Хоумскулеры кто это – Что такое хоумскулинг? — запись пользователя Ольга (Omeda) в сообществе Естественное родительство в категории образование

Содержание

Анскулинг и хоумскулинг — Православный журнал «Фома»

Родители не очень довольны школой, дети не очень ее любят. Это, кажется, вечная ситуация. Но у сегодняшних родителей больше альтернатив, чем раньше, и все чаще семьи ими пользуются, выбирая для своих детей альтернативные формы обучения. Что это значит? Что семьи на самом деле выбирают, когда речь идет об «альтернативных формах обучения» или «альтернативных школах»?

ЛукьяноваПожалуй, альтернативная школа — это все, что не массовая школа. Кадетский корпус — да. Православная школа — да. Частная школа — да. В каждой из них жизнь организована иначе, чем в обычной школе во дворе: по-другому набраны классы, или иначе устроен учебный день, или по-другому ведется преподавание.

А вот гимназии или лицеи? Четкой грани между обычной и необычной, массовой или «штучной» школой нет. Многие школы, которые начинали как авторские, альтернативные, со временем приблизились к обычным школам. И, наоборот, некоторые государственные, вполне себе массовые школы под руководством умных интересных директоров стали резко выделяться на фоне других.

В среде людей, которые давно интересуются альтернативными формами обучения, давно уже пользуются терминами «анскулинг» (нешкольное образование) и «хоумскулинг» (семейное образование). В чем разница — объясняет Лара Покровская, шеф-редактор журнала «Семейное образование»:

«В отличие от Канады или США, в нашей стране анскулинг не разрешен законодательно.

Анскулинг означает, что ребенок вообще не учится по школьной или даже самостоятельно составленной родителями программе, и государство не регламентирует его обучение.

Ребенок развивается в своем темпе и своим путем, исследует мир так, как его ведет собственная тяга к познанию. Изучает то, что ему интересно в каждый конкретный момент времени, здесь и сейчас. Без какой-либо системы. Анскулинг — это, можно сказать, образ жизни всей семьи. Максимальная свобода — самовыражения, исследования, передвижения, образования. Дети в результате обычно способны поступить в выбранный ими вуз, потому что у них есть внутренняя мотивация. Их желания, их усилия, их воплощение. Не навязанные никем и ничем.

Фото Kelly Hogaboom

Фото Kelly Hogaboom

Хоумскулинг (законодательно закрепленный термин «семейное образование») — это обучение дома по программе общеобразовательной школы, со сдачей аттестаций (как минимум итоговых — ОГЭ и ЕГЭ). То есть школа как бы переносится на дом.

Часто встречается средний между хоумскулингом и анскулингом вариант: «семейники» обучаются по любой альтернативной методике, а параллельно готовятся к сдаче аттестаций.  Аттестации в данном случае служат формой контроля соответствия знаний ребенка требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). То есть ребенок параллельно обучается по двум программам — обучается «для себя» по альтернативной методике и сдает аттестации «для галочки», доказывая знание программы общеобразовательной школы.

Есть в нашей стране и настоящие анскулеры, но их не много, обычно такие люди стараются не афишировать свой выбор.

Что касается альтернативных школ, на наш взгляд, любая школа, которая отличается от обычной школы, — альтернативная. Это и Монтессори-школы, и вальдорфские, и школы, работающие по авторским методикам. Государство лицензирует школы, но альтернативная школа может не иметь аккредитации, не выдавать аттестат установленного образца; в ней может не быть классно-урочной системы, дети могут быть собраны в разновозрастные группы.

Часто альтернативные школы договариваются о централизованной сдаче экзаменов: прикрепляются к аккредитованной и лицензированной школе, и дети сдают экзамены вместе с ее учениками.

Иногда несколько семей принимают решение учить своих детей вместе. При этом, учителями могут выступать либо сами родители (каждый — в той области, в которой он хорошо разбирается), либо нанятые преподаватели. Дети при этом числятся на семейном образовании, а объединение семей в своеобразную семейную школу происходит без лицензии, и уж тем более без аккредитации.

Одним словом, при семейном образовании дети учатся дома (с родителями или репетиторами) или в малых группах в альтернативных или семейных школах — в дружелюбной «семейной» обстановке. Все это делается ради интересов ребенка и семьи, ради того самого индивидуального подхода, которой не учитывает общеобразовательная школа.

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Разумеется, существуют интересные школы, государственные и частные, работающие в рамках государственной программы, аккредитованные и лицензированные. И реальный, не на словах, индивидуальный подход подразумевает, что если ваш ребенок хочет в школу, то он идет в школу. Но не потому что «так надо» и «все так делают», а потому что ребенок сам захотел».

Сразу поясним: лицензия — это документ, дающий школе право вести образовательную деятельность. Аккредитация — свидетельство о том, что она дает образование на уровне государственных стандартов (на каждом из уровней образования: начальная школа, средняя, старшая). Иногда у школы может быть лицензия, а аккредитацию не получает — например, потому, что в ней нет учителя какого-то предмета или особо оборудованных кабинетов. Школа не может официально работать без лицензии, а без аккредитации может — только не может выдавать аттестаты; в этом случае ее ученики сдают экзамены в другой школе. Отдавая ребенка в альтернативную школу, надо хорошо понимать, что это за форма работы, где ребенок будет сдавать экзамены и получать документы об образовании.

Продолжение здесь…

На заставке фото Юлии Маковейчук

Ростов-на-Дону | Кто такие хоумскулеры? — БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Камчатский край Магаданская область Приморский край

Хоумскулинг: мода или польза — mama.ru

Российская система образования позволяет ребенку учиться в домашних условиях. Этот вид обучения называют хоумскулинг. Мама.ру разобралась, есть ли семейное образование в нашей стране, какие методики хоумскулинга существуют и что все же выигрывает: дом или школа?

Что такое хоумскулинг?

Хоумскулинг (от англ. homeschooling – домашнее обучение) – это обучение детей дома без участия какого-либо образовательного учреждения. В Америке и странах Западной Европы это явление давно уже стало таким же привычным, как и школьное обучение. По опыту семей, прошедших через хоумскулинг, знания у детей, обучавшихся дома глубже, они легче поступают в высшие учебные заведения и строят более успешную карьеру. В России хоумскулинг только набирает обороты, но уже сейчас все больше семей отказываются от формального школьного обучения, лишенного индивидуального подхода к ребенку и дающего низкий уровень образования, в пользу обучения дома.

Однако прежде чем перевести свое чадо на домашнее обучение, стоит осознать всю серьезность этого шага. Переход на хоумскулинг означает, что вся ответственность за образование и развитие ребенка ложится на плечи родителей. Стоит быть готовыми самим организовывать учебный процесс, проводить с ребенком гораздо больше времени, оплачивать репетиторов. Нередко родители, забирающие ребенка из школы на домашнее обучение, сталкиваются с непониманием и осуждением со стороны родственников, окружающих, школьной администрации и чиновников от образования.

Есть ли хоумскулинг в России?

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон об образовании в РФ. Согласно ему, любая семья может воспользоваться правом получать семейное образование.

Форма семейного образования предполагает освоение ребенком учебных дисциплин дома с помощью родителей (или законных представителей) либо приглашенных на дом педагогов. По закону

школа не имеет права вмешиваться в учебный процесс, поэтому выбор методик обучения осуществляется полностью на усмотрение родителей. Контроль качества семейного образования, которое получает ребенок, осуществляется при помощи аттестации в конце каждого учебного года. Неаттестованные в установленные сроки учащиеся обязаны продолжить образование в школе.

По окончании 9 класса ребенок, находящийся на семейном образовании, обязан пройти Государственную итоговую аттестацию (ГИА), а после 11 класса сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ), по результатам которых ему выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании.

Как перевести ребенка на семейное обучение?

1. Проинформировать органы местного самоуправления (администрацию города или управу района) о желании перейти на семейное образование.
2. Если ребенок уже учится в школе, необходимо написать заявление на имя директора школы о переходе на семейное образование. Сделать это можно на любом этапе обучения. По закону ребенок имеет право также в любой момент вернуться на школьное обучение.

3. Выбрать учебное учреждение, где ребенок будет проходить ежегодную аттестацию, и заключить с ним договор на оказание такой услуги. На основании этого договора ребенок будет прикреплен к школе в качестве экстерна. Ежегодная аттестация, ГИА и ЕГЭ для экстернов проводится бесплатно.

Важно знать!

• По закону «прикрепиться» для прохождения аттестации можно к любой школе по выбору родителей. На деле подавляющее большинство школ не имеют опыта работы с экстернами и отказываются принимать от родителей заявления о переходе на семейное образование. В столице лишь несколько школ работают с «семейниками», в регионах же такие учебные заведения можно пересчитать по пальцам.
• Законодательство никак не регламентирует финансовое обеспечение семейного образования. По закону компенсации за семейное обучение выплачиваются по усмотрению региона. На практике, семьи не получают ничего.

Как учить ребенка дома: методики домашнего обучения

Традиционный метод (или Школа дома)

Самый простой путь, по которому могут пойти новоиспеченные хоумскулеры, это прохождение школьной программы в домашних условиях. В роли учителя здесь может выступать один или оба родителя, могут использоваться те же учебники, что и в школе. При необходимости возможно привлечение репетиторов по отдельным предметам. Как отмечают родители, практикующие этот метод, время ежедневных занятий по школьной программе в домашних условиях сокращается с 5-6 учебных часов до 1,5-2. При этом программа усваивается ребенком гораздо лучше, оставляя при этом массу свободного времени для посещения кружков, спортивных секций, изучения дополнительных иностранных языков, музыкального образования.

Тематические занятия (Unit study)

Это подход к обучению, при котором одна тема подробно изучается с позиций различных дисциплин: истории, географии, науки, изобразительного искусства, музыки, языков и др. Такой способ организации способен легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на объекте, интересном ему.

Например, тема «Рыцари» будет изучаться следующим образом:
• история – рыцарство как сословие, рыцарские ордена;
• география – завоевания во времена крестовых походов;
• литература – рыцарский роман и поэзия;
• живопись – изучение картин с изображением рыцарей и рыцарских поединков;
• архитектура – рыцарский замок и т.п.

Можно самим изготовить рыцарские доспехи и разыграть, к примеру, посвящение в рыцари, или попробовать решить математические задачи о рыцарях и лжецах.

Метод Шарлотты Мейсон

Это метод домашнего образования, основанный на воспитании и обучении детей через любовь к природе, книгам и искусству. Автор методики, появившейся еще в начале прошлого века, настаивала на уважении ребенка как личности и предоставлении ему возможности читать «живые книги» вместо сухих, построенных на голых фактах учебниках, познавать природу через прогулки и наблюдения, знакомиться с шедеврами искусства, посещая музеи. Мейсон утверждала, что в школах стремятся лишь заполнить голову готовой информацией, задача же домашнего обучения – научить размышлять, давая возможность участвовать в реальных жизненных событиях.

Анскулинг (от англ. unschooling – необучение)

Приверженцы анскулинга противопоставляют этот метод хоумскулингу, ведь анскулинг предполагает не просто отказ от школы как образовательного учреждения, но и от какой-либо программы и системы обучения вообще.

Этот метод обучения был придуман в середине 70-х годов прошлого века американцем Джоном Холтом, который был вдохновлен природной любознательностью ребенка, его постоянным желанием узнавать что-то новое, а не планом родителя по обучению чада. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, он по своей воле обращается к следующей теме. Познавательный процесс при этом происходит в комфортном для ученика темпе, при полном отсутствии давления со стороны взрослых. Родители в этом процессе выступают не как учителя, а как помощники, обеспечивая ребенка всем необходимым для его познавательной деятельности. При этом абсолютно нормально, что в семье анскулеров ребенок лет до 12 может не уметь читать. В какой-то момент он сам увлечется, к примеру, новой игрой, где ему придется научиться читать написанные на карточках слова и предложения.

Согласно философии анскулинга, как только потребность в каком-то виде деятельности назреет, она может быть легко освоена ребенком при помощи родителей. Очевидно, что воспитание в стиле анскулинга требует определенных личностных качеств и от родителей: терпение, активность, гибкость, желание и готовность учиться вместе с ребенком и никуда его не торопить.

Нонскулинг

Радикальное направление анскулинга, при котором родители не просто дают своим детям свободу изучать то, что им интересно, но также не ставят ограничений в других аспектах жизни. Дети-нонскулеры могут сколь угодно долго играть в компьютерные игры или смотреть телевизор, сами выбирают время, когда садиться за стол или идти спать. Как утверждают приверженцы такой воспитательной системы, дети, сами принимающие подобные решения, вырастают более счастливыми и свободными.

Эклектический подход

Самый популярный подход среди родителей-приверженцев семейного обучения.
Он сочетает в себе элементы из многих методов, ориентируясь на интересы и потребности ребенка в данный момент его развития. Так, математику и физику можно изучать по школьной программе, музыку и искусство – по методу Шарлотты Мейсон, а анскулинг хорошо применять, например, к географии и истории – по мере возникновения интереса у ребенка.

Что лучше: хоумскулинг или школа?

В России семейное образование уже получают от 75 до 100 тысяч детей, и эта цифра постоянно растет. Плюсы хоумскулинга для ребенка очевидны:
• Ребенок осваивает учебные дисциплины в своем режиме – быстро проходя понятные моменты и останавливаясь на более сложных. При этом в среднем на освоение школьной программы дома тратится втрое меньше времени, чем на ежедневные походы в школу.
• Хоумскулинг поддерживает присущий каждому ребенку интерес к познанию и развивает любовь к учебе.
• Ребенок получает полный объем знаний в соответствии со своими способностями, в отличие от усредненного школьного.
• Хоумскулинг не ограничивает двигательную активность ребенка, что может негативно сказаться на его здоровье, особенно в младших классах.
• Наконец, ребенок имеет возможность насладиться детством: обучение дома оставляет достаточно свободного времени для творчества и игр.

Основным аргументом противников домашнего обучения является отсутствие социализации в коллективе сверстников. Однако не стоит забывать, что проблемы общения могут возникнуть и у школьников – примером негативной социализации может быть дедовщина, которая нередко происходит в школах.

Гораздо большей проблемой хоумскулеры считают дисциплину: свободный график создает соблазн откладывать учебные дела на потом. В любом случае, выбирать, что лучше для конкретного ребенка – очное обучение в школе или семейное образование на дому – дело родителей, ведь никто лучше них не знает способностей своего ребенка. Главное в этом деле – действовать в его интересах!

Дарья Лялина

Читайте также на Маме.ру:

Домашнее обучение – что это такое

Понятие хоумскулинг (в переводе с английского, “домашнее обучение”, становится все более популярным в последнее время…

Фотография: Shutterstock

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

история вопроса, мифы, методики обучения

О том, кто такой хоумскулер, можно легко догадаться. Ведь это английское слово образовано сочетанием слов home (дом) и school (школа). Таким образом, хоумскулерами называют и детей, и родителей, приветствующих образование в домашних условиях. Но, несмотря на простоту и ясность этого термина, само явление семейного образования намного сложнее и многограннее. Сотрудники Московского городского педагогического университета решили разобраться в том, что же такое хоумскулинг и с чем его едят. Статья является продолжением публикации о плюсах и минусах семейного обучения. 

О самом главном

Вначале стоит отметить, что идея семейного образования имеет глубокие исторические корни, ведь именно семья традиционно является одним из важнейших субъектов образовательной среды. Совместно со школой она участвует в системе образования через создание условий для социального, личностного, культурного, духовного, физического и творческого развития ребенка. Поэтому неудивительно, что семья стала все активнее претендовать на право хоумскулинга. 

Тем не менее многие родители, придерживающиеся традиционной школы и не принимают семейное образование, считая эту форму обучения непродуктивной и не вполне одобренной с законодательной точки зрения. Давайте раз и навсегда развеем мифы, витающие вокруг этой темы, и усвоим три главных правила:

  1. Семейное образование в Российской Федерации является законодательно закрепленной нормой. В последней редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» четко прописано, что это одна из форм получения общего образования наравне с привычным очным.
  2. Новый закон также четко обозначил: процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть самостоятельно родителями. Не стоит путать хоумскулинг с надомным обучением (в официальных документах – «обучение на дому»), необходимым для детей, которые не могут посещать школу по медицинским показаниям. Если при надомном обучении учителя приходят к ученику домой и занимаются с ним по индивидуальному плану, то при семейном образовании педагоги обычно лишь раз в год аттестуют обучающегося.
  3. Семейное образование общедоступно. Для всех. В любой момент. Для перехода на хоумскулинг не нужно иметь какое-либо основание или веское доказательство. Достаточно одного желания. Кстати, вернуться к школьным занятиям можно точно так же по решению семьи.

Что еще нужно знать о хоумскуллинге

Итак, после того как родители приняли решение не сажать своего ребенка за школьную скамью и взять на себя полную ответственность за развитие своего чада, им предстоит выбрать методику обучения. 

Чаще всего родители-хоумскулеры выбирают традиционный метод обучения, при котором школьная программа осваивается дома. При необходимости возможно привлечение репетиторов по отдельным предметам. Как отмечают родители, практикующие этот метод, время ежедневных занятий по школьной программе в домашних условиях сокращается с 5–6 до 1,5–2 учебных часов. При этом программа усваивается ребенком гораздо лучше, оставляя при этом массу свободного времени для посещения кружков, спортивных секций, изучения дополнительных иностранных языков, музыкального образования.

Существует также подход к обучению, при котором одна тема подробно изучается с позиций различных дисциплин: истории, географии, изобразительного искусства, музыки, языков и др. Такие тематические занятия могут легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на интересном ему объекте. Например, тема «Рыцари» будет изучаться следующим образом: история – рыцарство как сословие, рыцарские ордена; география – завоевания во времена Крестовых походов; литература – рыцарский роман и поэзия; живопись – изучение картин с изображением рыцарей и рыцарских поединков; архитектура – рыцарский замок и т. д.

Известен и метод Шарлотты Мейсон, основанный на воспитании и обучении детей через любовь к природе, книгам и искусству. Ребенку предоставляется возможность читать «живые книги» вместо учебников, познавать природу через прогулки и наблюдения, знакомиться с шедеврами искусства, посещая музеи.

Интересна альтернативная образовательная методика, основывающаяся на вальдорфской педагогике. Обучение в ней проходит по принципу желания: ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора. Ее основатель Рудольф Штайнер считал, что дети обладают безграничными возможностями, которые они должны реализовать в ранние годы, поэтому не стоит отвлекать их изучением алфавита, счетом и математикой. Такие логические предметы изменяют их сознание, заставляя мыслить абстрактно, в то время как их естественное мышление направлено на всестороннее исследование окружающего мира.

Многие родители-хоумскулеры выбирают и так называемый эклектический подход, который сочетает в себе элементы из многих методов, ориентируясь на интересы и потребности ребенка в данный момент его развития. Так, математику и физику можно изучать по школьной программе, музыку и искусство – по методу Шарлотты Мейсон, а анскулинг хорошо применять, например, к географии и истории – по мере возникновения интереса у ребенка.

Однако бывают ситуации, когда «несистемные» родители, переведя своего ребенка на хоумскулинг, отходят от него и выбирают анскулинг, или «необучение». Здесь, в отличие от хоумскулинга, не должно быть вообще никакой системы образования – только живой интерес ребенка, подпитываемый родителями. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, ребенок по своей воле обращается к следующей теме. Познавательный процесс при этом происходит в комфортном для ученика темпе, при полном отсутствии давления со стороны взрослых. Родители в этом процессе выступают не как учителя, а как помощники, обеспечивая свое чадо всем необходимым для его познавательной деятельности.

Существует также радикальное движение анскулинга, именуемое нонскулингом. При нем родители дают своему ребенку свободу изучать то, что ему интересно, и не ставят ограничений в других аспектах жизни. Это значит, что дети-нонскулеры могут сколь угодно долго играть в компьютерные игры или смотреть телевизор, сами выбирают время, когда садиться за стол или идти спать. Как утверждают приверженцы такой воспитательной системы, дети, сами принимающие подобные решения, вырастают более счастливыми и свободными.

Что в итоге

Основными аргументами родителей, выступающих за семейное образование, являются не только несовершенство современной школьной системы (перегруженность детей (отсутствие свободного времени для развития своих способностей), отсутствие индивидуального подхода к ребенку, авторитарная оценочная система в школах), но и полная уверенность в естественной потребности каждого человека познавать мир.

Кроме того, родители хоумскулеров отметили, что такая форма образования дает им возможность растягивать процесс обучения или, наоборот, проходить программу нескольких классов за один год, учить ребенка рассчитывать только на себя и только на свои знания, более углубленно изучать интересующие детей предметы, ограждать детей от вредного влияния (хотя многие психологи считают это недостатком).

Опытные родители-хоумскулеры уверяют, что зачастую дети, получающие семейное образование, в разы быстрее и увлекательнее проходят школьную программу. При этом у начинающих хоумскулеров одними из самых актуальных остаются вопросы, насколько далеко в школьную программу сможет углубиться сам родитель и где та черта, за которой он просто не сможет быть проводником знаний для своего ребенка в силу сложности программы старших классов.

Так или иначе, вопрос быть или не быть хоумскулингу именно в вашей семье, как правило, решается коллегиально и взвешенно. Хоумскулинг — это всегда индивидуальный и осознанный путь, путь проб и ошибок, в котором родитель берет на себя ответственность быть не диктатором, а проводником, помощником и мотиватором для собственного ребенка.

Узнать больше о хоумскулинге можно в первом выпуске сборника «UniverCity: Города и Университеты», а также в монографии «Городской университет в пространстве мегаполиса: коммуникационный аспект», которые были подготовлены специалистами Института системных проектов Московского городского педагогического университета:

Романова Е., Овчаренко Л. Семейное образование: за и против // UniverCity: Города и Университеты / Под ред. С. Н. Вачковой. – М.: Экон-Информ, 2017. – Вып.1. – С. 121–137. 

Романова Е. С., Вачкова С. Н., Овчаренко Л. Ю. Семейное образование: проблемные вопросы // Городской университет в пространстве мегаполиса: коммуникационный аспект: коллективная монография / Под ред. С. Н. Вачковой. – М.: Экон-Информ, 2018. – С. 117–142.

все, что вы хотели знать о домашнем обучении

14 Окт01936

«Хоумскулинг или домашнее обучение – это обучение детей дома, вне формальных рамок государственных или частных школ». Wikipedia

Анастасия Фейга Салитан: Когда нас спрашивают “как вы решились обучать детей дома?” или “почему вы выбрали домашнее обучение” — я всегда немного теряюсь. Выбор — это когда обдумывают и взвешивают, сравнивают и размышляют. Ничего этого не было! В ту же секунду как я узнала, что детей в школу можно не отдавать, я подумала: это для нас! Поэтому правильнее было бы написать, что я не понимаю, зачем ходить в школу, если можно туда не ходить. Или, как сегодня говорят: я сделала интуитивный выбор.

Но даже для подобного интуитивного выбора есть, разумеется, свои причины. Условно их можно разделить на две группы.

ХОУМСКУЛИНГ:  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПЕРВАЯ ГРУППА ПРИЧИН ДЛЯ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ

Для кого-то это слово звучит пугающе, но я люблю брать на себя ответственность, считаю это своим привилегированным правом. Родитель, осознает он это или нет, все равно в ответе за Ребенка. И я не хочу отвечать за то, что моим детям подбирают посторонние люди. Школа предлагает некий общий вариант развития и досуга. Этот усредненный набор может Ребенку не подходить, а ответственность все равно на родителе.

Когда Ребенок находится на домашнем обучении, перед родителем раскрываются поистине потрясающие возможности!

ОКРУЖЕНИЕ

Изначально Ребенок не запирается в узких рамках возрастной группы, никто не диктует ему, какого возраста должны быть его друзья. Он с самого начала не причисляет себя к группе ровесников, с однотипными стремлениями и особенностями. И, соответственно, не навешивает на себя ярлыков этого возраста. В его окружении могут быть дети как младше, так и намного старше.

Ребенку не подаются друзья на блюдечке, как в школе. Он сам их будет выбирать, исходя из своих интересов и увлечений, особенностей характера и потребности в общении. Иногда друзей приходится искать — и это прекрасный навык для будущей взрослой жизни. Кто-то скажет, что хоумскулинг лишает детей социализации, я отвечу: он обучает социализации. Человек, который научился искать подходящих ему друзей в 10 и 15 лет — не останется один или в окружении случайных людей в 25 и 40.

Например, наш старший сын тринадцати лет может пойти на рассвете на спортивную тренировку со своим наставником и единомышленником, которому 31 год. Может играть с восьмилетками в поиск сокровищ, наслаждаясь простой радостью игры. Может гонять на велосипеде с ребятами примерно его возраста. Или создавать сетевые команды профессионалов для победы в компьютерной игре с людьми, чьего возраста он не знает вообще.

УЧИТЕЛЯ И УРОКИ

Есть у хоумскулеров такое понятие как «живые книги». Это книги, написанные любителями своего дела. Читая их, и взрослый, и Ребенок проникаются этой любовью, увлекаются, становятся заинтересованными в теме. Такие книги — прекрасные учителя для нас всех. По такому же принципу я подбираю настоящих учителей нашим детям. Ребенку не нужны сотни и тысячи часов занятий, размазанных по всему учебному году. Ему нужны настоящие живые учителя, у которых есть блеск в глазах и желание показать Ребенку всю музыку предмета, который они преподают. Учителя, которые видят своего ученика, степень его заинтересованности и утомляемости, знающие спектр его интересов, готовые и умеющие быть на одной волне с учеником. Например:  здесь я писала о том, как учительница сына отнеслась к его не сделанным урокам.

У родителя всегда есть обратная связь как от Ребенка, так и от его учителей, ведь каждый из преподавателей подобран лично родителем. Это так же актуально и для онлайн уроков. Ведь когда учитель знает, что родитель находится где-то поблизости, и любой момент урока может быть им услышан, он ведет себя более ответственно и бережно.

Предметы для изучения и то, сколько времени учится Ребенок – гибкая система. Ребенок может интересоваться разнообразными вещами, совершенно не вписывающимися в учебный план, положенный ему по возрасту. Если вдруг ваш восьмилетка посреди года решил, что хочет играть на тромбоне, или учить физику — это станет предметом ваших семейных решений.

Может быть, склонность к физике заметила мама (а Ребенок даже не знал о том, что то, что его интересует называется «физика») и нашла подходящего учителя, или кружок, или онлайн уроки, или ролики в youtube. А может эти уроки будут на стыке нескольких наук. Например, физико-математический кружок. А вот про тромбон ребенок забыл на следующий день. А может — не забыл. Понимаете, к чему я? Семья и каждый человек в ней — уникальны. Эта уникальность требует индивидуального подхода. Родители имеют возможность действительно наблюдать и узнавать своих детей.

Информации, отвечающей потребностям каждого Ребенка, в наше время так много, как никогда за весь период истории человечества! Наши дети учатся программированию с помощью компьютерных игр и лекций coursera, а дочь подруги научилась играть на барабанной установке, изучая ролики в youtube.

ВРЕМЯ, РЕЖИМ, ПИТАНИЕ

Когда я вижу опросники для мам на тему «как вы проводите с детьми каникулы», я всегда отвечаю, что у нас каникулы каждый день. Простые радости жизни в виде зоопарка, бассейна, музея, заповедника — да мало ли чего — доступны нам без толкучки и в любое время года, лишь бы были открыты.

У домашнего Ребенка гораздо больше возможностей быть на свежем воздухе. Бывать в разных интересных местах, будь то мамина работа, или папин гараж, аквапарк или поездка к бабушкиному другу археологу. Ребенок в принципе больше находится среди людей, близких, интересных и очень разных.

Режим тоже дело гибкое. В нашей семье пятеро детей. Подстраиваться под каждого я не могу, предпочитаю вставать пораньше и не ложиться поздно. Но если я вижу, что кому-то необходимо поспать подольше мне ничего не мешает позволить Ребенку выспаться, ведь его не ждет под окнами школьный автобус. Я хочу, чтобы дети чувствовали потребности своего тела. Если у Ребенка скачок роста, или он переутомился, или слегка простыл, самое правильное — дать ему поспать «лишние» полчаса-час, это может предотвратить множество болезней.

Иногда у меня даже бывает время готовить по утрам те самые пресловутые оладьи в форме сердца или яичницу в виде НЛО, потому что торопят нас только наши же собственные планы.

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМОЧЬ И РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Когда Ребенок находится на домашнем обучении, очень помогает понимание того, что начинать любые воспитательные процессы придется, так или иначе, именно с себя. Родителю домашнего Ребенка, в общем-то, не на кого сваливать возникшие проблемы.

У Ребенка может быть нервный тик, сложный характер, отсутствие желания учится, он может быть агрессивным, доверчивым, недружелюбным, необщительным, чрезмерно громким, активным, вялым — каким угодно! И только родители могут действительно понять – проблема ли это, с которой нужно работать, или временное поведение Ребенка в заданной ситуации.

ХОУМСКУЛИНГ:  НЕПРИЯТИЕ СИСТЕМЫ КАК ВТОРАЯ ГРУППА ПРИЧИН

Система учитывает интересы Ребенка только в пределах своих интересов. Находиться в ней — это почти всегда подстраиваться под нее, любая система ограничена. А я не хочу ограничивать ни нас с мужем, ни наших детей. Выше я писала о том, что тот «суповой набор», который предлагает система, нас не устраивает. Мы хотим сами выстраивать свою жизнь, исходя из наших возможностей, желаний, увлечений, здоровья, характеров, настроения и прочих параметров.

ОЦЕНКИ

Практически любые виды проверок, вопросов и тестирования я считаю непедагогичными и разрушающими мотивацию к обучению. Уровень гормонов стресса возрастает у ребенка в ответ практически на любое экзаменирование. Поэтому я вряд ли даже спрошу у Ребенка: «какая это буква», и уж тем более не буду давать оценок и делать сравнений. Главное правило оценки — сравнивать себя можно только с собой вчерашним!

Наша школьная система работает по-другому. Нас приучают «быть на уровне», «не хуже других». Дети привыкают ждать, бояться чужого мнения, они становятся зависимыми от него. Мы вырастаем во взрослых людей и продолжаем думать оценками: Это нормально? Плохо? Хорошо? Правильно? Мы не даем себе права на ошибки, мы боимся их, не умеем с ними работать, извлекать из них пользу. Мы работаем на результат, забывая получать кайф от процесса. И я вижу, что настало время растить другое поколение.

Родитель видит своего Ребенка изо дня в день, и никто лучше него не знает особенностей своего чада. Разумеется, при активном к своему родительству отношении. Близкие видят, как развивается Ребенок, чем он увлечен, в чем есть прогресс, что нужно подтянуть. Где помочь вдохновиться, а где просто не мешать.

Нам неинтересно, что думает мариванна о характере и способностях наших детей. Мы оставляем за собой право наблюдать и делать выводы. Родителям не нужно проводить детям тесты, они и так видят, где находится Ребенок в развитии своих навыков.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

В нашей семье пятеро детей и у каждого, разумеется, свои особенности характера. Кто-то больше вписывается в систему, кто-то меньше… Но для всех без исключения я вижу нахождение в системе вредным для развития их будущей личности.
Пример первый: Моше, наш первенец, похож на меня характером. Он добрый, он за справедливость, ему тяжело видеть, когда не честно и не по-человечески. При этом он обладает талантами мудрого лидера. Он тонко чувствует нарушение своих границ, он считает, что человек достоин уважения и ценен сам по себе, такой, какой есть. Запихнув его в обычную школьную систему, я обреку его на постоянные душевные муки. Это будет жесткая проверка того, готов ли он заключать сделки со своей совестью.

Дальнейший приблизительный сценарий можно представить легко: либо он становится аутсайдером, не желая играть в стандартные социальные игры, либо лидером, забив на собственные чувства и искусственно возвысив принятые в этой компании ценности. Кто-то скажет, что это и есть социализация, и навыки заключать сделки со своей совестью необходимы человеку для успешной реализации в социуме. Я скажу: к черту такую социализацию! Вместо того, чтобы пихать Ребенка в больное общество — давайте уже создавать здоровое!

Пример второй: Гирш. О! Этот Ребенок перевернул мои представления о материнстве, если бы я была чуть менее опытна, то решила бы, что я совершенно никудышная мать. Любое критическое замечание по отношению к себе он воспринимал как упрек: «ты плохой», или «я не люблю тебя». Он креативен, нетерпим, активен. Он может быть воплощением нежности и агрессивности в равной степени. Ему система противопоказанна в принципе. Как заметила его учительница фортепиано: «Ему в школу нельзя. Он сам знает, что и как ему учить».

Я знаю лично мальчиков с похожим характером, которые оказались в рамках системы. Либо это вялотекущая трагедия для всей семьи, либо это огромные, непропорциональные результату усилия родителя по работе с той системой, в которой Ребенок находится. Дети увешаны ярлыками: драчун, непоседа, социопат. С первых месяцев попытки посадить Ребенка на успокительные..

Что касается нашего товарища, то за несколько лет напряженной работы дома Ребенок расцвел. Он знает, что любим и значим. Он учится чувствовать себя и работать над собой. В обстановке, созданной любящими родителями, он прекрасно развивается. В пять лет он научился читать по-русски, в семь — на иврите, в восемь – по-английски. Он  фантастически рисует, играет на пианино. Но по-настоящему важно то, что он учится выстраивать свои отношения с людьми, становится более терпеливым и терпимым, более расслабленным и открытым, более зрелым и ответственным. И эти качества будут ему в помощь, когда он вырастет!

Пример третий: Таль, наша первая дочь. Она та самая комсомолка и спортсменка. Общительная, социально активная, веселая. Прекрасно вписывается в любую компанию, готова на многое ради мира. Может уйти в гости на несколько часов и проситься еще. Может петь хором и ходить строем. Я думала, таких детей не бывает…

Казалось бы, ей-то школа и подошла бы? Как ни странно, но длительное пребывание в компании подруг не идет ей на пользу. Домой возвращается совершенно неузнаваемый Ребенок, сотканный из чужих фраз и особенностей. Иногда хороших, иногда не очень. Она перевозбуждена, полна эмоций и не может вернуться в себя. Ее самость растворяется в кругу друзей. Если в компании принято манипулировать и троллить — она хватает это и с легкостью применяет дома.

На мне лежит ответственность наблюдать за дочкой, регулировать время, проведенное вне дома, возвращать ее в круг семьи и в себя саму. Обсуждать то, что она видит и слышит, чтобы она понимала, что это внешнее и только ей решать, что из окружавшего она хочет впустить в свой мир, а что оставить за бортом.

И вот, потихоньку, не ущемляя потребности Ребенка в общении, я учу ее оставаться собой. И вижу результаты.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Многие упрекают меня в том, что домашнее обучение — это такой искусственный мир. Что все в нем нацелено на создание комфорта, подаче Ребенку удобных решений. А во взрослой жизни ведь будет всякое…

А давайте задумаемся, чего мы, как родители вообще хотим достичь своим воспитанием? Какими мы хотим видеть своих детей в будущем? Суммируя разнообразие ответов, большинство родителей скажут: мы хотим, чтобы дети выросли счастливыми и самостоятельными людьми. Я не буду углубляться в то, что обязаловка школьной жизни, со всем ее нездоровым режимом, унылой учебой, просьбами «можно выйти» и сидением по несколько часов на попе в душном классе с тридцатью сокамерниками — не слишком способствует тому, чтобы учиться быть счастливым… разве что вопреки.

Я хочу ближе рассмотреть аспект самостоятельности. Я считаю, что семья — это своего рода тренажер, который готовит Ребенка к взрослой, самостоятельной жизни. В рамках статьи про обучение это означает, что есть ряд навыков, которым на домашнем образовании Ребенок автоматически обучается с самого юного возраста. К таким навыкам я отношу умение найти себе занятие, дело, применение. Возможность видеть свою цель не как «закончить четверть без троек», а как «хочу узнать, попробовать, добиться чего-то». Умение получать радость от процесса и результата.

Свою задачу как родителя я в данном вопросе вижу в том, чтобы, где только возможно, отходить немного в сторону, освобождая Ребенку дорогу к самостоятельности. И это совсем не похоже на мир готовых решений, каким людям со стороны видится хоумскулинг. Малыш может сам придумать, во что ему играть, сам нарезать яблоко, сам одеться, сам спросить у соседа.

Это не значит, что я толкаю Ребенка в одиночество: придумай сам, мне некогда, сам спроси, сам оденься — не маленький. Нет, я наблюдаю, не забираю инициативу, позволяю проявлять себя тогда, когда Ребенку это необходимо. Так же и со взрослыми детьми. Сам нашел учителя и сам договорился; сам заработал и сам оплатил свой спортивный семинар; сам поставил себе задачу и сам идешь к ее решению, через пробы и ошибки, ругаясь, когда не выходит, отчаиваясь и снова вдохновляясь, выуживая из мира информацию, испытывая восторг от новых решений и гордясь собой по праву. И никто не торопит тебя, не оценивает, не сравнивает и не критикует.

Система изначально забирает у Ребенка вожжи, которыми он управляет своей жизнью. Ребенок с самого детства окружен аниматорами, которые его развлекают, занимают, говорят что делать. Современный Ребенок все время ждет вмешательства извне. И эту модель взаимоотношений с миром берет с собой во взрослую жизнь.

В нормальных же домашних условиях Ребенок не ждет поводырей, а сам рулит своей жизнью. И мне кажется, что это так важно: дать человеку «лишних» десять-пятнадцать лет жизни для тренировки навыков, нужных непосредственно для жизни. В конечном итоге, когда человек вырастает, что будет важно? Важно насколько он научился «прокачивать» себя, ведь впереди столько интересного и сложного! Насколько он научился строить отношения именно с близкими людьми, ведь придет время строить свою семью! Насколько при этом он расслаблен, ведь ему нужно здоровье! Насколько он знает и любит себя– ведь, не умея любить себя, не сможешь дарить любовь никому…

Ну а тот кайф, который ты получаешь видя как растут твои дети я не хочу относить ни к какой категории причин для домашнего обучения.

Оригинал — www.eishes.com

кому он подходит и как выстроить режим

Семейное образование предусматривает освоение общеобразовательной программы вне школы. Ребенок занимается дома, а в учебном заведении, к которому прикреплен, проходит промежуточные аттестации (зачеты, диктанты, контрольные), а также государственную итоговую аттестацию. Такой образ жизни называется хоумскулингом (от англ. homeschooling — домашнее обучение).

В определенном смысле такое образование — это одни сплошные каникулы. Не потому, что можно ничего не делать, а потому, что и ребенок, и родители вырабатывают собственный распорядок и ритм. Уроки, перемены и звонки становятся неким атавизмом. Кому такая форма обучения подойдет в первую очередь?

  1. Детям, отстающим от программы. По сути, это те дети, к которым учителя (и родители!) не нашли верного подхода. Хоумскулинг, предполагающий индивидуальный подход, при должном старании поможет найти этот самый подход и — в качестве бонуса — повысить успеваемость.
  2. Одаренным детям. Бывает, что ребенку смертельно скучно в школе: он и по математике давно дроби освоил вместо положенного сложения в столбик, и вместо изучения простых тем по окружающему миру давно готов ставить опыты по химии и эксперименты по физике. Семейное образование не загоняет в подобные рамки, позволяя учиться в комфортном темпе, обгонять программу или чуть-чуть от нее отставать.
  3. Детям, имеющим проблемы со здоровьем. У хоумскулеров нагрузка по определению меньше: экономится время на дорогу до школы, не нужно носить тяжелый рюкзак (а он действительно очень тяжелый!), не нужно вставать в 6:45 после того, как накануне допоздна учил уроки. И если выбор стоит между сохранением здоровья ребенка и школьной социализацией, то он очевиден.
  4. Детям без мотивации. Переход на семейное обучение не гарантирует появления мотивации. Но у родителей, по крайней мере, будет гораздо больше возможностей пробудить у ребенка интерес, показав, как знания о мире складываются в огромную целостную картину и как полученные навыки могут пригодиться в жизни, а не только на контрольных и при подготовке к ЕГЭ.
  5. Путешественникам. Сегодня все больше людей работают удаленно. Если вы относитесь к их числу, то почему бы вам не позволить и ребенку быть независимым и свободным? В конце концов, школа представляет собой куда меньшую ценность, чем опыт, который может получить ребенок, путешествуя вместе с родителями.
  6. Тем, кто точно знает, чего хочет. Некоторые дети очень рано понимают, кем они хотят быть или чем заниматься. Семейное образование для таких детей — настоящая находка: в этом случае можно направить максимум усилий на то, что нравится, а не брести годами по программе вместе с ровесниками. Это касается и детей, серьезно занимающихся музыкой или спортом. Когда тренировки, репетиции, выступления и соревнования занимают бóльшую часть жизни, гораздо проще осваивать школьную программу по индивидуальному графику, а не разрываться на части.

Есть ли те, кому семейное образование противопоказано? 

Есть. Но не дети, а родители. Точно могу сказать, что пробовать хоумскулинг ни в коем случае не стоит равнодушным родителям, которые привыкли отдавать образование своих детей «на аутсорсинг». Отныне у вас не будет возможности обвинить в чем-то школу. Согласитесь, очень удобно говорить: «Мой Боренька по-английски и двух слов связать не может, чему его только в этой школе учат!» Или: «С таким учителем неудивительно, что Ксюша не может запомнить таблицу умножения». Я знаю, потому что сама работала в школе и паломничество недовольных родителей не прекращалось.

В общем, если вы сомневаетесь в том, что готовы взять на себя полную ответственность за образование и воспитание ребенка, наверное, хоумскулинг на данном жизненном этапе не для вас.

Семейное образование подходит внутренне активным и любознательным родителям. Освободив ребенка от школы, вы заново окунетесь в мир знаний, в уравнения, опыты и правописание падежных окончаний. А еще откроете для себя много нового и интересного. Если чувствуете, что справитесь, то стоит попробовать.

Как распорядиться свободой? 

Семейное обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее и эффективнее пройдут его школьные годы.

Вот несколько советов по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни.

1. Научите ребенка планировать свою неделю.

Важно, чтобы он ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом. В комнате у моего сына, например, висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске или пробегая мимо, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. В этом случае забыть о делах гораздо сложнее.

2. Составляйте план на день.

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!»

Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать его в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

3. Мотивируйте ребенка.

Покажите ребенку как бы между прочим свой ежедневник: он увидит, что и для вас составление списка дел — важная задача. Предложите за каждое выполненное задание ставить галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем семейном опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в этом списке нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня там всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты.

Объясните: есть задачи, которые требуют больше внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми.

5. Дробите сложные задачи.

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько мелких, с которыми ему легче будет справиться. При этом они должны быть четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его.

Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги. А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

6. Никакого навязывания.

Многие дети школьного возраста любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее договариваться и, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

Источник: книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка» (Альпина Паблишер, 2019).

Об авторе:

Лейла Сазонтова — журналист, мама хоумскулера и консультант по вопросам семейного образования.

Читайте также

Почему хоумскулерам не стоит переживать за социализацию

Что такое социализация 

В словаре социализация определяется как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». А вот французский социолог Эмиль Дюркгейм определял социализацию как «очеловечивание» под влиянием воспитания, «воздействие поколения взрослых на поколение молодых». 

Взрослый человек может сам социализировать своего ребёнка, давать знания и обучать навыкам, а главное — прививать нормы и ценности.

В отличие от школы, где набор преподавателей заранее задан, семейное образование предоставляет выбор. Тренер в секции оказался слишком жёстким? Переходим к другому. Репетитор недостаточно силён? Ищем нового. 

«Проблема» социализации

Социализация становится проблемой тогда, когда её путают с коммуникацией. 

Некоторые родители считают, что дети в школе общаются со сверстниками и тем самым получают хорошие социальные навыки. Однако современная массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. А именно эти умения необходимы в естественной жизненной среде. Ведь после окончания школы и университета человек не живёт исключительно среди ровесников. 

Мнение, будто детям, обучающимся дома, не хватает общения, основано на неверных представлениях о семейном образовании и семьях, которые его выбирают. 

Хоумскулеры — не отшельники! Родители часто общаются со знакомыми и друзьями, а дети посещают кружки и студии по интересам. У ребят достаточно возможностей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками в самых разных ситуациях. Несколько меньшее количество постоянных контактов вполне компенсируется их качеством. 

Социальные навыки хоумскулеров

В 1986 году Европейские социологи изучали поведение хоумскулеров, а потом сравнивали результаты с данными об их ровесниках-школьниках. Практически во всех аспектах социального взаимодействия исследователи не обнаружили значимых различий, за исключением одного. Дети, учившиеся дома, были менее зависимы от группового влияния сверстников.  

Современные психологи подтверждают мысль, что процесс социализации мало связан с нахождением в школьном коллективе. Один из ключевых показателей способности ребёнка к социальному взаимодействию — это уровень самоуважения. 

Американские социологи провели исследование, которое охватило более двух сотен детей, получающих семейное образование. Результаты получились весьма интересные. 

Оказалось, большинство этих детей имеют более устойчивое самоуважение, чем их сверстники-школьники. Лишь у 10% из испытуемых уровень самоуважения был ниже среднего. 

И ещё одно любопытное научное изыскание. Томас Смедли из Рэдфордского университета (штат Вирджиния, США) защитил диссертацию на тему «Социализация детей, получающих семейное образование». 

Смедли провёл сравнительную оценку социальной зрелости двадцати обучающихся дома детей и тринадцати школьников. Дети были примерно одного возраста и среды происхождения. В рамках исследования оценивалось умение общаться, уровень социализации и умение обслуживать себя в быту. 

Хоумскулеры, как выяснилось, демонстрировали большую зрелость. По общему показателю социальной зрелости они превосходили школьников на 57 процентов. 

Смедли пришёл к следующему выводу: «в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости». 

Где хоумскулеру общаться со сверстниками

Итак, проблемы социализации в истинном значении этого слова не существует. Социальные навыки хоумскулеров в некоторых моментах превосходят обычных школьников. Исследования показывают, что дети на семейном образовании меньше зависят от мнения окружающих, более самостоятельны и больше уважают себя. 

Обучаясь дома, ребёнок может испытывать лишь нехватку коммуникации, и то при условии, что не посещает кружки по интересам.  Вот несколько идей, где хоумскулеры могут общаться со сверстниками.

  • Спортивные секции. Даже если ребёнок не очень атлетичен, можно найти вид спорта по душе.  
  • Музыкальная или художественная школа, танцевальная или театральная студия. Существует огромный выбор творческих кружков. Нужно лишь понять, в чём талантлив ребёнок.
  • Интеллектуальные битвы, олимпиады. На таких мероприятиях всегда присутствует «кулуарное общение», где можно познакомиться с новыми интересными людьми.
  • Двор. В советское время он заменял социальные сети. В наш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск