Имя прилагательное. На какие вопросы отвечает, свойства, примеры
Любую характеристику предмета, лица, явления можно выразить прилагательным. Эта часть речи в словосочетании зависит от определяющего слова.
Сущность и описание
Являясь самостоятельной частью речи, указывающей на какой-либо признак, свойство, принадлежность или качество, прилагательное согласуется в числе, роде и падеже с существительными или личными местоимениями.
Начальная форма всегда стоит в мужском роде, единственном числе, Именительном падеже (темный, ароматный, искусственный).
Краткие и полные: как ставится вопрос
На какие вопросы отвечает в словосочетании имя прилагательное, зависит от его формы: полные – «какой?» или «чей?». Первый ставится к качественным, относительным классам (булочка (какая?) румяная, солнышко (какое?) весеннее. «Чей?» применяется к притяжательному разряду (косынка (чья?) бабушкина, хвост (чей?) лисий).
На какие вопросы отвечают имена прилагательные в краткой форме, важно запомнить, чтобы правильно определять синтаксическую роль в предложении. От определяющего слова нужно задать вопрос «каков?» Например:
- девочка (какова?) красива;
- кот (каков?) ленив.
Определяющее слово и синтаксическая роль
Отдельные характеристики прилагательного трудно определить вне контекста. Эта часть речи выражает принадлежность, качества или свойства предмета, существа, явления, выраженного существительным или местоимением. Его непостоянные морфологические признаки – род, число, падеж – зависят от главного слова в словосочетании.
Ка правило, полные имена прилагательные в предложениях выполняют функцию определения:
- Чистая и прозрачная вода озера блистала на солнце.
Все характеристики существительного вода здесь – определения. Но те же слова становятся частью составного именного сказуемого, когда несут на себе основную смысловую нагрузку предложения даже при видимом отсутствии глагола:
- Вода озера чистая и прозрачная.
Глагол «есть» в настоящем времени опускается, но легко подставляется обратно, и тогда становится ясно, что прилагательное стало именной частью сказуемого.
В свою очередь, краткие формы изначально несут в себе признаки предикативности, поэтому в предложении обычно употребляются без глагола-связки и всегда выступают частью сказуемого. Соответственно, подчеркиваются двумя прямыми линиями:
- Вода озера чиста и прозрачна.
В этом случае выражена только именная часть, но подразумеваемый смысл содержит обычно опускаемый глагол настоящего времени «есть»:
- Вода озера была чиста и прозрачна.
Прилагательное как часть речи, обозначающая качество, свойство, принадлежность предмета, существа или явления, зависима от определяющего местоимения или существительного. На правильность их склонения влияют морфологические признаки главного слова.
kakpishem.ru
Викторина по теме «Имя прилагательное»
Викторина по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: урок закрепления знаний и выработка умений.
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
— формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Петровна и урок русского языка у вас сегодня проведу я. Надеюсь вы мне поможете и будете активно со мной работать ребята.
-А сейчас мы с вами поработаем над эпиграфом
-это фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами.
Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так о себе сказать? (Конечно, имя прилагательное)
Сообщение целей: — Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.
-Откройте тетради, отступите две клеточки вниз -запишите число, классная работа.
Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.(вызываем учеников к доске)
-Кто желает принять участие в сценке-диалоге имени существительного и имени прилагательного
Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)
Имя прилагательное:
— Родилась я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?— Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное:
Вместе — служба, вместе — дружба!
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Актуализация опорных знаний.
-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.
1. Что такое имя прилагательное? (это самостоятельная часть речи)
2. Что оно обозначает? (признак предмета)
3. На какие вопросы отвечает? ( какой? какая? какие?)
4. С какой частью речи связано? (с именем существительных)
5. Как изменяется? ( по родам, числам, падежам)
6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?
(склонения)
7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)
-Ребята у вас на партах лежат карточки с заданиями, под разными номерами.
(-заданий всего 7)
За каждый правильный ответ на уроке можно получить жетон, кто больше наберет к концу урока жетонов, тот получит положительную оценку.
Задание 1.Начнем работу с разминки: (работаем устно)
Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)
Антоним к слову временный (постоянный)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)
Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)
— Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагательные)
Задание 2. Работа со стихотворением.
— Прочитайте стихотворение.
Поёт зима — аукает ,
Мохнатый лес баюкает ( Т.п, м.р, ед.ч )
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою (Т.п, м.р, ед.ч)
Плывут в страну далёкую (В.п, мн.ч, ж.р)
Седые облака.(И.п, с.р, мн.ч)
А по двору метелица (лишнее) (И.п. ж.р)
Ковром шелковым стелется, (Т.п. ед.ч, м.р)
Но больно холодна.
(С.Есенин)
— Объясните значение слов «аукает», «баюкает».
Аукает — это значит кричать «ау»
Кто был в лесу, тот знает, какое слово мы кричим…, или же когда человек заблудился, кричит «ау» чтобы его услышали.
Баюкает либо баюкать –это значит успокаивать, укачивать (ребенка) напевая
Например: Мама или же Няня- ласково, тихо напевая укачивает ребенка
Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и падеж имени прилагательного .
(словосочетания выписываем в тетрадь, кто написал руки на лакаток. )
-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему?
(все остальные словосочетания обозначают признак предмета, а словосочетание метелица холодна действие предмета)
— Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка? (эпитет).
-Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета.
ВЫВОД:
А теперь повторим написание
Безударного окончания.
Что при этом надо знать,
Чтобы грамотно писать?
(задать вопрос от имени существительного к имени прил.)
Задание 3. Проявите зоркость. Прочитайте текст и найдите ошибки.
Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в
берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.
— Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
— Спишите и разберите последнее предложение по членам , укажите части речи. Выполняем в тетради –разобрать по членам, сверху укажите части речи.(жетон)
Задание 4. Игра: Что «лишнее»?
Смелый, трусливый, храбрый, отважный;
Стеклянный, хрупкий, деревянный
Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый
Добрый, умный, ласковый, нежный
Хороший, замечательный, прекрасный, молодой
Смелый, отважный, высокий, решительный
Белый, синий, нежный, зеленый.
-Почему лишнее? (лишние слова по значению или по смыслу)
Задание 5. Составьте предложения из слов.
-Для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)
-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.
(составленные предложения запишите в тетрадь)
1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.
(Любуюсь чудесной картиной зимнего леса) (Д.п)
2. Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.
(Яркий свет заливает лесную поляну. (В.п)
3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.
(Пахнет еловой и сосновой хвоей) (Д.п)
4. Закачалась, ветка, вот, еловая.
(Вот закачалась еловая ветка)(И.п)
5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.
(В густой вершине ели затаилась проворная белочка) (И.п)
Физминутка.
давайте представим, что мы в лесу и отдохнём. Встаньте так, чтобы вам было удобно. Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер стряхает росу. —
В сторону руки – тихо помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Сядьте тихо, продолжим урок.
Задание 7. Самостоятельная работа по карточкам.
Сейчас мы выполним самостоятельную работу по №7
-Предложения полностью запишите в тетрадь.
В карточках ничего не писать
I вариант.
Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.
( И.п, м.р) (В.п, м.р)
Большой пенёк опрокидывает маленький воз.
(Т.п, м.р) (В.п, ж.р)
Маленьким крючком большую рыбу не выудишь.
(И.п, ср.р) ( Р.п, ср.р)
Даже самое большое дерево выросло из маленького семени.
Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.
II вариант.
В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).
Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.
(И.п, м.р)
1. У короткого ума длинный язык.
(И.п, м.р)
2. Старый друг лучше новых двух.
(И.п, ср.р)
3.Доброе слово лечит, а плохое калечит.
(И.п,ж.р) (Р.п,ж.р)
4. Горькая правда лучше сладкой лжи.
А теперь давайте проверим выполненную работу .
Кто желает.
А остальные проверяют, если предложение полностью правильное, то ставьте плюс, если нет то минус.
(жетоны)
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
-давайте перейдем к следующей самостоятельной работе
Задание 8. Самостоятельная работа
— Вставьте окончания, укажите падеж:
(о чем? П.п, ж.р) ( кому? Д.п, ж.р) (кем? Т.п, ж.р)
О весенней погоде, к рыжей лисице, с ранней пташкой,
(какую? В.п, ж.р) (каким? Т.п,м.р) (о чем? П.п,м.р)
в жаркую летнюю ночь, поздним вечером, о свежем ветре,
(какого? Р.п, ср.р) (чего? Р.п, ср.р)
до дальнего озера, возле свежего пахучего сена,
(каким? Т.п, м.р) (в каком? П.п, м.р)
с неуклюжим медвежонком, в дремучем лесу.
-Проверим, как вы справились с этой работой.
Также ставите плюсики если правильно.
-А сейчас для выявления ваших знаний сделаем тест по теме «Имя прилагательное»
-Что мы на уроке повторили?
-И какой мы можем сделать вывод?
Вывод: сегодня на уроке мы закрепили свои знания о части речи — имя прилагательное, а также научились применять прилагательные в своей речи.
-Давайте посчитаем свои жетончики, у кого сколько.
Вот уроку конец, а кто работал «Молодец»!
infourok.ru
Тест на тему «Имя прилагательное»
ТЕСТ НА ТЕМУ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Ф. И., класс _______________________________________. Дата __________________________
ВАРИАНТ 2
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая
а) не изменяется; б)спрягается; в) изменяется по числам, родам и падежам.
2. Найдите имя прилагательное.
а) столовый; б) застолбить; в) стол; г) столовничать.
3. Укажите выражения, где неправильно написаны окончания прилагательных.
а) по свежему следу; б) у большого зеркала; в) летнии дни; г) в дальним походе.
4. Найдите относительное прилагательное.
а) мелкий ручей; б) стальной нож; в) лисий след; г) железный характер.
5. Найдите качественное прилагательное.
а) металлическая щётка; б) собачья будка; в) мамина помада; г) вкусное печенье.
6. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется слитно:
а) (не)ряшливый; б) нисколько (не)легкий; в) вовсе (не)интересный; г) (не)здоров, а болен.
7. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется раздельно:
а) (не)приятный; б) (не)веселый, а грустный; в) (не)вежественный; г)(не)легок, но интересен.
8. Укажи ряд, в котором все прилагательные пишутся с НН:
а) со…ый, конституцио…ый, стекля…ый, утре…ий.
б) песча…ый, смоля…ой, осли…ое, торжестве…ый;
в) голуби…ый, санцио…ый, шерстя…ой, лу…ый;
г) лебеди…ая, утре…ий, оловя…ый, клюкве…ый.
9. Укажи прилагательное, которое пишется с Н:
а) комиссио…ый,
б) кухо…ый,
в) звери…ый,
г) деревя…ый.
10. Выбери вариант, в котором прилагательное выступает в краткой форме:
а) мальчик хорош, б) тяжёлый труд; в) знакомый человек; г) настроение хорошее.
11. Укажите выражения, где НЕ с прилагательными нужно писать слитно.
а) решил (не)лёгкую задачу б) (не)широкая, а узкая тропинка
в) (не)стальной крючок г) (не)взрачный кустарник
12. Сколько имён прилагательных в данном тексте?
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.
а)6; б) 5; в) 7; г)8.
13. В каком примере прилагательное серебряный является качественным?
а) серебряная ложка, б) серебряное кольцо, в) серебряный снег, г) серебряные серьги.
14. Каким членом предложения обычно является краткое имя прилагательное?
а) подлежащим, б) определением, в) сказуемым, г) дополнением
.
15. В каком примере неверно образована краткая форма имени прилагательного?
а) прекрасный — прекрасен, б) большой — велик, в) тяжёлый — тяжелее, г) красивый — красив.
16. В какой пословице выделенное прилагательное является сказуемым?
а) Неправый человек постоянно во всём оправдывается.
б) Неграмотный человек подобен слепому.
в) Не сильный в споре побеждает, а умный.
г) Старость забывчива, юность неопытна.
17. В каком предложении есть имя прилагательное в превосходной степени?
а) По многим улицам проходят мои ближайшие друзья. (К. Симонов)
б) И стало в памяти моей прошедшее ясней… (М. Лермонтов)
в) Путь нам становится всё у’же… (М. Лермонтов)
г) Роса по утрам была обильнее, чем раньше. (К. Федин)
18. Укажи прилагательное, которое пишется через дефис:
а) (девяти)этажный б) (широко)плечий
в) (северо)восточный г) (средне)вековый
19. Прочитай, вставь пропущенные буквы.
ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревя……ое крыльцо и входишь в прохладный каме……ый дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинстве……ый полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать дли……ую сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиня………ый кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.
В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады?.. …К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломе……ую крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за тума…..ой пеленой дождя.
20. Выпиши из текста все относительные прилагательные.
_______________________________________________________________________________________
21. Выпиши из текста все притяжательные прилагательные.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Выпиши из текста предложения с краткими прилагательными. Сделай синтаксический разбор этих предложений.
_______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Выпиши из текста прилагательное в превосходной степени.
24. Выпиши из текста прилагательное в сравнительной степени. ___________________________
infourok.ru
Тест Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи. Определение.
Имя прилагательное в русском языке — это самостоятельная часть речи. Имя прилагательное указывает на признак предмета, его свойство, качество или принадлежность признака к предмету (существительному или местоимению).
На какие вопросы отвечает прилагательное?
Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Чей? Каков?
Эти вопросы могут меняться в зависимости от того, в каком роде, числе или падеже указан сам предмет, например Хорошая (Какая?) погода, тухлое (Какое?) яйцо, папина (Чья?) дочка.
Основные признаки имени прилагательного
Есть три основных признака имени прилагательного:
- Общее грамматическое значение, т.е. значение признака самого предмета. Признаком может быть цвет — красный шарф, вкус или запах — соленый огурец, оценка — плохая погода, характер — сварливый человек, деятельность глупый пес;
- Морфологические признаки. Прилагательные поясняют имя существительное или местоимение и согласуются с ним в соответствующем падеже, числе или роде. Например: красный стул, красная конфета, красное стекло, красные стулья, красные конфеты, красные стёкла
- Синтаксические признаки. Имена прилагательные в предложении являются определениями красный ковер висел на стене или именной частью сказуемого пес был худым.
Полные и краткие прилагательные
Прилагательные могут иметь 2 формы: краткую и полную.
В Полной форме прилагательные могут изменяться по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего являются определениями: Красивый пёс.
В Краткой форме прилагательные изменяются по числам, а так же по родам (в ед.ч.). В предложении обычно являются сказуемым: Пес красив.
Степени сравнения имён прилагательных
Прилагательные могут иметь две степени сравнения: сравнительную и превосходную
Если прилагательное может быть в большей или меньшей степени по сравнению с другим, то оно — Сравнительное. Примеры сравнительной степени прилагательного: Ты тяжелее меня, Он больше тебя
. Сравнительная степень образуется с помощью суффиксов -ее, -е, -ей, -ше, а так же с помощью частиц более и менее.Превосходная степень прилагательного определяет может ли какое-то свойство или признак в одном и том же предмете быть в наибольшей или наименьшей степени. Прилагательные превосходной степени образуются с помощью суффиксов -ейш- и -айш- добрейший, важнейший, а так же с помощью частиц самый, наименее и наиболее наименее важный. Иногда для образования превосходной степени требуется смена корня Хороший — лучший
Разряды прилагательных по значению
По значению прилагательные делятся на 3 разряда:
- Качественные прилагательные;
- Относительные прилагательные;
- Притяжательные прилагательные.
- Качественные прилагательные показывают какими измеримыми качествами обладает предмет. Какими бывают качества:
- внешний вид предмета стильный, красивый
- внутренние качества предмета добрый, строгий
- вес тяжелый, легкий
- цвет оранжевый, багряный
- возраст молодой, старый
- величина огромный, маленький и т.д.
- Относительные прилагательные указывают признаки относящиеся к определенному предмету. Например, показывают отношение к:
- материалу бумажный, пластиковый
- времени зимний, вчерашний
- месту городской, сельский
- действию стиральный, чистящий
- лицу девичий, детский и т.д.
- Притяжательные прилагательные указывают на признаки предмета по его принадлежности к определенному лицу, животному или предмету и отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? У Притяжательных прилагательных нет степеней сравнения.
Тест: Имя прилагательное как часть речи
aznaetelivy.ru