Урок математики «Проценты. Решение задач на проценты»
Цель урока: актуализировать знания учащихся о решении задач на проценты; повторить правила перевода десятичной дроби в проценты и проценты в десятичную дробь; уметь применять полученные знания.
Планируемые результаты: распознавать тип задачи, решать задачи на проценты; Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Задачи:
— образовательные (формирование познавательных УУД):
обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; обобщить и систематизировать знания учащихся о процентах; проконтролировать степень усвоения основных задач на проценты; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты.
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока :
закрепление и усвоение полученных знаний с переходом на более высокий уровень.Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель — ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично — поисковый.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
— самостоятельно выходят на проблему и решают её;
— самостоятельно определяют тему, цели урока;
— работают с текстом учебника;
— работают с технологической картой при выполнении заданий;
— отвечают на вопросы;
— решают самостоятельно задачи;
— оценивают себя и друг друга;
— рефлектируют.
Необходимое оборудование: Учебники по математике, доска, раздаточный материал, (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием).
Структура и ход урока
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5”.
II. Актуализация знаний. Процент – важное понятие в математике, нужное и полезное в жизни; это удобная характеристика различных величин и явлений. Чаще всего без процентов не обойтись ни в окружающей нас жизни, ни в науке. Страницы школьных учебников, страницы газет, журналов пестрят процентами. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знания предыдущего материала, умения быстро и верно находить ответ на поставленный вопрос. Поэтому начнем урок с устного счета (фронтальная работа) Задание 1. Ответьте на вопросы: Что называют процентом? Как обозначают процент? Как выразить число в процентах? Как выразить проценты десятичной дробью? Какие три основные задачи на проценты следует помнить? Вспомните и расскажите алгоритм решения каждой задачи? Задание 2. Для каждой фразы левого столбца подберите соответствующую фразу правого столбца: 1. 100% учащихся школы а) половина всех учащихся школы 2. 25% учащихся школы б) все учащиеся школы 3. 10% учащихся школы в) четверть всех учащихся 4. 50% учащихся школы г) десятая часть всех учащихся. Задание 3. Устно решите задачу: «Папа получил премию, 40% которой он потратил на подарок маме, 60% – на подарки детям. Все ли деньги потратил папа? Задание 4. Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения: а) 10 москвичей из каждых 100 нуждаются в улучшении жилья; б) 43 человека из каждых 100 доверяют гороскопам и постоянно читают их; в) из каждых 100 новорожденных 52 – мальчики; г) из каждых 100 жителей Брянска 25 имеют домашних животных. 2. Мотивация (работа в парах) В некотором сказочном государстве жили — были три друга: попугай, удав и мартышка. Решили они побывать на спортивных соревнованиях, но лететь, ползти и прыгать было далеко. Подумав, они решили купить вертолет в игрушечном магазине. Он стоил сто бананов. Послали за покупкой попугая. Пока он летел, цена вертолета увеличилась на 10%. Попугай вернулся без него и сказал, что скоро будут цены снижены. Вскоре они узнали, что новая цена вертолета снизилась на 10%. Теперь попугай прилетел с новеньким вертолетом, и еще в клюве торчал не до конца съеденный банан. — Чего это ты облизываешься? — спросила подозрительно мартышка. — Банан доедаю, — ответил довольный попугай. — Как это банан доедаешь? — Да я и сам не понимаю, как это произошло. Была цена 100 бананов, потом повысилась на 10%, а затем понизилась на 10%. Может вы, ребята объясните? Весь материал — смотрите документ. |
Урок по теме «Решение задач на проценты»
Тема урока: Решение задач на проценты
Цель урока: совершенствование знаний и умений учащихся при решении задач на проценты
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Задачи на проценты», обобщить материал как систему знаний.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности; анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Форма урока: повторительно-обобщающий урок
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Оборудование и материалы: компьютер, доска для фломастеров, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки для коррекции знаний для слабоуспевающих учащихся. Методы обучения: словесный.
Ход урока:
Орг. момент
Повторение пройденного материала. Презентация
А) Перевести в проценты: 1\2; 1\4; 1\10; 1\5; 1\50; 1; 1\20; 1\100; 2.
Б) Перевести в обыкновенную дробь: 10%; 25%; 100%.
В) 25% учеников класса – это:
1) половина учеников класса;
2) четверть учеников класса;
3) пятая часть учеников класса;
4) двадцать пятая часть учеников.
Г) За 20 минут Ольга раскрасила 24% рисунка, а за 30 минут – 48%. Сколько процентов рисунка осталось раскрасить Ольге?
1) 22 % ; 2) 48% ; 3) 28%; 4) 72%.
Физкультурная минутка.
Выполнение задания: Решение задачи: «Где дешевле?»
Класс делится на 3 группы. Каждая группа просчитывает стоимость набора продуктов в заданном магазине. В конце работы, группы сравнивают результаты и делают вывод.
Задача: «Где дешевле?»
Хозяйка собирается приобрести продукты в одном из указанных магазинов: «Факел», «Алмаз» и «Карина». Цена товаров и условия продажи указаны ниже.
Магазины | Цена 1 кг масла | Цена 1-го цыплёнка | Цена 1 кг мяса |
«Факел» | 440 | 155 | 275 |
«Алмаз» | 460 | 150 | 350 |
«Карина» | 400 | 160 | 300 |
В некоторых магазинах предлагается скидка. В «Факеле» — на весь ассортимент 5%, в «Карине» — на мясо и масло 15%.
Укажите магазин, где дешевле всего обойдётся набор продуктов из 2 кг мяса, двух цыплят и 1\2 кг масла.
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия
- Решение задач
PPTX / 2.75 Мб
План-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме: План-конспект урока по теме Основные задачи на проценты
Тема урока: « Основные задачи на проценты».
Класс: 6
Учитель: Елена Павловна Юч
Сюжет. Математические термины «процент», «задачи на проценты» занимают важное место не только в изучении математики, но и в повседневной жизни. Поэтому необходимо знать о практическом применении навыков решения текстовых задач на проценты.
1. Реализация школьной программы на уроке
1.1. Место урока в системе уроков математики. Согласно Программе по учебному предмету «Математика» и Примерному календарно-тематическому планированию по математике в 6 классе на изучение главы 6. Проценты отводится 14 часов учебного времени, в том числе на решение основных видов задач на проценты предусмотрено 4 часа. Данный урок – четвёртый.
1.2. Цели урока: продолжать формировать и развивать представление о проценте, его практической значимости; закрепить навыки решения текстовых задач на проценты; создать условия для понимания прикладной значимости темы, для развития коммуникативных умений и навыков при работе в группах и парах; содействовать расширению кругозора.
1.3. Тип урока: закрепление знаний, полученных ранее, формирование умений и навыков.
1.4. Форма урока: практикум – путешествие.
1.5. Подготовительный этап: записать на доске: 1) тему урока; 2) ключевые слова: нахождение процента от числа, числа по его проценту, процент одного числа от другого; 3) правильные ответы примеров домашнего задания; 4)номера заданий для решения на уроке; 5) номера заданий для домашней работы;
Подготовить: 1) листы с заданиями для работы в парах, группах и коллективно; 2)шкалу и бланк для учёта знаний; 3) презентацию PowerPoint.
2. Организация педагогической деятельности.
- План урока
- Организационный момент (1 мин)
- Проверка домашнего задания (2 мин)
- Актуализация опорных знаний (7 мин)
- Определение совместной цели деятельности. Сообщение темы урока (2 мин)
- Практическое применение знаний (20 мин + 2 мин физкультминутка)
- Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
- Выставление оценок в дневник (1 мин)
2.2 Ход урока
- Организационный момент.
Взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учащихся к уроку.
- Проверка домашнего задания.
Учащиеся сверяют ответы примеров домашней работы с ответами на доске. Коррекция знаний, запись на доске решений заданий, вызвавших затруднения (при необходимости).
- Актуализация опорных знаний
Провожу ввиде игры “ Ты – мне, я – тебе». Учащиеся повторяют правила, выставляют друг другу баллы в бланк учёта знаний, соответственно шкале. (приложение 1 и приложение 2)
- Определение совместной цели деятельности
Предлагаю учащимся сформулировать цель урока, опираясь на тему урока и ключевые слова, написанные на классной доске. Сообщаю план урока.
- Практическое применение знаний
Слайд 1. Вот и утро пришло. Вы уже успели проснуться, умыться, может быть, даже сделали зарядку и сели за стол завтракать. И чтобы вам ни дали на завтрак: картошку, яичницу или кофе с молоком, — на столе обязательно будет хлеб. Чёрный и белый.
Вы давно привыкли к нему и, наверное, не задумываетесь над тем, откуда он берётся. “ А чего тут думать? – скажете вы. – Ясное дело, из булочной”.
Верно, из булочной. А как он туда попал? И откуда? Впрочем, не будем гадать. Давайте-ка лучше отправимся в путешествие и сами посмотрим, откуда берётся хлеб.
А начнём мы его с того, что надо позаботиться об урожае ещё осенью. Нужно вспахать землю и засеять её зерном. Слайд 2. И вот – представьте – на поля выезжают трактора с плугами и сеялками.
К доске вызываю учащегося решать задачу № 1 (приложение 1). Самооценка учащихся на местах и у доски.
Слайд 3. Придёт зима, выпадет снег и укроет пушистым одеялом спрятанные в земле зёрна. Пусть поспят до весны. Весной пригреет солнышко, стают снега, и потянутся из земли тонкие стебельки пшеницы и ржи. День за днём будут они становиться всё выше и выше. Но не все зёрнышки перезимовали.
Решаем задачу № 2.
Слайд 4. Конец лета. Перед глазами огромное поле, будто море. Подует ветер, закачает хлебные колосья, и побегут по полю жёлтые волны. но сегодня тихо, ни ветерка, и колосья стоят неподвижной стеной. Вдруг рухнула стена, повалилась под напором тяжёлого комбайна, и осталась на том месте только жёлтая колючая стерня. Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает – отделяет от колосьев зерно.
Работа в группах: первая бригада решает задачу № 3; вторая – задачу № 4.
Прошу бригадиров (их учащиеся выбирают сами) отчитаться о выполнении заданий. Выставляют баллы в бланк.
Очень хорошо мы поработали, весь урожай собрали с полей, можно немного и отдохнуть. Физкультминутка.
Слайд 5. Чтобы испечь хлеб или торт, нужно тесто. Чтобы приготовить тесто, нужна мука. В наши дни муку производят на мельзаводах. День и ночь крутятся там механические мельницы и размалывают, перетирают зерно в муку.
Решают задачу № 7.
Слайд 6. А из муки испечь можно что хочешь. Тяжёлый был труд у пекарей, пока им на помощь не пришли специальные машины. Пожалуй, тяжелее всего было замешивать тесто. Вы, наверное, видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пироги. В кастрюлю насыпают муку, наливают воду, добавляют сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. А затем – в печь.
Задача № 9.
Слайд 7. Вот и он, хлеб, — свежий, ароматный, горячий!
Наше путешествие закончилось.
- Подведение итогов урока
- Необходимо ли умение решать задачи на проценты и почему?
- О чём ещё вы узнали на уроке?
- Какие белорусские поговорки, пословицы и приметы о хлебе, о родной земле вы знаете?
- Домашнее задание: решить задачи №5, № 6 (приложение 1)
- Выставление оценок в дневник по самооценке в бланках учёта знаний.
В это время ученица читает стихотворение поэта Абдул Мирзоева «Растите хлеб»
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он – смех детей,
Он – радость мирных дней,
Он наших городов и сёл мечта,
Он – пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни
за него отдал.
Растите хлеб!
Мы за него страдали,
И долгими ночами на полях,
Как мать над сыном,
Мы над ним не спали.
Растите хлеб –
Грядущую опору.
Дороже он, чем всех сокровищ
горы.
Он – наша жизнь,
А жизни нет цены.
Приложение 1 Игра “ Ты –мне, я – тебе “
Вариант 1
1) Как преобразовать десятичную дробь в проценты?
2) Как разделить данное число на 100?
3) Замени десятичные дроби процентами : 0,09; 0,7; 0,25; 5; 3,78; 5,6.
Вариант 2
1) Как преобразовать процент в десятичную дробь?
2) Как умножить данное число на 100?
3) Замени праценты десятичными дробями: 7%; 65%; 50%; 48%; 290%; 700%.
Задачи
1. Площадь колхозного поля 1800 га. Под пшеницу вспахали 558 га. Сколько процентов поля вспахали под пшеницу?
2. Пасеяли 250 зёрен ржи. Не взошло 4% всех зёрен. Сколько зёрен не взошло?
3. Комбайнёр намолотил 76 т зерна, перевыполнив задание на 12 т. На сколько процентов комбайнёр перевыполнил задание?
4. На поле, площадь которого 620 га, работали комбаины. За сутки они убрали 15% всего поля. Сколько гектаров поля осталось убрать?
5. Фрекен Бок испекла 80 пиражков, Карлсон тут же съел 10 пиражков. Сколько процентов всех пиражков съел Карлсон?
6. Засеяли 24% поля. Осталось засеять 45,6 га этого поля. Найдите площадь всего поля.
7. Из пшеницы получается 80% муки. Сколько смололи пшеницы, если получили 2,4 т муки?
8. Грузовики в первый день проехали 24% намеченного пути, во второй день — 46% пути, а в третий — оставшиеся 450 км. Сколько километров проехали грузовоки?
9. При выпекании хлеба припёк составляет 40% от массы муки. Сколько можно получить хлеба, если взять 250 кг муки?
Приложение 2. Бланк учёта знаний
Фамилия, имя учащегося:
Номер задания | Игра “Ты-мне, я-тебе” | Задача № 1 | Задача № 2 | Задачи № 3 и № 4 | Задача № 7 | Задача № 9 | Общее количество баллов | Оценка за урок |
Максимальное количество баллов | ||||||||
Количество баллов за решение задания |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 |
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 |
Познавательные: структурирование
собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | 23 |
Познавательные: формирование
интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 |
|
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 |
Личностные: формирование
позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 2 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |