Вопросы фонетика: Attention Required! | Cloudflare – Attention Required! | Cloudflare

Тест по русскому языку (10 класс) на тему: Тестовые задания для проведения контроля знаний по русскому языку по теме «Фонетика»

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

  1. морфология,
  2. орфография,
  3. графика,
  4. фонетика.

 

2. Что такое транскрипция?

  1. перевод слова на русский язык,
  2. орфографическое письмо,
  3. форма передачи звучащей речи графическими средствами,
  4. разбор слова по составу.

 

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

  1. ы, я, ю.
  2. а, о, у,
  3. ц, ф, э,
  4. я, ю, е, ё.

 

4. На какие группы делятся все звуки?

  1. ударные и безударные,
  2. звонкие и глухие,
  3. мягкие и твердые,
  4. гласные и согласные.

 

5. На какие группы делятся согласные звуки?

  1. звонкие/глухие, твердые/мягкие,
  2. звонкие/мягкие, глухие/твердые,
  3. ударные и безударные,
  4. звонкие/твердые, глухие/мягкие.

 

6. На какие группы делятся гласные звуки?

  1. звонкие/мягкие, глухие/твердые,
  2. звонкие/глухие, твердые/мягкие,
  3. звонкие/твердые, глухие/мягкие,
  4. ударные и безударные.

 

7. Что такое словесное ударение?

  1. выделение одного слога в слове,
  2. минимальная звуковая единица,
  3. выделение одного слова в предложении,
  4. максимальная звуковая единица.

 

8. Что изучает орфоэпия?

  1. словарный состав языка,
  2. звуковую сторону языка,
  3. способы образования слов,
  4. части речи и их формы.

 

9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

  1. [‘йаблан’ка],
  2. [яблон’ка],
  3. [‘йаблон’ка],
  4. [‘йаблонька].

 

10. Укажите верный вариант переноса слова:

  1. брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,
  2. судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,
  3. расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,
  4. бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

 

11. Назовите непарный по глухости – звонкости согласный:

  1. [ т ],
  2. [ к ],
  3. [ х ],
  4. [ с ].

 

12. В разделе «Фонетика» изучается:

  1. правописание слов,
  2. словарный состав языка,
  3. состав слова,
  4. звуки речи.

 

13. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. яблоки,
  2. пень,
  3. соловьи,
  4. скворцы.

 

14. Раздел «Орфоэпия» изучает:

  1. состав слова,
  2. звуки речи,
  3. правописание слов,
  4. произношение слов.

 

15. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

  1. пьёт,
  2. ёлка,
  3. объём,
  4. полёт.

 

16. Назовите основные средства графики.

  1. звуки,
  2. буквы,
  3. слоги,
  4. ударение.

 

17. Звуком речи является:

  1. минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,
  2. специальный вид письма,
  3. совокупность норм речи,
  4. фиксация речи.

 

18.  Найдите вариант только со звонкими согласными:

  1. р,й,з,г,ж,
  2. к,г,ж,д,в,
  3. м,ч,ш,щ,л,
  4. д,т,з,к,ф.

 

19 . Какая буква обозначает два звука?

  1. э,
  2. у,
  3. ю,
  4. и.

 

20.  В каком сочетании предлог  С  произносится звонко?

  1. с реки,
  2. с крылом,
  3. с горы,
  4. с языком.

 

21. Укажите слово, в котором есть звук О:

  1. огурец,
  2. слепок,
  3. Москва,
  4. кровля.

 

22. В каком слове ударение падает на второй слог?

  1. квартал,
  2. каталог,
  3. дозвонишься,
  4. средства.

23.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

  1. лечить,
  2. ядерный,
  3. стажёр,
  4. святое.

 

24. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

  1. фуражка, грибков,
  2. сдача, сбить,
  3. сбегать, сделать,
  4. сгоряча, сдвинуть.

 

25. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

  1. ртуть,
  2. ножик,
  3. один,
  4. сварщик.

 

 

Викторина «Занимательная фонетика» — Русский язык

Викторина «Занимательная фонетика»

для 5-6 классов

  1. Сколько букв в русском алфавите?

А) 36

Б) 24

В) 33

Г) 35

  1. Сколько гласных звуков алфавите?

А) 21

Б) 10

В) 15

Г) 17

  1. Укажи количество слогов в слове птицефабрика?

А) 4

Б) 6

В) 5

Г) 7

  1. Укажи слово, в котором согласные только из мягкие?

А) железо

Б) сельдь

В) птичка

Г) яма

  1. Укажи слово, в котором согласные только твёрдые?

А) лыжи

Б) дерево

В) шарик

Г) суслик

  1. Укажи слово, в котором согласные звонкие?

А) куст

Б) медведь

В) хоккей

Г) карандаш

  1. Укажи слово, в котором согласные глухие?

А) нора

Б) солнце

В) почка

Г) берлога

8. Сколько согласных звуков в слове ЯНТАРНОЕ?

А) 7

Б) 6

В) 4

Г) 5

9. Сколько гласных звуков в слове фальшь?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

10. Укажи слово, в котором букв больше чем звуков?

А) мельница

Б) янтарь

В) пилот

Г) скамейка

11. Укажи слово, в котором букв меньше чем звуков?

А) ель

Б) маяк

В) январь

Г) малина

12. Укажи слово, в котором букв и звуков поровну?

А) ёжик

Б) ложь

В) класс

Г) июнь

13. Укажи верное определение при фонетическом разборе ?

А) гласный, ударный

Б) согласный, твердый, глухой

В) согласный, звонкий, мягкий

Г) гласный, безударный

14. В каком слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

А) деревяшка

Б) люлька

В) мясо

Г) ёлка

15. Укажи, буквы не имеющие звука?

А) й, ё

Б) ь, ъ

В) э, х

Г) ц, ф

16. Укажи слово, в котором произношение и написание не совпадает?

А) варежка

Б) клюква

В) глаза

Г) клуша

17. Укажи слово, состоящее из парных согласных звуков?

А) лиса

Б) боб

В) жук

Г) дитя

18. Укажи ряд, в котором все звуки сонорные?

А) а, о, и, ы, э,

Б) р, л, м, н, й

В) б, в, г, д, ж

Г) п, т, ч, к, ф

19. Укажи ряд, в котором указаны всегда мягкие согласные?

А) п, д, т

Б) л, н, р

В) й, ч, щ

Г) ц, ш, х

20. Укажи ряд, в котором согласные всегда твёрдые?

А) г, к, х

Б) ж, ш, ц

В) ф, ч, щ

Г) з, в, й

21. Укажи ряд, в котором происходит оглушение предшествующего согласного?

А) варежка, лёгкий, вязка

Б) пенал, ручка, чайка

В) шишка, сосна, волна

Г) малина, сор, пышка

22. Укажи ряд, в котором происходит озвончение предшествующего согласного?

А) морской, речной, песок

Б) забор, пруд, грипп

В) сбой, сделка, отделка

Г) класс, парта, ванна

23. Укажи ряд, в котором на месте пропуска пишется Ъ?

А) мурав..и, пис…мо, в..юга

Б) п..ют, л..ют, в..езд

В) с..ешь, сел..д.., мел..

Г) с..езд, об..явление, под..ехал

24. Укажи ряд, в котором пропущена одна и та же буква?

А) сол..це, сер..це, вес..а

Б) чувс..во, извес…ный, прелес..ный

В) лес..ница, у..кий, ни..кий

Г) л…мон, ап..льсин, гр..ша

25. Укажи ряд, в котором правильно указан ударный звук?

А) жалюзИ, деньгИ, лыжИ

Б) зОнты, крАсивее, пОняла

В) звонИт, тОрты, бАнты

Г) нАчала, террасА, заплОмбировать

Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии

«Практические задания по фонетике и орфоэпии»

Разработал: преподаватель высшей категории С.А Проскурякова

Москва

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка «Практические задания по фонетике и орфоэпии» предназначена для аудиторных занятий обучающихся 2-го курса колледжей в системе СПО в процессе изучения ими соответствующего раздела дисциплины «Русский язык и культура речи».

Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний о единицах фонетического языкового уровня в сочетании с более глубоким осмыслением общих вопросов этого раздела дисциплины «Русский язык и культура речи». Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических, в том числе и акцентологических норм русского литературного языка.

Задания и тесты могут быть использованы как на этапе изучения темы «Фонетика и орфоэпия», так и при подготовке к зачетному занятию.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

  1. Приведите примеры 2-3 слов, у которых:

  1. написание совпадает с произношением;

  2. написание и произношение расходятся.

  1. Распределите слова по трём группам:

а) согласный перед Е произносится твердо;

б) согласный перед Е произносится мягко;

в) возможно вариативное произношение:

Академия, дезодорант, демократический, рейтинг, компьютер, бутерброд, менеджер, деградировать, темп, патент, пионер, пресса, фанера, резюме, энергия, федеральный, шинель,, термин, бизнесмен, термометр, тест, термос

  1. Распределите слова по трём группам:

а) количество букв и звуков в слове совпадает;

б) букв в слове больше, чем звуков;

в) звуков в слове больше, чем букв:

Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер

  1. Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

  1. Распределите слова по группам:

а) ударение падает на первый слог;

б) ударение падает не на первый слог;

в) в слове возможна вариативная постановка ударения

Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,

  1. Приведите примеры слов, в состав которых входят:

  1. только твердые согласные;

  2. только мягкие согласные звуки.

  1. Затранскрибируйте:

Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.

  1. В приведённых словах расставьте ударение:

августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.

  1. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.

  1. Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:

глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.

  1. Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую – слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:

афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.

  1. Восстановите слова по ударным слогам:

фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти − .

  1. Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.

Ужа ужалила ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже –

Ужа ужица съест на ужин.

К. Бальмонт

  1. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:

призЫвный – призывнОй;

харАктерный – характЕрный;

языковАя – языкОвая.

  1. Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.

Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ

2:

а) согласный перед Е произносится твердо: компьютер, бутерброд, деградировать, темп, резюме, энергия, тест, термос;

б) согласный перед Е произносится

мягко: академия, демократический, патент, пионер, пресса, фанера, федеральный, шинель, термин, термометр.;

в) возможно вариативное произношение: дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.

№5:

кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство,

закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись, Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд.

8:

Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.

11:

а) произносятся с Е: афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход

б) произносятся с Ё: новорождённый. остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец

Тест на тему Фонетика

Тест Фонетика

  1. Слог в основном определяется: 1

1.Согласным 2. Гласной.

3. Ударением 4. Сочетанием согласных

2. Какую функцию выполняет ударение замОк и зАмок

1.Стилистическую

2. Форморазличительную

3. Смыслоразличительную

3. Изменение гласных в безударной позиции называется

1. Лабиализация 2. Редукция

3. Энклитика 4. Высота звука

4. В каком ряду во всех словах е,ё, ю,я обозначают два звука

1.Злюка, боец, темный, поезд 2. Колье, яркий, ёжик, союз

3. Доярка, вьюга, тянет съемка 4. Семья, ёлка, тень, вьюга

5. В каком ряду все согласные сонорные

1. р, л, м, н 2. л, ф, ж, д

3. д, б, г, з 4. п. ф. к. ш.

6. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1. Бьющаяся 2.Подстричь

3. Июльский 4. Поющие

7. В каком ряду все согласные звуки звонкие?

1. берег 2.вокзал

3. вулкан 4. просьба

8. В каком ряду во всех словах происходит оглушение согласных

1. сделать, узкий, ложка, анекдот 2. кошка, тонкий, сшить, окрестность

3. Пряжка, подкопать, сливки, надпись 4. Отцвести, вбить, мягкий, лодка

9. В каком ряду во всех словах только твердые согласные:

1. урожай, садовод, шило, врач 2. Купаться, сердце, поезд, дочь

3. Дефис, бассейн, фонетика, крем 4. цифра, мышь, жёлоб, солнце

10. В слове аудиенция количество слогов?

  1. 4

  2. 5.

  3. 6

  4. 7

Ответы

1. 2

2. 3

3. 2

4. 2

5. 1

6. 3

7. 2

8. 3

9. 1

10. 3

Вопросы к экзамену по фонетике -Фонетика и фонология -Русский язык

Вопросы к экзамену по фонетике // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-11-24 12:38:44. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/fonetika-i-fonologiia/voprosy-k-ekzamenu-po-fonetike/ (дата обращения: 18.03.2020)

1. Предмет и содержание фонетики как науки. Общие отличительные особенности гласных и согласных.
2. Три возможных аспекта рассмотрения звуков речи. Три аспекта фонетики.
3. Строение речевого аппарата.
4. Классификация гласных фонем.
5. Фонетический закон редукции гласных.
6. Фонетический закон влияния мягких согласных на гласные.
7. Синтагматические законы сочетаемости гласных.
8. Классификация согласных фонем (общая характеристика).
9. Характеристика согласных по месту и способу образования.
10. Ассимиляция согласных по месту и способу образования.
11. Характеристика согласных по признаку шумность/сонорность, глухость/звонкость. Ассимиляция по глухости/звонкости.
12. Классификационная характеристика согласных по признаку твердости/мягкости. Ассимиляция фонем по этому признаку.
13. Факультативное смягчение согласных.
14. Фонема, ее дифференциальные признаки и основная функция. Фонема и звук речи.
15. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие фонемного ряда, инварианта и вариантов, позиция нейтрализации.
16. Понятие фонемы в трактовке Московской и Ленинградской фонологических школ.
17. Проблема фонематической самостоятельности [И] и [Ы].
18. Проблема фонематической самостоятельности [Г], [К], [Х].
19. Проблема фонематической самостоятельности [Ш’], [Ж], [Ж’]
20. Русская орфоэпия (общая характеристика). Понятие орфоэпической нормы. Стили произношения.
21. Произносительные варианты и причины их возникновения. Нарушение норм литературного произношения.
22. Основные правила произношения гласных.
23. Основные правила произношения согласных.
24. Варианты произношения грамматических форм.
25. Особенности произношения слов иностранного происхождения.
26. Особенности литературного ударения в русском языке.
27. Графическая система русского языка (общая характеристика).
28. Русский алфавит и его особенности.
29. Обозначение на письме гласных и мягких согласных.
30. Слоговой и фонематический принципы русской графики.
31. Функции Ь и Ъ знаков в русском языке.
32. Характеристика фонемы [j], ее произношение и обозначение на письме.
33. Основные этапы развития русской графики.
34. Морфологический принцип русской орфографии. Орфографические правила, основанные на морфологическом принципе.
35. Фонетический принцип в русской орфографии. Орфографические правила, основанные на фонетическом принципе.
36. Традиционный и дифференцированный принципы в русской орфографии. Орфографические правила, основанные на этих принципах.
37. Фонетическое членение речи и фразовое ударение.
38. Слог и слогоделение в русском языке.
39. Интонационные особенности русской речи.
40. Суперсегментные единицы языка.


Вопросы к экзамену по фонетике

1. Предмет и задачи фонетики. Связь фонетики с другими науками и разделами языкознания.
2. Дихотомическое исследование звука (фонетика и частная и общая; диахроническая и синхроническая; сопоставительная, экспериментальная).
3. Три аспекта изучения звуковой стороны языка.
4. Строение речевого аппарата.
5. Сегментные и суперсегментные единицы фонетического членения речи.
6. Слог. Современные теории слога. Слогоделение.
7. Система русского вокализма (классификация гласных звуков).
8. Изменение гласных в потоке речи. Редукция. Типы редукции.
9. Система русского консонантизма (классификация согласных звуков).
10. Способ образования согласных (проблемный характер классификации по Л.Л.Буланину, Н.М.Шанскому и пр.).
11. Место образования согласных. Освещение классификации в разных учебных пособиях.
12. Характеристика согласных по признакам: шумность/сонорность; звонкость/глухость. Коррелятивные пары и непарные согласные по данному признаку.
13. Коррелятивные пары согласных по твердости/мягкости. Непарные согласные звуки. Палатализация.
14. Исторические и фонетические чередования.
15. Позиционная мена звуков речи (гласных и согласных).
16. Комбинаторные изменения звуков в потоке речи. Ассимиляция, ее типы. Диссимиляция, диэрза, гаплология, метатеза и пр.
17. Взаимодействие гласных и согласных в потоке речи. Аккомодация.
18. Ассимиляция по звонкости/глухости.
19. Ассимиляция по твердости/мягкости. Случаи обязательного смягчения.
20. Ассимиляция по месту и способу образования. Проблемный характер ассимиляции.
21. Понятия фонемы и ее определение представителями Пражской (Н.С.Трубецкой), Ленинградской (Л.В.Щерба) и Московской (Р.И.Аванесов) фонологических школ.
22. Язык и речь. Звук и фонема (сравнительная характеристика). Разногласия во взглядах на фонему по МФШ и ЛФШ.
23. Терминологический разнобой основных понятий фонологии по МФШ и ЛФШ.
24. Состав фонем и спорные вопросы по поводу самостоятельности фонем <ы>, <к’>, <г’>, <х’>, <ш’>, <ж’>.
25. Сильные и слабые позиции фонем (гласных и согласных, по звонкости/глухости, по твердости/мягкости).
26. Понятие основного вида фонемы, инварианта, варианта и вариации.
27. Позиция нейтрализации. Гиперфонема (МФШ), понятие архифонемы (ПФШ). Фонематическая транскрипция по МФШ и ЛФШ.
28. Русская орфоэпия. Исторические основы современного русского произношения. Основные тенденции в произношении.
29. Основные правила произношения гласных и их сочетаний (современная и старомосковская нормы).
30. Основные правила произношения согласных и их групп (современное и старомосковское произношение).
31. Произношение отдельных грамматических форм (сравнительный анализ современного и старомосковского произношения).
32. Произношение слов иноязычного происхождения.
33. Понятие орфоэпической нормы, стили произношения.
34. Произношение имен собственных (русских и иноязычных).
35. Ударение в современном русском языке, характеристика ударения.
36. Понятия словесного, фразового, логического ударений.
37. Интонация. Основные компоненты интонации и их характеристика.
38. Функции компонентов интонации.
39. Интонационные конструкции русского языка.
40. Современное русское письмо. Развитие графической системы (пособие Ветвицкого В.Г., Иванова В.Ф., Мосеева А.И.)
41. Графические средства.
42. Соотношение букв и звуков в русском языке. Русский алфавит.
43. Обозначение мягкости согласных на письме.
44. Буквы однозначные и двузначные. Основные и второстепенные функции букв.
45. Сущность основного принципа русской графики.
46. Отступления от основного принципа русской графики.
47. Функции Ь в русском языке.
48. Характеристика фонемы, обозначение на письме и проблемы ее вычленения при разборе слова по составу.
49. Орфография. Разделы орфографии.
50. Основной принцип русской орфографии морфологический или фонемный?
51. Орфографические правила, основанные на фонетическом принципе.
52. Традиционно-исторические написания.
53. Орфографическая реформа (основные проблемы).

24.11.2016, 3076 просмотров.

Тесты по фонетике

testent.ru стр. 5 17.12.2016

Тесты по русскому языку 5 класс

1. Фонетика изучает

А) слово

В) словосочетание

С) часть речи

D) часть слова

Е) звук

Ответ: E

2. Сколько гласных звуков

А)10

В) 6

С) 8

D) 7

Е) 4

Ответ: В

3. Звуков больше, чем букв

А) речь

В) звук
С) текст
D) язык

Е) слово

Ответ: D

4. Гласный звук

А) п

В) р

С) й

D) н

Е) и

Ответ: Е

5. Букв больше, чем звуков

А) шаль, соль
В) школа, оценка
С) пять, юг
D) ель, шорох

Е) поезд, стол

Ответ: А

6. Глухие звуки

А) этаж, шаг

В) пирог, флаг

С) мороз, роман

D) дуб, груз

Е) ноги, круг

Ответ: А

7. Звонкие согласные

А) ч, щ

В) ж, ш

С) х, ц

D) л, м

Е) н, с

Ответ: D

8. Звонкий согласный

А) ч

В) щ

С) т

D) й

Е) ц

Ответ: D

9. Глухой согласный

А) й

В) б
С) г

D) ч

Е)  р

Ответ: D

10. Чередующиеся согласные

А) хо…еть-хо…у
В) ду…ать-ду….аю
С) ме…тать-ме…таю
D) у….ить-у…у
Е) чи…ать-чи…аю
Ответ: А

11. Всегда твердые согласные

А) з,в,ж
В) ж,ц,ш
С) м,ч,л
D) с,ш,х
Е) т,р,ж

Ответ: В

12. Мягкие согласные

А) жг

В) лд
С) тр
D) чщ

Е) чд
Ответ: D

13. Согласный, не имеющий твердой пары

А) т
В) в

С) ф
D) с
Е) ч
Ответ: E

14. Слово с твердыми согласными

А) море
В) шаль
С) сбор

D) стена
Е) дерево

Ответ: С

15. Слово с ударением на втором слоге

А) мышка
В) кошка
С) медведь

D) комната

Е) ветер

Ответ: С

16. Слово с ударением на первом слоге

А) молодежь
В) алфавит
С) звонит

D) статуя

Е) квартал

Ответ: D

17. Слово с ударением на третьем слоге

А) изобретение
В) менеджер
С) приданое

D) красивее

Е) монолог

Ответ: Е

18. Слово с ударением на втором слоге

А) падают

В) песни

С) поле

D) гитара

Е) яблоки

Ответ: D

19. В слове три слога

А) языковая
В) рукавица
С) школа

D) средства

Е) монолог

Ответ: Е

20. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:

А) Седло, запах, зерно.

В) Ответ, клевер, момент.

С) Сумерки, заря, запад.

D) Характер, росток, минута.

Е) Карандаш, пенал, гараж.

Ответ: А

21. Укажите слова с безударной гласной а:

А) Кр…сота, нав..днение, н…здря.

В) П…кет, л…зейка, пл…кат.

С) Р…зетка, т…мпон, ст…тья.

D)Ст…ляр, ч…совня, т…мат,

Е) Тр…мвай, обл…ко, л…пух.

Ответ: В

22. В корне пишется буква -б-:

А) Ле…ка.

В) Скри…ка

С) Голу…ка.

D) Скре…ка

Е) Тря…ка.

Ответ: С

23. Укажи слово с согласной -ж- в корне.

А) Сторо…ка.

В) Ладо…ка.

С) Руба…ка.

D) Око…ко.

Е) Луко…ко.

Ответ: А

24. Укажите ряд слов с непроизносимой согласной в корне:

А) Остро…ки, поз…но.

В) Сколь…кий, счас…ливый.

С) Звез…ный, жи…кий.

D) Мес…ность, чес…ный.

Е) Ро…кий, пло..цы.

Ответ: D

25. Нет непроизносимого согласного:

А) Прелес…ный.

В) Чудес…ный.

С) Неизвес…ный.

D) Ненас…ный.

Е) Радос…ный.

Ответ: В

26. Укажи слово с непроизносимым согласным:

А) Вкус…ный.

В) Опас…ный.

С) Поз…ний.

D) Прекрас…ный.

Е) Ровес…ник.

Ответ: С

27. Укажите правильный вариант переноса слова:

А) Русс-кий.

В) Разы-скать.

С) По-ссор-ит-ся.

D) Об-ъяв-ле-ние.

Е) По-дбро-сить

Ответ: В

28. Определите вариант с разделительным ъ:

А) Трех…этажный, ад…ютант, бул…он.

В) Солов…и, двух…язычный, в…юга.

С) С…емка, компан…он.

D) П…еса, под…ем, суб…ект.

Е) Из…яснительное, об…явление .

Ответ: Е

29. Укажите вариант с разделительным ь.

А) С…езд.

В) Батал…он.

С) Об…явление.

D) Об…ём.

Е) Раз…яренный.

Ответ: В

30. Раздел языкознания, который изучает слова и их значение

А) фонетика

В) морфология

С) лексика

D) синтаксис

Е) пунктуация

Ответ: С

31. Многозначное слово

А) газета
В) книга
С) тетрадь

D) операция
Е) стол
Ответ: D

32. Многозначное слово

А) комар
В) черта
С) поэт

D) осень
Е) осина
Ответ: В

33. Многозначное слово

А) носильщик
В) герой
С) ночь

D) роща
Е) рыба
Ответ: В

34. Словосочетание в переносном значении

А) глубокое озеро
В) железная воля
С) железная дорога

D) медвежья берлога
Е) летний вечер
Ответ: В

35. Словосочетание в переносном значении

А) тесная дружба
В) тесная обувь
С) зеленые саженцы

D) светлая комната
Е) смелый воин
Ответ: А

36. Словосочетание в переносном значении

А) золотой браслет
В) волк воет
С) ветер воет

D) ребенок спит
Е) ученик идет
Ответ: С

37. Словосочетание в переносном значении

А) степь спит
В) лист падает
С) бабочка летит

D) белка прыгает
Е) воробей чирикает
Ответ: А

38. Синоним к слову ложь

А) правда
В) лицемерие
С) обман

D) гордость
Е) честность
Ответ: С

39. Синоним к слову метель

А) дождь
В) пурга
С) град

D) снег
Е) лед
Ответ: В

40. Синоним – фразеологизм к слову убежать

А) смазать пятки
В) собраться с духом
С) сжечь корабли

D) утереть нос
Е) пустое место
Ответ: А

41. Существительное

А) часть речи, которая обозначает предмет

В) часть речи, которая обозначает признак предмета

С) часть речи, которая обозначает действие предмета

D) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их

Е часть речи, которая обозначает признак действия

Ответ: А

42. Одушевленное имя существительное

А) солнце

В) небо

С) степь

D) лошадь

Е) земля

Ответ: D

43. Существительное мужского рода

А) вещь

В) степь

С) речь

D) облако

Е) год

Ответ: Е

44. Существительное среднего рода

А) тетрадь

В) заря

С) здоровье

D) словарь

Е) цветок

Ответ: С

45. Существительное множественного числа

А) библиотека

В) доска

С) урок

D) портфели

Е) предмет

Ответ: D

46. Сколько падежей в русском языке

А) 6

В) 1

С) 7

D) 8

Е) 10

Ответ: А

Вопросы к экзамену по фонетике и фонологии современного русского языка

  • Понятие о современном русском литературном языке. Основные признаки литературного языка. КЛЯ и РЯ. Литературная норма, ее кодификация и распространение.

  • Фонетика. Основные единицы фонетического строя: сегментные и суперсегментные. Фонетика описательная, историческая, сопоставительная, общая. Троякий аспект звуков речи.

  • Акустические свойства звуков речи. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы.

  • Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

  • Звук как основная сегментная единица фонетики. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных звуков.

  • Звук как основная сегментная единица фонетики. Классификация согласных звуков.

  • Акустическая и артикуляционная классификация звуков.

  • Сочетаемость звуковых единиц. Позиционная мена и позиционные изменения согласных.

  • Сочетаемость фонетических единиц. Позиционные изменения и позиционная мена гласных.

  • Фонетические процессы: комбинаторные и позиционные. Другие фонетические процессы.

  • Фонетические и исторические чередования звуков.

  • Слог как сегментная единица фонетики. Различные теории слога. Типы слогов.

  • Слог как сегментная единица фонетики. Слогораздел в русском языке.

  • Ударение как суперсегментная единица фонетики. Особенности русского ударения. Тактовое и фразовое ударение. Логическое и эмфатическое ударение.

  • Ударение как суперсегментная единица фонетики. Фонетические типы ударений (динамическое, музыкальное, количественное). Структурные типы ударений (свободное, связанное). Функции ударений.

  • Ударение как суперсегментная единица фонетики. Понятие акцентной кривой. Акцентный класс и акцентная парадигма.

  • Интонация как суперсегментная единица фонетики. Составные элементы интонации. Е.А. Брызгунова о типах ИК.

  • Фонология. Фонема как минимальная единица плана выражения языка. Краткая история учения о фонеме. Фонема и звук. Гиперфонема.

  • Фонема как минимальная единица плана выражения языка. Функции фонем. Система фонем современного русского языка. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

  • Фонологическая система русского литературного языка. Система гласных фонем. Учение о позициях фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

  • Фонологическая система русского литературного языка. Система согласных фонем. Учение о позициях фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем.

  • Функциональный аспект изучения звуковых единиц. Понятие фонемы. Учение о позициях фонем. Варианты (аллофоны) и вариации фонемы. Вопрос о фонемном ряде.

  • Фонема как минимальная единица плана выражения языка. Учение о фонеме в представлении МФШ. Фонематическая транскрипция.

  • Фонема как минимальная единица плана выражения языка. Учение о фонеме в представлении ЛФШ. Фонематическая транскрипция.

  • Фонема как минимальная единица плана выражения языка. Учение о фонеме в представлении ПЛК. Фонематическая транскрипция.

  • Фонология. Отношения парадигматики и синтагматики. Синтагматика фонем. Сочетание согласных с гласными. Сочетание согласных с согласными.

  • Фонология. Отношения парадигматики и синтагматики. Парадигматика гласных и согласных фонем.

  • Орфоэпия. Исторические основы русского литературного произношения. Стили произношения. Справочники по орфоэпии.

  • Орфоэпия. Основные нормы русского литературного произношения. Орфоэпия гласных и согласных фонем.

  • Орфоэпия. Произношение грамматических форм, некоторых звукосочетаний. Орфоэпия отдельных слов. Причины отклонения от орфоэпических норм.

  • Алфавит. Краткая история русского алфавита. Состав современного алфавита. Буква и фонема. Обозначение на письме фонемы <j>. Буква и графема.

  • Графика. Слоговой принцип русской графики. Отступления от слогового принципа.

  • Орфография. Фонематический принцип как основной принцип написания слов и морфем. Соотношение понятий «фонематический принцип» и «морфологический принцип», различия в понимании ведущего принципа русской орфографии.

  • Орфография. Отступление от фонематического принципа написания слов и морфем в русской орфографии. Фонетический и традиционный (исторический) принципы. Дифференцирующие написания.

  • Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание. Принципы такого написания: лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический, традиционный. Принцип графико-морфологических аналогий.

  • Орфография. Прописные и строчные буквы. Синтаксический, морфологический, семантический и словообразовательный принципы, их употребление.

  • Орфография. Графические сокращения. Принципы и типы графических сокращений.

  • Орфография. Перенос слова. Фонетическое и морфемное членение слова как основы правил его переноса. Другие основания правил переноса.

  • Графика и орфография. Основные исторические изменения в русской графике и орфографии. Современные орфографические словари и справочники.

  • Фонетика. Анатомо-физиологический аспект звуков речи.

  • Перцептивная фонетика. Перцептивные эталоны. Звуковой символизм. Факторы, влияющие на восприятие речи.

  • Артикуляционная характеристика гласных звуков.

  • Артикуляционная характеристика согласных звуков (шумные согласные: губные, переднеязычные согласные; фрикативные согласные; однофокусные и двухфокусные).

  • Артикуляционная характеристика согласных звуков (аффрикаты), заднеязычные согласные, сонантные, вибранты).

  • Фонологические школы. Основные различия в понимании фонемы между МФШ и П(Л)ФШ.

  • Вопрос о фонеме ‹Ы› в русском языке.

  • Графика. Греческий алфавит, латиница. Кириллица и её постепенное изменение. Названия букв современного русского алфавита.

  • Орфография. Главнейшие факты истории русского правописания. Петровская реформа азбуки. Реформа 1917-1918гг. и её подготовка.

  • Орфография. Упорядочение орфографии в советский период (20-50-е г. ХХ века). Период 60-70-х гг. Современные орфографические словари и справочники.

  • Транскрипция. Транслитерация. О.Я. Мизин о типах транскрипции.

  • Пражская лингвистическая школа. Н.С. Трубецкой о соотношении фонологии и фонетики. Фонология и звуковая стилистика.

  • Пражская лингвистическая школа. Учение Н.С. Трубецкого о смыслоразличении. Фонема, ее вариант. Правила выделения фонемы.

  • Пражская лингвистическая школа. Логическая классификация смыслоразличительных оппозиций. Содержание фонем и система фонем. Н.С. Трубецкой о классификации оппозиций с разных точек зрения.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *