Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»
Конспект урока
русского языка в 6 классе по теме
«Текст. Способы и средства
связи предложений в тексте»
Тема урока: Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;
совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.
Форма урока: комбинированный
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.
3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в паре.
6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
Оборудование:
карточки, схемы, презентация Power Point.Структура урока:
Организация начала урока.
Объяснение нового материала
Беседа:
Словарная работа:
Составление схемы «Признаки текста».
Работа с учебником
Работа по карточкам
Синтаксический разбор предложения.
Физминутка
Работа в парах.
Составление схемы «Средства связи предложений в тексте».
Практическая работа
Самостоятельная работа
Итог урока
Ход урока.
Организация начала урока. Психологический настрой.
— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
— Тема урока: «Текст. Средства связи предложений в тексте». ( слайд №1)
— Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.
— Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.
— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.( слайд №2)
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
— Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)
Объяснение нового материала
1. Беседа:
— Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
— Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.
-Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение») (слайд №3)
— Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
— Как вы думаете, что общего между этими предметами?
( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)
— Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.
— Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
— Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
ТЕКСТ — всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд №4 ):
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.
2. Словарная работа:
— Выделим корень, что обозначают эти слова?
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
— Составьте предложение с любым из этих слов.
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
-Можно ли считать предложение текстом?
-Чем отличается предложение от текста?
(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)
— Любая ли группа предложений будет текстом?
(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)
3. Составление схемы «Признаки текста».
Учитель:
— Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.
На доске появляется кластер «Признаки текста»
Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:
Единство темы
Наличие главной мысли (идеи)
Относительная законченность
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
Логическая связь частей
— Сделайте вывод. Что такое текст?
Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
4. Работа с учебником, упр. 193.
— Пока мы будем выполнять упражнение, 2 ученика будут работать по карточкам (Приложение №1)
-Давайте докажем, что перед нами текст
В ходе обсуждения особенностей текста упр. 193 подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания (задание 1)( слайд№5) «Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему – «Язык орнамента» и выражают мысль о том, что в орнаменте отражаются представления древних людей об устройстве Вселенной. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны по смыслу и грамматически (параллельной и цепной связью с помощью форм слова, местоимений). Тема текста раскрывается логично и последовательно: в первой части автор выражает основную мысль текста и поясняет её, во второй части иллюстрирует эту мысль, используя развёрнутое описание, в третьей части подводит итог сказанному».
Проверяем работу по карточкам
5. Работа по карточкам: (слайд № 6)
Карточка 1
Слушаем ответы учащихся:
( — в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
— во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
— в третьем варианте текст.)
Карточка 2
(слайд № 7)
Вопросы для беседы:
— Что из предложенных примеров является текстом? Почему?
Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”
Карточка 3 (слайд № 8)
Задание
Запись текста в тетради.
— Докажите, что перед вами текст.
— Давайте запишем второе предложение и сделаем его синтаксический разбор.
6. Синтаксический разбор предложения.
Над соседним лесом показался краешек солнца.(Повест., невоскл., простое, распростр.)
7. Физминутка
8. Работа в парах.
Учитель
-Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.
— Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.
— Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.
9.Составление схемы.
Появляется на доске кластер «Средства связи предложений в тексте».
Выполнение задания №1. (раздаточный материал) Приложение№2
Задание 1
Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .
Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,
Весна, со двора, гонит, И.
Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.
Строки, которые получились (слайд № 9):
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ф. И. Тютчев
Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.
— Определить тему стихотворения и его основную мысль.
И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль — показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.
— Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?
(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)
— Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?
-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их.
Схема на слайде (слайд 10)
Определите способ связи предложений в тексте.
Это параллельная связь.
Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.
— Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.
Практическая работа
Задание 2.
1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.
2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.
В первом тексте три предложения. (слайд № 11)
(2) (3)
Связь – цепная.
Во втором тексте 4 предложения. (слайд № 12)
(2)
(3) (4) Связь – параллельная.
ӀV. Самостоятельная работа ( приложение 3)
(5-7 мин.)
V. Итог урока
— Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
— Назовите признаки текста.
— Какие способы связи знаете?
— Какие способы связи знаете?
Выставление оценок.
Рефлексия: (2 мин)
-Чем запомнился урок?
— Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?
Каким выражением можно оценить работу на уроке:
корень учения горек, да плод его сладок
глаза боятся, а руки делают
(слайд № 13)
Домашнее задание: (слайд № 14)
1. повторить теоретический материал по теме “текст”.
2. выполнить упражнения:
“3” — упр. 221; “4” — упр. 224; “5” — упр. 223.
infourok.ru
Типы речи. Лексические средства связи предложений в тексте. 6-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- определить тип речи разных текстов,
- познакомить учащихся с лексическими средствами связи предложений в тексте,
- формировать умение редактировать текст, создавать образные высказывания.
Оборудование:
- учебник по развитию связной речи «Русская речь» Никитина 5-7 классы.
- Презентация
- Тексты для развития речи
- Речевые клеше
Ход урока
1. Орг. момент. Настроились на рабочую волну. Закрыли глазки и представили Страну Литературию, а в ней — любимые литературные герои, великолепные стихи русских поэтов.
Пробуждайтесь!
2. «С добрым утром!» Чтение стихотворения С.Есенина ученицей
Учитель: Удивительные строки С.Есенина «пересыпаны» эпитетами, олицетворениями, метафорами.
Вопрос: Какой художественный стиль использован в тексте?
Определение цели текстов художественного стиля.
3. Работа групповая. Представлены тексты. Определить тип речи, стиль, художественные средства выразительности.
1 группа «Рыбная ловля»
Я спустился с обрыва к реке и тут же, не сходя с места, поймал четыре крупные форели. Поймал подряд всех четырёх, и клевать сразу перестало. Тогда я поднялся и положил форель на траву возле костра. Она блестела влажными боками, вздрагивала на верёвке, продетой сквози жабры.
На чешуйках горели разнообразные точки - голубые, красные, чёрные: Живые цветы. Рыба цветов. Ю.Коринц
Задания.
1. Прочитать выразительно текст.
2. Найти в тексте используемые средства художественной выразительности
3. Найти глаголы и определить их время и вид.
4. Определить тип, стиль речи.
2 группа «Радостное деревце — рябина»
Есть что-то весёлое, радостное в этом деревце, которое всегда и всем улыбается.
Ствол рябины чистый и гладкий, покрыт тонкой блестящей корой. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса, поют, заливаются на опушках и на берегах рек звонкоголосые соловьи. Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод.
Ягоды лесной рябины жёсткие и невкусные. Летом их не клюют птицы и не трогают люди. Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют, и горит костёр листьев, манит к себе (И.Соколов-Микитов)
Задания.
1. Определить тип, стиль речи.
2. Опорные(ключевые) слова, раскрывающие признаки рябины.
3. Найти глаголы в тексте и определить их время и вид.
4. Найти в тексте средства художественной выразительности
3 группа. «Цирк и циркуль»
Почему циркуль называется циркулем и почему цирк называется цирком?…Что роднит оба эти слова?
Я рассудил так: главное в цирке — это арена. А арена какая? Круглая. Правильной круглой формы. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит -именно круг — как раз то, что роднит циркуль и цирк.
Вот задача наполовину решена. А когда я прочёл в словаре, что оба слова — циркуль и цирк - произошли от одного же латинского слова «циркулюс», что значит круг, окружность, то мне стало совсем ясно, почему циркуль называется циркулем, а цирк — цирком.
Задания:
1. Определить тип речи.
2. Какие элементы можно в нём выделить?
3. Назовите опорные слова, раскрывающие основную мысль.
4. Работа по слайдам.1-12
Новый материал по учебнику Разумовской М.М., 6 класс, комплексный лингвистический анализ текста
Подведение итога урока
Речевые клише для организации связного высказывания по типам речи
Тип речи | Образец рассуждения — доказательства |
Описание | — Я считаю, что это высказывание (текст)
является описанием, так как здесь даны
одновременные признаки предмета. Содержание
текста можно передать на одном снимке. В тексте
употребляются глаголы несовершенного вида
настоящего времени, прошедшего времени. Вопрос- какой? |
Повествование | Я думаю, что это высказывание (текст)
является повествованием: в нём говорится о
нескольких действиях одного лица, которые
происходят одно за другим. Все действия нельзя
передать на одной фотографии, так как они
совершаются в разное время. Это последовательные
действия. Можно сделать несколько снимков. Это подчёркивают и глаголы, употреблённые в совершенном виде прошедшего времени,
|
Рассуждение | На мой взгляд, (по-моему), это
высказывание (текст) — рассуждение. В нём
объясняется причина тезиса, приводятся
аргументы (доводы, доказательства), примеры,
делается из сказанного вывод. Содержание
рассуждения нельзя сфотографировать. Вопрос - почему? |
urok.1sept.ru
примеры. Средства связи предложений в тексте, виды связи
Чтобы донести до окружающих или себя лично смысл того, что хочется сказать, люди используют текст, который может быть высказан в письменной или устной речи, вслух или мысленно. Обычно он состоит из нескольких связанных по смыслу и грамматически предложений. Русский текст по своей структуре может отличаться от изложения и построения предложений и фраз в других языках.
Понятие текста
Любой текст должен нести смысловую нагрузку и иметь четко прослеживаемую линию повествования. Тема текста – это то, о чем ведется речь. Он создается для передачи информации на любую выбранную тему, переданную в виде отдельных предложений, объединенных общим смысловым содержанием.
Каждое последующее предложение в тексте может содержать микротему, помогающую раскрыть общую тематику. В свою очередь последовательное изложение основной мысли раскрывает идею текста, то есть то, ради чего он создавался.
Тема и идея текста всегда взаимосвязаны и формируют содержание высказывания. Основная мысль может быть высказана в одном из предложений или звучать в заголовке. Чтобы текст был содержательным, существуют способы связи предложений.
Кроме этого, каждый текст имеет четкую структуру и признаки, определяющие его как лингвистическую единицу.
Признаки текста
Чтобы определить, является ли высказывание текстом, следует знать, что для него характерно:
- Во-первых, текст всегда информативен, поэтому, какие бы ни были типы связи предложений, каждое новое предложение служит раскрытию основной темы, а не повторением одного и того же.
- Во-вторых, связность, так как каждое последующее предложение связано по смыслу с предыдущими.
- В-третьих, цельность, которая создается единством темы и основной мысли в рамках раскрываемого содержания.
- В-четвертых, текст имеет завершенность, что происходит, когда основная мысль донесена до слушателя или читателя.
- В-пятых, текст всегда можно «расчленить» на меньшие части, например, абзацы.
- В-шестых, текст должен соотноситься с ситуацией, реальной или придуманной, которую может понять и осознать слушатель или читатель.
По этим признакам можно определить, являются ли предложения частью текста или никак не связаны друг с другом.
Строение текста
В произведении предложения связываются друг с другом с помощью:
- локальной связи, например, по абзацам;
- глобальной связи, которая заключается в восприятии смысла текста целиком;
- контактной связи, когда дополняющие друг друга предложения стоят рядом;
- дистантной связи, при которой компоненты речи разделены разъясняющими частями текста.
Еще одним показателем текста является его строение, в которое входит вступление, центральная часть и вывод (заключение).
Цепная связь предложений в тексте
Способы связи предложений делятся на лексический, морфологический, структурно-смысловой и синтаксический уровень. На структурно-смысловом уровне различают цепной и параллельный виды связи. Цепная связь между предложениями предполагает, что каждое последующее высказывание раскрывает смысл предыдущего. Происходит это с применением:
- лексического повтора;
- синонимов;
- замены слов.
Примеры средства связи предложений в тексте:
- Легенда гласила, что за высокой снежной горой находится прекрасный город изобилия и счастья. В том городе нет болезней и бедности, и каждого жителя ожидает вечная жизнь. Вечная жизнь без войны, без голода и старости заставляла смельчаков отправляться на поиски загадочного города. Предложения связаны с помощью лексического повтора, при котором основная мысль предыдущего высказывания раскрывается в следующем за ним.
- Я посмотрел новый фильм. Комедия была действительно смешная. В данном виде связи используются заменяющие друг друга синонимы: фильм – комедия.
- Я прочла интересную книгу. Она захватила мое сознание на ближайшие несколько дней. Предложения связаны с помощью замены слова книгу на местоимение она.
При замене слов чаще всего используются указательные и личные местоимения, местоименные наречия и союзные слова. Также часто применяются такие типы связи предложений, как словесный пропуск, например:
- Вечерело. На небе первые звезды. Независимо от пропуска слова, смысл текста понятен и означает, что при наступлении вечера на небе появляются первые звезды.
Параллельные связи
Параллельная связь предложений в тексте подразумевает, что они полностью самостоятельны и не являются дополнением друг другу. При подобной связи они либо противопоставляются, либо сопоставляются друг с другом, либо являются перечислением чего-либо.
Этому виду связи соответствует одинаковый порядок слов, а члены предложений имеют однотипные грамматические формы. Чаще всего параллельная связь предложений применяется авторами для обрисовки более точной картины происходящего через описание. Так как каждое из предложений в таком тексте самостоятельное, они расширяют «границы» события. Это может проявляться через различные приемы.
Примеры средства связи предложений в тексте:
- Вот послышался первый крик петуха. Вот посветлело небо на востоке. Вот на небе осталась только одна звезда. Вот и наступило утро нового дня. Одинаковое начало каждого предложения объединяет их в единый текст, передающий описание события – это анафорический параллелизм.
- На асфальт упали первые капли дождя. Прохожие стали доставать зонты. В данном примере параллельная связь предложений в тексте осуществляется объединением одним явлением – дождем – это логический вид связи.
- Машина выехала из гаража. На улице еще было пусто и тихо. Солнце только поднималось над городом. Однотипные предложения объединены с помощью их соположенности.
Параллельная связь предложений в тексте может сочетаться с цепной и образовывать параллельно-цепную последовательность.
Параллельно-цепная связь
Параллельно-цепной называется связь, когда оба эти вида применяются в одном тексте. При этом второе предложение связано с первым параллельной связью, а третье имеет отношение ко второму и связано с ним цепной связью.
Примеры средства связи предложений в тексте с помощью параллельно-цепного вида:
- Самым интересным был кабинет химии. Что могло находиться в пробирках и колбах на учительском столе? Что за портреты великих ученых и таблицы с непонятными значками висят на стене – все было ново для учеников, попавших сюда впервые. Второе и третье предложения связаны между собой цепной связью с помощью одинакового начала, тогда как первое и второе связаны логической параллельной связью.
- На улице резко похолодало. На градуснике ртуть опустилась за цифру ноль. Он показывал минусовую температуру, и это означало, что зима так просто сдаваться не собирается. Первое и второе предложения самостоятельные, и их объединяет одно явление – похолодание, тогда как третье предложение связано со вторым цепной связью с помощью замещения слов.
При таком виде связи идет более полное раскрытие описываемых событий или перечислений.
Лексическая связь предложений
При лексическом виде связи предложений русский текст перегружен повторением одних и тех же или однокоренных слов. Подобный стиль изложения текста свойственен официальному и деловому стилю, а в художественной литературе — описанию. Например:
- Жили-были дед и баба. Не было у деда с бабой детей.
- История – это наука о деятельности людей в прошлом. В прошлом, существовавшем до появления человека разумного, и до событий, происходивших вчера, все становится историей.
Также к лексической связи предложений относится замена слов синонимами или антонимами или их родовое взаимоотношение. Примеры средства связи предложений в тексте:
- На горизонте показалась крепость. Цитадель становилась все более грозной по мере приближения к ней. Замена с помощью синонимов.
- Одна из вытянутых спичек оказалась короткой. Другая – длинной. Используются антонимы.
Таким образом, предложения «цепляются» в тексте с помощью лексических связей.
Синтаксические средства связи
При этом виде связи предложения полностью идентичны в своем строении. Этот метод называется синтаксический параллелизм, например:
— Нужно быть лучшим. Нужно быть лучше себя вчерашнего.
Соположенность предложений (объединение их в единое целое при одинаковом типовом значении) используется при параллельной связи, например:
— Утки и лебеди плавали возле берега. В полной тишине проходило ожидание, когда очередной наблюдатель бросит куски хлеба в воды озера. Начинались суета и гвалт.
При синтаксической связи часто используются слова, скрепляющие предложения в едином тексте: таким образом, как говорилось выше и тому подобные.
Морфологические средства связи
При морфологических видах связи чаще всего используют:
- замену существительных на местоимения — В лесу много деревьев. По тому, какие преобладают, можно судить о его составе. Существительные заменяются местоимениями.
- глаголы одного времени и вида – Неожиданно налетел шквал ветра. Зонт вырвало из рук. Глаголы страдательного вида стоят в прошедшем времени.
- частицы и вводные слова – Он был неправ. Следовательно, друзья его не поддержали.
Морфологическая связь чаще всего применяется в художественных текстах описательного или повествовательного характера.
fb.ru