Памятка «Виды разборов по русскому языку, 4 класс»
Синтаксический разбор предложения
1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
2. По интонации ( восклицательное, невосклицательное)
3. Выделить грамматическую основу. ( подлежащее — ______ , сказуемое – )
4. По наличию грамматических основ
( простое — 1 грам. основа, сложное – 2 и более грам. основ.).
5. По наличию второстепенных членов предложения
(распространённое, нераспространённое)
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения:
определение — (какой?, какому?, каким?…),
дополнение — (вопросы падежей, кроме И.п.),
обстоятельство — (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?)
7 Указать над каждым словом в предложении часть речи
(сущ., прил., гл., мест., нар., числ.,предл., союз )
8. Выписать словосочетания
( подлежащее + второстепенные члены предл.,
сказуемое + второстепенные члены предл.,
второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)
9. Составить схему предложения.
пр. сущ. глаг. прил. сущ.
В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл.,прост., распр..)
х
ландыши (какие?) душистые
х
росли (где?) в тени
Ск. ↔ П.
↓ ↓
(где?) (какие?)
Фонетический разбор слова.
Морковь – мор – ковь, 2 слога.
м — [м ] — согл., звонк., твёрд..
о — [а ] – гласн., безударн..
р — [р ] – согл., звонк., твёрд..
к — [к ] – согл., глух., твёрд..
о — [о ] – гл., ударн.в — [ф’] – согл., глух., мягк..
ь — [-]_______________
7 букв, 6 звуков.
Разбор слова по составу
1.Измени форму слова,укажи окончание.
2. Определи часть слова без окончания, укажи основу.
3. Подбери однокоренные слова, укажи их общую часть – корень.
4. Определи часть слова перед корнем, укажи приставку.
5. Определи часть слова после корня, укажи суффикс.
Морфологический разбор имени существительного
Часть речи.
I.Начальная форма (Им. п., ед. ч.)
II. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение.
Непостоянные признаки: число, падеж.
III. Синтаксическая роль.
Солнце освещает землю.
Землю — сущ..
I.Н.ф.- земля; неодуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., В. п.,
II. Пост. — неодуш., нариц., ж.р., 1 скл..
Непост. – ед.ч., В.п.
III.Синт. роль – дополн.. Освещает (что?) землю
Морфологический разбор имени прилагательного
Часть речи.
I.Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)
II. Непостоянные признаки: число,род, падеж.
III. Синтаксическая роль.
Цветёт алая гвоздика.
Алая(гвоздика) – прил..
I.Н. ф. – алый.
II. Непост. — ед.ч., ж.р., И.п..
III. Синт. роль – определ.. Гвоздика (какая?) алая.
Морфологический разбор глагола.
Часть речи.
I.Неопределёная форма (что делать? что сделать?))
II. Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид, спряжение.
Непостоянные признаки:
время(нет настоящего времени у глаголов совершенного вида),
число(в прошедшем времени),
род( в прошедшем времени, единственном числе),
лицо (в настоящем и будущем времени).
III. Синтаксическая роль.
Дует лёгкий ветерок.
Дует – глаг..
I.Н. ф. – дуть ( что делать?).
II. Пост. – несоверш. в., Iспр..
Непост. – наст. вр., ед.ч., 3 л.,
III.Синт. роль – сказ.. Ветерок (что делает?) дует.
Морфологический разбор местоимения
Часть речи.
I.Начальная форма (Им. п.)
II. Постоянные признаки: род, число, лицо.
Непостоянные признаки: падеж.
III. Синтаксическая роль.
Мальчик побежал за ней.
(За) ней – мест..
I.Н. ф. – она (кто? что?).
II. Пост. – ж.р., ед.ч., 3л..
Непост. – Т.п..
III.Синт. роль – дополн.. Побежал ( за кем?) за ней.
infourok.ru
Простое и сложное предложения / Предложение / Синтаксис и синтаксический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
- Предложение
- Простое и сложное предложения
Предложения бывают простыми и сложными.
Простым называется предложение, в котором одна грамматическая основа.
Например:
Солнце скрылось за тучами.
Сложным называют предложение, в котором два и более простых предложения. При этом грамматических основ столько же, сколько простых предложений в его составе.
Например:
Солнце скрылось за тучами, вдалеке ударил гром.
Зелёный лес замер в ожидании грозы, звери попрятались, а птицы перестали петь.
Части сложного предложения всегда разделяются запятой!
Простые предложения в составе сложного связаны между собой:
- интонацией, без помощи союзов. Такие предложения называют бессоюзными. Например: Солнце скрылось, гром гремит.
- при помощи союзов. Такие предложения называют союзными. Например: Щенок принес мышку, чтобы мы его похвалили. (простые предложения сязаны союзом чтобы).
Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Виды предложения по цели высказывания
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 49, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 33, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 60, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 253, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 445, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 448, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 449, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 452, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 4, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 50, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 51, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 165, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 77, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 7, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 10, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 183, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 1, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 1, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
5 класс
Упражнение 239, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 371, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 312, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 49, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 122, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
7 класс
Упражнение 4, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 15, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 164, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 226, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 329, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 368, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 372, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 400, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 189, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 214, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 12, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 15, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 16, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 17, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 18, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 19, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 120, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 183, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 247, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
ruslita.ru
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого — трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.
Образцы разбора простых предложений
Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ
ruslita.ru
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Во 2 и 3 предложениях подчеркни грамматическую основу. В предпоследнем предложении графически обозначь однородные члены. Выполни фонетический разбор слова: дятел. Составь схему первого предложения. Этажи леса. У птиц и зв..рьков в л..су есть свои эт..жи. Мышки кр..ты з..мл..ройки ж..вут в к..рнях — в самом низу. С..л..вьи тетерева в..ют гнёзда прямо (на)з..мле. Др..зды устраивают гнёзда (по)выше, (на)кустарниках. Дятел с..ницы совы ж..вут (в)дуплах д..рев..ев. А на самом в..рху селятся хищники: ястребы и ..рлы. | |
Составьте предложения с однородными членами и запишите их. Светит, но не греет; искали, но не нашли; яблоки, груши, и сливы; пишем, рисуем, читаем; собираются в стаи и улетают; жнёт, молотит, веет; на огородах и в садах. | Составьте предложения с однородными членами и запишите их. Светит, но не греет; искали, но не нашли; яблоки, груши, и сливы; пишем, рисуем, читаем; собираются в стаи и улетают; жнёт, молотит, веет; на огородах и в садах. |
Домашнее задание Прочитай. Расставь в каждом предложении знаки препинания. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выдели грамматическую основу каждого предложения. Составь схемы 1, 2, 3 предложений. Дай характеристику первому предложению. Выполни разбор по составу слов: СКРИПКА, ФУТБОЛИСТОМ. Вика умеет петь а (с,С)вета умеет играть (на)скрипке. Данила хочет стать футболистом, но не хочет стать нападающим. Аня делает уроки а (н,Н)астя уже пошла гулять. Весной дни становятся дли(н,нн)ее а ночи к..роче. Ос..н?ю лист?я (на)б..рёзах опадают а сосны всю зиму ст..ят з..лёные. | |
Домашнее задание Прочитай слова. Разбей слова на группы по орфограммам и спиши по столбикам. Каждую группу озаглавь. В каждый столбик допиши по 2 своих слова с той же орфограммой. Выполни фонетический разбор слова ОВЁС. Выполни разбор по составу: ЛЕСНИК, ЗВЁЗДНЫЙ. Праздник, лесник, овёс, спрос, сугроб, чудесный, моряк, звёздный, лесник, тропа, страна, радостный, стена, пищат, шкаф, рукав, местный, звезда, счастливый, лестница, книжка, малышка, варежка, озеро. | |
Домашнее задание Прочитай текст. Какова его тема? Какова его главная мысль? (Ответь письменно) Выпиши из текста предложения с однородными членами и составь их схемы. Разбери по составу слова: ХОДИЛИ, ПОКУПКАМИ, ПОМОЩНИК, МОРКОВКУ. В воскресенье мы с мамой пошли на рынок. Мы взяли с собой сумку для овощей и фруктов и несколько пакетов. По дороге мы встретили несколько знакомых. Они тоже ходили за покупками. Вот мы пришли на рынок. Здесь много народа. Но мама точно знает, что мы должны купить. В одной из палаток мы купили картофель, морковку, тыкву и кабачки. При выходе с рынка мы купили свёклу. Тяжелы покупки. Я несу пакеты, ведь я – помощник. | |
Домашнее задание Прочитай предложения. Составь из них текст. Запиши получившийся текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Составь схему первого предложения. Выдели грамматическую основу во 2-м предложении и укажи части речи. Разбери по составу слова: ШИРОКОЕ, ГРУЗОВЫЕ, ПОДЪЕХАЛА. Слева (от)нашей д..ревни есть ш..рокое шо(с,сс)е. Это (при/е)в..зли новую мебель. Они в..зут (в)магазины разные товары. Вот (к)нашей к(а/о)литке под?ехала такая маш..на. Там ч..сто (про/а)езжают грузовые машины. | |
Домашнее задание Прочитай предложения. Спиши только предложения с однородными членами. Выдели в них грамматическую основу и укажи части речи и однородные члены. Составь схему каждого такого предложения. Выполни фонетический разбор слова ЕЛА, разбор по составу СОЛНЕЧНЫМ. Катя и (С,с)вета идут (в)кино. (У)Марины много игрушек и книг. Солнечным утром мы идём (на)пр..гулку. (М,м)осква, (С,с)уздаль, (В,в)ладимир, (П,п)лёс – старинные г..р..да (Р/р)о(с/сс)ии. Утки, гуси и леб..ди г..товятся (к)о/атлёту в тёплые кр..я. (Под)н..гами шуршит ковёр из ж..лтых, красных, б..рдовых листьев. Таня ела кашу и пила компот. (В)скв..реч?нике по(я/е)вились новые ж..льцы. | |
Домашнее задание Прочитай слова. Выпиши их в алфавитном порядке. У имён существительных укажи род и число, а у глаголов – время (прошедшее, настоящее или будущее). Выбери три слова и составь с ними предложение с однородными членами. Запиши , выдели грамматическую основу и составь схему этого предложения. (О,а)втобус, (а,о)бед, праз?ник, а(л,лл)ея, з..вод, ж..лтый, уж..н, м..чта, д..рога, ш..л, с..п..ги, т..традь, з..втракали, ежата, ч..сы, к..ртины, г..товила, ж..вотное, шурш..т, з..ботливый, учит.ль, м..двед..ца, обл..ко, оз..ро, кр..сивые, ч..йник, зел..нь, х..зяйничают, п..л..тенце, со?нце, лес?ница, ябл..ко. | |
Домашнее задание Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подумай, где надо поставить запятые. В 1, 2, 3 предложениях выдели подлежащее и сказуемое и укажи части речи. Дай характеристику предпоследнему и последнему предложениям и составь их схемы. Выполни разбор по составу слов ПОДРАСТАЮТ, СТЕБЕЛЬКИ. Выполни фонетический разбор слова ЛАЕТ. (На)смелого с..бака лает а трусливого кусает. М..двед/ть питается пл..дами поч?ками. Зубы (у)белки то стирают?ся то (под)растают. Свет солнеч?ных лучей (про)никает сквоз/сь л..ству кусты и ветви. (На)л..сной п..ляне с..неют кр..снеют ж..лтеют и б..леют цв..ты. Работяги мурав?и носят ст..бельки хв..инки л..сточ?ки (к)себе д..мой. | |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. В 1 и 2 предложениях подчеркни грамматическую основу. Составь схемы этих предложений. В предпоследнем предложении графически обозначь однородные члены. Выполни фонетический разбор слова: дождь. Дож(д, т)ь стуч..л (по)крыше и тр..пал лист?я. Сверкнула молния и послышался ре..кий удар грома. Д..рога шла (на)п..д..ём и маш..нист с трудом (за)т..рмозил па….аж..рский состав. Ближний сугро(п,б) (на)питался в..дой и капли стали тенькать. Ручей падает с камня на кам..нь и проп..дает в траве. Птичка ныряет (на)дно а потом выскакивает (на)бер..(г,к). | |
Домашнее задание Прочитай. Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. В первом и последнем предложениях выдели подлежащее и сказуемое и укажи части речи. Дай характеристику предпоследнему предложению и составь его схему. Выполни разбор по составу слов ЖАВОРОНКИ, РОБКИЙ. Выполни фонетический разбор слова РОНЯЕТ. К..сой до(ш/ж)(т/д)ь ст..новит?ся всё мельче тучи нач..ли (раз)д..лят?ся на обл..ка чере(з/с) минуту (з..)бл..стел ро(б/п)кий луч со?нца б..рёзовая роща р..няет (с)в..твей капли д..ждя (с)в..сёлой песней в?ют?ся жаворонки (в)небе (в)т..ни папоротника п..р..л..вают?ся з..ркальные капли. |
nsportal.ru
Виды разборов по русскому языку в 4 классе
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Фонетический разбор слова – это анализ звукового состава слова.
Выполнить фонетический разбор – значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.
Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1.
Фонетическая запись оформляется в квадратных скобках. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение.
Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используем значок [,].
Есть ещё один дополнительный значок – знак долготы согласного звука – [–]. Знак долготы мы используем в тех случаях, когда из двух букв получается один звук (удвоенные согласные).
Фонетическая запись слова называется транскрипцией. Транскрипция помогает нам понять, как мы говорим; помогает правильно произносить слова.
ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА
1.Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
2.Провести фонетическую запись слова.
3.Охарактеризовать последовательно каждый звук:
а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий; привести пару по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости или указать, что звук не имеет пары.
4.Определить количество букв и звуков в слове, установить их соответствие (сколько гласных звуков, сколько согласных). Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
Образец письменного разбора
Сколько голов1, столько умов.
Голов; го-лов, 2 слога, второй ударный; [галоф].
г – [г] – согласный, звонкий, парный: [г] – [к]; твёрдый, парный: [г] – [г,].
о – [а] – гласный, безударный.
л – [л] – согласный, звонкий, непарный; твёрдый, парный: [л] – [л,].
о – [о] – гласный, ударный.
в – [ф] – согласный. глухой. парный: [ф] – [в]; твёрдый, парный: [ф] – [ф,].
В слове 5 букв и 5 звуков; 2 гласных и 3 согласных звука. Каждый звук передан одной буквой.
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
Морфемный разбор – это разбор слова по составу.
Слово, заданное для морфемного анализа, обозначается в тексте цифрой 2.
Морфема является значимой частью слова, она выражает какое-то значение. Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем, служит для образования новых слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов.
Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании или в предложении.
Приставка, корень и суффикс составляют основу слова.
ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА
1.Определить к какой части речи относится разбираемое слово.
2.Найти окончание (изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи, сравнить изменения слова, отделить изменяющуюся часть — это окончание).
3.Выделить часть слова без окончания, это основа слова.
4.Найти корень (подобрать однокоренные слова, найти в них общий отрезок – это корень).
5.Найти приставку (отделить часть слова перед корнем, образовать другие слова с этой частью).
6.Найти суффикс (выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием, проверить, можно ли образовать слова с этим суффиксом).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Выполнить морфологический разбор – значит охарактеризовать слово как часть речи.
Слово, заданное для морфологического анализа, обозначается в тексте цифрой 3.
Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:
1) общее грамматическое значение – это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи: для существительных – значение предмета, для глагола – значение действия предмета и т.д.
2) морфологические признаки – это род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов.
3)синтаксические признаки – это роль слов в словосочетании и предложении.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.
Предложение, заданное для синтаксического анализа, обозначается в тексте цифрой 4.
СХЕМА СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА
1.Выразительно прочитать предложение. Указать, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное).
2.Найти грамматическую основу предложения и установить, какое оно – простое или сложное, определить, чем выражены главные члены.
3.Установить, распространённое предложение или нераспространённое; осложнено или нет однородными членами.
4.Если предложение распространённое, выделить второстепенные члены, определить их вид (определение, дополнение, обстоятельство). Указать, чем выражен каждый из второстепенных членов.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Орфографический разбор слова – это объяснение орфограмм в слове. Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка (написание не соответствует произношению), где надо применить правило или проверить написание в словаре.
Орфограммы
1)Заглавная буква в начале предложения.
2)Заглавная буква в имени собственном.
3)Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
4)Буквосочетания -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -щн- и др.
5)Удвоенная согласная.
6)Проверяемая безударная гласная в корне слова.
7)Непроверяемая безударная гласная в корне слова (словарное слово).
8)Парная согласная по звонкости-глухости в корне слова.
9)Непроизносимая согласная.
10)Раздельное написание предлогов со словами.
11)Правописание предлогов (по, до, за, на, под, над, из, от).
12)Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука.
13)Разделительные мягкий и твёрдый знаки.
14)Правописание приставок.
15)Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода.
16) Мягкий знак в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.
17)Мягкий знак в неопределённой форме глаголов перед -ся.
18)Падежные окончания имён существительных.
19)Падежные окончания имён прилагательных.
20)Правописание суффиксов.
21)Правописание не с глаголами.
22)Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
ПОРЯДОК ОРФОГРАФИЧЕСКОГО РАЗБОРА
1.Произнеси слово с правильным ударением.
2.Раздели слово на слоги, найди ударный слог и ударный гласный звук.
3.Разбери слово по составу, найди в каждой части (морфеме) орфограмму, подчеркни её.
4.Назови каждую орфограмму.
5.Сформулируй правило правописания по каждой орфограмме.
infourok.ru
Как разобрать предложение по составу? Русский язык
Разбор предложения по частям речи — это очень важная часть познания русского языка в принципе. Она поможет вам вникнуть в суть построения всех предложений в вашей речи, понять, какие роли есть у слов, которые мы употребляем, как правильно их применять и почему все строится именно так в нашем великом и могучем русском языке. Итак, в этой статье мы разберемся, как разобрать предложение по составу, но для начала обратимся к теории.
Что такое предложение
Чтобы наша речь была связной и имела информационный посыл, мы разделяем ее на смысловые единицы. Если «копать» глубоко, то, чтобы донести информацию, мы издаем звуки, которые образуют буквы, складывающиеся в слова, которые, в свою очередь, объединяются с другими словами в словосочетания и образуют предложения.
Если слова сами по себе несут какой-то определенный, постоянный смысл, то в предложениях они начинают играть уже другие роли, менять оттенки своих значений, чтобы подстроиться под доносимую человеком информацию. В предложении всегда есть законченный смысл, который может подкрепляться интонацией, если вы говорите, или знаками препинания, если вы пишете. Сложные конструкции состоят из множества разных частей, эту тему обязательно проходят в школе, а, значит, домашним заданием часто оказывается разбор предложений по русскому языку. Сейчас мы попробуем научиться делать это быстро, легко и правильно.
Виды предложений
Начнем с того, что определим, какие бывают виды этих языковых единиц в русском языке, а уже потом перейдем к составляющим предложения. Итак, два их основных типа — это простые и сложные предложения. Простые имеют минимум одну грамматическую основу и законченный смысл, а вся особенность сложных в том, что они состоят из двух или больше простых, которые соединяются союзами, знаками препинания ну и, естественно, смыслом и интонацией.
Также, имея дело со сложным, может быть осуществлен не только разбор предложения по частям речи, а и графическое изображение его схемы. Это возможно потому, что сложные предложения также имеют свои виды. Они могут быть сложносочиненными, сложноподчиненными и бессоюзными. В сложносочиненных и бессоюзных простые предложения равноправны по своему смыслу, и отличие этих двух видов лишь в том, что сложносочиненные соединяются при помощи союза, а бессоюзные — благодаря знакам препинания. В сложноподчиненных предложениях одна часть зависит от другой по смыслу (или две части равноправны, а одна зависит от них, или несколько частей зависят друг от друга и относятся при этом к одному, главному), которые также соединяются с помощью союзов.
Части предложения
Перейдем к тому, из каких частей состоят и простые, и сложные предложения. Это могут быть как слова, так и словосочетания, которые подчеркиваются линиями различных видов (кроме служебных частей речи, так как они не отвечают ни на какие вопросы). Также части предложения играют свои роли, от которых зависит и то, как их подчеркивать, и то, каким будет смысл доносимой информации.
Грамматическая основа
Говоря о том, как разобрать предложение по составу, первым делом нужно понять, что такое его грамматическая основа. Это то, что содержит стержень и основной смысл того, что вы хотите сказать, и состоит из подлежащего (подчеркивается одной линией) и сказуемого (подчеркивается двумя линиями).
Подлежащее отвечает на вопрос «кто?» и «что?» и обычно является существительным или местоимением (однако в некоторых случаях подлежащим может быть и глагол — здесь уже нужно вникать в смысл и правильно ставить вопросы).
Сказуемое отвечает на вопрос «что делать?» и реже «каков?», выражается чаще всего глаголом, в некоторых случаях кратким прилагательным и даже существительным. Определив грамматическую основу, вы уже на половине пути к тому, чтобы понять, как разобрать предложение по составу, осталось справиться с остальными частями.
Второстепенные члены
Кроме грамматической основы, в предложении есть другие, второстепенные части, которые отвечают за уточнение, распространение и украшение основного смысла и посыла. Всего этих остальных составляющих предложения три:
- Определение, которое отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?», может выражаться самыми разными частями речи, но в основном прилагательным, местоимением и числительным, при разборе подчеркивается волнистой линией.
- Дополнение, отвечающее на все вопросы косвенных падежей, выражающееся, в основном, существительными и местоимениями, подчеркивается пунктиром.
- Обстоятельство, которое выражается наречием или существительным с предлогом, отвечает на вопросы наречия («как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?») и подчеркивается пунктиром с точкой.
Разбор простого предложения
Теперь от теории можно перейти к практике. Далее будет продемонстрирован образец разбора предложения по его составляющим и детальное описание его вида.
Конкретно в этом примере определить грамматическую основу и второстепенные члены довольно легко: нужно просто поставить вопросы. Теперь разберемся с тем, что написано в скобочках:
- Предложение простое, так как есть лишь одна грамматическая основа (девочка подобрала).
- Повествовательное, так как в нем просто описывается не вопрошающее и не призывающее ни к чему действие.
- Невосклицательное, так как в конце стоит точка.
- Распространенное, так как есть второстепенные члены предложения.
- Двусоставное, так как в основе есть и подлежащее, и сказуемое.
- Не усложнено ни оборотами, ни однородными членами.
Если запомнить такой алгоритм, то разбор простого предложения не будет представлять никаких трудностей, а значит, можно переходить уже и на следующий уровень.
Разбор сложного предложения
Чтобы разобрать сложное предложение, не нужно пугаться того, что оно длинное, и просто запомнить — это всего лишь несколько простых предложений, соединенных между собой.
Итак, как видите, сначала была дана общая характеристика всему предложению (оно вновь повествовательное и невосклицательное, однако теперь сложноподчиненное, так как вторая часть зависит по смыслу от первой, и к ней можно задать вопрос «зачем?»), а затем разбираются уже отдельно каждое из двух простых предложений.
Первое не изменилось с прошлого примера, но заметьте, что теперь оно стало главным предложением, а второе — подчиненным, и они соединяются союзом «чтобы», обозначающим причину действия.
Второе предложение также двусоставное, распространенное, но теперь уже осложненное деепричастным оборотом «выходя из комнаты», который отвечает на вопрос «что делая?», выделяется запятыми и полностью подчеркивается пунктиром с точкой.
Схемы
Объясняя то, как разобрать предложение по составу, нельзя не упомянуть изображение соответствующих схем. Они показывают грамматические основы в сложных предложениях и то, как они связаны между собой. Главные части изображаются в квадратных скобочках, а зависимые в круглых, при этом указывается союз для лучшего понимания смысла. Рассмотрим схему предыдущего сложного предложения.
Первая часть о том, что девочка подобрала жвачку, заключена в квадратные скобки, так как это главное предложение (внутри вы видите изображение грамматической основы), вторая часть заключена в круглые, так как в ней указывается причина того, что произошло в первой части, а, значит, она от нее зависима. Также во втором простом предложении есть деепричастный оборот — он тоже в скобках и стоит между подлежащим и сказуемым.
fb.ru
Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: 4 класс Виды предложений
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 4 КЛАССА
Бутаровой Аллы Константиновны
ПРОГРАММА «Школа России»
АВТОРЫ УЧЕБНИКА: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Х.
ТЕМА: «Виды предложений по цели высказывания. Закрепление.»
Цель урока:
— создать условия для закрепления знаний о видах предложений по цели высказывания
Задачи:
Предметные:
— создать условия для формирования умения различать предложения по цели высказывания
— способствовать формированию умения составлять различные по цели высказывания предложения
Метапредметные:
— создать у учащихся мотивацию к уроку
— формировать умение формулировать тему урока
— формировать умение принимать учебную задачу
— развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы
— формировать умение работать по инструкции
— развивать речь и обогащать её словарный запас
— мотивировать детей к развитию устной речи
— развивать умение работать в паре
— формировать умение слушать и вступать в диалог
Личностные:
— формировать мотивацию к обучению и познанию
— формировать способность детей к саморазвитию
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
а) Работа в парах
Найди лишнее слово.
Слайд №1
— Быстрый, машина, яркий, веселый.
(Машина – это имя существительное, остальные слова-имена прилагательные. Доказывают.)
Слайд №2
— Шкаф, парта, шофер, окно.
(шофер –это имя существительное одушевленное, остальные – неодушевленные.Доказывают.)
Слайд №3.
— ведет, ведро, водитель, дерево.
( Ведет – это глагол, остальные – имена существительные. Доказывают)
Слайд №4.
— Шоссе, яма, кошка, ягода.
(шоссе — это имя существительное среднего рода, остальные – женского рода. Доказывают.)
— Мы, по, они, я, ты.
(по – это предлог, остальные – местоимения.Доказывают.)
Слайд №5.
( все «лишние» слова)
«машина, шофер, ведет, шоссе, по.»
-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)
— что такое предложение?
Слайд №6.
( Получилось предложение: «Шофер ведет машину по шоссе»)
б) объясните лексическое значение слов «шофер» и «шоссе».
Справка: эти слова пришли в русский язык из французского языка. Слово «шоссе» — переводится «дорога, мощеная камнем», «шофер» — истопник. До появления автомобиля шофером на железных дорогах называли кочегара, а вовсе не машиниста, который вел состав. Позже этот же «шофер» стал обслуживать машину с мотором, но его все-равно продолжали звать «шофером».
— Что вы можете сказать о написании этих слов?(Разобрать орфограммы).
в) разноуровневые задания
1 уровень. Списать предложение, разобрать по членам предложения, надписать части речи.
2 уровень. Списать предложение, распространив его, вставляя перед существительными подходящие по смыслу прилагательные.
— Что повторяли при выполнении этого задания?
3. Формулирование темы урока.
— Измените свои предложения в соответствии со схемой:
_________ _________ _________ ___ ________ ? (!)
— Прочтите все 3 предложения.
-Назовите тему нашего урока.
Дети формулируют. Тема открывается на доске.
Какие задачи для этого надо решить? (На доске появляются вспомогательные слова для формулирования)
-Учить…- Закрепит…- Обобщить…
4. Применение полученных знаний при выполнении упражнений
А) ? Работаем в паре.
Повторим правила, которые вы выучили. Готовы Проверьте друг у друга, оцените, покажите оценку товарища.
5. Физ.минутка.
Б) (Работа по вариантам).
Слайд № 7.
— Посмотрите на стихотворение и найдите то, которое начинается с:
1 вариант: побудительного предложения.
2вариант: повествовательного предложения.
3 вариант: вопросительного предложения.
— Выпишите это предложение. Составьте схему.
(У доски проверяются только схемы. Проговариваются правила о предложениях по цели высказывания).
В) Работа в группах.
- Дети делятся на группы произвольно по номерам, которые называет учитель. считая детей по порядку.
- Определяются места для работы групп.
- Повторяется алгоритм работы в группах.
- Предлагается каждой группе выбрать уровень сложности задания.
- Раздаются конверты в соответствии с выбором уровня .
Задания по уровням:
1 уровень. Найти в тексте предложения и охарактеризовать их по цели высказывания.
2 уровень. По схемам составить предложения различные по цели высказывания.
3уровень. В деформированном тексте поставить нужные знаки препинания. Составить схемы предложения.
(Каждая группа защищает свой ответ, группы оценивают товарищей и себя).
6. Контроль усвоения знаний. Рефлексия.
— Кто хорошо разобрался с различными видами предложения по цели
высказывания?
— Проверим. Я буду читать предложения, а вы запишите упрощенную схему этих предложений.
« Вы слышали пение птиц в весеннем лесу? Это музыка многоголосая, со своими солистами и вокалистами. Радостно на душе от такой музыки!»
— Оцените себя.
— Проверим по эталону:
I____________?
I___________ .
I____________!
— Теперь оцените после проверки. У кого совпала предварительная отметка с фактической?
9. Домашнее задание.
— Составьте текст об осени, используя различные предложения по цели высказывания.
nsportal.ru