Виды диалога этикетный – Вопрос 11. Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

Урок развития речи по теме «Этикетные диалоги» (5-й класс)

Цели:

  • сформировать представление об этикетном диалоге;
  • создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
  • воспитывать  потребность в соблюдении правил поведения в обществе.     

Задачи:

  • выделить отличительные признаки этикетного диалога;
  • научиться различать этикетные и не этикетные диалоги.

Наглядные пособия и опоры:

  • плакат с изображением литературного героя из произведения Л. Лагина  «Старик Хоттабыч»,
  • карточки  с этикетными и не этикетными приветствиями,
  • карточки с заданиями для работы в группах,
  • разноцветные жетоны для  оценивания учащихся.

 Ход урока

Вступительное слово учителя (диалог с учениками)

– Доброе утро, ребята!  Вижу, что у вас хорошее настроение. Я права?

(Ответы  учеников).

– Я очень рада видеть вас. Надеюсь, юные друзья, что наша встреча будет интересной и полезной. А вы что думаете об этом?

(Ответы учеников)

Работа  по новой теме

Учитель:

– С чего мы начали урок?

С помощью наводящих вопросов, которые зависят от ответов учеников, от речевой ситуации, педагог получает желаемый ответ: УРОК НАЧАЛСЯ С ДИАЛОГА.

Речь сегодня пойдет о диалоге, рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем  составлять этикетные диалоги.

Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?

За работу на уроке  ученики будут получать жетоны   (красный – «5», зеленый – «4», синий – «3»).

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Беседа учителя о понятии «этикет»  по вопросам:

– Где вы встречались со словом «этикет»?

– Что называется этикетом?

– Должны ли мы соблюдать этикет?

Выясняется происхождение слова «этикет» и уточняется его значение,  для этого открывается запись на доске

Этикет (французское  etiguette – ярлык,  этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.

Учитель:

– Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог.

Беседа по вопросам:

– Что же такое диалог?                                                

– Чем отличается диалог от монолога?                 

– Как правильно оформить диалог на письме?         

– Из чего он состоит?  

– Сколько реплик может быть в диалоге?

– Всегда ли реплика сопровождается словами автора?

Затем предлагается работа с деформированной схемой диалога (запись схемы на доске).

– Р? –  а.             

Р          а.             

А:

Р.

– Р  –    .

Задание. Расставить недостающие знаки препинания, обосновать свой выбор.

Ученик, выполняющий задание у доски, объясняет постановку знаков препинания.

Учитель:

– С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого  и я начала разговор с вами.

(С приветствия)

На доске расположены карточки  с этикетными и не этикетными приветствиями.

Здра_ствуйте                                       зд_рово                       добрый веч_р

пр_вет                                                  добр_е утро                наше вам с кист_чкой

рад вас пр_ветствовать                      пр_ветик

Задания.

  1. Убрать не этикетные приветствия.
  2. Вставить  в словах пропущенные буквы.
  3. Прокомментировать пропущенные орфограммы.        

Учащиеся записывают эти слова в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.

Несколько учеников по очереди работают со словами у доски.

Учитель задает вопрос:

– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Послушайте, что об этом говорит Владимир Алексеевич Солоухин в своем стихотворении, которое так и называется «Здравствуйте».

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения В.А. Солоухина «Здравствуйте»

     Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
     Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Учитель:

– Вы изучаете английский язык и знаете, как звучит это приветствие  на английском языке (Hello!). 21 ноября  исполняется 35-ая годовщина «Хэлло Дэй». В этот день люди во всем мире, желающие отметить этот праздник, говорят приветливое «здравствуйте» десяти незнакомым людям. Почему же это слово получило такое уважение? Вот что думает об этом В. А. Солоухин.

Учитель продолжает чтение

стихотворения «Здравствуйте»    

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья   прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель:

Если вы захотите поговорить с другом, как сможете привлечь его внимание?

(ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАЩЕНИЕ)

– Вы помните, с какими словами я обратилась к вам в начале урока?

(РЕБЯТА,  ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ!)

– Нужно ли при обращении использовать этикетные слова?

Педагог  предлагает прослушать диалог двух одноклассников – Вольки и Гоги – из книги Л.Лагина «Старик Хоттабыч» и определить, является ли диалог этикетным, обратить внимание на обращения.  Заранее подготовленные ученики читают диалог на фоне плаката с изображением Хоттабыча.

… Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

– Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

– Не старикашка, а старик. Это папин знакомый … из Ташкента.

– А вот ке-э-эк пойду к твоему папке да ке-э – эк расскажу про твои художества на экзамене!

– Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

– Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя!

Самый настоящий псих!

Дети высказывают свои мнения.

Учитель предлагает группе учащихся (№ 1) исправить этот диалог на этикетный.

Остальных учащихся класса делит на две группы, давая каждой  группе индивидуальное задание.

Задание для 2 группы.

Выберите фразы,  соответствующие правилам поведения во время беседы.

Задание для 3 группы. Выберите из предложенных фраз те, которые не соответствуют правилам поведения во время беседы.

Каждая фраза на отдельной карточке:

  • Говорите спокойно.
  • Говорите очень быстро, ведь вы можете куда-нибудь опоздать.
  • Если у вас плохое настроение, можно и нагрубить.
  • Не размахивайте излишне руками.
  • Подбирайте слова, чтобы не обидеть собеседника.   
  • Не обязательно слушать собеседника, если вам не интересно.
  • Говорите отчетливо, не спешите.
  • Умейте слушать другого.
  • Во время разговора вы можете кричать.
  • Разговаривая, машите руками, чтобы вас лучше поняли.
  • Если вам очень хочется что-то сказать, можете прервать собеседника.
  • Во время разговора не прерывайте собеседника.

Дети работают в группах.

Проверка выполненных заданий  в группах.

Группа № 1 зачитывает исправленный,  т.е. этикетный, диалог.

Группа № 2 озвучивает правила поведения, соответствующие этикету. 

Группа № 3 называет фразы, которые они посчитали не соответствующими этикету.

Минутка отдыха

Учащимся предлагается встать и выйти из-за парт.

Услышав фразу, соответствующую этикету, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Если выражение не соответствует этикету – потопать ногами.

Учитель произносит фразы:

– будьте любезны,                  – добрый вечер,

– благодарю вас,                     – отстань от меня,

– эй,  иди сюда,                       – надоело мне тебя слушать,

– уйди с дороги,                      – извини меня,

– пожалуйста,                          – прошу прощения.

Учитель.

– Сейчас очень распространенными стали диалоги по телефону. Нужно ли соблюдать этикет  во время телефонного разговора? (Ответы учеников).

Во время разговора  следует поздороваться, представиться и  не забывать о «вежливых» словах.

Сегодня мы вспоминали разные правила поведения в обществе (этикет). Послушайте стихотворение  «Пожалуйста, потише»  из передачи «Радионяня» и скажите, какое еще правило необходимо соблюдать во время  телефонного разговора, если вас окружают посторонние люди?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

– В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
– Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише! Тсс! Тсс!
– В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,-
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.

После прослушивания ученики формулируют еще одно правило поведения при разговоре.

Учитель делает вывод:

Нельзя забывать о том, что рядом с нами находятся люди, которым совсем не интересно слушать про наши  личные дела.

Ролевая игра «Этикет».

Предлагаемые обстоятельства.

  1. Уступая место пожилому человеку, вы скажете …
  2. Вы получили подарок, который вам не совсем понравился, но при этом говорите …
  3. Вы случайно толкнули прохожего и скажете при этом …

Заключительная часть урока

Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу, и ответить на него.

Объяснение домашнего задания.

Упражнение № 239. Опишите изображенное на рисунке. Дайте детям имена. Включите в ваше описание диалог, употребляя вежливую форму обращения.

Выставление оценок с учетом полученных жетонов (красный – 5, зеленый – 4, синий – 3).

urok.1sept.ru

Урок риторики «Этикетные диалоги»

п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

Организация начала урока

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Все ль на месте,

Всё ль в порядке?

Начинается урок.

 

Все на месте,

Всё в порядке!

Ручки, книжки и тетрадки!

личностные: самоопределение, коммуникативные:  планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний.

Подготовка  к усвоению нового

материала

На прошлом уроке мы говорили об этикетных жанрах и словах вежливости. Какие жанры вы можете назвать? (извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение)

Приведите примеры несловесных этикетных средств.

Учащиеся отвечают на вопрос, вспоминают изученный материал.

Н-р: улыбка, кивок, рукопожатие…

коммуникативные:  планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Самоопреде-ление к деятельности

В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнять несловесными этикетными средствами, такими, как кивок, улыбка, поклон, и т.п.

Учащиеся разыгрывают несколько подобных ситуаций.

личностные: самоопределение ; коммуникативные:  планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные:  индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации, решение проблемы

4

Работа по теме урока

Этикетный диалог — это

диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики — стимула или «пароля» и реплики-реакции или «отзыва». Например:

-Здравствуйте, Иван

Степанович!(пароль)

-Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция.

В речи говорящих этикетный диалог принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др.

Приведите свои примеры

Этикетный диалог необходимо отличать от так называемого свободного диалога.

— Который час?

— Без четверти четыре.

Этот диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог.

Приведите свои примеры

Игра

«Вежливые слова»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Работа со словами на доске. Продолжи:

Вежливый -… Воспитанный — …

Приличия-…

Этикет-…

Речевой этикет-…

— Все эти знания необходимо учитывать при выполнении следующего задания.

№ 254 стр. 178

Когда в ответ на этикетную реплику ты можешь использовать слова благодарности?

-Когда ответной репликой могут быть слова «пожалуйста», «не за что», «не стоит»?

-Разыграй такие этикетные диалоги.

Не забудь, что в этикетных диалогах часто употребляются обращения.

Учащиеся приводят свои примеры.

Учащиеся добавляют вежливые слова

Учащиеся выполняют задание, оценивают ответы товарищей.

Вежливый – соблюдающий правила приличия, обходительный, учтивый.

Воспитанный — умеющий себя вести.

Приличия- соблюдение правил поведения , вежливость.

Этикет –принятый порядок поведения в обществе.

Речевой этикет- правила речевого поведения.

Учащиеся отвечают на вопросы и разыгрывают диалоги.

регулятивные: планирование,  познавательные: (логические) индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации,

познавательные:  (обще учебные) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция.

5

Физминутка

Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сесть.

Учащиеся проговаривают слова физминутки и выполняют действия.

коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

6

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№255

Почему страна в которую попал Джованнино , названа «Страной Без Острых Углов»?

Найди в тексте этикетные реплики, выраженные словесными и несловесными средствами и подчеркни их.

Определите этикетные жанры.

Учащиеся читают текст и выполняют задание;

объясняют почему выбрана та или иная реплика, определяют этикетные жанры.

Оценивают друг друга.

регулятивные:  контроль, оценка, коррекция;

познавательные (общеучебные) : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;  коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция

7

Рефлексия

Подведение итогов урока

Проанализируйте свою работу на уроке и заполните таблицу

Учащиеся заполняют таблицу:

Критерии оценки

+ —

1

Я понял учебный материал

2

Я активно работал на уроке, давал обоснованные ответы

3

Я замечал ошибки и неточности в ответах одноклассников

4

Я дополнял ответы одноклассников

5

Я успешно применял полученные знания на уроке

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, 

познавательные:  рефлексия, личностные:  смыслообразование

8

Информация о домашнем задании.

Учитель записывает на доске д/з. №256 стр.180

— С вами приятно было работать. Спасибо за урок!

Учащиеся записывают Д/з, задают вопросы по его выполнению (если есть).

— Спасибо за урок!

коммуникативные: умение слушать и понимать речь других;

постановка вопросов;

личностные:  нравственно-этическая ориентация;

регулятивные:  саморегуляция, как способность к мобилизации

infourok.ru

Диалоги на английском языке. Виды диалогов. Стандартные фразы

Наша жизнь состоит из диалогов. В этой статье мы рассмотрим диалоги на английском языке. Существуют несколько видов диалогов, из которых можно выделить диалог-расспрос, диалог-принятие совместного решения и диалог-обмен мнениями. Вы узнаете, что из себя представляют эти виды диалогов, и какие фразы нужно знать, чтобы уметь вести беседу на английском языке. Всем изучающим английский язык нелишним будет повторить разговорные фразы на английском языке, которые используются в диалогах. Эти фразы вам обязательно пригодятся! Также разыграйте диалоги на английском языке по темам.

Виды диалогов

  1. Диалог этикетного характера
  2. Диалог-расспрос
  3. Диалог –обмен мнениями
  4. Диалог –побуждение к действию

1. Диалог этикетного характера

Вы должны уметь начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них, выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться соглашаться. Изучите Разговорные фразы на английском языке для начинающих

2. Диалог – расспрос

Вы должны уметь запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), целенаправленно расспрашивать, брать интервью. Изучите Типичные ситуации при общении на английском языке. Советы

3. Диалог – обмен мнениями

Важно уметь выражать свою точку зрения и соглашаться (не соглашаться) с мнением собеседника, высказывать ободрение (неодобрение), сомнение, выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость, огорчение, желание (нежелание)). Изучите Разговорные фразы на английском языке для начинающих

4. Диалог – побуждение к действию (принятие совместного решения)

Нужно научиться обращаться с просьбой и выражать готовность (отказ) ее выполнить, давать совет и принимать (не принимать) его; приглашать к действию и соглашаться (не соглашаться) принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие (несогласие принять его).

Диалог- принятие совместного решения до недавнего времени входил в программу устной части ЕГЭ по английскому языку, поэтому рассмотрим его подробнее.

Эти слова часто встречаются в заданиях:

1. как предложить куда-либо пойти —  how to suggest

2.  как согласиться —  how to agree

3. как отказаться  —  how to refuse

How to suggest in English — Как предложить по-английски

  1. Let’s go right now, shall we? — Давай пойдем прямо сейчас.
  2. Let’s not hurry …. — Давай не будем торопиться….
  3. How about going to… — Как насчет того, чтобы….
  4. What about going to … — Как насчет того, чтобы….
  5. Why don’t we go… — Почему бы нам не….
  6. Why not go… — Почему бы нам не….
  7. Shall I buy…? — Мне купить…?
  8. Would you like to go to….? —  Ты хотел бы….?
  9. Do you suggest going to…? — Ты предлагаешь пойти (поехать)…?

How to agree in English —  Как согласиться по-английски

  1. Yes, let’s. — Давай.
  2. I’d love to. -С удовольствием.
  3. That would be great/ fantastic. — Это было бы здорово.
  4. With pleasure. — С удовольствием.

How to agree partly in English — Неуверенное согласие по-английски

  1. That’s a good idea, but… Это хорошая мысль, но…
  2. O.K., but only if I have time. Ладно, но только если будет время.
  3. That sounds good, but…. Звучит заманчиво, но…..
  4. I don’t mind. Я не возражаю.
  5. It might be interesting. Это может быть интересно.
  6. We might as well do…. Мы можем с таким же успехом сделать…
  7. Why not? Почему бы нет.
  8. The only thing… — Единственное …

How to refuse in English — Как отказаться по-английски

Чтобы ваш отказ прозвучал вежливо, надо к любой из этих фраз добавить: I am afraid I can’t. — Боюсь, я не смогу.

  1. I don’t feel like it. — Мне что-то не хочется.
  2. I’m not very keen on that. — Мне что-то не хочется.
  3. I haven’t got time. — У меня нет времени.
  4. I’m too tired. — Я слишком устал(а).
  5. There is no point in doing it. — Не вижу смысла это делать.
  6. I’d rather not. — Я предпочел бы не делать это.
  7. I’d rather + глагол … —  Я бы скорее сделал(а) ….
Запомните: есть два глагола, которые переводятся «предложить» и их легко перепутать: suggest и offer.

Лексическая разница:

— to offer – предлагать что-либо конкретное, напр. материальную вещь или услугу

— to suggest – предлагать нечто абстрактное (мысль, идею)

Грамматическая разница:

— после OFFER  употребляется существительное или глагол с частицей TO: offer smth/ offer to do smth

— после SUGGEST  — Ding или придаточное предложение: suggest doing/ suggest that you should do … (придат. предложение)

ПРИМЕРЫ

  1. He offered me a cup of tea.
  2. He offered to help me with the housework.
  3. What do you suggest?
  4. I suggest calling a taxi.
  5. I suggest that we should leave at once.
Запомните:

offer (предложить вещь) – offer (предложение)
suggest (предложить идею) – suggestion (предложение)

Речевая практика. Диалоги на английском языке по темам

  1. Диалог по теме «Путешествия. Отдых». Вы и ваш друг выиграли путешествие этим летом. Обсудите варианты поездки. Решите, куда вы хотите ехать и почему.

Sea cruise

  • six days;
  • spacious comfortable ship;
  • three meals a day;
  • swimming pool;
  • all-night discos;
  • many unknown people;
  • a lot of noise;
  • sea-sickness;
  • limited space.

Beach holidays

  • three weeks;
  • only breakfasts and dinners;
  • two excursions to famous places of interest;
  • rent-a-car service;
  • high temperature;
  • many insects.

2. Диалог по теме «Средства транспорта» СКОРО

Вам может быть интересно: This entry was posted in Разговорный английский.

englishinn.ru

Презентация «Этикетные диалоги»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Этикетные диалоги
Этикет – от фр. Etiquette «ярлык на чем-либо», правила поведения.

Слайд 3

История слова
Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.

Слайд 4

Заглянем в толковый словарь!
Этикетные слова – это группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Вежливый – соблюдающий правила приличия, учтивый, обходительный.

Слайд 5

Вежливые слова условно можно разделить на группы, в зависимости от вида речевой ситуации, где они могут употребляться.

Слайд 6

Этикет на каждый день

Слайд 7

Формулы приветствия
1 страница

Слайд 8

Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Сколько лет, сколько зим! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Доброе утро! Легок на помине! Мое почтение! Здравия желаю! Хлеб да соль!

Слайд 9

Просьба
2 страница

Слайд 10

Пожалуйста! Будьте добры! Будьте любезны! Разрешите! Позвольте! Если Вас не затруднит…

Слайд 11

Извинение
Извини(те), пожалуйста! Прости(те), пожалуйста! Не сердись, пожалуйста!

Слайд 12

Благодарность
Спасибо! Большое спасибо! Благодарю Вас! Премного благодарен! Примите мою благодарность!

Слайд 13

Прощание
3 страница

Слайд 14

До свидания! Счастливого пути! Прощайте! Позвольте откланяться! До скорого!

Слайд 15

Игра
Сказочно вежливы!

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Домашнее задание

Слайд 19

Придумать и записать правильно диалог между Волком и Красной Шапочкой. Использовать как можно больше формул речевого этикета. Дополнительные баллы добавляются за количество и разнообразие использованных формул.

Слайд 20

Спасибо за урок! До свидания!

lusana.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск