Все разделы языкознания – Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Языкознание как наука. Разделы языкознания — Мегаобучалка

Языкознание, или лингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще и языках мира как его представителей. Основной объект лингвистики – естественный язык человека.

Предмет – закономерности устройства, функционирования, развития языков и способы их изучения. Эти закономерности могут быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Помимо частных закономерностей в каждом языке мира могут быть выявлены некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков мира. Детальнее предмет лингвистики замечается в основных проблемах (задачах)языкознания:

1) природа и сущность языка;

2) внутреннее устройство языка;

3) происхождение и развитие языка;

4) происхождения и развития письма;

5) классификации языков;

6) методы и методики лингвистического исследования;

7) прикладная лингвистики и связь языкознания с другими науками;

8) структура (строение) языкознания.

Современное строение лингвистики как науки можно представить в виде следующей обобщенной схемы. Языкознание (макролингвистика) состоит из двух основных разделов – микролингвистики (внутреннейлингвистики) и экстралингвистики (внешней o_s_t_S_t_r_i_лингвистики). Микролингвистика обращает внимание на внутреннюю сторону языка как системы – его звуковой, морфологический, словарный, синтаксический строй. Экстралингвистика изучает все разнообразие связей языка с обществом, мышлением, с собственно коммуникативной стороной языка, эмоциональной, эстетической и другими его аспектами.

Внутренняя лингвистика стремится изучать язык как самостоятельное явление на фундаменте собственно лингвистических факторов с использованием преимущественно внутриязыковых понятий, категорий, терминов. Однако обойтись без обращения к внеязыковым и внелингвистическим факторам невозможно при изучении большинства тем внутренней лингвистики, в частности таких, как лексикология, семасиология, стилистика, развитие языка и др., но все эти факторы выполняют вторичную, вспомогательную роль и указаны для того, чтобы наиболее полно осветить все особенности того или иного языкового явления, которое почти всегда имеет прямое или косвенное отношение одновременно к разнообразным внешним реалиям.



Однако и внутренняя лингвистика, несмотря на то, что она характеризуется единством объекта своего исследования и не расщепляется на ряд различных наук, является крайне разветвленной дисциплиной, где выделяется большое количество в значительной мере самостоятельных научных объектов, каждому из которых посвящена, как правило, отдельная языковедческая дисциплина или раздел. Обычно чем глубже исследован предмет, тем больше разделов выделяется в той дисциплине, нау-

ке, которая им занимается. Внутренней лингвистике логически противопоставляется внешняя.

Все проблемы и вопросы, возникающие при взаимодействии языкознания с другими дисциплинами, относятся к компетенции внешней лингвистики, где сотрудничают представители различных наук и где под одним названием обобщенно обилие научных направлений, что видно даже из перечня дисциплин (психо-, социо-, этнолингвистика, паралингвистика, математическая лингвистика, лингво-культурология и др.). Кроме внешней и внутренней лингвистики, выделяют языкознание

общее и частное, теоретическое и прикладное, синхроническое (описательное) и диахроническое (историческое), сопоставительное и типологическое.

Общее языкознание изучает универсальные особенности и закономерности языка, т.е. характерные для всех или большинства языков мира. К важнейшим проблемам общего языкознания относятся: природа и сущность языка, язык и мышление, язык и речь, язык и общество, язык и культура, строение языка, законы развития и функционирования языка, возникновение и развитие письма, происхождение языка, классификация языков, методы исследования языка и т. д.

Частное языкознание изучает конкретные языки (например, белорусский, русский, немецкий, японский), их историю, современное со-стояние, диалекты, литературный язык и т. д., или группу родственных языков (славянскую, романскую, германскую, балтийскую, индийскую и

т.д.). Языки отличаются структурой, степенью нормированности, лексическим богатством, стилистической дифференциацией и др.

Теоретическое языкознание рассматривает те же проблемы, что и общее, однако, в отличие от него, обычно ориентируется на один язык (например: теоретическая фонетика немецкого языка, теоретическая лексикология русского языка, теоретическая грамматика английского язы-

ка).

Прикладное (практическое) языкознание занимается ソвопросами использования языковедческой теории на практике: при создании словарей, алфавитов для бесписьменных народов, для усовершенствования правописания, унификации терминологии, повышения культуры речи, в

обучении родному и неродному языкам, при переводе с одного языка на другой, при автоматической обработке текстов, при компьютеризации обучения и др. По отношению к оси времени лингвистика делится на синхроническую, диахроническую, типологическую.

Синхроническая лингвистика допускает изучение системной организации языка в единстве двух аспектов – аналитического (внутреннее устройство) и динамического (закономерности функционирования). Синхрония – эта одна точка на оси времени, т.е. состояние языка на определенном этапе его функционирования как системы одновременно существующих элементов, например, современный русский язык. В зависимости от объема языкового материала синхроническую лингвистику можно разделить на собственно описательную, изучающую систему одного языка, и

сопоставительную (контрастивную), имеющую дело с системным сопоставлением строя двух или больше языков независимо от наличия или отсутствия генетических связей меж-

ду ними.

Диахроническая лингвистика изучает развитие языковой системы во времени. Диахрония – это минимум две генетически связанные точки на оси времени, минимум два синхронных среза языка, например, строй современного русского языка в сравнении со строем древнерусского языка эпохи Киевской Руси.

Типологическая лингвистика изучает структурные и функциональные свойства языков независимо от характера генетических отношений между ними и безотносительно к оси времени. Этот аспект называется панхроническим, что определяет рассмотрение лингвистических явлений как общих (универсальных), вневременных, т.е. как присущих человеческому языку вообще. Типологическое языкознание устанавливает языковые универсалии, т.е. положения, которые присущи всем языкам мира (

абсолютные универсалии) или для их значительного большинства (статистические универсалии).

К абсолютным универсалиям относятся, например, следующие:

1) Во всех языках мира существуют гласные и смычные согласные (соотношения их могут быть различными).

2) В каждом языке речевой поток делится на слоги, среди которых обязательно встречается структура «согласный + гласный».

3) Во всех языках мира есть имена собственные и местоимения.

4) В грамматической системе любого языка отличаются имя и глагол.

5) В каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды человека.

6) Если в языке есть категория падежа, то в нем есть и категория числа.

7) Если в языке есть противопоставление по роду у существительных, то оно есть и у местоимений.

Из числа статистических универсалий можно привести такие:

1) В большинстве языков мира существует не менее двух различных гласных звуков (исключение составляет только язык аранта в Австралии, имеющий один гласный).

2) В большинстве языков мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австронезийских языков – яванский, в котором местоимения единственного и множественного числа не отличаются).

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Лекция 1 . Языкознание как наука.

План

1.Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.

2.Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

3. Проблемы языкознания.

4. Место языкознания в ряду других наук.

 

Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.

 

Общество не может жить, не пользуясь языком, этим

важнейшим средством человеческого общения. Нет ни
одной стороны деятельности людей, в которой не приме
нялся бы язык для выражения мыслей, чувств и настрое
ний, для достижения взаимопонимания между людьми.

И нет ничего удивительного в том, что люди с течением
времени заинтересовались своим постоянным спутником-
языком и создали науку о нем. Эта наука называется
теперь языкознанием, или лингвистикой
(от латинского слова lingua — язык). Знание основных
сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому чело
веку, оно просто необходимо для тех, чья профессия свя
зана с преподаванием или исследованием языка; оно
необходимо и тем людям, которым приходится применять
слово, речь как орудие профессиональное (учителям,
пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям
и т. д.). Ознакомиться даже с основными идеями современ-
ного языкознания — задача не легкая. Это объясняется

но только обилием сведений, которыми наука распола-
гает, но и сложностью ее внутреннего состава. Языко-
знание включает в себя большой ряд отдельных наук,
изучающих различные стороны разных языков. Несколь-
ко наук изучают русский язык: фонетика, или наука
о звуковой стороне языка
, лексикология, или
наука о словарном составе языка, грамматика
наука, изучающая способы и средства построения слов
и предложений
, диалектология — наука о мест-
ных говорах русского языка (диалектах) и т. д. Подобном
же образом расчленена внутренне наука о китайском,
английском и многих других языках.

Таким образом, предметом изучения являются структурные компоненты системы языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй).

 

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изу-
чающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо суще-
ствовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человече-
ский язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи
с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную
и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и при-
кладного характера. Внутри теоретического языковедения условно
различают частное и общее.

Частное языковедение занимается отдельным языком (рус-
ским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных язы-
ков
(скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим,
описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще
всего — факты современного языка), либо диахроническим (исто-
рическим), прослеживающим развитие языка на протяжении опреде-
ленного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем срав-
нения родственных языков их историческое прошлое.

Общими особенностями человеческого языка занимается общее
языковедение
. Оно исследует сущность и природу языка, проблему
его происхождения и общие законы его развития и функционирования,
оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках
общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осу-
ществляющее сопоставление между собой как родственных, так и
неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение
общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое
языковедение выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а-
л и и, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсо-
лютные универсалии) или для значительного большинства языков
(статистические универсалии).

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие
утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные
звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех язы-
ках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует разли-
чие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует разли-
чие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех
языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения:
древний и современный яванский).

Одной из важных задач общего языковедения является научное
определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких,
например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложе-
ние», «имя собственное» и т. п.

Прикладное языковедение также решает и частные задачи,
касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые
к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма;
обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание
систем автоматического перевода, автоматического поиска, анноти-
рования и реферирования информации, создание систем, обеспечиваю-
щих общение человека с машиной на естественном языке.

Для филолога языковедение является одной из важнейших наук,
наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специа-
листа в своей области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный,
элементарный курс общего языковедения,
дающий первые сведения
о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах
языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься
ни одним языком.

Проблемы языкознания.

Какие важнейшие вопросы решает эта наука?

Прежде всего, она устанавливает, какова природа
языка
, т. е. принадлежит ли язык к числу общественных
явлений, или он, может быть, явление биологическое?
Может быть, язык следует отнести к числу проявлений
жизни психической?

Одновременно общее языкознание решает и второй
важнейший вопрос — о сущности языка, т. е. о том ко-
ренном, решающем отличии, которое выделяет язык среди
других явлений жизни.

Таким образом, первая проблема общего языкозна-
ния — это проблема природы и сущности языка, включаю-
щая в нашей лингвистике в качестве важнейших вопросы
об отношении языка к обществу и мышлению.

Вторая, наиболее обширная, проблема предполагает
исследование большого круга вопросов, связанных с по-
ниманием структуры, т. е. строения языка: какими глав-
ными сторонами располагает язык, что собою представ-
ляет звуковая сторона языка, из каких составных частей
и единиц она построена, что такое звуки речи? Что такое
лексика, или словарный состав языка, как он построен,
что называется словом? Что такое грамматический строй
языка
, какими частями и явлениями он располагает, что та-
кое части речи, члены предложения и предложение? И т.д.

Третья проблема общего языкознания ставит перед
учеными вопросы, связанные с пониманием системы язы-
ка
, т. е. тех многочисленных и разнообразных связей и
отношений, притяжений и отталкиваний, которыми со-
ставные части и элементы языковой структуры объединены
в строгое целое. Язык — это не набор разрозненно су-
ществующих звуков, слов, интонаций, предложений,
частей речи и т. п. Язык — это строжайше организован-
ная система
, закономерно согласованное единство сторон,
частей и единиц, где каждая отдельная сторона, часть
или единица связана со многими другими сторонами,
частями и единицами
. Эту строгую систему, это внутрен-
нее, закономерное единство языка и должно понять общее
языкознание.

Четвертая проблема этой науки охватывает многие
большие и малые вопросы развития языка в связи с раз-
витием человеческого коллектива
. Как, по каким направ-
лениям и в зависимости от чего изменяется язык в целом?
Каковы главные линии и причины изменения звуковой
стороны языка, его лексики и грамматики? Что такое
внутренние законы языкового развития и насколько они
независимы от внешних влияний на язык? Что собою
представляют основные формы существования и развития
каждого языка — общенародная разговорная речь, мест-
ные говоры (диалекты)
и так называемый литературный
язык
? Каковы главные этапы, пройденные человеческим
языком со времени его возникновения? Наконец, как,
когда, в каких условиях возникла человеческая речь,
началось развитие языков?

И связи с четвертой находится пятая, несколько обо-
собленная проблема — возникновение и развитие письма.
Известно, что современное человечество располагает не-
сколькими различными видами письма. Как эти виды
возникли? Что каждый из них собою представляет? В чем
вообще сущность письма в его отношении к живой звуча-
щей речи? Какие алфавиты известны человечеству и как
они складывались? Что такое графика в ее отношении
к звукам человеческой речи? Что такое орфография и
каковы ее принципы? И т. д.

Шестую проблему можно назвать проблемой класси-
фикации, или типологии, языков. Население земного
шара пользуется в настоящее время более чем двумя
тысячами языков. Некоторые из этих языков очень близки
друг другу (например: русский, украинский, белорус-
ский), их сходство, их «родство» бросается в глаза; другие
языки как будто вообще ничего сходного не имеют, ка-
жутся совершенно чуждыми друг другу (например: ки-
тайский, узбекский и английский) — так ли это? Вообще,
могут ли быть языки объединены в какие-то группы,
классы, разряды по общим признакам, объективно им
принадлежащим? Если могут, то как же будет выглядеть
эта классификация языков, и одна ли классификация
возможна? И если не одна, то сколько же, и в чем значе-
ние различных классификаций?

Наконец, седьмую проблему общего языкознания мы
сможем представить себе, вспомнив, что каждая наука,
исследуя свой предмет, или объект, применяет определен-
ные исследовательские приемы, которые называются ме-
тодами,
или методиками, науки. Например, широко
применяется метод эксперимента (в естественных науках),
метод подстановки равновеликих величин (в математи-
ческих науках), сравнительный метод (в различных об-
ластях науки) и т. д. Языкознание также выработало
свои исследовательские приемы, свои научные методы
(сравнительно-исторический, описательный, сопостави-
тельный, экспериментальный, количественный
, сплошной выборки, ступенчатой идентификации слова и др.).
Общее языкознание стремится теоретически понять сущ-
ность каждого метода и определить границы его наиболее
разумного применения. Эти семь проблем не ограничивают, конечно,
весь круг проблем и вопросов, исследуемых общим языкознанием

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Грамматика как раздел языкознания

Как мы знаем, лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка. Тип языка определяет грамматика как наиболее устойчивая его часть. (!!)

— грамматика на уровне общей лингвистики не изучается в узко – прикладном смысле, в данном случае мы будем изучать грамматику как узкую абстрактную модель, которая организует языковой материал в языке.

— очень часто грамматика – логика мышления, но грамматика не всегда логична.

— хотя есть некие универсальные грамматические закономерности, грамматические различия в разных языках.

Для того, чтобы выразить смысл, надо не только разобраться в семантике слов, но и понять, в какие связи Нои вступают между собой в процессе мысли (в какую форму мы облекаем мысль.)

Грамматика (греч. – письменное искусство) – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка; сам грамматический строй языка.

Грамматический строй языка – это принципы и правила построения слов и предложений и сами единицы, из которых строятся слова и предложения; грамматические значения и как они формально выражаются в данном языке.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ

Любое слово в языке соотносится не с отдельной, индивидуальной вещью, а с целым классом вещей, что обязательно предполагает абстрагирование от отдельного и индивидуального. Такова лексическая абстракция. Не следует думать, что грамматическая абстракция – это лишь «усиленная» лексическая абстракция, что это лишь количественное изменение того же самого.

Грамматическая абстракция качественно отличается от лексической, и поэтому явления лексики конкретны по сравнению с абстрактными фактами грамматики.

При наличии обязательной абстракции слово всегда связано с конкретностью, что и составляет лексическое значение слова, его лексическую индивидуальность. Для лексики топор и стол – разные слова с разным значением, и это лексически самое важное.

Для грамматики же, лишенной конкретности, топор и стол то же самое, так как грамматика имеет дело не с конкретными словами, а с их каркасами – лексемами. Грамматика у данных слов (топор и стол) одинакова, и ее можно показать следующей схемой:

единственное число множественное число

Им.п. — — ы

Род.п. – а — ов

Дат.п. – у — ам

Вин.п. — — ы

Твор.п. – ом — ами

Предл.п. – е — ах

Так же и для составления предложения грамматика абстрагируется от конкретных лексических значений слов; поэтому в одинаково построенном предложении мы можем заменить, судя по заданию высказывания, одно слово другим, не меняя ничего более в данном предложении, например: Я вижу этот большой шкаф (стол, дуб, топор, вокзал).

Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких – либо конкретных слов, а как отношения лексем, т. е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретности. Тем самым грамматическая абстракция – качественно особая абстракция, а не та, что лексическая.

Грамматически и лексемы, и их серии, и группы (организованные по тому или иному признаку) образуют те или иные модели в языке.

Модели:

1) словообразовательные( производные существительные с суффиксами –ец, -ник, -чик; -ание, -ение у существительных действия)

словоизменительные(модели склонения, спряжения и др.)

2) продуктивные: модели не только охватывают очень большое количество лексического материала, но и служат образцом для любых новообразований (образование различных частей речи от заимствованных, искусственных и вообще новых слов), а также способны языковые факты, функционирующие по непродуктивным моделям, переводить под свой образец.

непродуктивные: модели, которые не могут быть образцом для новых словообразований.

Грамматика: морфология и синтаксис.

4 кита (основные понятия грамматики):

ГЗ – грамматическое значение

ГФ– грамматическая форма

ГС– грамматические способы (средства)

ГК– грамматические категории

В билете про грамматику Ирисханова О. К. говорила рассказать про грамматику и синтаксис. Ну-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у, хотя бы затронуть. Это будет все в последующих вопросах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *