План-конспект урока по математике (1 класс) на тему: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
ФИО (полностью) | Парамонова Светлана Дмитриевна |
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Апухтинская ООШ» Одоевского района Тульской области |
Должность | учитель начальных классов |
Предмет | математика |
Тема и номер урока в теме | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч, Урок №18 |
Базовый учебник | Математика. 1 класс. Учеб. Для общеоразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И.Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. М.: Просвещение, 2011 . 112 с.: ил. |
- Цель урока: способствовать формированию учащимися умений различать разные виды линий и выполнять практические действия с ними
9. Задачи:
— обучающие:
способствовать формированию умений правильно различать геометрические фигуры по их существенным признакам, пользоваться линейкой для черчения, создать условия для формирования умений сравнивать, сопоставлять и группировать геометрические фигуры,
-развивающие:
способствовать развитию логического и критического мышления
предоставить возможность соотнести изучаемый материал с собственным опытом, определять границы своего знания и незнания
-воспитательные :
предоставить возможности учащимся договариваться и приходить к единому мнению, правильно оценивать себя и своих товарищей.
- Тип урока: урок открытия новых знаний
- Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки
- Структура и ход урока представлены в таблице 1
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Введение в тему урока | Прямая и кривая линии. Луч N 192273 (1) | Демонстрирует ЭОР частично в связи с задачами урока Создаёт условия для успешной работы на уроке, Организует деятельность учащихся по определению темы и цели урока | Высказывают свои мнения о наблюдаемом материале ЭОР. Аргументируют их. Определяют предполагаемую тему урока и его цель . (Кривые и прямые линии. Применение их на практике) | 4 мин ЭОР- 1 мин |
2 | Актуализация ранее изученного и открытие новых знаний | Прямая и кривая линии. Луч N 192273 (1) Ось симметрии. Практическая творческая работа (3) | Первый ЭОР используется частично (слайды 2-4). Создаёт проблемно-поисковую ситуацию с целью использования и применения линий на практике | Высказывают свои догадки, аргументируют суждения, делают выводы, о кривых и прямых линиях. О том, что они нужны для построения геометрических фигур, составления чертежей. Находят подтверждение в материале ЭОР и дополняют свои выводы тем, что в жизни линии необходимы для построений дорог, зданий и т. д | 10 мин ЭОР – 4 мин |
3 | Формирование новых знаний в практическая работа | Прямая и кривая линии. Луч N 192273 | С помощью проблемных вопросов организует поисковую деятельность с использованием материалов ЭОР; логические умозаключения переводим на практический уровень Стимулирует дальнейшую работу по формированию понятий «отрезок», «луч» и их точному практическому применению | Анализируют ЭОР , осмысливают, делают выводы, приходят к общему мнению о необходимости специальных чертёжных инструментов Дети с помощью учителя создают алгоритм практической работы. Самостоятельно выполняют практическую работу Наблюдают, обсуждают программу действия с ЭОР, делают выводы. | 5 мин ЭОР – 2 мин |
4 | Физкультминутка | Организует игру с геометрической терминологией | Выполняют движения | 2 мин |
5 | Систематизация новых знаний | Числовой луч. Числовая прямая N 166789 (2) | Постановка проблемной ситуации на основе ЭОР | Осмысливают, рассуждают, приходят к единому выводу о возможности использования числового луча для выполнения арифметических действий сложения и вычитания | 4 мин ЭОР – 1 мин |
7 | Итоговый контроль. Проверка уровня усвоения новых знаний | Организует деятельность по проверке индивидуального уровня усвоения материала. Заносит результаты в свою итоговую таблицу по диагностированию продвижения детей в обучении | Выполняют тестирование (индивидуально). Проверяют результаты Составляют общую программу по устранению пробелов | 7 мин |
8 | Рефлексия | Создаёт предпосылки для оценки учащимися своего эмоционального состояния | С помощью ранее подготовленной таблицы «Градусник» определяют эмоциональное состояние. Результаты представляют классу. | 3 мин |
Домашнее задание по программе в первом классе не предусмотрено
Длительность урока 35 минут. Использование ЭОР – 8 минут
Приложение к плану-конспекту урока
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Этапы урока. Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Личностные -возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи | Внимание! Слушайте все! Поднимите руки, те, кто хочет сегодня на уроке узнать новое интересное, побыть математиком – исследователем. Я рада, что мы всем классом отправимся за новыми знаниями. Я желаю нам успешной работы. Что пригодится для успешной работы? Проверьте, пожалуйста, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно? | Обучающиеся высказывают свои предположения; проверят свою готовность к уроку; объясняют, почему важен порядок на рабочем месте. |
Предметные: -вести счет предметов; составлять выражения по рисунку; повторить состав 5 Метапредметные (УУД) познавательные: — выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Личностные -фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учебного действия. | Слайд1 ( 5 линий: из них3 прямые линии, 2 кривые линии; 1 линия красного цвета, 4 линии зеленого цвета ) Как бы вы назвали данные геометрические фигуры? Сколько линий прямых? Сколько кривых? Сколько всего? Составьте выражение. (работают с разрезными цифрами). Сколько кривых? Сколько линий прямых? Сколько всего? Составьте выражение. Что вы заметили? Сколько линий красных? Сколько зеленых? Сколько всего? Составьте выражение. Состав какого числа мы повторили? Каких линий больше? На сколько? На какие 2 группы вы бы разделили эти линии? Как вы думаете, почему мы работаем с данными линиями? Предположите, какова тема нашего урока. Что вы можете сказать о кривых линиях, о прямой линии, о ее свойствах? Слайд 2 (прямая линия) | Обучающиеся отвечают на вопросы. Выполняют счет предметов, анализируют, обобщают, составляют выражения к рисунку, повторяют состав числа 5, сравнивают, делают выводы. Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации. Высказывают свои предположения. |
Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний. регулятивные: — высказывать свое предположение; коммуникативные: — точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Чего мы еще не знаем о прямой линии? | Выявляют и фиксируют во внешней речи конкретные знания и умения, которых недостает для решения исходной задачи |
Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. Личностные УУД: — определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). | Подводящий диалог. Какие линии мы сегодня будем исследовать? Какова тема урока? ( Слайд 3. На опорной части доски появляются прямая и кривая линии, затем появляется вопрос). Сформулируйте цель нашего урока. Давайте продумаем план работы. Музыкальная физминутка с танцевальными движениями | В коммуникативной форме уточняют тему урока, ставят цель, составляют план достижения цели. Выполняют танцевальные движения под музыку |
Предметные: -знакомство с прямой линией, отрезком, лучом; находить сходство и различие прямой, отрезка и луча Метапредметные (УУД) регулятивные: -работать по предложенному плану; — выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. познавательные: — ориентироваться в своей системе знаний; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) | Практическая работа. Двое учащихся получают каждый по катушке ниток, которые связаны незаметным узлом. Учащиеся разматывают нитки, двигаясь по классу. Какую линию мы смоделировали с помощью ниток? Можем ли мы продолжать ее в оба конца? Какое свойство прямой линии мы открыли? Учитель отрезает часть прямой (нитки), прикрепляет ее магнитами (точками) к доске (рабочая часть). Как бы вы назвали эту часть прямой? (Слайд 3. На опорной части доски появляется отрезок) Чем отрезок отличается от прямой? Точка – это что? Учитель прикрепляет часть прямой (нитки), убрав одну точку. Сравните эти две геометрические фигуры. Как бы вы назвали данную фигуру? (Слайд 3. На опорной доске появляется луч) | Наблюдают. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Высказывают предположения. Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. |
Предметные: -знать свойства прямой линии, отрезка, луча. Метапредметные (УУД) регулятивные: — отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: — осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) | Ребята! Вам необходимо смоделировать прямую линию и вспомнить ее свойства и рассказать друг другу. Смоделируйте кривую линию Пожалуйста, смоделируйте отрезок и расскажите, что вы знаете о нем. Пожалуйста, смоделируйте луч и расскажите, что вы знаете о нем. Послушайте загадку. Я люблю прямоту и сама прямая. Начертить ровную черту всем я помогаю. Что это? Как вы думаете, почему данный инструмент так назвали? | Работают парами, моделируют из шнура прямую линию, проговаривают друг другу свойства прямой, кривую линию, моделируют отрезок, проговаривают его свойства (используют пластилин), моделируют луч, проговаривают его свойства. Отгадывают загадку. Высказывают предположения. |
Предметные: — -знать свойства прямой линии, отрезка, луча; уметь различать геометрические фигуры (прямую линию, кривую линию, отрезок, луч) Метапредметные (УУД) регулятивные: — отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) | Учебник, стр.40. Рассмотрите нарисованные линии. Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику. Поставьте две точки, соедините их по линейке, что получилось?.Проверьте по учебнику. Начертите луч. Проверьте. Видиофизминутка – общеразвивающие упражнения, которые ребята выполняют вместе с героями мультфильмов. | Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку по учебнику. Выполняют общеразвивающие упражнения |
Предметные: — -знать свойства прямой линии, отрезка, луча; уметь различать геометрические фигуры (прямую линию, кривую линию, отрезок, луч) Метапредметные (УУД) регулятивные: — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль. познавательные: — осуществлять анализ учебного материала; уметь классифицировать геометрические фигуры, обосновывать классификацию. коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) | Игра «Угадай, что это за линия?» -Я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки. — Крашеное коромысло Над рекой повисло. (слайд )4 -Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Слайд 5) -Висит сито – не людьми свито. (слайд6) -В зоопарке, Верь, не верь, Проживает Чудо-зверь. У него рука — во лбу Так похожа на трубу! (слайд7) Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках На листочках, Где станции на точках. (слайд8) Исследовательская работа. Поставьте точку на листе бумаги. Проведите через нее прямую, еще одну, еще одну. Сделайте вывод. Поставьте еще точку на листе, вам нужно провести через нее кривую линию. Нужна ли вам линейка? .Проведите еще одну кривую, еще одну. Сделайте вывод. Работа в тетради, стр.15. Разделите все линии на две группы. Запишите номера линий в каждой группе. Проверьте друг у друга..Через две отмеченные точки проведите прямую линию. Сколько прямых можно провести через две точки? Какой можно сделать вывод? Через эти же две точки проведите кривую, еще одну, еще одну. Сделайте вывод. Нарисуйте солнышко и начертите его лучи. Сколько лучей можно провести из одной точки? Сделайте вывод. Тест ( У каждого ученика лист, на котором начерчены прямая линия, отрезок, луч, точка, кривая линия, рядом с каждой фигурой – пустой квадрат) Поставьте рядом с прямой линией цифру 1, с отрезком – 2, с лучом – 3, с кривой линией – 4, с точкой -5. Музыкальная пауза | Отгадывают загадки. Выполняют исследовательскую и практическую работу. Анализируют, обобщают, делают выводы. Выполняют взаимопроверку. Отвечают на вопросы теста. Учащиеся слушают отрывок из классической музыки не более 1минуты |
Личностные УУД: — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: — осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Опорная доска- слайд 3. Какую задачу ставили? Удалось ли ее решить? Каким способом? Какие получили результаты? Где можно применять новые знания? Нарисуйте на листочке лестницу успеха и оцените свою деятельность на уроке. Некоторые дети поставили себя на среднюю ступеньку. О чем это говорит? Я рада, что многие ребята поставили себя на верхнюю ступеньку. Молодцы! Слайд 4 (ломаная линия) – посмотрите на эту линию, я надеюсь услышать на следующем уроке ваши рассуждения о ней. Спасибо за урок. | Анализируют, фиксируют новое содержание, изученное на уроке . Проводят самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результат, намечают дальнейшие цели деятельности. |
Проект урока математики для 1 класса на тему «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 имени С.Л. Лавочкина»
город Смоленск
Проект урока математики в 1 классе
по теме
«Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
( по курсу «Математика», автор М.И. Моро)
Автор: Корнилова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
Смоленск
2017
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить обучающихся с геометрической фигурой «отрезок»; научить чертить эту фигуру с помощью линейки; учить различать прямую, кривую линию, луч и отрезок;
Планируемые результаты
Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.
Метапредметные:
Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий.
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре.
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.
Оборудование к уроку: учебник Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.-3-е изд.-М.:Просвещение,2016, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, нитки, пластилин.
Содержание урока:
1.Мотивация кучебной деятельности
— Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет вам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
-Прочитайте японскую пословицу». «Начинай взбираться вверх снизу»
-Как вы ее понимаете?
-Сегодня на уроке вы тоже будете взбираться вверх, делать открытия и к вам придет успех.
-Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. (запись на доске)
-Давайте посмотрим на экран. Сколько человечков вы видите?(5) (слайд1)
-Из каких чисел можно получить число 5 (2+3, 1+4 и т.д.)
-Скажите пожалуйста, из каких фигур состоят человечки? (треугольник, четырехугольник, круг, овал, прямые линии)
-Кто из пяти лишний и почему? ( 2-ой человечек, у него вместо овала , четырехугольник)
-А кто из вас знает, как эти фигуры называются одним словом? (геометрические)
2. Актуализация знаний
— Правильно! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Геометрия» ( слайд2)
-Как вы думаете, кто живет в этой стране?
( фигуры)
-Правильно, геометрические фигуры. Мы уже назвали некоторые из них. А кто знает еще, какие фигуры могут жить в этой стране? (прямоугольник)
-Посмотрите на экран, какие новые геометрические фигуры вы видите? (точка, прямая) (слайд3)
-Молодцы! Как в любой сказочной стране, в ней есть королева — самая главная фигура, без которой не может быть построена ни одна другая фигура. Знакомьтесь — это Точка. слайд4)
-Посмотрите какое задание она нам приготовила. Что изображено на доске?
( Линии)
-Подумайте, на какие множества можно разделить эти линии? (прямые, кривые)
-По какому признаку разделили на множества? (по форме)
-Все ли прямые фигуры вам известны?
-Как они называются?
(-Почему вы решили, что это отрезок?)
3. Постановка учебной задачи.
— Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
-Правильно. Что бы вы хотели узнать о линиях (какие они бывают)
-Сегодня мы познакомимся с различными линиями, будем учиться их правильно строить.
-А для этого мы обратимся за помощью к нашей королеве Точке.
4.Нахождение способов решения учебной задачи.
-Вы знаете наша Точка очень любопытная, как и вы. И про нее есть интересная сказка, я вам сейчас ее расскажу:
Жила-была Точка. Она была очень любознательной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:
-Как эта линия называется?
-Длинная она или короткая?
Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте!? Отправляюсь-ка я путешествовать!»
-Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой? (да)
Физкультминутка
Руки ставим все в разлет,
Получился самолет.
Мах крылом туда-сюда.
Делай раз и делай два.
-Сказано-сделано. Тихонечко сели за парты. Продолжаем путешествие. Отправилась Точка путешествовать по своим владениям, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. (слайд5) И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало!
-Ребята, чем же прямая линия отличается от луча ? (у прямой нет начала, а у луча есть)-Правильно. Давайте дальше слушать сказку. Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура-луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит:
-«Долго ли я еще буду идти?»
-Ребята, скоро ли конец луча? (у луча нет конца, но есть начало)
-Тогда я поверну назад.-сказала Точка.
Но она так далеко ушла от луча, что дорога назад ей показалась очень длинной.
Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны конец.
-Ребята, как это называется? (отрезок)
-Да, это отрезок,- сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой. ( слайд7)
-Отрезок!- с удовольствием повторила Точка.
-Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? ( у него есть концы)
Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом.
-Ребята, ведь у каждого дома есть номер, а улица имеет название, отрезок мы тоже будем обозначать двумя заглавными буквами русского алфавита, А и Б (слайд7)
-Что вы узнали из сказки? (прямая не имеет начала и конца)
-Что же такое отрезок? (имеет начало и конец, обозначается буквами)
-Что такое луч? (имеет начало, но не имеет конца)
5. Первичное закрепление изученного материала
-Молодцы! Чтобы завершить путешествие Точка нам приготовила задания. Работать будем в парах. Кто из вас помнит правила работы в парах.
Будь вежливым.
Не перебивай товарища.
Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед.
Поблагодари товарища за совместную работу
-Хорошо, правила помним. Вам необходимо смоделировать прямую линию и вспомнить ее свойства и рассказать друг другу.( из клубка ниток)
-Смоделируйте кривую линию.(из клубка ниток)
-Пожалуйста, смоделируйте отрезок и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина)
-Пожалуйста, смоделируйте луч и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина)
( Работают парами, моделируют прямую линию, кривую, луч и отрезок , называют друг другу свойства фигур. Учитель контролирует процесс моделирования.)
-Молодцы! Потрудились хорошо, а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка
Математику люблю. Спину ровно я держу.
Вправо, влево наклоняюсь, как прямая выпрямляюсь.
Руки в стороны раздвину, вверх ладошки подниму и отрезок покажу.
Раз присяду, два присяду и на место тихо сяду.
-Отдохнули. А сейчас отгадайте загадку.
Я люблю грамоту и сама прямая.
Начертить ровную черту всем я помогаю.
-Что это?
— Как вы думаете, почему данный инструмент так назвали?
(он помогает чертить прямые линии)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
— Правильно. Сейчас откройте учебники на с. 40. Рассмотрите нарисованные линии. Какие линии изображены? (прямая, кривая, луч, отрезок)
-Чем они отличаются?
-Сейчас будем учиться правильно чертить прямую, луч, отрезок. Что нам для этого понадобится? (карандаш и линейка)
-Кто может рассказать, как построить отрезок?
-Как правильно прикладывать линейку?
-Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику.
-Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику.
-Поставьте две точки, соедините их по линейке, что получилось (отрезок) Проверьте себя по учебнику.
-Подумайте, можно ли еще провести прямую линию через две точки (дети пробуют, делают вывод, что нельзя)
-Правильно. А кривую можно провести через две точки? (да, чертят кривую)
-А еще одну можно повести? (да, чертят кривую)
А еще? (да)
-Какой вывод можно сделать? (через две точки можно провести только одну прямую и много кривых)
-Начертите луч. Проверьте.
— Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. Можно ли еще провести прямую линию через точку? (да)
-А еще?
-Какой вывод можно сделать? (через одну точку можно провести много прямых)
(Идет самостоятельная работа, в ходе которой учитель оказывает помощь тем детям, которым самостоятельно не могут справиться с заданиями)
-Отложите карандаши и линейки в сторону.
-Вспомните девиз нашего урока «Начинай взбираться вверх снизу»
-Нашим девизом сегодня была японская пословица.
-Сейчас мы узнаем, какой высоты вы сегодня достигли.
-Прежде чем вы попробуете оценить свою работу, ответьте на вопросы:
1. Для чего выполняли задания? (чтобы научиться чертить линии и различать их)
2.Удалось добиться результата?
3.Правильно ли выполнили или с ошибкой?
4.Самостоятельно работали или вам помогали?
-Оцените себя.
-У кого сегодня получилось добраться до вершины, поднимите руки.
-Не отчаивайтесь и не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось, вес впереди.
7. Итог урока. Рефлексия.
-С какими линиями мы сегодня познакомились?
-Чем отрезок отличается от прямой линии ?
-Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)
-Найдите отрезки в окружающей обстановке.
-Продолжите предложения, которые видите на экране (слайд8)
-Спасибо за работу на уроке.
Этапы урока. Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент. Личностные -возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи | Внимание! Слушайте все! Поднимите руки, те, кто хочет сегодня на уроке узнать новое интересное, побыть математиком – исследователем. Я рада, что мы всем классом отправимся за новыми знаниями. Я желаю нам успешной работы. Что пригодится для успешной работы? Проверьте, пожалуйста, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно? | Обучающиеся высказывают свои предположения; проверят свою готовность к уроку; объясняют, почему важен порядок на рабочем месте. |
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Предметные: -вести счет предметов; составлять выражения по рисунку; повторить состав 5 Метапредметные (УУД) познавательные: — выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Личностные -фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учебного действия. | Слайд1 ( 5 линий: из них3 прямые линии, 2 кривые линии; 1 линия красного цвета, 4 линии зеленого цвета ) Как бы вы назвали данные геометрические фигуры? Сколько линий прямых? Сколько кривых? Сколько всего? Составьте выражение. (работают с разрезными цифрами). Сколько кривых? Сколько линий прямых? Сколько всего? Составьте выражение. Что вы заметили? Сколько линий красных? Сколько зеленых? Сколько всего? Составьте выражение. Состав какого числа мы повторили? Каких линий больше? На сколько? На какие 2 группы вы бы разделили эти линии? Как вы думаете, почему мы работаем с данными линиями? Предположите, какова тема нашего урока. Что вы можете сказать о кривых линиях, о прямой линии, о ее свойствах? Слайд 2 (прямая линия) | Обучающиеся отвечают на вопросы. Выполняют счет предметов, анализируют, обобщают, составляют выражения к рисунку, повторяют состав числа 5, сравнивают, делают выводы. Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации. Высказывают свои предположения. |
Выявление места и причины затруднений — постановка учебной задачи. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний. регулятивные: — высказывать свое предположение; коммуникативные: — точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Чего мы еще не знаем о прямой линии? | Выявляют и фиксируют во внешней речи конкретные знания и умения, которых недостает для решения исходной задачи |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. Личностные УУД: — определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). | Подводящий диалог. Какие линии мы сегодня будем исследовать? Какова тема урока? ( Слайд 3. На опорной части доски появляются прямая и кривая линии, затем появляется вопрос). Сформулируйте цель нашего урока. Давайте продумаем план работы. Музыкальная физминутка с танцевальными движениями | В коммуникативной форме уточняют тему урока, ставят цель, составляют план достижения цели. Выполняют танцевальные движения под музыку |
Реализация построенного проекта – открытие нового знания. Предметные: -знакомство с прямой линией, отрезком, лучом; находить сходство и различие прямой, отрезка и луча Метапредметные (УУД) регулятивные: -работать по предложенному плану; — выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. познавательные: — ориентироваться в своей системе знаний; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) | Практическая работа. Двое учащихся получают каждый по катушке ниток, которые связаны незаметным узлом. Учащиеся разматывают нитки, двигаясь по классу. Какую линию мы смоделировали с помощью ниток? Можем ли мы продолжать ее в оба конца? Какое свойство прямой линии мы открыли? Учитель отрезает часть прямой (нитки), прикрепляет ее магнитами (точками) к доске (рабочая часть). Как бы вы назвали эту часть прямой? (Слайд 3. На опорной части доски появляется отрезок) Чем отрезок отличается от прямой? Точка – это что? Учитель прикрепляет часть прямой (нитки), убрав одну точку. Сравните эти две геометрические фигуры. Как бы вы назвали данную фигуру? (Слайд 3. На опорной доске появляется луч) | Наблюдают. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Высказывают предположения. Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Предметные: -знать свойства прямой линии, отрезка, луча. Метапредметные (УУД) регулятивные: — отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: — осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) | Ребята! Вам необходимо смоделировать прямую линию и вспомнить ее свойства и рассказать друг другу. Смоделируйте кривую линию Пожалуйста, смоделируйте отрезок и расскажите, что вы знаете о нем. Пожалуйста, смоделируйте луч и расскажите, что вы знаете о нем. Послушайте загадку. Я люблю прямоту и сама прямая. Начертить ровную черту всем я помогаю. Что это? Как вы думаете, почему данный инструмент так назвали? | Работают парами, моделируют из шнура прямую линию, проговаривают друг другу свойства прямой, кривую линию, моделируют отрезок, проговаривают его свойства (используют пластилин), моделируют луч, проговаривают его свойства. Отгадывают загадку. Высказывают предположения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Предметные: — -знать свойства прямой линии, отрезка, луча; уметь различать геометрические фигуры (прямую линию, кривую линию, отрезок, луч) Метапредметные (УУД) регулятивные: — отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) | Учебник, стр.40. Рассмотрите нарисованные линии. Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику. Поставьте две точки, соедините их по линейке, что получилось?.Проверьте по учебнику. Начертите луч. Проверьте. Видиофизминутка – общеразвивающие упражнения, которые ребята выполняют вместе с героями мультфильмов. | Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку по учебнику. Выполняют общеразвивающие упражнения |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Предметные: — -знать свойства прямой линии, отрезка, луча; уметь различать геометрические фигуры (прямую линию, кривую линию, отрезок, луч) Метапредметные (УУД) регулятивные: — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль. познавательные: — осуществлять анализ учебного материала; уметь классифицировать геометрические фигуры, обосновывать классификацию. коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные -оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей) | Игра «Угадай, что это за линия?» -Я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы- отгадки. — Крашеное коромысло Над рекой повисло. (слайд )4 -Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Слайд 5) -Висит сито – не людьми свито. (слайд6) -В зоопарке, Верь, не верь, Проживает Чудо-зверь. У него рука — во лбу Так похожа на трубу! (слайд7) Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках На листочках, Где станции на точках. (слайд8) Исследовательская работа. Поставьте точку на листе бумаги. Проведите через нее прямую, еще одну, еще одну. Сделайте вывод. Поставьте еще точку на листе, вам нужно провести через нее кривую линию. Нужна ли вам линейка? .Проведите еще одну кривую, еще одну. Сделайте вывод. Работа в тетради, стр.15. Разделите все линии на две группы. Запишите номера линий в каждой группе. Проверьте друг у друга..Через две отмеченные точки проведите прямую линию. Сколько прямых можно провести через две точки? Какой можно сделать вывод? Через эти же две точки проведите кривую, еще одну, еще одну. Сделайте вывод. Нарисуйте солнышко и начертите его лучи. Сколько лучей можно провести из одной точки? Сделайте вывод. Тест ( У каждого ученика лист, на котором начерчены прямая линия, отрезок, луч, точка, кривая линия, рядом с каждой фигурой – пустой квадрат) Поставьте рядом с прямой линией цифру 1, с отрезком – 2, с лучом – 3, с кривой линией – 4, с точкой -5. Музыкальная пауза | Отгадывают загадки. Выполняют исследовательскую и практическую работу. Анализируют, обобщают, делают выводы. Выполняют взаимопроверку. Отвечают на вопросы теста. Учащиеся слушают отрывок из классической музыки не более 1минуты |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Личностные УУД: — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: — осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Опорная доска- слайд 3. Какую задачу ставили? Удалось ли ее решить? Каким способом? Какие получили результаты? Где можно применять новые знания? Нарисуйте на листочке лестницу успеха и оцените свою деятельность на уроке. Некоторые дети поставили себя на среднюю ступеньку. О чем это говорит? Я рада, что многие ребята поставили себя на верхнюю ступеньку. Молодцы! Слайд 4 (ломаная линия) – посмотрите на эту линию, я надеюсь услышать на следующем уроке ваши рассуждения о ней. Спасибо за урок. | Анализируют, фиксируют новое содержание, изученное на уроке . Проводят самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результат, намечают дальнейшие цели деятельности. |
Презентация к уроку математики по теме «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.» (1 класс)
Инфоурок › Начальные классы ›Презентации›Презентация к уроку математики по теме «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.» (1 класс)Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ матем.14.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:«Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». Калимова Светлана Леонидовна, учитель начальных классов МОАУ СОШ № 1 с.Возжаевки филиал № 1
2 слайд Описание слайда:Решаем задачи
3 слайд Описание слайда:5 4 4 4 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 3 1 2 4
4 слайд Описание слайда:3 + 2 = 5 5 — 1 = 4 3 + 1 = 4 4 — 3 = 1 2 + 2 = 4 4 — 1 = 3
5 слайд Описание слайда:физминутка
6 слайд Описание слайда:Найди недостающую фигуру
7 слайд Описание слайда:страна ГЕОМЕТРИЯ
8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:Страна Геометрия
11 слайд Описание слайда:Работа по учебнику стр. 40 – 41
12 слайд Описание слайда:МАТЕМАТИКА ! Прямую линию мы проводим по линейке.
13 слайд Описание слайда:МАТЕМАТИКА
14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:Сколько кривых и сколько прямых линий можно провести через 1 точку? Сколько кривых и сколько прямых линий можно провести через 2 точки?
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:Работа в тетради стр. 15
18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:кривая прямая 1 4 2 3 5
20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-224917
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийУрок математики в 1-м классе с использованием компьютерных технологий по теме «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок»
Цели: образовательные
— знать:
- понятие “ точка”, “линия”, “кривая линия”, “прямая линия”, “отрезок”;
- свойства линии и отрезка
— уметь:
- употреблять в речи новые понятия;
- сравнивать линии и отрезки;
- чертить прямые, кривые линии и отрезки.
- Развивающие
- развивать любознательность, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), память;
- развивать устную монологическую речь.
Воспитательные
- аккуратность при работе с карандашом и линейкой;
- интерес к предмету;
- умение слушать учителя и друг друга.
Оборудование:
- Проектор, экран, ПК
- Для учащихся:
- Лист в клетку формата А5, разделённый на 4 части.
- Линейка
- Простой карандаш
- Цветные карандаши
- ПК
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Устный счет.
- Посчитайте от одного до 10 и обратно через 1 хлопками.
- Назовите число, которое при счете стоит перед числом 4.
- Назовите число, которое при счете стоит за числом 2.
- Какое число стоит при счете слева от числа 5?
- Какое число при счете стоит справа от числа 3?
- Какое число стоит между числами: 1 и 3?
- Назови соседей числа 4.
Вставь пропущенные знаки:
- 2…3 = 5
- 5…4 = 1
- 2…2 = 4
Вставь пропущенные цифры:
- 1 +…= 4
- 4 -…= 3
- 3+…= 5
Решите задачу и запишите решение:
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
3. Повторение состава числа 5.
— Откройте тетради на печатной основе на стр. 15.
— Состав какого числа мы вчера проходили?
Обсуждение и самостоятельная работа.
4. Работа в группах. Составление числового поезда.
Детям выдается конверт, в котором лежат 5 карточек с примерами. Надо, посчитав примеры, поставить их в порядке нумерации (от 1 до 5)
5. Работа над основным материалом.
1) — Когда я ходила, проверяя работу, то увидела, как у некоторых групп аккуратно стоят карточки-вагончики. Говорят – стоят в одну линию.
— А вы знаете, как родилась линия? Какие бывают линии?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
2). — Послушайте сказку:
Жила была синяя Точка в городе Геометрии (учитель ставит магнит на доске, а дети – в верхнем левом углу точку) Скучно было Точке одной, и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла синяя точка за калитку, а навстречу ей тоже точка идет, только желтая. Подходит желтая точка к синей и спрашивает, куда та идет.
– Иду искать друзей. Вставай со мной рядом, будем вместе путешествовать. (Рядом с синей ставят желтую точку). Через некоторое время встречают синюю точку. Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становится все больше и больше. И, наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и получилась линия. Точки шли прямо, и получилась какая линия?
— Возьмем линейку и проведем по ней прямую линию синим карандашом.
— А когда точки идут неровно, получается какая линия?
— Нарисуем рядом простым карандашом кривую линия.
— Теперь вы познакомились с прямой и кривой линиями и узнали, как они родились.
— Кто из вас наблюдал, за летящим самолетом? (учитель прикрепляет на доску самолет)
Его след дает представление о линии. О какой из линии можно сказать, что это след от самолета? (ребенку предлагается провести на доске прямую линию к самолету)
— Какая линия показывает полет листа? (ребенок рисует кривую линию)
— Если бы самолет летел и летел, что стало бы с линией?
Следовательно, линию, нарисованную на доске можно проводить вправо и влево как угодно далеко. Но бесконечную линию на доске и в тетради изобразить невозможно. Мы чертим ее часть, а подразумеваем, что она не имеет ни начала, ни конца. В математике говорят, что любая линия бесконечна.
3). — Поставьте в нижнем левом углу точку и проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку. Какую линию вы получили?
— Можно ли начертить ещё линию, чтобы она снова прошла через эту точку? Проделайте эту работу несколько раз.
— Сколько прямых можно провести через одну точку?
4). – А точке стало интересно посмотреть на прямой след от самолет. Вышла и наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая, и на ее месте появился ЛУЧ.
Он тоже был очень длинный. Но не совсем такой, как прямая. У него получилось начало. (Дети чертят луч в верхнем правом углу)
Испугалась точка. “Что я наделала!” Хотела убежать и опять наступила на луч. И на месте луча появился отрезка. У него уже были и начало и конец. (Дети чертят в нижнем правом углу отрезок)
5). – С какими фигурами мы познакомились?
6). – Откройте учебник на стр. 41
— Работаем в парах, как показывает значок.
Учащиеся, выполняющие задания 1 варианта, говорит учащимся, выполняющим задания 2 варианта, где они видят кривые линии.
Учащиеся, выполняющие задания 2 варианта, говорит учащимся, выполняющим задания 1 варианта, где они видят лучи.
— А я вас хочу всех спросить, где отрезки?
7). Тетрадь стр. 15 № 1.
8). Компьютер.
(До этого на уроке информатики дети учились в ПЕРВОЛОГО рисовать домик, солнышко)
— Из каких геометрических фигур состоит наш рисунок?
— Добавьте лучи к солнышку? Чем луч отличается от отрезка?
— Нарисуйте прямую дорожку справа от домика.
— Нарисуйте кривую дорожку слева от домика.
— Чем прямая отличается от кривой?
5. Итог урока.
— Чему научились на уроке?
— Оцените свою работу.