Виды предложений таблица в русском языке – какие бывают по цели высказывания, примеры

Содержание

какие бывают по цели высказывания, примеры

Бывают разные виды синтаксических единиц в русском языке. Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется «синтаксис». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Мой мир

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Восклицательные «Красота! Прекрасный зимний день!».
Вопросительные «Скажите, пожалуйста, где находится детская библиотека?»
Повествовательные «Миша ушел в гости. Его сестра Маша осталась дома».

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств.

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от английского), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные чувства, от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные. Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав сложного предложения, разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ, использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные. Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

 Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

uchim.guru

Типы предложений в русском языке

Предложения делятся на простые и сложные. Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, т. е. содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.): Он пришёл очень быстро. и Он пришёл.

Простое предложение

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

  • Неопределенно-личноеМеня вызвали к директору.
  • Обобщенно-личноеБез труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • БезличноеНа улице стемнело.
  • Определенно-личноеСижу и рисую.
  • ИнфинитивноеМолчать! Вам уже ехать.
  • НазывноеНочь. Улица. Фонарь. Аптека.
  • Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой. Мы разговорились, как будто век были знакомы. Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне? Я надену вот это синее.

Сложное предложение

Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы. Простые предложения в составе сложного могут соединяться как с помощью союзов, так и без них: Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.

Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая. Сложное предложение, состоящее из простых, связанных без союзов, называется бессоюзным сложным предложением:

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:

  • Сложносочиненные предложения состоят из частей (простых предложений), самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни… ни…, то… то…, то ли…, то ли…, не то…, не то… и др.: Дождь кончился, и взошло солнце. То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.
  • Сложноподчиненные предложения состоят из частей (простых предложений), одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т. д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Я знаю, что они друзья. Он не хочет, чтобы его ждали. Сергей не ответил, потому что не слышал вопроса.
  • Бессоюзные предложения. Части бессоюзного предложения (простые предложения) почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют: Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

rus-learn.com

Виды односоставных предложений. Таблица с примерами.

Двусоставные предложения

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является  наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Примеры:

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Примеры:

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Схема видов односоставных предложений.

Итак, есть пять видов:

В нашей общей таблице мы объединим все виды.

Односоставные предложения. Таблица с примерами.

В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Тема:

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний. 

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    -Для чего используются в речи односоставные предложения?

    -Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):

    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано  всем пользоваться  марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

  3. «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Образец:

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

     На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. [  ], а  [  ].
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной).

  4. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

     

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке –  безличное, во втором – безличное как часть сложного).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  5. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется?  Выполните задания:

    Текст упражнения 141

olgadyachenko.ru

Классификация предложений

Предложение является основным средством передачи сообщения. Эта единица языка строится по определённому грамматическому образцу, существует в языке в разных своих формах и модификациях, имеет определённую коммуникативную цель и интонационно оформлена.

ССППо структуре предложения делятся на простые и сложные. В простом предложении представлена одна грамматическая основа: Утром в небе светило солнце.

Сложное предложение включает две и более грамматические  основы: То солнце светит, то дождь идёт.

Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как обязательными компонентами: Девочка улыбнулась. Он был удивлён.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один грамматический состав главного члена с зависимыми словами или без них (состав подлежащего или состав сказуемого). Односоставные предложения делятся на:

  • Неопределенно-личное: Меня пригласили в гости.
  • Обобщенно-личное: Без труда не вытащишьи рыбку из пруда.
  • Безличное: На улице стемнело.
  • Определенно-личное: Сижу и читаю.
  • Инфинитивное: Молчать!
  • Назывное: Зима. Ночь.

Сложное предложение состоит из двух и более частей, связанных по смыслу и интонационно. Части сложного предложения однотипны по своей структуре с простыми предложениями.

Сложные предложения в зависимости от средств связи и способов выражения грамматических отношений между их частями  делятся на союзные и бессоюзные предложения. Бессоюзным сложным предложением называется синтаксическая конструкция, части которой связаны между собой только  интонационно.    Части бессоюзного предложения почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзов и союзных слов в данных предложениях нет: Ночь всё темнела, шелестела ветвями, лес обступал, придвигался ближе к костру. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Союзные предложения в свою очередь делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

В сложносочинённом предложении грамматически равноправные части соединяются при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни… ни…, то… то…, то ли…, то ли…, не то…, не то… и др.: Мне снился тот берег в июне, и был этот берег в цветах.

СПП 2Сложноподчинённым является предложение, состоящее из двух или более грамматически неравноправных частей (одна часть зависит от другой), связанных подчинительными союзами или союзными словами: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т.д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Хлеб оттого-то и дорог, что не даётся спроста.

Изучение синтаксиса при определённых условиях может стать весьма увлекательным занятием. Но если у Вас возникают некоторые сложности  с построением предложений, Вы можете обратиться к онлайн репетиторам, которые помогут Вам в любую минуту.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:

предложения по цели высказывания и интонации

Виды предложений по цели высказывания

Цель высказывания – это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).

Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

  • Повествовательное предложение – это предложение, в котором что-либо сообщается, что-либо утверждается или что-либо отрицается:

    На улице плохая погода.

    Дельфин – млекопитающее.

    Дельфин – не рыба.


    В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие:

    Нам пора домой.

    Мы идём в кино!

    А вот и рассвет


    Повествовательные предложения произносятся с повествовательной интонацией – повышение голоса на одном из членов предложения и понижение его к концу предложения.

  • Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак:

    Что ты делаешь?


    Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова:

    Какой это цвет?

    Где ты сегодня был?


    Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц  ли, ль, разве  и др.:

    Не хочешь ли тоже поехать?

    Тебе ль не знать?

    Разве тебе уже можно?


    Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении:

    Поедешь с нами на дачу?

    Вы Иванова ждёте?


    Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией – повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения:

    Вам нравится читать?

    Вам нравится читать?

    Вам нравится читать?

  • Побудительное предложение – это предложение, которое содержит повеление, просьбу или запрет. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак:

    Закройте дверь.

    Не входить!


    Побудительные предложения часто содержат обращения:

    Оля, закрой окно.


    Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении:

    Не ходите по мокрому полу.


    Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряжённо.

Виды предложений по интонации

По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:

  • Восклицательное предложение – это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью и т. п.). Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак:

    Сегодня отличная погода!


    Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения:

    Отличный фильм! – предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – восклицательное.

    Что делать будем?! – предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.

    Собирайся скорей! – предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.

  • Невосклицательное предложение – это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). На конце невосклицательных предложений ставится точка:

    Как быстро прошло лето.




О сайте:   конспекты по математике, русскому языку и химии
Связь:   [email protected]
Новое на сайте | © 2018 – 2019

izamorfix.ru

Виды предложений





















Виды предложений по наличию главных членов

Двусоставные

Пример

Односоставные

Пример

Есть подлежащее и сказуемое

Фонарь раскачивался на ветру.

Есть только один главный член

На море сильно штормило.

Виды предложений по интонации

Невосклицательное

Пример

Восклицательное

Пример

Произносится спокойно.
В конце ставится точка.

Ласточки прилетели.

Произносится с особым чувством.
В конце ставится восклицательный знак.

Ласточки прилетели!

Виды предложений по строению

Простые

Пример

Сложные

Пример

Только одна грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Куры притихли.

Две и более грамматические основы.

Во двор забежала лиса, и куры притихли.

Виды предложений по характеру отношения к действительности

Утвердительное

Пример

Отрицательное

Пример

Действие или явление утверждается

Завтра будет хорошая погода.

Действие или явление отрицается

Завтра не будет хорошая погода.

Виды предложений по наличию второстепенных членов

Нераспространённое

Пример

Распространённое

Пример

Нет второстепенных членов

Запели птицы.

Есть второстепенные члены

Ранним утром запели птицы.

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательное

Пример

Вопросительное

Пример

Цель — сообщить информацию.
В конце ставится точка.

Мы гуляли на улице.

Цель — задать вопрос.
В конце вопросительный знак.

Мы пойдём на улицу?

Побудительное

Пример

Цель — попросить о чём-либо или отдать приказ.
В конце ставится восклицательный знак.

Идите на улицу!

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Виды предложений

Виды предложений

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка  тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
Восклицательное Невосклицательное
Мне пода­ри­ли котен­ка! Мне пода­ри­ли котен­ка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Повествовательное Вопросительное Побудительное
На ули­це пре­крас­ная пого­да. Почему вы сиди­те дома? Идите гулять.

Виды предложений по интонации и цели высказывания таблица 3 класс

Виды предложений по интонации и цели высказывания таблица 3 класс

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

  • вос­кли­ца­тель­ные
  • невос­кли­ца­тель­ные.

Виды предложений по интонации

Виды предложений по интонации

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невос­кли­ца­тель­ным.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Подойди ко мне!

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
— Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Таблица-помощница

Таблица-помощница

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»

russkiiyazyk.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск