Химические явления. Признаки химических явлений
Всегда ли вещества остаются неизменными? Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходят не только физические явления, но и идет образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал.
Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ (продуктов реакции). Химические реакции – это явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие.
При сливании некоторых растворов наблюдается выпадение осадка. Некоторые осадки можно растворить при помощи других веществ. Например, при сливании растворов соды и известковой воды образуется белый осадок, который легко растворяется в укусе.
При загорании спички ощущается резкий запах. Какие ещё признаки химических реакций наблюдаются при горении спички? Указанные изменения свидетельствуют о протекании химических реакций и являются признаками химических реакций. Их список следующий:
- Выделение газа.
- Выпадение или растворение осадка.
- Изменение цвета.
- Появление запаха.
- Излучение света и теплоты.
Большинство веществ не могут взаимодействовать друг с другом самопроизвольно. Для протекания многих химических реакций необходимо создать определенные условия. Вам необходимо включить JavaScript, чтобы проголосовать
Урок «Химические явления»
Урок химии в 8 классе
«Химические явления»
Цель:
способствовать формированию знаний учащихся о химических явлениях;
Задачи:
обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и условиях протекания химических реакций;
развивающие: развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление меж предметных связей.
воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.
Формы организации обучения: сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов), индивидуальной работы (при работе с дидактической карточкой).
Оборудование: лабораторное оборудование: комплект хим. посуды (пробирки, хим. стаканы, воронки), спиртовка, разносы, хим. реактивы, свеча, бенгальские огни; инструкционные карты для учащихся, учебник «Химия 8» О.С. Габриелян
Межпредметные связи: физика, биология.
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы и целей урока.
Учитель:
— на самом первом уроке химии мы дали определение этой науки. Кто его может вспомнить? (Химия – наука о веществах и их свойствах).
-А какие классы неорганических веществ вы знаете? Назовите их? (Оксиды, основания, кислоты, соли)
Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.
На прошлом уроке вы познакомились с физическими явлениями. Но из курса физики вам известно, что с веществами происходят также химические явления.
Это и будет темой нашего урока: Химические явления. Запишите в тетради. (Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока).
— Что же нужно узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке:
определить- сущность хим. явлений
познакомиться-с видами хим. реакций
выявить- признаки хим. реакций
отметить- условия протекания хим. реакций
Таков план нашего урока.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
— Назовите признаки физических явлений. (учащиеся заполняют схему на доске)
Явления
Физические Химические
Это такие явления,
при которых не происходит превращений
одних веществ в другие,
а меняются их агрегатные состояния,
форма и размеры тел.
Назовите способы получения чистых веществ.(учащиеся отвечают: дистилляция или перегонка, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание, центрифугирование)
Проверка Д/З. Упр.4 стр.134. (Предполагаемый ответ: )
Введение новых знаний.
— Начнем знакомство с химическими явлениями.
С ними впервые вы встречались на уроках природоведения.
Записи в тетради: (учащиеся дополняют схему в тетради, учитель на доске)
Явления
Физические Химические
Это такие явления, Это такие явления,
при которых не происходит превращений при которых происходит превращений
одних веществ в другие, одних веществ в другие.
а меняются их агрегатные состояния,
форма и размеры тел.
Химические явления чаще называют химическими реакциями.
— Давайте теперь на конкретных примерах познакомимся с химическими явлениями и постараемся определить их признаки.
Работа в группах (по 4 человека)
У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ, а полученные результаты занести в таблицу
№ | Содержание опыта | Наблюдения, сопровождающие опыт | Вывод о явлении |
1. | Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты | Образование хлопьевидного осадка. | Химическое явление. |
2. | Взаимодействие соли аммония и гидроксида натрия. | Появление запаха аммиака. | Химическое явление. |
3. | Взаимодействие раствора соляной кислоты с кусочком мела. | Образование пузырьков газа. | Химическое явление. |
4. | Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода | Появление синего цвета на срезе картофеля. | Химическое явление. |
Проверка результатов опытов.
-Определим признаки химических реакций:
Изменение цвета
Появление запаха
Выделение газа
Образование осадка
(Излучение света
Выделение или поглощение теплоты)
— Я вам покажу еще один пример явления: Горение бенгальского огня. Что наблюдаете? (Свечение, выделение теплоты)
-Это признаки реакции горения. (Учащиеся записывают признаки)
— Реакция горения – это частный случай экзотермической реакции. А что это такое? Не знаете? Тогда обратимся к учебнику (п.26). Найдите определение этого понятия и запишем в тетрадь. (Учащиеся работают с учебником и тетрадью)
Реакции, протекающие с выделением теплоты, называют экзотермическими
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называют эндотермическими.
— Вспомним вновь химические явления. Какие условия необходимы, чтобы произошла химическая реакция? (Предположения учеников)
— Запишем в тетрадь: Условия протекания химической реакции
1. Соприкосновение веществ
2. Нагревание
3. Присутствие катализатора
4. Поверхность соприкосновения
4. Закрепление.
— Я читаю отрывки из стихотворений, а вы определяете о каком явлении идет речь: физическом или химическом?
1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса. (химическое)
(А.С.Пушкин)
2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко! (химическое)
(И Суриков.)
3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз… (физическое)
(С.Я.Маршак)
4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте… (химическое)
(Е. Ефимовский)
5. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (физическое)
(Е. Благинина)
6. Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает. (химическое)
(Из ответа ученика )
7. Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл … (физическое)
(А. Кравцов)
— Тест по изученной теме.
Тест по теме “Физические и химические явления»
1 вариант – химические явления
2 вариант – физические явления
А). Растворение сахара в воде
Б). Разложение воды электрическим током на водород и кислород
В). Образование черного налёта на серебряных изделиях
Г). Образование кристалликов соли при выпаривании раствора
2. Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите
1 вариант — признаки реакции
2 вариант – условия протекания
А). Появление запаха
Б). Нагревание
В). Выделение газообразных веществ
Г). Контакт веществ
Д). Изменение цвета
Е). Действие электрическим током
Ж). Выпадение или растворение осадка
з). Выделение или поглощение тепла и (или) света
и). Облучение светом
5. Домашнее задание:
Параграф 26, записи в тетради.(задание для всех)
По выбору учащихся: привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве.
5. Итог урока.
-О чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке?
— Сумели мы раскрыть на уроке:
— сущность физических и хим. явлений
познакомиться-с видами хим. реакций
выявить- признаки хим. реакций
отметить- условия протекания реакций
— Выставление оценок
Приложения.
№ | Содержание опыта | Наблюдения, сопровождающие опыт | Вывод о явлении |
1. | Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты | Образование хлопьевидного осадка. | Химическое явление. |
2. | Взаимодействие соли аммония и гидроксида натрия. | Появление запаха аммиака. | Химическое явление. |
3. | Взаимодействие раствора соляной кислоты с кусочком мела. | Образование пузырьков газа. | Химическое явление. |
4. | Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода | Появление синего цвета на срезе картофеля. | Химическое явление. |
Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты»
ТБ: При работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами. Растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах: 1 мл соответствует 1 см. Действовать только согласно инструкционной карте.
В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.
Опыт 3. «Взаимодействие раствора соляной кислоты с кусочком мела»
ТБ: При работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами. Растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах: 1 мл соответствует 1 см.
Действовать только согласно инструкционной карте.
В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.
Опыт 4. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»
ТБ: При работе со спиртовой настойкой йода необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкое вещество. Все работы проводить над разносами. Действовать только согласно инструкционной карте.
На свежий срез картофеля капнуть при помощи пипетки капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.
Опыт 2. «Взаимодействие соли аммония и гидроксида натрия»
ТБ: При работе со щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами. Растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см. Действовать только согласно инструкционной карте.
В пробирку налить 1 мл раствора хлорида аммония (Nh5NO3), а затем к нему добавить 1 мл гидроксида натрия (NaOH), результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.
№ | Содержание опыта | Наблюдения, сопровождающие опыт | Вывод о явлении |
1. | Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты |
№ | Содержание опыта | Наблюдения, сопровождающие опыт | Вывод о явлении |
2. | Взаимодействие соли аммония и гидроксида натрия. |
№ | Содержание опыта | Наблюдения, сопровождающие опыт | Вывод о явлении |
3. | Взаимодействие раствора соляной кислоты с кусочком мела. |
№ | Содержание опыта | Наблюдения, сопровождающие опыт | Вывод о явлении |
4. | Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода |
Тест по теме “Физические и химические явления»
1 вариант – химические явления
А). Растворение сахара в воде
Б). Разложение воды электрическим током на водород и кислород
В). Образование черного налёта на серебряных изделиях
Г). Образование кристалликов соли при выпаривании раствора
Тест по теме “Физические и химические явления»
2 вариант – физические явления
А). Растворение сахара в воде
Б). Разложение воды электрическим током на водород и кислород
В). Образование черного налёта на серебряных изделиях
Г). Образование кристалликов соли при выпаривании раствора
Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите:
1 вариант — признаки реакции
А). Появление запаха
Б). Нагревание
В). Выделение газообразных веществ
Г). Контакт веществ
Д). Изменение цвета
Е). Действие электрическим током
Ж). Выпадение или растворение осадка
З). Выделение или поглощение тепла и (или) света
И). Облучение светом
Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите:
2 вариант – условия протекания
А) Появление запаха
Б) Нагревание
В) Выделение газообразных веществ
Г) Контакт веществ
Д) Изменение цвета
Е) Действие электрическим током
Ж) Выпадение или растворение осадка
З) Выделение или поглощение тепла и (или) света
И) Облучение светом.
Технологическая карта по теме «Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций» 8 класс
Жижченко Раиса Васильевна учитель химии, высшая категория, МОАУ «Первомайская СОШ»
Тема урока «Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций» 8 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций»
Способствовать формированию и развитию ОУУН, как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:Коммуникативной: владеть основными приёмами устной речи, давать развёрнутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приёмы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Информационной: развивать умения работать с интерактивными ресурсами, использовать в работе материал раз-
личных информационных источников.
Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических
задач. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремлённую деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связи с современностью.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Научиться наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций. Уметь записывать уравнения реакций; объяснять и читать их используя язык химии. Классифицировать хим. реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, тепловому эффекту, направлению протекания реакции, участию катализатора. Делать и высказывать выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом. Знать определения: «хим.реакция», «р-ции горения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции»
Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; самостоятельно выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; качество и уровень усвоение знаний.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале; искать и отбирать источники необходимой информации и систематизировать её; формулировать проблемы и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: взаимодействовать с одноклассниками по совместной деятельности и обмену информацией; регулировать совместную деятельность посредством речевых действий, корректно вести диалог и участие в дискуссии.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к получению новых знаний; развитие памяти через работу с новыми понятиями, логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, делать выводы.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Химические явления, химические реакции, реакции горения, эндотермические и экзотермические реакции.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, авторская презентация.
Образовательные ресурсы
Учебник О.С. Габриелян «Химия» 8 класс, ЭОР к учебнику, Периодическая система Д.И. Менделеева, авторская презентация к уроку. Оборудование и реактивы: HCl, CuSO4, NaOH, Zn, Mg, пробирки, свеча, магниевая лента, горелка, лучинка, спички.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока, цель
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Организационный момент. Цель: 1) подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) проверка знаний по ранее изученному материалу.
Приветствие учеников
1. Проверка знаний по ранее изученному материалу:
Задание. Заполнить таблицу «Способы разделения смесей»
Приветствие учителя,
подготовка к уроку.
Заполнение таблицы. Самоконтроль через мультимедиа.
2. Актуализация
опорных знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для
«открытия нового
знания».
1.Фронтальный контроль:
1. Какие явления называются физическими? (Явления, при которых происходит изменение агрегатного состояния веществ.)
2. Какие способы разделения смеси можно выбрать для очищения железа, серы, поваренной соли? (Соль растворяется в воде, железо можно отделить магнитом.)
3. На чём основываются способы разделения смесей? (Способы разделения смесей основываются на физических свойствах: растворимости в воде, плотности, температуре кипения. Также для разделения веществ используют возгонку и центрифугирование.)
4. Что изучает химия? (Вещества и превращение веществ.)
Отвечают на вопросы.
Осуществляют анализ
ответов одноклассников.
3.Мотивация к изучению нового материала. Формулир. темы и целей урока
Цель:
включение учащихся в
деятельность
на личностно-
значимом уровне. «Хочу, потому что
могу»
1. Какая тема нашего урока? (Ученики пытаются назвать тему урока и познавательные цели урока.)
Озвучить тему урока. Уточнить понимание обучающимися поставленных целей урока.
Демонстрация горения свечи:
2. К какому типу явлений можно отнести горение свечи? Объясните свой выбор. (Плавление парафина от температуры – это физическое явление, а горение фитиля свечи – это химическое явление.)
2. Проблема:
3. В чём особенность химических явлений и их отличие от физических явлений? Есть ли характеристики, благодаря которым можно отличить физические и химические явления?
Отвечают на вопросы
учителя.
Выдвигают пред-
положения
Решают проблему
отвечая на вопросы
4.Усвоение новых знаний и способов действий
Цель:
решение устных задач
и обсуждение
проекта их
решения.
— Пронаблюдайте за явлениями, которые я сейчас вам продемонстрирую. Определите, к каким явлениям они относятся. (к проведению некоторых опытов привлечь учащихся) В маршрутном листе для каждого опыта запишите вещества вступившие в реакцию.
— Работа по исследованию проблемной ситуации.
Опыт №1. К металлу цинка приливаем соляную кислоту.— Какай признак химической реакции наблюдаем? (Выделение газа. Это водород, Доказать.)
Опыт №2. К раствору сульфата меди (II) приливаем раствор гидроксида натрия.
— Что наблюдаем? (Выпадение осадка голубого цвета.)
Опыт №3. К образовавшему осадку приливаем соляную кислоту.
— Что наблюдаем? (Исчезновение осадка.)
Опыт №4. Поджигаем магниевую ленту.
— Что наблюдаем? (Яркую вспышку – выделение света и огромного количества теплоты.)
Опыт №5. К металлу магния приливаем соляную кислоту.
— Какой признак химической реакции наблюдаем? (Выделение газа. Это водород. Пробирка стала тёплой)
— Все химические реакции, протекающие с выделением света и теплоты, называются
—Химические реакции, протекающие с выделением теплоты называются экзотермическими.
-Презентация (авторская)
1.Опыт №1 Взаимодействие железа и серы.
2.Опыт №2 В пробирке, закреплённой в лабораторном штативе, расплавленном нитрате калия. В расплав бросили кусочек угля.
— Что наблюдаем? (Уголь раскаляется и горит ярким пламенем. Выделяется углекислый газ. Горящая лучина при внесении её в пробирку затухает.)
—О чём это говорит? (Углекислый газ не поддерживает горение. Известковая вода мутнеет от действия углекислого газа.)
—Существуют химические реакции, которые сопровождаются поглощением теплоты, например разложение нитрата калия.
3.Опыт №3 Эндотермический процесс Опыт.Разложение оксида ртути. (К сожалению, этот эксперимент показать невозможно. Соединения ртути опасны для здоровья, да и образовавшаяся в результате реакции ртуть – ядовитое вещество. В лаборатории таких соединений нет.) Обратите внимание на рис.94 стр.158
—Химические реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими.
—Схематично экзотермические и эндотермические реакции представлены на рис.95 стр.158
1. Выделите, какие признаки сопутствуют химическим реакциям. (Выделение тепла или света, изменение цвета, выделение газа, выделение или растворение осадка)
2. Признаки химических реакций.
— Выделение (поглощение) тепла или света.
— Изменение цвета.
— Выделение газа.
— Выделение (растворение) осадка.
— Изменение запаха.
3. Попробуйте дать определение химическим явлениям.
—Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое.
Дополнение. Некоторые химические реакции, которые мы наблюдали на уроке, протекали при обычных условиях. Назовите эти реакции. (Например, образование голубого осадка и его исчезновение….). Для других реакций требовалось изменение условия. Какие условия использовались при изменении железа и серы? (Железо и сера были взяты в раздробленном виде, и реакция шла при нагревании.)
—Пояснение. При измельчении увеличивается поверхность соприкосновения реагирующих веществ. Температура увеличивает скорость движения частиц (атомы, ионы, молекулы), и вероятность из столкновения возрастает.
Некоторые реакции проходят под действием света или электрического тока.
—Ученик зачитывает последний абзац с.159 (п.1,2,3)
Отвечают на вопросы
учителя.
Высказывают своё
мнение.
Ведут поисковую беседу совместно с учителем.
Высказывают предположения
Анализируют ,устанавливают
причинно-следствен.
связи в изученном материале.
Дают определения химическим понятиям.
Наблюдают,делают выводы
Высказывают своё
предположение
5.Первичное
закрепление
изученного
материала
Цель: проговаривание
нового знания;
каждый для себя делает
вывод о том,
что он уже
умеет, запомнил ли
новый материал
1. Из предложенного перечня явлений выберите химические реакции: почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, образование кристаллов соли при упаривании её раствора, обугливание лучины, скисание молока. (Почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламене ацетиленово-кислородной горелки, обугливание лучины, скисание молока)
2. Поясните, какие признаки подтверждают, что гниение пищевых остатков – химическая реакция. (Изменение цвета, выделение тепла)
3. Почему загоревшиеся нефтепродукты нельзя тушить водой. Как их погасить? (Вода не поддерживает горение, но она по плотности тяжелее нефтепродуктов. При заливании водой горящий нефтепродукт всплывает и продолжает гореть. Горящие нефтепродукты следует засыпать песком, заливать пеной, закрывать плотной несгораемой тканью.)
4. Подвести обучающихся к выводу о химических реакциях, признаках химических реакций.
1. Выпадение или исчезновение осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение света, выделение и поглощение теплоты – признаки химических реакций.
2. Реакции горения сопровождаются выделением света и тепла.
3. Экзотермические реакции – реакции, сопровождающиеся выделением теплоты.
4. Эндотермические реакции – реакции, сопровождающиеся поглощением теплоты.
5. Условия протекания химических реакций: измельчение твёрдых веществ, нагревание, электрический ток, выделение тепла.
Отвечают на вопросы.
Слушают одноклассников и выска-
зывают своё
предположение
Делают вывод.
6.Рефлексия
учебной
деятельности
(подведение
итогов урока)
Цель:
осознание
учащимися
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что до сих пор остаётся непонятным?
— Оцените свою работу на уроке.
— Пусть вашу работу оценит одноклассник (сосед по парте)
Проводят самооценку.
Высказывают своё мнение.
Слушают оценку учителя.
7.Информац.
о дамашнем
задании
п. 27 в.1-2 с.159-160 (домашний эксперимент)
Выполнить эксперименты исследовательского характера. а) положить кусочек парафина в металлическую кружку, а её, в свою очередь, поставить в кастрюлю с горячей водой. Что наблюдаете? Охладить кружку с расплавленным парафином на подставке. Какое явление наблюдаете? Дайте его определение.
б) Железный гвоздь наполовину опустить в стакан с раствором соли. Что наблюдаете? Какое это явление? Дайте его определение. (Задания а) и б) отпечатаны на листах и выданы учащимся для выполнения дома.)
Обсуждение выполнения домашнего
задания.
Запись в
дневник.
Конспект урока 7 класс «Физические и химические явления. Признаки химических реакций.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя школа №40»
Конспект урока по теме:
«Физические и химические явления. Признаки химических реакций»
С применением мультимедийной презентации.
Выполнила учитель химии
Володская Ирина Николаевна.
г. Смоленск
2017 год
Цель урока: сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представления о физических и химических процессах, их отличиях; признаках и условиях протекания химических реакций.
Развивающие:
Способствовать формированию умений проводить лабораторные опыты в соответствии с правилами техники безопасности: вырабатывать практические умения работать с реактивами и лабораторным оборудованием;
Продолжить формировать умение делать теоретические выводы из конкретных фактов.
Показать практическую значимость знаний о химических явлениях.
Воспитательные:
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Средства обучения:
1 Словесные (рассказ учителя, беседа)
2. Практические (лабораторная работа)
3.Наглядные (мультимедийная презентация к уроку)
Оборудование:
На столах учащихся реактивы для проведения лабораторного опыта: раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия. Пробирки, штатив для пробирок.
Презентация к уроку.
План урока:
Оргмомент (3 мин.)
Основная часть (20 мин.)
Лабораторный опыт (7 мин.)
Закрепление (10 мин.)
Подведение итогов (5 мин)
Ход урока:
Мотивационно-организационный этап.
Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока.
2.Активизация познавательной активности учащихся (Слайд №2)
На столе зажженная свеча. Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака: «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на стекле,
Свеча горела.
Ребята, мы познакомились с некоторыми веществами, изучили их состав, строение.
Как вы думаете, остаются ли вещества неизменными?
Знания о веществе будут неполными, если мы не изучим явления, происходящие с ними.
Какие явления вы наблюдаете при горении парафина?
-плавление парафина (переход из твердого состояния в жидкое)
-затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Как называются такие явления?
-горение парафина (выделение тепла и света)
Как называются такие явления?
Цель нашего урока — изучить подробнее эти явления. Записываем тему урока в тетрадь.
Итак, сегодня мы должны:
Определить сущность физических и химических явлений
Познакомиться с признаками химических реакций
Выявить различие между физическими явлениями и химическими реакциями
Рассмотреть условия возникновения и протекания реакций
Отметить значение химических реакций
Это будет планом нашего сегодняшнего урока
2.Основной этап.
Человек и все, что его окружает, живая и неживая природа – непрерывно изменяются. С веществами происходят разнообразные изменения или превращения. (Слайд №3)
Вспомните из курса окружающего мира, какие изменения могут происходить с веществами в природе.
Испарение воды, замерзание воды. (Слайд №4)
Жидкая вода, лед и водяной пар — не разные вещества, а одно и тоже вещество, только в разных агрегатных состояниях. Подобно воде, и другие вещества можно переводить из одного агрегатного состояния в другое
Как называются такие превращения? Дайте определение физическим явлениям (демонстрация слайда)
Явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а только изменяется их агрегатное состояние или форма называются физическими явлениями.
Вместе с тем мы встречаем в повседневной жизни и другие явления: ржавление железа, скисание молока, сгорание топлива, гниение органических остатков.
Эти явления ведут к необратимым изменениям вещества.
Как называются такие явления? (Химическими)
Химическими называются такие явления, в результате которых из данного вещества образуются другие. Химические явления сопровождаются химическими превращениями или химическими реакциями.
Примеры химических превращений приведены на слайде. (Слайд №5)
Химические реакции сопровождаются обычно внешними признаками. Многие из указанных признаков реакций вам известны. Например, реакции горения веществ сопровождаются выделением тепла и света.
Вам известна реакция взаимодействия соды- Na2СО3 с уксусной кислотой. В результате этой реакции выделяется углекислый газ. (Слайд №6)
Если этот газ пропустить через известковую воду, то образуется осадок. (Слайд №7) Такой же осадок получится, если выдыхаемый воздух пропустить через газообразную трубку, опущенную в сосуд с известковой водой.
Как называются реакции, с помощь которых можно определить данное вещество? Такие реакции называются качественными на данное вещество. (Слайд№8).
Если нагреть в фарфоровой чашечке крахмал, то он обугливается- начинает чернеть, появляется неприятный запах. (Слайд №9)
Это- признаки химической реакции. (Слайд 10)
Признаки химических реакций:
Выделение тепла или света
Изменение окраски
Появление запаха
Образование осадка
Выделение газа
Проделаем лабораторный опыт. (Слайд №11)
Лабораторный опыт: «Взаимодействие раствора сульфата меди (II) с гидроксидом натрия»
К раствору сульфата меди добавьте немного раствора гидроксида натрия.
Что наблюдаете? К каким явлениям относится данный процесс.
Сделайте вывод.
3.Первичное закрепление знаний (Слайд №12)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Условия возникновения и течения реакций:
Что нужно сделать, чтобы началась химическая реакция?
Необходимо реагирующие вещества привести в соприкосновение. Чем больше будут измельчены вещества, тем больше площадь их соприкосновения, тем быстрее идёт реакция. Наиболее тонко раздробить вещества можно их растворением. Многие реакции протекают в растворах.
Измельчение и перемешивание- это только одно условие возникновения химических реакций.
Многие реакции начинаются только при нагревании.
Например, медь вступает в реакцию с кислородом воздуха при нагревании. Для одних реакций требуется непрерывное нагревание. Прекращается нагревание- прекращается и химическая реакция (например, разложение сахара). В других случаях нагревание требуется для возникновения реакции, а дальше реакция протекает с выделением теплоты и света (например, горение древесины)
Проанализируйте схему на слайде (Слайд №13)
Итак, ребята, подведем итог. Чем отличаются физические и химические явления?
Заполните таблицу:
Явления
Закрепление:
Назовите, какие явления относятся к физическим, а какие к химическим
(Слайд 14)
Самопроверка и выставление оценок
Значение физических и химических явлений:
Как вы считаете, какое значение имеют физические и химические процессы в природе и жизни человека?
Физические и химические явления, которые происходят вокруг нас, имеют колоссальное значение. Например, выпадение дождя связано с испарением воды и конденсацией водяного пара. Давление водяного пара используется в различных паровых двигателях.
В промышленном производстве металлам, пластмассам и другим материалам придают определенную форму (при штамповке, прокате) и в результате получают многообразные предметы.
Большое значение имеют химические реакции. Они используются для получения металлов (железа, алюминия, меди, цинка, олова и др.), а также пластмасс, минеральных удобрений, медикаментов и др. Во многих случаях они служат источником получения различных видов энергии. При сгорании топлива энергия выделяется в виде теплоты, которую используют в быту и промышленности. Сложные биохимические процессы, протекающие в растениях, в организмах животных и человека. Связаны с различными химическими превращениями.
Домашнее задание: параграф 18 по учебнику Габриеляна О.С. Химия,
Вводный курс, 7 класс
Дополнительное задание- подобрать стихи, литературные отрывки, пословицы и поговорки о физических и химических явлениях.
Подвести итоги нашего урока можно словами Ромена Ролана (Слайд 15)
(учащиеся зачитывают слова):
«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, понимать их сокровенные силы, их законы и течение, чтобы управлять ими».
Пожалуйста! Помогите мне привести примеры химических явлений!
Газовую камфорку зажигаешь — это горение (окисление с большим количеством выделяемой теплоты).<br><br>Химическое явление от других явлений отличается тем, что при этом явлении происходит превращание одних веществ в другие.<br><br>Ещё примеры, химических явлений:<br>1) Производство самогона. Дрожжи и сахар бродят. В растворе образуется спирт. (Это химическое явление.)<br>Потом этот раствор нагревают, спирт испаряется, проходит через трубочку в бочке с водой, охлаждается и конденсируется (это физическое явление, потому что нету превращения одного вещества в другое)<br>2) Отбеливание. В некоторых отбеливателях присутсвует хлор, специально потому что соединения хлора, как правило имеют белый цвет. Посторонние вещества (грязь) окисляются хлором и становятся белыми.<br>3) Нейтрализация. В тесто, замешанное на прокисшем молоке или кифире, добавляют соду. Она вступает в реакцию с молочной кислотой. Выделяет газ, который пузырит тесто, и выпечка получается более пышная.
Металл ржавчной покрывается. Это реакция окисления. После грозы озоном пахнет-это от электричества кислород (О2) превращается в озон О3.
Самая первая химическая реакция освоенная человечеством это рахжигание огня. Огонь это химическая реакция быстрого окисления веществ с большим выделением тепла.
1) сода пищевая и уксус (щёлоч и кислота) 2) йод и крахмал
Химическими называются такие явления, в результате которых из одних веществ образуются другие. Химические явления называются химическими превращениями или химическими реакциями.<br>
Ну может самое простое — превращение из изо льда воды под действием холода, и из воды — пара.
Спирт в воде растворяется — тепло выделяется
olya, вы привели не хим. явление, а физическое явление, т. к. при этом изменяется только агригатное состояние воды ( физика 7 класс )
Химические явления – это такие процессы, при которых взаимодействие двух разных веществ дает третье, новое, вещество. Например, при одних химических реакциях происходит выпадение осадка, при других – образование газа, выделение или поглощение тепла, света. Химические процессы могут быть обратимыми и необратимыми. Например, выпекание пирога – процесс необратимый, гидролиз солей (то есть разложение соли при помощи воды) – обратимый. 2 Химический процесс можно наблюдать в любом салоне красоты – это окрашивание волос краской, мелирование, колорирование и так далее. Препарат вступает в реакцию с волосами, вследствие чего пряди приобретают новый цвет. В основе процессов, постоянно действующих внутри человека, например, пищеварения, также лежат химические реакции. Хорошая хозяйка знает какой вред приносит стиральной машине накипь и пытается с ней бороться. Образование накипи представляет собой химический процесс. Неприятный запах в холодильнике исчезнет, если в него поместить гранулы одного из соединений силиция (например, силикагель). Это вещество поглощает молекулы различных веществ, не разрушая их. Те, кто пользуется этим отличным свойством — использует химию и ее возможности на благо домашнего хозяйства. Даже в кулинарии можно встретить химические процессы – шипение при смешивании соды и уксуса, брожение дрожжей, при добавлении к ним теплого молока и сахара. 4 Стирка с использованием моющих средств, отбеливание ткани, жарка мяса и овощей, прокисание молока, брожение виноградного сока — также примеры химических реакций в обычной жизни. Большое количество продуктов питания, взаимодействуя долгое время с кислородом, портится, образуя вредные для людей вещества с неприятными запахами. 5 Многие до сих пор в хозяйственных целях пользуются известью. Так вот ее гашение – несомненно, химический процесс, как и затвердевание цемента и алебастра, горение разных видов топлива, потемнение украшений из серебра. Коррозию металла можно смело отнести в этот же разряд. Под воздействием влаги на металле со временем появляется ржавчина – новое вещество. Такой специалист, как сварщик, ежедневно в своей работе сталкивается с химическими явлениями и процессами – сварка металла. Многие в детстве делали небольшие бомбочки, смешивая карбид (сварочный материал) с водой, засыпая это все в пластиковую бутылку и сильно взбалтывая – получался маленький взрыв. Это еще один пример химической реакции. 6 Это далеко не все примеры химических реакций и явлений в повседневной жизни. Подробнее: <a rel=»nofollow» href=»https://www.kakprosto.ru/kak-895095-himicheskie-yavleniya-v-povsednevnoy-zhizni-#ixzz511KJgPvO» target=»_blank»>https://www.kakprosto.ru/kak-895095-himicheskie-yavleniya-v-povsednevnoy-zhizni-#ixzz511KJgPvO</a>
как ты это написал?
Нет, он скопировал и вставил