря о Москве, мы вспоминаем Красную площадь?

– Запишите предложение из фрагмента фильма, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым

Красная площадь – каменное сердце Москвы.

– Объясните постановку тире в предложении.

Запись предложения из просмотренного фрагмента фильма.
5. Физкультминутка (1 мин.) Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Руками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Обучающиеся выполняют движения и произносят слова считалочки УУД – личностные
6. Закрепление материала (продолжение) (10 мин.) Выборочный диктант. Выпишите только те предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.

Много на земле городов. У каждого города своё неповторимое лицо. Но есть один город на нашей голубой планете, имя которого исполнено особого смысла и звучания. Столица нашей страны – Москва. В песне поэт назвал её сердцем Родины. Это очень верно. Сердце, которое работает безостановочно. Его пульс слышит вся наша планета, люди всех континентов.

Учащиеся выписывают предложения

Столица нашей страны – Москва.

УУД – регулятивные, познавательные
7. Рефлексия (3 мин.)

Повторили, чем могут быть выражены главные члены предложения, что их называют грамматической основой. Узнали, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым. Цель – обобщить, сделать вывод, произвести самооценку.
8. Домашнее задание (1 мин.)
  1. § 34
  2. Упражнение 171 или 172.
  3. Или: напишите сочинение на тему «Главная площадь страны». (используйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым)
Обучающиеся записывают домашнее задание. УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Конспект урока по русскому языку на тему «Тире между подлежащим и сказуемым»

Тире между подлежащим и сказуемым

Класс: 10

Тип урока: обобщение материала

Планируемые результаты:

Оборудование: раздаточный материал, проектор, компьютер

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг.момент

Цель: проверить готовность группы к уроку

Работа над темой урока.

Работу начнем мы с записи сегодняшнего числа.

Первое октября.

Что вам известно об этой дате?

Это один из любимых праздников для наших дедушек и бабушек.

2. Запишите это предложениею.

(один человек у доски)

Первое октября – Международный день пожилого человека.

Появился этот праздник в 1982 году по инициативе ООН, в России он стал официальным с 1992 года.

Для чего же нужен тот праздник?

Чтобы привлечь внимание к проблемам и трудностям людей старшего поколения. В этот день проводятся различные праздничные мероприятия. А вы собираетесь поздравлять своих бабушек и дедушек? Как?

Почему слово «Международный» пишется с заглавной буквы? (имя собственное)

Подчеркните грамматическую основу и объясните пунктограмму.

(тире между подлежащим и сказуемым стоит, т.к. )

 

3. Актуализация знаний. Опрос. Цель: проверить усвоение знаний и умений прошлого урока

Какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? ( «Тире между подлежащим и сказуемым»)

ЦУ. Сегодня мы повторим и общим все, что нам известно по данной теме.

Как вам уже известно, тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову «tiret» (от глагола «tirer» — «тянуть») , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.

Итак, вспомним:

-В каких случаях между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ тире? Приведите примеры

-Когда оно не ставится?

1. Перед сказуемым есть частица НЕ

Старость не радость. НО:

перед инфинитивом с частицей НЕ ТИРЕ СТАВИТСЯ:

Жизнь прожить – не поле перейти.

2. оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), Жить – Родине служить.

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО)

Закат словно зарево пожара.

3. оба главных члена выражены числительными.

Пятью пять – двадцать пять.

3. Подлежащее выражено личным местоимением в И.п.

Я секретарь земской управы.

4. Подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое – существительным в И.п.

Добиться успехов – наша цель.

4. Перед сказуемым есть союз, частица, вводное слово.

Грач, конечно, птица умная.

5. Подлежащее выражено существительным в И.п, сказуемое – инфинитивом

Наша задача – добиться успехов.

6. Числительное и существительное в И.п.

Четыре – четное число.

7. Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.

Пирог – пальчики оближешь.

8. ВСЕГДА: перед сказуемым есть слова ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ.

Москва – это столица России.

Мы повторили теоретический материал по нашей теме, а сейчас проверим, как вы используете знания на практике.

4.

Цель: наблюдение за языковыми фактами, объяснение условий постановки пунктуационного знака.

Прочитайте выразительно отрывок стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку.

(стихотворение на слайде. Устн.работа)

Почему – «Имя твое – пять букв»? что имеется в виду в этой строке? (Блокъ)

Как относится М. Цветаева к А. Блоку?

Имя твое – птица в руке,  (сущ-сущ)
Имя твое – льдинка на языке, 
Одно-единственное движение губ. 
Имя твое – пять букв. (сущ-СЦС с колич. числ.)
Мячик, пойманный на лету, 
Серебряный бубенец во рту.

Объясните употребление тире в отрывке.

Вспомните, почему слово «одно-единственное» пишется через дефис? (повторение одной и той же основы в сложносокращенном слове)

А в чем разница между тире и дефисом? (орфогр.-пункт.знак). А с точки зрения оформления печатного текста? (нет пробелов-2 пробела)

5. Выборочное списывание.

Цель: закрепить умение выделять условия выбора знака препинания

(Задание на распечатке, у доски работают 2 человека. )

Запишите в одну колонку примеры, где тире ставится, а в другую, где не ставится. Не забывайте подчеркивать грамматические основы и указывать, чем выражены подлежащие и сказуемые.

1) Семью семь _ сорок девять, верно? (1)

2) Грузоподъемность крана _ 25 тонн. (1)

3) Фонетика _ раздел языкознания. (1)

4) Ты _ известный спорщик. (2)

5) Ученого учить _ только портить. (2)

6) Невозможно _ забыть такое. (2)

7) Эта чашка _ чья? (2)

8) Думать об этом каждый божий день_ вот что страшно. (1)

9) Гулять перед сном _ вот здоровая привычка. (1)

10) Настроение_ ужасное. (2)

11) Наш долг _ сохранить урожай. (1)

12)Заработок у него теперь _ будь здоров. (1)

13) У него сердце_не камень (2)

14) Он _порча, он _чума, он_ язва здешних мест (2)

(Проверка по эталону на слайде)

4. Творческий диктант.

Вашим следующим заданием будет работа с пословицами. Задание: закончите пословицы;

(если будет затруднение, на слайде – концовки вразброс)

Учить – … (ум точить).

Жить – … (Родине служить).

Без дела жить – … (небо коптить).

Лишнее говорить – … (только делу вредить).

Чай пить – … (не дрова рубить).

Запишите получившиеся пословицы, объясните постановку или отсутствие тире, подчеркнув грамматические основы. Подпишите, чем выражены подлежащие и сказуемые.

Какой схеме соответствуют все эти предложения?

Начертите ее в тетради. (один студент – на доске)

5. Пословицы мы вспомнили, а теперь перейдем к отрывкам из классических произведений.

Цель: отработка умения обосновывать условия выбора знаков препинания

Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае с помощью схемы.


1. Природа есть родина всех талантов, начиная от солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном. (Паустовский). 5. Острый язык дарование длинный язык наказание. 6. Кремль сокровище русского зодчества творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории. Гусь известно птица важная и рассудительная. (Тургенев).

II час


1. Формирование речевых умений

Цель: учить употреблять предложения с тире между подлежащим и сказуемым для сжатия текста.

Конструирование предложений

(раздаточный материал. Один человек работает у доски)

Думаю, на лекциях вы часто сталкиваетесь с тем, что не всегда успеваете записывать длинные предложения. Как же с эти бороться?

Сжимать, переделывая предложения.

Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.

1.Язык можно назвать историей, душой нации. 2. Сноровка и умение являются в беде спасением. 3. Наша дружба похожа на солнца яркий свет. 4. Общение с книгой считается высшей и незаменимой формой интеллектуального развития человека.5. Чтение становится лучшим учением народа. 6. Книги имеют задачу облегчить, ускорить познание жизни, а не заменить его. 7. Историк В.О. Ключевский писал, что разборчивый почерк является первым правилом вежливости. 8. Что значит писать? Не только узнавать факты, но и вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

(на доске выполняются первые 2, остальные – самостоятельно).

+ Проверка схем на доске.

2.  Итог, рефлексия

Цель: учить рефлексировать, осмысливать собственные мыслительные операции познания.

Мы с вами рассмотрели много примеров предложений с тире между подлежащим и сказуемым, вспомнили, в каких случаях эта пунктограмма ставится, а в каких нет.

Что нового узнали на занятии?

Какие возникали трудности?

3.

Самостоятельная работа (15-20 минут)

Цель: проверить уровня усвоения материала по теме.

А теперь вы сами попробуете составить текст с использованием тире.

Напишите небольшое сочинение на тему «Первое октября — Международный день пожилого человека».

Помните, что сочинение всегда состоит из трех частей.

4. Задавание домашнего задания

Цель: определить собственные затруднения и умения, которые необходимо тренировать

Выпишите из художественного произведения русской литературы одного автора 10 предложений с тире между подлежащим и сказуемым. Объясните постановку знака графически.

Всем спасибо, до свидания. Не забудьте поздравить своих бабушек и дедушек с праздником.

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» (5-й класс)

Аннотация урока: формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003; интерактивная доска; раздаточный материал; Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. — М.: Азбуковник, 1999.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение. 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

1) Третий лишний. (2, 3, 4, 5 слайд)

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними.

а) пришла зима, холодная зима, пришла рано;

б) веселые синички, синички и поползни, клевали корм;

в) возле дерева; пролетела мимо; холодный ветер;

г) весело играть, бегать и прыгать, веселый денек.

2) Найдите соответствия. (6 слайд)

1. Ветка ели А) существительное + прилагательное
2 Сидел на ели Б) существительное + существительное
3 Резкого ветра В) глагол + существительное

— Вспомните, что изучает синтаксис.

— Что такое словосочетание?

— Назовите виды словосочетаний?

— Как грамматически связываются словосочетания?

— Что такое предложение? Приведите примеры.

— Назовите виды предложений по цели высказывания. Примеры.

— Какие предложения бывают по интонации?

— Может ли предложение быть без главных членов?

— Что такое подлежащее? Сказуемое?

— Чем они могут быть выражены? Ваши примеры.

— Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

— Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (7 слайд)

— Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка — важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

3. Объяснение новой темы.

1) Наблюдение над предложениями (8 слайд)

— На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?

— Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

— Сделайте вывод.

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 65).

Физкультминутка.

4. Закрепление.

Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений (раздаточный материал на каждого ребёнка).

Доброе начало половина дела.

Семь загадочное число.

Ум одежда, которая никогда не износится.

У лжи ноги коротки.

Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

Ложь зло для всех.

Детство это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. Обобщение.

— Назовите главные члены предложения?

— Чем они могут быть выражены?

— Когда между главными членами ставится тире?

* Работа по учебнику. Выполнение упражнения 167 (пользуясь Толковым словарем, нужно объяснить значение слов).

6. Домашнее задание. Упражнение 169.

7. Выставление оценок за урок. (9 слайд)

8. Рефлексия.

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Чтобы правильно ставить знаки препинания…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *