Характеристика и схема предложения – Синтаксический разбор предложения ℹ️ пример как сделать разбор простого и сложного предложения, порядок, образец схемы, правила, памятка 4 класс

План характеристики простого предложения

План характеристики простого предложения

1. По цели высказывания:

повествовательное, побудительное, вопросительное

2. По интонации:

восклицательное

невосклицательное

3. По количеству грамматических основ:

простое (1 основа)

сложное (более 2)

4. По наличию главных членов предложения:

односоставное (только один главный член)

двусоставное ( и подлежащее, и сказуемое)

5. По наличию второстепенных членов предложения:

распространённое

нераспространённое

6. Не осложнено или

осложнено (чем?)

однородными членами, обращением, вводным словом, обособленным членом

7. Схема

План характеристики простого предложения

1. По цели высказывания:

повествовательное, побудительное, вопросительное

2. По интонации:

восклицательное

невосклицательное

3. По количеству грамматических основ:

простое (1 основа)

сложное (более 2)

4. По наличию главных членов предложения:

односоставное (только один главный член)

двусоставное ( и подлежащее, и сказуемое)

5. По наличию второстепенных членов предложения:

распространённое

нераспространённое

6. Не осложнено или

осложнено

(чем?)

однородными членами, обращением, вводным словом, обособленным членом

7. Схема

Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Характеристика предложений

Виды предложения

Характеристика

Примеры

1) по цели высказывания

а)повествовательные

Содержат рассказ о чём-либо, сообщение, информацию для собеседника. В конце предложения ставится точка или восклицательный знак.

1)Мальчик прочитал интересную книгу.

2) Сегодня выпал первый снег.

3) Наконец-то наступила зима!

б) вопросительные

Содержат вопрос. В конце предложения ставится вопросительный знак.

1) Куда ведёт эта дорога?

2) Кто стучится в дверь ко мне?

3) Ты позвонишь мне сегодня вечером?

в) побудительные

Содержат побуждение (просьбу, приказ, совет, призыв). В конце предложения ставится точка или восклицательный знак.

  1. Дай мне, пожалуйста, эту книгу.
  2. Читайте внимательно!
  3. Берегите природу!

2) по эмоциональной окраске

а) восклицательные

б) невосклицательные

Выражают сильные чувства (эмоции) говорящего и его отношение к сообщению: радость, волнение, огорчение и т.п. В конце предложения ставится восклицательный знак или восклицательный и вопросительный знак.

В конце предложения ставится точка.

  1. Какая прекрасная погода!
  2. Как красив лес осенью!
  3. Разве вы не поняли меня?!

       1)   Все птицы улетели на юг.

3)по составу

(по количеству грамматических основ)

а) простые

б) сложные

Содержат одну грамматическую основу.

Состоят из двух или более грамматических основ (из двух или нескольких простых предложений).

  1. Наступила осень.
  2. Листья на деревьях уже пожелтели.
  3. Птицы улетели на юг.
  1. Наступила зима, и выпал снег.
  2. Море волновалось, и наша лодка качалась на волнах.

4) по характеру грамматической основы

(что входит в ее состав?)

а) двусоставные

б) односоставные

Грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого).

Грамматическая основа состоит из одного главного члена (или подлежащего, или сказуемого)

  1. Над рекой повис туман.
  2. Выпал первый снег.
  3. Ребята купаются в речке.
  1. На улице темнеет.
  2. Люблю грозу в начале мая.
  3. Лютый холод.
  1. по наличию второстепенных членов

(есть ли в предложении определение, дополнение, обстоятельство?)

а) распространённые

б) нераспространённые

Кроме главных членов, есть и второстепенные члены предложения (хотя бы один).

Состоят только из главных членов предложения.

  1. Осенью птицы большими стаями улетают на юг.
  2. Ученики поют любимые песни.
  1. Дети танцуют и поют.
  2. Тишина.
  3. Выпал снег.
  1.  По наличию осложнений

а) осложнённое

б) неосложнённое

Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами;

2) обособленными членами;

3) обращениями;

4) вводными словами и предложениями;
5) вставными конструкциями.

Предложение ничем не осложнено. В нём нет ни однородных, ни обособленных членов предложения, ни вводных слов и конструкций, ни обращений.

1) На дорогах, в оврагах весело журчат ручьи.

2)  Белые, жёлтые, красные розы стояли в вазе.

2) Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся. (осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

      обр.

3) Серёжа, ты прочитал эту книгу?

        вв.сл.

4) Наверное, скоро начнётся гроза.

  1. 1) Повсюду весело журчат ручьи.
  2. Дети купаются в речке.

Как дать характеристику предложению?

Для начала, нужно определить является ли слово или группа слов предложением. Для этого предложение должно иметь законченную мысль. 

Предложение может быть простым и сложным, очень важно правильно на данном этапе определить количество грамматических основ.

Если одна, то предложение простое, две и более сложное.

Обратите внимание, что грамматическая основа может быть не полной.

Например: Прислушался, а поезд то приближался. (в этом предложении 2 грамматические основы)

Характеристики для простого предложения

Простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставном присутствуют и подлежащие и сказуемое. В односоставном один из членов грамматической основы отсутствует.

В зависимости от присутствующего главного члена предложения односоставное предложение может быть:

  • номинативное;
  • инфинитивное;
  • безличное;
  • обобщенно-личное;
  • неопределенно-личное;
  • определенно-личное. 

Простое предложение может быть также полным и не полным. Не полное предложение, когда один из значимых по смыслу членов предложения (не важно главных или второстепенных) пропущен.

Также простое предложение может быть распространенным (есть второстепенные члены) и не распространенным (только грамматическая основа).

Характеристики для сложного предложения

Первое, что нужно определить в сложном предложении это является оно союзным или бессоюзным (наличие союза или союзного слова между частями сложного предложения).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Части сложносочиненного предложения равны и не зависимы друг от друга. Для связи сложносочиненных предложениях используются такие союзы: соединительные, противительные, разделительные.

Части в сложноподчиненном предложение не могут считаться равными. Независимую часть принято называть главной частью, а зависимая соответственно именуется придаточной. Сложноподчиненные предложения бывают (определяется по виду придаточного предложения): определительные, изъяснительные, присоединительные и обстоятельственные.

Также сложные предложения с тремя и более частями могут иметь в составе различные виды связи. 

 

Памятка : «Характеристика предложения»

КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

По цели высказывания это предложение:
  • повествовательное

  • вопросительное

  • побудительное

На дворе прекрасная погода. (Повеств).

Почему вы не гуляете? (Вопросит.)

Идите скорее. (Побудит.)

По интонации:

Мне подарили щенка! (Восклицат.)

Я купил ручку. (Невосклицат.)

По числу грамматических основ:

ОДНА основа

ДВЕ и более основ

ПРОСТОЕ

Ребята играли в мяч.

Ребята играли.

СЛОЖНОЕ

Как соединены простые предложения?

союзы И, А, НО

интонация

КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

По цели высказывания это предложение:
  • повествовательное

  • вопросительное

  • побудительное

На дворе прекрасная погода. (Повеств).

Почему вы не гуляете? (Вопросит.)

Идите скорее. (Побудит.)

По интонации:

Мне подарили щенка! (Восклицат.)

Я купил ручку. (Невосклицат.)

По числу грамматических основ:

ОДНА основа

ДВЕ и более основ

ПРОСТОЕ

Ребята играли в мяч.

Ребята играли.

СЛОЖНОЕ

Как соединены простые предложения?

союзы И, А, НО

интонация

КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

По цели высказывания это предложение:
  • повествовательное

  • вопросительное

  • побудительное

На дворе прекрасная погода. (Повеств).

Почему вы не гуляете?

(Вопросит.)

Идите скорее. (Побудит.)

По интонации:

Мне подарили щенка! (Восклицат.)

Я купил ручку. (Невосклицат.)

По числу грамматических основ:

ОДНА основа

ДВЕ и более основ

ПРОСТОЕ

Ребята играли в мяч.

Ребята играли.

СЛОЖНОЕ

Как соединены простые предложения?

союзы И, А, НО

интонация

КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

По цели высказывания это предложение:
  • повествовательное

  • вопросительное

  • побудительное

На дворе прекрасная погода. (Повеств).

Почему вы не гуляете?

(Вопросит.)

Идите скорее. (Побудит.)

По интонации:

Мне подарили щенка! (Восклицат.)

Я купил ручку. (Невосклицат.)

По числу грамматических основ:

ОДНА основа

ДВЕ и более основ

ПРОСТОЕ

Ребята играли в мяч.

Ребята играли.

СЛОЖНОЕ

Как соединены простые предложения?

союзы И, А, НО

интонация

Синтаксический разбор предложения ℹ️ пример как сделать разбор простого и сложного предложения, порядок, образец схемы, правила, памятка 4 класс

Краткая характеристика синтаксического разбора предложений

Характеристика анализа

В соответствии с правилами русского языка разобрать текст можно с помощью четырёх видов анализа: морфологического, по составу, фонетического и синтаксического. Последний представляет собой разбор синтаксических единиц, в процессе которого в первую очередь выделяют грамматическую основу.

При этом анализ проводится согласно определённому алгоритму действий:

Составление схемы сложного и простого предложения
  1. Соответствующими линиями подчёркиваются члены предложения.
  2. Осуществляется их характеристика.
  3. Рисуется схематическое изображение конструкции.

Далее необходимо разобраться с главными членами предложения, составляющими грамматическую основу. Обычно это подлежащее, обозначающее объект либо предмет, а также сказуемое, указывающее на выполненное первым действие. В качестве подлежащего могут выступать местоимения и существительные, а сказуемое представлено глаголом, кратким прилагательным либо существительным.

Кроме этого, чтобы связать основные слова в правильное логическое высказывание, используются второстепенные члены предложения, необходимые для раскрытия целостной картины описываемых событий. К ним относятся определение (местоимение, числительное, прилагательное), дополнение (существительное или местоимение) и обстоятельство (существительное с предлогом и наречие).

На основе перечисленных данных делается общий анализ предложения. Он заключается в подробном разборе связанных в законченную мысль лексем.

Синтаксические единицы

Для составления описания синтаксической конструкции необходимо знать критерии лексем. При анализе предложения определяют несколько характеристик в таком порядке:

Разбор предложения по членам
  1. Вид высказывания. Фраза имеет некую эмоционально-экспрессивную окраску, в соответствии с которой является восклицательной или невосклицательной. Также она различается по цели высказывания и может быть побудительной, вопросительной или повествовательной.
  2. Грамматическая основа. Последовательное описание каждого члена предложения и средств их выражения, а также структуры синтаксической единицы.
  3. Тип конструкции: простая или сложная. Первая изучается по полноте (с указанием отсутствующего компонента в неполном предложении), распространённости, наличию осложняющих элементов (однородных членов, обращений, местоимений, вводных слов или выражений) и составу (одно- или двусоставная). В односоставных дополнительно устанавливают тип, который бывает личным, безличным, назывным или неопределённо-личным. В сложном предложении выясняют, является ли оно сложносочинённым (ССП), сложноподчинённым (СПП) или бессоюзным (БСП).
  4. Наличие пунктуационных знаков.

Для удобства можно сделать памятку в виде таблицы, где записать общую схему анализа. Это значительно облегчит проработку фраз и позволит довести полученные навыки до автоматизма.

Синтаксический разбор сложного предложения выполняется с расходованием большего количества времени и усилий, поскольку для его анализа потребуется сначала вычленить простые части, а потом уже оценивать каждую из них в отдельности. К тому же в этом случае добавляются дополнительные параметры для исследования.

Если ученику не удаётся быстро освоить правила, стоит воспользоваться размещёнными в интернете программами, которые позволят сделать бесплатно синтаксический разбор предложений онлайн. Чтобы разобрать в онлайн-режиме конструкцию, достаточно будет просто вставить её в соответствующую строку и нажать «Анализировать».

Составление схемы

На уроках для получения хорошей оценки не всегда оказывается достаточным сделать простой разбор предложения. Каждому школьнику необходимо научиться придерживаться плана составления схем описываемых единиц:

Как разобрать предложение
  • Подчеркнуть подлежащее одной сплошной линией, а сказуемое — двумя параллельными.
  • Выделить второстепенные члены в соответствии с общепринятыми правилами (например, прилагательное — волнистой линией, определение — пунктиром, обстоятельство — точкой-пунктиром).
  • Обозначить, если есть, в конструкции причастный и деепричастный обороты вертикальными чертами, подчеркнуть члены предложения волнистой линией или пунктиром-точкой соответственно.
  • Заключить в овал имеющиеся в сложноподчинённых конструкциях союзы и союзные слова, входящие в придаточное предложение. В схеме сложносочинённых фраз эти части речи не обозначаются, а выносятся за рамки основы.

Выполняя упражнение, однородные члены обводят в круг, а обращения, не являющиеся членами синтаксической единицы, отмечают буквой О, отделённой вертикальными линиями. То же самое делают с вводными словами. При составлении схем конструкций, содержащих прямую речь, её отделяют от слов автора с учётом используемых знаков препинания.

Разбор простого предложения

Синтаксический анализ этого типа конструкций лучше всего изучать на основе примеров. Как образец можно взять фразу «Над Москвой розовеют дали». Анализ проводится в несколько этапов:

Как правильно разобрать предложение
  1. Разбор фразы по членам: «над» является предлогом; «Москвой» — дополнением, выраженным существительным; «дали» — подлежащим, выраженным существительным; «розовеют» — сказуемым, выраженным глаголом.
  2. Определение грамматической основы: в этом предложении она представлена словами «розовеют дали» и указывает на то, что синтаксическая конструкция простая.
  3. Общая характеристика: предложение по строению — полное, двусоставное и распространённое; по эмоциональной окраске — невосклицательное, в связи с чем в конце ставится точка; по цели высказывания — повествовательное.
  4. Составление схемы: в этом случае [= -].

Данные, полученные при синтаксическом разборе предложения, к примеру, могут быть записаны следующим образом: если взять конструкцию «Сладость победы стирает горечь терпения», то она состоит из подлежащего «сладость», выраженного существительным, сказуемого «стирает», выраженного глаголом, а также дополнений «победы», «горечь» и «терпения», выраженных существительным. Грамматическая основа — «сладость стирает». Фраза полная, двусоставная, распространённая, невосклицательная, повествовательная. Схема: [- =].

Простое предложение может быть осложнено обособленным деепричастным оборотом, однородными обстоятельствами и т. д. Если разбирать конструкцию «Птичьи голоса звенели повсюду: в степи, в бору, в чаще», можно сделать вывод, что оно невосклицательное, распространённое, двусоставное, повествовательное, полное, осложнённое однородными обстоятельствами. В основе лежит подлежащее «голоса» и сказуемое «звенели». «Всюду» выступает в роли обобщающего слова. [- = ОС: О, О, О].

Синтаксический разбор сложных и простых предложений с примерами

Простым конструкциям, включающим деепричастный оборот, дополнительно дают объективную оценку. При этом следует указать, каким именно членом предложения он является, после произвести разбор его частей на слова.

В конструкции «Мягко картавя, журчал ручеёк» в качестве грамматической основы выступает «журчал ручеёк», где «журчал» — это сказуемое, а «ручеёк» — подлежащее. Словосочетание «мягко картавя» является обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнённое обстоятельством. Схема [| _._._|, = -].

Сложные конструкции

Прежде чем приступать к анализу сложных конструкций, необходимо изначально определить их тип. Существует три вида таких предложений:

Сложные и простые предложения
  1. ССП (сложносочинённые) — содержащие в своём составе простые части, соединённые сочинительным союзом.
  2. СПП (сложноподчинённые) — имеющие главное и придаточное слово.
  3. БСП (бессоюзные сложные) — состоящие из нескольких простых частей, значение которых можно определить, как последовательность, противопоставление, одновременность и т. п.

Анализируя сложное предложение, изначально необходимо найти его грамматическую основу. После этого определяют главную и придаточную часть. Чтобы провести разбор синтаксических единиц, содержащих несколько придаточных частей, пользуются общим планом. При этом осуществляется анализ фразы по составу с указанием типа подчинения. Подробно разобраться с алгоритмом разбора можно на основе примеров.

Образец ССП: «Ночь ушла, и поредел над сопками туман». Характеристика: состоит из двух предложений. В первой части главные члены представлены подлежащим «ночь», выраженным существительным, и сказуемым «ушла», выраженным глаголом; во второй — сказуемым «поредел» и подлежащим «туман». Оценка 1-го предложения — повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое; 2-го — двусоставное, повествовательное, распространённое, невосклицательное. Вся фраза сложносочинённая, неосложненная, полная, соединённая союзом «и», выражающим одновременность. [- =], и [= -].

Образец СПП: «Класс ничего не понял, когда учитель объяснял по карточкам». Обе части конструкции повествовательные, невосклицательные, распространённые, двусоставные. Вся фраза состоит из главного предложения и придаточного времени (когда?). Грамматическая основа главного — подлежащее «класс» и сказуемое «не понял», придаточного — «учитель» (подл.) и «объяснял» (сказ.). Схема: [- =], (когда — =).

Как правильно провести синтетический разбор предложения

Образец БСП: «Подруга собралась уходить — мама убрала со стола». Главные члены первой части — подлежащее «подруга» и однородные сказуемые «собралась уходить»; второй — «мама» (подлежащее) и «убрала» (сказуемое). Обе части повествовательные, невосклицательные, двусоставные. Но, 1-я — нераспространённая, а 2-я — распространённая. Между конструкциями отмечается причинно-следственная связь. [- =] — [- =].

Имея перед собой примеры предложений с описанием разбора и схемами, можно до автоматизма натренировать визуальную память. Благодаря этому любые задания по синтаксическому анализу будут решаться легко.


Что такое схема предложения?

В предложенном задании нас просят рассказать, что такое схема предложения.

Схема предложения

Схемой предложения называют графическое изображение его значимых частей. Обычно делают три разных вида схем:

  • Вертикальная схема предложения с обозначением второстепенных членов. В такой схеме показывают все части предложения и члены, которые в них находятся. То есть помимо разделения на сами части в схеме изображаются в каждой из них главные (может быть как оба, так и только один из членов) и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой схемы необходимо помнить, на какие вопросы, по мимо подлежащего (кто? что?) и сказуемого (что делает?), отвечают второстепенные члены:
  1. Дополнение отвечает на все падежные вопросы (кого/чего?, кому/чему?, кого/что?, кем/чем?, о ком/о чём?).
  2. Определение отвечает на вопросы «какой?» и «чей?»
  3. Обстоятельство отвечает на вопросы «где?», «как?», «когда?», «почему?», «зачем?», «куда?» и все остальные.
  • Вертикальная схема предложения с обозначением только частей и их главных членов. В такой схеме показывают все части предложения и их главные члены в том порядке, в котором они следуют в предложении, но второстепенные части предложения не обозначаются.
  • Горизонтальная схема предложения. В такой схеме также обозначаются все части предложения. В горизонтальной схеме не показывают главные и второстепенные члены, а показывают только связь между главными и придаточными частями с помощью союзов, если такие имеются, вопросов и стрелок. При этом главные части изображаются прямоугольниками, а придаточные кругами.

Теперь, разберёмся, зачем же нужно делать схемы к предложениям.

Зачем нужно делать схемы предложений

Когда производится разбор предложения, в последнем пункте делается и схема. Схему к предложению нужно делать для того, чтобы правильно определять главные и придаточные части и верно расставлять знаки препинания между ними. Использование схем поможет лучше понять какие части от каких зависят и какие части являются однородными, а какие придаточными.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *