Урок русского языка в 5 классе по теме: «Что такое фонетическая транскрипция?»
Прозвенел уже звонок – начинается урок!
Что такое фонетика?
- 1. Фонетика – раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи.
- 2. Звуков речи меньше, чем букв.
- 3. Алфавит – это все буквы языка.
- 4. Согласных букв шесть.
- 5. Орфоэпия – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки ударения и правила произношения слов.
Буква и звук
БУКВА
ЗВУК
[З]
Б
[В]
У
[У]
К
В
[К]
А
[ˈwʌndəfl deɪ]
Wonderful day
Чудесный день
Фонетическая транскрипция
Тема урока:
Что такое фонетическая транскрипция?
Цель урока:
Научиться правильно произносить звуки и буквы, обозначать звуки на письме в транскрипции.
Задачи:
- Научиться разграничивать понятия «буква», «звук».
- Различать роли букв Е, Ё, Ю, Я.
- Научиться производить звуковой анализ слов, делать фонетическую транскрипцию.
[марос и сонцэ д’эн’ чуд’эсныj]
Мороз и солнце! День чудесный!
Работа с учебником
Задание:
- прочитайте теоретический материал на стр. 150;
заполните табличку «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
- Сформулируйте правила транскрипции.
Правила транскрипции:
- заключается в квадратные скобки
- используются буквы русского алфавита
- ставится ударение
- прописная буква не используется
- вместо й употребляется звук [ j ]
- используются специальные значки мягкости, долготы
- буквы е, ё, ю, я не употребляются , т.к. они обозначают два звука
Физкультминутка
Практикум. Работа с учебником.
- Упражнения 190 – 192, 194.
Сделать фонетическую запись
Загадка и шарада
Я расту, чтоб в Новый год, Плыл весёлый хоровод, Зелена я и свежа И похожа на ежа, И в жару или метель, Называют меня…
Моих три первых буквы произносят,
Когда врага мышей к себе манят,
Вторых три буквы в дом приносят
На Рождество, когда особенно хотят
Детей порадовать.
А целое – едят.
ель .
кис ель
Р е ф л е к с и я
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Смогли ли мы её достигнуть?
- Что было трудным на уроке?
- Что было интересным?
- Чью работу на уроке можно выделить и оценить?
Самооценка (поставьте + или -)
- 1. различаю звук и букву
- 2. делаю фонетическую транскрипцию
- 3. знаю о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я
Продолжи…
- Я вспомнил, что…
- Я узнал…
- Я понял…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
Поставьте смайлик настроения за урок. Изменилось ли оно по сравнению с началом урока?
Домашнее задание
- § 38, фонетический диктант на с. 152.
- Подобрать 3-4 слова для фонетической транскрипции
До новых встреч!
videouroki.net
1. | Дополни определения | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 3 Б. | Знание теории по темам «Звуки речи», «Звуки и буквы», «Фонетическая транскрипция». |
2. | Количество букв и количество звуков | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 3 Б. | Заполнение таблицы. Тема — «Звуки и буквы». Определить, сколько звуков и сколько букв в слове. |
3. | Дай буквенную запись | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 3 Б. | Перевод транскрипции в буквенное написание. |
4. | Фонетическая транскрипция | 2 вид — интерпретация | среднее | 4 Б. | Транскрибирование слов, подсчёт количества звуков и количества букв. |
5. | Сделай фонетическую транскрипцию | 1 вид — рецептивный | среднее | 4 Б. | Фонетическая транскрипция со знаками «’», «j», именами собственными. |
6. | Правила русской транскрипции | 2 вид — интерпретация | среднее | 4 Б. | Звуки на местах букв о, е, б и г. |
7. | Гласные е, ё, ю, я | 2 вид — интерпретация | среднее | 4 Б. | Транскрипция гласных е, ё, ю, я. |
8. | Транскрипция, количество звуков и букв | 2 вид — интерпретация | сложное | 8 Б. | Транскрибирование слов, подсчёт количества звуков и количества букв. |
www.yaklass.ru
Тема | Фонетическая транскрипция | |||
Цель | Научить отличать гласные звуки от согласных, а также научить правильно произносить звуки и буквы, обозначать звуки на письме в транскрипции. | |||
Формируемые УУД | Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: столкнувшись с новой задачей самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно находить её в различных источниках. Коммуникативные: осуществлять рефлексию своих действий, полно отображая в речевом высказывании предметное содержание и условие выполняемых действий. | |||
Основные понятия | Транскрипция, звуки, буквы. | |||
Оборудование | Компьютер, презентация. | |||
Организация пространства | ||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся УУД | УУД | |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Ребята, давайте поприветствуем друг друга, пожелаем удачи. Какое у вас настроение? Зафиксируйте его с помощью смайла на полях. | Подготовка класса к работе. Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Выявляет уровень знаний. Ставит вопросы. Определяет типичные недостатки. Вспомним что такое фонетика? А чем отличаются звуки от букв? а как мы показываем звуки на письме? А знаете ли вы как это называется? Правильно, фонетическая транскрипция. И какова же тема нашего урока? А какие задачи мы можем поставить? Конечно, нам необходимо с вами научиться составлять фонетическую транскрипцию, а также понять какие правила мы должны знать при составлении фонетической записи. | Отвечают на вопросы по пройденным темам. Формулируют тему урока и ставят цели урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: обозначение актуальности проблемы. | |
3.Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. А теперь попробуем решить проблемную ситуацию и организуем наблюдение. Обратите внимание на (слайд) Что вы видите? { марос и сонце д’эн’ чуд’эсныj} Мороз и солнце! День чудесный! Передает ли буквенное письмо особенности произношения? А какое предложение легче читать? А что еще вы заметили? Как отображаются звуки на письме? какие есть особенности? На все эти вопросы мы и постараемся ответить в течение урока. | Решают проблемную ситуацию, находя отличия между записями. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы | |
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. | Направляет деятельность учащихся Давайте обратимся к теоретическому материалу, который находится в учебнике на стр.150. И проведем минутку чтения. Обратим внимание на правила транскрипции, это будет нашим планом при фонетическом разборе слова.
В таблице упражнения 189 указывается «Двойная роль букв е, ё, ю, я» Обратите внимание на то, что буква и после ь обозначает два звука [j’и]. Например, воробь[j’и]. | Усвоение правил транскрипции. Выделение важных моментов при фонетической записи. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | |
5.Физ. минутка. | Организует учащихся | Выполняют действия по аналогии с действиями учителя | Регулятивные: саморегуляция эмоционального и физического состояния | |
6. Закрепление изученного материала | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Хорошо, теперь поучимся применять правило на практике. Упр. 190—192, 194. Выполним упражнение 190. Для того чтобы, усвоить умение обозначать определенные звуки в словах. Не забываем пользоваться планом. Молодцы! Ну а теперь потренируемся делать фонетическую запись всего слова. Первые три слова слова у доски по цепочке. Вьют Съезд Пьет 192 упражнение устно. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух У доски 2 человека. Потом совместно проверяем. Первые три слова по цепочке выходят к доске, остальная работа в тетради. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию Какую цель вы поставили в начале урока? — Смогли ли мы их достигнуть? Что было трудным на уроке? Что было интересным? Чью работу на уроке можно выделить и оценить? Поставьте смайлик настроения за урок. Изменилось ли оно по сравнению с началом урока? Выставляет оценки. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.__ | |
9.Домашнее задание. | § 38, фонетический диктант на с. 152. | Записывают домашнее задание |
infourok.ru
1. |
Дополни определения
Сложность: лёгкое |
3 |
2. |
Количество букв и количество звуков
Сложность: лёгкое |
3 |
3. |
Дай буквенную запись
Сложность: лёгкое |
3 |
4. |
Фонетическая транскрипция
Сложность: среднее |
4 |
5. |
Сделай фонетическую транскрипцию
Сложность: среднее |
4 |
6. |
Правила русской транскрипции
Сложность: среднее |
4 |
7. |
Гласные е, ё, ю, я
Сложность: среднее |
4 |
8. |
Транскрипция, количество звуков и букв
Сложность: сложное |
8 |
www.yaklass.ru
Памятка по фонетическому разбору слова 5 класс
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова
Порядок разбора слова.
1. Запишите слово.
2. Запишите его транскрипцию. Поставьте ударение.
3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
5. Напишите справа от каждой буквы в квадратных скобках звук (звуки), которые эта буква обозначает.
6. Опишите звуки (гласный – ударный или безударный, согласный – глухой или звонкий, твёрдый или мягкий).
7. Сосчитайте и запишите количество звуков.
Некоторые правила транскрипции:
1. Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – [ ].
2. Текст (слово) записывается так, как произносится.
3. Не употребляются прописные буквы.
4. Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – //, обозначающими большую паузу.
5. Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.
6. Применяются следующие диакритические знаки (греч. diakritikos — отличительный):
а) ударение [м а ́ м а];
б) прямая черта над буквой указывает на долготу согласного – [к л а с ];
в) мягкость согласного обозначается апострофом – [м’].
7. Буква щ обозначается как [ ш ‘ ].
8. Звук [й] обозначается знаком [ j ‘] – йот.
9. Безударный гласный [э] после твердых согласных обозначается знаком [ыэ] – звук средний между [ы] и [э]: [ж ыэ л’ э́ з а].
10. Безударные гласные [э], [а] после мягких согласных обозначаются знаком [иэ] – звук средний между [и] и [э]: [в’ иэ с н а́ ], [ч’ иэ с ы́ ].
Образец фонетического разбора слова
Вес|на1 — [в’ иэ с н а́ ] – 2 слога
в – [в’] – согл., звонк., мягк.
е – [иэ] – гл., безуд.
с – [с] – согл., глух., тверд.
н – [н] – согл., звонк., тверд.
а – [а́ ] – гл., ударн.
____________
5 б., 5 зв.
infourok.ru
Технологическая карта урока русского языка «Что такое фонетическая транскрипция»(5 класс)
Урок русского языка
«Что такое фонетическая транскрипция»
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
(ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — дать понятие фонетической транскрипции;
— развивать речевой слух учащихся;
— развивать орфографическую зоркость.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Познавательные: осознают познавательную задачу, читают, слушают, извлекают нужную информацию
Коммуникативные: осуществляют рефлексию своих действий, полно отображая в речевом высказывании предметное содержание.
ЭтапДеятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Самоопределение
деятельности.
Организационный момент.
Включение в деловой ритм. Ребята, какое у вас настроение? Покажите смайлики.
Подготовка класса к работе.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений
в деятельности.
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
Теоретическая разминка.
Что такое фонетика? Чем отличаются звуки от букв?(слайд)
Всегда ли буквы обозначают один звук?
А знаете ли вы, как называется запись звуков вместо букв?
(аналогия –английский язык).
Правильно, фонетическая транскрипция.
И какова же тема нашего урока?
А какие задачи мы будем решать?
Конечно, нам необходимо с вами научиться составлять фонетическую транскрипцию, а также понять, какие правила нужно знать.
Задают друг другу вопросы по пройденным темам и отвечают на них.
Формулируют тему урока и ставят цели урока.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные: обозначение актуальности проблемы.
3.Постановка учебной
задачи.
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
А теперь попробуем решить проблемную ситуацию и понаблюдаем.
Обратите внимание на слайд.
Что вы видите?
{ марос и сонцэ д’эн’ ч’уд’эсныj’}
Мороз и солнце! День чудесный!
Передает ли буквенное письмо особенности произношения?
А какое предложение легче читать?
А что еще вы заметили? Как отображаются звуки на письме? Какие есть особенности? На все эти вопросы мы и постараемся ответить в течение урока.
Решают проблемную ситуацию, находя отличия между записями. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные: общеучебные-
самостоятельное выделение ,
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Направляет деятельность учащихся
Давайте обратимся к теоретическому материалу, который находится в учебнике на стр.150. И проведем минутку чтения.
Обратим внимание на правила транскрипции, это будет нашим планом при фонетическом разборе слова (слайд)
заключается в квадратные скобки
прописная буква не используется
вместо й употребляется звук [ j’]
буквы е, ё, ю, я не употребляются, т.к. они обозначают два звука или один под ударением.
ставится ударение, если в слове более одного слога.
используются специальные значки мягкости, долготы.
В таблице упр. 189 — «Двойная роль букв е, ё, ю, я»
Обратите внимание на то, что буква И после Ь обозначает два звука [j’и]. Например, воробь[j’и].
Чтение с комментарием.
Усвоение правил транскрипции. Выделение важных моментов при выполнении фонетической записи.
Регулятивные: контроль, оценка,коррекция; Познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия;
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
5.Физпауза
Организует учащихся
Выполняют действия по аналогии с действиями учителя
Регулятивные: саморегуляция эмоционального и физического состояния
6. Закрепление изученного материала
Устанавливает осознанность
восприятия. Первичное обобщение.
Хорошо, теперь поучимся применять правило на практике.
Упр. 190
Не забываем пользоваться планом.
Молодцы!
Ну а теперь потренируемся делать фонетическую запись всего слова. Упр.191(Первые три слова у доски по цепочке).
Вьют
Съезд
Пьет…
Упр.192 устно.
(Дополнительные задания на слайдах)
Решают типовые задания, работая в парах с проговариванием алгоритма
вслух
У доски 2 человека.
Затем совместно проверяем.
Первые три слова по цепочке выходят к доске, остальное — в тетради.
Четко проговаривают звуки, произносят слова
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция;
Познавательные:
общеучебные – умение
структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
Организует рефлексию
— Какую цель вы поставили в начале урока?
— Смогли ли мы их достигнуть?
Что было трудным на уроке? Что было интересным?
Чью работу на уроке можно выделить и оценить?
Поставьте смайлик настроения за урок. Изменилось ли оно по сравнению с началом урока?
Выставляет оценки.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия
Коммуникативные:
умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные:
смыслообразование.
9.Домашнее задание
§ 38 т.м., с.д. стр.148 –устно
1 вар.-упр.193
2 вар.-стр.152 фонетический диктант
Записывают домашнее задание
infourok.ru
Разработка урока по русскому языку на тему «Звуки и буквы. Произношение и правописание». (5 класс)
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Цель: повторить правила произношения и правописания слов, познакомиться с понятием «транскрипция».
Ход урока.
Проверка д/з. (стили речи)
Записываем число, кл.раб. Тему урока.
. — Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.
— Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки). А теперь отгадайте загадку.
1 человек к доске – остальные пишут в тетрадях.
Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)
Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?
— Конечно же, о звуках и буквах.
Звуки мы СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ПОНИМАЕМ, а буквы мы пишем и читаем.
Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова? (Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
Сформулируйте цель нашего урока. Что мы будем делать на этом уроке.
Работа с материалом учебника.
Чтение и обсуждение текста упр. 20 устно. Всегда ли произношение совпадает с написанием?
— Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в’исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд’элат’], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.
Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется ТРАНСКРИПЦИЯ. Записываем это слово в тетради. – ЭТО запись слов в полном соответствии с их звучанием. Т.е ТРАНСКРИПЦИЯ – запись слова так, как мы его слышим. Знаки транскрипции на стр. 15.
Физкультминутка.
Упр. 21. По одному слову каждому ученику у доски. С развернутым ответом.
Алгоритм фонетического разбора.
Мы знаем, что звуки в русском языке делятся на гласные и согласные, глухие и звонкие, парные и непарные, твердые и мягкие. Сейчас я вам раздам памятки, где указан алгоритм фонетического разбора. Сделаем вместе разбор слова ЛЮБЛЮ. (будет стоять цифра 1)
Д/з: §6, упр. 24. Списать текст, подчеркнуть орфограммы, сделать фонетический разбор одного слова на выбор.
План фонетического разбора
Записать слово орфографически правильно.
Разделить слово на слоги и найти место ударения.
Отметить возможности переноса слова по слогам.
Фонетическая транскрипция слова.
По порядку характеризовать все звуки:
а. согласный – звонкий или глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен;
б. гласный: ударный или безударный.
6. Подсчитать количество букв и звуков. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.
Фонетический разбор слова люблю:
люблю
люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
люб-лю
[л’убл’у]
Л – [л’] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и безударный;
Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
Л – [л’] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и ударный
В слове 5 букв и 5 звуков
infourok.ru