Виды связи словосочетания – Виды словосочетаний. Таблица с примерами

Содержание

Виды связи слов в словосочетании

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества предмета, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнано, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Типы (виды) связи слов в словосочетании

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

  • Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примеры: ненависть к врагу, читать книгу.

  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения.

Примеры: петь красиво, лежать дрожа.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные
    Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
      Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
      Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
      Пример: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
      Пример: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные
    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[1].

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Примеры: высокий дом, идти в школу.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Примечания

  1. См. Академическая Русская Грамматика, 1982 г. §§ 1886—1889.

Ссылки

Розенталь Д.Э. и др. Словарь лингвистических терминов.

См. также

Wikimedia Foundation.
2010.

partners.academic.ru

Виды связи слов в словосочетании

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества предмета, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнано, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Типы (виды) связи слов в словосочетании

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

  • Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примеры: ненависть к врагу, читать книгу.

  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения.

Примеры: петь красиво, лежать дрожа.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные
    Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
      Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
      Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
      Пример: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
      Пример: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные
    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[1].

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Примеры: высокий дом, идти в школу.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Примечания

  1. См. Академическая Русская Грамматика, 1982 г. §§ 1886—1889.

Ссылки

Розенталь Д.Э. и др. Словарь лингвистических терминов.

См. также

Wikimedia Foundation.
2010.

dal.academic.ru

Материал по русскому языку (8 класс) на тему: Таблица по теме «Виды связи в словосочетаниях»

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.).Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, 2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу,

3) порядковым числительным и числительным один, : пятую / одну книгу,

4) причастием; с: прочитанную книгу,

5) существительным — согласованным приложением,: мамой-учителем,

6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

Главное слово при управлении выражается

1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу,

2) существительным: чтение книги,

3) прилагательным: довольный успехом,

4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев

Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании:

1) глагол: бежать быстро,

2) прилагательное: очень быстрый,

3) наречие: очень быстро,

4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,

2) деепричастием: говорил заикаясь,

3) инфинитивом: просил написать,

4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,

6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,

7) существительным — несогласованным приложением: в газете «Известия».

nsportal.ru

Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении

Что такое подчинительная связь в словосочетаниях

Что такое подчинительная связь в словосочетанияхСуществует такая вещь в лингвистике, как подчинительная связь. В русском языке подчинительная связь бывает в словосочетаниях и в предложениях. Такое встречается в речи постоянно. Но что такое подчинительное словосочетание и предложение?

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Для начала рассмотрим, что означает подчинительная связь. Она связывает между собой самостоятельные (знаменательные) слова и словосочетания посредством того, что одна часть является главной, а другая – зависимой. Проверить это очень легко. От главной части можно задать вопрос к зависимой. Такая связь определяется и по смыслу, и грамматически. Например, красивый цветок, где от слова «цветок» можно задать вопрос «какой?» к слову «красивый» и определить, что зависимым тут является прилагательное.

Типы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Род, число и падежная форма зависимой части полностью согласуются с главной частью, то есть уподобляется ей. От главного слова можно задать вопросы «какой?» и «чей?» (эти вопросы могут изменяться в зависимости от формы).

Это интересно: сложносочиненные предложения, примеры в литературе.

При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимыми могут быть:

  1. Прилагательные: голубое море, чёткое изображение, яркому свету.
  2. Порядковые числительные: первое место, (на) десятом этаже, сотый фильм.
  3. Причастия: пишущий человек, бегающему котёнку, прыгающий мячик.
  4. Притяжательные местоимения (кроме их, его, её): наши сердца, моё сокровище.

Согласование также бывает полным и неполным. В первом случае зависимое слово во всех формах уподобляется главному, а во втором случае – только частично. Но неполная форма касается скорее только исключений и просторечий. Примером неполного (или частичного) согласования является случай, когда слово, обозначающее профессию (как мы знаем, многие такие слова бывают в мужской форме, но сам человек может быть и женщиной), имеет рядом прилагательное, но в другом роде (наша врач).

Управление

В словосочетаниях бывает два типа управления

В словосочетаниях бывает два типа управленияПри управлении зависимое слово меняется под влиянием главного только по падежу, одно слово «управляет» другим. Словосочетанием с управлением могут быть: глагол + существительное, деепричастие + существительное, причастие + существительное, два существительных или количественное числительное + существительное. Бывает два типа управления: с предлогом, когда есть предлог, или без предлога. При управлении зависимому слову задаётся вопрос косвенного падежа или же обстоятельственный вопрос (где, куда, откуда), так как слово может отвечать одновременно на два вопроса.

Примеры: курить сигарету, жить в доме, игрушка кота, шесть игроков, бросив учёбу, написание книг.

Примыкание

При этом типе связи одна часть «примыкает» к другой. Другими словами, такие словосочетания определяются только по смыслу, так как обе части сохраняют все свои формы. Главный признак примыкания – зависимое слово является неизменяемой частью речи (инфинитив глагола, деепричастие, наречие, местоимения его, её, их).

Главным отличием от управления и согласования является как раз «самостоятельность» частей и зависимость друг от друга только по смыслу. Примыканием является связь двух существительных, если они обозначают название (озеро Байкал, страна Россия, река Волга). Можно задать обстоятельственный вопрос (не путать с управлением!): что делать, что сделать, что сделав, что делая и чей (его, её, их).

Примеры: его куртка, планета Земля, жить хорошо, ехать не останавливаясь, вырос быстро.

Словосочетания, которые не имеют подчинительной связи

  • Слово и служебная часть речи (около дома).
  • Составные слова (более яркий).
  • Слова, объединённые союзом «и».
  • Фразеологизмы.
  • Глагол и подлежащее.

Подчинительная связь в предложениях

В сложноподчиненном предложении части нельзя употреблять отдельно

В сложноподчиненном предложении части нельзя употреблять отдельноВ предложениях тоже есть подчинительная связь, но это касается только не сложносочинённых предложений. Сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого тем, что обе части нельзя разорвать. Если их употребить отдельно, то предложение потеряет смысл, в то время как части сложносочинённого предложения вполне себе можно употреблять отдельно друг от друга и на письме разделить точкой.

Разделяют виды подчинительной связи в таких предложениях только в том случае, если придаточных частей несколько. Например: он сказал мне, что пойдёт только в то место, куда его направили. Тут мы видим одно главное предложение и два зависимых.

Далее, рассмотрим виды подчинительной связи:

  • последовательное;
  • параллельное;
  • однородное.

Последовательное предложение можно определить, если от главной части идёт вопрос к придаточной, а от этой придаточной – к ещё одной придаточной. Например: я купила кофту (какую?), которую мне сшили в ателье (в каком?), которое находится далеко от моего дома.

При параллельном виде подчинения всем придаточным задаются вопросы из главной части, но от разных слов. Таким образом, получается этакая «параллель». В таких случаях обычно главная часть находится между зависимых. (Пример: когда в школе прозвенел звонок, я разговаривал с новым одноклассником, который недавно перешёл к нам в класс).

При однородном типе зависимые предложения относятся к одному и тому же слову, находящемуся в главной части. (Например: сегодня я пошёл гулять в парк, в котором обычно очень мало людей и где я забыл кофту).

obrazovanie.guru

Типы связи слов в словосочетании

Для начала нужно усвоить, что словосочетанием можно считать только сочетание слов на основе подчинительной связи. Что это значит? Один из входящих в словосочетание компонентов подчиняется другому. Проще говоря, от одного слова к другому можно задать вопрос.

Слово, от которого задаём вопрос, – главное. Слово, к которому задаём вопрос, — зависимое:

Какие же есть типы связи слов в словосочетании? Их три: согласование, управление и примыкание. Как же определить, к какому типу подчинительной связи относится конкретное словосочетание? Проще всего это сделать, если определить, какой частью речи является зависимое слово.

Согласование

При согласовании зависимое слово – прилагательное или слова с признаками прилагательного:

Управление

При управлении зависимое слово – существительное или слова с признаками существительного:

Примыкание

При примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи. Чаще всего это наречие, деепричастие или неопределённая форма глагола:

Тест по теме «Типы связи слов в словосочетании»


 

bacenko.ru

Словосочетание. Виды связи в словосочетании (8 класс)

Тема урока: «Словосочетание. Виды связи в словосочетании»

Цели урока:

-систематизировать и закрепить знания о словосочетании, полученные ранее;

— формировать умение определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Задачи:

Образовательная:

-организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ГИА по русскому языку:
отрабатывать навык определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

Развивающая:
— использовать современные технологии обучения для развития у обучающихся навыков активного усвоения учебного материала;
— создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА;
— способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий;
— развивать ИКТ-компетенции и коммуникативные способности обучающихся.

Воспитательная:
-воспитывать настойчивость и познавательный интерес, умение слушать, желание работать до конца; развивать положительное отношение к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР

Формы организации: использование технологии поуровнего обучения, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.

  1. Организационное начало учебного занятия

Учитель: Доброе день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Ежедневно, встречаясь друг с другом, мы произносим эту фразу. Почему? Ведь день бывает не только добрым, но и пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы он ни был, каждый новый день вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Надеюсь, что и сегодня ваши надежды оправдаются, и этот добрый день принесет вам не только новые знания, но хорошие оценки, прекрасное настроение.

Ребята, а с точки зрения синтаксиса, что собой представляют эти два слова «доброе утро» (Словосочетание) . Докажите это.( Потому что словосочетание — это два слова, связанных по смыслу и грамматически) Запишите слово «словосочетание» поморфемно. Проверьте (слов-о-со-чет-а-ни-е). Какие ассоциации возникают со вторым корнем? Как вы думаете, каково его происхождение? (чета(древнерусское) – двое, пара, отсюда и чет, нечет).

Итак, словосочетание, виды связи слов в словосочетании – это тема нашего урока. (слайд№1) А какие цели мы с вами поставим? (Самоцелеполагание) (слайд№2). Заполните оценочные листы.

Проверка поуровнего домашнего задания (общая часть проверяется по ключу( самопроверка, самооценка) (слайд№3) .(В это время 1 ученик со второй группы выписывает на доске по два словосочетания к каждому виду связи, а с третьей – делает разбор словосочетаний.)- Ребята, какую орфограмму или способ связи не можете себе объяснить? Задайте мне вопросы. ( Учащиеся 1-й группы приступают к выполнению самостоятельной работы. Приложение №1). После проверки и самооценки дополнительного задания, которое ученик делал на доске, учащиеся 2-й группы приступают к выполнению своего задания. (Работа в парах, взаимопроверка, взаимооценка. Приложение №2). Проверка дополнительного задания 3-й группы и самооценка.

  1. Работа с учащимися 3-й группы. Игра «Уберите лишнее»(слайд№4) и задания на определения способов связи слов в словосочетании ( №5(2,. 6, 7, 14, 16), №6(1, 4, 5, 10, 12, 13), №7(3, 8, 9, 11, 15) – Ребята, если по главному слову мы определяем вид словосочетания, то по зависимому — способ связи. Какими же частями речи могут быть зависимые слова в согласовании, управлении и примыкании? (Монологический ответ ученика у доски и проверка его ответа по слайду (слайд№8).

  2. Проверка выполнения устного задания учащимися 2 группы. К доске приглашаются 2 ученика ).

  3. Работа с предложением (задание учащиеся выбирают по желанию)

Каждый осе(н,нн)ий лист был ш…девром тончайшим слитком из золота и бронзы.

1.Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, сделать полный синтаксический разбор.

2.Выписать все словосочетания, указать способ связи.

3.Выписать пары слов, не являющиеся словосочетаниями, добавить те те, которых в предложении нет.

VI. Подготовка к ГИА: В2. Заменить словосочетания, образованные одним способом связи, синонимичным с другим способом связи.

Страж леса – лесной страж

Спросите с возмущением – спросите возмущенно

Детских мыслей – мыслей детей

С железной оградкой – с оградкой из железа

Изгиб на дороге – дорожный изгиб

VII. Творческая работа. Работа по репродукции картины С. Ю. Жуковского «Брошенная терраса» упр.134

1-й уровень: на основе репродукции придумайте и запишите словосочетания, построенные по типу согласования, которые подтвердили бы мысль Виноградова: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.»

2-й уровень: можно ли эти слова отнести к причастию? Докажите.

3-й уровень: написать сочинение-миниатюру, объяснив смысл названия и рассказав о настроении, которое она вызывает).

VIII. Проверка выполненной работы.

IX. Подведение итогов урока.

X. Рефлексия.

infourok.ru

Урок русского языка на тему «Словосочетание. Виды синтаксической связи слов в словосочетании»

  1. Актуализация знаний

Проблемная ситуация. Работа в паре

Посмотрите на эпиграф урока. «Язык неистощим в соединении слов».

(слайд 1) Подберите синоним к слову «соединение». (Соединение-это сочетание)

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О словосочетании) Верно.

(слайд 2)

Малые реки

Подробности жизни

Очень хорошая
Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

— Что перед вами? (словосочетания). Разделите данные словосочетания по видам, определив закономерность (т.е. что-то общее) в их построении. (затрудняются, либо дают неверные ответы).

Ребята, что нужно сделать для того, чтобы выполнить это задание? (открыть учебники и прочитать все, что знаем о словосочетании)

Значит, какая цель нашего урока? Что мы должны сегодня сделать? (вспомнить всю теорию о словосочетании).

Запомните то, что вы сейчас сказали, позже мы конкретнее поставим цель нашего занятия.

Откройте учебники на параграфах 9,10,11 и постарайтесь сформулировать цель урока конкретнее. (слайд 3) Что именно мы должны вспомнить о словосочетании? (вспомнить определение словосочетания, строение словосочетания, виды словосочетания, виды синтаксической связи слов в словосочетании)

Молодцы. Цель урока поставили, теперь давайте определим тему урока, исходя из цели и эпиграфа урока. (Словосочетание. Виды словосочетаний. Связь слов в словосочетании.) (слайд 4) Запишите тему урока себе в тетрадь.

Хорошо, давайте будем повторять, а потом вернемся к данному заданию.

Посмотрите на слайд (слайд5) (на слайде изображена схема с незаполненными частями)

СТРОЕНИЕ Определение

Вид Связь

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Пара 1 заполняет «Строение», пара 2 заполняет «Определение», пара 3 заполняет «Вид», пара 4 заполняет «Связь». (Другим парам, если есть, дать задание привести примеры, устно)

Проверка (слайд 6)

Сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных по смыслу и грамматически

Зависимое слово

Главное слово СТРОЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ВИД СВЯЗЬ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

именное

согласование

глагольное наречное примыкание

управление

Давайте выведем алгоритм определения вида словосочетания по характеру главного слова и алгоритм определения вида связи слов в словосочетании

На прошлом уроке я раздала вам таблички, дома надо было с ними поработать, для этого задания вы можете пользоваться ими.

Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить вид связи в словосочетании? (слайд 7)

(Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову,

если это вопросы какой? чей?, то это согласование,

если это вопрос косвенного падежа, то это управление,

если это вопросы что делать? что сделать? что делая? что сделав? как? где? куда? когда?, то это примыкание;

определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слова,

если зависимое слово выражено прилагательным, причастием, согласуемым местоимением, порядковым числительным, согласуемым существительным, то это согласование,

если зависимое слово выражено существительным (часто с предлогом), местоимением в функции существительного, то это управление,

если зависимое слово выражено неизменяемой частью речи, то это примыкание)

Тип связи

Примеры

Какой частью речи является зависимое слово

Характеристика связи

Какой вопрос задается к зависимому слову

Согласование

Частые встречи.

Прилагательное.

При изменении главного слова изменяется зависимое

Какой?

Летящий мяч.

Причастие.

Чей?

Наше право.

Всякий человек

Мой дом

Согласуемое местоимение.

Третий ряд.

Порядковое числительное.

Вопросы могут изменяться по падежам!

Красавица дочка.

Профессор Петров.

Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры.

Жарко у печки.

Существительное (часто с предлогом).

При изменении главного слова зависимое не меняется

Вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

Попросить её (кого?).

Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком.

Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Вопросы: Как? Что (с)делать? Что делая? Чьи?

что делать? что сделать?

Спать стоя.

Деепричастие.

что делая? Что сделав?

Просил остаться.

Желание знать..

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

чей?

Стать лучше.

Сравнительная степень прилагательного.

Его книга

Её глаза

Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ

Например, словосочетание люблю животных. (Главное слово – люблю, выражено глаголом, зависимое слово — животных, вопрос от главного к зависимому – кого? Так как это словосочетание отвечает на вопрос косвенного падежа и зависимым словом является существительное, то связь – управление)

— А что нужно для того, чтобы правильно определить вид словосочетания по характеру главного слова? (слайд 8)

— На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

(Нужно определить, какой частью речи является главное слово,

если это имя существительное, имя прилагательное или другое имя, то это именное словосочетание,

если это глагол, то это глагольное словосочетание,

если это наречие, то это наречное словосочетание)

Полученную схему перерисуйте себе в тетрадь. Молодцы, все вспомнили, теперь давайте вернемся к заданию, с которого началсЯ наш урок.

Малые реки

Подробности жизни

Очень хорошая
Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

Разделите данные словосочетания по видам, определив закономерность (т.е. что-то общее) в их построении. (В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания). (слайд 9)

Молодцы, возьмите оценочный лист и выставьте себе балл за 1 этап.

Критерии:

3 балла – ты не допустил ни одной ошибки в заполнении схемы, все словосочетания распределил по группам верно.

2 балла – допустил 1 ошибку в схеме, но все словосочетания распределил по группам верно, либо не допустил ошибки в схеме, но одно-два словосочетания определил не в те группы.

1 балл – заполнил схему неверно, либо распределил словосочетания неверно.

0 баллов – схему заполнил неверно, словосочетания распределил неверно.

  1. Обобщение и систематизация знаний

  1. Посмотрите на слайд. Перед вами 6 словосочетаний. Вам нужно выделить главное и зависимое слово, определить вид словосочетания по характеру главного слова и синтаксическую связь слов в словосочетании. Работаем также в парах. (слайд 10)

  1. задать вопрос (глагольное, управление)

  2. очень понятно (наречное, примыкание)

  3. первое выступление (именное, согласование)

  4. поразительно четкий (именное, примыкание)

  5. слишком громко (наречное, примыкание)

  6. учится с удовольствием (глагольное, управление)

(слайд 11)-проверка

По характеру главного слова словосочетания делятся

на именные, глагольные и наречные

ИМЕННЫЕ

x

поразительно четкий

x

первое выступление

Главное слово выражено именем прилагательным и именем существительным

ГЛАГОЛЬНЫЕ

x

учится с удовольствием

x

обратиться смело

Главное слово выражено глаголом

НАРЕЧНЫЕ

x

слишком громко

x

очень понятно

Главное слово выражено наречием

Именные словосочетания:

x x

Наречие + прилагательное – поразительно четкий (примыкание, обстоятельственное значение)

x x

Числительное + существительное – первое выступление (согласование, определительное значение)

Глагольные словосочетания:

х x

Глагол + существительное – учится с удовольствием (управление, обстоятельственное значение)

x x

Глагол + существительное – задать вопрос (управление, дополнительное значение)

Наречные словосочетания:

x x

Наречие + наречие – слишком громко (примыкание, обстоятельственное значение)

  1. Игра «Ромашка»

— Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре. Задание: каждая группа сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения Владимира Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, ответить на вопрос «Какие сочетания слов не являются словосочетанием?» (слайд 12)

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)

Дебри — Места, заросшие непроходимым, густым лесом.

Ненароком — Без умысла, непреднамеренно, случайно

Игластою- Покрытою иглами

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

(Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)

Буерак — Небольшой овраг, выбоина, промоина или рытвина

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

Проверка – слайд 13

«Какие сочетания слов не являются словосочетанием?»

(Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около —  предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
Составные формы словбуду заниматься, более интересный, самый умный.
Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).)

Молодцы, возьмите оценочный лист и выставьте себе балл за 2 этап.

Критерии:

3 балла – ты не допустил ошибок ни в первом, ни во втором задании

2 балла – допустил одну-две ошибки в одном из заданий

1 балл – допустил три-пять ошибок в одном из заданий

0 баллов – допустил более пяти ошибок

  1. Закрепление материала (Самостоятельная работа)

Вам необходимо выполнить самостоятельную работу, затем проверим ее, и вы поставите балл себе в оценочный лист.

Задание: Определите, верное или ложное высказывание, объясните свою точку зрения там, где это необходимо.

1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)

2.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)

3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)

4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)

6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)

7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)

8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)

9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)

10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)

Обменяйтесь своими листочками, будете проверять задания у своего напарника. Ответы на слайде.

Молодцы, возьмите оценочный лист и выставьте себе балл за 3 этап.

Критерии:

3 балла – 9-10 высказываний выполнил верно

2 балла – 6-8 высказываний выполнил верно

1 балл – 3-5 высказываний выполнил верно

0 баллов – менее 3 высказываний выполнил верно

V. Итог урока

Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. (вспомнить определение словосочетания, строение словосочетания, виды словосочетания по характеру главного слова, виды синтаксической связи слов в словосочетании). Мы достигли цели урока?

— Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить вид связи в словосочетании?

(Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову,

если это вопросы какой? чей?, то это согласование,

если это вопрос косвенного падежа, то это управление,

если это вопросы что делать? что сделать? что делая? что сделав? как? где? куда? когда?, то это примыкание;

определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слова,

если зависимое слово выражено прилагательным, причастием, согласуемым местоимением, порядковым числительным, согласуемым существительным, то это согласование,

если зависимое слово выражено существительным (часто с предлогом), местоимением в функции существительного, то это управление,

если зависимое слово выражено неизменяемой частью речи, то это примыкание)

— А что нужно для того, чтобы правильно определить вид словосочетания по характеру главного слова?

— На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

(Нужно определить, какой частью речи является главное слово,

если это имя существительное, имя прилагательное или другое имя, то это именное словосочетание,

если это глагол, то это глагольное словосочетание,

если это наречие, то это наречное словосочетание)

VI. Дифференцированное творческое домашнее задание: (слайд 14)

Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.

1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

VII. Рефлексия

Давайте подсчитаем баллы, которые вы заработали за урок.

7-9 баллов – отметка «5»

4-6 баллов – отметка «4»

1-3 балла – отметка «3»

Оценочные листы мне на стол. Спасибо за урок. До свидания.

Оценочный лист ___________________________________________________

По теме «_________________________________________________________»

1 этап.

Критерии:

3 балла – ты не допустил ни одной ошибки в заполнении схемы, все словосочетания распределил по группам верно.

2 балла – допустил 1 ошибку в схеме, но все словосочетания распределил по группам верно, либо не допустил ошибки в схеме, но одно-два словосочетания определил не в те группы.

1 балл – заполнил схему неверно, либо распределил словосочетания неверно.

0 баллов – схему заполнил неверно, словосочетания распределил неверно.

2 этап.

Критерии:

3 балла – ты не допустил ошибок ни в первом, ни во втором задании

2 балла – допустил одну-две ошибки в одном из заданий

1 балл – допустил три-пять ошибок в одном из заданий

0 баллов – допустил более пяти ошибок

3 этап.

Критерии:

3 балла – 9-10 высказываний выполнил верно

2 балла – 6-8 высказываний выполнил верно

1 балл – 3-5 высказываний выполнил верно

0 баллов – менее 3 высказываний выполнил верно

Оценочный лист ___________________________________________________

По теме «_________________________________________________________»

1 этап.

Критерии:

3 балла – ты не допустил ни одной ошибки в заполнении схемы, все словосочетания распределил по группам верно.

2 балла – допустил 1 ошибку в схеме, но все словосочетания распределил по группам верно, либо не допустил ошибки в схеме, но одно-два словосочетания определил не в те группы.

1 балл – заполнил схему неверно, либо распределил словосочетания неверно.

0 баллов – схему заполнил неверно, словосочетания распределил неверно.

2 этап.

Критерии:

3 балла – ты не допустил ошибок ни в первом, ни во втором задании

2 балла – допустил одну-две ошибки в одном из заданий

1 балл – допустил три-пять ошибок в одном из заданий

0 баллов – допустил более пяти ошибок

3 этап.

Критерии:

3 балла – 9-10 высказываний выполнил верно

2 балла – 6-8 высказываний выполнил верно

1 балл – 3-5 высказываний выполнил верно

0 баллов – менее 3 высказываний выполнил верно

Согласование

Частые встречи.

Прилагательное.

При изменении главного слова изменяется зависимое

Какой?

Летящий мяч.

Причастие.

Чей?

Наше право.

Всякий человек

Мой дом

Согласуемое местоимение.

Третий ряд.

Порядковое числительное.

Вопросы могут изменяться по падежам!

Красавица дочка.

Профессор Петров.

Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры.

Жарко у печки.

Существительное (часто с предлогом).

При изменении главного слова зависимое не меняется

Вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

Попросить её (кого?).

Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком.

Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Вопросы: Как? Что (с)делать? Что делая? Чьи?

что делать? что сделать?

Спать стоя.

Деепричастие.

что делая? Что сделав?

Просил остаться.

Желание знать..

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

чей?

Стать лучше.

Сравнительная степень прилагательного.

Его книга

Её глаза

Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ

Согласование

Частые встречи.

Прилагательное.

При изменении главного слова изменяется зависимое

Какой?

Летящий мяч.

Причастие.

Чей?

Наше право.

Всякий человек

Мой дом

Согласуемое местоимение.

Третий ряд.

Порядковое числительное.

Вопросы могут изменяться по падежам!

Красавица дочка.

Профессор Петров.

Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры.

Жарко у печки.

Существительное (часто с предлогом).

При изменении главного слова зависимое не меняется

Вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

Попросить её (кого?).

Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком.

Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Вопросы: Как? Что (с)делать? Что делая? Чьи?

что делать? что сделать?

Спать стоя.

Деепричастие.

что делая? Что сделав?

Просил остаться.

Желание знать..

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

чей?

Стать лучше.

Сравнительная степень прилагательного.

Его книга

Её глаза

Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ

Самостоятельная работа

Задание: Определите, верное или ложное высказывание, объясните свою точку зрения там, где это необходимо.

1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)

2.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)

3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)

4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)

6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)

7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)

8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)

9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)

10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)

Самостоятельная работа

Задание: Определите, верное или ложное высказывание, объясните свою точку зрения там, где это необходимо.

1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)

2.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)

3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)

4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)

6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)

7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)

8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)

9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)

10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск