Скорость химических реакций. Видеоурок. Химия 9 Класс
Данный урок посвящен знакомству с понятием «скорость химической реакции». Из материалов урока вы также узнаете, от чего зависит скорость химической реакции, что такое «обратимые реакции» и «химическое равновесие». В ходе урока демонстрируются химические опыты, иллюстрирующие зависимость скорости реакции от различных факторов.
Скорость химической реакции – изменение количества одного из реагирующих веществ за единицу времени в единице реакционного пространства.
Скорость химической реакции характеризует, насколько превращение веществ протекает быстро или медленно. Изучением скоростей химических реакций занимается химическая кинетика. Одна из важнейших ее задач – управление скоростью реакции.
Для гомогенной реакции, протекающей в постоянном объеме, скорость реакции равна изменению концентрации любого из участвующих в реакции веществ в единицу времени:
Если концентрация уменьшается (С2 < С1), то перед дробью ставят знак «минус», т. к. скорость не может иметь отрицательное значение. Скорость химической реакции – величина всегда положительная, поэтому если она определяется по исходному веществу (концентрация которого убывает в процессе реакции), то полученное значение умножается на -1.
1. Природа реагирующих веществ
Например, металлы (натрий и калий) с одним и тем же веществом – водой – реагируют с различными скоростями. Калий очень энергично реагирует с водой, выделяющийся водород загорается на воздухе (рис. 2). Натрий реагирует с водой более спокойно (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие натрия с водой Рис. 2. Взаимодействие калия с водой
2. Концентрация исходных веществ
Чем больше концентрация веществ, тем больше вероятность столкновения реагирующих веществ, поэтому тем больше скорость реакции.
3. Температура
Многие химические процессы ускоряются с ростом температуры. Например, мясо при комнатной температуре испортится гораздо скорее, чем в холодильнике; в странах с влажным тропическим климатом машины ржавеют быстрее, чем в северных широтах.
Например, если к раствору серной кислоты добавить немного черного порошка оксида меди (II), никаких изменений наблюдаться не будет. При нагревании же смеси раствор станет голубым.
4. Давление
Давление оказывает влияние на скорость реакции тогда, когда реакция протекает с участием газообразных веществ. С повышением давления скорость реакции возрастает. Это связано с тем, что с повышением давления расстояние между молекулами уменьшается, поэтому повышается вероятность столкновений молекул, приводящих к превращению вещества.
5. Площадь поверхности соприкосновения исходных веществ
Чем больше степень измельчения твердого вещества, тем больше площадь соприкосновения вещества с раствором. Это, в свою очередь, оказывает влияние на скорость реакции. Чем больше площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, тем больше скорость реакции.
6. Присутствие катализатора
Скорость химических реакций может зависеть от присутствия некоторых веществ.
Вещества, которые ускоряют химическую реакцию, но сами в ней не расходуются, называют катализаторами.
Если перемешать порошок алюм
1. Введение в урок. — Сегодня на уроке поговорим о продолжительности химической реакции, а точнее о скорости химической реакции. Зная законы химической кинетики, человек получает возможность управлять химическими процессами, задавать им требуемую скорость. — Как классифицируют реакции по агрегатному состоянию? — Приведите примеры химических реакций, которые протекают с большой скоростью и медленно. — Почему же скорость реакций не одинакова? Многие реакции самопроизвольно не протекают, мы сами и весь окружающий нас мир существуем благодаря наличию энергии активации, которая не позволяет многим реакциям идти со значительной скоростью. — Что бы случилось, если бы все термодинамические реакции могли идти, не имея энергетического барьера? Чтобы управлять скоростью химической реакции, надо знать факторы, от которых она зависит. 2. Основная часть урока. Задание: предлагаю рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции. 1) один из способов преодоления энергетического барьера – повышение температуры. Дополнительно: пример взаимодействия водорода с кислородом: слишком высокий энергетический барьер не пропускает частицы, которые должны были прореагировать при обычных условиях, поэтому при температуре 20 градусов – 54 млар., 500 градусов – несколько минут, при температуре 700 градусов реакция идет мгновенно. Вант – Гоффу впервые присуждена Нобелевская премия по химии. Повышение температуры без ограничений может привести к разложению веществ и протеканию побочных реакций 2) площадь соприкосновения; Как на производстве достигают увеличение площади соприкосновения? Для каких реакций применим данный фактор? Огромной площадью соприкосновения с воздухом и повышенной химической активностью объясняются взрывы распыленных порошкообразных веществ – угольной, мучной, сахарной пыли. Необходимо соблюдать на производстве ТБ при складировании продукции. 3) природа реагирующих веществ; Величина энергии активации веществ – фактор, посредством которого сказывается влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции. Еа 40кдж/моль — скорость реакции очень большая (реакции ионного обмена) Еа = 40 – 120кдж/моль – скорость средняя (гидролиз сахарозы, взаимодействие металлов с кислотами) Еа 120 – незначительная скорость (разложение аммиака) Дополнительно: влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции очень велико. Природа стекла, полиэтилена и других веществ, созданных человеком, такова, что эти вещества практически не разлагаются или разлагаются очень медленно, поэтому стоит проблема их утилизации. 4) концентрация;
5) катализатор; работают 2 группы 1 – действие неорганических катализаторов 2 – действие ферментов Дополнительно: НН Зелинский: “Неосуществимых реакций нет, а если реакция не идет, то еще не найден катализатор”. Активационный барьер можно преодолеть и без нагревания. В этом – то и заключается роль катализатора. Еще в 19 веке обнаружили, что в присутствии платины водород с кислородом реагируют при комнатной температуре, реакция идет настолько энергично, что платина раскаляется, значит, активационный барьер можно преодолеть без нагревания. В присутствии катализатора образуется активированный комплекс, требующий меньших затрат энергии. 1823 г. Деберейнер открыл замечательное свойство платины – поджигать водород, катализатор - “огниво”. 3. Закрепление материала. |
Запись в тетрадь темы урока и определения: раздел химии, изучающий скорость химической реакции называется химической кинетикой.
— Даются формулы для вычисления скорости гомогенных и гетерогенных реакций. — Объяснение: почему протекают химические реакции, как молекулы преодолевают энергетический барьер, что такое энергия активации.
— Обсуждение поставленного вопроса.
— Выполнение учащимися лабораторной работы, 6 групп, каждая группа исследует только один из факторов, влияющих на скорость химической реакции (задания группам в приложении).
— Отчет группы о влиянии температуры на скорость химической реакции. Рассматривается уравнение Вант — Гоффа Задача. Во сколько раз изменится скорость реакции при повышении температуры от 10 до 50 градусов.
— Отчет группы о влиянии площади соприкосновения веществ на скорость химической реакции.
— Отчет группы о влиянии природы реагирующих веществ на скорость химической реакции.
— Отчет группы о влиянии концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции. Рассматриваем основной закон химической кинетики, его еще называют законом действующих масс, так как в конце ???в.термин “концентрация” еще не был введен, вместо него использовали термин “действующие массы” Соотнесите формулы расчета скорости химических процессов (в общем виде) с уравнениями их реакций: 1.v = k *CA* CB 2.v = k1 * CX2*CY А.2H2 + O2 —> 2H2O Б.H2 + Cl2 —> 2HCl В.3O2 + 4Al —> 2Al2O3 Г.2CO + O2 —> 2CO2 Д.N2 + O2 —> 2NO — Отчет групп о влиянии катализатора на скорость химической реакции
— Подведение итогов работы в группах, акцентирую внимание на значимость рассмотренных вопросов. |
План-конспект урока по химии (9 класс) на тему: Разработка урока-исследования «Скорость химической реакции»
Урок-исследование «Скорость химической реакции»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Урок-исследование
Цели урока:
1) Обучающие: Сформировать у учащихся основные представления о скорости реакции
2) Развивающие: Создать условия для развития навыков самостоятельной исследовательской работы, умения делать выводы, обобщать результаты эксперимента.
3) Воспитывающие: воспитание воли и настойчивости для достижения результатов, формирование умений применять полученные знания в практических ситуациях, работать в группе, воспитывать культуру коллективного мышления, защищать свои убеждения.
Оборудование и реактивы:- на отдельных подносах по группам:
Для 1 группы: штатив, две пробирки, цинк, медь( проволока), соляная кислота.
Для 2 группы: штатив, две пробирки, две гранулы цинка, растворы сульфата меди разной концентрации.
Для 3 группы: штатив, две пробирки, порошок и кусочек карбоната кальция, раствор соляной кислоты, спиртовка, пробиркодержатель, спички.
Для 4 группы: штатив, две пробирки, две гранулы цинка, соляная кислота (раствор), спиртовка, держалка, спички.
Для 5 группы: штатив с пробирками, перекись водорода, оксид марганца (4).
На доске:
Тема исследования: скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания.
Задачи исследования :1) Дать определение понятию скорости химической реакции.
- Экспериментально выявить факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Ход урока
Перед началом урока учащиеся класса делятся на пять исследовательских групп и садятся таким образом, чтобы было удобно проводить эксперимент и обсуждать вопросы сообща.
- Приветствие.
- Разминка. Вопросы учащимся. Перед началом урока давайте проведем небольшую разминку и ответим на небольшие простые вопросы:
1) Как называется второй день недели?(вторник)
2) Инициалы Менделеева?(Д.И.)
3) Как называется расстояние от центра окружности до точки, лежащей на ней? (радиус)
4) В дроби над чертой пишем ……(числитель)
5) Чем дышит все живое на Земле? (кислород).
Спасибо за ответы. И так приступим непосредственно к теме нашего урока.
Сегодня мы с вами на сорок минут представим себя учеными-исследователями. Бурно развивающаяся химическая промышленность ставит перед учеными-теоретиками сложные вопросы. Например, что такое скорость реакции и можно ли ею управлять? Сегодня мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.
Итак, перед нами две задачи:
1) Дать определение понятию «скорость химической реакции».2) Экспериментально выяснить , какие факторы влияют на скорость химической реакции.
Учитель записывает на доске задачи исследования.
Для ответа на первый вопрос мы прибегнем к теоретическим рассуждениям, то есть применим теоретический метод исследования.
Давайте воспользуемся принципом аналогии, то есть сравнения. Вы уже сталкивались с понятием скорости? Вспомните определение скорости движения в физике.
«Скорость движения показывает отношение перемещения в определенный промежуток времени». Написать формулу на доске. В каких единицах она измеряется? метр\сек или км\час.
А сейчас, для того чтобы провести аналогию с понятием скорости химической реакции, вашим исследовательским группам нужно будет ответить на вопросы, предварительно обсудив их между собой. На обсуждение вопросов отводится 3 минуты.
- Что может измениться при взаимодействии веществ? Например, в реакцию вступают растворы соляной кислоты и нитрата серебра определенной концентрации. Почему в закрытом сосуде горящая лучинка постепенно гаснет? (Вопросы на экране).
( Учащиеся в группах обсуждают ответ на первый вопрос (2 мин), затем он выносится на общее обсуждение (1 мин). Делается вывод о том, что с течением времени в описанных примерах изменяются концентрации исходных веществ, они уменьшаются, а образующихся — увеличиваются.
- Попробуем записать формулу, выражающую скорость химической реакции с учетом изменяющихся во времени характеристик.
Сначала давайте разберемся подробнее, в каких единицах измерения нам удобно выразить концентрацию веществ. Для этого ответьте : ? Что происходит с молекулами веществ и продуктов в ходе реакции?
Ученики: Количество молекул исходных веществ уменьшается, а количество молекул продуктов реакции увеличивается.
?: Какая величина характеризует количество частиц?
Ученики: Количество вещества; в молях (моль).
Значит, для характеристики скорости химической реакции удобнее всего взять молярную концентрацию. Она показывает отношение количества вещества к единице объема и выражается следующей формулой.
(Учитель записывает на доске нужную формулу. Ученики вслед за учителем записывают.)
Как видно из формулы, единицей измерения молярного объема является моль\л. Теперь подставим единицы измерения в формулу скорости химической реакции. Получаем…….моль\ л * с.
Таким образом, скорость х.р. будет выражаться следующей формулой:
Итак, первую задачу исследования мы выполнили. Скорость реакции — величина, показывающая изменение молярной концентрации вещества в единицу времени.
(Ученики в тетради записывают определение).
А сейчас приступим к выполнению второй задачи. Мы должны выяснить, каким образом можно влиять на скорость реакции. Для этого каждая исследовательская группа выполнит химический эксперимент по инструкции, записанной на карточке. Ответив на вопросы, вы самостоятельно сделаете выводы. Через 10 минут доложите о результатах своей работы.
(Учащиеся выполняют по инструкции на карточке задания. Учитель выступает в роли консультанта, помогает, если это необходимо, сделать выводы. После проведения эксперимента от каждой группы выступает один ученик с докладом о результатах экспериментов. Остальные члены группы , при необходимости дополняют его ответ. Учащиеся других групп записывают в тетрадь выводы, зарисовывают схемы экспериментов.( В это же время один из учеников из каждой группы может записывать уравнения реакции выполненных работ на доске, учитель сам может вызвать или по желанию учащегося).
Итак, мы справились и со второй задачей нашего исследования: выяснили факторы , влияющие на скорость химической реакции.
Они зависят от:
а) природы реагирующих веществ
б) температуры
в) концентрации реагирующих веществ
г) площади соприкосновения реагирующих веществ
д) наличия специальных веществ — катализаторов.
И в подтверждение наших выводов посмотрим на экран. (Запись на экране или на доске)
Сегодня мы с вами представили себя учеными- исследователями. Надеюсь, вам это понравилось. Спасибо за урок, ребята.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание ( запись на доске) Задачи 1,2 стр. 43.
План-конспект урока (химия, 11 класс) по теме: Скорость химических реакций
Зачётная работа
слушателя курсов повышения квалификации учителей химии,
проходящих на базе ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»
с 05 ноября 2008 г. по 10 апреля 2009 г.
Руднева Алексея Николаевича
СОШ посёлка Красная Кудрявка, Балашовского района.
Класс- 11
Тема: «Скорость химической реакции».
Цели:
Образовательные | показать влияние факторов на скорость химических реакций, установить закономерности протекания химических процессов |
Развивающие | развивать навыки сравнивать, обобщать и делать выводы |
Воспитательные | формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, культуры общения в процессе парного и коллективного взаимодействия |
Задачи:
Образовательные | изучить: основные факторы, влияющие на скорость химической реакции; законы, отражающие зависимость скорости от фактора |
Развивающие | развивать: навыки работы с лабораторным оборудованием; умения делать выводы по результатам работы |
Воспитательные | формирование чувства ответственности за результаты своего труда, являющиеся компонентом коллективного вида деятельности |
Методы и методические приёмы:
- Практические: опыты
- Наглядные: наблюдения учащихся
- Словесные: объяснение, рассказ
Тип урока: усвоения нового материала
Вид урока: урок- лекция
Оборудование и реактивы для учителя:———-
Оборудование и реактивы для учащихся: соляная кислота (концентрированная, 10%, 20%), цинк, железо (порошковое, кусковое), алюминий, перекись водорода, оксид марганца (IV), уксусная кислота.
Литература для учителя:
О.С. Габриелян «Химия» 11 класс, М.: Дрофа, 2002г.
О.С. Габриелян «Химия» 11 класс Базовый уровень, М.: Дрофа, 2008г.
Я.А. Угай «Общая и неорганическая химия», М.: Высшая школа, 1997г.
http://www.chemistry.narod.ru/
Литература для учащихся:
О.С. Габриелян «Химия» 11 класс, М.: Дрофа, 2002г.
О.С. Габриелян «Химия» 11 класс Базовый уровень, М.: Дрофа, 2008г.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1. Организационный | Приветствие учащихся, контроль готовности учащихся к уроку | |||||||
2.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала | Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Химические реакции» и познакомимся с понятием «скорость реакции». В курсе физики и математики вы сталкивались с термином «скорость», что он означал, в каких единицах измерения рассчитывался? В химии тоже есть такое понятие, но оно характеризует химические процессы. С этими процессами вы сталкивались, но, порой, не задумывались об этом: почему продукты питания портятся (многие быстро), зачем их помещают в холодильник, как быстро сгорает топливо в авто, а коррозия продолжается годы (но зимой этот процесс гораздо интенсивнее)?! Усвоив материал урока, вы сможете ответить на данные вопросы, выявите, какие факторы влияют на эти процессы. | Ответы на вопросы Высказывают предположения | ||||||
3. Этап усвоения новых знаний | Так что же такое скорость реакции?- (составление схемы с объяснением материала): — величина, характеризующая интенсивность реакции, выраженная количественно. 1. Обозначается-Vр-ии 2. Формула: а) гомогенные реакции: ∆C/∆t (моль/л∙с) б) гетерогенные реакции: ∆n/∆t∙S (моль/с∙м2) Можете ли вы на основании формул предположить, что возможно влияет на скорость реакции? Теперь попробуем экспериментально выяснить факторы, влияющие на скорость реакции. Во время выполнения работы — контролирующая и координирующая функции. После заполнения сводной таблицы организуется объяснения законов, отражающих зависимость скорости от: 1. Концентрации (закон действующих масс)- 1867 год- К.Гульдберг, П.Вааге; 1865 год- Н.И. Бекетов. «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции». N2 + 3h3 ↔ 2Nh4 Vр-ии = k∙C (N2)∙ C (h3)3 S + O2 = SO2 Vр-ии = k∙C (O2) Закон действующих масс не учитывает концентрации реагирующих веществ, находящихся в твёрдом состоянии, так как они реагируют на поверхности и их концентрации обычно являются постоянными! 2. Температуры- Я.Х. Вант-Гофф «Повышение температуры на каждые 10 ∙С приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эта величина называется температурным коэффициентом)». Vt2 = Vt1∙ γt2-t1/10 |
работа в группах (возможно парная)- каждая группа выполняет по одному опыту, показывающему зависимость скорости от определённого фактора, доводят результаты работы до всего класса. Результаты работы заносятся в таблицу:
см. Приложение 1. Конспект, вопросы учителю. | ||||||
4. Этап закрепления знаний | 1.Теперь, зная о скорости реакции, попробуем грамотно ответить на вопросы, поставленные в начале урока. 2. Для реакции: 2NO + O2 = 2NO2 1.Записать выражение закона действующих масс. 2. Скорость этой реакции при 20∙С равна 1 моль/л∙с. Вычислить скорость этой реакции при 60∙С, если температурный коэффициент равен 3. 3. Резерв (может являться частью домашнего задания сильных учащихся): В этой системе концентрацию оксида азота (II) увеличили от 0,03 до 0,05 моль/л., а концентрацию кислорода — от 0,02 до 0,04 моль/л. Во сколько раз возросла скорость реакции? Учитель- координатор действий учащихся. | Организация беседы. Решение задач (возможна работа у доски, работа в парах). | ||||||
5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | § 15, стр. 136 №11 Знать: определение понятия скорости химической реакции, её зависимость от различных факторов. Уметь: пояснять законы, отражающие зависимость скорости от концентрации и температуры; приводить примеры практического использования полученных знаний. | Запись в дневник, вопросы учителю о выполнении домашнего задания. Оценка результатов урока и подведение итогов с использованием метода рефлексии.
|
Приложение 1.
Изучаемый фактор | Используемые вещества | Вывод |
Природа реагирующих веществ | Zn + HCL = (V1) Zn + Ch4COOH = (V2) V1 > V2 | Чем активнее вещество, вступающее в реакцию, тем быстрее идёт реакция. |
Концентрация реагирующих веществ | Zn + HCL (10%) = (V1) Zn + HCL (20%) = (V2) V2 > V1 | Чем больше концентрация реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции. |
Площадь соприкосновения реагирующих веществ | Fe(порошок) + HCL = (V1) Fe(кнопка) + HCL = (V2) V1 > V2 | Чем больше площадь соприкосновения, тем выше скорость реакции. |
Температура | Al + HCL нагревание= (V1) Al + HCL = (V2) V1 > V2 | При нагревании скорость реакции повышается. |
Присутствие некоторых веществ (повторить понятие ферменты!) | h3O2—MnO2→ (V1) h3O2 → (V2) V1 > V2 | Катализаторы- ускоряют химические реакции; Ингибиторы- замедляют химические реакции. |
Приложение 2.
Самоанализ урока.
Учащимися уже усвоены такие понятия как: «скорость» (в курсе физики и математики), имеются первичные знания о скорости химических реакций (химия 8 класс), условия протекания химических реакций, классификация химических реакций. Качественное усвоение материала урока готовит учащихся к следующим урокам темы «Химические реакции» (обратимость химических реакций, условия смещения химического равновесия), а также расширению знаний учащихся по химии.
Данный урок относится к типу усвоения нового материала.
При планировании урока учитывались реальные учебные возможности учащихся- в 11 классе около 40% учащихся хорошие учебные возможности, которые могут работать самостоятельно (поэтому именно они обязательно входили в каждую из групп при выполнении практической части урока). Остальные учащиеся работают под руководством учителя, требуют индивидуального, дифференцированного подхода. Включив этих учащихся в парную/групповую работу, решается вопрос психологического комфорта учащихся, формируется чувство ответственности за порученное задание перед одноклассниками, а не перед учителем.
Для активизации внимания, актуализации знаний использован метод организации беседы, что позволило проверить уровень опорных знаний, как по химии, так и по смежным наукам (межпредметная связь). Выбранная форма позволила рационально использовать время.
Данная тема имеет прикладное значение. Поэтому была проведена параллель на уроке: проблемные вопросы в начале урока, формулирование ответов — в конце, что позволило установить значимость темы для каждого из учащихся.
Применены следующие методы: словесные, наглядные и практические. Данные методы способствовали развитию самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления.
Контроль и корректировка первичного усвоения знаний, умений и навыков осуществлялась путём проведения фронтальной беседы, решение задач.
Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
Работа проходила в режиме сотрудничества учителя с учениками, учеников с учениками. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности учащихся на уроке.
На уроке поддерживалась благоприятная, рабочая обстановка. Учащиеся были включены в работу на всех этапах урока, активность средняя (что является нормой для данного класса).
При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности.
Объём домашнего задания соответствует нормам, частично дифференцирован.
План-конспект урока по теме: Открытый урок «Скорость химической реакции»
1. Организационный этап:
1) Приветствие,
2) Проверка отсутствующих.
2. Мотивационный момент:
1) Краткий опрос по прошедшей теме.
2) Обобщение повторенного материала в краткой формулировке.
3) Обозначение изучаемых явлений в жизни.
3. Целеполагание:
1) Приведение конкретных примеров химических реакций из жизни.
2) Обозначение цели лабораторной работы – закрепление теоретических знаний о скорости химической реакции и факторах, влияющих на неё. Практическая проверка знаний.
3) Актуализация практических действий для формирования умения связывать знания с реальными явлениями.
4. Изложение нового материала.
Основной этап:
1) Описание порядка действий.
2) Выполнение первого опыта, запись наблюдений и выводов
Студенты наблюдают первый демонстрационный опыт – взаимодействие серной кислоты с опилками железа и алюминия. Под диктовку записывают наблюдения, уравнения реакций и вывод.
4) Постановка новой задачи без известного плана действий:
Проверить влияние температуры и площади соприкосновения реагентов на скорость реакции.
5) Решение задачи студентами.
После озвучивания плана действий и техники безопасности, студент выполняет демонстрационный опыт.
6) Оформление наблюдений и выводов.
7) Проверка правильности и научности записанных наблюдений и выводов.
5. Решение задач:
1) Студентам предлагается решить задачу на слайде и затем вариант решения. Проводится самопроверка. Тест и самопроверка по ответам.
2) Самостоятельная работа по карточкам, дифференцированные задания.
Рефлексия: 1) Краткая беседа по вопросам: как именно можно использовать теоретические знания на лабораторной работе? Как вы представляли себе химическую реакцию до проведения лабораторной работы? А как теперь вы представляете себе такие процессы как дыхание, пищеварение, действие лекарственных препаратов?
2) Создание рефлективного продукта – составить план лабораторной работы дома.
3) Самооценка студентов.
4) Оцените, насколько хорошо вы запомнили факторы, влияющие на скорость химической реакции? Достигнута ли цель занятия?
Подведение итогов занятия: 1) Оглашение оценки работы группы (без отметок).
2) Озвучивание отметок за активность и работу на уроке.
Домашнее задание: Попробуйте изменить скорость следующих реакций: 1-Горение спички. 2-Свертывание белка. 3-Скисание молока. 4-Ржавление гвоздя (нужно ускорить). Побеседовать по тексту, включающему вопросы обобщения
Конспект урока «Скорость химических реакций»
План урок по теме «Скорость химических реакций»,
9 класс
учитель химии О.В. Залозных
Цель: познакомить учащихся с понятием «скорость химических реакций» и факторами, от которых она зависит.
Задачи:
Образовательные: дать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Показать значение ее в природе и человеческой деятельности; установить факторы, влияющие на скорость реакции. Углубить знания о катализаторах. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по признаку фазности (агрегатного состояния): гомо и гетерогенных.
Развивающие: развивать у учащихся навыки управления своей учебной деятельностью; развитие самостоятельного мышления; совершенствование практических навыков при выполнении лабораторных опытов; развитие умения выделять главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывающие: формировать коммуникативные умения в ходе парной и коллективной работы; развивать самостоятельность; стремление к цели.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ресурсы урока: учебники и учебные пособия разных авторов, электронное учебное приложение к учебнику О.С.Габриеляна (9класс), компьютер, мультимедийный проектор
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель.
Реактивы: цинк, магний, медь, раствор серной кислоты, вода, железо (гвоздь и опилки), пероксид водорода, оксид марганца (IV).
Методы и методические приемы: самостоятельная работа с текстом, индивидуальная работа, работа в группах, заполнение таблицы, выполнение тестовых заданий, работа в парах.
Техника безопасности: работа со спиртовкой, раствором серной кислоты
Планируемы результаты:
Предметные:
● знать определение скорости химических реакций
● знать факторы, влияющие на скорость химических реакций
Метапредметные:
● уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения
● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с задачами урока
● уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
● активное использование речевых средств, информационных средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач
Личностные:
●развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
●формировать уважительное отношение к чужому мнению
● осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль
● оценивать свои достижения на уроке
Ход урока
Организационный этап
Актуализация знаний
« Это
Почти неподвижности мука —
Мчаться куда-то со скоростью звука,
Зная прекрасно, что есть уже где-то
Некто,
Летящий
Со скоростью
Света! »
Леонид Мартынов
Ребята, сегодня на уроке у нас очень интересная и очень важная в изучении химических реакций тема. Но начать урок я хочу с интересных фактов:
— Скорость лопания мыльного пузыря составляет 0.001 секунды.
— Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту 12.000 знаков.
— Бальзак прочитывал 200 страниц за полчаса.
— Скорость ветра от 10 до 15 миль в час.
— При кипячении воды, ее молекулы движутся со скоростью 650 метров в секунду
— Ураган может двигаться со скоростью 125 миль в час.
— Ночью волосы растут медленно. Днём рост волос ускоряется. Между 10 и 11 часами скорость роста самая большая. Пик роста наступает между 14 и 16 часами.
— Кровь движется быстро в артериях (500 мм/с), медленнее в венах(150 мм/с), и еще медленнее в капиллярах(1мм/с).
Ребята скажите, что объединяет эти научные факты? (в них говорится о скорости).
Следовательно, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (скорости)
Правильно. Сегодня мы будем говорить о скорости. Но не о той, с которой вы знакомились на уроках физики и математики, а о скорости химических реакций. Итак, тема сегодняшнего урока «Скорость химических реакций».
Как вы думаете, какие вопросы, помогут нам раскрыть тему урока?
(1. Что такое скорость химических реакций? 2. От чего зависит скорость химических реакций?)
Организация познавательной деятельности
А что же такое скорость химической реакции? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам самостоятельно поработать с учебниками и учебными пособиями по химии разных авторов, которые имеются у вас на столах (учащиеся работают с учебникам, выписывают определение понятия «скорость химической реакции» и формулу для ее расчета).
Затем в ходе фронтальной беседы обсуждаем основные вопросы:
Что такое скорость химических реакций? (двое учащихся читают определения из разных источников)
По какой формуле ее можно рассчитать? (пояснить каждое обозначение)
В каких единицах измеряется скорость реакций?
Итак, одна проблема решена. Теперь перейдем ко второму вопросу: «Отчего зависит скорость химических реакций?»
В ходе работы с литературой вы встретились с факторами, влияющими на скорость химической реакции. Какие это факторы? (2 человека перечисляют факторы, можно записать на доске)
А сейчас вы проведете лабораторную работу, в ходе которой определите, как тот или иной фактор влияет на скорость химических реакций. Для этого вы заранее поделились на 5 групп. Каждая группе имеет свое задание. Вам необходимо точно по инструкции провести эксперимент, ответить на предложенные вопросы, заполнить таблицу. Для нахождения ответов на вопросы вы можете воспользоваться имеющейся у вас дополнительной литературой. Не забывайте соблюдать правила техники безопасности. После окончания исследования мы обсудим ваши результаты (учащиеся работают согласно инструктивным картам)
Начнем. В зависимости от того, какие именно вещества реагируют, реакции могут протекать очень быстро, да же со взрывом, с умеренной скоростью или крайне медленно. Поэтому одним из факторов, влияющим на скорость реакции является природа реагирующих веществ. Под природой реагирующих веществ понимают их состав, строение, взаимное влияние атомов друг на друга. А как происходит это влияние, нам сейчас расскажет (выступление группы)
Согласно химической кинетики новые вещества образуются при взаимодействии молекул друг с другом. Поэтому, чем больше частиц в объеме, тем чаще они сталкиваются во времени. Следовательно, концентрации реагирующих веществ так же влияет скорость химических реакций. А каково это влияние нам расскажет (выступление группы)
Следующий фактор, на котором мы остановимся – это температура (выступление учащегося ).
Для подавляющего большинства химически реакций их скорость с ростом температуры увеличивается. Зависимость скорости реакции от температуры определяется правилом Вант-Гоффа:
при увеличении температуры на каждые 100, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.
Это правило можно отобразить с помощью формулы:
ʋt2 = ʋt1 γt2—t1/10
где, γ – температурный коэффициент, который зависит от природы реагирующих веществ и от катализатора.
Следующий фактор, который нас интересует – это поверхность соприкосновение реагирующих веществ (выступление учащегося ).
О влиянии данного фактора на скорость химических реакций можно только в том случае, если реакция гетерогенная, т.е. реагирующие вещества находятся в разных агрегатных состояниях.
Если же реагирующие вещества находятся в одинаковом агрегатном состоянии, т.е. реакция гомогенная, то поверхность соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции не влияет.
У нас с вами остался последний фактор, влияющий на скорость химической реакции – это влияние катализатора. Давайте вспомним из курса биологии, какие вещества мы называем катализаторами.
Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость реакции, но сами при этом остающиеся неизменными.
В зависимости от того, как катализаторы влияют на скорость реакции, их делят на две группы:
«+» катализаторы – увеличивают скорость химических реакций . Сюда можно отнести большинство биологические катализаторы – ферментов.
«-» катализаторы или ингибиторы – уменьшают скорость химических реакций. Сюда можно отнести антиоксиданты – это природные или синтетические ингибиторы, которые способны замедлять процесс окисления. Их используют для того, чтобы не портились продукты. Например, аскорбиновая кислота.
Мы рассмотрели с вами все факторы, влияющие на скорость химических реакций. Давайте еще раз их назовем.
Первичное закрепление
Выполнение тестового задания (по вариантам), решение задач
Ключ к тесту: 1 вариант – 1-1; 2-1; 3-4; 4-4; 5-3; 6-2; В1 – 3421; В2-2
2 вариант — 1-2; 2-1; 3-2; 4-4; 5-2; 6-3; В1 – 3412; В2-1
Задача: определите, как изменится скорость некоторой реакции:
а) при повышении температуры от 10° до 50° С;
б) при понижении температуры от 10° до 0° С.
Температурный коэффициент реакции равен 3.
Домашнее задание
повторить конспект, заполнить последнюю графу таблицы; индивидуальное задание: на «3» — найти интересные факты по теме «Скорость химической реакции»; на «4» — составить тест по теме «Скорость химической реакции»; на «5» — придумать задачу по теме «Скорость химической реакции»
Рефлексия
В конце урока обучающимся предлагается закончить предложения:
Сегодня я узнал…
Я удивился…
Теперь я умею…
Я хотел бы…
Наибольшее затруднение вызвало…
Своей работой на уроке я … (доволен /не доволен)
Ребята, вы сегодня все прекрасно работали на уроке в роли исследователей. Я вижу, что вы усвоили тему урока, а это было самое главное в нашей с вами совместной работе. Спасибо вам за урок.
Инструктивная карта №1
Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ
Задание: в три пробирки налейте по 1мл кислоты. В первую пробирку поместите магний, во вторую – цинк, а в третью – медь. Сравните скорость взаимодействия металлов с кислотой. В чем, по- вашему, причина в различной скорости реакции взаимодействия кислоты с металлами. Заполните таблицу по проделанному опыту.
№ пробирки | Содержание и условия опыта | Наблюдения | Выводы |
Инструктивная карта №2
Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ
Задание: в 2 пробирки налейте по 1мл кислоты. В первую пробирку добавьте 0,5мл воды. В обе пробирки поместите 2-3 гранулы цинка. В какой из пробирок выделение газа началось быстрее? Почему? Сделайте вывод о зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Заполните таблицу по проделанному опыту.
№ пробирки | Содержание и условия опыта | Наблюдения | Выводы |
Инструктивная карта №3
Зависимость скорости реакции от температуры
Задание: в две пробирки налейте по 1мл кислоты. В обе пробирки поместите 2-3 гранулы цинка. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок выделение газа протекает интенсивнее? Почему? Сделайте вывод о зависимости скорости реакции от температуры. Заполните таблицу по проделанному опыту.
№ пробирки | Содержание и условия опыта | Наблюдения | Выводы |
Инструктивная карта №4
Зависимость скорости реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ (для гетерогенных реакций)
Задание: в две пробирки налейте по 1мл кислоты. В одну пробирку поместите железный гвоздь, а в другую – железные опилки. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему? Сделайте вывод о зависимости скорости реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Заполните таблицу по проделанному опыту.
№ пробирки | Содержание и условия опыта | Наблюдения | Выводы |
Инструктивная карта №5
Зависимость скорости реакции от катализаторов
Задание: в две пробирки налейте по 1мл пероксида водорода. В одну пробирку осторожно насыпьте несколько кристалликов оксида марганца (IV). В какой из пробирок наблюдается бурное выделение газа? Почему? Какую роль в этой реакции выполняет оксид марганца? Сделайте вывод о зависимости скорости реакции от катализаторов. Заполните таблицу по проделанному опыту.
№ пробирки | Содержание и условия опыта | Наблюдения | Выводы |
Факторы, влияющие на скорость | Выводы |
| |
| |
| |
| |
|
Методическая разработка (химия, 11 класс) по теме: Разработка урока в 11 классе по теме «Скорость химической реакции»
1 урок
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Выполнить тестовое задание (для всего класса)
1. К эндотермическим реакциям относится взаимодействие
1)азота с кислородом
2)азота с водородом
3)кислорода и водорода
4)воды и оксида натрия
2. К экзотермическим процессам относится взаимодействие
1)азота с кислородом
2)углерода с углекислым газом
3)воды с углеродом
4)пропена с бромом
3. Теплота образования хлороводорода из простых веществ равна 92 кДж/моль. Количество теплоты, выделившейся при образовангии 146 г хлороводорода, равно:
1)92 кДж
2) 184 кДж
3)18,4 кДж
4) 368 кДж
4. Согласно термохимическому уравнению реакции
NaOH + HCl = h3O + NaCl + 57 кДж
При нейтрализации 4 г едкого натра соляной кислотой выделится энергия количеством (кДж)
1)57
2)570
3)5,7
4)0,57
5.Тепловой эффект реакции полного сгорания ацетилена в кислороде равен +2596 кДж. Количество теплоты, соответствующее сгоранию 2л (н.у.) этого газа составляет
1)29
2)58
3)116
4)232
Ответы:
Выполнить индивидуальные задания (по дидактическим материалам)
III. Изучение нового материала.
Тема урока проецируется на экран.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Химические реакции» и познакомимся с понятием «скорость реакции».
В курсе физики и математики вы сталкивались с термином «скорость», что он означал, в каких единицах измерения рассчитывался?
В химии тоже есть такое понятие, но оно характеризует химические процессы.
С этими процессами вы сталкивались, но, порой, не задумывались об этом: почему продукты питания портятся (многие быстро), зачем их помещают в холодильник, как быстро сгорает топливо в авто, а коррозия продолжается годы (но зимой этот процесс гораздо интенсивнее)?!
Усвоив материал урока, вы сможете ответить на данные вопросы, выявите, какие факторы влияют на эти процессы.
Так что же такое скорость реакции?
В чем заключается сущность протекания химической реакции? По каким признакам мы судим о протекании реакции?
Итак, скорость реакции — величина, характеризующая интенсивность реакции, выраженная количественно.
1. Обозначается- Vр-ии
2. Формула:
а) гомогенные реакции:
∆C/∆t (моль/л∙с)
∆С=∆n/ V= С2-С1/t2-t1
б) гетерогенные реакции:
∆n/∆t∙S (моль/с∙м2)
Знак + в уравнении ставится,если с- концентрация продукта реакции, а знак -, если С – концентрация исходного вещества.
Решить задачу:
В некоторый момент времени концентрация хлора в сосуде, в котором протекает реакция h3+Cl2 = 2HCl, была равна 0,06 моль/л. Через 5 секунд концентрация хлора составила 0,02 моль/л. Чему равна скорость данной реакции в указанный промежуток времени?
Решение: (хлор-исходное вещество, его концентрация уменьшается, поэтому в уравнении ставим знак -.
V= — C2-C1/ ∆t =- 0,02-0,06/ 5 = 0,008 моль/л . с
Можете ли вы на основании формул предположить, что возможно влияет на скорость реакции?
Теперь экспериментально выясним факторы, влияющие на скорость реакции.
С помощью химического эксперимента мы выявим закономерности изменения скорости химических реакций в зависимости от условий (в тетрадях заранее приготовлена таблица, которую будем заполнять во время объяснения нового материала).
Изучаемый фактор | Используемые вещества | Вывод |
Концентрация реагирующих веществ | Zn + HCL (10%) = (V1) Zn + HCL (20%) = (V2) V2 > V1 | Чем больше концентрация реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции. |
Температура | Al + HCL нагревание= (V1) Al + HCL = (V2) V1 > V2 | При нагревании скорость реакции повышается. |
Сегодня на уроке мы рассмотрим влияние на скорость реакции концентрации реагирующих веществ и температуры.
1.Влияние концентрации (закон действующих масс)-
1867 год- К.Гульдберг, П.Вааге; 1865 год- Н.И. Бекетов. «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции».
N2 + 3h3 ↔ 2Nh4
Vр-ии = k∙C (N2) ∙ C (h3)3 (кинетическое уравнение)
S + O2 = SO2
Vр-ии = k∙C (O2)
k-коэффициент пропорциональности
Закон действующих масс не учитывает концентрации реагирующих веществ, находящихся в твёрдом состоянии, так как они реагируют на поверхности и их концентрации обычно являются постоянными!
По закону действующих масс скорость химической реакции
аА+bB=сС
может быть вычислена по формуле
V=kcAacBb
Решить задачу:
Как изменится скорость реакции, имеющей кинетическое уравнение: v=kC2ACB
Если:
А) концентрацию вещества B увеличить в 3 раза?
Б) концентрации обоих веществ увеличить в 2 раза?
Решение: Пусть концентрация вещества А равна х, а концентрация вещества В равна y, тогда подставляем данные в кинетические уравнения и решаем:
А) v2/v1 = k x23y/k x2y = 3 (скорость реакции увеличится в 3 раза)
Б) ) v2/v1 = k 2x22y/k x2y = 8 (скорость реакции увеличится в 8 раз)
2. Влияние температуры на скорость реакции
Я.Х. Вант-Гофф
«Повышение температуры на каждые 10 ∙С приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эта величина называется температурным коэффициентом)».
vt2 = vt1∙ γt2-t1/10
Решить задачу:
Как изменится скорость реакции при повышении температуры от 20 до 60 градусов, если температурный коэффициент скорости этой реакции равен трем?
Решение: t1=20 0C, t2 = 60 0C, ∆t=60-20=40 0C
v2/v1 = γt2-t1/10 = 3 4 = 81
Ответ: скорость реакции увеличится в 81 раз
IV. Закрепление знаний (работа в группах).
Каждая группа решает по 1-й задаче на применение правила Вант-Гоффа или закона действующих масс. После выполненной работы проецируем на экран образцы решённых задач, чтобы зрительно закрепить ход решения
Задача 1: Как изменится скорость реакции при понижении температуры на 70 градусов, если температурный коэффициент реакции равен двум?
Решение: ∆t= — 70 0С
v2/v1 = γ∆t/10 = 2-7 = 1/128
ответ: скорость реакции уменьшится в 128 раз.
Задача 2: При повышении температуры на 30 0С скорость некоторой реакции увеличивается в 64 раза. Чему равен температурный коэффициент этой реакции?
Решение:
v2/v1= 64; : ∆t= 30 0С
64 = γ30/10 = γ3
Ответ: температурный коэффициент скорости реакции равен 4.
Задача 3:Как изменится скорость реакции синтеза аммиака из простых веществ при увеличении концентрации реагирующих веществ в 3 раза?
Решение: уравнение реакции N2 + 3h3 = 2Nh4 (все вещества в газообразном состоянии)
Кинетическое уравнение:
v1= k [N2][h3]3
пусть первоначальные концентрации веществ:
[N2]=х [h3]=y, тогда v= k x y3
Новые концентрации веществ: [N2]=3х [h3]=3y,
тогда v2= k 3x (3y)3= 81 k x y3
v2/v1= 81 k x y3/ k x y3
Ответ: скорость химической реакции увеличивается в 81 раз
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание параграф 15, упр. 11 письменно после параграфа
2 урок
I. Организационный этап.
II. Изучение нового материала.
С помощью химического эксперимента мы выявим закономерности изменения скорости химических реакций в зависимости от условий (в тетрадях заранее приготовлена таблица, которую будем заполнять во время объяснения нового материала).
Изучаемый фактор
| Используемые вещества | Вывод |
Площадь соприкосновения реагирующих веществ | Fe(порошок) + HCL = (V1) Fe(кнопка) + HCL = (V2) V1 > V2 | Чем больше площадь соприкосновения, тем выше скорость реакции. |
Присутствие некоторых веществ (повторить понятие ферменты!) | h3O2—MnO2→ (V1) h3O2 → (V2) V1 > V2 | Катализаторы- ускоряют химические реакции; Ингибиторы- замедляют |
Природа реагирующих веществ | Zn + HCL = (V1)Zn + Ch4COOH = (V2)V1 > V2 | Чем активнее вещество, вступающее в реакцию, тем быстрее идёт реакция. |
3.Природа реагирующих веществ:
если Еа менее 40 кДж/моль, то скорость реакции очень велика. (Все реакции обмена протекают практически мгновенно. Быстро протекают реакции с участием радикалов)
Еа от 40 до 120 кДж/моль – скорость реакции средняя (Например, взаимодействие натрия с этанолом, цинка и соляной кислоты)
Еа более 120 кДж/моль – при комнатной температуре эти реакции практически не протекают (например, гидратация этилена, синтез аммиака из водорода и азота)
4. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ:
измельчение твердых веществ
«метод кипящего слоя»
использование катализатора
5. Катализатор
При помощи катализатора можно изменить механизм протекания реакции – «путь реакции», что приводит к увеличению скорости реакции (положительный катализ) или уменьшению (отрицательный катализ или ингибирование)
6. Давление
Если в реакции участвуют газообразные вещества, концентрация которых прямо пропорциональна давлению в системе.
С увеличением давления растет концентрация газообразных веществ и, следовательно, увеличивается скорость реакции
IV. Закрепление знаний
1. На скорость химической реакции между серной кислотой и железом не влияет:
Концентрация кислоты
Измельчение железа
Температура реакционной смеси
Увеличение давления
2. В течение одной минуты выделится больше водорода, если для реакции использовать:
Zn(гранулы) и Ch4COOH (10%-й раствор)
Zn(порошок) и HCl (10%-й раствор)
Zn(гранулы) и HCl (10%-й раствор)
Zn(порошок) и Ch4COOH (10%-й раствор)
3. Какой из факторов не оказывает влияния на скорость химической реакции в растворах?
Концентрация веществ
Использование катализатора
Использование ингибитора
Объем реакционного сосуда
4. Быстрее при комнатной температуре будет протекать реакция между 10% раствором соляной кислоты и:
Цинком в гранулах
Большим куском цинка
Цинком, покрытым медью
Цинком в порошке
Ответы:
1-4
2-2
3-4
4-4
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Для реакции:
2NO + O2 = 2NO2
1.Записать выражение закона действующих масс.
2. Скорость этой реакции при 20∙С равна 1 моль/л∙с. Вычислить скорость этой реакции при 60∙С, если температурный коэффициент равен 3.
В этой системе концентрацию оксида азота (II) увеличили от 0,03 до 0,05 моль/л., а концентрацию кислорода — от 0,02 до 0,04 моль/л. Во сколько раз возросла скорость реакции?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Параграф 15 и записи в тетради
Решить задачи:
1. В сосуде объемом 2л протекает реакция
2NO(г) + O2 (г) = 2NO2 (г). В некоторый момент времени количество вещества оксида азота (IV) составляло 0,12 моль. Через 8с оно стало равно 0,36 моль. Чему равна средняя скорость этой реакции?
(ответ: 0,015 моль/л*с)
2. Как изменится скорость реакции при понижении температуры на 70 градусов, если температурный коэффициент равен 2? (ответ: уменьшится в 128 раз)
Приветствие учеников, настрой на работу на уроке
Выполнение тестовых заданий (на слайдах презентации) в тетрадях
Индивидуальные разноуровневые задания
Демонстрация слайдов презентации
Беседа с учениками
Сообщение темы и цели урока
Мотивация учеников к работе
Беседа
Объяснение учителя, сопровождается демонстрацией слайдов презентации и ведением опорного конспекта учениками в тетрадях
Решение задачи (на экране, ученики – в тетрадях) с пояснениями учителя
Проблемный вопрос
Выполнение лабораторных опытов для решения проблемного вопроса
Объяснение учителя сопровождается демонстрацией слайдов
Ученики ведут записи в опорных конспектах по ходу объяснения учителя
Объяснение учителя
Формула на экране и в тетрадях
Решение расчетной задачи (решение на экране), сопровождается пояснениями учителя
Объяснение учителя с демонстрацией слайдов презентации
Решение расчетной задачи
Отработка полученных знаний на практике:
Групповая работа
Выставление оценок
Комментарии к домашнему заданию
Приветствие учеников, сообщение темы урока
Выполнение лабораторных опытов
Инструктаж по ТБ
Демонстрационный опыт
Объяснение учителя, заполнение таблицы
Объяснение учителя
Выполнение тестового задания –слайды на экране (самостоятельная индивидуальная работа)
Проверяется в классе с комментариями учителя
Решение задачи у доски (3 ученика на каждый вопрос по 1 ученику)
Выставление оценок за урок
Комментарии к домашнему заданию