Конспект занятия-беседы «Труд шахтёра» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия-беседы «Труд шахтера»
Тема
Рассказ воспитателя о шахте для детей старшей группы. Знакомство с шахтерскими профессиями. Рассматривание фотографии монумента «Память шахтёрам Кузбасса».
Цель:
Дать детям представление о шахте, познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе, о памятнике созданном в честь шахтёров Кузбасса. Воспитывать уважение к труду шахтеров.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает:
Почему наш город называют шахтерским? Зачем нужен уголь? Где его добывают?
Давайте заглянем вглубь шахты.
Сначала шахтеры проходят в ламповую, получают аккумуляторы и самоспасатели. Все мы вместе с шахтерами, в рабочей одежде, с лампочками на касках, влезаем в просторную кабинку лифта и — ух! — вниз. Даже сердце замирает, как быстро мы мчимся. Всего за минуту кабина опускается на глубину несколько сотен метров.
Приехали — и вперед, по подземному проспекту. Здесь светло: повсюду горят лампы дневного света.
И шумно, словно на улице, — со звоном (прочь с дороги) туда — сюда катят маленькие подземные трамвайчики с длинным хвостом вагонеток.
От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки — лавы. Идешь вдоль по лаве, вдруг — стоп! — тупик. На пути встала сплошная угольная стена. Значит добрались до забоя. Вот здесь — то и работают шахтеры, здесь они и вырубают из черной стены уголь. Комбайном вырубают. Он, когда работает, рычит и лязгает стальными зубьями.
В одном угольном комбайне трудятся сразу несколько машин. Одна машина острыми зубьями вырезает из стенки глыбы угля, другая — дробит глыбу на мелкие кусочки, третья — грузит их на дорожку — самокатку — транспортер.
Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед по забою, а уголь мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь от лавы, прямиком по подземному проспекту, к трамвайной обстановке. Тут он делает пересадку по ходу с дорожки в трамвай прочь и едет в вагонетке до самого лифта. Вскоре бывший подземный житель уже наверху, там он грузится на поезд и отправляется в дальнейший путь.
Работа шахтера опасна и трудна. Сколько трудностей бывает на пути в забое. Может, скопиться под землей опасный газ — горючий и ядовитый. Может прорваться вода в «шахтные» «проспекты», «улицы» и «переулки». Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок, подъемников, диспетчера.
Шахта — это огромный, подземный лабиринт, за любым поворотом может произойти обвал. Огромные глыбы перекрывают «проходы», «улицы» и шахтеры становятся беспомощными.
За такой тяжелый и важный для народа и страны труд, шахтёров награждают медалями, орденами, хорошо оплачивают их работу, выпускают про них газеты, пишут о труде и шахтерах книги, стихи, слагают песни. В честь таких сильных и мужественных людей создают памятники . Последнее воскресенье августа отмечают праздник «день Шахтера! » и запускают салют.
Физминутка
Летит высоко самолёт (Руки вверх)
Над нашею страною. (Руки в стороны, покачивание)
Работа на земле идет, (Имитация копания лопатой)
Идёт и под землёю. (Приседание на корточках)
Богатство есть у нас в стране (Разведение руками)
Невидимые взору. (Прикрывание глаз руками)
Внизу в подземной глубине (Приседание)
Работают шахтёры. (Имитация работы шахтёров).
В нашем городе Кемерово в музее «Красная горка» создан скульптором Эрнстом Неизвестным монумент «Память шахтёрам Кузбасса». Люди подносят к монументу цветы, выражая уважение и благодарность за нелегкий и опасный труд.
Монумент «Память шахтёрам Кузбасса» — подарок Э.Неизвестного городу Кемерово и Кузбассу, создан по предложению Губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. На памятнике шахтёр держит в руках пылающий уголёк, символизирующий горячее сердце. У основания памятника размещены «куски угля», воплощённые в человеческих лицах. Это памятник – символ – напоминание о той цене, которая заплачена за «чёрное золото» — уголь. Здесь нет слёз по жертвам, в этом произведении скульптор воспевает героизм тяжелейшего и опасного труда, равноценного подвигу.
Сегодня мы с вами поговорили о шахтах, о людях работающих там – шахтёрах и их труде. Познакомились с памятником в честь людей шахтёрской профессии, который находится в музее «Красная горка» на берегу нашей реки Томь.
Открытый воспитательный час «Почетный труд шахтера» (3 класс)
ОТКРЫТЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
В 3 КЛАССЕ
«ПОЧЁТНЫЙ ТРУД ШАХТЁРА»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Мохонько М.В.
ноябрь 2017 года
Разработка открытого воспитательного часа в 3 классе
Тема: Почетный труд шахтера
Цель:
— познакомить с шахтерскими профессиями, навыками необходимыми людям этой профессии, формировать умение общаться и работать в команде;
— развивать речь, мышление, воображение школьников;
— воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к профессии шахтёра, познавательный интерес к ней.
Оборудование: пазлы с изображением шахты, компьютер, проектор, презентация «Шахтёрские профессии», дидактическая игра «Помоги шахтеру найти спецодежду», «Что нужно шахтеру для работы в шахте», «Собери пазл»; иллюстрации орудий труда, фото шахтеров, аудиозапись песни о шахтерах «Спят курганы тёмные», видеозапись работы в шахте, выставка средств индивидуальной защиты.
Ход мероприятия
На доске – цитаты:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
(К.Д.Ушинский)
«Когда труд – удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь – рабство!»
(Максим Горький )
Приветствие.
Учитель:
Существует такое крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»… Конечно, для счастья… Но всё-таки правильнее звучало бы так: «Человек создан для труда, как птица для полёта».
Труд – основа нашей жизни, как полёт у птицы. Труд творит чудеса: невиданные произведения искусства и архитектуры – результат упорного труда. Новейшие автомобили, станки, медицинские аппараты, компьютерные технологии – тоже результат труда.
Труд помогает человеку реализовать свои способности, проявить таланты. Трудолюбивые и умелые люди во всём мире окружены почётом и уважением. Разве кто-нибудь из вас не мечтает быть признанным? Чтобы эта мечта осуществилась, очень важно в жизни найти свой путь, своё любимое дело.
А как это осуществить?
Наш классный час на тему «Почётный труд шахтёра» поможет вам сделать первый шаг на пути выбора и станет символичным маяком в океане ваших поисков.
(на экране – картина В.М.Васнецова «Богатыри», камень с надписью на распутье дорог)
…Налево пойдешь — коня потеряешь,
Направо пойдешь — жизнь потеряешь,
Прямо пойдешь — жив будешь, да себя позабудешь.
(из русских народных сказок)
Есть и другие варианты выбора: Власть, Знание, Любовь. Выбор одного пути исключает два другие…
Герои русских сказок и былин, оказавшись на распутье трёх дорог, выбирали себе одну. Ученикам сделать свой выбор будет сложнее: им предстоит в будущем не из трёх, а из сотен профессий выбирать свой путь.
— Какой путь выбрать? Может быть, тот, который ведёт в науку, к вершинам знаний? Но выйдет ли из тебя толк? Хорошо ли ты в школе учился? Наука – серьёзное и трудное дело. Сможешь ли ты, «не страшась усталости, карабкаться по её каменистым тропам?»
Вот мы и поговорим о рабочих шахтёрских профессиях, о людях труда, ведь «шахтёр под землю для того спускается, чтоб на земле хватало всем тепла»…
Звучит гимн ДНР
Великий Донбасс: честь и гордость народа,
Богатые недра, леса и поля,
Наш край трудовой, наша жизнь и свобода, —
Навеки хранимая богом земля!
Сейчас вы прослушали гимн нашей Республики. Скажите о чем в нем поётся?( Донбасс: честь и гордость народа, о нашем трудовом шахтёрском крае…)
Ответы детей.
НЕ́ДРА — то, что находится, имеется под земной поверхностью.
«В недрах земли»
— Чем богаты недра нашей родины? Правильно, углём.
(Раздаётся стук в дверь.)
Учитель: Ребята, мне кажется или кто-то действительно стучит?
(Открывает дверь. В класс входит Уголек.)
Уголек:— Здравствуйте, ребята. Я – Уголёк. Я приношу в ваши дома тепло и уют. Добывают меня из-под земли самые мужественные люди! А кто это – вы узнаете из стихотворения.
Быть шахтером так непросто,
Под землей всегда опасно.
Но профессию шахтера
Выбрал вовсе не напрасно!
Благородно и почетно
Добывать богатство людям,
Ваша «черная» работа
Согревать зимой нас будет!
Пусть черны лицо и руки,
И усталость с ног сбивает,
И опасно под землею –
Вас все это не пугает.
Уголёк: Так кто меня из-под земли добывает?
Дети: Шахтёры!
Учитель: Зачем нам нужен уголь? (для отопления помещений, для света, для уюта в наших домах, для работы электростанций, …)
Уголёк: Правильно.
Презентация шахтёрских профессий
(К слайду с изображением шахтеров)
С работой шахтера справятся лишь физически сильные и выносливые люди. Инструменты, применяемы при проходке шахт, очень тяжелые.
Например, перфоратор весит 35 кг, отбойный молоток – до 15 кг, а пояс с батареей для фонаря около 6 кг.
Любой тоннель прокладывается в строгом соответствии с утвержденным планом. Чтобы не ошибиться в расчетах, шахтер- проходчик должен обладать хорошей образной памятью, глазомером и точной координацией движений.
Экстремальные условия работы дисциплинируют рабочих. Шахтер должен быть ответственным, обладать быстрой реакцией на аварийные сигналы, тонким слухом и быть крайне наблюдательным. Эти качества помогают в чрезвычайных ситуациях.
(К слайду День шахтера — Для угольно-добывающих городов и районов Донбасса День шахтера является главным праздником и широко отмечается концертами под открытым небом и народными гуляниями).
Игра «Собери пазл»
— Ребята, у вас в конвертах лежат пазлы. Нужно собрать их в одну картинку.
(Дети собирают пазл, получается иллюстрация шахты).
— Что у вас получилось? (шахта, терикон)
— Послушайте стихотворение. О ком оно?
У него фонарь на каске
И лицо в угле, как в краске,
Он спускается в забой,
Рубит уголь под землёй.
Всякий знает, с давних пор
Это делает … (шахтер)
— Кто такие шахтеры?
— Что они делают?
Это мы узнаем из ваших стихотворений….
1.На трудовую вахту
Шахтёр поедет в шахту.
И домнам, и заводам
Доставит в нужный срок
Шахтёрскую добычу
Отборный уголёк!
2. Быть шахтером очень страшно,
Это не в песок играть,
И почетно, и опасно
Уголь в недрах добывать.
3.Это верная дружба мужская,
Ладони в мозолях и боли в суставах.
Со временем кашель сухой по утрам.
Шахтёр — это часто загадка врачам.
4.Это нежные женские руки,
И радость в любимых глазах, и разлуки,
И дети, что спать не дают по ночам,
И внуки, и тёплый семейный очаг.
5.Да здравствуют наши шахтёры,
Бессмертный и дружный народ!
Добытчики чёрного солнца
Проходчики чёрных пород!
Дидактическая игра «Помоги шахтеру найти спецодежду»
— Ребята, перед вами листочки с изображением человека и одежды. Шахтеры ходят в шахту в специальной одежде, коротко она называется спецодежда. А шахтеры её называют – роба. Давайте поможем нашему шахтеру найти спецодежду. Нужно при помощи стрелочек соединить одежду с человечком.
— штаны,
— кофта (или рубашка),
— сапоги,
— каска,
— каногонка.
Молодцы! Шахтера мы одели в безопасную спецодежду.
— А теперь поможем шахтеру взять с собой необходимые орудия труда.
Дидактическая игра «Что нужно шахтеру для работы в шахте»
(Из предложенных иллюстраций орудий труда дети выбирают необходимые).
— молоток,
— пила,
— лопата,
— топор.
Молодцы! И здесь вы хорошо справились!
Донбасс – шахтёрский край, большинство населения – шахтёры.
А кто из вас представляет себе, как добывается уголь?
Давайте совершим виртуальное путешествие в шахту и посмотрим, какие машины помогают шахтерам добывать уголь. Вслушайтесь в слова, которые вы услышите.
Просмотр видео «Шахтерская душа»
Беседа
Шахтерский труд очень нелегкий и опасный.
— Как называется машина, на которой работает шахтер? (угольный комбайн)
— Как одеты шахтеры?
— Что у них на головах?
— Какими инструментами они работали?
— Какими средствами индивидуальной защиты они используют?
Учитель: Я хочу вам представить выставку средств индивидуальной защиты шахтеров. Коротко расскажу о их назначении….
Каска— служит для предотвращения или уменьшения воздействия на голову опасных и вредных производственных факторов
Респиратор — это средство индивидуальной защиты органов дыхания. Он является облегченным средством защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли.
Спасатель—Самоспасатель шахтный является средством индивидуальной защиты органов дыхания горнорабочих при подземных авариях, связанных с образованием непригодной для дыхания среды и представляет собой изолирующий автономный дыхательный аппарат разового применения с химически связанным кислородом и маятниковой схемой дыхания.
Канагонка-(она же лампа, правильное название — светильник головной) — индивидуальный осветительный прибор, используемый шахтёрами.
Фляга-предусмотрена для хранения и переноски жидкости.
А вот и уголёк…
Кто может нам напомнить о свойствах угля?
(твердое полезное ископаемое, которое используют в качестве топлива с очень древних времен по наше время.
Какого цвета уголь? Странный вопрос! Каждому известно: уголь чёрный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин — белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля.
Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски.
Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для
конфет и пирожных.
Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее
стекло и стеклянные предметы.
Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной
шерсти, пушистого меха.
Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб.
Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля! Рассказывать об этом можно долго.
— Поднимите руки те дети, родители которых работают на шахте и добываю уголь.
— Кто готов рассказать нам о их труде?
(Дети рассказывают о трудовой деятельности родных)
14.Горняцкие лампы не гаснут,
Свой путь пробивая во мгле.
Шахтеры живут под землею,
Чтоб было светло на земле.
И уголь течет из забоя
Тяжелою черной рекой, —
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.
15.Не зря шахтеров гвардией зовут.
У них закон — быть первыми в дороге.
И если боги в небесах живут,
Они — подземные, бесспорно, боги.
16.Судьба у шахтеров крутая,
Крутая, как угольный пласт,
Но он за любые богатства
Ее никому не отдаст.
Во имя покоя людского
Он свой забывает покой, —
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.
Именем героев-шахтеров названы улицы, площади, города, дома творчества. Шахтерам посвящаются стихи и песни. Сейчас я предлагаю вам спеть песню «Спят курганы темные».
1.Спят курганы тёмные,
Солнцем опалённые,
И туманы белые
Ходят чередой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
2.Там на шахте угольной
Паренька приветили,
Руку дружбы подали,
Повели с собой.
Девушки пригожие
Тихой песней встретили.
И в забой отправился
Парень молодой.
Девушки пригожие
Тихой песней встретили.
И в забой отправился
Парень молодой.
3.Дни работы жаркие,
На бои похожие,
В жизни парня сделали
Поворот крутой.
На работу жаркую,
На дела хорошие
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
На работу жаркую,
На дела хорошие
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
4.Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
12. В нашем городе работы много
Скажем: «Честно трудится народ!»
Славят город руки золотые,
Каждый дело по себе найдёт.
Машинисты есть и трактористы,
Есть учитель, есть и продавец.
Есть художник, пекарь и аптекарь,
Крановщик, строитель и кузнец.
13.Но важнее, скажем по секрету,
Угадали? Это не монтёр.
Знает даже маленький ребёнок,
Нам нужна профессия шахтёр.
Он в забой уходит на работу,
Уголёк качает нам с тобой.
Подрастём — шахтёрами мы будем!
Жди нас, шахта! Жди, разрез родной!
Итог мероприятия
Учитель:Шлет он золота черные слитки,
И идет по земле от него
Свет шахтерской широкой улыбки
И шахтерского света тепло.
Полон света, любви и задора
Человек, раздвигающий тьму.
Если встретите где-то шахтера,
До земли поклонитесь ему!
(последние две строчки класс повторяет хором)
Учитель: Дорогие ребята! Помните об этом!
Старайтесь быть полезными людям.
Именно от вас, от вашего труда зависит, каким будет наш город и поселок, наши дома, наша школа, двор, в котором вы живёте, ваша школьная тетрадка и дневник!
Трудитесь так, чтобы все вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее.
Помните: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!»
Учитель: Наш воспитательный час подошел к концу. Спасибо всем за внимание!
Разработка урока гражданственности на тему «Почетный труд шахтера» (1 класс)
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КИРОВСКОЕ
«Почетный труд шахтера»
Воспитательный час
в 1 классе
Подготовила: учитель начальных классов
Орёл-Дудицкая Т. С.
Наставник:
Евченко Валентина Демьяновна
г. Кировское, 2016г.
Тема: Почетный труд шахтера
Цель:
— познакомить с шахтерской профессией, навыками необходимыми людям этой профессии, формировать умение общаться и работать в команде;
— развивать речь, мышление, воображение школьников;
— воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к профессии шахтёра, познавательный интерес к ней.
Оборудование: пазлы с изображением шахты,
комьютер,
проектор,
презентация «Шахтёрские профессии»,
дидактическая игра «Помоги шахтеру найти спецодежду»,
иллюстрации орудий труда,
фото шахтеров,
аудиозапись песни о шахтерах,
видеозапись работы комбайна в шахте,
видеозапись о «Комсомольце Донбасса».
Ход урока
І. Организационный момент
Раз звонок, два звонок,
Начинается урок.
Сядем мы за парты дружно
И лениться нам не нужно.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
(Раздаётся стук в дверь.)
Учитель: Ребята, мне кажется или кто-то действительно стучит?
(Открывает дверь. В зал входит Уголек.)
Уголек:— Здравствуйте, ребята. Я – Уголёк. Я приношу в ваши дома тепло и уют. Добывают меня из-под земли самые мужественные люди! А кто это – вы узнаете из стихотворения.
1. Художественное слово
(Уголёк читает стихотворение.)
Быть шахтером так непросто,
Под землей всегда опасно.
Но профессию шахтера
Выбрал вовсе не напрасно!
Благородно и почетно
Добывать богатство людям,
Ваша «черная» работа
Согревать зимой нас будет!
Пусть черны лицо и руки,
И усталость с ног сбивает,
И опасно под землею –
Вас все это не пугает.
Уголёк: Так кто меня из-под земли добывает?
Дети: Шахтёры!
Учитель: Зачем нам нужен уголь? (для отопления помещений, для работы электростанций, …)
Уголёк: Правильно.
2. Игра «Собери пазл»
— Ребята, у вас в конвертах лежат пазлы. Нужно собрать их в одну картинку.
(Дети собирают пазл, получается иллюстрация шахты).
— Что у вас получилось?
ІІІ.Сообщение темы и задач урока (Постановка учебной задачи)
1. Художественное слово
— Послушайте стихотворение. О ком оно?
У него фонарь на каске
И лицо в угле, как в краске,
Он спускается в забой,
Рубит уголь под землёй.
Всякий знает, с давних пор
Это делает …
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о шахтерах и их нелегком труде.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала (Усвоение нових знаний и способов деятельности)
1. Презентация шахтёрских профессий
http://www.myshared.ru/slide/1124760/
2. Беседа
— Кто такие шахтеры?
— Что они делают?
3. Дидактическая игра «Помоги шахтеру найти спецодежду»
— Ребята, перед вами листочки с изображением человека и одежды. Шахтеры ходят в шахту в специальной одежде, коротко она называется спецодежда. Давайте поможем нашему шахтеру найти спецодежду. Нужно при помощи стрелочек соединить одежду с человечком.
— штаны,
— кофта (или рубашка),
— сапоги,— каска,
— коногонка.
— Молодцы!
4. Физминутка
5. Дидактическая игра «Что нужно шахтеру для работы в шахте»
— А теперь поможем шахтеру взять необходимые орудия труда.
(Из предложенных иллюстраций орудий труда дети выбирают необходимые).
— молоток,
— пила,
— лопата,
— топор.
6. Просмотр видео
— Сейчас мы спустимся в шахту и посмотрим, какие машины помогают шахтерам добывать уголь.
— Как называется машина, на которой работает шахтер?
— Каким еще инструментом пользуются шахтеры?
(Отбойным молотком)
Шахтный комбайн и отбойный молоток — верные помощники шахтера. Шахтерский труд очень нелегкий и почетный.
— Ребята, а как называется самая большая шахта в нашем городе, на которой работают ваши родители?
— Правильно, ребята,
7. Физминутка
V. Закрепление и осмысление знаний учащихся
1. Просмотр видео
— А сейчас мы отправимся на экскурсию в шахту «Комсомолец Донбасса». Посмотрите небольшой видеосюжет о шахте «Комсомолец Донбасса». Обратите внимание, как одеты шахтёры, что у них на головах, какими инструментами работают шахтеры.
2. Беседа
— Как одеты шахтеры?
— Что у них на головах?
— Какими инструментами они работали?
3. Художественное слово
— Поднимите руки те дети, родители которых работают на шахте.
— Что вы можете сказать о шахтерах и их труде?
(Дети читают стихотворения).
1. В нашем городе работы много
Скажем: «Честно трудится народ!»
Славят город руки золотые,
Каждый дело по себе найдёт.
2. Машинисты есть и трактористы,
Есть учитель, есть и продавец.
Есть художник, пекарь и аптекарь,
Крановщик, строитель и кузнец.
3. Но важнее, скажем по секрету,
Угадали? Это не монтёр.
Знает даже маленький ребёнок,
Нам нужна профессия шахтёр.
4. Он в забой уходит на работу,
Уголёк качает нам с тобой.
Подрастём — шахтёрами мы будем!
Жди нас, шахта! Жди, разрез родной!
5. У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
6. Горняцкие лампы не гаснут,
Свой путь пробивая во мгле.
Шахтеры живут под землею,
Чтоб было светло на земле.
И уголь течет из забоя
Тяжелою черной рекой, —
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.
7. Не зря шахтеров гвардией зовут.
У них закон — быть первыми в дороге.
И если боги в небесах живут,
Они — подземные, бесспорно, боги,
8. Быть шахтером так непросто,
Под землей всегда опасно.
Но профессию шахтера
Выбрал вовсе не напрасно!
9. Благородно и почетно
Добывать богатство людям,
Ваша «черная» работа
Согревать зимой нас будет!
10. Пусть черны лицо и руки,
И усталость с ног сбивает,
И опасно под землею –
Вас все это не пугает.
11.Судьба у шахтеров крутая,
Крутая, как угольный пласт,
Но он за любые богатства
Ее никому не отдаст.
Во имя покоя людского
Он свой забывает покой, —
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.
VI. Итог урока (Рефлексивно-оценочный)
Учитель: Наш урок подошел к концу.
— О какой профессии говорили?
— Что узнали нового?
Давайте все дружно скажем «Шахтёрскому нелёгкому труду…»
Все: … слава!
Учитель: «Шахтёрам нашего города…»
Все: …слава!
Учитель: «Шахтёрам всей земли…»
Все: …слава!
Урок гражданственности «Почётный труд шахтёра
Цель:
Познакомить детей с трудом шахтёров, со схемой прохождения угля от добычи до людей/потребителей/.
2.Обогащать словарный запас /карьер, забой, штреки, лава/.
3.Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.
Ход урока:
— Дети, как называется наш край? (Наш край называется Донбасс)
В каком городе вы живёте? (Мы живём в городе Донецке)
Где работают ваши родители?
Да, в городе Донецке есть фабрики, заводы, шахты.
Что вы можете рассказать о свойствах угля? (Уголь чёрный, блестит, легко колется, тяжелее дерева, горит).
Чем же славится наш край? (Больше всего он славится углём).
Вот этот чёрный камешек у нас стоит на самом видном месте и напоминает нам о том, что мы живём в шахтёрском городке, где руками шахтёров добывают этот чёрный камень, имя которому — уголёк.
Где же шахтёры добывают уголь? (Уголь добывают в шахте). Перечислите шахты, которые есть у нас в городе . Во многих местах в глубине земли находится уголь. Говорит он:
«Я хитёр — не возьмёшь меня, шахтёр!
Ты — вверху, я — в глубине.
Как ты спустишься ко мне?»
— А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!
Я тебя добуду:
Шахту строить буду!»
Когда начинается строительство шахты, делают сначала большой глубокий колодец. Шахтёры называют его СТВОЛОМ. По колодцу-стволу движется подъёмная машина. Как она называется и для чего она нужна? (Это КЛЕТЬ, она опускает вверх и вниз шахтёров)
А почему она так называется, как вы думаете?
(Потому что стены её железные, решётчатые, и когда в неё заходишь, чувствуешь себя, как в клетке).
— Кто же управляет клетью и как это делается?
(Когда шахтёры зайдут в клеть, сигналистка падает сигнал, а машинистка подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают шахтёрские лампочки на касках шахтёров).
Вот и глубокое подземелье. На что же похожа шахта?
На большой город, в котором легко заблудиться, потому что там очень много проспектов и переулков, все они похожи друг на друга.
Как называются проспекты в этом городе? А переулки?
Проспекты в этом городе называются — ШТРЕКИ, а переулки — ЗАБОИ.
Как же называют тех людей, которые добывают уголь в забое?
Это люди — шахтёры.
Но на помощь сильным и смелым людям-шахтёрам добывать уголь приходят машины: угольный комбайн, а управляет этой машиной -комбайнёр.
«Машины на помощь шахтёру
Ползут, грохоча и пыля.
И словно под тяжестью танка
Дрожит под комбайном земля»
Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее,
вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и
выкидывает.
Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка — забоя к угольному проспекту — штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет электровоз. А управляет им — машинист электровоза.
А затем? Как уголь дальше поступает на-гора?
Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные железные ящики — бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих железных ящиках его поднимает на-гора.
И вот уголь выдали на-гора. Куда же дальше он поступает?
Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют в разные страны. Профессия шахтёра очень трудная и опасная. Каждый день, днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать Родине угля.
Трудом добытый из глубин, что даст нам уголь чёрный?
Тепло в квартиры.
Да, дети, прежде чем пришло тепло к вам в дом, потрудилось немало шахтёров. Но, кроме того, что в дом тепло он принесёт наперекор морозам, он даст заводам — силу для машин, большое пламя горнам, даст пароходам — плавный ход, движенье — паровозам.
А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля выжигают кокс.
Зачем нужен кокс, спросите вы?
Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить сталь, которая нужна нашей Родине для машин.
Какого цвета уголь? Странный вопрос! Каждому известно: уголь чёрный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин — белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля.
Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски.
Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для
конфет и пирожных.
Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее
стекло и стеклянные предметы.
Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной
шерсти, пушистого меха.
Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб.
Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля! Рассказывать об этом можно долго.
Давайте, дети, все вместе скажем слова благодарности всем шахтёрам:
Да здравствуют наши шахтёры,
Бессмертный и дружный народ!
Добытчики чёрного солнца
Проходчики чёрных пород!
День шахтера был официально утвержден в СССР с подачи министров угольной промышленности А. Ф. Засядько и Д. Г. Оника 10 сентября 1947 года. Первый раз День шахтера отмечался 29 августа 1948 года.
Имя, которое, наверное, сразу вспоминается в разговоре о шахтерах — имя Алексея Стаханова. 31 августа 1935 года шахтер Алексей Стаханов, благодаря особым условиям организации труда, установил рекорд: за 5 часов 35 минут добыл 102 тонны угля — 14 норм. С этого времени в историю вошли слова «стахановец», «стахановское движение», «работать по-стахановски».
Для угольно-добывающих городов и районов Донбасса День шахтера является главным праздником и широка отмечается концертами под открытым небом и народными гуляниями.
А знаете ли вы стихи о трудной и почётной профессии шахтёра?На трудовую вахту
Шахтёр поедет в шахту.
И домнам, и заводам
Доставит в нужный срок
Шахтёрскую добычу
Отборный уголёк!
Да здравствуют наши шахтёры,
Отважный и дружный народ.
Добытчики чёрного солнца,
Проходчики горных пород!
Стихотворение поэта Т. Погребняка
Шахтёр — это роба, пропахшая потом,
Резина сапог как готовность к потопам.
Рубашка, что с пылью нейтральной на ты,
Метан и проходка, забои, пласты.
Это верная дружба мужская,
Ладони в мозолях и боли в суставах.
Со временем кашель сухой по утрам.
Шахтёр — это часто загадка врачам.
Это нежные женские руки,
И радость в любимых глазах, и разлуки,
И дети, что спать не дают по ночам,
И внуки, и тёплый семейный очаг.
Проводится конкурс чтецов.
Донбасс — богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь, шахтёры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах — угольных разрезах.
Назовите машины и механизмы, которые используются при добыче угля. (Угольный комбайн, транспортёр, вагонетка, шагающий экскаватор, подъёмник, самосвал.)
Труд шахтера очень опасный и почетный. Именем героев-шахтеров названы улицы, площади, города, дома творчества. Шахтерам посвящаются стихи и песни.
Звучит песня о шахтерах и шахтерском труде.
«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Шахтер»
Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область
ШАХТЁР
Последнее воскресенье августа – День шахтёра
Чтобы печь углём топить,
Уголь надобно добыть.
Этот уголь – антрацит
Глубоко в земле лежит.
Чтоб он был не там, а тут,
Нужен нам шахтёра труд.
Он спускается в забой
И глубоко под землёй
Очень сильною машиной
Разрубает угля слой.
Словарь:
Шахтёр – горнорабочий, работающий в шахтах.
Шахта – 1. Вертикальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственный выход на поверхность, ствол. 2. Горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого; место добычи его, на шахте.
Отбойный молоток – ручная машина ударного действия с механическим приводом.
Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов на узкоколейных или подвесных дорогах.
Происхождение каменного угля
Сотни миллионов лет назад климат на земле был влажный и жаркий. Сушу покрывала буйная растительность. Однако нередко растения оказывались затопленными: это происходило в заболоченных низинах, на побережье морей, многочисленных заливов, озёр, рек. Со временем растительная масса подвергалась в воде различным превращениям, в том числе с участием микроорганизмов. Так получался торф. Шли годы, на смену одним растениям появлялись другие, и слой торфа становился всё толще и толще.
В истории нашей планеты были периоды – их называли эпохами углеобразования, когда земная кора совершала очень медленные колебательные движения вверх и вниз, а потому большие участки, в которых в которых накопилось много торфа, опустились. Сверху их засыпали песок, глина и другие горные породы, под тяжестью которых при отсутствии воздуха торф уплотнялся и постепенно превращался в бурый уголь. Этот уголь коричневого цвета, в нём легко заметить структуру древесных пород, из которых он образовался.
На протяжении миллионов лет большие массы бурого угля продолжали опускаться в глубь земной коры. Под действием все усиливающего давления и повышенной температуры (до +350 С) бурый уголь превращался в черный каменный уголь, а каменный – в антрацит, который отличается металлическим блеском. Антрацит – самый древний уголь, в нём уже не видно каких-либо следов растений. Антрацит – самое ценное топливо, при сгорании он даёт вдвое больше тепла, чем бурый уголь.
Человек познакомился с углем тысячи лет назад: его добывали и использовали для обогрева еще в Древнем Китае и Древней Греции. В больших масштабах уголь стали добывать в Англии, начиная с XVII века. Сначала его применяли только как топливо, и до сих пор в этой стране многие дома отапливаются углём. Со второй половины XVIII уголь в больших количествах используют для выплавки чугуна. С начала XIX века, когда появились железные дороги, уголь стали сжигать в топках паровозов.
История добычи угля в России
Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты (до революции Александровск-Грушевск). Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», – сказал Пётр I.
Крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 году открыл каменный уголь близ притока Северского Донца – реки Курдючьей и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 года Пётр I именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды.
В 1722 году Берг-коллегия предложила В. И. Геннину, ведавшему уральскими и сибирскими заводами, «иметь старание о прииске каменного угля, как и в прочих европейских государствах, обходятся, дабы оным лесам теми угольями было подспорье».
Группа С. Костылева в 1720 – 1721 годах вела поиски полезных ископаемых в северных предгорьях Алтая. В феврале 1722 года М. Волков сделал заявку на железную руду, найденную им в Томском уезде, и уголь, обнаруженный им в «горелой горе» в семи верстах от Верхотомского острога, на территории современного города Кемерово.
Становление угольной промышленности в России относится к первой четверти XIX в., когда уже были открыты основные угольные бассейны.
Месторождения угля в России
Все залежи угля можно разделить на две группы, бассейны и месторождения. Бассейны могут занимать очень большие площади, тысячу или больше квадратных километров. Такие угольные бассейны расположены обычно в крупных тектонических прогибах. Но бывают случаи, что один крупный бассейн делят на несколько отдельных месторождений.
Одним из самых крупных угольных бассейнов мира, является Кузнецкий угольный бассейн. Сокращенное название – «Кузбасс». Расположен он на Юго-западе Сибири, в не очень глубокой котловине, с одной стороны от него горы Кузнецкого Алатау, а с другой стороны стоят Горная Шория и Салаирский кряж. Все лежит в Кемеровской области, сама область имеет второе название – «Кузбасс».
Всего на территории этого бассейна на сегодня 58 действующих шахт, и также 30 работающих разрезов, в которых добыча угля идет открытым способом, при помощи шагающих экскаваторов, а вывозиться уголь из разрезов на огромных грузовых машинах. Уголь, добываемый в «Кузбассе» считается одним из лучших, у него очень низкая зольность, то есть мало посторонних примесей, а также у него очень высокая температура горения. Все это делает уголь, добываемый здесь хорошим стратегическим сырьем.
Впервые уголь в Кемеровской области был найден в 1721 году, а уже спустя 120 лет, геолог Чихачев дал название этому месторождению угля «Кузнецкий угольный бассейн».
Есть еще один крупный угольный бассейн на территории России, Минусинский. Находится он в республике Хакасия. Здесь уголь начали добывать еще до Октябрьской революции, в 1904 году. Самые крупные месторождения на территории этого бассейна это, Черногорское и Изыхское. Как утверждают геологи, запасы угля в этом бассейне имеют объем в 2,7 миллиарда тонн. Добыча угля в этом бассейне ведется двумя способами, открытым способом, и подземным, то есть строятся шахты.
Кроме бассейнов, в России есть и месторождения каменного угля, они не такие большие по площади, но также выгодны для того, чтобы их разрабатывать. Напомним, что нас вы можете купить уголь каменный.
В республике Саха, бывшая Якутия, есть Эльгинское месторождение, находится оно на расстояние 400 километров на восток от города Нерюнгри, его можно разрабатывать открытым способом, оно залегает неглубоко под землей. Его площадь около 240 кв.км.
А в республике Тува, есть Элегестское месторождение, в нем находится около 20 миллиардов тонн угля. В основном пласт в этом месторождении толщиной до 6,5 метров. Это месторождение уже разрабатывается и в 2012 году, здесь ждут уже большой добычи угля.
Рис. Карта добычи каменного угля в России
Что добывают шахтёры?
Угольный карьер – горное предприятие предназначенных для разработки открытым способом.
Добыча угля открытым способом – Добыча угля производится открытым способом тогда, когда уголь залегает неглубоко. В таком случае первоначально производится удаление вскрыши можно произвести бульдозером. А если верхний слой породы более толстый – применяются роторные экскаваторы, лопаты и драглайны. После чего производится буровзрывная отбойка угля. После отбойки уголь с помощью вагонов увозится с места добычи.
Рис. Добыча угля открытым способом
Шахтеры добывают каменный уголь. Каменный уголь имеет чёрный или чёрно-бурый цвет. Он твёрдый, и его нельзя разломить руками. Только при ударе молотком кусок каменного угля разбивается на части. Он хрупкий. Каменный уголь тысячелетиями образовывался из древних растений.
Каменный уголь плотный. В отличие от торфа он тонет в воде и из него не выходит воздух. Каменный уголь горит очень хорошо, долго и ярко. При его горении выделяется больше тепла, чем при горении торфа. Загорается он медленно, поэтому его разжигают сухими дровами.
Каменный уголь залегает в земле большими пластами. Во многих местах на большой глубине в земле встречаются пласты толщиной 20-30 метров, а некоторых местах они достигают 100 метров толщины. Пласты каменного угля находятся не только на большой глубине. В некоторых местах они выходят на поверхность земли.
В природе встречается три вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь. Из них самый лучший каменный уголь – антрацит. Он чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении он выделяет много тепла. Обыкновенный каменный уголь тоже чёрного цвета, отличается тем, что меньше блестит, больше пачкает руки, горит хуже, выделяет меньше тепла. Бурый каменный уголь имеет тёмно-бурый цвет. Он не блестит, горит хуже предыдущих и выделяет мало тепла.
Каменный уголь добывают во многих местах земного шара. Добычу угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводят открытым способом. Вначале с пластов удаляют песок, глину и растения, которые их покрывают. Потом уголь взрывают, и экскаваторами грузят в машины или грузят в вагоны.
Добыча угля закрытым способом – Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации – чуть более 1200 метров. Шахты – это глубокие колодцы, которые доходят до пластов каменного угля. Под землю шахтеры спускаются в специальных кабинах. От ствола шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры. В конце их при помощи специальных машин (а раньше отбойными молотками) шахтёры вырубают каменный уголь. Уголь грузят на вагонетки и по рельсам подвозят к стволу шахты, где его поднимают на поверхность.
Орудия труда
Отбойный молоток
Каска
Вагонетка
Каменный уголь – ценное ископаемое топливо. Им отапливают жилые помещения, используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций.
Из каменного угля при нагревании до высокой температуры в закрытых огнеупорных камерах получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ. Из каменноугольной смолы получают различные краски, лекарства, духи и др. кокс используют в доменных плечах при выплавке чугуна. Светильный газ применяют как топливо.
Уголь – один из важнейших источников энергии для человечества. На тепловых электростанциях энергия сгорающего угля превращается в электричество, и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) дают тепло жителям городов. Доля угля в энергетике разных стран неодинакова: в Китае – 80 %, в США – 60 %, Германии – 36 %, России – менее 20%. Очень много нужно угля металлургическим заводам, выплавляющим чугун. Для них годится не всякий уголь, а только такой, из которого можно получить кокс. Для этого каменный уголь сильно нагревают без доступа воздуха. При нагреве из угля выделяются летучие продукты, а в печах остаётся черная спёкшаяся масса. Кокс горит без пламени, давая намного больше тепла, чем антрацит.
Вещи из каменной смолы
краски
духи
лекарства
Это интересно…
Самый древний рудник нашли в израильской пустыне Негев. Ему около трех с половиной тысяч лет назад. В руднике с очень сложной структурой из шахт и туннелей добывали медь.
Строительство шахт подталкивало технику к более быстрому развитию. Еще в 1698 году инженер Севери построил машину для откачивания воды из шахт, в которой использовался водяной пар. А вот что писали в российском руководстве по горному делу о водоподъемной паровой машине в 1760 году: «Когда оная машина исправно учреждена, то каждый час вышиною на 40 сажень (примерно 85 метров) 580 ведер воды поднимает».
Аварии, происходившие при подъеме грузов из шахт, заставили перейти от обычных железных цепей к проволочным канатам, или тросам, которые применяются, и по сей день практически во всех подъемных механизмов.
При помощи современных врубовых машин и комбайнов за 6 часов работы шахтёр добывает до одной тысячи тонн угля – целый железнодорожный состав.
Перерабатывая уголь, природный газ, древесину и органические отходы, можно получить такое топливо, как метанол. Американские ученые считают, что, используя его вместо бензина, страна решает многие экологические и энергетические проблемы.
Стихи
Труд шахтёра
Чтоб зимою к населению
Шло тепло по трубам в дом,
Печи станций отопленья
Топят газом и углём.
Чтобы печь углём топить,
Уголь надобно добыть.
Этот уголь – антрацит
Глубоко в земле лежит.
Чтоб он был не там, а тут,
Нужен нам шахтёра труд.
Он спускается в забой
И глубоко под землёй
Очень сильною машиной
Разрубает угля слой.
Труден день в таком забое,
И шахтёры все – герои.
Пословицы и поговорки
В труде рождаются герои.
Недаром говорится,
Что дело мастера боится.
Хорошая специальность – богатство.
Мозолистая рука все умеет.
Потухший уголь не раздуешь.
Кто хорошо работает, у того и губы в сале, а у лентяя голова в грязи.
Если ты на улице уголь, дома будь угольником.
Загадки
Тощий, тонкий, а толщу ломает;
В руке тяжелый,
А работу облегчает.
(Лом)
Он опускается в забой
Его работа под землей.
(Шахтер)
Я тяжел для неумелых рук,
А в руках умелых – стук да стук!
Я хороший друг
Для умелых рук.
(Молоток)
Вопросы для самопроверки
Почему труд шахтёра считается очень опасным и трудным? Докажи своим ответом.
Как происходит добыча каменного угля закрытым способом?
Как происходит добыча угля открытым способом?
Где в нашей стране добывают каменный уголь?
ЛИТЕРАТУРА
Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.
Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.
Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 2 (4).
Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).
Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника
Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.
План-конспект занятия по развитию речи: Профессия шахтер.
Про профессию шахтер
Слово «шахтер» происходит от слова «шахта» — вертикальное или наклонное отверстие в горах, имеющее выход на поверхность.
Шахтер — рабочий, трудящийся в шахте. Шахтеры опускаются очень глубоко под землю, иной раз до 500 м! Они специальным отбойным молотком откалывают куски каменного угля, грузят их в вагонетку и отправляют на поверхность.
Труд этих людей очень тяжел и опасен. Нередко шахты обрушиваются, и рабочие могут оказаться под завалами.
Каменный уголь — прекрасное топливо, и работа шахтера крайне необходима людям.
Послушайте стихотворение.
Шахтер
Я шахтер и тем горжусь,
Я работы не боюсь.
Ни обвалов, ни завалов…
Целый день в поту тружусь!
Я отбойным молотком
Уголь отбиваю.
Я гружу его потом,
Вагонетку вверх пускаю.
Ответьте на вопросы
♦ Что такое шахта?
♦ В чем состоит работа шахтера?
♦ Чем шахтер отбивает каменный уголь?
♦ Почему его работа опасна?
♦ Куда он отправляет вагонетку с углем?
♦ Как вы думаете, зачем людям нужен каменный уголь?
Шахтеры добывают из-под земли каменный уголь. Это топливо. Ископаемое. Добыча угля — тяжелый труд. Шахтеры вынуждены забираться очень глубоко под землю: до двух километров! Если в шахте случится обвал, из-под него очень трудно выбраться. Пласты угля с годами становятся все тоньше, и в некоторых местах приходится добывать уголь, стоя на коленях. В шахте темно, поэтому на голове у каждого шахтера шапка с лампочкой. Тяжелым отбойным молотком откалывает шахтер куски угля от стенок шахты. Грузит их в специальные вагончики и отправляет на поверхность.
Вместе с углем вывозят на поверхность много лишней породы, которую тут же на месте и оставляют. Так постепенно скапливаются целые горы отходов. Называют их — терриконы. Они занимают много места. Ученые и изобретатели никак не могут придумать, как использовать эти искусственные горы! Может быть, ты придумаешь? Ну, не сейчас, конечно, а когда подрастешь.
(Изобразительный ряд: шахтер под землей, отбойный молоток, вагонетка, терриконы и т.д.)
ЗАГАДКИ О ПРОФЕССИЯХ
Шахтёр
У него фонарь на каске
И лицо в угле как в краске.
Он спускается в забой,
Рубит уголь под землёй.
Всякий знает. С давних пор
Это делает …(ШАХТЁР)
Строитель
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нём.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я … (СТРОИТЕЛЬ)
Агроном
Снег весной ещё не стаял,
Семена я проверяю.
И планирую при этом
Где и что посеем летом.
Есть редиска, лук, укроп.
Будет целый огород.
И конечно я мечтаю
О хорошем урожае
Он приносит радость в дом.
Я, ребята … (АГРОНОМ)
Ветеринар
У котёнка грустный вид,
Целый день сегодня спит.
Ничего не пил, не ел.
Может, котик заболел?
Отвезу его лечиться
На Сиреневый бульвар.
Там для кошек есть больница.
Доктор там …(ВЕТЕРИНАР)
Воспитательница
Кто, когда придёте в садик,
по головке вас погладит?
С кем вы день свой проведёте,
если мама на работе?
Кто прочтёт стихи и сказки,
даст вам пластилин и краски,
рисовать, лепить научит,
ложки раздавать поручит?
Водитель
Я в машине за рулём
Утром, вечером и днём.
Вместе с мамами ребят
Отвожу я в детский сад.
Вот включаю я мотор,
Эй, поехали,…(ШОФЁР)
Шофер
Может он большим, тяжёлым
управлять грузовиком
иль возить детишек в школу,
если далеко пешком.
Иль автобус, иль маршрутку,
или самосвал с углём
он ведёт, забыв про шутку –
ведь сидит он за рулём!
Вот он по дороге едет
и глядит на светофор.
Вы подскажете мне, дети,
как зовут его? … (Шофёр).
Водолаз
Под водой он долго лазит.
У него огромный глаз.
Постучалась рыбка в глазик:
-Здравствуй, добрый
(залодов).
Балерина
Кто загадку отгадает?
В нашем театре выступает,
Словно бабочка порхает,
Кружится и вверх взлетает.
Что за чудная картина?
Кто танцует? — …(балерина)
Геолог
Любопытный Человек.
Обошел немало рек
Горы, Воды и Леса
И нашёл в них чудеса!
(Геолог.)
Делал из глины
Горшки да кувшины,
Чашки, тарелки для слуг и бояр
Чтоб стали крепче
Долго всех в печке
Их обжигал в жаркой печке
(рачног).
Профессия Врач
Если заболеют детки,
он назначит им таблетки.
Зубки вылечит, ринит,
да ещё аппендицит.
Заходя к нему, не плачь!
Кто же это, дети………. (врач)
Врач
Как назвать того, кто лечит,
Зубки, ушки, глазки, печень?
Кто таблетку даст ребенку,
Сыпь, заметив под пеленкой?
Скажет малышу, не плачь,
Эта тетя, детский? Вр..ч.
Кашель и температура-
Заболел. Ну, что ж не плач.
Даст таблетку и микстуру
И укол пропишет
(в…ч).
Профессия Инженер
Конструирует машины,
корабли, станки, игрушки,
небоскрёбов всех махины,
самолёты, краны, пушки.
И решит любой пример!
Дети – это……. (инженер)
Кузнец
Он из огня железо достаёт
Багровое, малиновое, красное —
И молотом тяжёлым сильно бьёт,
И вьются искры жаркие, опасные.
И для доспехов он нагнёт колец,
И подкуёт коней ватаге людной
Ремесленник мирской науки трудной,
Меча создатель и брони …(КУЗНЕЦ).
Профессия Кузнец
Мягким в пламени он стал,
нужно много так сноровки,
отковать любой металл,
молотом работать ловко.
В кузне этот молодец.
Там работает………………(цензуК)
Профессия Комбайнер
В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор ?
Дети это-……………(рёнйабмоК)
Строит из камня он и кирпича
Вот положил он кирпич — постучал.
Дом подрастает. Каменный дом.
Что за профессия? К…к он.
Клоун
Я жонглирую мячами,
По канату прохожу.
Каждый вечер я с друзьями
На арене провожу.
Мой костюм мне не по росту.
Я и грустный, и смешной.
Я смешу детей и взрослых.
Ну, так кто же я такой? (КЛОУН)
Клоун
На манеже в цирке
Играет он на скрипке
И дарит всем улыбки.
И отвесит всем поклоун
Догадались это (Клоун.)
Громко все над ним хохочут
Отвечает он поклоном.
На арене, как цветочек
Разноцветный, яркий
( кло…н).
загадки про крановщика
Кирпичи, раствор и доски
На этаж поднимет просто
Однорукий великан –
Деловой подъёмный кран.
Управлять легко привык
Краном мастер… КРАНОВЩИК
Лесничий
Он с огромным интересом
День и ночь следит за лесом,
Лес не рубит и не жжёт,
От пожаров бережёт,
И под громкий гомон птичий
Охраняет лес (ЛЕСНИЧИЙ).
загадки про маляра
Он красит дома и заборы
Мосты, телевышки, соборы.
Случайно чуть- чуть тротуар
Однажды покрасил
( мал…р)
Забор и дом украсить,
Телегу и коляску,
Ульи пчелиных пасек
Поможет банка с
(кра…й).
Милиционер
Кто на страже днем и ночью
Ловит тех, кто грабить хочет?
С пистолетом кто в руке,
С верным псом на поводке?
Приведи — кА свой пример,
Милиционер
Кто на страже днем и ночью
Ловит тех, кто грабить хочет?
С пистолетом кто в руке,
С верным псом на поводке?
Приведи — кА свой пример,
Это? Ми………р.
загадки про охранника
Склад громадный в магазине,
Сто товаров на витрине.
Продавцов – не перечесть,
И директор тоже есть.
Ну, а ночью здесь начальник
Очень опытный… ОХРАННИК
Профессия Овощевод
Кабачки и баклажаны,
огурцы и помидоры,
собирают утром рано,
нам нужны так эти сборы.
Той продукцией весь год
кормит нас………………..(довещовО)
Профессия Пчеловод
В небе, солнцем разогретом,
пчёлы трудятся все летом.
Улей, поле, вновь леток,
кОроток так лета срок.
А потом созреет мёд.
Написал стишок про кошку
Мальчик Вова, мой сосед-
Значит Вова хоть немножко,
Хоть чуть- чуть уже
Варит, жарит, солит, тушит
Месит, режет, лепит, сушит…
У плиты его работа.
Пищи слушает он говор.
Проливает много пота
У горячей печки (равоп).
Продавец
Если вы придёте в магазин,
то конечно, встретитесь там с ним.
Кто продаст вам хлеб и молоко,
посчитает денежки легко?
Кто продаст вас вкусный леденец? –
Вежливый знакомый … (продавец).
Парикмахер
Если сделались ребята
вдруг похожими на льва –
неухожена, лохмата,
словно с гривой голова;
можно волосы детишкам
расчесать, укоротить;
ну а храбрым всем мальчишкам
и машинкой их постричь!
Позабудьте все о страхе –
Держит он штурвал в руках.
В кресле, сидя в облаках,
Совершает он полёт.
Он не дремлет на работе,
На работе он в полёте
Потому, что он- (толип).
На море ли, на суше,
В Москве ли, в Заполярье
Пожар всегда потушит,
Спасёт людей
(йынражоп).
Пожарный
Кто когда пожар на крыше,
Забирается всех выше?
Кто зальет огонь водой,
И поборется с бедой?
Смело в дым зайдет кошмарный,
Вижу, знаешь, он? По……..й.
Пожарный
Он туда — где пламя с дымом,
прибывает очень быстро,
время так неумолимо-
ведь пожар устроит искра!
Тут нужны вода и пена,
ночью тёмной или днём.
Всё потушит непременно,
не шутите вы с огнём.
Разъяснит нам лозунг старый:
» Не имей дурной привычки.
Чтобы не было пожаров,
не играйте, дети, в спички!»
Он в огонь и дым угарный!
Дети, это кто- ……… (пожарный)
Красный петух вдоль по лесу летит
Мелкая лужа шипит и кипит
Вьётся огонь да печёт жарко жар-
Это гудит и бушует
(Пожар)
Воду вылили в пожар
Воду вылили в пожар-
Захлебнулся тот водой,
А вода смотрите, ой,
Превратилась в белый
(п…р).
Портниха
На машинке я строчу,
Платье кукле сшить хочу,
Я к подолу лиф пришила,
Получилось очень мило,
Пристрочила ворот лихо,
Все сказали мне: …(ПОРТНИХА)
Рубашку сможет он пошить
Из ткани вам льняной.
К ней пуговки затем пришить-
На то он и (п…й).
загадки про разведчика
Во врага переодетый
У врага крадёт секреты,
Не раскрыт и не замечен
В шпионаже наш
(кичдевзар).
К нам заброшен, засекречен,
Нам наносит он урон-
Это вражеский разведчик.
Мы его зовём
(ноипш).
Строитель
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нём.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я … (СТРОИТЕЛЬ)
загадки про сапожника
Не печёт он пироги,
Пироги печёт пирожник.
Он тачает сапоги-
Потому, что он
(с…к).
Носом длинным и железным
Сапогу в подошву влезло.
Сапоги оно всем шило-
Остроносенькое ( ш…о).
Стружку он снимал с доски,
Закрепив её в тиски.
Может шкаф, а может бар
На столе творил (рялотс).
Трубы чистит день он каждый,
Потому не очень чист.
Руки, нос и щёки в саже-
Замарался
( тсичобурт).
Трубочист чем напомажен?
Почему он стал нечист?
Потому, что трубочист
Трубы очищал от
(ижас).
Дымоходы, трубы чистят
Инструментом трубочисты.
С ног до головы измажет,
Перепачкает их
( ажас)
загадки про уборщицу
Быстро, чисто убирает:
Моет, чистит, подметает
Пыль и грязь, не морщится.
Грязь не спрячется от тряпок-
У неё везде порядок.
Есть профессия такая
Убирать- (ацищробу).
Хорошо учился в школе,
Институтский курс освоил.
Все науки изучал,
Академиком он стал.
Книг прочёл, наверно тонны! Настоящий он… УЧЁНЫЙ
Художник
Яркий праздничный букет,
Лучик солнышка слепящий,
Лип цветущих жаркий цвет,
Зимний сад, под снегом спящий,
Над грядою гор — рассвет,
Моросящий серый дождик,
Натюрморт, пейзаж, портрет
На когтях на столб влезает,
Провода он обрезает.
Кто же это? Может вор?
Это
(рётноморткелэ).
Классный час ,, Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд! ’’
Горловская общеобразовательная школа
І-ІІ ступеней № 7
Классный час
,, Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд! ’’
Подготовила:
Классный руководитель 8 класса
Евсюкова Татьяна Николаевна
Горловка
2016
Классный час на тему: ,, Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд! ( о рабочих профессиях Донбасса).
Цель: дать понятие о значении труда в жизни людей, о многообразии профессий, о труде рабочих Донбасса; о престижности шахтерского труда; расширять кругозор учащихся, способствовать развитию познавательной деятельности, активной гражданской позиции; воспитывать уважительное отношение к труду.
Оборудование: картинки о труде шахтеров; иллюстрации из журналов, высказывания великих людей о труде, проектор.
На доске – цитаты:
,, Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет ’’
К.Д. Ушинский
Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!
Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!
А.М. Горький
Нынче каждый труд почетен,
Где какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.
М. Исаковский
Горняцкие лампы не гаснут,
Мы путь свой находим во мгле.
Шахтеры живут под землёю,
Чтоб было светло на земле.
И уголь течет из забоя,
Тяжелою черной рекою.
Такие сердца у шахтеров, шахтерский характер такой.
Учитель: Существует такое крылатое выражение: ,, Человек создан для счастья, как птица для полёта. ’’. Конечно, для счастья. Но всё – таки правильнее звучало бы так: ,, Человек создан для труда, как птица для полёта ’’.
Труд – основа нашей жизни, как полёт у птицы. Труд творит чудеса, невиданные произведения искусства и архитектуры – результат упорного труда. Новейшие автомобили, станки, медицинские аппараты, компьютерные технологии – тоже результат труда.
Труд помогает человеку реализовать свои способности, проявить таланты. Трудолюбивые и умелые люди во всём мире окружены почетом и уважением. Разве кто – нибудь из вас не мечтает быть признанным? Чтобы эта мечта осуществилась, очень важно в жизни найти свой путь, своё любимое дело. А как это осуществить? Наш классный час: ,,Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!’’ поможет вам сделать первый шаг на пути выбора и станет символическим маяком в океане ваших поисков.
Ведущий 1. ( на экране – картина В.М. Васнецова ,, Богатыри ’’, камень с надписью на распутье дорог )
… Налево пойдешь – коня потеряешь,
… направо пойдешь – жизнь потеряешь,
… прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь.
Из русских народных сказок есть и другие варианты выбора: Власть, Деньги, Знания, Любовь… Выбор одного пути исключает два других.
Ведущий 2. Герои русских сказок и былин, оказавшись на распутье трёх дорог, выбирали себе одну. Ученикам сделать свой выбор будет сложнее: им предстоит в будущем не из трёх, а из сотен профессий выбирать свой путь.
— Какой путь выбрать? Может быть, тот, который ведет в науку, к вершинам знаний? Но выйдет ли из тебя толк? Наука – серьёзное и сложное дело. Сможешь ли ты: ,, не страшась усталости, карабкаться по её каменистым тропам?’’.
— ,, Вот склонились к постели твоей люди в белых халатах ’’ … Хочешь стать врачом? Но хватит ли у тебя терпения, любви и сострадания к людям?
Ведущий 1. Огненными сполохами металлургических плавок загорается небо Донбасса, гудят заводы, мчатся электропоезда, а в небе летят самолеты, по ночам разливается по городам половодье электрических огней — всё это благодаря труду людей самых различных профессий.
Ведущий 2. Но много ли ты знаешь обо всех этих профессиях? Сегодня мы поговорим о ряде шахтерских профессий, познакомимся с ними. Для нас жителей Горловки, привычное слово – шахта. Это в первую очередь потому, что уголь – главное богатство Западного Донбасса, поэтому и самая распространенная профессия – шахтёр. Мы будем говорить об опасном, тяжелом, но почетном труде шахтёров, ведь ,,шахтёр спускается под землю, чтоб на земле хватало всем тепла’’.
Ведущий 1. Позвольте в ознаменовании начала нашего классного часа зажечь символический огонь, который будет гореть сегодня как символ уважения к людям, избравшим нелегкую профессию шахтёра.
Звучит песня ,, Спят курганы темные ’’, на фоне её ученики читают стихи.
Чтец 1. Мы дети – шахтерского племени
Большой и дружной семьи.
Мы дети – новейшого времени,
Историй нашей страны.
Чтец 2. Привыкли мы к жизненным трудностям,
Но всё же умеем мечтать.
Ко всем человеческим ценностям
Привыкли мы труд причислять.
Чтец 3. Зовут нас глубины подземелья
И черного золота блеск.
Мой город простой, моя Горловка,
Спасибо тебе, что ты есть.
Звучит песня ,, В чистом небе Донецком ’’
Ведущий 2. Донбасс – шахтёрский край, большинство населения шахтёры. А кто из вас представляет себе, что такое шахта? Давайте совершим виртуальное путешествие в шахту.
В раздевалке наденем брезентовый костюм, резиновые сапоги с портянками и каску. Идём в ламповую и берём шахтёрскую лампу, присоединяем к каске, а к поясу пристёгиваем аккумулятор: в шахте под землёй ведь темно… ( показать на экране предметы шахтёрского снаряжения ).
Чтец 1. Что ты знаешь о солнце,
Если в шахте ты не был,
если видишься с солнцем с утра…
только тот ценит солнце и высокое небо,
кто поднялся с зарёй на – гора.
Чтец 2. Пылью угольной припорошен
С добрым взглядом немолодой.
Каждый день человек хороший
опускается в свой забой.
Шахта .. что для него дороже –
этой шахты с детства родной.
И опять человек хороший
опускается в свой забой
Ведущий 1. Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой. Садимся в лифт и спускаемся на глубину до 1 — го километра. Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень – то широкие: встречаются пласты толщиной 90 – 240 см. Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля.
Ведущий 2. И вот мы спустились в шахту. Из лифта — ,, Клети ’’ – выходим в штрек, похожий на туннель метро. Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землей не скапливались взрывоопасные газы. В вагонетках по рельсам везут уголь. От главного штрека в шахте отходят бортовые штреки. Угольные пласты между штреками закрепляются за бригадами горнорабочих, которые должны ,, вынуть ’’ весь уголь из этого квартала. В очистной забой доставляют угольные комбайны, которые рубят уголь. А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтеры? Иногда меньше метра… и работать приходится лёжа.
Звучит песня В. Высоцкого ,,Черное золото ’’
Ведущий 1. Вот как пишут горловские поэты о нелегком труде шахтёров.
Чтец. Владимир Демидов ,, Шахтёры ’’
Сдается нам Земная твердь
Мы рубим в недрах
Уголь пламенный,
Нас каждый день
Уносит клеть
Из века атомного
В каменный
Пути шахтёров не просты
Мы пробиваем
Лавы длинные
И поднимаем
Не пласты,
а солнца залежи
целенные.
И поминутно у копра
По рельсам гулким
И обкатанным
Оно выходит на – гора
Из века каменного
в атомный.
Ведущий 2. И ещё одно стихотворение приготовил нам ученик. Это ,, Шахтерские руки Анатолия Антонова ’’.
Если житель ты Донбасса,
Если край шахтёрский дорог,
Опуститься должен в шахту,
Посетить подземный город!
В глубине земли шагая,
Ты пройди по штреку в лаву,
Где воистину увидишь.
Рук шахтёрских ТРУД И СЛАВУ
Эти руки проложили
Сеть тоннелей под землёю,
Чтобы ценный, трудный уголь
Золотою плыл рекою.
Глыбы угольной породы
Грозной мощью провисают.
Их сноровкой от природы
Руки эти укрепляют.
Их невидимых пробоин
Воды в шахту поступают,
Течь шумливую из штолен
Эти руки прекращают.
Сильные в мозолях руки
Пылью угольной покрыты,
Нашего народа слуги –
С ним навечно прочно сшиты.
Ведущий 1. Работа шахтёров особая, она отличается от работы других производств. Разве можно на шахте предусмотреть буквально всё? Очень трудно.
Ведущий 2. Слово предоставляется нашим гостям. Расскажите, пожалуйста, о своей шахтёрской судьбе, о Вашей нелегкой, но почетной работе.
Звучит песня В. Высоцкого ,, Гимн шахтёров ’’
Ведущий 1. Уголь добывают горнорабочие очистных забоев, сокращенно – ГРОЗ, но сначала дорогу для работы им прокладывают проходчики, которые нарезают для них определённые участки для выемки угля. Проходческий комбайн напирает на угольную стену, сгребает обломки двумя клещами и отправляет их на конвейер, а оттуда порода направляется на террикон. В шахте есть ещё множество профессий: ЭМС, ВШТ, РВУ, БВР. Что они означают? В чем заключается их работа?
Ведущий 2. ЭМС – электромеханическая служба – отвечает за работу подземной техники, насосов, водоотлива, вентиляторов, освещения, сигнализации.
ВШТ – внутришахтный транспорт. Машинисты электровозов и путевые рабочие вывозят из шахты уголь и породу, перевозят людей и технику, проверяют и ремонтируют рельсовые пути.
Ведущий 1. РВУ – ремонтно – восстановительный участок, поддерживает штрек в хорошем состоянии, чтобы не допускать обвалов.
БВР – бурно – взрывные работы. Что делают специалисты БВР? Они закладывают заряды и взрывают породу, таким образом заменяя иногда работу проходческого комбайна. Вот как много профессий в шахте! Но мы назвали только подземные профессии, а есть ещё и наземные – экономисты, горные инженеры, плановики, диспетчеры и многие другие.
Ведущий 2. Шахтёры – не только работящий народ. Это мужественные, крепкие люди. Они всегда были впереди. Испытания, выпавшие на долю шахтёров Донбасса, выковали, закалили шахтёрский характер. Были шахтёры первыми не только в труде, но и в бою. Били фашистов в годы Великой Отечественной , бьют нацистов и теперь, когда мирный Донбасс вновь оказался в пучине гражданской войны. В суровые послевоенные годы Донбасс сумел в кратчайшие сроки восстановить промышленность и дать Родине такой нужный уголь.
Ведущий 1. Проходят годы, сменяются эпохи. Но одно остается неизменным: Слава, которой овеян шахтёрский труд. Это они как никто другой знают, что значит уголь для экономики родного края. Сегодня, когда работает всего лишь 12 – 15 % промышленности Донбасса, они восстанавливают угольные предприятия, разрушенные вражескими снарядами. Это они в самые тяжелые месяцы героически боролись за каждую тонну угля. Это благодаря им в каждом донбасском доме есть тепло и электричество.
Ведущий 2. Когда идет шахтёр навстречу –
Благоговей!
Он света нового предтеча,
ОН – Прометей!
И творит горняк иные сказы
Под землей и у подножья гор.
Человек, рубающий алмазы,
Просто называется – ШАХТЁР!
Ведущий 1. Шлет он золота черные слитки,
И идёт по земле от него
Свет шахтёрской широкой улыбки
И шахтёрского света тепло.
Полон света, любви и задора
Человек раздвигающий тьму.
Если встретите где – то шахтёра,
До земли поклонитесь ему!
Учитель: Дорогие ребята! Помните об этом! Старайтесь быть полезными людям. Именно от вас, от вашего труда зависит, какими будут наши подъезды, школьные коридоры, двор, в котором вы живете, ваша школьная тетрадка и дневник! Трудитесь так, чтобы всем вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее. Помните: ,, Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!’’
( Учащиеся вручают гостям цветы)
Звучит песня ,, В чистом небе Донецком ’’