Конспект «Физические и химические явления»
«Физические и химические явления
(химические реакции)»
Ключевые слова конспекта: Физические явления, химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, значение физических и химических явлений.
Физические явления — это явления, при которых обычно изменяется только агрегатное состояние веществ. Примеры физических явлений — плавление стекла, испарение или замерзание воды.
Химические явления — это явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. При химических явлениях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами. Примеры химических явлений — сгорание топлива, гниение органических веществ, ржавление железа, скисание молока.
Химические явления иначе называют химическими реакциями.
Условия возникновения химических реакций
О том, что при химических реакциях одни вещества превращаются в другие, можно судить по
Для начала многих химических реакций необходимо привести в тесное соприкосновение реагирующие вещества. Для этого их измельчают и перемешивают; площадь соприкосновения реагирующих веществ при этом увеличивается. Наиболее тонкое дробление веществ происходит при их растворении, поэтому многие реакции проводят в растворах.
Измельчение и перемешивание веществ — только одно из условий возникновения химической реакции. Например. при соприкосновении древесных опилок с воздухом при обычной температуре опилки не загораются. Для того чтобы началась химическая реакция, во многих случаях необходимо нагревание веществ до определённой температуры.
Следует различать понятия «условия возникновения» и «условия течения химических реакций». Так, например, чтобы началось горение, нагревание нужно только вначале, а затем реакция протекает с выделением теплоты и света, и дальнейшее нагревание не требуется. А в случае разложения воды приток электрической энергии необходим не только для начала реакции, но и для дальнейшего её протекания.
Важнейшие условия возникновения химических реакций — это:
- тщательное измельчение и перемешивание веществ;
- предварительное нагревание веществ до определённой температуры.
Значение физических и химических явлений
Большое значение имеют химические реакции. Они используются для получения металлов, пластмасс, минеральных удобрений, медикаментов и т. д., а также служат источником различных видов энергии. Так, при сгорании топлива выделяется теплота, которую используют в быту и в промышленности.
Все процессы жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, фотосинтез и др.), протекающие в живых организмах, также связаны с различными химическими превращениями. Например, химические превращения веществ, содержащихся в пище (белков, жиров, углеводов), протекают с выделением энергии, которая используется организмом для обеспечения процессов жизнедеятельности.
Конспект урока «Физические и химические явления ( химические реакции)».
Следующая тема: «Атомы, молекулы и ионы».
uchitel.pro
Химические явления внутри и вокруг нас
Ручаюсь, вы не раз замечали что-нибудь вроде того, как мамино серебряное кольцо со временем темнеет. Или как ржавеет гвоздь. Или как сгорают до золы деревянные поленья. Ну ладно, если мама не любит серебро, а в походы вы не никогда не ходили, уж как заваривается чайный пакетик в чашке видели точно.
Что общего у всех этих примеров? А то, что все они относятся к химическим явлениям.
Химическое явление происходит тогда, когда одни вещества превращаются в другие: у новых веществ другой состав и новые свойства. Если припомнить еще и физику, то запомните, что химические явления происходят на молекулярном и атомарном уровне, но не затрагивают состав ядер атомов.
С точки же зрения химии это не что иное, как химическая реакция. А для каждой химической реакции обязательно возможно выделить характерные признаки:
- в ходе реакции может выпасть осадок;
- может измениться цвет вещества;
- следствием протекания реакции может стать выделение газа;
- может быть выделена либо поглощена теплота;
- также реакция может сопровождаться выделением света.
Мы дальше рассмотрим примеры различных химических явлений, так что этот момент станет понятнее.
Также давно определен список необходимых для протекания химической реакции условий:
- контакт: чтобы реагировать, вещества должны соприкасаться.
- измельчение: для успешного протекания реакции, вступающие в нее вещества должны быть как можно мельче измельчены, идеальный вариант – растворены;
- температура: очень многие реакции напрямую зависят от температуры веществ (чаще всего их требуется нагреть, но некоторые наоборот – охладить до определенной температуры).
Записывая буквами и цифрами уравнение химической реакции, вы тем самым описываете суть химического явления. А закон сохранения массы – одно и самых главных правил при составлении таких описаний.
Химические явления в природе
Вы, конечно, понимаете, что химия происходит не только в пробирках в школьной лаборатории. Самые впечатляющие химические явления вы можете наблюдать в природе. И значение их так велико, что не было бы никакой жизни на земле, если бы не некоторые из природных химических явлений.
Итак, первым делом поговорим про фотосинтез. Это процесс, во время которого растения поглощают углекислый газ из атмосферы и под воздействием солнечного света вырабатывают кислород. Этим кислородом мы и дышим.
Вообще фотосинтез протекает в две фазы, и освещение нужно только для одной. Ученые проводили различные опыты и выяснили, что фотосинтез протекает даже при слабом освещении. Но с увеличением количества света процесс значительно ускоряется. Также было замечено, что если одновременно увеличивать освещенность растения и повышать температуру, скорость фотосинтеза увеличивается еще больше. Происходит это до известного предела, по достижении которого дальнейшее увеличение освещенности перестает ускорять фотосинтез.
В процессе фотосинтеза задействованы фотоны, которые излучает солнце, и специальные пигментные молекулы растений – хлорофилл. В клетках растений он содержится в хлоропластах, именно благодаря которым листья зеленые.
С точки зрения химии при фотосинтезе происходит цепочка преобразований, результатом которой является кислород, вода и углеводы в качестве запаса энергии.
Первоначально считалось, что кислород образуется в результате расщепления углекислого газа. Однако позже Корнелиус Ван Ниль выяснил, что кислород образуется в результате фотолиза воды. Позднейшие исследования подтвердили эту гипотезу.
Описать суть фотосинтеза можно с помощью вот такого уравнения: 6СО2 + 12Н2О + свет = С6Н12О6 + 6О2 + 6Н2О.
Дыхание, наше с вами в том числе, – это тоже химическое явление. Мы вдыхаем выработанный растениями кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Но не только углекислый газ образуется в результате дыхания. Главное в этом процессе то, что благодаря дыханию выделяется большое количество энергии, и этот способ ее получения очень эффективен.
Кроме того, промежуточным итогом разных этапов дыхания является большое число различных соединений. А те в свою очередь служат основой для синтеза аминокислот, белков, витаминов, жиров и жирных кислот.
Процесс дыхания сложный и разбит на несколько этапов. На каждом из которых в ход идет большое количество ферментов, выполняющих роль катализаторов. Схема химических реакций дыхания практически одинаковая у животных, растений и даже бактерий.
С точки зрения химии дыхание – это процесс окисления углеводов (как вариант: белков, жиров) с помощью кислорода, в результате реакции получаются вода, углекислый газ и энергия, которую клетки запасают в АТФ: С6Н12О6 + 6О2 = СО2 + 6Н2О + 2,87 * 106 Дж.
Кстати, мы говорили выше, что химические реакции могут сопровождаться излучением света. В случае с дыханием и сопутствующими ему химическими реакциями это тоже верно. Светиться (люминесцировать) могут некоторые микроорганизмы. Хотя при этом энергетическая эффективность дыхания снижается.
Горение тоже происходит при участии кислорода. В результате древесина (и другое твердое топливо) превращается в золу, а это вещество с совершенно другим составом и свойствами. Кроме того, в процессе горения выделяется большое количество теплоты и света, а также газа.
Горят, конечно, не только твердые вещества, просто с их помощью было удобнее привести пример в данном случае.
С химической точки зрения горение – это окислительная реакция, которая протекает с очень большой скоростью. А при очень-очень высокой скорости реакции может произойти взрыв.
Схематически реакцию можно записать так: вещество + О2 → оксиды + энергия.
Как природное химическое явление рассматриваем мы и гниение.
По сути, это тот же процесс, что и горение, только протекает он гораздо медленней. Гниение представляет собой взаимодействие сложных азотосодержащих веществ с кислородом при участии микроорганизмов. Наличие влаги является одним из факторов, способствующих возникновению гниения.
В результате химических реакций из белка образуется аммиак, жирные летучие кислоты, углекислота, оксикислоты, спирты, амины, скатол, индол, сероводород, меркаптаны. Часть из образованных в результате гниения азотосодержащих соединений ядовито.
Если снова обратимся к нашему списку признаков химической реакции, то многие из них обнаружим и в этом случае. В частности, имеется исходное вещество, реагент, продукты реакции. Из характерных признаков отметим выделение теплоты, газов (сильнопахнущих), изменение цвета.
Для круговорота веществ в природе гниение имеет очень большое значение: позволяет перерабатывать белки погибших организмов в соединения, пригодные к усвоению растениями. И круг начинается сначала.
Уверена, вы замечали, как летом легко дышится после грозы. И воздух тоже становится особенно свежим и приобретает характерный запах. Каждый раз после летней грозы вы можете наблюдать еще одно распространенное в природе химическое явление – образование озона.
Озон (О3) в чистом виде представляет собой газ синего цвета. В природе наибольшая концентрация озона – в верхних слоях атмосферы. Там он выполняет роль щита нашей планеты. Который защищает ее от солнечной радиации из космоса и не дает Земле остывать, поскольку поглощает и ее инфракрасное излучение.
В природе озон в большинстве своем образуется благодаря облучению воздуха ультрафиолетовыми лучами Солнца (3О2 + УФ свет → 2О3). А также при электрических разрядах молний во время грозы.
В грозу под воздействием молний часть молекул кислорода распадается на атомы, молекулярный и атомарный кислород соединяются, и образуется О3.
Вот почему мы ощущаем особую свежесть после грозы, нам легче дышится, воздух кажется более прозрачным. Дело в том, что озон гораздо более сильный окислитель, чем кислород. И в небольшой концентрации (как после грозы) безопасен. И даже полезен, поскольку разлагает вредные вещества в воздухе. По сути, дезинфицирует его.
Однако в больших дозах озон очень опасен для людей, животных и даже растений, для них он ядовит.
Кстати, дезинфицирующие свойства полученного лабораторным путем озона широко используются для озонирования воды, предохранения продуктов от порчи, в медицине и косметологии.
Разумеется, это далеко не полный список удивительных химических явлений в природе, которые делают жизнь на планете такой разнообразной и прекрасной. Вы сможете узнать о них больше, если будете внимательно смотреть по сторонам и держать уши открытыми. Вокруг полно удивительных явлений, которые только и ждут, чтобы вы ими заинтересовались.
Химические явления в быту
К ним относятся те, что можно наблюдать в повседневной жизни современного человека. Некоторые из них совсем простые и очевидные, любой может наблюдать их на своей кухне: например, заваривание чая. Нагретые кипятком чаинки меняют свои свойства, в результате меняется и состав воды: она приобретает другой цвет, вкус и свойства. То есть получается новое вещество.
Если в этот же чай насыпать сахар, в результате химической реакции получится раствор, который снова будет обладать набором новых характеристик. В первую очередь, новым, сладким, вкусом.
На примере крепкой (концентрированной) чайной заварки можете самостоятельно провести и еще один опыт: осветлить чай при помощи дольки лимона. Из-за кислот, содержащихся в лимонном соке, жидкость еще раз изменит свой состав.
Какие еще явления вы можете наблюдать в быту? Например, к химическим явлениям относится процесс сгорания топлива в двигателе.
Если упростить, реакцию сгорания топлива в двигателе можно описать так: кислород + топливо = вода + углекислый газ.
Вообще в камере двигателя внутреннего сгорания происходит несколько реакций, в которых задействованы топливо (углеводороды), воздух и искра зажигания. А точнее, не просто топливо – топливно-воздушная смесь из углеводородов, кислорода, азота. Перед зажиганием смесь сжимается и нагревается.
Сгорание смеси происходит в доли секунды, в итоге связь между атомами водорода и углерода разрушается. Благодаря этому высвобождается большое количество энергии, которая приводит в движение поршень, а тот – коленчатый вал.
В дальнейшем атомы водорода и углерода соединяются с атомами кислорода, образуется вода и углекислый газ.
В идеале реакция полного сгорания топлива должна выглядеть так: CnH2n+2 + (1,5n+0,5)O2 = nCO2 + (n+1)H2O. В реальности же двигатели внутреннего сгорания не настолько эффективны. Предположим, если кислорода при реакции не хватает незначительно, в результате реакции образуется СО. А при большей нехватке кислорода образуется сажа (С).
Образование налета на металлах в результате окисления (ржавчина на железе, патина на меди, потемнение серебра) – тоже из категории бытовых химических явлений.
Возьмем железо для примера. Ржавление (окисление) происходит под воздействием влаги (влажность воздуха, прямой контакт с водой). Результатом этого процесса становится гидроксид железа Fe2O3 (точнее, Fe2O3 * H2O). Вы можете увидеть его в виде рыхлого, шероховатого, оранжевого или красно- коричневого налета на поверхности металлических изделий.
Другим примером может послужить зеленый налет (патина) на поверхности изделий из меди и бронзы. Он образуется со временем под воздействием атмосферного кислорода и влажности: 2Cu + O2 + H2O + CO2 = Cu2CO5H2 (или CuCO3 * Cu(OH)2). Полученный в итоге основной карбонат меди встречается и в природе – в виде минерала малахита.
И еще один пример медленной окислительной реакции металла в бытовых условиях – это образование темного налета сульфида серебра Ag2S на поверхности серебряных изделий: украшений, столовых приборов и т.п.
«Ответственность» за его возникновение несут частички серы, которые в виде сероводорода присутствуют в воздухе, которым мы с вами дышим. Потемнеть серебро может и при контакте с серосодержащими пищевыми продуктами (яйцами, например). Реакция же выглядит так: 4Ag + 2H2S + O2 = 2Ag2S + 2H2O.
Вернемся на кухню. Здесь можно рассмотреть еще несколько любопытных химических явлений: образование накипи в чайнике одно из них.
В бытовых условиях нет химически чистой воды, в ней всегда в различной концентрации растворены соли металлов и другие вещества. Если вода насыщена солями кальция и магния (гидрокарбонатами), ее называют жесткой. Чем выше концентрация солей, тем более жесткой является вода.
Когда такая вода нагревается, эти соли подвергаются разложению на углекислый газ и нерастворимый осадок (СаСО3 и MgСО3). Эти твердые отложения вы и можете наблюдать, заглянув в чайник (а также взглянув на нагревательные элементы стиральных и посудомоечных машинок, утюгов).
Кроме кальция и магния (из которых получается карбонатная накипь), в воде также часто присутствует железо. В ходе химических реакций гидролиза и окисления из него образуются гидроксиды.
Кстати, собравшись избавиться от накипи в чайнике, вы можете наблюдать еще один пример занимательной химии в быту: с отложениями хорошо справляются обычный столовый уксус и лимонная кислота. Чайник с раствором уксуса/лимонной кислоты и воды кипятят, после чего накипь исчезает.
А без другого химического явления не было бы вкусных маминых пирогов и булочек: речь о гашении соды уксусом.
Когда мама гасит соду в ложке уксусом, происходит вот такая реакция: NaHCO3 + CH3COOH = CH3COONa + H2O + CO2. Полученный в ее результате углекислый газ стремится покинуть тесто – и тем самым изменяет его структуру, делает пористым и рыхлым.
Кстати, можете рассказать маме, что гасить соду вовсе не обязательно – она и так прореагирует, когда тесто попадет в духовку. Реакция, правда, будет проходить немного хуже, чем при гашении соды. Но при температуре от 60 градусов (а лучше 200) происходит разложение соды на карбонат натрия, воду и все тот же углекислый газ. Правда, вкус готовых пирогов и булочек может оказаться хуже.
Список бытовых химических явлений не менее впечатляющий, чем список таких явлений в природе. Благодаря им у нас есть дороги (изготовление асфальта – это химические явление), дома (обжиг кирпича), красивые ткани для одежды (окрашивание). Если задуматься об этом, становится отчетливо ясно, насколько многогранная и интересная наука химия. И сколько пользы можно извлечь из понимания ее законов.
Интересные химические явления
Среди многих и многих придуманных природой и человеком явлений есть особенные, которые сложно описать и объяснить. К ним относится и горение воды. Как такое, может быть, спросите вы, ведь вода не горит, ею тушат огонь? Как она может гореть? А дело вот в чем.
Горение воды – это химическое явление, при котором в воде с примесью солей под воздействием радиоволн разрываются кислородно-водородные связи. В результате образуется кислород и водород. И горит, конечно, не сама вода, а именно водород.
При этом он достигает очень высокой температуры горения (больше полутора тысяч градусов), плюс в ходе реакции снова образуется вода.
Это явление давно интересует ученых, мечтающих научиться использовать воду в качестве топлива. Например, для автомобилей. Пока это нечто из области фантастики, но кто знает, что ученые сумеют изобрести совсем скоро. Одна из главных загвоздок в том, чтобы при горении воды энергии выделялось больше, чем затрачивается на проведение реакции.
Кстати, нечто подобное можно наблюдать и в природе. Согласно одной из теорий, большие волны-одиночки, появляющиеся словно бы из ниоткуда, на самом деле являются следствием водородного взрыва. Электролиз воды, который к нему приводит, осуществляется благодаря попаданию электрических разрядов (молний) на поверхность соленой воды морей и океанов.
Но не только в воде, но и на суше можно наблюдать поражающие воображение химические явления. Если бы вам довелось побывать в природной пещере, наверняка вы смогли бы увидеть там причудливые, красивые природные «сосульки», свисающие с потолка – сталактиты. То, как и почему они появляются, объясняется еще одним интересным химическим явлением.
Химик, глядя на сталактит, видит, конечно, не сосульку, а карбонат кальция СаСО3. Основой для его образования служат сточные воды, природный известняк, а сам сталактит выстраивается благодаря осаждению карбоната кальция (рост вниз) и силе сцепления атомов в кристаллической решетке (рост вширь).
К слову, аналогичные образования могут подниматься от пола к потолку – их называют сталагмиты. А если сталактиты и сталагмиты встречаются и срастаются в цельные колонны, они получают название сталагнаты.
Заключение
В мире ежедневно происходит множество удивительных, прекрасных, а также опасных и пугающих химических явлений. Из многих человек научился извлекать пользу: создает строительные материалы, готовит пищу, заставляет транспорт перемещаться на огромные расстояния и многое другое.
Без многих химических явлений не было бы возможным существование жизни на земле: без озонового слоя люди, животные, растения не выжили бы из-за ультрафиолетовых лучей. Без фотосинтеза растений животным и людям нечем было бы дышать, а без химических реакций дыхания этот вопрос вообще не был бы актуальным.
Брожение позволяет готовить продукты питания, а сходное с ним химическое явление гниения разлагает белки на более простые соединения и возвращает те в круговорот веществ в природе.
Образование оксида при нагревании меди, сопровождающееся ярким свечением горение магния, плавление сахара и др. тоже считают химическими явлениями. И находят им полезное применение.
Будет здорово, если в комментариях вы расскажете нам, какие еще химические явления вы могли сами наблюдать в природе или у себя дома. И будет очень хорошо, если расскажете про эту статью своим друзьям – многие из них тоже могут захотеть поделиться своими наблюдениями.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Физические и химические явления. Признаки химических реакций
Различные изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.
Пример. Испарение воды, плавление стекла, ржавление металлов – явления.
Явления делятся на физические и химические.
Физические явления – это явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие.
Пример. Изменение формы тела или агрегатного состояния вещества – физические явления.
Химические явления – это явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, новые вещества с новыми химическими и физическими свойствами. Химические явления иначе ещё называются химическими реакциями или химическими превращениями.
Пример. Ржавление железа, горение веществ, разложение воды при высокой температуре на водород и кислород – химические явления.
О веществах, вступающих в химическую реакцию, говорят, что они реагируют, взаимодействуют между собой или одни вещества превращаются в другие.
Вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются исходными веществами или реагентами. Новые вещества, которые образуются в результате химической реакции, называются продуктами реакции.
Пример. При взаимодействии натрия и воды образуются гидроксид натрия и водород. Натрий и вода – реагенты, а гидроксид натрия и водород – продукты реакции.
Признаки химических реакций
О том, что происходит химическая реакция можно узнать по внешним признакам. Возможные признаки протекания химических реакций:
- Изменение цвета
- Образование осадка
- Выделение газа
- Появление запаха
- Выделение теплоты
- Выделение света
Пример. Горение веществ часто сопровождается выделением света, запаха и теплоты.
О сайте: | конспекты по математике, русскому языку и химии |
Связь: | contact@izamorfix.ru |
Новое на сайте | © 2018 – 2019 |
izamorfix.ru
Примеры химических и физических явлений в природе :: SYL.ru
Динамические изменения встроены в саму природу. Все меняется так или иначе каждый момент. Если вы внимательно осмотритесь, вы найдете сотни примеров физических и химических явлений, которые являются вполне себе естественными преобразованиями.
Изменения – единственная константа во Вселенной
Как ни странно, изменение является единственной константой в нашей Вселенной. Чтобы понять физические и химические явления (примеры в природе встречаются на каждом шагу), принято классифицировать их по типам, в зависимости от характера конечного результата, вызванного ими. Различают физические, химические и смешанные изменения, которые содержат в себе и первые, и вторые.

Физические и химические явления: примеры и значение
Что такое физическое явление? Любые изменения, происходящие в веществе без изменения его химического состава, являются физическими. Они характеризуется изменениями физических атрибутов и материального состояния (твердое, жидкое или газообразное), плотности, температуры, объема, которые происходят без изменения его фундаментальной химической структуры. Не происходит создание новых химических продуктов или изменения общей массы. Кроме того, этот тип изменений обычно является временным и в некоторых случаях полностью обратимым.
Когда вы смешиваете химикаты в лаборатории, можно легко увидеть реакцию, но в мире вокруг вас происходит множество химических реакций каждый день. Химическая реакция изменяет молекулы, в то время как физическое изменение только перестраивает их. Например, если мы возьмем газ хлора и металлический натрий и объединим их, мы получим столовую соль. Полученное вещество сильно отличается от любого из его составных частей. Это химическая реакция. Если затем растворить эту соль в воде, мы просто смешиваем молекулы соли с молекулами воды. В этих частицах нет изменений, это физическое преобразование.
Примеры физических изменений
Все состоит из атомов. При соединении атомов образуются разные молекулы. Различные свойства, которые наследуют объекты, являются следствием различных молекулярных или атомных структур. Основные свойства объекта зависят от их молекулярного расположения. Физические изменения происходят без изменения молекулярной или атомной структуры объектов. Они просто преобразуют состояние объекта, не изменяя его природы. Плавление, конденсация, изменение объема и испарения являются примерами физических явлений.
Дополнительные примеры физических изменений: металл, расширяющийся при нагревании, передача звука через воздух, замерзание воды зимой в лед, медь втягивается в провода, формирование глины на разных объектах, мороженое плавится до жидкости, нагревание металла и преобразование его в другую форму, сублимация йода при нагревании, падение любого объекта под действием силы тяжести, чернила поглощаются мелом, намагничивание железных гвоздей, снеговик, тающий на солнце, светящиеся лампы накаливания, магнитная левитация объекта.

Как различать физические и химические изменения?
Множество примеров химических явлений и физических можно встретить в жизни. Часто трудно определить разницу между ними, особенно когда оба могут происходить одновременно. Чтобы определить физические изменения, задайте следующие вопросы:
- Является ли состояние состояния объекта изменением (газообразным, твердым и жидким)?
- Является ли изменение чисто ограниченным физическим параметром или характеристикой, такой как плотность, форма, температура или объем?
- Является ли химическая природа объекта изменением?
- Возникают ли химические реакции, приводящие к созданию новых продуктов?
Если ответ на один из первых двух вопросов да, и ответы на последующие вопросы отсутствуют, это, скорее всего, это физическое явление. И наоборот, если ответ на любой из двух последних вопросов положительный, в то время как первые два отрицательные, это, безусловно, химическое явление. Трюк состоит в том, чтобы просто четко наблюдать и анализировать то, что вы видите.

Примеры химических реакций в повседневной жизни
Химия происходит в окружающем вас мире, а не только в лаборатории. Материя взаимодействует для образования новых продуктов посредством процесса, называемого химической реакцией или химическим изменением. Каждый раз, когда вы готовите или убираете, это химия в действии. Ваше тело живет и растет благодаря химическим реакциям. Есть реакции, когда вы принимаете лекарства, зажигаете спичку и вздыхаете. Вот 10 химических реакций в повседневной жизни. Это всего лишь небольшая выборка из тех примеров физических и химических явлений в жизни, которые вы видите и испытываете много раз каждый день:
- Фотосинтез. Хлорофилл в листьях растений превращает углекислый газ и воду в глюкозу и кислород. Это одна из самых распространенных ежедневных химических реакций, а также одна из самых важных, поскольку именно так растения производят пищу для себя и животных и превращают углекислый газ в кислород.
- Аэробное клеточное дыхание является реакцией с кислородом в человеческих клетках. Аэробное клеточное дыхание является противоположным процессом фотосинтеза. Разница заключается в том, что молекулы энергии объединяются с кислородом, которым мы дышим, чтобы высвободить энергию, необходимую нашим клеткам, а также углекислый газ и воду. Энергия, используемая клетками, представляет собой химическую энергию в виде АТФ.
- Анаэробное дыхание. Анаэробное дыхание производит вино и другие ферментированные продукты. Ваши мышечные клетки выполняют анаэробное дыхание, когда вы исчерпываете подаваемый кислород, например, при интенсивном или продолжительном упражнении. Анаэробное дыхание дрожжами и бактериями используется для ферментации для производства этанола, углекислого газа и других химических веществ, которые производят сыр, вино, пиво, йогурт, хлеб и многие другие распространенные продукты.
- Сгорание – это тип химической реакции. Это химическая реакция в повседневной жизни. Каждый раз, когда вы зажигаете спичку или свечу, разжигаете костер, вы видите реакцию горения. Сжигание объединяет энергетические молекулы с кислородом для получения двуокиси углерода и воды.
- Ржавчина – общая химическая реакция. Со временем железо развивает красное, шелушащееся покрытие, называемое ржавчиной. Это пример реакции окисления. Другие повседневные примеры включают формирование вердигров на меди и потускнение серебра.
- Смешивание химических веществ вызывает химические реакции. Пекарский порошок и пищевая сода выполняют аналогичные функции при выпечке, но они по-разному реагируют на другие ингредиенты, поэтому вы не всегда можете заменить их на другой. Если вы комбинируете уксус и пищевую соду для химического «вулкана» или молока с порошком для выпечки в рецепте, вы испытываете реакцию двойного смещения или метатезиса (плюс некоторые другие). Ингредиенты рекомбинируют для получения газообразного диоксида углерода и воды. Углекислый газ образует пузырьки и помогает «выращиванию» хлебобулочных изделий. Эти реакции кажутся простыми на практике, но часто состоят из нескольких этапов.
- Батареи являются примерами электрохимии. Батареи используют электрохимические или окислительно-восстановительные реакции для превращения химической энергии в электрическую.
- Пищеварение. Тысячи химических реакций происходят во время пищеварения. Как только вы положите пищу в рот, фермент в вашей слюне, называемый амилазой, начинает разрушать сахара и другие углеводы в более простые формы, которые ваше тело может поглощать. Соляная кислота в вашем желудке реагирует с пищей, чтобы ее разрушить, а ферменты расщепляют белки и жиры, чтобы они могли всасываться в кровь через стенки кишечника.
- Кислотно-базовые реакции. Всякий раз, когда вы смешиваете кислоту (например, уксус, лимонный сок, серную кислоту , соляную кислоту ) со щелочью (например, пищевой содой, мылом, аммиаком, ацетоном), вы выполняете кислотно-щелочную реакцию. Эти процессы нейтрализуют друг друга, получая соль и воду. Хлорид натрия не является единственной солью, которая может быть образована. Например, здесь приведено химическое уравнение для реакции кислотно-щелочной реакции, в которой образуется хлорид калия, обычный заменитель столовой соли: HCl + KOH → KCl + H2O.
- Мыло и моющие средства. Их очищают путем химических реакций. Мыло эмульгирует грязь, что означает, что масляные пятна связываются с мылом, чтобы их можно было снять водой. Моющие средства снижают поверхностное натяжение воды, поэтому они могут взаимодействовать с маслами, изолировать их и смывать.
- Химические реакции при приготовлении пищи. Кулинария – один большой практический эксперимент по химии. Приготовление использует тепло, чтобы вызвать химические изменения в пище. Например, когда вы сильно кипятите яйцо, сероводород, полученный нагреванием яичного белка, может реагировать с железом из яичного желтка, образуя серо-зеленое кольцо вокруг желтка. Когда вы готовите мясо или выпечку, реакция Майяра между аминокислотами и сахарами дает коричневый цвет и желательный вкус.

Другие примеры химических и физических явлений
Физические свойства описывают характеристики, которые не изменяют вещество. Например, вы можете изменить цвет бумаги, но это еще бумага. Вы можете кипятить воду, но когда вы собираете и конденсируете пар, это все еще вода. Вы можете определить массу листа бумаги, и это все еще бумага.
Химическими свойствами являются те, которые показывают, как вещество реагирует или не реагирует с другими веществами. Когда металлический натрий помещают в воду, он реагирует бурно, образуя гидроксид натрия и водород. Достаточное тепло выделяется тем, что водород вырывается в пламя, реагируя с кислородом в воздухе. С другой стороны, когда вы кладете кусок медного металла в воду, реакция не возникает. Таким образом, химическое свойство натрия заключается в том, что он реагирует с водой, а химическое свойство меди заключается в том, что это не так.
Какие еще можно привести примеры химических явлений и физических? Химические реакции всегда происходят между электронами в валентных оболочках атомов элементов в периодической таблице. Физические явления на низких энергетических уровнях просто включают механические взаимодействия – случайные столкновения атомов без химических реакций, таких как атомы или молекулы газа. Когда энергии столкновений очень велики, целостность ядра атомов нарушается, что приводит к делению или слиянию вовлеченных видов. Спонтанный радиоактивный распад обычно считается физическим явлением.
www.syl.ru
Физические и химические явления. Химические реакции
Цели урока:
- познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями;
- рассмотреть отличие химических явлений от физических;
- рассказать о значении физических явлений в химии, познакомить с признаками и условиями течения химических реакций;
- развивать познавательную деятельность учащихся через химический эксперимент;
- воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, грамотное обращение с веществами.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы (работа в парах).
Оборудование:
- Рисунки по технике безопасности.
- Компьютерная презентация (Приложение).
- Демонстрационный эксперимент:
- Опыт 1: бензойная кислота, фарфоровая чашка, банка, спиртовка, спички, ветка ели;
- Опыт 2: хлорид железа (III), роданид калия, пробирка;
- Опыт 3: раствор гидроксида кальция, стакан, трубочка;
- Опыт 4: раствор соляной кислоты, мраморная крошка, пробирка, лучина;
- Опыт 5: хлорид аммония, гидроксид кальция, пробирка, спиртовка, держатель, спички;
- Опыт 6: бихромат аммония, фарфоровая чашка, лучина:
- Лабораторный эксперимент:
- Вариант 1: парафин, стеклянная пластина, держатель, спиртовка, спички;
- Вариант 2: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, пробирка;
- Вариант 3: медная проволока, держатель, спиртовка, спички, наждачная бумага;
- Вариант 4: фильтровальная бумага, этиловый спирт, пипетка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: «Познание, – как говорил Аристотель, – начинается с удивления». Я бы еще добавила: «С увлечения». С чего начинается увлечение химией – наукой, полной удивительных загадок, непонятных явлений? Очень часто – с химических опытов, которые сопровождаются красивыми эффектами, чудесами. Чтобы разгадать эти чудеса, надо изучить теорию. Сегодня на уроке мы с вами начнем знакомиться с химическими реакциями, условиями протекания.
II. Изучение нового материала
(Во время объяснения нового материала учащиеся делают записи в тетрадь)
Учитель: Давайте вспомним, что изучает химия?
Ученики: Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Учитель: Химия изучает свойства и превращения одного из удивительных веществ – воды. (Приложение. На фоне слайдов 2-10 звучит стихотворение С.Щипачева «Вода»)
Безбрежная ширь океана,
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это – только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, в каких агрегатных состояниях встречается вода.
Ученики: Вода в природе встречается в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом (лед) и газообразном (водяной пар). (Приложение. Слайд 11)
Учитель: Какие процессы позволяют воде переходить из одного агрегатного состояния в другое?
Ученики: Процесс перехода твердого вещества в жидкое состояние называется плавлением, жидкого в газообразное – испарением, переход газа в жидкость – конденсацией, жидкости в твердое – кристаллизацией. (Приложение. Слайд 11)
Учитель: Явления, которые связаны с изменением агрегатного состояния вещества, относят к физическим. Примером такого явления также является возгонка, т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. Лед способен к возгонке, недаром бельё высыхает и на морозе.
Демонстрация опыта 1. Возгонка бензойной кислоты.
Учитель: Но физические явления не обязательно связаны с изменением агрегатного состояния вещества, при них могут изменяться размеры, форма тел. Например, растяжение или сжатие пружины. Как вы думаете, будет ли изменяться при этом состав вещества?
Ученики: Состав вещества при физических явлениях не изменяется. (Приложение. Слайд 12)
Учитель: Физические явления широко
используются человеком в своей деятельности.
Так, свойства алюминия (пластичность,
теплопроводность, электропроводность, легкость)
позволяют использовать его в качестве
проводов ЛЭП, в самолетостроении.
Многие способы получения чистых веществ по
сути являются физическими явлениями. К ним
относят фильтрование (очистка питьевой воды) (Приложение. Слайд 13),
дистилляцию или перегонку (для получения чистых
жидких или газообразных веществ, например, для
получения нефтепродуктов, отдельных составных
частей воздуха) (Приложение.
Слайд 14), выпаривание (для получения твердых
веществ из растворов, например, поваренной
соли), отстаивание.
Учитель: В отличие от физических
явлений при химических явлениях, или химических
реакциях, происходит превращение одних веществ в
другие, образуются новые вещества, обладающие
другими свойствами. Об этом можно судить по
внешним признакам. Эти признаки называются
признаками химических реакций. (Приложение.
Слайд 12)
Помните, что любые химические опыты требуют при
выполнении осторожности, внимания,
аккуратности. Избежать неприятностей поможет
соблюдение простых правил:
- берите точно указанные количества веществ;
- вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно;
- не держите пробирку отверстием к себе или соседу;
- правильно определяйте запах веществ;
- мойте руки после завершения работы.
Понаблюдаем за течением некоторых химических реакций. (Учитель проводит демонстрацию опытов, с помощью них выясняет признаки химических реакций)
Опыт 2. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия.
Опыт 3. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с углекислым газом (приглашается ученик, который пропускает выдыхаемый углекислый газ через раствор гидроксида кальция).
Опыт 4. Взаимодействие раствора соляной кислоты с мраморной крошкой.
Опыт 5. Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом кальция (пригашается ученик понюхать выделяющийся газ)
Опыт 6. Разложение бихромата аммония.
Задание: По рисункам перечислите признаки химических реакций, о которых говорилось на уроке. (Приложение. Слайд 15)
Ученики: К признакам химических реакций относятся: выделение или поглощение теплоты, изменение цвета, выделение запаха, выпадение (растворение осадка), выделение газа.
Задание: Из предложенного перечня выберите химические явления, обоснуйте свой выбор. (Приложение. Слайд 16).
На слайде приводятся фотографии и названия явлений: образование накипи, грозовые явления, скисание молока, обугливание сахара, растворение перманганата калия, ржавление железа, фильтрование
Учитель: Еще в доисторические времена первобытные люди научились добывать огонь, готовили на нем пищу. Огонь зачаровывает, в нем есть что-то волшебное. Предлагаю и вам полюбоваться им. (Просмотр видеоролика «Фейерверк», слайд 17)
Учитель: Какому явлению относится это явление?
Ученики: Это явление относится к химическому, так как выделяется свет, изменяется цвет.
Учитель дает определение реакциям горения:
Реакции, протекающие с выделением теплоты и
света, называют реакциями горения.
Реакции горения – это частный случай большой
группы химических реакций, протекающих с
выделением теплоты. В химии встречаются реакции,
которые происходят с поглощением теплоты. (Приложение. Слайд 18)
Учащиеся по учебнику (стр. 137) выучивают определение экзотермических и эндотермических реакций.
Учитель: В заключение рассмотрим, какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. Вспомните, что мы делали с веществами, когда проделывали опыты?
Ученики: Вещества для реакции смешивали, некоторые нагревали.
Учитель: Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны находиться в контакте. Для быстроты прохождения химической реакции вещества измельчают или растворяют. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры, для энодотермических реакций – необходимо нагревание на протяжении всей реакции. (Приложение. Слайд 19)
Приложение. Слайд 20 – видеоролик опыта «Взаимодействие железа с серой» (Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс)
III. Закрепление изученного материала
Учитель: Химия – наука экспериментальная, эксперимент учит на практике проверять свои выводы. Ломоносов говорил: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (Приложение. Слайд 21) Далее я вам предлагаю выполнить лабораторную работу по вариантам. (Учащиеся работают в парах)
Вариант 1.
Задание: Небольшой кусочек парафина (по объему со спичечную головку) положите на стеклянную пластину и подержите ее с помощью держателя для пробирок высоко над верхней частью пламени. Когда парафин расплавится, погасите спиртовку, пластине дайте остыть. После охлаждения рассмотрите парафин. Изменился ли он? Какие явления (физические или химические) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.
Вариант 2.
Задание: Налейте в пробирку сначала 2 мл раствора сульфата меди (II) – CuSO4, а потом 2 мл раствора гидроксида натрия – NaOH. Что наблюдаете? Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.
Вариант 3.
Задание: Внесите в пламя медную
проволоку с помощью пробиркодержателя. Через 1
мин выньте из пламени прокаленную проволоку.
Произошли ли изменения с медью? Образовалось ли
новое вещество? Какое явление (физическое или
химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.
Медную проволоку очистите наждачной бумагой.
Вариант 4.
Задание: На фильтровальную бумагу нанесите каплю этилового спирта. Что наблюдаете? Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.
По окончании работы проводится обсуждение выполненных лабораторных опытов.
Вариант 1.
Ученики: При нагревании парафина происходит плавление, изменяется агрегатное состояние, после охлаждения внешний вид не изменился, следовательно, мы наблюдали физическое явление.
Вариант 2.
Ученики: При добавлении к голубому раствору сульфата меди (II) бесцветного раствора гидроксида натрия выпадает голубой осадок. Мы наблюдали химическое явление.
Вариант 3.
Ученики: При прокаливании медной проволоки на ней образуется черный налет, произошло изменение окраски, что свидетельствует о прохождении химической реакции.
Вариант 4.
Ученики: После нанесения спирта на фильтровальную бумагу образовалось пятно, которое через некоторое время стало уменьшаться в размерах, так как спирт является летучим веществом, он переходил из жидкого агрегатного состояния в газообразное. Мы наблюдали физическое явление
Учитель:Выполненная вами лабораторная работа показала, что вы сегодня успешно применили теоретические знания на практике.
IV. Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»: § 25, § 27.
Литература:
- Габриелян О.С. Химия. 8класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд., перераб.– М: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс.– М.: Дрофа, 2002, 416 с.;
- Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учит. – М.: Просвещение, 1989. – 191с.
Электронные учебные пособия:
- Химия. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс»
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс.
urok.1sept.ru
Чем физические явления отличаются от химических? Физические и химические явления: примеры
Часто от многих людей, которые обсуждают тот или иной процесс, можно услышать слова: «Это физика!» или «Это химия!» Действительно, практически все явления в природе, в быту и в космосе, с которыми встречается человек в течение своей жизни, можно отнести к одной из этих наук. Интересно разобраться, чем физические явления отличаются от химических.
Наука физика
Прежде чем отвечать на вопрос, чем физические явления отличаются от химических, необходимо разобраться, какие объекты и процессы исследует каждая из этих наук. Начнем с физики.
С древнегреческого языка слово «fisis» переводится, как «природа». То есть, физика — это наука о природе, которая изучает свойства объектов, их поведение в различных условиях, преобразования между их состояниями. Цель физики заключается в определении законов, которые регулируют происходящие природные процессы. Для этой науки не важно, из чего состоит изучаемый объект, и каков его химический состав, для нее важно лишь, как будет себя вести объект, если воздействовать на него теплом, механической силой, давлением и так далее.
Физика делится на ряд разделов, которые изучают определенный более узкий круг явлений, например, оптика, механика, термодинамика, атомная физика и так далее. Кроме того, многие самостоятельные науки зависят полностью от физики, например, астрономия или геология.
Наука химия

В отличие от физики, химия является наукой, изучающей структуру, состав и свойства материи, а также ее изменение в результате химических реакций. То есть, объектом изучения химии является химический состав и его изменение в ходе определенного процесса.
Химия, как и физика, имеет множество разделов, каждый из которых изучает определенный класс химических веществ, например, органическая и неорганическая, био- и электрохимия. На достижения этой науки опираются исследования в медицине, биологии, геологии и даже астрономии.
Интересно отметить, что химия, как наука, не признавалась древнегреческими философами из-за ее ориентированности на эксперимент, а также из-за псевдонаучных знаний, которые ее окружали (напомним, что современная химия «родилась» из алхимии). Только с эпохи Возрождения и во многом благодаря работам английского химика, физика и философа Роберта Бойля химию стали воспринимать как полноценную науку.
Примеры физических явлений

Можно привести огромное число примеров, которые подчиняются физическим законам. Например, каждый школьник знает уже в 5 классе физическое явление — движение автомобиля по дороге. При этом не важно, из чего состоит этот автомобиль, откуда он берет энергию, чтобы двигаться, важно лишь то, что он перемещается в пространстве (по дороге) вдоль некоторой траектории с определенной скоростью. Более того, процессы разгона и торможения автомобиля также являются физическими. Движением автомобиля и других твердых тел занимается раздел физики «Механика».
Еще один всем известный пример физических явлений — таяние льда. Лед, будучи твердым состоянием воды, при атмосферном давлении может сколь угодно долго существовать при температурах ниже 0 oC, но, если температуру окружающей среды увеличить хотя бы на долю градуса, либо, если льду непосредственно передать тепло, например, взяв его в руку, то он начнет таять. Этот процесс, который идет с поглощением тепла и изменением агрегатного состояния материи, является исключительно физическим явлением.
Другими примерами физических явлений являются плавание тел в жидкостях, вращение планет по своим орбитам, электромагнитное излучение тел, преломление света при переходе через границу двух разных прозрачных сред, полет снаряда, растворение сахара в воде и другие.

Примеры химических явлений
Как было сказано выше, любые процессы, которые происходят с изменением химического состава тел, принимающих в них участие, изучаются химией. Если возвращаться к примеру с автомобилем, то можно сказать, что процесс сжигания топлива в его двигателе является ярким примером химического явления, поскольку в результате него углеводороды, взаимодействуя с кислородом, приводят к образованию совершенно других продуктов сгорания, основными из которых являются вода и углекислый газ.
К еще одному из ярких примеров рассматриваемого класса явлений относится процесс фотосинтеза в зеленых растениях. Изначально они располагают водой, углекислым газом и солнечным светом, после же завершения фотосинтеза исходных реагентов уже нет, а на их месте образуются глюкоза и кислород.

В общем случае можно говорить, что любой живой организм представляет собой настоящий химический реактор, поскольку в нем происходят огромное количество преобразовательных процессов, например, распад аминокислот и образование из них новых протеинов, перевод углеводородов в энергию для мышечных волокон, процесс дыхания человека, при котором гемоглобин связывает кислород, и многие другие.
Одним из удивительных примеров химических явлений в природе признано холодное свечение светлячков, которое является результатом окисления специального вещества — люциферина.
В технической сфере примером химических процессов является изготовление красителей для одежды и продуктов питания.
Отличия
Чем физические явления отличаются от химических? Ответ на этот вопрос можно понять, если проанализировать приведенную выше информацию об объектах изучения физики и химии. Основным отличием между ними является изменение химического состава рассматриваемого объекта, наличие которого свидетельствует о преобразованиях в нем, в случае же неизменных химических свойствах тела говорят о физическом явлении. Важно не путать перемену в химическом составе и изменение структуры, под которой понимается пространственное расположение атомов и молекул, образующих тела.
Обратимость физических и необратимость химических явлений
В некоторых источниках, при ответе на вопрос, чем физические явления отличаются от химических, можно встретить информацию о том, что физические явления являются обратимыми, а химические — нет, однако, это не совсем верно.
Направление любого процесса можно определить, используя законы термодинамики. Эти законы говорят, что всякий процесс может идти самопроизвольно только в случае уменьшения его энергии Гиббса (уменьшении внутренней энергии и увеличении энтропии). Однако, этот процесс всегда можно обратить вспять, если использовать внешний источник энергии. Для примера скажем, что недавно ученые открыли обратный фотосинтезу процесс, который является химическим явлением.
Процесс горения

Этот вопрос был специально вынесен в отдельный пункт, поскольку многие люди считают горение химическим явлением, но это не верно. Однако, считать процесс горения физическим явлением, тоже будет неправильно.
Распространенное явление горения (костер, сгорание топлива в двигателе, газовая конфорка или горелка и т. д.) — это сложный физико-химический процесс. С одной стороны, он описывается цепью химических реакций окисления, но с другой стороны, в результате этого процесса происходит сильное тепловое и световое электромагнитное излучение, а это уже область физики.
Где находится граница между физикой и химией?

Физика и химия — это две разные науки, которые обладают различными методами исследования, при этом физика может быть как теоретической, так и практической, химия же является, в основном, практической наукой. Однако, в некоторых областях эти науки соприкасаются настолько близко, что граница между ними размывается. Ниже приводятся примеры научных отраслей, в которых трудно определить, «где физика, а где химия»:
- квантовая механика;
- ядерная физика;
- кристаллография;
- материаловедение;
- нанотехнологии.
Как видно из списка, физика и химия тесно пересекаются, когда рассматриваемые явления имеют атомный масштаб. Такие процессы принято называть физико-химическими. Любопытно отметить, что единственным человеком, который получил Нобелевскую премию по химии и физике одновременно, является Мария Склодовская-Кюри.
fb.ru
Приведите примеры химических явлений и признаки их протекания
Условия возникновения и течения химических реакций.
Площадь соприкосновения реагирующих веществ. Для начала многих химических реакций необходимо привести в тесное соприкосновение реагирующие вещества. Это достигается их измельчением и перемешиванием, что значительно увеличивает площадь соприкосновения реагирующих веществ. Наиболее тонкое дробление веществ происходит при их растворении, поэтому многие реакции проводят в растворах.
Нагревание. Для того чтобы началась химическая реакция, во многих случаях необходимо нагревание веществ до определенной температуры.
Примеры химических явлений
Химическое явление | Признак протекания |
---|---|
Ржавление железных изделий | Появление рыжего налета на поверхности |
Горение свечи | Выделение тепла и света |
Окисление серебряной сережки | Потемнение поверхности |
Взаимодействие пищевой соды с уксусом | Выделение газа |
Брожение варенья | Выделение газа |
Окисление бронзы | Появление зеленого налета на поверхности |
Появление накипи в чайнике | Образование белого налета на внутренних поверхностях чайника |
Следует различать понятия «условия возникновения» и «условия течения химических реакций». Так, например, чтобы началось горение, нагревание нужно только вначале, а затем реакция протекает с выделением теплоты и света, и дальнейшее нагревание не требуется. Иначе протекает реакция разложения воды. В этом случае приток электрической энергии необходим не только для начала реакции, но и для дальнейшего ее протекания.
gomolog.ru
gomolog.ru