Урок 5 класс речевой этикет – Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Методическая разработка урока русского языка по теме «Речевой этикет» для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

нормы и традиции" (5 класс)

Учитель: Боева А.А.

Конспект урока по родному (русскому) языку, 5 класс

Дата: 01.02.2019 урок № 21

Тема. Р.р. №2 Правила речевого этикета: нормы и традиции.

Предметные: формирование представлений о речевом этикете;

Метапредметные: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

Личностные: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: учебник по родному (русскому) языку, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете. Мы должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания, и т.д.).

Какие слова речевого этикета вы знаете? (ответы учащихся)

  1. Объяснение нового материала

hello_html_2bf47d8c.png


(внимательный, обходительный, почтительный, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый; деликатный, тактичный)

3)Используя информацию текста, письменно ответьте на вопрос «Что такое речевой этикет?» (работают самостоятельно, затем зачитывают свои варианты)

До св_дания, п_жалу..ста,

изв_ните, сп_сибо, здра_ствуйте,

Лингвистические заметки

Со временем приветствия, конечно, меняются. Ещё в XVIII веке формулы «Здравия тебе желаю!», «Желаю здравия!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого.

Лишь позже они закрепились в военной среде. Когда-то «Здравствуй!» говорили не только при свидании с другим, но и если кто- нибудь чихал, то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят «Будь здоров!» или «Будьте здоровы!». Читая в былинах такие выражения, как «Ай ты гой еси, Илья Муромец!» или «Исполать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «исполать» — это старинные приветствия, но сами давно уже их не употребля­ ем. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», ко­

торые широко используются в современной русской речи наряду со «Здравствуйте!». Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.

(И. Гольдин)

► Формулы приветствия при встрече у разных народов очень интересны. По этим формулам мы можем узнать о ценностях, которые существуют у того или иного народа, о том, что заботит человека прежде всего и чего он, как друг и учтивый собеседник,

желает другому:

— У русских — «Здравствуйте!» — пожелание здоровья;

— у американцев — «Как дела?» — главное — деловые отношения;

— у китайцев — «Ел ли ты сегодня?», «Вы сыты?»',

— у монголов приветствия разнятся в зависимости от сезона — осенью спрашивают: « Жирный ли скот?», весной: « Благополучно ли встречаете весну?», зимой: «Как зимуете?», а самым общим приветствием является выражение, отразившее кочевой образ жизни: «Как кочуете?»

  1. Закрепление знаний.

  1. Карточка (работа в парах)

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

  1. (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

  2. Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

( платит/едет без билета).

  1. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

  2. Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

  3. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

  4. Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Выполнение упр.148 (устно)

  1. Рефлексия.

Продолжите предложение

Сегодня на уроке я узнал……

Мне очень понравилось упражнение…….

Для меня было сложным…….

  1. Домашнее задание: упр.151, стр.123, повторить теоретический материал

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения
  1. (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

  2. Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

( платит/едет без билета).

  1. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

  2. Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

  3. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

  4. Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

  1. (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

  2. Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

( платит/едет без билета).

  1. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

  2. Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

  3. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

  4. Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

  1. (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

  2. Входя в салон автобуса

    ,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

( платит/едет без билета).

  1. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

  2. Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

  3. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

  4. Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Задание. Выберите нужные слова и вставьте в предложения

  1. (Красиво/Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.

  2. Входя в салон автобуса,( не надо/ надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися

  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя

( платит/едет без билета

).

  1. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда ( наготове/прячьте)

  2. Чистые сумки и рюкзаки ( можно/нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей

  3. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только ( вполголоса/громко).

  4. Согласно этикету в транспорте ( нельзя/можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Конспект урока "Речевой этикет" (5 класс)

Конспект урока на тему : «Речевой этикет».

Тип урока: - урок развития речи;

Цель: - познакомиться с понятием «речевой этикет»;

- определять сферу употребления этикетных слов;

- воспитывать речевую культуру учащихся.

Ход урока.

  1. Оргмомент. (слайд 1)

  2. Актуализация знаний (слайд 2)

Что такое речевой этикет?

  • Один из важнейших элементов культуры человека – речевой этикет. Общаясь друг с другом, мы не только говорим, но и выражаем своё отношение к людям. При этом мы всегда следуем тем правилам поведения, которые приняты в том обществе, где мы живём. Этот установленный порядок поведения называется

    этикетом.

  1. Изучение новой темы.

а) этикетные слова (слайд 3)

б) этимология некоторых этикетных слов: здравствуйте, благодарю, прощай, спасибо. (слайд 4)

в) Словарная работа. (слайд 5)

Орфографическое списывание и запоминание слов:

  • ЗДРАВСТВУЙТЕ

  • ПОЖАЛУЙСТА

  • БЛАГОДАРЮ

  • ДО СВИДАНИЯ

  • ИЗВИНИТЕ

  • К СОЖАЛЕНИЮ

4. Задания на определение сферы употребления этикетных слов.

а) Прочитайте стихотворение А. Усачева «Приветствия». (слайд 6)

Скажите, с какими из данных выражений вы обратитесь к учителю, отцу, другу?

Проводить такую работу, на первый взгляд, может показаться излишней. Однако проблемы воспитания речевой культуры общества в целом до сих пор остаются актуальными. Даже взрослые люди подчас ведут себя некорректно. Профессор, академик Е.А. Быстрова однажды рассказала мне, что, разговаривая по телефону с аспиранткой, звонившей ей впервые, услышала в качестве приветствия: «Как дела?». У Е.А. Быстровой по одной фразе сложилось впечатление об этом человеке, увы, не весьма хорошее.

б) В чем разница слов прощания? (слайд 7).

Прощай (прощание надолго, навсегда) – До свидания! (уверенность в том, что еще будет встреча).

Счастливого пути! (доброжелательное прощание) – Скатертью дорога! (недоброжелательное).

Еще один случай из жизни: однажды, провожая жену в поездку на самолете, муж вместо «Счастливого пути» пожелал «Пусть земля тебе будет пухом». Жена долго отказывалась лететь на том рейсе. Пример того, какое значение подчас имеют этикетные слова.

5. Задания на использование этикетных слов в собственной речи.

а) Поработаем «Шерлоками Холмсами». Что можно сказать о человеке по его этикетным словам? (слайд 8).

Прочитайте следующие диалоги. Скажите, что вы узнали о собеседниках (их возраст, как давно они знают друг друга)?

  1. – Привет!

- Здорово!

2. – Приветствую вас!

- Моё почтение!

3. – Здравствуйте, товарищи!

- Здравия желаем!

б) Запишите в форме диалога следующие прощания: (слайд 9)

  • С товарищем, который улетает в другой город.

  • С приятелем, который идёт сдавать экзамен

  • По телефону с другом, с которым вы договорились встретиться завтра.

Как на письме оформляется диалог?

в) По ответной реплике восстановите мини-диалог. (слайд 10)

- Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!

- К сожалению, наше справочное бюро таких справок не даёт.

- С радостью помогу вам!

г) Игра «Словесный аукцион» (слайд 11)

Задание: учащиеся по очереди называют этикетные слова приветствия, а затем прощания. Кто называет последним, становится победителем.

6. Подведение итогов. (слайд 12)

а) Какие слова называются этикетными?

б) Какова история происхождения этикетных слов здравствуйте, прощай, спасибо, благодарю?

в) Продолжите письменно предложение: Я думаю, что надо использовать фразы речевого этикета, потому что …

Конспект урока по русскому языку по теме "Диалог. Речевой этикет" (5 класс)

Урок русского языка 5-й класс

Тема. Диалог. Речевой этикет.

ЦЕЛИ:

  • Повторить понятия «монолог», « диалог», «реплика».

  • Учить распознавать диалог, отличать его от прямой речи.

  • Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.

  • Учить составлять, вести диалог; совершенствовать навыки выразительного чтения.

  • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Развивать навыки работы в парах.

  • Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.

Тип урока: комбинированный урок

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ

1. Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)

 2. В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме “Прямая речь и косвенная речь”.Вспоминаем материал предыдущих уроков:

- Что такое “прямая речь”?

(Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)

- Как на письме обозначается, выделяется прямая речь?

(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)

3. Сравнение прямой и косвенной речи.

- записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

“Русский язык - великий дар великому народу”, - сказал И.С. Тургенев.

И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.

Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

 РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Основные понятия сегодняшнего урока:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Реплика – слова каждого лица в диалоге.

Диалог = прямая речь перед словами автора (без кавычек).

2. Постановка проблемы.

- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока “Диалог”. Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.

3. Словарная работа. 

- Диалог - диа - два логос - слово (греч.)

4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 28 с. 38.

5. Знаки препинания при диалоге.

Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:

  • отсутствуют кавычки;

  • каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.

  • Задание: прочитайте, подготовьтесь к чтению по ролям.

  • Распределяем роли: учитель, Валя, Коля, Миша, Маша, слова автора, роль кого-то.

  • - Ты опять завтракаешь на уроке?

  • Валя быстро спрятала завтрак в парту.

  • - Что будет, – сказал учитель, – если все будут завтракать на уроке?

  • Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.

  • Коля сказал:

  • - Будет очень смешно!
    Миша сказал:

  • - Жеванье будет!

  • Маша сказала:

  • -Все сытые будут!
    - А чего не будет?

  • Класс молчал. Чего не будет – никто не знал.

  • Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул:

  • - Урока не будет!
    - Абсолютно верно! – сказал учитель.

  • (В.В.Голявкин.)

  • Учитель.

  • - Ребята, как можно назвать только что прочитанный текст?
    - Разговор.
    - Правильно. Разговор или диалог. Потому что диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Работа с учебником. Упр. 351

АНАЛИЗ ТЕКСТА

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Определите его главную мысль.

  3. Рассмотрите особенности диалога.

Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.

-Как твои иголки?-
Ёж спросил у елки.
-Все целы. А как твой нос?

-Целый! - Ёжик произнес.
-Извини! - промолвил Ёж,
Еле сдерживая дрожь.

- Извини и ты, сосед,- 
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке
Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

  • В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?

  • Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?

  • Как это отразилось в пунктуации диалога?

2. Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.

  • 1 группа Вы беседуете с кем-нибудь из старших о профессиях.

  • 2 группа Планируете с воспитателем занятия на выходной день.

  • 3 группа Обсуждаете с ребятами фильм.

3. Работа с учебником ( Упр.350) – письменно.

Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.

ИТОГИ УРОКА.

- Продолжите фразу: “Сегодня я узнал(а), что…

- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )

 - Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?

- Какие “волшебные” слова необходимо использовать в устном диалоге?

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Составить и записать (по выбору) диалог (5-7 реплик).

Поинтересоваться у прохожих, как пройти к цирку.

Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

Урок русского языка в 5 классе " Формы обращения и речевой этикет"

МКОУ « Налимовская средняя общеобразовательная школа»

Егорова Оксана Александровна ,

учитель русского языка и литературы, стаж 12 лет.

hello_html_m47c647f5.jpg

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока «ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ».

2014 год.

Тема: Формы обращения и речевой этикет.( Слайд №2)

Цели урока: ( слайд № 3).

Образовательные: Целевые установки на достижение результата:

Личностные УУД: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; научиться основам реализации проектно- исследовательской деятельности.

Предметные УУД: построение синтаксических конструкций с введением обращений и форм речевого этикета.

Развивающая: развивать речь учащихся и культуру общения.

Воспитательная: формирование культуры общения.

Задачи урока: ( слайд № 4).

обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умения и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи - интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях.

развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения), оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сферы общения.

воспитательная:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- формировать интерес к русскому языку;

- формировать умения применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

-воспитание культуры общения .

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организация класса, объявление целей урока.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живёт среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене- везде происходит общение и обращение.

Чтобы чувствовать себя уверенно в разных ситуациях общения, нам необходимо соблюдать речевой этикет. Этикет – это установленный порядок, правила поведения в определенных условиях. Многие формулы речевого этикета вам хорошо знакомы. По тому, как мы соблюдаем правила речевого этикета, окружающие судят о нас самих, нашем воспитании, общей культуре. Человек , владеющий речевым этикетом, производит благоприятное впечатление, вызывает уважение собеседника. Давайте же в год культуры ещё раз вспомним о формах речевого этикета.

Итак, что такое культура общения?(слайд № 5)

Объявление темы урока и установка на тему.(слайды № 6-7).

3.Объяснение нового материала.

Что такое обращение?

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.(слайд №8).

Представьте, что к вам обращаются с просьбой. Как люди могут к вам обратиться на улице, в магазине, дома?(слайд №9).

От чего зависит форма обращения. (слайд № 10).

Какими могут быть обращения? Посмотрим на слайд № 11.

Обращения могут быть именами собственными и нарицательными. Имя собственное – это ваше имя, отчество , фамилия и т.д. Нарицательные обращения – это такие обращения, при которых мы называем человека не по имени.

Часто ,особенно в сказках, мы можем встретить обращение к предметам неживым-это обращения неодушевлённые.

Попробуем обратиться к к предметам ,изображённым на слайде №11.( Учащиеся предлагают варианты).

Варианты могут быть следующие: Костя, ты читаешь эту книгу?

Избушка-избушка, встань к лесу задом….

Лисонька, где ты была?

Книга, ты хранитель сказок.

4.Закрепление нового материала.

А).Прочитайте предложения на слайде №12. Найдите и выделите голосок обращения.

  • Здравствуйте, Анна Петровна! Это Надя ,а могу я услышать Колю?

  • Добрый день, Людмила Васильевна, пригласите к телефону Светлану. Это её подруга Дарья.

  • Привет, Витёк! Уделишь мне минутку.

Как вы думаете, ребята, в каких ситуациях уместны такие обращения?(слайд №13)

Совершенно верно, при общении по телефону.

Б). Давайте-ка мы с вами повторим правила ведения телефонного разговора.( слайды №14-15)

В). У нас орфоэпическая минутка. Посмотрите, пожалуйста, на слайд № 16.

Прочитайте слова : звонит, позвонит, перезвонит ,правильно расставляя ударения.

Молодцы, с заданием справились практически все. Запомните: в словах : звонит, позвонит, перезвонит ударение не может падать на слог «звон».

Г). У нас этимологическая минутка.(слайд №17).

Д). Решение ситуативных задач.(слайд № 18)

Ребята ,разобьёмся на 3 группы. Каждая группа получает своё задание:

Составить небольшой диалог, используя обращения, разыграть его, соблюдая правила телефонного этикета.

«Вы звоните»

  • Ситуация 1. Позвоните заболевшему другу.

  • Ситуация 2. Вы позвонили заболевшему другу, но к телефону подходит его мама.

  • Ситуация 3. Вы позвонили заболевшему другу, но ошиблись номером.

Е).Итак, мы поняли что такое обращение, и умело вставляем обращения в свою речь.Сейчас, мы узнаем ,как обращения выделяются на письме.

Прочтите предложения на слайде № 19, найдите в них обращения, посмотрите ,как они выделены.

Обращения на письме выделяются:

Доброе утро ,Геннадий Павлович, вам звонит Марина из издательства «Форточка».

Геннадий Павлович, я хотела бы договориться о встречи с вами для взятия интервью.

Геннадий Павлович! Спасибо за беседу.

Давайте вместе с Вами сформулируем правило ,см. на слайд № 20 и запишем в тетрадку схемы предложений с обращениями(слайд №21).

  • О, … .

  • О! … .

  • …, О, … .

  • …, О .

Слайд №22. Всем нам при общении

Поможет обращение.

Можно смело обратиться:

К людям, звёздам или птицам.

Только, друг, не забывай

Запятые расставляй.

5. Физкультминутка (слайд №23).

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

6. Несколько ребят по моей просьбе подготовили к сегодняшнему уроку небольшие сообщения.

1.Правила мобильного этикета(слайды № 24,25)

2.Влияние мобильного телефона на здоровье человека (слайд №26).

Послушаем их, возможно, мы узнаем что-то новое или просто повторим, ведь мобильная связь занимает всё большее место в нашей жизни.

7. Итог урока. Игра « Цепь вопросов». ( слайд №27)

  • Задание: Составьте предложения с обращениями к учителю и одноклассникам, выразив своё отношение к уроку и своё настроение.

8. Домашнее задание.(слайд № 28)

Запомнить правила мобильного этикета.

Составьте небольшой диалог на тему «Если звонит телефон…»,используя обращения.

Урок русского языка в 5 классе на тему "Речевой этикет"

Урок русского языка в 6 классе

на тему «Речевой этикет»

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Кошки

Нувилевой Марины Гарриевны.

Форма урока: урок развития речи.

Цель урока: обобщить знания детей о правилах общения, отработать речевые формулы в различных ситуациях.

Задачи урока:

образовательная: совершенствование речевых навыков учащихся, формирование умения анализировать текст;

развивающая: развитие коммуникативных умений учащихся;

воспитательная: воспитание вежливого отношения к окружающим людям.

Оборудование: презентация, фильм из тележурнала «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплименты», памятки, раздаточный материал.

I Психологический настрой: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу.

Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь мне, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

II Целеполагание: ребята, у вас было домашнее задание записать предложения с обращениями из сказок А. С. Пушкина, прочитайте свои примеры.

- Что вы можете сказать об этих героях?

Расставьте знаки препинания и сделайте синтаксический разбор предложения.

Слайд №1

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

- Откуда эти строчки?

- Как они характеризуют царевну? (вежливая)

- Какие строчки об этом говорят? (отдала честь) Что это значит? (отдать честь – поздороваться, проявить уважение).

- Как богатыри узнали, что принимали царевну? («Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали»)

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (вежливая речь): Слайд №2

Речевой этикет – правила вежливого поведения.

-Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке?

Слайд №3

- Познакомимся с правилами общения;

- Вспомним формулы речевого этикета;

- Будем использовать их в речевой ситуации.

III Работа с текстом мексиканской сказки «Вежливый кролик» (распечатка)

- Прочитайте сказку про себя.

- Читаем вслух по ролям.

- Почему кролика из сказки называют вежливым? (он знал, что, входя в чужой дом, нужно поздороваться).

- Какую роль сыграло слово «здравствуйте» в этой истории?

- Какой вывод делает кролик? Вы согласны с ним?

IV У каждого народа свои формулы приветствия. Например, англичане при встрече задают вопрос «How do you do?», что буквально переводится «Как ты действуешь?», восточное приветствие «Салам» означает «Мир тебе!», а что обозначает слово здравствуйте?

В России с древнейших времён при встрече спрашивали о здоровье, эта традиция сохранилась и сейчас.

-Здравствуйте!-

Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя бы совсем незнакомы)

И «здравствуйте» тихо сказать.

«Здравствуйте!» - то есть будьте в хорошем здоровье,

Это – главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

Владимир Солоухин «Здравствуйте».

- А вы знаете, что здороваться нужно в соответствии с определёнными правилами? Как вы думаете, какие это правила?

Правила приветствия:

- младший приветствует старшего;

- мужчина приветствует женщину;

- заходя в общественное место, нужно здороваться, даже если ты никого не знаешь.

- Какие ещё слова приветствия вы знаете? Запишите в памятки, которые у вас на парте. (Здравствуйте – здравствуй , доброе утро, добрый день, добрый вечер, добро пожаловать, доброго Вам здоровья, привет, хорошего времени суток …)

Слайд №4

Из истории.

Знаете ли вы, что 21 ноября – Всемирный день приветствий. В 1973 году, когда обстановка в мире становилась всё напряжённей, два брата американца Маккомак отправили в разные концы Земли письма-приветствия, они просили своих адресатов отправить такие же письма-приветствия хотя бы 10 новым получателям. Удивительно, но идея охватила всю планету, так что праздник стал всемирным.

Физминутка

-Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

V Работа с речевой ситуацией.

Слайд №5

Речевая ситуация: мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик сделал ошибки. Какие? (Сколько времени? Который час? Не использовал слова просьбы.)

Запишите в памятку слова, выражающие просьбу: пожалуйста, прошу вас, разрешите спросить, будьте любезны, будьте добры.

Выполнение упражнения 250 по учебнику «Русский язык. 5 класс. Часть I» под редакцией Т. А. Ладыженской.

VI Запишите в памятку слова, выражающие благодарность: спасибо (Спаси Бог), благодарю (дарю благо), очень признателен.

Слайд №6

VII На столах лежит (один из вариантов) распечатка речевой ситуации: 1)Вы хотите узнать дорогу к музею у незнакомого человека; 2) Вы просите продавца помочь выбрать подарок для друга.

- В парах составьте диалог, используя слова из памятки.

VIII Работа с пословицами.

- Выберите одну из предложенных пословиц и объясните её значение. (Распечатка)

Слово горы ворочает.

Язык до Киева доведёт.

С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.

Доброе слово сказать – посошок в руку дать.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

IX Просмотр фильма из тележурнала «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплименты»:

Вывод: Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви прекрасные моменты.

X Рефлексия. Выберите фразу: (распечатка).

А) Я постараюсь вести себя вежливо, используя слова памятки.

Б) Я буду вести себя вежливо и посоветую так же поступать другим.

В) Я всегда веду себя вежливо.

Г) Вежливым быть трудно, но приятно.

Д). Хорошо, когда вокруг меня вежливые люди.

XI Д/з. Дописать памятку.

Спасибо, ребята за хорошую работу на уроке. До свидания.

Приложения.

Мексиканская народная сказка «Вежливый кролик»

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. 

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!" 

И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: 

- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. 

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. 

- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика. 

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело. 

- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти! 

Памятка вежливости.

Раздаточный материал.

  1. Речевая ситуация №1: Вы хотите узнать дорогу к музею у незнакомого человека. В парах составьте диалог, используя слова из памятки.

  2. Речевая ситуация №2: Вы просите продавца помочь выбрать подарок для друга. В парах составьте диалог, используя слова из памятки.

  3. Рефлексия.

Выберите фразу:

А) Я постараюсь вести себя вежливо, используя слова памятки.

Б) Я буду вести себя вежливо и посоветую так же поступать другим.

В) Я всегда веду себя вежливо.

Г) Вежливым быть трудно, но приятно.

Д). Хорошо, когда вокруг меня вежливые люди.

Конспект урока по ОРКСЭ " Речевой этикет" ( 5 класс)

Тема: Этикет. Речевой этикет.

Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;

  • познакомить с некоторыми правилами этикета;

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

  • воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Планируемые результаты:

Личностные:

-создание условий , обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

-включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

- развитие этических чувств

- воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные :

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

- умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-использование различных способов поиска информации

-готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

-освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

- усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности. ( Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Почему мы так говорим», толковые словари.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Здравствуйте ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Ребята, я предлагаювам вспомнить все, что мы проходили на прошлых уроках. А для этого давайте с вами разгадаем кроссворд , который лежит на столах у каждой команды . давайте проверим ,что у вас получилось.

(Разгадывание кроссворда).

  1. Как называется наука, рассматривающая вопросы с позиций морали, добра и зла? (этики)

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)

  4. Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция)

  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)

  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

III. Целеполагание.

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель:Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

-Какие вопросы мы будем сегодня рассматривать

  • А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

  • Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения

III. Изучение нового материала.

1) Работа в группах (5 минут).

1 группа - ищет ответ в толковых словарях.

2 группа – проводит опрос взрослых.

3 группа – .в учебнике

4 группа-ищет ответ в интернете

(Выступление групп – 5 минут)

Учитель: а теперь попробуем обобщить все ответы(учащиеся делают вывод самостоятельно).

2) Беседа по теме.

Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

При Петре I для молодых дворян была издана п книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? (ответы детей)

3) Учитель: В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

4) Обсуждение просмотренного отрывка.

  • Что в речи мальчика было необычного?

  • Все ли вам было понятно в его речи?

  • Почему вы смеялись?

  • Что вам показалось смешным?

  • Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.

Ребята, как вы думаете, мальчик знает правила общения? А давайте поможем таким ребятам. Перед вами лежат учебники. Откройте с.161-164 и поработав с учебниками, составьте правила общения. Перед вами листы бумаги и фломастеры.

Молодцы, ребята , а какие еще виды этикета вы знаете?

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Ребята, а сейчас, для того, чтобы закрепить правила этикета .мы с вами поиграем в игру, которая называется «Своя игра». Вам нужно выбрать категорию вопросов и игровое поле, а затем ответить на вопросы.

Тема: Мужчина и женщина.

  • Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).

  • Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

  • При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

Тема: В гостях

  • Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

  • Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”)

  • Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).

Тема: Телефон

  • При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

  • Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

  • Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”? (Звони’те).

-Молодцы, спасибо всем за игру

V. Подведение итогов. Рефлекксия.

  • Что такое этикет?

  • Какие правила этикета запомнили?

  • – А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли вы узнали?

А в заключении , я бы хотела рассказать вам притчу.

Одну собаку закрыли в зеркальной комнате. Она увидела отражение собак и начала гавкать на него. Эхо отозвалось тысячей голосов. Так она лаяла и злилась, пока не заболела. Вторая собака ,когда очутилась в этой комнате - просто улыбнулась. И сотни собак улыбнулись ей в ответ и завиляли хвостом. Значит, мир вокруг нас - это зеркальная комната и он такой как мы к нему относимся.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Речевой этикет

Этап занятия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Настрой на работу

Звучит песня

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

                  Начинается урок.

                  Он пойдет ребятам впрок.

                  Постарайтесь всё понять,

                  Хорошо  запоминать.

Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!»

Учащиеся садятся за парты, которые располагаются по кругу в классной комнате.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

III. Работа по теме занятия.

1) Осмысление.

Беседа – диалог.

Вопросы для беседы «Речевой этикет».

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать: Словарно-орфографический диктант.

До св_дания, п_жалу..ста,                

изв_ните,

сп_сибо, здра_ствуйте,

Правила  поведения   человека   среди   других    людей

Ребята, вы должны соблюдать правила этикета не только в школе, но и на улице, в транспорте, в общественных местах

Высказывания учащихся

Приводят примеры, высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение, приводят примеры.

Ответы

Коммуникативные:  высказывать свою точку зрения.

Личностные: анализировать поступки Познавательные: дать представление о моральных нормах и правилах поведения

Физкультминутка

Повторяют

IV. Работа по теме занятия.

Осмысление.

Беседа – диалог.

 Практическая      работа

Разыграйте речевую ситуацию по парам.  Используйте « Вежливые слова»:

1.        Как обратиться к продавцу  и узнать, поступил ли новый номер журнала «Алдын-Кушкаш»?

2.        Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

3.        Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

4.        В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Орлан увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Урана Сергеевна!»

5. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?

Как здороваться по-тувински.          

       Приветствия при встрече – составная часть сложившегося веками народного этикета. Многообразие их форм свидетельствует об уважительном отношении людей друг к другу.  Тувинцы в разные времена года обмениваются четырьмя разными видами приветствий. Дело в том, что, занимаясь традиционно скотоводством, тувинцам приходится четыре раза в году кочевать, менять места пастьбы скота и стоянки. В зависимости от времени года меняются и вопросы, и новости, которыми обмениваются при встрече.  Вот приветствие, произносимое зимой:

- Амыр!-Амыр!- после чего гость задает хозяину юрты вопросы: - В сохранности ли ваш скот? Не беспокоят ли звери, хищные птицы? Благополучна ли зимовка? Хорошо ли провели Шагаа (встретили Новый год)?

Хозяин отвечает: -Шагаа провели хорошо. Зимуем без потерь. А у вас как прошла встреча нового года?

Гость:- Да, Шагаа мы провели хорошо. Нет ли болезней у вас, все ли мирно?

Хозяин: - Все спокойно. Но болезни случаются: зима холодная, снегу много, трудновато приходится.

Гость: -Да, да. Трудный год. И болезни случаются, иной раз с тяжелым исходом..

И разговор продолжается.    

 Форма приветствия «Амыр» в наши дни почти утрачено. Чаще всего в повседневной жизни используются теперь рукопожатия и слово «Экии» - «хорошо» в значении «здравствуйте», как бы сокращенное пожелание жить хорошо. (С.Натпит-оол «Как здороваться по-тувински». – Альманах «Улуг-Хем», 1994, № 28. – с.62-65)

Сценка

«У меня зазвонил телефон» 

А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. 

Работа в парах

Два ученика читают диалог.

 Алло, можно Эллу?

 Привет, подружайка! Это я.

 Ты выйдешь гулять?

 Не могу: родаки дома.

 Ты фейерверк видела? Ну, как?

 Ну, кайф! Классно! Потряска!

 Знаешь, Мадонна приезжает.

 Да, я от нее торчу.

 Будешь смотреть ее концерт?

 Без базара, я же не лох какой-нибудь.

 До свидания, Элла.

 Чао, бамбино!         

 

 - Что необычного в этом диалоге?

В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. Зная слова И.С. Тургенева «... нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет. Теперь прочитаем диалог, показав культурное общение.

Переводчик  

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Пока, подружка!

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

 

Высказывают свое мнение, приводят примеры.

Приводят примеры, высказывают свое мнение.

высказывают свое мнение.

Работа в парах, в группе

 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения.

Познавательные: иметь представление о правилах поведения

Личностные: проявлять навыки делового сотрудничества

Коммуникативные:  высказывать свою точку зрения.

Личностные: анализировать поступки Познавательные: дать представление о моральных нормах и правилах поведения

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и

точностью  выражать свои мысли

Регулятивные:   адекватно воспринимать оценку учителя; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: 

Умение с достаточной полнотой и

точностью  выражать свои мысли

Регулятивные: оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе

Познавательные:  Школьник научится:    строить сообщения в устной  форме;  слушать собеседника, услышать, понять говорящего;  понимать и принимать другого человека; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *