Виды и средства связи в тексте – Виды связи предложений в тексте. Средства и виды связи между предложениями текста

Проанализируйте виды и средства связи между частями текста. ГДЗ. Упр. 128, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в от­рывке из романа Л. Толстого «Война и мир».
 
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки. <…>
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, по­сле каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, раз­горающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересо­вался знать о том, что там делалось: он весь был поглощён в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, ко­торый точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди ба­тареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошёл опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд. <…>
Через несколько минут толпы раненых и носилок про­шли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаря­ды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживлённее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами пере­ходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, ещё больше разрумянившись2, ещё старательнее командо­вал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряжённым щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
 
1.    В 1-м абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?
2.    Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.
3.    Какие ещё средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4.    Проследите, как в тексте подчёркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите такие слова-связки.

class.rambler.ru

какие бывают виды связи предложений в тексте? Помогите.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Цепная связь обусловлена чередование «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Признаки текста: · Наличие темы и основной мысли · Наличие или возможность заголовка · Смысловая связь между предложениями · Определенная последовательность предложений · Использование языковых средств связи между предложениями Виды связи между предложениями в тексте: Последовательная Параллельная Ассоциативная (смысловая)

По стилю Научные, научно-популярные, художественные, религиозные, публицистические, официально-деловые, эпистолярные По типу Повествование, Описание, Рассуждение

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Цепная связь обусловлена чередование «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

цепная и положительная

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Цепная связь обусловлена чередование «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Цепная связь обусловлена чередование «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

спасибки большое

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

touch.otvet.mail.ru

Методическая разработка по русскому языку по теме: Средства связи предложений в тексте

                                                                                                                              ПОДГОТОВКА К ГИА

                       СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.                                                                                                                                                             В одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича,  и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь (министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти  события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя.

      Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в 1 столбике — начала фраз, а во 2- их концы.

Соединить начало и конец  каждой фразы, определив средство связи между ними.

На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…

На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…

На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…

На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

 …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.

…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.

…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на  такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы: 

  Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало.                                              

 Сорвали покров ночи – без покрова                                                 

 Пламя солнца – с пылающим сердцем                                                                                                          Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти

2. Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему  до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

КЛЮЧ:       5   2   8   6   4   9   3   1   7

Определите средства связи предложений в тексте.        

— лексические (слова одной тематической группы, лексический повтор)

— морфологические (личное местоимение, союзы, единство временных форм глагола)

— синтаксические (парцелляция)

3. Одинаково ли построены тексты? Определите вид связи предложений в тексте.

На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь.  Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.

Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

                                                                                                    (И. С. Тургенев «Записки охотника»)

Средства связи

1 текст – параллельная связь

— морфологические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов)

— лексические (слова одной тематической группы)

2 текст – цепная связь

-морфологические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

4. Рассмотрим, например, средства связи предложений в стихотворении А. Блока:

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет. 

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день. 

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз. 

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа. 

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

В этом тексте использованы следующие средства:

— прямой лексический повтор (день),

— контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий),

— контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься),

-одинаковые временные формы глагола,

— синтаксический параллелизм.

5. Прочитайте текст. Сократите.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что  будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами.

Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.

Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.

Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества. 

 

nsportal.ru

Презентация по русскому языку «Текст. Виды связей и средства связей предложений в тексте»

Текст. Автор: Кочулаева А.В. учитель русского языка и литературы. 2015 год.

Текст.

Автор: Кочулаева А.В.

учитель русского языка и литературы.

2015 год.

ТЕКСТ Связное и относительно завершенное высказывание на определенную тему, представляющее собой группу предложений, объединенных по смыслу и грамматически.

ТЕКСТ

Связное и относительно завершенное высказывание на определенную тему, представляющее собой группу предложений, объединенных по смыслу и грамматически.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА тематическое единство развернутость последовательность завершенность цельность связность

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

тематическое единство

развернутость

последовательность

завершенность

цельность

связность

развернутость тематическое единство Это развитие темы и реализация основной мысли мысли текста через подтемы и микротемы. Признак текста, проявляющийся в том, что все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли. Подтемы - смысловые части текста, обеспечивающие широту охвата тема. В подтемах могут выделяться микротемы , обеспечивающие раскрытия темы Тема текста – это предмет речи, т.е. то, о чем или о ком говорится в высказывании. Основная мысль текста- это то главное, что хотел сказать автор о предмете речи; это авторский взгляд на события, характеры, образы и т.п.

развернутость

тематическое единство

  • Это развитие темы и реализация основной мысли мысли текста через подтемы и микротемы.
  • Признак текста, проявляющийся в том, что все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.
  • Подтемы — смысловые части текста, обеспечивающие широту охвата тема. В подтемах могут выделяться микротемы , обеспечивающие раскрытия темы
  • Тема текста – это предмет речи, т.е. то, о чем или о ком говорится в высказывании.
  • Основная мысль текста- это то главное, что хотел сказать автор о предмете речи; это авторский взгляд на события, характеры, образы и т.п.
Связность текста Последовательность текста Признак текста, проявляющийся в том, что предложения и части текста связаны: 1) по смыслу; 2) при помощи определенных языковых средств. Предполагает, что элементы содержания текста группируются по определенной схеме, называемой композицией. Композиция текста обычно зависит от того, какой тип речи лежит в его основе: Повествование Описание Рассуждение

Связность текста

Последовательность текста

  • Признак текста, проявляющийся в том, что предложения и части текста связаны:
  • 1) по смыслу;
  • 2) при помощи определенных языковых средств.
  • Предполагает, что элементы содержания текста группируются по определенной схеме, называемой композицией.
  • Композиция текста обычно зависит от того, какой тип речи лежит в его основе:
  • Повествование
  • Описание
  • Рассуждение
Некоторые языковые средства связи предложений в тексте - лексический повтор, т.е.повтор одного и того же слова Предложение – это минимальная единица общения. По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. - Синонимы, синонимические замены. Во время пожара дворец сильно пострадал. Теперь здание находится на реставрации.

Некоторые языковые средства связи предложений в тексте

— лексический повтор, т.е.повтор одного и того же слова

Предложение – это минимальная единица общения. По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными.

— Синонимы, синонимические замены.

Во время пожара дворец сильно пострадал. Теперь здание находится на реставрации.

Некоторые языковые средства связи предложений в тексте - Местоимения,указывающие на предшествующие слова Новогрудок - один из древнейших городов Беларусии. Время его основания- 10 век. - наречия, указывающие на предшествующие слова Семенов тихо приблизился к открытому окну . Оттуда слышался приглушенный разговор.

Некоторые языковые средства связи предложений в тексте

— Местоимения,указывающие на предшествующие слова

Новогрудок — один из древнейших городов Беларусии. Время его основания- 10 век.

— наречия, указывающие на предшествующие слова

Семенов тихо приблизился к открытому окну . Оттуда слышался приглушенный разговор.

Некоторые языковые средства связи предложений в тексте -Союзы в присоединительной роли  Пора на ночевку. Но собрать собак после отдыха трудно. -Однотипность строения предложений (синтаксический параллелизм) Полезен и яд змеи, если он в умных руках .Вреден и пчелиный мед, если он в руках дурака (Р.Гамзатов).

Некоторые языковые средства связи предложений в тексте

-Союзы в присоединительной роли

Пора на ночевку. Но собрать собак после отдыха трудно.

-Однотипность строения предложений (синтаксический параллелизм)

Полезен и яд змеи, если он в умных руках .Вреден и пчелиный мед, если он в руках дурака (Р.Гамзатов).

Виды связи предложений в тексте Цепная ( в каждом последующем предложении повторяется какой-либо смысловой элемент предыдущего) На следующий день на пса (1) надели широкий блестящий ошейник (2). В первый момент, поглядевшись в зеркало, он (1) очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы ободрать его (2) о сундук или ящик.( М.Булгаков)

Виды связи предложений в тексте

  • Цепная ( в каждом последующем предложении повторяется какой-либо смысловой элемент предыдущего)

На следующий день на пса (1) надели широкий блестящий ошейник (2). В первый момент, поглядевшись в зеркало, он (1) очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы ободрать его (2) о сундук или ящик.( М.Булгаков)

Виды связи предложений в тексте - параллельная (предложения связаны не друг с другом, а с темой данного фрагмента текста; смысл каждого из предложений данного фрагмента ясен без контекста , их (кроме первого) можно поменять местами) Был тихий летний вечер. Дядя Максим сидел в саду. Отец по обыкновению, захлопотался где-то в дальнем поле. На дворе и кругом было тихо; селение засыпало, и в людской тоже смолк говор работников и прислуги (В.Короленко).

Виды связи предложений в тексте

параллельная (предложения связаны не друг с другом, а с темой данного фрагмента текста; смысл каждого из предложений данного фрагмента ясен без контекста , их (кроме первого) можно поменять местами)

Был тихий летний вечер. Дядя Максим сидел в саду. Отец по обыкновению, захлопотался где-то в дальнем поле. На дворе и кругом было тихо; селение засыпало, и в людской тоже смолк говор работников и прислуги (В.Короленко).

Завершенность текста- признак текста, проявляющийся в полном раскрытии замысла и в возможности понимания, восприятия текста. В завершенном тексте подтемы и микротемы развернуты так, что дают возможность сформулировать тему и основную мысль текста.

Завершенность текста- признак текста, проявляющийся в полном раскрытии замысла и в возможности понимания, восприятия текста.

В завершенном тексте подтемы и микротемы развернуты так, что дают возможность сформулировать тему и основную мысль текста.

Цельным можно назвать такой текст, которому присущи как тематическое единство, развернутость, так и стилистическое единообразие языковых средств, отобранных для реализации коммуникативной задачи высказывания, авторского замысла.

Цельным можно назвать такой текст, которому присущи как тематическое единство, развернутость, так и стилистическое единообразие языковых средств, отобранных для реализации коммуникативной задачи высказывания, авторского замысла.

План комплексного анализа прозаического текста. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия. Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение. Укажите средства художественной изобразительности (если анализируется художественный текст). Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание). Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение. Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте? Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение. Сделайте на материале текста разные виды разбора.   Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план

План комплексного анализа прозаического текста.

  • Определите тему, основную мысль текста.
  • Озаглавьте текст. Объясните смысл названия.
  • Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.
  • Укажите средства художественной изобразительности (если анализируется художественный текст).
  • Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст.
  • Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание).
  • Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение.
  • Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте?
  • Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
  • Сделайте на материале текста разные виды разбора.
  •   Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
  • Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план

— Береги-и! – завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.

«А, береги!» — мелькнёт в голове опьяняющая мысль.

Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая

по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт

лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по земле стаю

собак и ещё сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю – по зеленям, взмётам и жнивьям,

пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со

своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь

вспенённую, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали

замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина.

Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то

заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими

листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в

лесу холоднеет и темнеет… пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно.

Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг

собак…. Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого

нибудь почти незнакомого холостяка-помещика. (И. Бунин. «Антоновские яблоки»)  

videouroki.net

Типы связей

 

Модели связей в тексте

Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой. Одно предложение, даже очень распространенное, сложное, которое, безусловно, является произведением речи, текстом не является. Текст как результат речевой деятельности имеет мотив и цель. Является высказыванием на определенную тему, в нем реализуется замысел говорящего.

Текст может иметь заголовок, передающий тему и основную мысль высказывания. В тексте большого объема ведущая тема распадается на ряд подтем, вплоть до микротем. Микротема считается минимальной единицей речевого смысла. В тексте ей обычно соответствует абзац. Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее их количество определяется задачами сообщения и задачами информации. Объем текста определяет пишущий, говорящий. Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Текст всегда оформляется стилистически, поэтому стилевое единство – важнейший признак текста. Текст существует в двух речевых формах: монолог и диалог.

Еще одной особенностью текста является его связность, основу которой составляет коммуникативная преемственность предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. Образующиеся при этом тематические цепочки могут быть представлены несколькими моделями:

1. Наиболее распространенной является модель, в которой используется последовательный, или цепной, способ связи предложений.

Например:

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

 2. Вторая модель представляет собой цепочку предложений со сквозной темой и параллельным способом связи.

Например: Пригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление оставляет он далее в пасмурные дни. Это прекрасное место является любимым для семейных праздников и дружеских бесед. (К.Паустовский)

 3. Третий тип модели также формируется на базе параллельного способа соединения предложений, только в отличие от второго в нем отсутствует сквозная тема; связь между предложениями осуществляется через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности. Которую они вместе рисуют.

Например: За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко. (А.Гайдар)

Таким образом, основу структурной организации текста составляют отношения коммуникативной преемственности между предложениями. Чтобы обеспечить связность при построении текста, нужно расставить предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли, а порядок слов в предложении подчинить коммуникативной задаче высказывания. Средствами, передающими связность входящих в текст предложений, являются повторяющиеся слова, личные (3 лицо) и указательные местоимения, синонимы, антонимы, однокоренные слова и другие языковые средства.

Схема

 Текст (целостное законченное высказывание)

Признаки текста:

o Наличие темы и основной мысли

o Наличие или возможности заголовка

o Смысловая связь между предложениями

o Определенная последовательность предложений

o Использование языковых средств связи между предложениями

Основные языковые средства связи между предложениями

o Повторяющиеся слова

o Местоимения и наречия

o Близкие по смыслу слова

o Союзы

o Порядок слов в предложении

Виды связи между предложениями в тексте:

Последовательная и параллельная (со сквозной темой и без сквозной темы)

 

multiredaktor.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *