Все местоимения в русском языке таблица 4 класс – Местоимения в русском языке – какие бывают, таблица с примерами и правила (4-6 класс)

Конспект урока русского языка «Местоимение» 4 класс

Тема урока: Обобщение по теме: «Местоимение».

Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».

Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления

местоимений в речи;

2. Закреплять умения заменять имя существительное

местоимением соответствующего рода;

3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;

4. Развивать речь, память, внимание учащихся;

5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а

так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и

самооценки.

6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать

в коллективе.

Оборудование:

Ход урока. I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

II. Введение в тему урока.

Учитель: — А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение.)

Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него как не крутись,

В речи нам не обойтись!

— Ребята, вы узнали, о ком идёт речь?

Верно, это наши друзья местоимения.

Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

Итак, тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.

III. Психологический настрой

Учитель:

— Сначала предлагаю вам настроиться на работу.

1 вариант хором:

Я смогу выполнить все задания

2 вариант хором:

У меня все получится

Все вместе:

Желаю успехов себе и друзьям

Учитель:

(Число, классная работа)

IV. Чистописание.

Учитель:

У рас будет необычное чистописание

-И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили — скажите?

В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ

Дети: — Здесь записаны разные части речи.

Учитель: — Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их).

Предлоги — в, на, под.

Союзы — а, но.

Им. существительное — нос.

Глаголы

— мни, мнём.

Местоимения — я, он, ты, нас, мне, вы

Учитель: Я предлагаю вам записать эти местоимения в тетрадях. (Я, он, ты, нас, мне, вы)

(Работа в парах — взаимопроверка)

Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

Словарная работа-

Учитель: — Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они снова приготовили для вас загадки. А поручили загадать вам её мне. Послушайте и отгадайте, о чём идёт речь?

Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/

А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, —

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/

Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

– Кто же он, оно, она?

В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.

(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)

Проверка.

V. Актуализация знаний

  1. Разбор предложения по членам предложения.

Учитель: — И в благодарность за это наши друзья-местоимения хотят подарить вам небольшой подарок. Но как вы сами понимаете этот подарок не простой, это предложение с местоимением, которые вам нужно будет, во-первых, правильно написать, а во-вторых, разобрать по членам предложения.

Я иду по осеннему лесу.

(У доски работает 1 ученик)

2) Выбор правильного определения местоимения.

Учитель: — Вот мы и в гостях. Впустили нас местоимения. А у них для нас приготовлено много заданий.

А вот и одно из них. Послушайте внимательно одно стихотворение.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

— Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Дети: — Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет.

3) Редактирование текста.

Учитель: — Когда в тексте только местоимения это плохо, ничего не понятно мы в этом с вами только что убедились. А если в тексте только существительные и нет, ни одного местоимения? Вот как раз такой текст и приготовили для вас наши друзья-местоимения. Что в этих предложениях не так не так?

Учебник №389 1 в. -1,3. 2 в.-2, 3.

Учитель: — Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получился такие красивые предложения! Справились и с этим заданием! Слова, какой части речи заменяют местоимения?

Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.

Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Учитель: — А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное определение местоимения. (работа по карточкам)

Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение — это часть речи, которая обозначает предмет;

Б) местоимение — это часть речи, которая обозначает предмет, но

не называет его.

В) местоимение — это часть речи, которая обозначает предмет и

называет его.

(Работа в парах — взаимопроверка)

Учитель: — Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!

4) Определение лица личных местоимений.

Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Дети: — Это личные местоимения.

Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.

Работа в группах.

Давайте проверим, все ли группы справились с заданием. (Работы детей вывешиваются на доску)

1 лицо – ед.ч. Я, мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО, мн.ч. ОНИ

(Самопроверка у доски)

Учитель: — Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.

-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.

-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?

Дети: — Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.

5) Написание предлогов со словами.

Поставить местоимения в нужный падеж и определить его.

Работа в группах

Т__нулся к (он)______________ Тянулся к (ней), к (нему) (для 3гр.)

беспокоился о (она)_________ беспокоился о (ней), о (нём)

наблюдал за (они)____________ наблюдал за (ними), за (ими)

разговаривал с (он)__________ разговаривал с (ним), с (ней)

спр__сил у (он)______________ спросил у (неё), у (него)

остановился перед (он)________ остановился перед (ним), перед (им)

возвышался над (она)_________ возвышался над (ней), над (ним)

прив-зли к (она)______________ привезли к (нему), к (ней)

х-дил за (она)________________ ходил за ней

Учитель: — Молодцы! Вспомнили ещё правило!

ПРОВЕРКА

6) Склонение местоимений.

Учитель: — Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас на новоселье.

1 группа идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)

2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)

3 группа идёт пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)

(дети работают на больших листах, взаимопроверка в группах)

7) Самостоятельная работа

1 группа — спишите текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных, и замените, выделенные слова местоимениями с предлогами.

Около деревн__ растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечник__ живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стуж__ воробей. Для воробья ребята сделали на дерев___ кормушку.

2 группа – спишите текст, подчеркните местоимения с предлогами, определите падеж.

Чижа захлопнула злодейка западня: бедняжка в ней и рвался, и метался. А Голубь молодой над ним же издевался. Голодная кума-Лиса залезла в сад; в нём винограда кисти рделись. Известно, что слоны в диковинку у нас, — так за Слоном толпы зевак ходили.

3 группа – спишите текст, подчеркните местоимения.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

ПРОВЕРКА

VI. Итог урока (заполнение схемы)

— Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.

hello_html_7073950c.png

Учитель: — Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке.

Упр., №391-по заданию, №392 (устно)

Приложение к уроку.

Предложения для разбора.

Он хорошо играет в шахматы.

Я иду по осеннему лесу.

Они сажали в саду цветы.

Мы взяли Шарика на прогулку в лес.

Я проснулся поздней ночью от шума.

Петя быстро побежал за ним.

Мама рассказала нам интересную историю.

На нём висели спелые ягоды.

Дедушка подарил мне интересную книгу с картинками.

Я проснулся от громкого, ночного шума.

У нас в клетках живут кролики.

На уроке мы познакомились со сказками Пушкина.

hello_html_m115fd8ca.gifЗасели в домик местоимения.

hello_html_m115fd8ca.gif

Информационное табло (для каждого уч-ся)

3.

Т__нулся к (он)_________________________________________

беспокоился о (она)______________________________________

наблюдал за (они)_______________________________________

2.

разговаривал с (он)______________________________________

спр__сил у (он)___________________________________________

остановился перед (он)___________________________________

1.

возвышался над (она)___________________________________

прив-зли к (она)_______________________________________

х-дил за (она)__________________________________________

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Местоимение» (4-й класс)

Цели урока:

  • Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;
  • Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;
  • Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.

Задачи урока:

  • Учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать;
  • Взаимовыручку, активность, формировать положительную;
  • Мотивацию к обучению.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка (УМК “Школа России” авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е), тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы дифференцированного характера.

Ход урока

1. Организация класса.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Это девиз нашего урока, к нему мы будем обращаться во время работы на уроке. (Девиз высвечивается на слайде №1).

Сегодня мы заканчиваем работу над темой “Местоимение”. (Слайд №2).

2. Актуализация знаний детей.

2.1. Выборочный диктант.

Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.

а)

Она весну встречает,
Серёжки надевает.

б)

А потом ты покатился
И назад не воротился.

в) Как пустился я по улице бежать…

г)

Стул чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.

д)

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.

е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.

ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.

— Сколько слов вы выписали? (7).

— Проверьте себя:

(на слайде №3 высвечиваются местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).

2.2. Беседа по вопросам:

— Как называются эти слова?
— Почему эти слова называются местоимениями?
— Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?

(на слайде №4) слова:

Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

3. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.

Индивидуальная работа по карточкам:

— Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.

Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.

— Сколько предложений?
— Найдите основу каждого предложения.
— Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
— О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете? (проверка по слайду №5).

Лицо Число  
  Единственное Множественное
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он, она, оно они

— Как склоняются местоимения?

4. Практическая работа.

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.

На слайде №6.

Падежи Вопросы я ты мы вы он он оно они
И.п. кто?                
Р.п. кого?                
Д .п. кому?                
В.п. кого?                
Т.п. кем?                
П.п. о ком?                

5. Проверка выполнения задания:

— Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).

Проверить правильность выполнения работы по слайду №7.

Падежи Вопросы я ты мы вы он она оно они
И. п. кто? я ты мы вы он она оно они
Р.п. кого? меня тебя нас вас его её его их
Д. п. кому? мне тебе нам вам ему ей ему им
В.п. кого? меня тебя нас вас его её его их
Т.п. кем? мной тобой нами вами им ею им ими
П.п. о ком? обо мне о тебе о нас о вас о нём о ней о нём о них

6. Работа в дифференцированных парах.

А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.

(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).

1 вариант.

Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.

2 вариант.

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.

3 вариант.

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.

(Проверка исполнения работы в парах).

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

Какие местоимения встретились в физкультминутке?

(ты).

7. Работа по дифференцированным группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).

1 группе.

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

2 группа.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.

3 группа у доски.

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.

8. Словарная работа.

— Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей, я, я.)

— Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).

Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).

9. Работа по развитию речи.

Задание “Редактор” (слайд № 9).

Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.

Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний.

10. Итог урока.

Рефлексия урока.

Какую тему мы повторяли на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?

Оценки:

Литература:

  1. С.В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому языку”.
  2. С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского языка”.
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы”.

urok.1sept.ru

Склонение личных местоимений. Видеоурок. Русский язык 4 Класс

Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения.

Я, мы – местоимения 1-го лица.

Ты, вы – местоимения 2-го лица.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица.

Личные местоимения имеют единственное – я, ты, он, она, оно и множественное – мы,вы число (рис. 1).

Рис. 1. Личные местоимения: лицо и число

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно: ко мне, у нас, с тобой, между ними.

Местоимение – самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного, и указывающая, но не называющая их.

Просклонять местоимение – это значит изменить их по падежам:

 

 

Вставить местоимения в нужном падеже, определить число.

подошел к (он)           посмотрел на (они)     возвратился с (она)      позвонил (она) 

поздравляю (он)            отвечал (они)

Подошел к кому? – к нему – Дательный падеж. 3 лицо, единственное число.

Посмотрел на кого? – на них – Винительный падеж, 3 лицо, множественное число.

Возвратился с кем? – с ней – Творительный падеж, 3 лицо, единственное число.

Позвонил кому? – ей – Дательный падеж, 3 лицо, единственное число.

Поздравляю кого? – его – Родительный падеж. 3 лицо, единственное число.

Отвечал кому? – им – Дательный падеж, 3 лицо, множественное число.

Исправить ошибки:

«Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от ее раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядел на его молча».

                                                                                                             А.П. Чехов

Проверяем:

Грусть подкрадывалась к кому? – к ней – Дательный падеж, 3 лицо, единственное число.

Овладела кем? – ею – Творительный падеж, 3 лицо, единственное число.

Близко от кого? – от нее – Родительный падеж, 3 лицо, женский род.

Глаза у кого? – у него – Родительный падеж. 3 лицо, единственное число.

Сел перед кем? – перед ним – Творительный падеж, 3 лицо, единственное число.

Глядел на кого? – на него – Винительный падеж, 3 лицо, единственное число.

Дополнить письмо девочки, отдыхавшей летом на даче и написавшей от своего имени:

На каникулах (кто?) … жила в деревне. Там (у кого?) … было много подруг. (Кому?) … жилось очень хорошо. Подруги (кого?) … любили. Только один раз (с кем) … поссорилась Лена Огонькова.

Вставим подходящие местоимения:

На каникулах (кто?) я (Именительный падеж) жила в деревне. Там (у кого?) у меня (Родительный падеж) было много подруг. (Кому?) Мне (Дательный падеж) жилось очень хорошо. Подруги (кого?) меня (Родительный падеж) любили. Только один раз (с кем) со мной (Творительный падеж) поссорилась Лена Огонькова.

Найти ошибки в таблице (рис. 2):

                  

Рис. 2. Таблица с ошибками

Ошибками являются: вы – это местоимение множественного числа, а ты – местоимение единственного числа, а мы – первое лицо (рис. 3).

                  

Рис. 3. Правильная таблица

Найдите место местоимений в тексте:

Мама! …(И.п.) ласковая и добрая. …(Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо …(Д.п.) за тепло. Будь внимательнее к маме. Заботься …(П.п.), береги …(В.п.). …(И.п.) заслужила это.  

                                    она, с нею, ей, о ней, ее, она  

Мама! Она (И.п.) ласковая и добрая. С нею (Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо ей (Д.п.) за тепло. Будь внимательнее к маме. Заботься о ней (П.п.), береги ее (В.п.). Она (И.п.) заслужила это.

Или нет, или да, а не знаешь – беда.

Местоимение – часть речи? (Да)

Личные местоимения единственного числа склоняются? (Да)

Личные местоимения множественного числа склоняются? (Да)

Предлоги с местоимениями пишутся слитно? (Нет)

Мы, вы, они – это местоимения единственного числа? (Нет)

В русском языке шесть падежей? (Да)

Услышим скоро мы звонок? (Нет)

Пора заканчивать урок? (Да)

Мы рассмотрели склонение личных местоимений и увидели, что личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Разница между этими частями речи заключается в том, что имена существительные называют предметы, а местоимения лишь указывают на них.

 

Список литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. – М.: Баласс, 2012

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт lingvotech.com (Источник)

2. Интернет-сайт lingvotech.com (Источник)   

3. Интернет-сайт russisch-fuer-kinder.de (Источник)

 

Домашнее задание

1. Что такое местоимение?

2. Что значит просклонять местоимение?

3. Просклоняйте местоимение «она». Составьте с ним предложение, подчеркните главные члены. 

interneturok.ru

Русский язык «Общее понятие о личных местоимениях» (4-й класс)

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
  • замене существительных местоимениями в речи;
  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Ход урока

I. Организация начала урока.

— У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете   настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

Презентация.

— Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

— Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

  • березы — (они)
  • ученик — (он)
  • девочка — (она)
  • помидоры — (они)
  • путешествие — (оно)

— Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?
  • Какие слова они заменили?

Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

— Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

Письмо по памяти.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.

— Запомните первые три строчки стихотворения.

— Запишите их по памяти.

— Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

В «Толковом словаре» Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный — касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

— Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

(Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

— Сегодня мы исследуем эти местоимения.

— Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)

  Ед. число Мн. число
1 лицо    
2 лицо    
3 лицо    

— Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)

Ед. число Мн. число
Я, ты, он, она, оно Мы, они, вы

— Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я — 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре — это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

— Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

(проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

— Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

— Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

— Личные местоимения, заменяют в предложениях   имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

— Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..

Они бывают ::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют ::::::,

В предложении бывают :::::::::::::::::..

Физминутка.

  • Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).  

1. Загадки. (слайд № 10)

— Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей: ( Солнце )

А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ — морские … (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

2. «Четвёртое — лишнее»

— Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)

  1. Он, она, оно, я
  2. Я, ты, они, он
  3. Ты, к, от, за

— Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

3. Самостоятельная работа. «Вставь местоимение»

— Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Когда __(:) приедете?

__ (:) нарисую елочку.

Почему __ (:) улетают?

Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино.

Какую задачу __ (:) решает?

— Проверка.( слайд № 12)

4. Экспресс-опрос «Местоимение».

Приложение.

1. Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я   2) он   3)ты   4) она   5) мы    6) оно   7) они   8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо…

1) имени  существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения…

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л.    б) 2 л.    в) 3 л. 

Конец формы

IV. Итог урока.

— Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

— Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

— Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

— У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

— Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия «Светофор» (слайд № 15)

Ребята приклеивают на лист сигналы.

Домашнее задание.

С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
  • Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
  • Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они — овощ. (ТЫ, КВА)
  • Шарада.
    Первый слог — личное местоимение,
    Второй — детская болезнь.
    А целое — тот предмет, который
    Выбрасывают, когда он нужен
    И поднимают, когда он не нужен.
    Что это? (Я — корь).
  • Ребус. 7 я (семья)

urok.1sept.ru

Урок в 4 классе ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Дата:

Предмет: русский язык

Тема урока: Личные местоимения.

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи: закрепить понятие о местоимении; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа, лица, падежа местоимений; замене существительных местоимениями в речи; развивать внимание, память, мышление; воспитывать чувство коллективизма.

Тип урока: комбинированный

Методы работы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения; взаимообучения; ИКТ.

Ход урока:

I. Организационный момент

— У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете  настоящими исследователями.

II. Сообщение целей урока

В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

III. Минутка чистописания

Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ) Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)

Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они — овощ. (ТЫ, КВА)

IV. Словарная работа

1. СС № 1, 2.

2. Внимательно прочитайте предложения: У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви. Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями. Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб. На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые. Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана. Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик: березы — (они), ученик — (он), девочка — (она), помидоры — (они), путешествие — (оно). Что общего между словами?

V. Актуализация опорных знаний

Я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: Пусть эти счастливчики забудут свои имена! И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

— Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал. Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась, и слова стали — местоимениями.

— В русском языке много местоимений. (стр. 124) Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами. (стр. 125)

1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.

Ед.ч. я ты он она оно

Мн.ч. мы вы они

VI. Первичное закрепление изученного

  1. Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения — письмо по памяти (взаимопроверка):

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения —
Все местоимения.

  1. Упр. 323 – с комментированием у доски.

  2. Упр. 324 – устно

VII. Физминутка

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).  

VIII. Закрепление изученного

1. Упр. 326 + определить падеж.

2. Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы). При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает? Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица) Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род) Личные местоимения, заменяют в предложениях   имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями? (Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

3. Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Когда __(:) приедете? __ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь? Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

IX. Самостоятельная работа.

1. Упр. 328 – работа в группах

2. Тест – работа в парах.

Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я   2) он   3)ты   4) она   5) мы    6) оно   7) они   8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо…

1) имени  существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения…

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом, 
Двух минут не отдохнет: 
То он парту мажет мелом, 
То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л.    б) 2 л.    в) 3 л. 

X. Итог урока и рефлексия.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я: Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Личные местоимения (перечислить) :::Они бывают ::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют ::::. В предложении бывают ::: .

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменю имена!

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы — Я+Я= МЫ

XI. Домашнее задание.

Упр. № 325, выучить таблицу личных местоимений.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *