Валентность некоторых элементов в химических соединениях таблица 8 класс – Конспект урока по химии для 8 класса. «Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений».

Валентность химических элементов – как определить, таблица валентности (8 класс)

При рассмотрении химических элементов можно заметить, что количество атомов у одного и того же элемента в разных веществах разнится. Каким же образом правильно записать формулу и не ошибиться в индексе химического элемента? Это легко сделать, если иметь представление, что такое валентность.

Валентность химических элементов – как определить, таблица валентности (8 класс)

Для чего нужна валентность?

Валентность химических элементов – это способность атомов элемента образовывать химические связи, то есть присоединять к себе другие атомы. Количественной мерой валентности является число связей, которые образует данный атом с другими атомами или атомными группами.

В настоящее время валентность представляет собой число ковалентных связей (в том числе возникших и по донорно-акцепторному механизму), которыми данный атом соединен с другими. При этом не учитывается полярность связей, а значит, валентность не имеет знака и не может быть равной нулю.

Ковалентная химическая связь – это связь, осуществляемая за счет образования общих (связывающих) электронных пар. Если между двумя атомами имеется одна общая электронная пара, то такая связь называется одинарной, если две – двойной, если три – тройной.

Как находить валентность?

Первый вопрос, который волнует учеников 8 класса, начавших изучать химию – как определить валентность химических элементов? Валентность химического элемента можно посмотреть в специальной таблице валентности химических элементов

Валентность химических элементов – как определить, таблица валентности (8 класс)

Рис. 1. Таблица валентности химических элементов

Валентность водорода принята за единицу, так как атом водорода может образовывать с другими атомами одну связь. Валентность других элементов выражаем числом, которое показывает, сколько атомов водорода может присоединить к себе атом данного элемента. Например, валентность хлора в молекуле хлористого водорода равна единице. Следовательно формула хлористого водорода будет выглядеть так: HCl. Так как и у хлора и у водорода валентность равна единице, никакой индекс не используется. И хлор и водород являются одновалентными, так как одному атому водорода соответствует один атом хлора.

Рассмотрим другой пример: валентность углерода в метане равна четырем, валентность водорода – всегда единица. Следовательно, рядом с водородом следует поставить индекс 4. Таким образом формула метана выглядит так: Ch5 .

Очень многие элементы образуют соединения с кислородом. Кислород всегда является двухвалентным. Поэтому в формуле воды h3O, где встречаются всегда одновалентный водород и двухвалентный кислород, рядом с водородом ставится индекс 2. Это значит, что молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Валентность химических элементов – как определить, таблица валентности (8 класс)

Рис. 2. Графическая формула воды

Не все химические элементы имеют постоянную валентность, у некоторых она может изменяться в зависимости от соединений, где используется данный элемент. К элементам с постоянной валентностью относятся водород и кислород, к элементам с переменной валентностью относятся, например, железо, сера, углерод.

Как определить валентность по формуле?

Если у вас перед глазами нет таблицы валентности, но есть формула химического соединения, то возможно определение валентности по формуле. Возьмем для примера формулу оксид марганца – Mn2O7

Валентность химических элементов – как определить, таблица валентности (8 класс)

Рис. 3. Оксид марганца

Как известно, кислород является двухвалентным. Чтобы выяснить, какой валентностью обладает марганец, необходимо валентность кислорода умножить на число атомов газа в этом соединении:

2*7=14

Получившееся число делим на количество атомов марганца в соединении. Получается:

14:2=7

7 (VII) – валентность марганца в данном соединении

Что мы узнали?

В данной теме раскрывается информация о том, что такое валентность. Валентность – способность образовывать химические соединения посредством присоединения к атомам одного элемента атомов другого элемента. Валентность бывает постоянная и переменная. Зная валентность того или иного элемента, можно легко научиться записывать формулы соединений.

Предыдущая

ХимияХимия в жизни человека – роль, воздействие

Следующая

ХимияВалентность химических элементов – таблица со степенью окисления (8 класс)

Валентность химических элементов — Химия

Валентность химических элементов

Валентность химических элементов

НCl H 2 O NH 3 CH 4  Что общего в этих веществах?  все вещества сложные; во всех есть атомы водорода.

НCl H 2 O NH 3 CH 4

Что общего в этих веществах?

  • все вещества сложные;
  • во всех есть атомы водорода.
Что вы можете сказать о строении этих веществ? атом водорода соединён с одним другим атомом; разные атомы присоединяют разное число атомов водорода. Вывод: разные атомы обладают способностью присоединять разное число атомов. Такое свойство атома называется валентностью.

Что вы можете сказать о строении этих веществ?

  • атом водорода соединён с одним другим атомом;
  • разные атомы присоединяют разное число атомов водорода.

Вывод:

разные атомы обладают способностью присоединять разное число атомов. Такое свойство атома называется

валентностью.

Свойства атома химического элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого химического элемента называют ВАЛЕНТНОСТЬЮ. валентность водорода всегда равна – I; кислорода - I I (кроме соединения OF2 )

Свойства атома химического элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого химического элемента называют ВАЛЕНТНОСТЬЮ.

валентность водорода всегда равна – I; кислорода — I I (кроме соединения OF2 )

Эдуард Франкленд (1825-1899) Английский химик. В 1952 году ввел понятие о соединительной силе. Это свойство атомов позже стали называть валентностью.

Эдуард Франкленд (1825-1899)

Английский химик. В 1952 году ввел понятие о соединительной силе. Это свойство атомов позже стали называть валентностью.

Таблица валентности

Таблица валентности

 Теперь разберемся в том, как составляют химические формулы по уже известным валентностям атомов.  Например, надо записать формулу соединения железа (III) с кислородом (соединения элементов с кислородом называются оксидами). Запишем химические символы железа (Fe) и кислорода (O), а над символами поставим валентности этих элементов. Затем переместим вниз и крест-накрест значения валентностей, записав их справа (и внизу) около символов элементов в виде индексов:

Теперь разберемся в том, как составляют химические формулы по уже известным валентностям атомов.

Например, надо записать формулу соединения железа (III) с кислородом (соединения элементов с кислородом называются оксидами). Запишем химические символы железа (Fe) и кислорода (O), а над символами поставим валентности этих элементов. Затем переместим вниз и крест-накрест значения валентностей, записав их справа (и внизу) около символов элементов в виде индексов:

Вещества, состоящие из двух химических элементов, называют БИНАРНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ.

Вещества, состоящие из двух химических элементов, называют БИНАРНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ.

Названия бинарных соединений N 2 O 5 - оксид кальция   AlN – нитрид алюминия   Сa 3 P 2 - фосфид кальция   K 2 S – сульфид калия  латинское название второго элемента (+ ид) + русское название первого элемента

Названия бинарных

соединений

N 2 O 5 — оксид кальция

AlN – нитрид алюминия

Сa 3 P 2 — фосфид кальция

K 2 S – сульфид калия

латинское название

второго элемента (+ ид)

+

русское название

первого элемента

Правило:   в бинарном соединении произведение валентности и индекса (суммарное число валентностей) одного элемента равно произведению валентности и индекса (суммарному числу валентностей) другого элемента

Правило:

в бинарном соединении произведение

валентности и индекса

(суммарное число валентностей)

одного элемента равно произведению валентности и индекса

(суммарному числу валентностей)

другого элемента

Задание 1. Определите валентности элементов в соединениях с водородом:  PH 3 , HF, H 2 S, CaH 2 ,  III I I I I II II I P H 3 , H F, H 2 S Ca H 2

Задание 1. Определите валентности элементов в соединениях с водородом: PH 3 , HF, H 2 S, CaH 2 ,

III I I I I II II I P H 3 , H F, H 2 S Ca H 2

Задания 2. Определите валентности элементов   NO 2 , N 2 O 5 , SO 2 , SO 3 , Cl 2 O 7  К ак называются бинарные соединения, содержащие кислород? Проверка:  IV II V II IV II VI II VII II  N O 2 , N 2 O 5 , S O 2 , S O 3 , Cl 2 O 7 . (Оксид)

Задания 2. Определите валентности элементов

NO 2 , N 2 O 5 , SO 2 , SO 3 , Cl 2 O 7

К ак называются бинарные соединения, содержащие кислород?

Проверка: IV II V II IV II VI II VII II

N O 2 , N 2 O 5 , S O 2 , S O 3 , Cl 2 O 7 . (Оксид)

Задания 3. Наш старый знакомый Юх нарисовал свой химический автопортрет, повесил его в лаборатории и сказал, что со временем обязательно синтезирует такое соединение. Оно обязательно будет обладать какими-нибудь необычными свойствами. Доктор Пилюлькин сразу нашел ошибку в портрете и сказал Юху, что такое соединение вряд ли можно синтезировать. Какую ошибку смог найти доктор Пилюлькин?

Задания 3. Наш старый знакомый Юх нарисовал свой химический автопортрет, повесил его в лаборатории и сказал, что со временем обязательно синтезирует такое соединение. Оно обязательно будет обладать какими-нибудь необычными свойствами. Доктор Пилюлькин сразу нашел ошибку в портрете и сказал Юху, что такое соединение вряд ли можно синтезировать. Какую ошибку смог найти доктор Пилюлькин?

Технологическая карта урока по химии 8 класс «Валентность химических элементов»

Класс 8, дата 09.10.2017, предмет: химия

Тема урока: Валентность химических элементов.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока: представления о валентности как свойстве атомов одного элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого элемента. Научить определять валентность элементов по формулам соединений, состоящих из двух элементов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные. Знать определение понятия «валентность». Уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений. Знать валентность некоторых химических элементов.

Метапредметные. Формировать умение работать по алгоритму для решения учебных и познавательных задач.

Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы.

Основные понятия: валентность, бинарные соединения, оксиды.

Основные виды деятельности учащихся: определять валентность элементов в бинарных соединениях.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

2. Проверка домашнего задания

Проводит фронтальный опрос. (Слайд 2)

— Какие по составу вещества вам известны?

— Чем различаются простые и сложные вещества?

-Что такое химическая формула?

— Что называют индексом?

— Что такое коэффициент?

-Какую информацию можно получить о веществе по его химической формуле?

— Что необходимо для того, чтобы вывести химическую формулу вещества?

Индивидуальная работа. (Слайд 3)

Решение задачи. Определите массовые доли элементов в оксиде меди (II).

Дhello_html_3d06e355.gifано: Решение:

CuO 1. Найдём относительную

hello_html_m5159a3f1.gifмолекулярную массу CuO

Найти: Mr(CuO) = 64+16 = 80

w(Cu) – ? 2. Найдём массовую долю

w(O) – ? меди:

w(Cu) = 64/80 = 0,8 или 80%

3. Найдём массовую долю

кислорода:

w(O) = 16/80 = 0,2 или 20%

или

w(O) = 100% — 80% = 20%

Ответ: w(Cu) = 80%, w(O) = 20%. Обменяться тетрадями для взаимопроверки результатов задания.

(Слайд 3)

Отвечают на вопросы.

Простые и сложные.

Количеством входящих в них элементов.

Химическая формула – это запись, выражающая качественный и количественный состав данного вещества.

Индекс обозначает число атомов элемента, входящих в состав данного вещества.

Коэффициент – обозначает количество атомов или молекул.

Качественный состав – это какие элементы входят в состав данного вещества, а количественный – в каком соотношении. Необходимо знать массовые доли химических элементов.

Решают самостоятельно задачу.

Проверяют задания методом взаимоконтроля и контроля по эталону.

3. Актуализация знаний

Демонстрация шаростержневых молекул и графических формул HCl, H2O, NH3, CH4 (Слайд 4).

Что можете сказать о качественном и количественном составе этих веществ.

Проблемный вопрос. Почему атомы разных элементов удерживают неодинаковое число атомов водорода?

Рассматривают графические молекулы веществ.

В молекуле HCl атом хлора удерживает один атом водорода, в молекуле H2O атом кислорода удерживает два атома водорода, в молекуле NH3 атом азота удерживает три атома водорода, в молекуле CH4 атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Затрудняются ответить на вопрос.

4. Изучение нового материала

Знакомит с Эдуардом Франклендом и понятием валентность. (Слайд 5)

В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).  

В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.

Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.

Валентность – это способность атомов удерживать при себе определенное число атомов других элементов. (Слайд 6)

Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность). (Слайд 7)

Знакомит с правилами определения валентности элементов в соединениях. (Слайд 8)

Слушают учителя.

Записывают определение.

Работа с учебником с.56

Записывают алгоритм.

5. Этап первичного закрепления

Определите валентность в следующих химических соединениях: CuO; PH3; Al2O3; SO3; NH3; Al2S3. (Слайд 9)

Работают у доски. Определяют валентность.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует индивидуальную работу детей по карточкам (Слайд 10)

1. Определите валентность элементов в соединениях с кислородом:

2. Определите валентность элементов в соединениях с водородом:

3. Определите валентность элементов в следующих соединениях:

Выполняют задания.

Приложение 1.

Выполняют самопроверку по эталону.

Приложение 2.

7. Рефлексия деятельности

Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность на полях тетради. (Слайд 11)

Я знаю …

Я запомнил …

Я смог …

Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность

8. Домашнее задание

§16, выполнить № 3-5 с. 58. Индивидуальное задание: изобразить графические формулы молекул PH3, SO3. (Слайд 12)

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы

Презентация к уроку на сайте учителя.

Приложение 1.

Валентность химических элементов.

Определение валентности по формуле соединений.

Изучите алгоритм определения валентности по формуле бинарного соединения (§ 16 с.57- 58)

Запомните!

  1. Валентность водорода равна I во всех соединениях.

  2. Валентность кислорода во всех соединениях равна II.

  1. Определите валентность элементов в соединениях с кислородом:

SiO2

SO2

SO3

P2O3

P2O5

P4O6

P4O10

N2O5

PbO

PbO2

  1. Определите валентность элементов в соединениях с водородом:

HBr

NH3

H2Se

HI

H2S

LiH

PH3

CH4

  1. Определите валентность элементов в следующих соединениях:

AlI3

Al4C3

Al2S3

BaBr2

FeCl2

SiF4

Ca3N2

CaCl2

CaS

KI

Приложение 2.

Эталон для проверки.

Валентность химических элементов.

Определение валентности по формуле соединений.

Изучите алгоритм определения валентности по формуле бинарного соединения (§ 16 с.57- 58)

Запомните!

  1. Валентность водорода равна I во всех соединениях.

  2. Валентность кислорода во всех соединениях равна II.

  1. Определите валентность элементов в соединениях с кислородом:

S(IV)O2(II)

S(VI)O3(II)

P2(III)O3(II)

P2(V)O5(II)

P4(III)O6(II)

P4(V)O10(II)

N2(V)O5(II)

Pb(II)O(II)

Pb(IV)O2(II)

  1. Определите валентность элементов в соединениях с водородом:

H(I)Br(I)

N(III)H3(I)

H2(I)Se(II)

H(I)I(I)

H2(I)S(II)

Li(I)H(I)

P(III)H3(I)

C(IV)H4(I)

  1. Определите валентность элементов в следующих соединениях:

Al(III)I3(I)

Al4(III)C3(IV)

Al2(III)S3(II)

Ba(II)Br2(I)

Fe(II)Cl2(I)

Si(IV)F4(I)

Ca3(II)N2(III)

Ca(II)Cl2(I)

Ca(II)S(II)

K(I)I(I)

Список литературы:

1. Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

2. Гара Н.Н., Химия уроки в 8 классе.

3. Гара Н.Н., Габрусева Н.И., Химия «Задачник с «Помощником» 8-9.

4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., учебник «Химия 8 класс»

«Валентность. Определение валентности по формулам»

Цели урока.

Дидактические:

  • опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;
  • способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
  • акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений формулировать определения;
  • разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;
  • способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
  • развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
  • повысить уровень эстетического воспитания учащихся;
  • ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты обучения:

  1. Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
  2. Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.

Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность, постоянная и переменная валентность.

Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Средства обучения: алгоритм определения валентности.

Демонстрационное оборудование: шаростержневые модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана.

Оборудование для учащихся: на каждом столе “Алгоритм определения валентности”.

Опережающее задание: индивидуальное задание – подготовить сообщение на тему “Эволюция понятия “валентность”.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.

Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах).

2. Индивидуальная работа по карточкам трёх учащихся по теме “Относительная молекулярная масса”. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем.

Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.

Справочные данные:

  • Аr (Na) = 23
  • Аr (Cl) = 35,5
  • Аr (K) = 39
  • Аr (O) = 16

Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.

Справочные данные:

  • Аr (Cu) = 64
  • Аr (O) = 16
  • Аr (S) =3 2

Карточка № 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CH4, NO.

Справочные данные:

  • Аr (С) = 12
  • Аr (H)  = 1
  • Аr (N) = 14
  • Аr (O) = 16

3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Задача информационно-вычислительного характера (условие записано в раздаточном материале).

Эффективность зубных паст в профилактике кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, способного взаимодействовать с зубной эмалью. Зубная паста “Crest” (производство США) содержит, как указано на упаковке, SnF2, а зубная паста “FM extra DENT” (производство Болгария) содержит NaF. Вычислите, какая из этих двух паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса.

Проверка: один учащийся устно читает решение.

II. Операционно-исполнительный этап.

1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.

Понятие о валентности.

– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

Беседа с учащимися:

– Что общего в составе молекул?

Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.

– Чем они отличаются друг от друга?

Предполагаемый ответ:

  • HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
  • H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
  • NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
  • CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Демонстрация шаростержневых моделей.

Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

(Выслушиваем варианты ответов учащихся).

Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила.

Запись в тетради:

Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

Валентность обозначается римскими цифрами.

Записи на доске и в тетрадях:

I   I
HCl

I   II
H2O
I   III
H3N
I   IV
H4C

Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.

2. Эволюция понятия “валентность” (сообщение учащегося).

– В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).

В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.

Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.

В конце 50-х гг. XIX вeка А.С. Купер и А.Кекуле постулировали принцип постоянной четырёхвалентности углерода в органических соединениях. Представления о валентности составили важную часть теории химического строения А.М. Бутлерова в 1861 г.

Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869 г. вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.

Вклад в эволюцию понятия “валентность” в разные годы внесли В.Коссель, А.Вернер, Г.Льюис.

Начиная с 30-х гг. XX века представления о природе и характере валентности постоянно расширялись и углублялись. Существенный прогресс был достигнут в 1927 г., когда В.Гейтлер и Ф.Лондон выполнили первый количественный квантово-химический расчёт молекулы водорода H2.

3. Определение валентности атомов элементов в соединениях.

Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.

Алгоритм определения валентности.

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества. H2S, Cu2O
2. Обозначьте известную валентность элемента I
H2S,

        II
Cu2O

3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов    2
I
H2S

    2
       II
Cu2O

4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью   2
I   II
H2S

   2
I     II
Cu2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента I   II
H2S
(2=2)
I     II
Cu2O
(2=2)

4. Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в раздаточном материале.

SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

Первичная проверка усвоения знаний.

В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

  • Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
  • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
  • Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Проверка выборочная. Консультант из числа учащихся по готовому шаблону проверяет 4 тетради учащихся.

Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.

IV. Подведение итогов урока.

Беседа с учащимися:

  • Какую проблему мы поставили в начале урока?
  • К какому выводу мы пришли?
  • Дать определение “валентности”.
  • Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
  • Как определить валентность атома в соединении?

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

Домашнее задание: § 4, стр. 23–25, упр. на стр. 25.

– Благодарю за урок. До свидания.

Конспект урока по химии для 8 класса. «Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений».

Конспект урока по химии для 8 класса

Тема «Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений».

Цели:

образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о веществах; дать понятие о валентности как свойстве атомов элементов присоединять определенное число атомов другого элемента, научить определять валентность элементов по формулам их соединений;

развивающая: развивать мыслительную активность учеников при решении проблемных вопросов и определении валентности;

воспитательная: формировать навыки самостоятельной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Базовые понятия: валентность химических элементов. Бинарные соединения.

Межпредметные связи: с математикой.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Фронтальная беседа.

Вы с этого года начали изучать химию. И за этот небольшой период вы узнали много интересного о веществах, потому что химия – это наука о…

(о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения).

— Что такое вещество?

(это то, из чего состоит материал).

— Сколько всего веществ известно на сегодня?

(более 10 млн.)

— В каком виде встречаются вещества в природе? (Чистые вещества и смеси).

-Какие вещества называются чистыми?

(с постоянными физическими свойствами).

— Как отличить одно вещество от другого? (по свойствам).

— От чего зависят свойства вещества? (от его состава).

Вы узнали, что вещества состоят из химических элементов.

— Что такое химический элемент?

(определённый тип атомов).

В зависимости от того, столько химических элементов образуют вещество…

— вещества бывают?

(простые и сложные).

— Какие вещества называются простыми?

(состоящие из одного химического элемента).

ЗАДАНИЕ №1

Подчеркнуть и прочитать формулы простых веществ.

Н2S, AL, O2, HNO2,F2, C.

— На какие две группы делятся простые вещества?

(металлы и неметаллы).

Назвать металлы и неметаллы.

— Какие вещества называются сложными?

(состоящие из нескольких химических элементов).

ЗАДАНИЕ №2

Подчеркнуть и прочитать формулы сложных веществ.

H2SO3, Br2, H2, СuСl2, HF, FeS.

Итог фронтального опроса.

  1. Изучение нового материала.

С каждым уроком химии вы все больше будете узнавать о веществах. Как же образуются простые и сложные вещества?

Простые и сложные вещества образуются в результате того, что атомы химических элементов связываются между собой. Обратите внимание на формулы веществ, написанные в таблице (работа с таблицей).

№ п/п

Название

Формула

Присоединяет атомы водорода

Валентность

1

Хлороводород

HCl

1

I

Cl

2

Вода

H2O

2

II

O

3

Аммиак

NH3

3

III

N

4

Метан

CH4

4

IY

C

Учащиеся по очереди читают формулы и названия веществ.

— Что Вы можете сказать о качественном составе этих веществ? Что общего?

(в состав входят атомы водорода).

— Что Вы можете сказать о количественном составе вещества? Сколько атомов водорода присоединяют атомы хлора, кислорода, азота и углерода?

Проблема. Почему атомы разных элементов присоединяют неодинаковое число атомов водорода?

Видимо атомы обладают разной способностью в этом отношении. И на этот вопрос мы найдем ответ, рассмотрев тему нашего урока.

Учащиеся записывают тему «Валентность химических элементов».

Валентность, от латинского слова значит «сила», а точнее… (работа с учебником стр.55).

(ученик читает формулировку).

Каждый атом химического элемента имеет свою валентность.

(учащиеся записывают в тетрадях).

За единицу валентности принята валентность водорода, которая равна одному. Почему? Потому что атомы водорода не могут присоединять более одного атома, другого элемента.

Внимание на исходные формулы.

Валентность же других элементов можно выразить числом, показывающим, сколько атомов водорода может присоединить к себе атом данного элемента.

Обозначаются валентности химических элементов к исходным формулам – над химическим символом римской цифрой.

Запомните: I II

валентность водорода (H) и валентность кислорода (О).

Зная валентность одного из химических элементов в бинарных соединениях, несложно определить валентность другого химического элемента. Для этого рассмотрим вторую часть темы нашего урока.

Учащиеся записывают в тетрадь: «Определение валентности атомов элементов по формулам бинарных соединений».

Для определения валентности Вы должны усвоить правило на стр. 57 учебника и знать математику.

Например: Нужно определить валентность алюминия, формула которого

Al2O3

Для этого записываем формулу вещества и над химическим элементом кислорода указываем римской цифрой его валентность (она нам известна – всегда два)

II

Al2O3

Учитывая число атомов кислорода в соединении, определяем суммарную валентность трех атомов кислорода – она равна шести (2 х 3=6). Эти шесть единиц валентности приходятся на два атома алюминия, значит на один атом алюминия – три единицы (6:2=3)

Итак, алюминий в оксиде алюминия трехвалентен:

III II

Al2O3

  1. Закрепление.

Определите валентность элементов в веществах, формулы которых:

K2O. FeO, Fe2O3, AlCl3, PbO2, PbO, Mn2O7, CuCl2, Al2S3, PH3, SiH4, HBr, CCl4.

  1. Самостоятельная работа по новому материалу.

Определите валентность атомов элементов в следующих соединениях.

I вариант:

N2O5, PCl3, HgO, MnCl2, Cr2O3.

II вариант:

Cr2S3, СaS, Na2O, Cl2O7, SO3

Взаимопроверка.

  1. Домашнее задание.

Изучить §16, выполнить задания на стр. 58, № 3,4,5. Формулировки записать в словарь.

  1. Рефлексия. (опорные сигналы).

Урок по химии в 8 классе на тему «Валентность химических элементов»

Урок по теме: «Валентность химических элементов».

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Цель урока: сформировать понятие валентность и умение определять валентность по химическим формулам и составлять химические формулы по валентности.

Задачи урока

I. Образовательные.

1. Познакомить учащихся с понятием валентность;

2. Сформировать и закрепить умение определять валентность по химическим формулам;

3. Сформировать и закрепить умение составлять формулы, зная валентность химических элементов.

II. Воспитательные.

Показать единство материального мира

III. Развивающие.

Умение записывать химические формулы веществ, зная валентность элементов, входящих в состав данного вещества. Приобретение навыков самостоятельной работы.

Основные понятия: валентность,

Оборудование: таблицы и схемы

Используемая литература:

Учебник «Химия 8 класс» под редакцией Е.Е. Минченкова

Учебник «Химия 8 класс» Н.Е. Кузнецова

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин)

приветствие; отметить отсутствующих.

  1. Постановка проблемного вопроса (3 мин)

  2. Актуализация знаний, (беседа 10 мин)

  3. Объяснение нового материала по теме «Валентность химических элементов» (15 мин)

  4. Закрепление материала, повторение ключевых моментов. Подведение итогов: ответ на проблемный вопрос (5 мин)

  5. Домашнее задание (1 мин)

Сегодня мы с вами повторим материал, который изучали на прошлом уроке «Химическая формула». Относительная молекулярная масса». Потренируемся в вычислении относительной молекулярной массы. А затем перейдем к изучению новой темы.

Итак, первый вопрос: что такое химическая формула? (предполагаемый ответ – химическая формула – это запись, выражающая качественный и количественный состав данного вещества).

А что такое, качественный и количественный состав вещества? (предполагаемый ответ – качественный состав – это какие элементы входят в состав данного вещества, а количественный – в каком соотношении).

Что такое, индекс и коэффициент в химической формуле? (предполагаемый ответ – индекс обозначает число атомов каждого химического элемента, входящего в состав молекулы, пишется справа внизу от символа элемента. Коэффициент – обозначает количество атомов или молекул, пишется перед символом элемента).

Что означает следующая запись:

2Сl, 2Сl2, 3Сl2, 5НСl

Предполагаемый ответ:

2Сl – два атома хлора;

2Сl2 две молекулы хлора;

3Сl2 три молекулы хлора;

5НСl – пять молекул хлороводорода.

Следующий вопрос: Что такое относительная молекулярная масса, как она обозначается и как рассчитывается?

Предполагаемый ответ – относительная молекулярная масса – показывает во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода; обозначается Мr. Относительная молекулярная масса равна сумме относительных атомных масс элементов, входящих в состав молекулы вещества, с учетом индексов.

Давайте рассчитаем Мr молекулы следующего вещества:

Мr(Al2(SO4)3) = Ar(Al)2 + Ar(S)3 + Ar(O)12 = 54 + 96 + 192 = 342

Значит относительная молекулярная масса Al2(SO4)3 равна 342.

Итак, а теперь переходим к изучению новой темы. В конце урока мы напишем небольшую самостоятельную работу по новой теме, поэтому слушайте внимательно и переписывайте записи с экрана. Запишите тему урока: «Валентность химических элементов».

Только что мы с вами вспомнили, что такое химическая формула. Каждое вещество имеет свою химическую формулу, которая выражает его качественный и количественный состав, т.е. какие элементы и в каком количестве входят в состав одной молекулы данного вещества.

А как же узнают состав каждого вещества. С помощью сложных экспериментов. Однако, зная валентность можно составить формулу любого вещества. Итак, запишем, что же такое валентность:

Валентность – это способность атомов удерживать при себе определенное число атомов других элементов.

Валентность атома водорода принята за единицу.

I I I I

НСl H2O NH3 CH4

Cледовательно, атом водорода не может присоединять больше одного атома другого элемента, но другие элементы могут присоединять один (НСl), два (H2O), три (NH3), четыре (CH4) и более атомов водорода (показать шаростержневые модели этих молекул).

Валентность обозначается римской цифрой, которая ставится над знаком химического элемента в формуле вещества.

А кислород? Атом кислорода всегда двухвалентен.

II II II

H2O SO3 CO2

Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность):

VI IV II

SO3 SO2 H2S

В учебнике на странице 25 в таблице приведены валентности химических элементов в соединениях. Жирным шрифтом обозначены те элементы, которые имеют постоянную валентность (Na, К, Н, О и др.).

Зная формулы веществ, состоящих из двух элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента. Например, СuO – оксид меди (II). Мы знаем, что валентность кислорода равна двум. Если на один атом кислорода приходится один атом меди, значит, валентность меди тоже равна двум.

Запишем правила определения валентности по формулам их соединений.

Правила определения валентности элементов в соединениях:

1. Записать химическую формулу вещества и указать валентность известного элемента.

Например, оксид углерода (IV) имеет формулу – СО2, валентность кислорода постоянна и равна двум, записываем над символом кислорода II

II

СО2

2. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.

Для этого умножаем валентность известного элемента на индекс при этом элементе:

2 × II = 4 – это и есть НОК

3. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

Индекс при атоме углерода равен 1, значит:

4 : 1 = IV – это и есть валентность атома углерода

IV II

СО2

Разберем еще один пример:

II

Fe2O3

1. Валентность кислорода постоянна и равна II.

2. НОК: 3 × II = 6

3. 6 : 2 = III – это и есть валентность атома железа

III II

Fe2O3

Определим валентность химических элементов в следующих соединениях:

СаО ZnCl2

N2O3 Li2S

NH3 Mg3P2

Валентность атомов кислорода вы уже знаете, а валентность других элементов, имеющих постоянную валентность, находим по таблице.

Вы уже умеете определять валентность химических элементов в соединениях, формулы которых известны. А теперь рассмотрим как, зная валентность составить химические формулы.

Для составления химической формулы, нужно знать валентность элементов в данном соединении. Валентности некоторых элементов представлены в таблице учебника.

Правила составления химических формул по валентности:

1. Записать химические знаки элементов, входящих в состав соединения, и указать их валентности.

Например, составим формулу оксида алюминия – соединения алюминия с кислородом. Запишем знаки химических элементов:

Аl..O..

Валентность кислорода равна двум, валентность алюминия постоянна, находим значение валентности по таблице учебника, она равна трем. Записываем валентности:

III II

Аl..O..

2. Определить НОК чисел, обозначающих валентность обоих элементов.

НОК – наименьшее из целых положительных чисел, делящееся без остатка на каждое из данных целых чисел.

НОК II и III – 6

3. Разделить НОК на валентность каждого элемента, полученные числа обозначают индексы соответствующих элементов.

6 : II = 3, т.е. индекс при атоме кислорода равен 2

6 : III = 2, т.е. индекс при атоме алюминия равен 3.

4. Записать полученные индексы справа внизу у знаков химических элементов.

III II

Аl2O3

Разберем еще один пример: соединение серы с водородом, при чем валентность серы указана, так как сера имеет переменную валентность.

II

Н..S..

1.Записываем валентность атома водорода:

I II

Н..S..

2. Находим НОК, оно равно двум

3. Находим индексы элементов:

2 : II = 1, т.е. индекс при атоме серы равен 1

2 : I = 2, т.е. индекс при атоме водорода равен 2

4. Записываем формулу с учетом индексов:

I II

Н2S

В названии веществ, имеющих переменную валентность, в скобках пишут валентность данного элемента в этом соединении:

СuO – оксид меди (II)

Cu2O – оксид меди (I)

Расставим индексы в формулах следующих соединений:

II III

К..S.. Мg..N..

IV I

Мg..Si.. С..Сl..

II I I

Fe..Сl.. Са..F..

Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое валентность, как определить валентность элементов, формула которого известна, и наоборот, зная валентность составить химическую формулу. Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, для этого напишем самостоятельную работу.

На работу вам остается 10 минут.

Домашнее задание §4, 5 задания №№ 3, 4 стр. 28; задачник: 1-99, 1-100

I вариант

1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:

СО, ZnS, SiН4

2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:

а) K..O..

I

б) Аl..I..

V I

в) Р..Cl..

3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):

а) железа (II)

б) азота (IV)

4. Составьте химические формулы соединений с хлором (I) следующих элементов (символ хлора в данных формулах ставится на второе место):

а) бария

б) железа (III)

II вариант

1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:

HBr, Ca3P2, MgCl2

2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:

VI

а) S..O..

III I

б) Fe..Cl..

I II

в) Cu..S..

3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):

а) калия

б) кремния(IV)

4. Составьте химические формулы соединений с хлором (I) следующих элементов (символ хлора в данных формулах ставится на второе место):

а) алюминия

б) кальция

III вариант

1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:

NO, Na2S, СaCl2

2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:

I II

а) Ag..S..

II

б) Аl..S..

IV

в) Si..H..

3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):

а) хлора (VII)

б) бария

4. Составьте химические формулы соединений с серой (II) следующих элементов (символ серы в данных формулах ставится на второе место):

а) железа (III)

б) меди (II)

IV вариант

1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:

NaI, SiCl4, MgS

2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:

I

а) N..O..

I

б) Ba..Cl..

IV

в) Si..O..

3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):

а) cеры(VI)

б) углерода(II)

4. Составьте химические формулы соединений с бромом (I) следующих элементов (символ брома в данных формулах ставится на второе место):

а) cеребра (I)

б) алюминия

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о