Вечные темы в рассказах бунина – Профессор Знаев — Доклад по литературе ««Вечные» темы в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы)»

Профессор Знаев — Доклад по литературе «Вечные темы в рассказах И.А.Бунина»

В своих произведениях Иван Алексеевич Бунин затрагивает такие вечные проблемы, как необратимость уходящего времени, жизнь и смерть, любовь. Эти проблемы, действительно, вечные: человек сталкивается с ними каждый день и будет сталкиваться всегда.

Каждое произведение Бунина по-своему уникально.

Например, рассказ «Антоновские яблоки». Он написан по аналогии тургеневским жанром стихотворения в прозе. Рассказ очень лиричен, несмотря на прозаическую форму.

В нем Бунин восхищается природой, вспоминает о поездках в дворянские усадьбы, где течет здоровая деревенская жизнь, олицетворением которой являются подолгу живущие старики, крепкие дворы и избы. В рассказе автор описывает осень (время полного созревания), говорит о свежести осени: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».

Символом здоровой плодоносящей жизни у Бунина становится аромат антоновских яблок. «Войдешь в дом и прежде услышишь запах яблок, а потом уже другие», — пишет автор.Этим запахом пропитано все в воспоминаниях Бунина.

Многое в жизни проходит, да и жизнь проходит… Необратимость уходящего времени показывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». Но в памяти остается нечто прекрасное: воспоминания, ассоциативно оживающие в нашей памяти, часто связанные с ароматами.

Тема жизни и смерти раскрывается Иваном Алексеевичем в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Здесь внешний блеск героя противопоставлен его внутренней блеклости, дорогая оболочка – пустому содержанию. Автор лишает своего героя имени, так как это собирательный образ, таких людей много. У них нет души, а есть только деньги, они заботятся лишь о собственном комфорте и безразличны к окружающим. Однако, когда Господин из Сан-Франциско умер, те деньги, зарабатыванию которых он посвятил лучшие годы своей жизни, стали никому не нужны, не говоря уже о нем самом. Он возвращается домой в ящике из-под содовой в трюме, рядом с теми людьми, коими он брезговал при жизни.

Пустой и бездуховной жизни Господина противопоставлена жизнь лодочника Лоренцо и абруццких горцев, которые не зависят от денег, они бедны материально, но духовно богаты. Они по-настоящему счастливы в жизни.

В рассказе много символов. Корабль назван «Атлантида», что сразу наталкивает на мысль об обреченности, обреченности богатых и успешных пассажиров на фальшивую жизнь.

На корабле три этажа, которые символизируют социальную лестницу: верхний этаж – это обитатели блестящих салонов, средний – обслуживающий персонал, нижний – кочегары «адской топки».

Перемещение корабля и его возвращение в исходную точку с телом героя становится символом движения человечества по замкнутому кругу.

Это лишь немногие символы, присутствующие в произведении.

По мнению Бунина, важна не смерть, а жизнь до смерти. Жизнь нужно прожить с толком, нужно оставить след, многое понять, духовно обогатиться. А перед лицом смерти человек жалок, и никакие средства тут не помогут…

Тема любви затрагивается Буниным в рассказах «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Во всех них любовь мимолетна и трагична.

В рассказе «Легкое дыхание» нежная, искренняя и бескорыстная Оля Мещерская сталкивается с жестокой действительностью окружающего мира, что приводит ее к гибели.

Герои рассказа «Темные аллеи», любившие друг друга в молодости, но вынужденные расстаться, лишь встретившись много лет спустя осознают, что их чувства друг к другу были лучшим, что было в их жизни.

В рассказе «Чистый понедельник» героиня посещает светские мероприятия, но внутренне чужда этому. Она находит себя в служении Богу, отказываясь от любви.

Во всех этих рассказах о любви Бунин показывает лишь мгновенную вспышку, прозу жизни в них автор отвергает. Любовь в представлении Бунина – это озарение, вспышка, молния, которая освещает жизнь человека, возвышает его над миром суеты и повседневных забот. Любовь – это величайшая ценность, и, чтобы не показывать прозу жизни, будничность, автор обрывает любовь на высшей точке, на ее пике.

Таким образом, Бунин затрагивает очень важные темы в своих произведениях, вечные темы. Они были, есть и будут актуальны во все времена.

znaew.ru

Основные темы и особенности творчества Бунина — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. О чем писал Бунин?
  2. Тема Родины в творчестве Бунина
  3. Тема природы в творчестве Бунина
  4. Концепция любви в творчестве Бунина
  5. Тема смерти в произведениях Бунина
  6. Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?

Без творчества Ивана Алексеевича Бунина сегодня невозможно представить отечественную литературу. Он — первый российский обладатель Нобелевской премии по литературе и один из самых любимых за рубежом российских писателей. Хотя на Родине сегодня его читают мало. А зря, ведь в его произведениях есть практически все, что ищет большинство читателей. Любители красивого слога, длительных описаний найдут в Бунине родную душу. Мужчины оценят поэтическое наследие Бунина. Особенно стихотворение, в котором  автор, тоскуя по любимой ушедшей от него женщине, размышляет о приобретении собаки и о том, какие его ждут одинокие пьяные вечера.

А какие женские образы он выводил в своих произведениях! Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Ида… Бунин – действительно замечательный писатель, за книги которого стоит браться чаще.

Особенности творчества Бунина делают его универсальным писателем, который может быть близок любому – зрелому читателю и юноше.

 

О чем писал Бунин?

Творчество писателя условно можно разделить на несколько этапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода его жизни:

  1. Российский период.
  2. Жизнь в эмиграции.

Однако такая схема будет не совсем полной. В разное время автора волновали различные проблемы:

  • деревенская жизнь, жестокий мир деревни;
  • гибельность Октябрьской революции, идей большевиков;
  • дореволюционное прошлое России, собственное детство;
  • трагизм существования, противостояние мрака и света;
  • любовь как противоположность смерти.

Тема Родины в творчестве Бунина

Тема Родины в творчестве Бунина – одна из основных. Уже самые первые его произведения, написанные в юношеские, молодые годы, ярко отображают знакомый ему деревенский быт. В 1890-х он пишет стихотворения «Родина» и «Родине». В первом из них Россия выведена как нищая крестьянка, которую злопыхатели укоряют за простоту. Обе работы написаны, безусловно, человеком, которого можно назвать патриотом.

Но свою страну Бунин видел не только такой бедной и нищей, он также восхищался российскими закатами, богатством российской осени. В начале 1900-х годов его увлекала и тема истории древней Руси, фольклор.

Свое денежное вознаграждение от Нобелевской премии Бунин потратил очень быстро. Почти все средства разошлись на помощь писателям-эмигрантам и различным зарубежным российским обществам. И в этом тоже можно уследить большой патриотизм Бунина, который перед лицом нового мира и успеха остался верен своему народу.

Видео об особенностях творчества Бунина

Тема природы в творчестве Бунина

Родина для Бунина – это не только люди, но и природа. Александр Блок писал, что так чувствовать и любить природу мало кто умеет. Природа, место человека в ней – это вечные темы творчества Бунина. Живой мир русского леса он воспринимал как музыку: «утро светлое, на почерневших, почти голых лозинках, на их сучьях и редкой пожухлой листве – блестки растаявшего мороза… вдали, у нас, в сизо-туманном утреннем саду, мягко, неизъяснимо-прекрасно краснеют клены».

Деревенской тематике Бунин не изменял всю жизнь, хотя после эмиграции в его работах заметен большой перелом. Даже еще раньше, во время Первой мировой войны, он чувствовал приближение катастрофы. В эмиграции тема России в творчестве Бунина обретает наибольшего размаха. Автор неустанно размышляет, что же будет с его родной землей, которая стала местом для красного террора, которая сильно пострадала из-за братоубийственной Гражданской войны. Он прекрасно понимал, что прежней, дореволюционной России уже не вернуть, и ставил перед собой вопрос:  а найдут ли место в этой новой жизни надломленные русские люди, вечно ищущие и не находящие своего.

Концепция любви в творчестве Бунина

Немало место занимает и концепция любви в творчестве Бунина. В двадцатые годы он написал один из самых известных своих рассказов «Дело корнета Елагина». В нем он вспоминает свои собственные переживания и чувства к В.В.Пащенко. По сюжету, главный герой влюбляется в актрису. Эта любовь приносит ему много мучений, и именно через нее в Елагине происходит «жуткий расцвет… первая месса пола». Отношения Бунина и Пащенко были такими же трудными. Дочь елецкого лекаря первой призналась ему в любви, но потом стала неуверенной в своих чувствах и почти не отвечала будущему знаменитому писателю взаимностью. Позже они расстались, Бунин даже хотел покончить с собой, он то презирал свою неудавшуюся любовь, то высоко возносил ее.

Любовь у автора часто перекликается с чувством ревности. Писатель как бы намекает, что ревность неизбежна, ведь женщины постоянно дают к ней повод: они всегда загадочны, в них есть тайна, недоступная мужчинам, да и им самим бывает очень трудно понять себя, из-за этого они терзаются сами и не дают покоя любящим их. Чувствительные личности всегда тянутся к таким женщинам. И это – закономерность. Закономерность, которая в итоге приводит к трагедии.

Проводя анализ творчества Бунина, Анна Саакянц в своем очерке высказала мысль, что любовь по Бунину – это некий напряженный момент бытия, который озаряет всю жизнь человека подобно зарницам в ночи. 

Тема смерти в произведениях Бунина

Любовь для автора – противоположность смерти. К такому выводу он приходит в середине 1920-х годов. А впоследствии, в конце 1930-1940-х годов, любовь и Родина вообще становятся основными темами творчества Бунина. Отсюда вытекают и основные проблемы творчества Бунина. С одной стороны – тяга к любви, с другой – восприятие смерти, как логического завершения всех противоречий, споров, неудач, как абсолютной очищающей силы. 

Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?

Чтобы понимать творчество любого писателя, нужно знать и биографию Бунина. Не зря творчество Бунина рассматривают в контексте его жизни в России или в эмиграции. На родине все вокруг было своим, понятным. Писатель родился в дворянской семье, но много проводил времени с крестьянскими детьми, часто засиживался у них дома.

Затем он поступил в Елецкую уездную гимназию, потом занимался самообразованием: много читал, сам писал стихи и прозу. Его непростые отношения с Варварой Пащенко начали складываться в период его работы корректором в газете «Орловский вестник». Из этой любви ничего не вышло.  Его женой впоследствии стала дочь революционера-народника, взгляды которого он совсем не поддерживал, Анна Цакни. Брак был недолгим и несчастливым.

После Октябрьской революции он перебрался в Одессу. В городе несколько раз сменялись власти. Сначала в Одессе стояли австрийские войска, затем войска Красной армии, а потом и белогвардейцы. Приход последних Бунин горячо приветствовал, но после очередного прихода большевиков, в феврале 1920 года, уехал во Францию. Там он много помогал эмигрантам, выступал с лекциями, поддерживал тесную связь с монархистами.

В годы Второй мировой войны жил в Грасе, помогал прятать евреев: в его доме нашли убежище как минимум трое представителей еврейского народа.

Эмиграцию считают самым плодотворным периодом творчества писателя. Именно там, переживая за страну и ее будущее, он написал лучшие свои произведения: «Митину любовь», цикл рассказов «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева». До 1955 года в СССР его книги не издавались, но потом эпохе забвения пришел конец, и его начали активно печатать, благодаря чему у отечественных читателей появилась, наконец, возможность познакомиться с его удивительным даром.

Бунин часто получал различные литературные премии. Задолго до Нобелевской его дважды награждали Пушкинской премией.

Творчество Бунина можно отнести к реализму, хотя часто в его работах прослеживает и влияние романтизма, а также скептицизма. В первые творческие годы он много писал в жанре деревенской прозы, но позже объект его интересов значительно расширился, а вместе с тем появились и стилистические изменения. Все его труды сегодня являются неотъемлемой частью классической русской литературы.

А Вам нравится творчество Бунина? Какая из тем в его произведениях Вам наиболее близка? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

Основные темы творчества И. Бунина

(346 слов) Иван Алексеевич Бунин — поэт и писатель, первый русский нобелевский лауреат, один из самых ярких представителей Серебряного века. В его творчестве можно выделить несколько главных тем: природа, любовь и смерть.

Теме природы Иван Алексеевич всегда придавал большое значение, а пейзажные подробности сыграли немаловажную роль в его произведениях. Они помогли понять мысли персонажей, их чувства. Так, в рассказе «Поздней ночью» герою приходится вспомнить все лучшее в себе, глядя на бледный месяц, который когда-то так же светил в его детскую спальню. Книга «Антоновские яблоки» начинается с необычайно красивой картины осени. На протяжении всего произведения нас, читателей, сопровождают различные запахи: вишневых сучьев, соломы, яблок. Они навевают главному герою светлые воспоминания из его жизни, заставляют ностальгировать. По мнению Бунина, человек и природа неразрывно связаны друг с другом и не могут существовать отдельно, с чем нельзя не согласиться.

Любовь также занимает немало места в творчестве писателя. Это можно понять, прочитав хотя бы несколько произведений из цикла «Темные аллеи». Например, рассказ «Солнечный удар» повествует нам о мужчине и женщине, которые после любовной связи расстаются навсегда. Автор четко дает понять – они больше никогда не увидятся и не напишут друг другу, ведь никто из них даже не назвал своего имени. В «Чистом понедельнике» все заканчивается не менее печально: главная героиня решает покинуть своего спутника и уйти в монастырь. Мужчина очень тяжело переживает это расставание и не может смириться с уходом возлюбленной.

Любовные истории у Бунина заканчиваются драматично, главные герои оказываются в одиночестве и теряют интерес к жизни. Это, на мой взгляд, является его «визитной карточкой».

Тему смерти мы можем увидеть в рассказе «Господин из Сан-Франциско», где состоятельный американец внезапно умирает во время путешествия. Несмотря на его высокий статус, тело мужчины решают поместить в ящик из-под содовой, чтобы остальные туристы ничего не узнали, и их веселье не прекратилось. Этим произведением Бунин хотел показать нам, как же ничтожна человеческая жизнь в этом огромном мире, и как беспомощен сам человек, независимо от своего социального положения.

Таким образом, основные темы творчества Ивана Алексеевича Бунина позволяют нам намного лучше узнать писателя, понять, что ему дорого и важно. По моему мнению, природа, любовь и смерть – вечные проблемы, которые являются актуальными всегда.

Автор: Руфина Киселева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

План-конспект урока по литературе (11 класс) по теме: «Вечные темы в рассказах И.А. Бунина»

                                                           Г. Ф. Дианова

                                   учитель русского языка и литературы

                                                    ГБОУ СОШ № 218

                                                   г. Санкт-Петербург

Тема урока: «Вечные темы в рассказах И.А. Бунина» (11 класс).      

Цели урока:

  1. Показать, как звучат «вечные темы» в рассказах И.А. Бунина;
  2. Совершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения, работы с текстом;
  3. Развивать творческое мышление, монологическую речь учащихся;
  4. Создавать условия для формирования у учащихся навыка работы в группах.

Материал к уроку.

  1. Иллюстративный материал.

Internet Explorer. И.А. Бунин, иллюстрации к биографии:

— Бунин – картинки по литературе

900 igr.net>презентации по литературе>Бунин;

— Бунин И.А. – фотографии Бунина (страница 2)

bunin.niv/bunin/family/foto-2htm

  1. Тексты художественных произведений.
  2. Раздаточный материал.
  3. Критическая литература: О. Михайлов, «И. Бунин. Жизнь, судьба», М.-1986., В. Лавров, «И. Бунин в эмиграции», М., изд. «Молодая гвардия», 1989.

Ход урока.

На экране иллюстративный материал.

  1. Прочитать слова, написанные на доске:

«В саду шиповник алый цвел,

  Стояли темных лип аллеи…»

– напишите, пожалуйста, в тетрадях, о чем вы думаете в связи с данной фразой (2 мин.).

  1. Далее каждый ученик делает свои записи

(«Эти строки принадлежат А. Фету или Полонскому, а звучат, кажется, в рассказах Бунина»;

«Какая-то тайна кроется в этих словах»;

«Что-то грустное звучит и одновременно тревожное…»;

«Я думаю, что это о любви. Вспомнилось, как А.С. Пушкин увидел в сумраке в аллеях Михайловского А. Керн, и вспыхнула страстная любовь…»;

«Возможно, речь пойдет о любви и о трагедии, «алый шиповник» олицетворяет пламенную любовь, которая «горит», «светит» в ночи, но ведь шиповником можно и уколоться до крови…»).

  1. – Как вы, ребята, сформулируете тему урока? Посовещайтесь с товарищем по парте.

Работа в парах. (Учащиеся предлагают разные варианты: «Любовь в рассказах И. Бунина», «Трагедия любви», «Жизнь и судьба», «Первая любовь», «Вечные темы»).

Запишем следующий вариант: «Вечные темы в рассказах И.А. Бунина».

  1. – Что значит «вечные темы»? Представьте 1 ответ от 4 человек, сидящих рядом.

Работа в малых группах. (Заслушиваем все ответы, а потом записываем: «счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом, жизнь и смерть…»).

  1. – Какие рассказы И.А. Бунина о любви вы читали?

(Каждый ученик называет…) «Темные аллеи», «Ворон», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Чистый понедельник».

  1. Отбираем для обсуждения те рассказы, которые прочитало большинство: «Митина любовь»,  «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Натали».
  2. Далее создаются  4 группы; каждый выбирает группу по желанию, в зависимости от того, какое произведение ему больше нравится. Учащиеся пересаживаются и получают план работы над заданным произведением.

                        План работы над текстом (на экране)

  1. Сюжет рассказа.
  2. Наиболее запомнившийся эпизод.
  3. Идейно – тематическое звучание.
  4. Самая яркая цитата.

На подготовку дается 10 минут. Каждый учащийся в группе выбирает задание по силам («слабые» учащиеся могут цитировать, дополнять).

  1. Выступления групп.
  2. После выступления каждая группа отвечает на вопросы товарищей из других групп.

Вопросы.

  1. Какую роль играет пейзаж в «Темных аллеях»?
  2. Случайно ли автор дает героине имя Надежда?
  3. Только ли социальное неравенство явилось причиной расставания?
  4. Как внутренний монолог раскрывает характер и душевное состояние героя в рассказе «Натали»?
  5. Как связан пейзаж с душевным состоянием героев? Подтвердите.
  6. Мог ли рассказ закончиться «хорошо»? Почему нет? Докажите.
  7. Почему так мучительно развивались отношения между героями? («Митина любовь»).
  8. Кто виноват в разыгравшейся трагедии?
  9. Чего не хватало главному герою?
  10. Чем покоряла всех Оля Мещерская?
  11. Почему, упоминая о казачьем офицере, убившем О. Мещерскую, автор использует эпитеты «некрасивый, плебейского вида»?
  12. Почему рассказ назван «Легкое дыхание»?
  1. Задание: выписать и прочитать наиболее запомнившуюся цитату, обосновав свой выбор.

           Цитаты.

  1. «Лучшие минуты… истинно волшебные! Кругом шиповник алый цвел…»
  2. «Ты правду сказала: нет несчастной любви!… Мне казалось, что святой стала та свеча у твоего лица…» («Натали»).
  3. «Именно это-то и было непосильно – то самое счастье, которым подавлял его мир и которому недоставало чего-то самого нужного» («Митина любовь»), «… чтобы они вместе могли спастись, – спасти свою прекрасную любовь в том прекрасном весеннем мире, который … был подобен раю».
  4. «Никто не танцевал так на балах, как Ольга Мещерская, никто не бегал так на коньках…и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее…». «Какая красота должна быть у женщины?… Легкое дыхание! … А ведь оно у меня есть! …»

Вывод: Что сближает эти рассказы? (Мотив несчастной любви).

                           Второй урок (продолжение)

На экране: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, –      цените их, живите ими».             И. Бунин.

  1. – Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом И. Бунина «Холодная осень». Прослушайте его.
  2.  Далее учитель читает учащимся рассказ «Холодная осень».
  3.  –  Задайте, пожалуйста, письменно 10 вопросов по рассказу, начинающихся со слов: «Почему…?»

        (Учащиеся, глядя на текст, составляют вопросы).

  1. Затем зачитывают вопросы, основные учитель записывает на доске:
  1. Почему рассказ назван «Холодная осень»?
  2. Почему события начинаются с сообщения о войне?
  3. Почему такой пейзаж и звезды «минерально блестящие»?
  4. Почему звучат стихи Фета?
  5. Почему в композиции произведения так много места отводится сцене прощания героев и так мало – дальнейшей 30-летней жизни героини?
  6. Почему она, дворянка, ютилась в подвале?
  7. Почему к ней так равнодушна девочка, которую она воспитала?
  8. Почему героиня все-таки вышла замуж, хотя полюбила единожды и на всю жизнь?
  9. Почему она так много скиталась?
  10. Почему в рассказе такой грустный финал? И грустный ли?
  1. После обнародования вопросов учащиеся объединяются в пары, выбирают  понравившиеся и начинают на них отвечать, класс дополняет.

Учитель: Ответив на вопросы, мы проанализировали произведение. Существует и такой метод постижения художественного произведения. (Следует отметить, что с данным методом работы на уроках познакомила на курсах учителей – словесников зав. кафедрой филологического образования АППО, кандидат педагогических наук М.Б. Багге).

  1. – Как критика оценивала рассказы И. Бунина о любви?

          Группам раздаются литературоведческие статьи, по которым они готовят краткое сообщение, выбирая значимую цитату.

          М. Горький: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

  1. Итог.

Мы с вами познакомились с пятью рассказами  И.А. Бунина.

–  Что вас удивило в его произведениях? (Трагический финал).

– Почему? (Выступления от групп: «В юности И.А. Бунин испытал сильную любовь к В. Пащенко; брак не состоялся, т.к. она предпочла богатого, а будущий писатель чуть не покончил с собой…». «Надо трепетно относиться к первому чувству, беречь любовь как самое высшее чувство на земле, чтобы меньше было «темных аллей», а больше света, радости и тепла».)

  1. Учащимся предлагается написать 2 творческие работы:
  1. «О чем я задумался, читая рассказы И.А. Бунина?»
  2. «Согласен ли я с позицией автора?»

Начало первой работы зачитывается в классе:

«Любовь, любовь… гласит преданье; союз души с душой родной…» Когда я читала рассказы  И. Бунина, я вспомнила это высказывание Ф.И. Тютчева, тем более, что далее звучат слова «поединок роковой…»

«Сильна, как смерть, и даже сильнее смерти… Так говорят о чувстве, которое правит миром и на встречу с которым надеется каждый… Таинственное и священное чувство любовь, не раз воспетое поэтами.»

«Часто, глядя на небо и любуясь звездами, мы загадываем желания, видя падающую звезду. Только миг – и она, сгорая, озарит темное небо, пробудив в нас мечты, желания, надежды… Так и рассказы  И. Бунина.»

«Несмотря на трагический финал большинства рассказов  И. Бунина, остается ощущение встречи с чем-то великим и прекрасным. Это как свет далекой звезды, помогающей путнику обрести дорогу… Горсть красной рябины на белом снегу… И долго еще будут звучать слова: «Кругом шиповник алый цвел… Стояли темных лип аллеи.»

Задание на дом: дописать творческие работы.

 

   

nsportal.ru

Основные темы в творчестве И. Бунина




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Основные темы в творчестве И. Бунина — вечные темы: природа, любовь, смерть

    Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет”, — писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. “На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба”. Осень — “тихая вдова” — необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. “Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье”. Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа “Антоновские яблоки”:
    “Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…” И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о родине. “Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы”.
    Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести “Деревня” автор описывает двор богатой крестьянской семьи и видит “мрак и грязь” — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни. Бунин пишет: “Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом”. А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
    “— А не знаешь, зачем суд приехал?
    — Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.
    — Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
    — А чума их знает…”
    Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему. Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: “Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти…”
    Тема смерти получит в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).
    Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” глубже всех, наверное, понял Твардовский: “Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны. Аверкий из «Худой травы» умирает в углу своей бедной избы; безымянный господин из Сан-Франциско умирает, только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога”.
    Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
    До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: “…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…”. Это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. Ведь “вечер был непоправимо испорчен”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет “все зависящие от него меры” к устранению неприятности. Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствие за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, и нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
    Мертвенность буржуазного общества символизирует “тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку”. И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что находится под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
    Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов “Темные аллеи”. “Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Иван Алексеевич воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, “солнечный удар”, нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (“Старый порт”), и где томится, неузнанная (“Ида”), и где переходит в страсть (“Убийца”). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека, но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешиваются рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть “Митина любовь” кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
    О творчестве Ивана Алексеевича Бунина можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора.



/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Основные темы в творчестве И. Бунина — вечные темы: природа, любовь, смерть


www.litra.ru

природа, любовь, смерть 📕- Сочинения по литературе

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. «Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. «На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба». Осень — «тихая вдова» — необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. «Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье». Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа «Антоновские яблоки»:
«Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и —

запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…» И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о родине. «Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы».
Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести «Деревня» автор описывает двор богатой крестьянской семьи и видит «мрак и грязь» — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни. Бунин пишет: «Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом». А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:
«- А не знаешь, зачем суд приехал?
— Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.
— Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?
— А чума их знает…»
Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему. Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: «Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти…»
Тема смерти получит в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы («Преображение», «Митина любовь»).
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» глубже всех, наверное, понял Твардовский: «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны. Аверкий из «Худой травы» умирает в углу своей бедной избы; безымянный господин из Сан-Франциско умирает, только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога».
Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.
До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…». Это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. Ведь «вечер был непоправимо испорчен», хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствие за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, и нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.
Мертвенность буржуазного общества символизирует «тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку». И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что находится под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.
Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов «Темные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Иван Алексеевич воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, «солнечный удар», нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт»), и где томится, неузнанная («Ида»), и где переходит в страсть («Убийца»). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека, но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешиваются рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть «Митина любовь» кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
О творчестве Ивана Алексеевича Бунина можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора.

home-task.com

«Вечные» темы в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» — Сочинения по литературе

Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее таинственной глубокой душой.

Сквозной темой цикла является любовь во всем ее многообразии. Любовь понимается автором как величайший бесценный дар, который никто не может отнять. Человек по-настоящему свободен только в любви.

Рассказы «Чистый понедельник», «Муза», «Руся», «Ворон», «Галя Ганская», «Темные аллеи» являются совершенными по мастерству, написаны с огромной художественной силой и эмоциональностью.

Часто истории любви у Бунина разворачиваются где-нибудь в поместье, «дворянском гнезде», благоухающую атмосферу которого прекрасно передает автор. Аллеи прекрасного сада в рассказе «Натали» служат фоном возникающей любви. Бунин подробно и с любовью описывает интерьер дома, пейзажи русской природы, по которой особенно скучал в эмиграции.

Любовь — это величайший накал душевных сил, поэтому в рассказе напряженный сюжет. Приехавший в гости студент Виталий Мещерский внезапно оказывается вовлечен в странные отношения с двумя женщинами. Кузина Соня соблазняет его, но при этом хочет, чтобы он обратил внимание на ее подругу по гимназии Натали. Мещерский поражен возвышенной духовной красотой Натали, он по-настоящему влюбляется в нее. Студент мечется между любовью земной и небесной. Поставленный в ситуацию выбора, Мещерский пытается совместить плотские утехи с Соней с обожанием Натали.

Бунину всегда было чуждо морализаторство. Он считал каждое из этих чувств счастьем. Но героев трое, возникает конфликт с трагическим финалом. Со стороны Сони отношения с Мещерским были лишь прихотью избалованной девушки, поэтому в дальнейшем Бунин исключает ее из повествования. Натали застает Мещерского у Сони, происходит разрыв. Не сумев вовремя сделать выбор, герой сломал и себе, и Натали жизнь. Их пути надолго расходятся, но герой мучается и терзает себя воспоминаниями. Без любви жизнь героев превращается в пустое призрачное прозябание, из нее уходят мечта и красота.

Бунин был убежден, что любовь — чувство трагическое, за него следует расплата. Он считал, что и в любви человек одинок, что это сильное, но кратковременное чувство. Но при этом писатель прославляет любовь. Без нее немыслима сама жизнь. Его героиня говорит: «…Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»

Цель рассказа «Чистый понедельник» — убедить читателя, что душа человека — тайна, а женская — особенно. Каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки.Бунин мастерски использует описание природы для того, чтобы передать чувства и мысли лирических героев. Он начинает свой рассказ с пейзажа, который подготавливает читателя к восприятию истории любви двух людей, пути которых таинственным образом трагически разошлись. Рассказ потрясает искренностью и правдивостью. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Он пытается ответить на мучительный вопрос: почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений ушла от него?

Героиня Бунина таинственна и волшебна. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, ее восточную красоту. Недаром известный актер Качалов с воодушевлением называет героиню Шамаханской царицей. Внешне героиня ведет себя как обычная женщина. Она принимает ухаживания героя, букеты цветов, подарки, выезжает в свет, но внутренний мир ее остается для героя загадочным и полным тайн. Она мало рассказывает о своей жизни. Поэтому откровением для героя становится тот факт, что его возлюбленная часто посещает церковь, много знает о службах в храмах. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно. Пылкие чувства героя не остаются незамеченными. Героиня видит, что ее друг влюблен, но сама она не может ответить ему взаимностью. Автор намекает, что для нее есть более сильные и важные вещи, чем уважение к чужой страсти.

Мало-помалу тон рассказа становится все более грустным, а в конце — трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной и покинуть родной город. Она благодарна ему за сильные и неподдельные чувства, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать более встречи. Уход подруги шокирует героя, наносит ему тяжелую травму, глубоко ранит сердце. Герой не может поверить в реальность происходящего. В течение следующих двух лет он «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…». Он ездил теми же дорогами по памятным только для них двоих местам «и все плакал, плакал…».

Однажды, влекомый странным предчувствием, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит девушку с бездонными черными глазами, которая смотрит в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него. Читатель остается в недоумении: была ли это действительно возлюбленная героя или нет. Автор дает понять одно: большая любовь вначале осветила, а затем перевернула всю жизнь человека. И приобретение это было во сто крат сильнее потери возлюбленной.

Писатель в цикле «Темные аллеи» заставляет читателя задуматься о сложности взаимоотношений в людском обществе, о значении красоты и счастья, о быстротечности времени и о большой ответственности за судьбу другого человека.

Рекомендуем посмотреть

sochineniya-na5.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о