Творчество 30 х годов пушкина характерные черты – 30- , , —

Творчество Пушкина 1830-х годов. — Студопедия.Нет

Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей. Именно на этом этапе Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в их борьбе с ненавистной им средой, в их протесте. Поэт по-прежнему превозносит любовь как драгоценное чувство, превосходящее материальные богатства ( «Три у Будрыса сына», 1833) и преодолевающее на своем пути самые трудные барьеры ( «Воевода», 1833). Но любовные стихи этих лет окончательно освобождаются от фривольности ( «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», 1830).

В 30-е годы, чрезвычайно тяжелые для поэта, им не раз овладевали скорбно-тревожные раздумья, его охватывала тоска, он приходил к сознанию своей обреченности ( «Поредели, побелели», 1835; «Странник», 1835; «От меня вечор Лейла», 1836; «Отцы пустынники и жены непорочны», 1836). Эти переживания определялись его одиночеством, глубокими обидами со стороны правящей клики, травлей со стороны светского общества, политическими сомнениями, неразрешимыми социальными противоречиями, несбывшимися ожиданиями. Горьким разочарованием в западноевропейских буржуазных революциях, обманувших его мечты о свободе, оставивших человеческую личность под гнетом деспотизма, проникнуто стихотворение «Из Пиндемонти» (1836).

Воссоздавая в памяти своих современников образ Барклая-де-Толли, непонятого и обиженного, он в какой-то мере имел в виду и себя в словах: «Суров был жребий твой» ( «Полководец», 1835).

Но, осознавая ход истории, поэт оставался верен жизнеутверждающему восприятию вечно обновляющейся жизни ( «Туча», 1835) и смотрел вперед. Используя форму реальной символики, он в стихотворении «Вновь я посетил» приветствует будущее: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!» Отдавая честь национальным заслугам старинного дворянства, пришедшего в упадок, разорившегося, деклассирующегося, пополняющего третье сословие ( «Родословная моего героя», 1836), Пушкин продолжает бичевать ханжество, казнокрадство, подлость вельможной знати, новой карьеристической аристократии ( «На выздоровление Лукулла», 1835). Остро ощущая непроницаемую мглу своей эпохи и противоречивость собственного положения человека, ненавидящего придворные сферы, но принужденного вращаться в них, поэт рвется к свободе ( «Не дай мне бог сойти с ума», 1833; «Пора, мой друг, пора!», 1834), к жизни, полной радостей, воспевая ее в антологических стихах ( «Бог веселый винограда», 1833). Поэт мыслит и чувствует себя полпредом простого народа ( «Мирская власть», 1836; «Д. В. Давыдову», 1836) и всей нации ( «Клеветникам России», 1831; «Бородинская годовщина», 1831; «Перед гробницею святой», 1831).

Призывая власть имущих к гуманности, Пушкин ставит им в образец Петра I, который «с подданными мирится, Виноватому вину, Отпуская, веселится» ( «Пир Петра Первого», 1835).

В программном стихотворении «Эхо» (1831) поэт видит сущность поэзии в активном отклике «На всякий звук» действительности и с горечью отмечает отсутствие в ту мрачную пору ответного отзыва читателей. Но он убежден в том, что его поэзия, всегда внутренне независимая, руководствовавшаяся самыми высшими требованиями своего назначения, пробуждавшая добрые, гуманные, истинно человеческие чувства и славящая свободу, найдет отзыв в сердцах благодарных почитателей и к ней «не зарастет народная тропа» ( «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», 1836).

Пушкинская лирика 30-х годов приобретает новый идейно-эстетический уровень. Совершенствуя свои предшествующие завоевания, поэт создает лирику мысли, поэзию социально-философских обобщений. В его стихах этого времени поэтическая условность и абстрактность окончательно преодолеваются. В них властвует реалистическая точность и конкретность. Пример тому — «Эхо», «Осень», «Вновь я посетил» (1835). Все шире раздвигая границы поэтической лексики, Пушкин достигает удивительно смелого сплава традиционной поэтической фразеологии с просторечностью, с обиходными словами, с прозаизмами, высокости слога с разговорной непринужденностью, реальной символики с конкретной детализацией явлений. В его стихах появляются выражения, вроде: «вонь», «таков мой организм» ( «Осень», 1833), «Хоть плюнуть да бежать» ( «Когда за городом, задумчив, я брожу», 1836).

Многие стихотворения Пушкина этих лет приобретают все большие объективно-повествовательные свойства. Таковы шутливо-ироническая баллада «Гусар» (1833), драматическая быль «Воевода» (1833), стихотворная повесть «Странник» и в особенности остросюжетные «Песни западных славян» (1834).

Объективно-познавательная тенденция, обнаженно проявляющаяся в лирике, стала ведущей в творчестве Пушкина 30-х годов. Она полностью раскрылась в его драматических, лироэпических и прозаических произведениях.

В 30-е годы Пушкин задумывал и начинал ряд пьес. Сохранились наброски четырех из них, условно названные «Через неделю буду в Париже», «От этих знатных господ», «Папесса Иоанна», «И ты тут был». Над двумя пьесами «Русалка» (1829—1832) и «Сцены из рыцарских времен» (1835) Пушкин много работал, но они остались также незавершенными.

 

25. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»: проблематика, сюжет и композиция.

Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме.
В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…
Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит?
…Узнать не может. Вид ужасный!
Все перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено…
Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина:
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь ворота,
Снесло их, видно. Где же дом?
Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Так завершается поэма А.С.Пушкина Медный Всадник.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1115; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ





studopedia.net

Творчество Пушкина – кратко самое главное об основных темах

Творчество Пушкина в русской литературе занимает особое место. Вклад писателя, поэта и драматурга неоценим. А. С. Пушкин писал на различные темы, используя при этом различные жанры. Данный материал поможет при подготовке сообщения на урок литературы.

Периодизация

Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.

Основные темы

А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Рассмотрим данные темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.

Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.

В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.

А. С. Пушкин был неравнодушен к красотам природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и лирических произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.

Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Будущее своей страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как прозаические, так и лирические произведения.

Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем своих собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.

Жанровое своеобразие

А. С. Пушкин работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества А. С. Пушкина. Приведем знаменитые художественные произведения писателя и поэта, написанные в определенных жанрах.

Произведения

Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.

Известны всему русскому народу романы А. С. Пушкина «Дубровский», «Арап Петра Великого», а также роман в стихах «Евгений Онегин».

Приобрели значение и повести А. С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

Среди поэм А. С. Пушкина выделяются «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава».

Стихотворения А. С. Пушкина известны каждому русскому человеку с детства: «К***», «Пророк», «К Чаадаеву», «19 октября», «Зимнее утро», «Вольность» и другие.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Творчество Пушкина», рассмотрит периодизацию, основные темы, жанровое своеобразие пушкинского творчества, а также его знаменитые произведения.

Самые популярные материалы декабря для 5 класса:

obrazovaka.ru

Творчество 1830-х годов (1831—1836) — КиберПедия

Общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина в 1830-е г были исключительно неблагоприятными, хотя 18 февраля 1831 г. состоялась долгожданная свадьба с Н. Н. Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу — для работы над «Историей Петра». В конце 1833 г. царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое «первый поэт» России счел для себя оскорбительным.

Пожалуй, никогда прежде, даже в годы изгнания, жизнь Пушкина не была столь несвободной и беспокойной. Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал «последний акт» драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Радости спокойной семейной жизни и вдохновенного творческого труда были нечастыми. Мрачное пророчество поэта, высказанное в болдинской «Элегии» («Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море»), сбылось.

Неблагоприятной для Пушкина была и литературная атмосфера 1830-х годов. Гражданские стихотворения «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха («Борис Годунов», «Повести Белкина», сказки) или не были опубликованы. В печати началась кампания травли Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф. В. Булгариным.

Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни ух в 1820-е годы. После десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который в 1830-е годы стал «массовым». Критерием «художественности» нередко являлся коммерческий успех произведений. Творческие поиски и эксперименты Пушкина, еще в середине 1820-х годов решительно повернувшего к реализму, противоречили господствовавшим представлениям о литературе, литературным вкусам и мнениям. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Тем очевиднее «подвиг благородный», который Пушкин совершал вопреки житейским и литературным обстоятельствам. Он стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. В истории России оно, по убеждению Пушкина, всегда было обращено и к прогрессивной самодержавной власти (ее символ для поэта — Петр I), и к народу. Символом народа для Пушкина стал Пугачев. Размышления о связи этих трех сил — самодержавия, просвещенного дворянства и народа — легли в основу философско-исторической концепции 1830-х годов, вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника.



Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е годы, во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности. Работа над «Историей Петра» в 1831-1833 гг. привела к странному на первый взгляд, но вполне объяснимому с точки зрения представлений Пушкина об истории смещению его интересов — от Петровской эпохи к последней трети XVIII в., времени царствования Екатерины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте. Писал роман «Дубровский» (остался незавершенным), в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре этого же года, покинув архивы, Пушкин поехал на Урал и в Поволжье, где встретился с очевидцами народной войны, сохранившими память о Пугачеве.

В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г. Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть «Пиковая дама» — вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские «сказки» — «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевра «Осень».

Философская лирика 1834-1836 гг. — стихотворения «Пора мой друг, пора!..», «Вновь я посетил…», «Когда за городом задумчив, я брожу…», «Была пора: наш праздник молодой» — и роман «Капитанская дочка» (1836)— раскрывают две важнейшие грани пушкинского творчества последнего периода. Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному общечеловеческому — к поэтическому познанию мира и человека. История в контексте пушкинских раздумий о человеке и природе жизни и смерти, доме и кладбище предстает как стихийная сила неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть самим собой.



Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, по которой прошел сам поэт стало бессмертно. С особой гордостью Пушкин выразил эти мысли в своем поэтическом завещании — стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным «героем» преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке.

29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался. 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.

 

cyberpedia.su

Творчество А. С. Пушкина в тридцатые годы 👍

Личностное духовное созревание Пушкина всегда протекало синхронно его творческому росту. Новое качество обрела личная жизнь Александра Сергеевича после женитьбы в 1831 г. на Наталье Николаевне Гончаровой. В семейной жизни великий поэт и прозаик, наконец, обрел долгожданный домашний уют и счастье. “Зависимость жизни семейной, – заверял он в письме жену, – делает человека более нравственным”.

Именно в эти годы, по мнению Белинского, Пушкиным написаны “лучшие в художественном отношении произведения”.
Творческие искания Пушкина сосредоточены, прежде всего, на узловых проблемах истории русского народа, осмыслении ключевых нравственных понятий: чести и достоинства, независимости и долга, ответственности и милосердия. Потомственного дворянина, поступившего на службу к царю (что открыло доступ к государственному архиву), особенно тревожит уход с авансцены истории дворянства. Эта тема притягивает его и как потомка знаменитого рода Пушкиных, и как художника, исследующего духовные основы личности на основе богатого исторического материала.
Отношение дворянства

и крепостного крестьянства, нравственный облик дворянина, бунт народа, борьба за справедливость – главные проблемы романа “Дубровский” (1832), замысел которого появился после знакомства писателя с историей белорусского помещика Островского. В конфликте обедневшего, но гордого помещика Дубровского и богатого, но жестокого крепостника Троекурова вскрываются глубокие противоречия между родовитыми дворянами и теми, кто получил дворянский титул только в период царствования Екатерины ІІ. Во имя справедливости вступает в борьбу с самодуром Троекуровым оскорбленный Владимир Дубровский.

Конфликта между хозяевами достаточно, чтобы разыгралась стихия народного бунта, грозящая перерасти во всеобщее волнение.
Пушкин оставляет произведение недописанным. Возможно, развитию сюжета не соответствовал образ “благородного разбойника”, а романтический пафос противоречил правде жизни. Художественное мышление зрелого Пушкина тяготеет к исторической достоверности, выявлению объективных законов истории.
Проблема крестьянского бунта давно волнует писателя историка. Положение современной России, считает он, предопределено ее прошлым. Пушкин отправляется в поездку по местам Пугачевского восстания. Собирает материалы к “Истории Пугачева”.

Параллельно ведется работа над романом “Капитанская дочка” (1836).
В создании широкой исторической панорамы кровавого крестьянского бунта 1775 – 1777 гг., возглавленного Пугачевым, явственно ощущается перо историка. Но в общем поиске художественных исканий особенно значимо включение частной судьбы юного дворянина Петра Гринева в эпицентр исторических событий.
Всегда сопряжено с трудностями самостоятельное вступление в жизнь юноши, тем более попавшего в круговорот событий. Как выстоять ему, столкнувшемуся со злом и предательством? Пушкин, как и его юный герой, видит выход и спасение в проявлении лучших человеческих качеств – милосердия и благодарности – даже у “разбойника” Емельяна Пугачева, настоящего мужества у самого отрока Петруши Гринева, стойкости у Маши Мироновой, благородства у императрицы Екатерины.
Из содержания “Капитанской дочки” логически следует, как главная, мысль о недопустимости насильственных перемен в стране. Что емко выражает пушкинский афоризм: “Не приведи Бог увидеть русский бунт, беспощадный и бессмысленный”.
Развитие темы взаимоотношений истории и частного человека, судьбы маленького человека в период грандиозных государственных преобразований продолжается в поэме “Медный всадник” (1833), созданной на основе подлинных событий – наводнения 1824 г. Содержание столь богато смыслом, что его истолкование не прекращается в науке о литературе. В поэме отображено многое. Во вдохновенных стихах запечатлена любовь автора и русского народа к “граду Петра”: “Люблю тебя, Петра творенье…” Не подающиеся разрешению противоречия в образе Петра – главного реформатора России и одновременно виновника массовых гибелей русского народа.

Гордость за величие человека и его беспомощность в трагических обстоятельствах.
Зримая параллель проводится между природными последствиями стихии и результатами достижений Петра Великого. Акцент автора нельзя не заметить: сошедшего с ума Евгения не отрываясь, преследует железный исполин, изваянный рукой Фальконе. Катастрофическая безвыходность “маленького человека” показана в образе дворянина, чья родословная могла упоминаться “и под пером Карамзина”.
В толковании “петербургской повести” “Медный всадник” читатель может поспорить с самим Белинским, который считал: “Настоящий герой ее – Петербург”. Один из контраргументов в споре: победа всесильной природной стихии и над бедным чиновником, и над могучем самодержцем. Отсюда понятна и логика сомнений автора: “И жизнь ничто, как сны пустые, / Насмешки неба над землей?”
В “Медном всаднике”, как и в повести “Пиковая дама” (1834), отражено отношение к реальности 1830-х годов, которая изображается в “чудовищных, ломаных линиях”, в стиле почитаемого Пушкиным немецкого прозаика Э. Т. А. Гофмана.
Мы видим, что в зрелый период жизни Пушкина волнуют проблемы, вопросы, окончательно осмыслить которые не удается человечеству до настоящего времени. Ими жил писатель-мыслитель, пытаясь философски осмыслить их как в прозе, так и в лирике.

lit.ukrtvory.ru

Писатели 19 века: Пушкин А.С.

Творчество Пушкина 1830-х годов.

Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей. Именно на этом этапе Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в их борьбе с ненавистной им средой, в их протесте. Поэт по-прежнему превозносит любовь как драгоценное чувство, превосходящее материальные богатства ( «Три у Будрыса сына», 1833) и преодолевающее на своем пути самые трудные барьеры ( «Воевода», 1833). Но любовные стихи этих лет окончательно освобождаются от фривольности ( «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», 1830).

В 30-е годы, чрезвычайно тяжелые для поэта, им не раз овладевали скорбно-тревожные раздумья, его охватывала тоска, он приходил к сознанию своей обреченности ( «Поредели, побелели», 1835; «Странник», 1835; «От меня вечор Лейла», 1836; «Отцы пустынники и жены непорочны», 1836). Эти переживания определялись его одиночеством, глубокими обидами со стороны правящей клики, травлей со стороны светского общества, политическими сомнениями, неразрешимыми социальными противоречиями, несбывшимися ожиданиями. Горьким разочарованием в западноевропейских буржуазных революциях, обманувших его мечты о свободе, оставивших человеческую личность под гнетом деспотизма, проникнуто стихотворение «Из Пиндемонти» (1836).

Воссоздавая в памяти своих современников образ Барклая-де-Толли, непонятого и обиженного, он в какой-то мере имел в виду и себя в словах: «Суров был жребий твой» ( «Полководец», 1835).

Но, осознавая ход истории, поэт оставался верен жизнеутверждающему восприятию вечно обновляющейся жизни ( «Туча», 1835) и смотрел вперед. Используя форму реальной символики, он в стихотворении «Вновь я посетил» приветствует будущее: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!» Отдавая честь национальным заслугам старинного дворянства, пришедшего в упадок, разорившегося, деклассирующегося, пополняющего третье сословие ( «Родословная моего героя», 1836), Пушкин продолжает бичевать ханжество, казнокрадство, подлость вельможной знати, новой карьеристической аристократии ( «На выздоровление Лукулла», 1835). Остро ощущая непроницаемую мглу своей эпохи и противоречивость собственного положения человека, ненавидящего придворные сферы, но принужденного вращаться в них, поэт рвется к свободе ( «Не дай мне бог сойти с ума», 1833; «Пора, мой друг, пора!», 1834), к жизни, полной радостей, воспевая ее в антологических стихах ( «Бог веселый винограда», 1833). Поэт мыслит и чувствует себя полпредом простого народа ( «Мирская власть», 1836; «Д. В. Давыдову», 1836) и всей нации ( «Клеветникам России», 1831; «Бородинская годовщина», 1831; «Перед гробницею святой», 1831).

Призывая власть имущих к гуманности, Пушкин ставит им в образец Петра I, который «с подданными мирится, Виноватому вину, Отпуская, веселится» ( «Пир Петра Первого», 1835).

В программном стихотворении «Эхо» (1831) поэт видит сущность поэзии в активном отклике «На всякий звук» действительности и с горечью отмечает отсутствие в ту мрачную пору ответного отзыва читателей. Но он убежден в том, что его поэзия, всегда внутренне независимая, руководствовавшаяся самыми высшими требованиями своего назначения, пробуждавшая добрые, гуманные, истинно человеческие чувства и славящая свободу, найдет отзыв в сердцах благодарных почитателей и к ней «не зарастет народная тропа» ( «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», 1836).

Пушкинская лирика 30-х годов приобретает новый идейно-эстетический уровень. Совершенствуя свои предшествующие завоевания, поэт создает лирику мысли, поэзию социально-философских обобщений. В его стихах этого времени поэтическая условность и абстрактность окончательно преодолеваются. В них властвует реалистическая точность и конкретность. Пример тому — «Эхо», «Осень», «Вновь я посетил» (1835). Все шире раздвигая границы поэтической лексики, Пушкин достигает удивительно смелого сплава традиционной поэтической фразеологии с просторечностью, с обиходными словами, с прозаизмами, высокости слога с разговорной непринужденностью, реальной символики с конкретной детализацией явлений. В его стихах появляются выражения, вроде: «вонь», «таков мой организм» ( «Осень», 1833), «Хоть плюнуть да бежать» ( «Когда за городом, задумчив, я брожу», 1836).

Многие стихотворения Пушкина этих лет приобретают все большие объективно-повествовательные свойства. Таковы шутливо-ироническая баллада «Гусар» (1833), драматическая быль «Воевода» (1833), стихотворная повесть «Странник» и в особенности остросюжетные «Песни западных славян» (1834).

Объективно-познавательная тенденция, обнаженно проявляющаяся в лирике, стала ведущей в творчестве Пушкина 30-х годов. Она полностью раскрылась в его драматических, лироэпических и прозаических произведениях.

В 30-е годы Пушкин задумывал и начинал ряд пьес. Сохранились наброски четырех из них, условно названные «Через неделю буду в Париже», «От этих знатных господ», «Папесса Иоанна», «И ты тут был». Над двумя пьесами «Русалка» (1829—1832) и «Сцены из рыцарских времен» (1835) Пушкин много работал, но они остались также незавершенными.

 

Реклама от Literature-XIX.Ru


 

 

www.literature-xix.ru

§ 7. Зрелая лирика а.С.Пушкина 30х годов: Темы, образы, жанры

Зрелая лирика А.С.Пушкина 30х годов

Последние годы стали предметом особенно пристального внимания исследователей Пушкина — и профессионалов, и дилетантов — поэтому о последних его годах существует особенно много слухов, легенд, в еще большей степени это относится к дуэли и смерти поэта.

Летом 1836 года, живя с семьёй на даче на Каменном острове в Петербурге, Пушкин написал ряд стихотворений, которые воспринимаются как итог духовного пути поэта, как своеобразное поэтическое завещание Пушкина: «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Подражание италиянскому», «Мирская власть», «Напрасно я бегу к сионским высотам…», «Из Пиндемонти», «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Эти стихотворения исследователи объединяют в цикл, в основе которого — христианская тематика. Этот цикл, получивший у исследователей название «каменоостровского», представляет на сегодня одну из самых актуальных проблем пушкинистики, так как до сих пор неясны его состав, композиция, а значит и самый смысл — «завещание поэта остаётся пока непрочитанным» (И.Сурат) [12]

Исследователями предположительно установлен порядок стихотворений в этом цикле:

I. «Из Пиндемонти»

II. «Отцы пустынники и жены непорочны…»

III. «Подражание италиянскому»

IV. «Мирская власть»

V. «Когда за городом, задумчив, я брожу…»

VI. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В цикле есть сквозной сюжет, связанный с событиями Страстной недели Великого поста. В «Отцы пустынники…» названо время действия: «во дни Великого поста», стихотворение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, которая используется последний раз в среду Страстной недели. Следующее стихотворение связано с четвергом Страстной недели, так как именно в четверг, в ночь после среды, Иуда Искариот поцелуем предательски указал стражникам на Христа. Следующее стихотворение («Мирская власть») посвящено распятому Христу, что совершилось в пятницу[11].

Не все исследователи согласны именно с таким порядком (в основном спор идёт о первом и последнем стихотворениях цикла), но все согласны, что «отказавшись от мысли опубликовать цикл, Пушкин всё же “для себя” дописал его, вполне завершив заданный в первых четырёх стихотворениях сюжет “крестного пути” поэта, который наперекор “жестокому веку” «смертью смерть попрал» [15].Завершающим цикл стихотворением, видимо, является «Памятник», (хотя он не имеет нумерации), следовательно «Памятник» занимает исключительно важное место в творчестве Пушкина — финал духовного завещания поэта. «Памятник» является переводом знаменитой оды Горация, которую переводили Ломоносов и Державин, и каждый раз это было программным произведением. Отличительной чертой пушкинского стихотворения и его ключевым словом является слово «нерукотворный». Это слово Пушкин мог найти в Библии в Евангелии от Марка и ещё из множества других. Очевидно, что в творческом сознании Пушкина слово «нерукотворный» было связано с легендой о происхождении Образа Спаса Нерукотворного, эта легенда могла вызвать у Пушкина аналогию с чудом поэтического творчества: поэт оставляет свой образ в произведениях как Христос Свой лик на полотне. Однако этот «нерукотворный памятник» появился не в результате мгновенного чуда, а в результате напряженного созидания. Как следует понимать оксюморонное сочетание «воздвиг нерукотворный»?

Видимо, дело поэта сравнивается с обещанием Христа построить «нерукотворенный храм», в словах Христа построить в три дня «храм нерукотворенный» содержалось пророчество о смерти и Воскресении. Так и в пушкинском памятнике сочетание «памятник нерукотворный» следует понимать не как метафору, а как символ (более многозначный, всеобъемлющий). Этот памятник противопоставлен «Александрийскому столпу» — как бы к нему ни относился Пушкин, он означал символ земного преходящего владычества, царству кесаря противопоставлено царство поэта, царство духа (ср. стихотворение 1830 г. «Поэту» со словами: «Ты царь…»)

Земной бренной жизни противопоставлена бессмертие поэта, выраженное знаменитой пушкинской формулой: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит». Эта формула не имеет соответствий в мировой поэзии и является индивидуально-пушкинской и главной в этом стихотворении. Путь поэтический здесь осознан как путь религиозный . Поэтическое бессмертие у Пушкина не заменяет личного спасения, но уверенно с ним отождествляется. Самое таинственное в этой формуле — мистический союз души и лиры: лира включает в себя, заключает в себе душу, душа таится, скрывается в лире, они и в вечности неразделимы.

Следующая строфа (3-я) о судьбе и миссии поэта соотносятся с миссией Христа. О Христе говорится в Евангелии от Матфея: «И изыде слух его по всей Сирии» (4.24). У Пушкина: «Слух обо мне пройдет по все России…» Объединяющая сила искусства аналогична объединяющей силе христианства или любой другой религии.

4-ая строфа иногда казалась читателям непонятной, но с учетом религиозного содержания понятна миссия поэта: «чувства добрые я лирой пробуждал» и «милость к падшим призывал».

Последняя строфа тоже не всегда была понятна, однако теперь ясно, что речь идёт о трагическом противоречии между божественным призванием поэта и сегодняшним глумлением над поэтом глупцов. Последняя строфа — предельно завершённый ответ на главный пушкинский вопрос о самостоянии человека и поэта: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна…» и «Обиды не страшась, не требуя венца; / Хвалу и клевету приемли равнодушно, / И не оспоривай глупца.»

В «Памятнике» Пушкин утверждает религиозное значение и призвание поэзии, поэзия и религия приравнены, слиты воедино.

Тема морали и нравственности волновала практически всех русских писателей. Обладая развитым нравственным чутьем, все они остро реагировали на жестокую, подчас аморальную жизненную реальность и предлагали способы переделать мир на началах справедливости и добра. Безусловно, тема нравственности одна из главных и в творчестве А. С. Пушкина.

Она присутствует и в лирике, и в поэмах, и в прозе великого поэта, но поскольку наиболее полно нравственные идеалы Пушкина отражены в его лирике 30-х годов XIX века.

Нравственность Пушкин всегда соотносил с верой в Бога. Высочайшим авторитетом Христа поверялись все его мысли и чувства. Пушкин верит в Бога всегда, даже тогда, когда пытается убедить себя и других в обратном: например, сочиняя ерническую «Гаврилиаду»

Религиозная тема проходит через все творчество Пушкина. Еще в 1817 году вера была для него высшим нравственным законом, позволяющим человеку не потерять себя перед лицом смерти. Об этом — стихотворение «Безверие»:

Когда, холодной тьмой объемля грозно нас,

Завесу вечности колеблет смертный час,

Ужасно чувствовать слезы последней муку!

И с миром начинать безвестную разлуку!

Тогда, беседуя с отвязанной душой,

О вера, ты стоишь у двери гробовой…

Потом, уже в зрелом возрасте, Пушкин пишет стихотворение «Странник», где изображен сам процесс поиска и обретения человеком веры, размышляет о нравственном падении Иуды в стихотворении «Как с древа сорвался предатель-ученик…», говорит о ничтожности земных властителей перед лицом нравственной власти Христа в стихотворении «Мирская власть».

Однако вера позднего Пушкина — это не только вера в Бога. Это еще и глубокая вера в традиционные общечеловеческие нравственные идеалы, без осознания которых, по Пушкину, не может состоять личность. И начальный пункт этого осознания — уважение человека к своей семье, к своим предкам, к их роли в истории России:

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.

На протяжении всей своей жизни Пушкин воспевал всепобеждающую силу любви.

Некоторые произведения Пушкина проникнуты сочетанием любовной темы с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. В любовной лирике Пушкина — упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья». В поздних произведениях Пушкина любовная лирика теряет конкретную адресность. В них появляется тема поклонения вечному идеалу Женщины, идеалу вечной женственности, недоступной грешным желаниям, идеалу добра, красоты и вдохновения. Такова основная тема сонета «Мадонна». Конкретная женщина, жена поэта, сравнивается в нем с Девой Марией:

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал,

тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Тема дружбы в поздней пушкинской лирике тоже базируется на традиционном представлении о ней как о высшей нравственной добродетели. Дружба для людей эпохи 20 — 30-х годов XIX века — чувство, не поддающееся изменчивому времени, устойчивое к ударам судьбы. Собственно, жизнь многих современников Пушкина была полна практическими примерами подобного отношения к дружбе. Известна, например, ситуация, когда карьерист и блестящий дипломат князь Горчаков в декабре 1825 года предложил, рискуя карьерой и свободой, оформить заграничный паспорт «государственному преступнику» Пущину.

Именно таким пониманием дружбы проникнуты стихотворения Пушкина, посвященные друзьям, и прежде всего друзьям-лицеистам. Пушкину абсолютно не важно, кем является в обществе его друг. Это может быть государственный преступник, поэт-единомышленник, дипломат, офицер. И всем им находится место в сердце великого поэта.

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли.

Важнейшим этапом нравственного самоопределения было для Пушкина отношение к государству Российскому. Мы можем с уверенностью сказать, что поздний Пушкин был, безусловно пример: приверженцем традиционной монархической идеи. Разделяя в ранней лирике свободолюбивые идеалы декабристов, пережив в середине 20-х годов тяжелый период переосмысления политических позиций, к концу жизни Пушкин пришел к пониманию государства Российского как абсолютной нравственной ценности. И идеалом правителя стал для Пушкина Петр I, монарх, жестокий к своим подданным, но поднявший «на дыбы» Россию, возвысивший ее до уровня передовых европейских держав.

Таким консервативно-традиционным, в хорошем, лучшем смысле этого слова, предстает перед нами поздний Пушкин в своих нравственных идеалах. Очевидно, такая позиция позволила духовно развиваться в нелегкой общественной атмосфере 30-х годов XIX века. Вера, уважение к традициям помогли Пушкину осознать собственное «самосостояние», собственную независимость не только от «толпы», «черни», но и от конкретных носителей власти и провозгласить в последних своих стихотворениях высшим нравственным идеалом свободу творческой мысли человека, ту свободу, которую не может отнять ни один тиран:

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторге умиленья.

— Вот счастье! вот права…

Творческий путь Пушкина выглядит незавершенным, очень много нового и интересного осталось в черновиках и замыслах. Однако духовный путь Пушкина был полностью завершен, Пушкин нашёл ответ на все свои вопросы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А.С. Пушкин — прежде всего поэт — лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль средь юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность».

Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

Тираны мира! трепещите!

В лирике поэта периода Южной ссылки преобладали романтические и любовные мотивы. Она грустна и даже трагична. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь.

Все кончено: меж нами связи нет

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным , созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Четыре года провел А.С.Пушкин в Южной ссылке , а потом на протяжении двух лет пробыл в ссылке в Михайловском. село Михайловское, находившееся вдали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. ”Поэзия спасла меня, и я воскрес душой”, — написал он впоследствии.

Это были почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчество. Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.

Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. ” Я могу творить”, — признается он. Им завершена поэма ”Цыганы”, написаны несколько глав романа ”Евгений Онегин”, трагедия ”Борис Годунов”, поэма ”Граф Нулин”, десятки стихотворений и среди них ”Я помню чудное мгновенье… ”, ”Вакхическая песня”, ”19 октября 1825 г . ”, воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.

Романтическая на первый взгляд (необычные обстоятельства, яркая личность героя) поэма ”Цыганы” развенчивает героя-индивидуалиста (”Он для себя лишь хочет воли”). Впервые в поэзии Пушкина появляется мысль о том, что общество имеет свои законы, которым каждый отдельный человек должен подчиняться.

На вторую половину 20-х приходится расцвет реалистической лирической поэзии Пушкина. В лирической поэзии Пушкина особенно ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, перипетии его жизни. «Живость, пылкость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее серд-це, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам; нравственное здоровье, сообщающее всем привязанностям и наклонностям какую-то свежую роскошность и полноту, отнимающее у самых крайностей всю болезненность, у самых прихотей, которыми так обильна его молодость, всякую натянутость, побеждающее, наконец, всякие односторонние увлечения, — эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения, кто имеет хотя бы малейшее понятие о его жизни», — писал Чернышевский.

Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенным в стихах о любви, о дружбе.

Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец».

Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть любимой. Пушкин касается трагического в любви, но его «печаль светла», и он никогда не впадает в уныние. Лирический герой поэта всегда желает счастья той, которую он любит безнадежно. Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет» (1828)

Выехав из Москвы 31 августа, Пушкин 3 сентября приехал в село Болдино Нижегородской губернии . Здесь провел он осень 1830 года, отмеченную небывалым взлетом вдохновения, граничащего с чудом, которое и получило название — Болдинская осень.

В Болдино Пушкин завершил «Евгения Онегина». Здесь написана стихотворная повесть «Домик в Коломне», цикл «маленьких трагедий», «Повести Белкина», много лирических стихотворений («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» и др.). «Маленькие трагедии» были написаны в Болдино буквально за несколько дней.

Из всего великого, что было создано Пушкиным болдинской осенью 1830 г., наиболее значительным с точки зрения закономерности дальнейшего развития его творчества является цикл «Повестей Белкина», в котором нашла завершенное осуществление давняя потребность автора «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» овладеть художественной прозой. Начиная с этого времени, в течение всего последнего шестилетия своей жизни, Пушкин пишет преимущественно в прозе. Новые, все нарастающие «прозаические» тенденции сказываются в той или иной степени и почти во всех остальных областях ею творчества.

Число созданных им в эти годы стихов резко уменьшается. Так, в 1831 г. написано всего пять завершенных стихотворений — случай еще небывалый в творчестве Пушкина. Причем три из них относятся к области политической поэзии («Перед гробницею святой», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина») и только два стихотворения являются лирическими в собственном смысле этого слова: «Эхо», в котором сказывается горькое переживание поэтом своего творческого одиночества, непонимания его современниками, и «Чем чаще празднует лицей…», посвященное очередной лицейской годовщине.

Среди произведений последующих годов мы встречаем такие замечательнейшие образцы пушкинской лирики, как большое стихотворение «Осень» (1833), дающее не только ярко живописную и вместе с тем проникновенно лирическую картину осенней природы, но и ярко рисующее одну из вдохновенных минут могучего прилива творческой энергии, подобной той, которая проявилась болдинской осенью 1830 г. В этом же году написано отличающееся подлинно трагическим колоритом «Не дай мне бог сойти с ума…». Замечательны такие стихотворения, как «Пора, мои друг, пора!» (1834), «Полководец» (1835), «Вновь я посетил» (1835) и др. Но субъективно-лирический голос звучит в пушкинских стихотворениях 30-х гг. все реже. Наоборот все усиливается в них эпическое повествовательное начало. Таковы баллада «Гусар» (1833), переводы двух баллад Мицкевича «Воевода» и «Будрыс и его сыновья» (1833), стихотворение «Странник» (1835), навеянное книгой писателя-проповедника эпохи английской революции XVII в. Джона Беньяна. В 1834 г. появился долгое время не оцененный по достоинству критикой цикл «Песен западных славян», в большинстве своем построенный на имитациях Мериме, которым Пушкин, со свойственным ему умением проникать в национальный «дух» других народов, сумел придать действительно славянский характер Особенно значительна входящая в этот цикл «Песня о Георгии Черном» — оригинальное произведение Пушкина, материалом для которого послужила книга одного русского путешественника — современника поэта.

К двадцатипятилетию со дня основания лицея Пушкин начал в середине октября 1836 г. писать стихотворение: «Была нора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался…». В этом стихотворении, одном из самых последних произведении Пушкина вообще, создававшемся тогда, когда черные тучи все безысходнее сгущались над ним, — поэт оглядывает грустным, почти прощальным взором и свою личную жизнь, и ту бурную эпоху войн и революций, свидетелем и участником которой было его поколение. Стихотворения Пушкин не дописал и в таком неоконченном виде стал читать его на традиционной встрече товарищей-лицеистов. «Однако едва поэт, — рассказывает один из присутствовавших, — начал читать первую строфу, как слезы полились из его глаз, и он не мог продолжать чтения…». Незавершенность стихотворения приобрела почти символический характер. Так же — в апогее своего развития — внезапно оборвалось и все пушкинское творчество.

В созданном незадолго до последней лицейской годовщины стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин подвел итог и всей своей творческой жизни. Он подчеркивал, как самое ценное в своем поэтическом творчестве, гуманистический его характер («чувства добрые я лирой пробуждал») и освободительный пафос («В мой жестокий век восславил я свободу»).

Белинский, продолжая и развивая в своих знаменитых статьях о Пушкине эту авторскую самооценку, прекрасно характеризует реализм пушкинской лирики, ее высокую художественную правду, чистоту, благородство и присущую ей несравненную поэтическую грацию. «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. К этому прибавим мы, что если всякое человеческое чувство уже прекрасно по тому самому, что оно человеческое (а не животное), то у Пушкина всякое чувство еще прекрасно, как чувство изящное.

Мы здесь разумеем не поэтическую форму, которая у Пушкина всегда в высшей степени прекрасна; нет, каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но чувство человека-художника… Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека… Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».

studfile.net

Основные периоды жизни и творчества Пушкина

Основные  периоды жизни и творчества Пушкина   Жизненные события  и характерные черты периода Наиболее значительные произведения, созданные в этот период
26 мая  (6 июня) 1799 г. Родился в Москве в семье офицера гвардии С. Л. Пушкина и внучки Ганнибала  Н. О. Ганнибал.  
Лицейский период (1813-1816 гг.) Учеба в Царскосельском лицее. Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под  воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо  звучат его патриотические настроения, политические мотивы, протест против крепостничества, вольнолюбивые и  сатирические мотивы. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти, но она  не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя. Стихотворения: «Воспоминания в Царском селе». «Лициния», «Городок», «Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»
Петербургский период (1817-1820 гг.) Член кружка «Зеленая  лампа» (литературный филиал тайного  общества «Союз благоденствия»). Для  петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя  торжества свободы. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»; «Сказки», поэма «Руслан и Людмила»
Период  южной ссылки (1820-1824 гг.) Крым, Кишинев, Одесса. Вольнолюбивые мотивы усиливаются  в лирике Пушкина южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями  которых становятся сильные и  ищущие личности, которые находятся  в разладе с обществом. Начало работы над  романом «Евгений Онегин»; поэмы: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»; Стихотворения: «Погасло дневное  светило…», «Редеет облаков летучая  гряда…», «Узник», «К морю»
Период  ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.) Ссылка. Встреча  с лицейскими друзьями Дельвигом и Пущиным. Знакомство с А. П. Керн. В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. Стихотворения: «Я помню чудное мгновенье…», «Сожженное письмо», «Признание», «Пророк», цикл «Подражание Корану» Поэма «Граф Нулин» Трагедия «Борис Годунов»
Творчество II половины 20-х годов (1826-1830 гг.) Годы скитаний (Москва, Петербург, Михайловское, Малинники, Остафьево, Кавказ). С михайловского периода открывается в творчестве Пушкина цикл поэтических деклараций, утверждающих в сознании русских читателей общественный статус поэта и поэзии. В период после поражения декабристского восстания (1826-1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Усилился интерес к философской проблематике. Стихотворения: «В  Сибирь», «Арион», «Анчар», «Поэт», «Поэт и толпа», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Дорожные жалобы», «Я вас любил…». Поэма Полтава»
Творчество  периода Болдинской осени (1830 г.) Самый плодотворный период в творчестве А. С. Пушкина. При  всем разнообразии тем и жанров, произведения болдинского периода  отличаются единством: поисками нового построения характера человека, нового прозаического слова. Стремление к  исторической, национальной и культурной конкретности образов, представление  о связи характера человека со средой и эпохой позволили Пушкину  достигнуть психологической верности характеров. «Маленькие трагедии», поэма «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Сказка  о попе и о работнике его  Балде», «История села Горюхина»; стихотворения: «Элегия», «Бесы», Заклинание» и др.; окончание работы над романом «Евгений Онегин»
Творчество 30-х годов (1831-1836 гг.) Женитьба на Н. Н. Гончаровой в 1831 г. Царское Село. Петербург. Придворное звание камер-юнкера. Зачисление на службу в Коллегию иностранных  дел, работа в архивах, поездка по местам крестьянских восстаний. Вторая болдинская осень. В конце 30-х годов  в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть. Лирика носит ярко выраженный фило

софский характер: поэта волнуют вечные проблемы бытия. Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

Стихотворения: «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «…Вновь я посетил…», «Памятник» «История Пугачева», повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», драма «Пиковая дама», повесть «Дубровский»,
1837 г. 27 января Дуэль с Дантесом на Черной речке.  
1837 г. 29 января (10 февраля) Смерть поэта  в Петербурге.  

www.turboreferat.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о