План характеристики простого предложения
План характеристики простого предложения
1. По цели высказывания: | повествовательное, побудительное, вопросительное |
2. По интонации: | восклицательное невосклицательное |
3. По количеству грамматических основ: | простое (1 основа) сложное (более 2) |
4. По наличию главных членов предложения: | односоставное (только один главный член) двусоставное ( и подлежащее, и сказуемое) |
5. По наличию второстепенных членов предложения: | распространённое нераспространённое |
6. Не осложнено или осложнено (чем?) | однородными членами, обращением, вводным словом, обособленным членом |
7. Схема |
План характеристики простого предложения
1. По цели высказывания: | повествовательное, побудительное, вопросительное |
2. По интонации: | восклицательное невосклицательное |
3. По количеству грамматических основ: | простое (1 основа) сложное (более 2) |
4. По наличию главных членов предложения: | односоставное (только один главный член) двусоставное ( и подлежащее, и сказуемое) |
5. По наличию второстепенных членов предложения: | распространённое нераспространённое |
6. Не осложнено или осложнено | однородными членами, обращением, вводным словом, обособленным членом |
7. Схема |
Виды предложения | Характеристика | Примеры | |
1) по цели высказывания | а)повествовательные | Содержат рассказ о чём-либо, сообщение, информацию для собеседника. В конце предложения ставится точка или восклицательный знак. | 1)Мальчик прочитал интересную книгу. 2) Сегодня выпал первый снег. 3) Наконец-то наступила зима! |
б) вопросительные | Содержат вопрос. В конце предложения ставится вопросительный знак. | 1) Куда ведёт эта дорога? 2) Кто стучится в дверь ко мне? 3) Ты позвонишь мне сегодня вечером? | |
в) побудительные | Содержат побуждение (просьбу, приказ, совет, призыв). В конце предложения ставится точка или восклицательный знак. |
| |
2) по эмоциональной окраске | а) восклицательные б) невосклицательные | Выражают сильные чувства (эмоции) говорящего и его отношение к сообщению: радость, волнение, огорчение и т.п. В конце предложения ставится восклицательный знак или восклицательный и вопросительный знак. В конце предложения ставится точка. |
1) Все птицы улетели на юг. |
3)по составу (по количеству грамматических основ) | а) простые б) сложные | Содержат одну грамматическую основу. Состоят из двух или более грамматических основ (из двух или нескольких простых предложений). |
|
4) по характеру грамматической основы (что входит в ее состав?) | а) двусоставные б) односоставные | Грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого). Грамматическая основа состоит из одного главного члена (или подлежащего, или сказуемого) |
|
(есть ли в предложении определение, дополнение, обстоятельство?) | а) распространённые б) нераспространённые | Кроме главных членов, есть и второстепенные члены предложения (хотя бы один). Состоят только из главных членов предложения. |
|
| а) осложнённое б) неосложнённое | Предложение может быть осложнено: 1) однородными членами; 2) обособленными членами; 3) обращениями; 4) вводными словами и предложениями; Предложение ничем не осложнено. В нём нет ни однородных, ни обособленных членов предложения, ни вводных слов и конструкций, ни обращений. | 1) На дорогах, в оврагах весело журчат ручьи. 2) Белые, жёлтые, красные розы стояли в вазе. 2) Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся. (осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) обр. 3) Серёжа, ты прочитал эту книгу? вв.сл. 4) Наверное, скоро начнётся гроза.
|
Как дать характеристику предложению?
Для начала, нужно определить является ли слово или группа слов предложением. Для этого предложение должно иметь законченную мысль.
Предложение может быть простым и сложным, очень важно правильно на данном этапе определить количество грамматических основ.
Если одна, то предложение простое, две и более сложное.
Обратите внимание, что грамматическая основа может быть не полной.
Например: Прислушался, а поезд то приближался. (в этом предложении 2 грамматические основы)
Характеристики для простого предложения
Простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставном присутствуют и подлежащие и сказуемое. В односоставном один из членов грамматической основы отсутствует.
В зависимости от присутствующего главного члена предложения односоставное предложение может быть:
- номинативное;
- инфинитивное;
- безличное;
- обобщенно-личное;
- неопределенно-личное;
- определенно-личное.
Простое предложение может быть также полным и не полным. Не полное предложение, когда один из значимых по смыслу членов предложения (не важно главных или второстепенных) пропущен.
Также простое предложение может быть распространенным (есть второстепенные члены) и не распространенным (только грамматическая основа).
Характеристики для сложного предложения
Первое, что нужно определить в сложном предложении это является оно союзным или бессоюзным (наличие союза или союзного слова между частями сложного предложения).
Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Части сложносочиненного предложения равны и не зависимы друг от друга. Для связи сложносочиненных предложениях используются такие союзы: соединительные, противительные, разделительные.
Части в сложноподчиненном предложение не могут считаться равными. Независимую часть принято называть главной частью, а зависимая соответственно именуется придаточной. Сложноподчиненные предложения бывают (определяется по виду придаточного предложения): определительные, изъяснительные, присоединительные и обстоятельственные.
Также сложные предложения с тремя и более частями могут иметь в составе различные виды связи.
Памятка : «Характеристика предложения»
КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ
По цели высказывания это предложение:повествовательное
вопросительное
побудительное
На дворе прекрасная погода. (Повеств).
Почему вы не гуляете? (Вопросит.)
Идите скорее. (Побудит.)По интонации:
Мне подарили щенка! (Восклицат.)
Я купил ручку. (Невосклицат.)
По числу грамматических основ:
ОДНА основа
ДВЕ и более основ
ПРОСТОЕ
Ребята играли в мяч.
Ребята играли.
СЛОЖНОЕ
Как соединены простые предложения?
союзы И, А, НО
интонация
КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ
По цели высказывания это предложение:повествовательное
вопросительное
побудительное
На дворе прекрасная погода. (Повеств).
Почему вы не гуляете? (Вопросит.)
Идите скорее. (Побудит.)
По интонации:
Мне подарили щенка! (Восклицат.)
Я купил ручку. (Невосклицат.)
По числу грамматических основ:
ОДНА основа
ДВЕ и более основ
ПРОСТОЕ
Ребята играли в мяч.
Ребята играли.
СЛОЖНОЕ
Как соединены простые предложения?
союзы И, А, НО
интонация
КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ
По цели высказывания это предложение:повествовательное
вопросительное
побудительное
На дворе прекрасная погода. (Повеств).
Почему вы не гуляете?
(Вопросит.)Идите скорее. (Побудит.)
По интонации:
Мне подарили щенка! (Восклицат.)
Я купил ручку. (Невосклицат.)
По числу грамматических основ:
ОДНА основа
ДВЕ и более основ
ПРОСТОЕ
Ребята играли в мяч.
Ребята играли.
СЛОЖНОЕ
Как соединены простые предложения?
союзы И, А, НО
интонация
КАК ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ
По цели высказывания это предложение:повествовательное
вопросительное
побудительное
На дворе прекрасная погода. (Повеств).
Почему вы не гуляете?
Идите скорее. (Побудит.)
По интонации:
Мне подарили щенка! (Восклицат.)
Я купил ручку. (Невосклицат.)
По числу грамматических основ:
ОДНА основа
ДВЕ и более основ
ПРОСТОЕ
Ребята играли в мяч.
Ребята играли.
СЛОЖНОЕ
Как соединены простые предложения?
союзы И, А, НО
интонация
Синтаксический разбор предложения ℹ️ пример как сделать разбор простого и сложного предложения, порядок, образец схемы, правила, памятка 4 класс
Характеристика анализа
В соответствии с правилами русского языка разобрать текст можно с помощью четырёх видов анализа: морфологического, по составу, фонетического и синтаксического. Последний представляет собой разбор синтаксических единиц, в процессе которого в первую очередь выделяют грамматическую основу. При этом анализ проводится согласно определённому алгоритму действий:
- Соответствующими линиями подчёркиваются члены предложения.
- Осуществляется их характеристика.
- Рисуется схематическое изображение конструкции.
Далее необходимо разобраться с главными членами предложения, составляющими грамматическую основу. Обычно это подлежащее, обозначающее объект либо предмет, а также сказуемое, указывающее на выполненное первым действие. В качестве подлежащего могут выступать местоимения и существительные, а сказуемое представлено глаголом, кратким прилагательным либо существительным.
Кроме этого, чтобы связать основные слова в правильное логическое высказывание, используются второстепенные члены предложения, необходимые для раскрытия целостной картины описываемых событий. К ним относятся определение (местоимение, числительное, прилагательное), дополнение (существительное или местоимение) и обстоятельство (существительное с предлогом и наречие).
На основе перечисленных данных делается общий анализ предложения. Он заключается в подробном разборе связанных в законченную мысль лексем.
Синтаксические единицы
Для составления описания синтаксической конструкции необходимо знать критерии лексем. При анализе предложения определяют несколько характеристик в таком порядке:
- Вид высказывания. Фраза имеет некую эмоционально-экспрессивную окраску, в соответствии с которой является восклицательной или невосклицательной. Также она различается по цели высказывания и может быть побудительной, вопросительной или повествовательной.
- Грамматическая основа. Последовательное описание каждого члена предложения и средств их выражения, а также структуры синтаксической единицы.
- Тип конструкции: простая или сложная. Первая изучается по полноте (с указанием отсутствующего компонента в неполном предложении), распространённости, наличию осложняющих элементов (однородных членов, обращений, местоимений, вводных слов или выражений) и составу (одно- или двусоставная). В односоставных дополнительно устанавливают тип, который бывает личным, безличным, назывным или неопределённо-личным. В сложном предложении выясняют, является ли оно сложносочинённым (ССП), сложноподчинённым (СПП) или бессоюзным (БСП).
- Наличие пунктуационных знаков.
Для удобства можно сделать памятку в виде таблицы, где записать общую схему анализа. Это значительно облегчит проработку фраз и позволит довести полученные навыки до автоматизма.
Синтаксический разбор сложного предложения выполняется с расходованием большего количества времени и усилий, поскольку для его анализа потребуется сначала вычленить простые части, а потом уже оценивать каждую из них в отдельности. К тому же в этом случае добавляются дополнительные параметры для исследования.
Если ученику не удаётся быстро освоить правила, стоит воспользоваться размещёнными в интернете программами, которые позволят сделать бесплатно синтаксический разбор предложений онлайн. Чтобы разобрать в онлайн-режиме конструкцию, достаточно будет просто вставить её в соответствующую строку и нажать «Анализировать».
Составление схемы
На уроках для получения хорошей оценки не всегда оказывается достаточным сделать простой разбор предложения. Каждому школьнику необходимо научиться придерживаться плана составления схем описываемых единиц:
- Подчеркнуть подлежащее одной сплошной линией, а сказуемое — двумя параллельными.
- Выделить второстепенные члены в соответствии с общепринятыми правилами (например, прилагательное — волнистой линией, определение — пунктиром, обстоятельство — точкой-пунктиром).
- Обозначить, если есть, в конструкции причастный и деепричастный обороты вертикальными чертами, подчеркнуть члены предложения волнистой линией или пунктиром-точкой соответственно.
- Заключить в овал имеющиеся в сложноподчинённых конструкциях союзы и союзные слова, входящие в придаточное предложение. В схеме сложносочинённых фраз эти части речи не обозначаются, а выносятся за рамки основы.
Выполняя упражнение, однородные члены обводят в круг, а обращения, не являющиеся членами синтаксической единицы, отмечают буквой О, отделённой вертикальными линиями. То же самое делают с вводными словами. При составлении схем конструкций, содержащих прямую речь, её отделяют от слов автора с учётом используемых знаков препинания.
Разбор простого предложения
Синтаксический анализ этого типа конструкций лучше всего изучать на основе примеров. Как образец можно взять фразу «Над Москвой розовеют дали». Анализ проводится в несколько этапов:
- Разбор фразы по членам: «над» является предлогом; «Москвой» — дополнением, выраженным существительным; «дали» — подлежащим, выраженным существительным; «розовеют» — сказуемым, выраженным глаголом.
- Определение грамматической основы: в этом предложении она представлена словами «розовеют дали» и указывает на то, что синтаксическая конструкция простая.
- Общая характеристика: предложение по строению — полное, двусоставное и распространённое; по эмоциональной окраске — невосклицательное, в связи с чем в конце ставится точка; по цели высказывания — повествовательное.
- Составление схемы: в этом случае [= -].
Данные, полученные при синтаксическом разборе предложения, к примеру, могут быть записаны следующим образом: если взять конструкцию «Сладость победы стирает горечь терпения», то она состоит из подлежащего «сладость», выраженного существительным, сказуемого «стирает», выраженного глаголом, а также дополнений «победы», «горечь» и «терпения», выраженных существительным. Грамматическая основа — «сладость стирает». Фраза полная, двусоставная, распространённая, невосклицательная, повествовательная. Схема: [- =].
Простое предложение может быть осложнено обособленным деепричастным оборотом, однородными обстоятельствами и т. д. Если разбирать конструкцию «Птичьи голоса звенели повсюду: в степи, в бору, в чаще», можно сделать вывод, что оно невосклицательное, распространённое, двусоставное, повествовательное, полное, осложнённое однородными обстоятельствами. В основе лежит подлежащее «голоса» и сказуемое «звенели». «Всюду» выступает в роли обобщающего слова. [- = ОС: О, О, О].
Простым конструкциям, включающим деепричастный оборот, дополнительно дают объективную оценку. При этом следует указать, каким именно членом предложения он является, после произвести разбор его частей на слова.
В конструкции «Мягко картавя, журчал ручеёк» в качестве грамматической основы выступает «журчал ручеёк», где «журчал» — это сказуемое, а «ручеёк» — подлежащее. Словосочетание «мягко картавя» является обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнённое обстоятельством. Схема [| _._._|, = -].
Сложные конструкции
Прежде чем приступать к анализу сложных конструкций, необходимо изначально определить их тип. Существует три вида таких предложений:
- ССП (сложносочинённые) — содержащие в своём составе простые части, соединённые сочинительным союзом.
- СПП (сложноподчинённые) — имеющие главное и придаточное слово.
- БСП (бессоюзные сложные) — состоящие из нескольких простых частей, значение которых можно определить, как последовательность, противопоставление, одновременность и т. п.
Анализируя сложное предложение, изначально необходимо найти его грамматическую основу. После этого определяют главную и придаточную часть. Чтобы провести разбор синтаксических единиц, содержащих несколько придаточных частей, пользуются общим планом. При этом осуществляется анализ фразы по составу с указанием типа подчинения. Подробно разобраться с алгоритмом разбора можно на основе примеров.
Образец ССП: «Ночь ушла, и поредел над сопками туман». Характеристика: состоит из двух предложений. В первой части главные члены представлены подлежащим «ночь», выраженным существительным, и сказуемым «ушла», выраженным глаголом; во второй — сказуемым «поредел» и подлежащим «туман». Оценка 1-го предложения — повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое; 2-го — двусоставное, повествовательное, распространённое, невосклицательное. Вся фраза сложносочинённая, неосложненная, полная, соединённая союзом «и», выражающим одновременность. [- =], и [= -].
Образец СПП: «Класс ничего не понял, когда учитель объяснял по карточкам». Обе части конструкции повествовательные, невосклицательные, распространённые, двусоставные. Вся фраза состоит из главного предложения и придаточного времени (когда?). Грамматическая основа главного — подлежащее «класс» и сказуемое «не понял», придаточного — «учитель» (подл.) и «объяснял» (сказ.). Схема: [- =], (когда — =).
Образец БСП: «Подруга собралась уходить — мама убрала со стола». Главные члены первой части — подлежащее «подруга» и однородные сказуемые «собралась уходить»; второй — «мама» (подлежащее) и «убрала» (сказуемое). Обе части повествовательные, невосклицательные, двусоставные. Но, 1-я — нераспространённая, а 2-я — распространённая. Между конструкциями отмечается причинно-следственная связь. [- =] — [- =].
Имея перед собой примеры предложений с описанием разбора и схемами, можно до автоматизма натренировать визуальную память. Благодаря этому любые задания по синтаксическому анализу будут решаться легко.
Что такое схема предложения?
В предложенном задании нас просят рассказать, что такое схема предложения.
Схема предложения
Схемой предложения называют графическое изображение его значимых частей. Обычно делают три разных вида схем:
- Вертикальная схема предложения с обозначением второстепенных членов. В такой схеме показывают все части предложения и члены, которые в них находятся. То есть помимо разделения на сами части в схеме изображаются в каждой из них главные (может быть как оба, так и только один из членов) и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой схемы необходимо помнить, на какие вопросы, по мимо подлежащего (кто? что?) и сказуемого (что делает?), отвечают второстепенные члены:
- Дополнение отвечает на все падежные вопросы (кого/чего?, кому/чему?, кого/что?, кем/чем?, о ком/о чём?).
- Определение отвечает на вопросы «какой?» и «чей?»
- Обстоятельство отвечает на вопросы «где?», «как?», «когда?», «почему?», «зачем?», «куда?» и все остальные.
- Вертикальная схема предложения с обозначением только частей и их главных членов. В такой схеме показывают все части предложения и их главные члены в том порядке, в котором они следуют в предложении, но второстепенные части предложения не обозначаются.
- Горизонтальная схема предложения. В такой схеме также обозначаются все части предложения. В горизонтальной схеме не показывают главные и второстепенные члены, а показывают только связь между главными и придаточными частями с помощью союзов, если такие имеются, вопросов и стрелок. При этом главные части изображаются прямоугольниками, а придаточные кругами.
Теперь, разберёмся, зачем же нужно делать схемы к предложениям.
Зачем нужно делать схемы предложений
Когда производится разбор предложения, в последнем пункте делается и схема. Схему к предложению нужно делать для того, чтобы правильно определять главные и придаточные части и верно расставлять знаки препинания между ними. Использование схем поможет лучше понять какие части от каких зависят и какие части являются однородными, а какие придаточными.