В корне слова необходимо проверять 3 класс – Тест «Безударная гласная в корне» 3 класс

Тест «Безударная гласная в корне» 3 класс

Список вопросов теста «Безударные гласные»

Вопрос 1

Как проверить написание непроверяемых безударных гласных в корне?

-по орфографическому словарю

-подобрать однокоренные слова

-спросить у учителя

Вопрос 2

Для проверки безударной гласной в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы …

— на согласный падало ударение.

-после согласного стоял гласный.

-на этот гласный падало ударение.

Вопрос 3

В каком из этих слов безударную гласную можно проверить?

-тарелка

-улица

-пальто

-морской

Вопрос 4

В каком слове есть безударный гласный в корне?

-силач

-сильный

-сила

-усиленно

Вопрос 5

В каком ряду сначала записано проверочное слово, а затем проверяемое?

-весна — вёсны

-дома-дом

-чистый — чистота

-леса-лес

Вопрос 6

В какой строчке во всех словах на месте пропусков пишется буква Я?

-Ст..пной, пр..мой, кр..вой.

-Ч..тать, пл..сать, м..чтать.

-М..сной, загл..нул, р..бой.

-П..тёрка, мес..ц, за..ц.

Вопрос 7

Написание какого слова не нуждается в проверке?

-белка

-белеет

-зеленеет

-сова

Вопрос 8

В каком слове безударную гласную нельзя проверить?

-пом..лчать

-р..бина

-прог..в..рить

-в..твистый

Вопрос 9

В каком слове на месте пропуска пишется буква Я?

-п..нёк

-поб..жал

-п..сатель

-п..тёрка

Вопрос 11

Написание какого слова нужно проверить по словарю?

-сосна

-берёза

-трава

-леса

Вопрос 12

Какое слово нужно писать с буквой е ?

-пш..ница

-р..бина

-л..гушка

Вопрос 13

Какое слово нужно писать с буквой О?

-к..ртина

-кв..ртира

-п..суда

-з..рядка

Вопрос 14

Какое слово нужно писать с буквой а?

-т..варищ

-к..нфета

-кр..сивый

-в..рона

Вопрос 15

В написании какого слова допущена ошибка?

-природа

-человек

-рябина

-дижурный

infourok.ru

Правописание безударных гласных в корне слова 3 класс.

Приложение 8.

Правописание безударных гласных в корне слова

Тип урока: (урок закрепления орфографических умений: обнаруживать орфограмму, определять каким правилом регулируется написание, применять данное правило.

Цель: развитие и совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне слов и способов их проверки.

1. Обобщить знания обучающихся о безударных гласных в корне;

2. Закрепить умение находить безударную гласную в корне;

3. Повторить алгоритм проверки безударных гласных в корне.

4.Закрепить умение правильно подбирать проверочные слова разными способами;

5..Развивать словарный запас детей.

— Мне хочется прочитать историю, она произошла с мальчиками, которых зовут – Дима и Коля. Послушайте её.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти.

Собрались ребята после уроков. — Мяч будет, — сказал товарищам Дима.

– Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Как правильно записать это слово (1 ученик у доски)?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

— Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. Ответим на вопросы:

— Где надо проверять безударную гласную? (В корне слова)

— Что надо проверять в корне слова? (Гласные А, О, И, Е, Я)

— Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.

— А теперь, давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне, которым будем пользоваться в дальнейшем.

– Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.) — Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.) — Как мы пишем корень в однокоренных словах? (Одинаково.)

— Что мы знаем о декабре? ( Обращение к материалам классного часа)

Рассмотри слово «зима». Какое правило в корне слова?

— Как пишется? Давайте проверим по алгоритму:

— Что сделаем первым. (Прочитаем слово) — Затем поставим ударение. — Выделим корень — Определим безударную гласную. — Подбираем проверочное слово.

Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.

Откройте тетради, запишите число классная работа.

Минутка чистописания.

  1. Выберите слова, в которых безударная гласная в корне е : 
    1) ч..рв..ки

  2. скр..пач

  3. вр..дитель

  4. Б..глянка

  5. Ед…ница

  6. Л…сты

2) Выбери слова с буквой о.

1) г … родок 4) м …. рской 7) м … лыш 2) кр … льчатник 5) в …. лнистый 8) к … вёр 3) д … лёкий 6) в …. ренье 9) пол..сатый

Какие слова нам встретились, кроме слов с орфограммой: безударная гласная в корне слова?

Физминутка

Непростое задание:

— Прочитайте записанные слова.

— Что заметили?

Какое задание сформулируем в этом упражнении?

а) вставить пропущенный буквы

б) объединить слова в группы

в) определить, где пропущена безударная гласная

Работа с текстом:

Запишем в тетрадку текст. 1 человек у доски разбор 1 слова.

Красив русский лес з..мой! Ст..ит т..шина в зимнем л..су. Поб..лели п..ля и луга. Льдом покрылась р..ка. Под д..ревьями л..жат глубокие сугробы. Над л..сными тр..пинками согнулись под тяжестью инея ств..лы м..л..дых б..рёз. На соснах в..сят сн..говые шапки. Кругом узоры птичьих сл..дов.

Подберем проверочное слово:

М…лодой — ___________________________________________

Г…рчица — ____________________________________________

Цв…тной — ___________________________________________

Бл…днеть — __________________________________________

Св…зать — ____________________________________________

Скр…пел — ___________________________________________

Мол…ко — ____________________________________________

Г…родской — _________________________________________

В…черний — __________________________________________

Сн…жинка — __________________________________________

Пт…нец (воробья) — _________________________________

Б…леет (мальчик) — __________________________________

Б…леет (занавеска) — ________________________________

Итог урока:

  • Какую тему повторяли на уроке? 

  • Что мы теперь знаем?

  • Задумай красивое слово с безударной гласной в корне, спроси соседа по парте проверочное слово к этому вопросу. Поменяйтесь ролями, спросите какое слово задумал ваш сосед и подберите к нему свое проверочное слово.

Проверочная работа:

        1 вариант

1. Вставь пропущенные буквы:

  Стр . на, д . бро, уд . вление, т . шина, п . тнистый, схв.тить,  стр. ла

2. Подбери проверочные слова:

    ст …на -_______________________    р.. .ка — _______________________

    гр… бной — ____________________     т ….жёлый — ____________________

    д …ржать -_____________________    ск …льзит — ____________________

    сп…. на -_______________________     м. ..лчать — ______________________

3. Исправь ошибки:

    Развернулись на бирёзках маладые лесточки. В трове показались залатые одуванчики.

4. В каждой строчке найди проверочное слово, обведи его, в остальных словах подчеркни безударную гласную.

    Вода, водяной, водный

    Цветение, расцветать, цвет, цветник, цветы

    Поля, поле, полянка

    Лепка, лепить, вылепил

5. Вставь пропущенные буквы:

    М…роз тр…щит.

    З…ма м…тёт.

    Сн…гирь, как маков цвет, цв…тёт.

    П…ёт и в…селится,

    М.роза не б…ится.

    

    2 вариант

1. Вставь пропущенные буквы:

    З.рно, к.рмушка, б.жать, в.дяной, л.вил, сл.ды, в.ршина

2. Подбери проверочные слова:

    з…ма — ______________________   д…бро –___________________________

    х…лодный — _________________    л…сной — __________________________

    кр…чат — ____________________    д…ржать — _________________________

    см…льчак — __________________    б…дняк – __________________________

3. Исправь ошибки:

    Развернулись на бирёзках маладые лесточки. В трове показались залатые одуванчики.

4. В каждой строчке найди проверочное слово, обведи его, в остальных словах подчеркни безударную гласную:

 Зима, зимушка, зимовка

 Лесник, лесок, лес, лесной

 Красный, краснеть, краснота

Ленивый, лениться, ленивица, лень, лентяйка

5. Вставь пропущенные буквы:

   На б…рёзе т…ремок,

   Не в…сит на нем замок.

   Дверь открыта для ж…льца

   Г…ворливого скв.рца.

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Проверочная работа «Безударный гласный в корне слова»

Ф. И. _____________________________

Проверочная работа «Безударный гласный в корне слова»

  1. Допиши правило:

     Безударные гласные а, о, е, и, я в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы _________________________________________________________________________

  1. Вставь пропущенную букву, подбирая устно проверочное слово:

     Ч…сло, св…ча, ст…лы, д…щечка, р…док, в…лна, н…ра, уг…стил, скр…петь, х…лодный, тр…скучий, б…леть, посп…шил, п…лезный, ч…рнеть, д…ржал, узн…вать, к..рмить, …вечки, охр…нять.

  1. Спишите текст, исправляя ошибки:

В   нашем    с____ле     красивые    л___са.    Там  много   гр__бов.   Высокие    

д___ревья   стоят   ст___ной.   Вот   н___ра   л____сы.    На   полянах   растут   цв___ты.

В   нашем    с____ле     красивые    л___са.    Там  много   гр__бов.   Высокие    

д___ревья   стоят   ст___ной.   Вот   н___ра   л____сы.    На   полянах   растут   цв___ты. 

     Стаит силная жара. Гребов в лису мало. В соду поспели ягады. Мама в бальшом тазу варит воренье. Рибята принисли из лесу рибину.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Ф. И. _____________________________

Проверочная работа «Безударный гласный в корне слова»

  1. Допиши правило:

     Безударные гласные а, о, е, и, я в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы ___________________________________________________________________________

  1. Вставь пропущенную букву, подбирая устно проверочное слово:

     Ч…сло, св…ча, ст…лы, д…щечка, р…док, в…лна, н…ра, уг…стил, скр…петь, х…лодный, тр…скучий, б…леть, посп…шил, п…лезный, ч…рнеть, д…ржал, узн…вать, к..рмить, …вечки, охр…нять.

  1. Спишите текст, исправляя ошибки:

В   нашем    с____ле     красивые    л___са.    Там  много   гр__бов.   Высокие    

д___ревья   стоят   ст___ной.   Вот   н___ра   л____сы.    На   полянах   растут   цв___ты.

В   нашем    с____ле     красивые    л___са.    Там  много   гр__бов.   Высокие    

д___ревья   стоят   ст___ной.   Вот   н___ра   л____сы.    На   полянах   растут   цв___ты. 

     Стаит силная жара. Гребов в лису мало. В соду поспели ягады. Мама в бальшом тазу варит воренье. Рибята принисли из лесу рибину.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

nsportal.ru

Материал на тему: 3 класс — русский — Правописание безударной гласной в корне слова

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,

ИКТ:  презентация к уроку

Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

— Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

— Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

IV. Чистописание.

— Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Одиннадцатое  декабря.

Классная работа.

— Какое сейчас время года? (зима)

— Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

— Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.

— Что вы заметили? — Какие буквы? Что вы можете о них сказать?

— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений.    А, Е, О, И.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

— Ребята, а какой праздник у нас скоро?

— Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

— Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете. Что зимой бывают метели и вьюги.

V. Словарная работа.

— Снеговик приготовил для вас задание.  Запишете под диктовку в тетрадь  слова:

МОРОЗ,  ЗАЯЦ, УЛИЦА,  РАБОТА,  СЕВЕР,  ОБЕД.

— Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

— А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.

М…роз, за…ц, ул…ца, р…бота, сев..р, …бед

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

— Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

— Я вам предлагаю  ответить на вопросы:

Что

Где                                      надо проверять?

Как

Чем

VII. Повторение ранее изученного материала.

— Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

— Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные  А, О, И, Е, Я

— Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова

— Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.

— Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением

VIII. Работа над темой урока

— А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

— Итак, вот  слово ЗИМА

— Что сделаем первым. (Прочитаем слово)

— Затем поставим ударение.

— Выделим корень

— Определим безударную гласную.

— Подбираем проверочное слово.

АЛГОРИТМ

 Прочитай слово.

 Поставь ударение.

 Выдели корень.

 Определи безударную гласную.

 Подбери проверочное слово.

IX. Упражнения. Работа по учебнику.

— Используя алгоритм, выполните упражнение  №263  в учебнике на стр. 112.

     Выб_гать, бл_стеть, сп_шить, пос_дить, закр_чать, засв_стеть, уд_вить, забл_стеть, дот_щить, просл_дить, зал_вать.

— Молодцы! Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка.

— Что-то снеговик устал. Да и мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку.

— Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма но и внимания.

— Возьмите свои карточки. На карточках три тестовые задания. Вам необходимо  из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!

А.  В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый – тЯжесть                              3) столовая — стОлик

2) похвала – хвАлить                               4) гостиница – гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской                                         3) посодить

2) письмо                                           4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки                                       3) стрелки

2) легкие                                           4) спортивный

— Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

XI. Работа с текстом.

— Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте.

— Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?

— Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.

         Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лели  п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы.

XII. Подведение итогов.

— Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

— Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

— Кто хочет ответить?

XIII. Рефлексия. 

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.

1. Я все понял,  но у меня остались вопросы

2. Я все понял, могу работать по алгоритму

3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому

Д/З т. к. наш урок сегодня был необычным, д/з тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И мы на следующем уроке эти письма проверим и отправим с помощью нашего друга снеговика.

        ПРИЛОЖЕНИЕ

Безударные гласные в корне слова.

По горизонтали: 

1. На глазах – по колесу
И сиделка на носу.

3..Площадь круглая,
Площадь важная
Между ухом и ртом раскинулась.

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем – не найдём.

9. Ходит – бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15. Течет, течет – не вытечет.
Бежит. Бежит – не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.

По вертикали: 

2. Мы день идём, мы ночь идём,
Но никуда мы не уйдём.

4. Ею траву косят
И девчата носят.

6. Рыжая птичница
Пришла в курятник
Наводить порядок.

7. Ягоды – красненькие
Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы
Прилавок, а на нём …

10. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.

12. Одна сестрица
Всю жизнь другую обгоняет,
А обогнать не может.

14. Что олень на голове носит?

nsportal.ru

Урок конспект по русскому языку 3 класс тема «3 класс Проверка безударных гласных в корне слова»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

ФИО

Артюхина Ольга Сергеевна

Место работы

МОУСОШ №9 г.Сердобска Пензенской обл.

Должность

учитель начальных классов

Предмет

русский язык

Класс

3 класс

Тема урока

Проверка безударных гласных в корне слова.

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

«Русский язык» 3 класс в двух частях

Москва «Просвещение» 2013 год

Рабочая тетрадь. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Москва «Просвещение» 2015 год

  1. Цель урока: Создать условия для формирования навыка проверки написания слов с безударными гласными .

  2. Планируемый результат:

Предметные умения:

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

  1. Форма проведения урока:  комбинированный.

  1. Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.

Ход урока.

1.Организационный момент.

— Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешными на уроке? Чтобы все цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты?

— Всё, что вы назвали – очень важно. Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят: «Внимание – путь к запоминанию».

— Предлагаю начать наш урок с разминки на внимание:

Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

2. Минутка чистописания.

На доске написаны слова:

енот, юбка, маяк, льёт, лес.

— Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове она находится?

— Докажите. ( буква е, т.к все другие гласные- ё, ю, я, которые могут служить для мягкости, в данных словах обозначают два звука).

— Какой порядок букв представлен в следующей цепочке, определите закономерность, запишите и продолжите: ое ооее оооеее

3. Словарная работа.

На доске написаны слова: к…ток, р…бята, в…дро, б…рёза, пов…р, в…село, в…сна, пр…вило, спос…б, д…вочка, ст…нал, м…лина, зел…нь, к…р…ндаш.

— Внимательно прочитайте слова, написанные на доске. Разделите их на две группы. Какие группы у вас получились?( слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными)

— Запишите слова с непроверяемой безударной гласной

Е в корне, подчеркните орфограмму.

4. Формулирование темы и цели урока. Проблемная ситуация.

— А попробуйте найти какой-нибудь общий признак для гласных в словах второй группы.

— Что может объединять эти буквы? ( Это проверяемые безударные гласные)

– Как это можно определить? (Поставить в каждом слове ударение, выделить корень, подчеркнуть букву безударного гласного.)

– Почему написана именно эта буква гласного в корне? (Подбираем проверочные слова и пишем такую же букву гласного.)

– Сформулируйте тему урока. (Правописание букв безударных гласных в корне слова.)

— Какие же цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

  • Вспомнить правило правописания безударной гласной в корне слова.

  • Потренироваться в написании слов с орфограммой безударная гласная в корне слова.

5. Развитие умений – применять знания в работе по теме.

а) Составление алгоритма написания безударных гласных в корне.

— Прочитайте правило из учебника (с. 43).

— Составим алгоритм с опорой на правило.

Памятка.

Алгоритм проверки безударной гласной.

  1. Ставим ударение в слове.

  2. Подчёркиваем букву безударного гласного звука.

  3. Находим и обозначаем корень.

  4. Подбираем однокоренное слово или изменяем форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

б) Работа в парах.

— Прочитайте слова на карточке.

уд _ вительный день (диво, удивление, дева)

л _ пить из глины (липко, лепка, залепил)

л _ нивый тюлень (лениться, лень, линька)

м _ стерить полку (мост, мастер, мастерская)

подч _ щать дорожки (честь, чисто, чистота)

скр _ пучий пол (скрепка, скрип, скрипит)

— Как вы думаете, какое будет задание?

— Правильно. Выбрать в скобках и подчеркнуть слово, которое будет являться проверочным и вставить правильно безударную гласную.

— Проверка с помощью сигналов «ДА» или «НЕТ» ( Светофор: красного и зелёного цветов).

Создание проблемы:

Почему не подходит для проверки слово удивление?

Почему не подходит для проверки слово дева? Ведь здесь гласная в корне ударная?

Сделаем вывод: на что надо обращать внимание, чтобы правильно подбирать проверочные слова?

6.Физкультминутка.

Слайды: Зарядка для глаз

— Музыкальная разминка.

7. Работа по учебнику.

— Упражнение 63 (с. 43)

Игра «Четвёртый лишний»

-Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Найдите лишнее слово в каждой группе.

8.Самостоятельная работа.

— Посмотрите на слайд

Спит кот Тишка. Мышонок тут как тут. Воришка утащил кусок сыру. Юркнул мышонок в норку, выглянул из темноты. Пищит мышка: «Спи, спи, Тишка!»

-Можно ли назвать это текстом? — Почему?

-Какое заголовок вы бы придумали к тексту? Почему?

-Какое же можно выполнить задание в этом тексте, опираясь на тему и цели нашего урока?

-Верно, надо найти в тексте слова с безударными гласными в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.

— Самостоятельная работа учащихся.

— Самопроверка (со слайда)

Воришка – вор,

утащил – тащит,

выглянул – взгляд,

из темноты – тёмный,

пищит – писк.

— Кто подобрал другие проверочные слова?

выглянул – глянул, глядя, заглядывая

пищит – пискнул

— Молодцы!

9. Рефлексия.

— Какое задание на уроке вам показалось самым интересным?

— Какое вызвало затруднение?

-У вас на столах лежат листочки.

Выбери верное для себя утверждение, оцените свою работу на уроке:

  1. Я сам не смог справиться с затруднением

  2. У меня не было затруднений

  3. Я только слушал предложения других

  4. Я выдвигал идеи…

10. Домашнее задание.

— По выбору:

Сложный уровень— упр.45 ( с.31 Рабочая тетрадь)

— Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные безударные гласные.

Средний уровень – упр. 44 ( с.31 Рабочая тетрадь)

— Выбрать из двух слов проверочное слово. Списать, вставляя пропущенные буквы.

11.Итоги урока

— Вы очень хорошо сегодня потрудились. Ваши результаты это подтвердили.

— Закройте глаза и послушайте музыку осеннего дождя.

Учитель раскладывает на парты капельки со словами «Умница», «Молодец»

infourok.ru

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Проверочная работа по русскому языку 3 класс

Тема: Проверяемая безударная гласная в корне слова

1. К словам с безударной гласной в корне подбери проверочные слова.

Мол…ко — ____________________________________________

Г…родской — _________________________________________

В…черний — __________________________________________

Сн…жинка — __________________________________________

Пт…нец (воробья) — _________________________________

Б…леет (мальчик) — __________________________________

Б…леет (занавеска) — ________________________________

Хор…шеет — __________________________________________

М…лодой — ___________________________________________

Г…рчица — ____________________________________________

Цв…тной — ___________________________________________

Бл…днеть — __________________________________________

Св…зать — ____________________________________________

Скр…пел — ___________________________________________

Хр…пел — ____________________________________________

2.Распредели слова в два столбика: с ударной гласной с безударной гласной

Волчица, волк, детишки, дети, лесной, лес, лисица, лис, вечерний, вечер, бельчонок, белка.

________________________ ________________________

________________________ ________________________

________________________ ________________________

________________________ ________________________

________________________ ________________________

________________________ ________________________

3. Впиши безударные гласные в слова.

Бег — б…готня, крик — кр…чал, свет — св…тился, топот — т…потал, весел — в…сёлый, золото — з…лотой, берег — б…реговой, зимы — з…мовка, ноги — н…га, веселье — вес…лился, бросить — бр…сок, хворь — хв…рать, тяжесть — т…жёлый, хрипы — хр…петь, головы — г…ловушка, дерево — д…ревья, перепляс —пл…сунья, птенчик — пт…нец.

4. Спиши пословицу, напиши проверочные слова.

Не сп…ши языком — тор…пись делом.

infourok.ru

План-конспект урока русского языка (3 класс) по теме: Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка безударной гласной в корне слова».

Тема урока. «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне».

Цель:

  1. Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
  2. Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2 Повторение изученного.

(На доске: к…ток, в…дро, береза, пов…р, в…сна, спос…б, ст…нал, малина, зел…нь).

Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их  на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

(I группа – каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Эти слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.

II группа – береза, малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне . Они состоят из трех слогов).

-Что объединяет все эти слова?

(Все они с безударной гласной в корне).

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(На доске написаны слова с безударной гласной в корне слова. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне»).

-Как проверить безударную гласную в корне?

-Запишите слова с проверяемыми безударными гласными, подберите к ним проверочные слова.

3. Минутка чистописания.

-На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются проверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы? (а, о, е).

-Какие безударные гласные в корне нужно проверять?

-Корни-домики. На улице Безударных Гласных в них живёт по одной букве. Единоличные хозяйки домиков – корней всегда готовы предъявить паспорта с пропиской-ударением. Они привыкли вести своё словарное хозяйство самостоятельно, трудолюбивы и неизбалованны.

Корневая буква «А»                                    Корневая буква «О»                

Не приемлет баловства.                              Отвергает баловство

В корне-домике она                                     И одна который год

Управляется одна!                                       В корне домика живет.

Вот знакомая моя                                        Неизвестно букве «Е»

Корневая буква «Я»                                    Ничего о баловстве,

Низко голову склоня,                                  И ничуть не скучно ей          

Вяжет, спицами звеня                                 В корне-комнатке своей.  

Буква «И» гостей не ждёт

Здесь она одна живёт

В корне-домике сидит

И в окошечко глядит.3

  • Составить свою цепочку из данных букв и запишите ее.
  • Как понимаете смысл записанной на доске пословицы?

(Умная г…л…ва не скажет пустые сл…ва).

-Какие буквы пропущены в словах? Объясните их написание.

-Как проверить безударную  гласную в корне?

4. Словарно-орфографическая работа.

-Из стихотворения, которое я прочитаю, выберите и запишите слова с непроверяемой безударной гласной.

Автобус, аллея,

Асфальт и трава.

В «опасные» снова

Играем слова.

Аптека, базар,

Магазин и народ,

Газета, квартира,

Забор и завод.

Машина, вагон,

Пассажир и трамвай.

Пиши с буквой «а» их

Их не забывай.

5. Закрепление изученного.

1.На доске записано предложение:

-Прочитайте примету , написанную на доске.

Прохладная ос /и/ нь – к холодной з /и /ме

-Объясните орфограммы в предложении, написанном на доске..

( в слове “осень” безударная буква Е, проверочное слово осенний

в слове “зима” безударная гласная И, проверочное слово зимний)

(в слабой позиции вместо звука/ И,/пишем буквы И, Е)

-Прочитайте и другие приметы

Мягкая осень — к долгой зиме.

Берёзовые листья ложатся изнанкой – зима будет холодной.

6. Вспоминаем правила проверки безударных гласных

— Как проверить безударную гласную?

(чтобы проверить безударную гласную,нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала ударной).

( вывешивается таблица)

Алгоритм проверки безударных гласных

  1. поставить ударение в слове
  2. найти безударную гласную
  3. подобрать однокоренное слово или изменить форму слова

2. Прочитайте предложения. Напишите предложение, в котором все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную, подчеркните ее, устно подберите проверочное слово.

Журавли летели через поля, леса, города.

Качает ветвями косматая седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

(Выписать можно любое предложение, т.к. они все подчиняются заданию).

7.Физкультминутка.

-Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Я буду называть слова с безударной гласной. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете над головой. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы приседаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, земля, моря, скала, шары, дела, сады.

8. Прочитайте. Исключите в цепочках «лишние» слова. Ответ обоснуйте. Напишите «лишние» слова, подчеркивая безударные гласные.

М…рской, с…довый, сп…ртивный, х…лодный

(садовый, т.к. безударная гласная а)

Зв…зда, в…сло, в..дро, сп…шить,

(спешить, т.к. глагол)

Св… тлячок, л..сной, кр…чать, сн…говик

(кричать, т.к. глагол и безударная гласная и)

Т…желый, пр…мой, в…селый, гл…дит.

(веселый, т.к. безударная гласная е, глядит, т.к. глагол)

-Как проверить безударную гласную в корне?

-На какие две группы можно разделить выписанные слова? (Глаголы и имена прилагательные)

9. Словарная работа.

а)

(картинки леса и лисы, слова л/и/ са, л /и /са)

— Докажите, какую букву нужно писать в словах?

(леса — лес, лиса – лисы)

б)

(картинки мальчика, который поёт и дедушки, который пьёт чай, слова зап /и/ вать, зап /и /вать )

— Докажите, какую букву нужно писать в словах?

(запевать – петь, запивать = пить)

-Придумайте предложения по картинкам.

  1. Итог урока.

-Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.