Языкознание как наука. Разделы языкознания — Мегаобучалка
Языкознание, или лингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще и языках мира как его представителей. Основной объект лингвистики – естественный язык человека.
Предмет – закономерности устройства, функционирования, развития языков и способы их изучения. Эти закономерности могут быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Помимо частных закономерностей в каждом языке мира могут быть выявлены некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков мира. Детальнее предмет лингвистики замечается в основных проблемах (задачах)языкознания:
1) природа и сущность языка;
2) внутреннее устройство языка;
3) происхождение и развитие языка;
4) происхождения и развития письма;
5) классификации языков;
6) методы и методики лингвистического исследования;
7) прикладная лингвистики и связь языкознания с другими науками;
8) структура (строение) языкознания.
Современное строение лингвистики как науки можно представить в виде следующей обобщенной схемы. Языкознание (макролингвистика) состоит из двух основных разделов – микролингвистики (внутреннейлингвистики) и экстралингвистики (внешней o_s_t_S_t_r_i_лингвистики). Микролингвистика обращает внимание на внутреннюю сторону языка как системы – его звуковой, морфологический, словарный, синтаксический строй. Экстралингвистика изучает все разнообразие связей языка с обществом, мышлением, с собственно коммуникативной стороной языка, эмоциональной, эстетической и другими его аспектами.
Внутренняя лингвистика стремится изучать язык как самостоятельное явление на фундаменте собственно лингвистических факторов с использованием преимущественно внутриязыковых понятий, категорий, терминов. Однако обойтись без обращения к внеязыковым и внелингвистическим факторам невозможно при изучении большинства тем внутренней лингвистики, в частности таких, как лексикология, семасиология, стилистика, развитие языка и др., но все эти факторы выполняют вторичную, вспомогательную роль и указаны для того, чтобы наиболее полно осветить все особенности того или иного языкового явления, которое почти всегда имеет прямое или косвенное отношение одновременно к разнообразным внешним реалиям.
Однако и внутренняя лингвистика, несмотря на то, что она характеризуется единством объекта своего исследования и не расщепляется на ряд различных наук, является крайне разветвленной дисциплиной, где выделяется большое количество в значительной мере самостоятельных научных объектов, каждому из которых посвящена, как правило, отдельная языковедческая дисциплина или раздел. Обычно чем глубже исследован предмет, тем больше разделов выделяется в той дисциплине, нау-
ке, которая им занимается. Внутренней лингвистике логически противопоставляется внешняя.
Все проблемы и вопросы, возникающие при взаимодействии языкознания с другими дисциплинами, относятся к компетенции внешней лингвистики, где сотрудничают представители различных наук и где под одним названием обобщенно обилие научных направлений, что видно даже из перечня дисциплин (психо-, социо-, этнолингвистика, паралингвистика, математическая лингвистика, лингво-культурология и др.). Кроме внешней и внутренней лингвистики, выделяют языкознание
общее и частное, теоретическое и прикладное, синхроническое (описательное) и диахроническое (историческое), сопоставительное и типологическое.
Общее языкознание изучает универсальные особенности и закономерности языка, т.е. характерные для всех или большинства языков мира. К важнейшим проблемам общего языкознания относятся: природа и сущность языка, язык и мышление, язык и речь, язык и общество, язык и культура, строение языка, законы развития и функционирования языка, возникновение и развитие письма, происхождение языка, классификация языков, методы исследования языка и т. д.
Частное языкознание изучает конкретные языки (например, белорусский, русский, немецкий, японский), их историю, современное со-стояние, диалекты, литературный язык и т. д., или группу родственных языков (славянскую, романскую, германскую, балтийскую, индийскую и
т.д.). Языки отличаются структурой, степенью нормированности, лексическим богатством, стилистической дифференциацией и др.
Теоретическое языкознание рассматривает те же проблемы, что и общее, однако, в отличие от него, обычно ориентируется на один язык (например: теоретическая фонетика немецкого языка, теоретическая лексикология русского языка, теоретическая грамматика английского язы-
ка).
Прикладное (практическое) языкознание занимается ソвопросами использования языковедческой теории на практике: при создании словарей, алфавитов для бесписьменных народов, для усовершенствования правописания, унификации терминологии, повышения культуры речи, в
обучении родному и неродному языкам, при переводе с одного языка на другой, при автоматической обработке текстов, при компьютеризации обучения и др. По отношению к оси времени лингвистика делится на синхроническую, диахроническую, типологическую.
Синхроническая лингвистика допускает изучение системной организации языка в единстве двух аспектов – аналитического (внутреннее устройство) и динамического (закономерности функционирования). Синхрония – эта одна точка на оси времени, т.е. состояние языка на определенном этапе его функционирования как системы одновременно существующих элементов, например, современный русский язык. В зависимости от объема языкового материала синхроническую лингвистику можно разделить на собственно описательную, изучающую систему одного языка, и сопоставительную (контрастивную), имеющую дело с системным сопоставлением строя двух или больше языков независимо от наличия или отсутствия генетических связей меж-
ду ними.
Диахроническая лингвистика изучает развитие языковой системы во времени. Диахрония – это минимум две генетически связанные точки на оси времени, минимум два синхронных среза языка, например, строй современного русского языка в сравнении со строем древнерусского языка эпохи Киевской Руси.
Типологическая лингвистика изучает структурные и функциональные свойства языков независимо от характера генетических отношений между ними и безотносительно к оси времени. Этот аспект называется панхроническим, что определяет рассмотрение лингвистических явлений как общих (универсальных), вневременных, т.е. как присущих человеческому языку вообще. Типологическое языкознание устанавливает языковые универсалии, т.е. положения, которые присущи всем языкам мира (
К абсолютным универсалиям относятся, например, следующие:
1) Во всех языках мира существуют гласные и смычные согласные (соотношения их могут быть различными).
2) В каждом языке речевой поток делится на слоги, среди которых обязательно встречается структура «согласный + гласный».
3) Во всех языках мира есть имена собственные и местоимения.
4) В грамматической системе любого языка отличаются имя и глагол.
5) В каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды человека.
6) Если в языке есть категория падежа, то в нем есть и категория числа.
7) Если в языке есть противопоставление по роду у существительных, то оно есть и у местоимений.
Из числа статистических универсалий можно привести такие:
1) В большинстве языков мира существует не менее двух различных гласных звуков (исключение составляет только язык аранта в Австралии, имеющий один гласный).
2) В большинстве языков мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австронезийских языков – яванский, в котором местоимения единственного и множественного числа не отличаются).
Лекция 1 . Языкознание как наука. План 1.Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания. 2.Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. 3. Проблемы языкознания. 4. Место языкознания в ряду других наук.
Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.
Общество не может жить, не пользуясь языком, этим одной стороны деятельности людей, в которой не приме нялся бы язык для выражения мыслей, чувств и настрое ний, для достижения взаимопонимания между людьми. И нет ничего удивительного в том, что люди с течением гает, но и сложностью ее внутреннего состава. Языко- знание включает в себя большой ряд отдельных наук, изучающих различные стороны разных языков. Несколь- ко наук изучают русский язык: фонетика, или наука о звуковой стороне языка, лексикология, или наука о словарном составе языка, грамматика — наука, изучающая способы и средства построения слов и предложений, диалектология — наука о мест- ных говорах русского языка (диалектах) и т. д. Подобном же образом расчленена внутренне наука о китайском, английском и многих других языках. Таким образом, предметом изучения являются структурные компоненты системы языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй).
Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изу- Частное языковедение занимается отдельным языком (рус- Общими особенностями человеческого языка занимается общее Абсолютными универсалиями являются, например, следующие Одной из важных задач общего языковедения является научное Прикладное языковедение также решает и частные задачи, Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, Проблемы языкознания. Какие важнейшие вопросы решает эта наука? Прежде всего, она устанавливает, какова природа Одновременно общее языкознание решает и второй Таким образом, первая проблема общего языкозна- Вторая, наиболее обширная, проблема предполагает Третья проблема общего языкознания ставит перед Четвертая проблема этой науки охватывает многие И связи с четвертой находится пятая, несколько обо- Шестую проблему можно назвать проблемой класси- Наконец, седьмую проблему общего языкознания мы
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
Грамматика как раздел языкознания
Как мы знаем, лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка. Тип языка определяет грамматика как наиболее устойчивая его часть. (!!)
— грамматика на уровне общей лингвистики не изучается в узко – прикладном смысле, в данном случае мы будем изучать грамматику как узкую абстрактную модель, которая организует языковой материал в языке.
— очень часто грамматика – логика мышления, но грамматика не всегда логична.
— хотя есть некие универсальные грамматические закономерности, грамматические различия в разных языках.
Для того, чтобы выразить смысл, надо не только разобраться в семантике слов, но и понять, в какие связи Нои вступают между собой в процессе мысли (в какую форму мы облекаем мысль.)
Грамматика (греч. – письменное искусство) – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка; сам грамматический строй языка.
Грамматический строй языка – это принципы и правила построения слов и предложений и сами единицы, из которых строятся слова и предложения; грамматические значения и как они формально выражаются в данном языке.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
Любое слово в языке соотносится не с отдельной, индивидуальной вещью, а с целым классом вещей, что обязательно предполагает абстрагирование от отдельного и индивидуального. Такова лексическая абстракция. Не следует думать, что грамматическая абстракция – это лишь «усиленная» лексическая абстракция, что это лишь количественное изменение того же самого.
Грамматическая абстракция качественно отличается от лексической, и поэтому явления лексики конкретны по сравнению с абстрактными фактами грамматики.
При наличии обязательной абстракции слово всегда связано с конкретностью, что и составляет лексическое значение слова, его лексическую индивидуальность. Для лексики топор и стол – разные слова с разным значением, и это лексически самое важное.
Для грамматики же, лишенной конкретности, топор и стол то же самое, так как грамматика имеет дело не с конкретными словами, а с их каркасами – лексемами. Грамматика у данных слов (топор и стол) одинакова, и ее можно показать следующей схемой:
единственное число множественное число
Им.п. — — ы
Род.п. – а — ов
Дат.п. – у — ам
Вин.п. — — ы
Твор.п. – ом — ами
Предл.п. – е — ах
Так же и для составления предложения грамматика абстрагируется от конкретных лексических значений слов; поэтому в одинаково построенном предложении мы можем заменить, судя по заданию высказывания, одно слово другим, не меняя ничего более в данном предложении, например: Я вижу этот большой шкаф (стол, дуб, топор, вокзал).
Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких – либо конкретных слов, а как отношения лексем, т. е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретности. Тем самым грамматическая абстракция – качественно особая абстракция, а не та, что лексическая.
Грамматически и лексемы, и их серии, и группы (организованные по тому или иному признаку) образуют те или иные модели в языке.
Модели:
1) словообразовательные( производные существительные с суффиксами –ец, -ник, -чик; -ание, -ение у существительных действия)
— словоизменительные(модели склонения, спряжения и др.)
2) продуктивные: модели не только охватывают очень большое количество лексического материала, но и служат образцом для любых новообразований (образование различных частей речи от заимствованных, искусственных и вообще новых слов), а также способны языковые факты, функционирующие по непродуктивным моделям, переводить под свой образец.
— непродуктивные: модели, которые не могут быть образцом для новых словообразований.
Грамматика: морфология и синтаксис.
4 кита (основные понятия грамматики):
— ГЗ – грамматическое значение
— ГФ– грамматическая форма
— ГС– грамматические способы (средства)
— ГК– грамматические категории
В билете про грамматику Ирисханова О. К. говорила рассказать про грамматику и синтаксис. Ну-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у, хотя бы затронуть. Это будет все в последующих вопросах.