Художник мультипликатор – все о профессии: как стать мультипликатором, должностные обязанности, функции, навыки, зарплата

Содержание

где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он  создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.

Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии  мультипликации:

  • рисованный фильм;
  • кукольная мультипликация;
  • трёхмерная графика.

В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:

  • художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
  • художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
  • художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж; 
  • художник-контуровщик
    осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
  • художник-фазовщик создаёт промежуточные  фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
  • художник-прорисовщик созда

описание, обязанности, навыки и знания, обучение

Подробности
Обновлено: 06.11.2019 08:21
Опубликовано: 08.05.2017 19:47
Автор: Сергей Краковский
девушка мультипликатор рисует на планшете Поделитесь в сети:

 

Художник-мультипликатор – это главный человек в создании мультфильма.

Он, в отличие от аниматора, не просто оживляет персонажи, а создает их, наделяет характером и индивидуальностью, рисует каждое их движение и каждую гримасу.

Если мультфильм короткий, то художник работает над ним сам, над более масштабными проектами трудится целая команда специалистов.


История профессии


Как ни странно, но первые художники-мультипликаторы появились намного раньше кинематографа. Еще в первобытные времена люди пытались зарисовать события и людей в движении. В первой половине 19 века появились примитивные мультфильмы.

После появления кино мультипликация утратила былую популярность, но в начале 20 века о ней вспомнили вновь. Немаловажное значение в развитии и распространении мультипликационных фильмов сыграл известный всем Уолт Дисней.

Сейчас мультфильмы любят и дети, и взрослые, они пользуются такой же популярностью, как и фильмы.


Особенности профессии


В профессии мультипликатора есть много преимуществ:

  • возможность творческой реализации;
  • престижность;
  • хорошая зарплата;
  • востребованность;
  • комфортные условия труда, в некоторых случаях можно работать удаленно.

Работа художником имеет и свои минусы:

  • Во-первых, приходится все рабочее время сидеть за компьютером, что может привести к проблемам с позвоночником и зрением.
  • Во-вторых, иногда нужно выполнять однообразные задания.

Профессия художник-мультипликатор объединяет несколько специализаций:

  • художник по персонажам;
  • художник-постановщик;
  • фоновщик;
  • контуровщик;
  • фазовщик;
  • заливщик;
  • прорисовщик;
  • мультипликатор спецэффектов.

Существует три типа мультфильмов: кукольный, рисованный, 3Д.

Мультипликаторы могут работать не только там, где рисуют мультики, то и в рекламных агентствах, студиях веб-дизайна, компаниях, создающих компьютерные игры.


Обязанности:


Создание мультфильма включает в себя несколько этапов. Сначала продумываются идея и персонажи, создаются эскизы. Затем, если проект масштабный, то подбираются художники, между которыми распределяется работа.

Художники сначала рисуют фона и персонажей, а потом их тщательно прорисовывают и заливают цветом.

Следующий этап — проработка мимики, жестов, движений. После этого наступает очередь колорирования и раскадровки. Готовые изображения анимируют.

Заключительная часть — создание чистовых компоновок.


Важные качества


Профессия художник-мультипликатор требует хорошего вкуса, чувства стиля, понимания принципов движения и динамики, умения увидеть и передать суть характера, пространственного мышления и воображения, наблюдательности, глазомера, чувства экранного времени (кинематики).

Часто для того, чтобы правильно изобразить эмоции и жесты, художнику приходится срисовывать их с себя, поэтому в профессии важны актерские способности.

Для качественного выполнения работы понадобятся работоспособность, ответственность, целеустремленность, аккуратность, терпение. Не лишними будут оптимизм и умение работать в команде.


Навыки и знания


Чтобы создавать хорошие мультфильмы, мало уметь рисовать. Художник-мультипликатор – это тот, кто знает теорию мультипликации и законы творчества, разбирается в искусстве и психологии, освоил актерскую технику и знаком с особенностями разных видов искусства.

Далеко не каждый талантливый художник может создавать мультфильмы. Чтобы стать мультипликатором необходимо овладеть особым стилем рисования.


Перспективы и карьера


Мультипликатор может совершенствовать свои способности и попасть в команду по созданию полнометражного мультфильма.

Если говорить о карьерном росте, то он имеет шанс стать руководителем проекта, а затем директором студии мультипликации.

Сейчас есть возможность нарисовать свой собственный мультфильм и выложить его в интернет.


Обучение


Работа художником-мультипликатором не требует диплома. Достаточно хорошо рисовать, владеть необходимым минимумом знаний и уверенно работать в хотя бы одной специализированной компьютерной программе. Но лучше все же получить нужное образование.

Всему необходимому можно обучиться на курсах, в колледжах или ВУЗах. Существуют обучающие программы для всех возрастов – от младших школьников до студентов.

Поделитесь в сети:

мультипликатор — это… Что такое Художник-мультипликатор?

Художник-мультипликатор, мультипликатор, аниматор — художник мультипликационного кино. В настоящее время художники-мультипликаторы работают в различных индустриях: кино, телевидение, видеоигры, Интернет. При создании анимации используются разнообразные технологии, включая рисунки, кукольную мультипликацию, трёхмерную графику. Эти особенности приводят к значительным различиям художников-мультипликаторов по специализации.

Название профессии

Название профессии — «мультипликатор» — является производным от вида киноискусства, к которому принадлежит художник. Мультипликация (от лат. multiplicatio — умножение) основана на изготовлении («умножении») большого число кадров, отличающихся небольшими смещением элементов, движение которых нужно изобразить, и их быстрой последовательной демонстрации.

В англоязычных странах, а с некоторых пор — и в России, художника-мультипликатора называют аниматором (от лат. animatio — оживление), однако эти слова не являются полными синонимами. К аниматорам не относят художников, рисующих фон, создающих образы героев или занимающихся раскадровкой, хотя они участвуют в создании мультфильма и являются художниками-мультипликаторами.

По мнению известного мультипликатора Фёдора Хитрука, использование в СССР терминов «мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, использовавшейся до внедрения классической рисованной анимации — созданием изображений при помощи накладываемый на лист элементов персонажей, что сродни аппликации. По созвучию с этим словом новое искусство было названо мультипликацией[1].

История профессии

Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до появления кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата[2].

В первые годы после появления кино мультипликация отошла на второй план, пока её повторно не возродили Джеймс Стюарт Блэктон, выпустивший рисованный мультфильм

Humorous Phases of Funny Faces (1906), и Александр Ширяев, снявший кукольный фильм о балете (1906). Создателей первых мультфильмов ещё не называли мультипликаторами, хотя фактически они ими были.

В 1914 году Уинзор Мак-Кей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами — динозавра Герти. Одновременно, огромное количество рисунков, сделанных для фильма, потребовали изобрести новую технологию производства, впервые привведя к разделению труда между художником-аниматором и художником-фоновщиком: в то время как Мак-Кей прорисовывался фазы движения динозавра, нанятый им студент копировал с образца на каждый лист контуры гор, озера и дерева (целлулоидная плёнка в то время ещё не применялась)[3].

Специализация мультипликаторов

Специализации художников-мультипликаторов в первую очередь определяются технологией анимации. При этом некоторые специализации могут существовать при любом способе производства мультфильмов, а другие — быть уникальными для конкретного и не встречаться в других случаях. Также разделение на специализации связано с масштабностью производства: в небольших коллективах один художник может выполнять несколько технологических операций. Следует отметить, что по мере развития анимации специализация художников-мультипликаторов становилась всё более узкой.

Рисованая мультипликация

  • Художник по персонажам — художник, создающий визуальный образ героя мультфильма, осуществляющий его последующую разработку и сопровождение на производстве анимационного фильма[4].
  • Художник-контуровщик — художник, задачей которого является перенос рисунка с бумаги на целлулиодную плёнку[2].
  • Художник-мультипликатор рисованного фильма (художник-аниматор) — художник, создающий рисунки ключевых фаз движения мультипликационного героя (компоновочные рисунки) и определяющий промежуточные фазы на экспозиционном листе[2].
  • Художник-постановщик — главный художник анимационного фильма. Совместно с режиссером, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством[2].
  • Художник-прорисовщик — художник, создающий чистовые компоновочные рисунки (ключевые кадры) на основе изображений, созданных художником-аниматором. Задача художника-прорисовщика заключается в том, чтобы, не нарушая анимации, придать герою мультфильма максимальную схожесть с образом, разработанным художником по персонажам[2].
  • Художник-фазовщик — художник, создающий промежуточные фазы движения героя мультфильма между компоновочными рисунками[2].
  • Художник-фоновщик (художник-декоратор) — художник, создающий фоновые рисунки и панорамы, на которых действуют мультипликационные герои[2].

Кукольная мультипликация

Компьютерная мультипликация

  • мультипликатор трёхмерной графики — создает отрывки мультипликации при помощи компьютерного моделирования

Специализация по объектам оживления

При работе над крупными проектами мультипликаторы делятся по объектам оживления. Встречаются:

  • мультипликаторы персонажей, работающие над движениями живых существ, диалогами, действиями.
  • мультипликаторы спецэффектов, занимающиеся необычными воздействиями и природными явлениями, такими, как дождь, снег, течение воды.
  • мультипликаторы заднего плана, контролирующие побочные явления, фоновые картинки, а также антураж — автомобили, механизмы и другие нестатичные детали.

Примечания

Литература

  • Вано И. Рисованный фильм. — Госкиноиздат, 1950. — 84 с.
  • Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1.

Профессия Мультипликатор (аниматор)

Это специалист широкого профиля, который должен придумывать героев мультфильма, рисовать эскизы, раскрашивать, воссоздавать их движения, мимику и жесты. 

Профессия аниматор-мультипликатор – это особый вид искусства. Люди, работающие в этой сфере, создают целые миры, наполненные живыми персонажами и неподдельными эмоциями. Мультипликатор  занимается не только прорисовкой и раскадровкой мультипликационных сцен, его работа начинается с проработки сценария и продумывания будущих персонажей. Чтобы сюжет был положительно воспринят зрителями, всё должно быть идеально: от цвета одежды героев до плавности и чёткости их движений, мимики и жестикуляции. Далее мультипликатор выполняет эскизы, прорисовывает героев и декорации, после чего приступает к анимированию ключевых и промежуточных фаз.

Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации. Специализация художников-мультипликаторов зависит от применяемой технологии мультипликации: рисованный фильм, кукольная мультипликация или трёхмерная графика. Анимация тоже бывает разной: классическая рисованная анимация, живопись на стекле, современная анимация (2D, 3D), кукольная или пластилиновая анимация, песочная (силуэтная), комбинированный вариант. Среди мультипликаторов различают мультипликаторов ключевых кадров, мультипликаторов промежуточных кадров, мультипликаторов персонажей, мультипликаторов спецэффектов, мультипликаторов заднего плана.

Области знания: Рисование. Черчение. Анатомия и физиология. Обществознание. Мировая художественная культура. Математика. Актерское мастерство. Психология

Компетенции

  • Создание концептов и эскизов персонажей и декораций
  • Подбор вместе с режиссёром художников разных специализаций
  • Организация и распределение работы между всеми специалистами
  • Контроль работы художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма
  • На стадии производственного этапа: организация процессов создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки; проработка движений и мимики, раскадровка и колорирование; анимирование ключевых и промежуточных фаз; создание чистовых компоновок

Важные качества

Личные качества: хорошая образная память, хороший глазомер, глубокая наблюдательность, внимательность, умение ухватывать суть характера, чувство стиля, художественный вкус, актерские способности, целеустремленность, терпение, работоспособность, ответственность

Soft skills: креативный подход, пространственное воображение и мышление, коммуникабельность, работа в команде, управление персоналом  

Профессиональные навыки: владение современными компьютерными программами: 3ds Max (3d Studio Max), Maya, Cinema 4D, LightWave, Softimage XSI, Blender, знание теории мультипликации, актерской техники, искусства, психологии, понимание принципов динамики и движения

Где работает

  • Мультипликационные студии
  • Киностудии
  • Телевидение
  • Рекламные агентства
  • Студии web-дизайна
  • Компании по созданию компьютерных игр
  • Фриланс 

Потенциальные работодатели

  • «Союзмультклуб» (г. Москва)
  • Компания «PlayFlock» (г. Москва)
  • Издательский дом «Дрофа» (г. Москва)
  • AdMe (г. Москва, г. Санкт-Петербург)
  • Рекламное агентство «Qmobi Ltd» (г. Санкт-Петербург)
  • Студия анимационного кино «ЛАД» (г. Самара)
  • Школа телевидения (г. Новосибирск)
  • Семейный клуб «Фамилия моя» (г. Екатеринбург)

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Мультипликатор (аниматор)»

  • Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
  • Ростовский-на-Дону филиал Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова
  • Рязанский государственный радиотехнический университет
  • Тюменский государственный институт культуры
  • Уральский государственный архитектурно-художественный университет
  • Киноколледж № 40 «Московская международная киношкола»
  • Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова
  • Омский музыкально-педагогический колледж
  • Отделение среднего профессионального образования Иркутского филиала Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова
  • Школа-студия «ШАР»

Познакомиться с высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку по смежным специальностям, вы можете на сайтах:

 «Поступи онлайн»

«Поступай правильно»

Компании-партнеры

Знаменитые мультипликаторы

История мультипликации ведётся уже более века. За это время многое изменилось. Изменились сами мультфильмы, аудитория и, конечно же, сам процесс их изготовления. Но в разные времена существовали люди сделавшие многое для развития этого вида искусства, — мультипликаторы.

Первые мультипликаторы

Многое сделал для развития мультфильмов первый в мире мультипликатор Эмиль Рено. Он не только создал технологию изготовления мультипликационных фильмов и аппарат для их показа, но использовал звуковое сопровождение.

Эмиль Рено

Эмиль Рено

Революционером мультипликации можно считать знаменитого Уолта Диснея, который сначала в 1928 году создал первый мультфильм со звуком, а через 9 лет благодаря его усилиям появился и первый цветной мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В дальнейшем студия Уолта Диснея и его мультфильмы стали самыми известными в мире.

Теодор Гейзел, более известен как Доктор Сьюз. Он был не только мультипликатором, но и автором знаменитого обучающего американского мультфильма «Кот в шляпе». Уникальность произведения заключалась в использовании писателем в сценарии всего лишь 220 слов, по мнению заказчика мультфильма, необходимых для детей определённого возраста.

Доктор Сьюз

Доктор Сьюз

Джозеф Барбера и Уильям Ханна из «Метро Голдвин Мейер» в середине прошлого столетия одно время конкурировали с великим Диснеем. Произошло это благодаря известному во всём мире мультсериалу о приключениях кота и мышонка «Том и Джерри». Этот мультфильм остаётся популярным до наших дней.

Мультипликаторы нашей страны

Не менее замечателен вклад русского режиссёра Владислава Александровича Старевича, открывшего новый вид анимации – кукольную. Произошло это в 1912 году, когда он, снимая фильм о насекомых, использовал их покадровую съёмку.

В. А. Старевич

В. А. Старевич

В нашей стране, безусловно, самым известным мультипликатором считают Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он является режиссёром таких известных мультфильмов как «Ну, погоди!», «Лягушка-путешественница» и «Котёнок с улицы Лизюкова», а также аниматором и художником десятков других советских и российских мультфильмов, снятых главным образом по различным сказкам. 

В. М. Котёночкин

В. М. Котёночкин

Кто нарисовал «Ну, погоди!»?

Мультсериал «Ну, погоди!» обычно связывают с именем прославленного мультипликатора Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он действительно является по сути автором и создателем знаменитого мультсериала, однако в качестве режиссёра «Ну, погоди!», а нарисовал персонажей мультфильма Светозар Кузьмич Русаков.

Светозар Кузьмич Русаков

Светозар Кузьмич Русаков

Русаков на фронте

Светозар Кузьмич Русаков родился в Московской области в городе Тучков в 1923 году. Учился в художественной школе Центрального дома пионеров. В начале Великой Отечественной войны его призвали в армию. Первое время он работал военным корреспондентом сначала в «Окнах ТАСС» Новосибирска, а позже в газете «Красная звезда». В рядах действующей армии оказался в 1943 году. Сначала был пехотинцем и принимал участие в боях Украинского и Белорусского фронтов, после этого был переведён в арт-разведчики Отдельного противотанкового батальона. В бою был ранен и контужен, после чего получил II группу инвалидности.

Из армии Русаков демобилизовался только в 1946 и сразу же поступил в художественно-промышленное училище имени Калинина. Его он окончил с красным дипломом и продолжил обучение теперь уже на художественном факультете ВГИКа. С отличием окончив ВГИК, Светозар Кузьмич устроился на работу художником-постановщиком на киностудию «Союзмультфильм», где проработал 30 лет. Лишь выйдя на пенсию, он нашёл время для собственной выставки, несмотря на то, что к тому времени в его коллекции было уже довольно много работ.

Герои мультфильмов Русакова

Святозар Кузьмич Русаков стал лауреатом Государственной премии, членом Союза художников и кинематографистов. Награжден множеством наград, в том числе орденами Славы и Великой Отечественной войны и «За боевые заслуги», а также многими другими. Он ушёл из жизни в августе 2006 года.

Среди персонажей мультфильмов не только волк и заяц из «Ну, погоди!». Он также является художником, создавшим знаменитых хоккеистов из мультфильма «Шайбу, шайбу!». Кроме того, он был художником-постановщиком таких мультфильмов как «Сказка о Емеле», «Приключения Буратино», «Попался, который кусался» и нескольких десятков других известных советских мультфильмов. 

Шайбу, шайбу!

м/ф Шайбу, шайбу!

Кто создал мультфильм «Ежик в тумане»?

Один из известнейших мультфильмов не только в нашей стране, но и во всём мире. Он был выпущен в 1975 году на студии «Союзмультфильм». Уже в 1976 году он завоевал первые призы на всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов, а также на Фестивале фильмов детей и юношества. По прошествии почти трёх десятилетий, уже в 2003 году он был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов. Произошло это на Мультипликационном фестивале Лапута в Токио, в опросе участвовало 140 мультипликаторов.

Ежик в тумане

Кто работал над мультфильмом?

Сценаристом мультфильма был Сергей Козлов, художником-постановщиком Франческа Ярбусова, а роли озвучивали знаменитые актёры Алексей Баталов, Мария Виноградова (Ёжик), Вячеслав Невинный (Медвежонок). Однако создателем мультфильма по праву считают режиссёра и аниматора Юрия Норштейна.

Юрий Борисович Норштейн родился в начале Великой Отечественной войны в 1941 году в Пензенской области в деревне Андреевка, где его родители в то время находились в эвакуации. Но детство его прошло в Москве. Юрий Норштейн окончил курсы мультипликаторов и вскоре в 1961 года устроился на работу на студию «Союзмультфильм». Первое время он работал художником-постановщиком вместе с известным режиссёром-мультипликатором Иваном Петровичем Ивановым-Вано.

Юрий Борисович Норштейн

Юрий Борисович Норштейн

Так как высшего образования он так и не получил, делать свои мультфильмы ему долго не давали. Первый его мультфильм «25, первый день» в сотрудничестве с Аркадием Тюриным вышел лишь в 1968 году. В нём был использованы работы советских художников 20-х годов.

Как Норштейн делал мультфильмы объёмными?

В создании мультфильмов Норштейн применил своеобразную технику многоярусной перекладки изображения. Это придавало мультфильмам эффект объемного трёхмерного изображения. Он абсолютно не пользовался компьютерной графикой. В работе над мультфильмами ему помогала жена – Франческа Ярбусова, которая является бессменным художником-мультипликатором его работ. Кроме «Ёжика в тумане», довольно известным является другой его мультфильм «Сказка сказок», также отмеченный призами на нескольких фестивалях. Юрий Норштейн является народным артистом России. 

Уолт Элиос Дисней

Уолт Элиос Дисней

Уолт Элиос Дисней родился в самом начале прошлого века в 1901 году в Чикаго. Вскоре родители переехали из большого шумного города и поселились на тихой ферме поблизости от городка Марселин в штате Миссури. Ещё в детстве у Уолта проявились творческие способности, но так как семья была бедной, первый рисунок им был нарисован не карандашом на бумаге, а смолой на стене дома.

Детство и юность Уолта Диснея

На ферме Диснеи прожили недолго и переехали в Канзас. Там в 8 лет Уолт уже сам начал зарабатывать деньги, вставая в 4 часа и разнося утренние газеты. Уже тогда его привлекали рисунки в комиксах, но времени на рисование не было, да и жестокий отец не одобрял этого занятия сына, хотя сам Элиос Дисней менял занятия и работу как перчатки и был то фермером, то плотником, то строителем.

Несмотря на всевозможные препятствия Уолту всё же удалось поступить в чикагский Институт Искусств, где, наконец, получил признание своих талантов. В 1918 году Дисней попытался поступить на военную службу, но не подошёл по возрасту. Тогда он пошёл в Красный Крест, где он год работал водителем санитарной машины.

В 1919 году он вернулся в Канзас-сити и стал работать художественным директором в коммерческой студии. Именно там состоялась его встреча с будущим партнёром Убом Айверксом. Вместе они открыли собственную студию, на которой первое время снимали короткие рекламные ролики. Позже их студия переехала в Лос-Анджелес, поближе к Голливуду. Но этого Уолту было мало, он уже тогда решил делать мультфильмы. В этом ему помог брат, у которого было такое же желание, а главное побольше средств. Вскоре Уолт и Рой открыли первую студию, исполняя одновременно функции директора, актёра, звукооператора и сценариста.

Мультфильмы студии Диснея

В 1928 году появился новый мультперсонаж – мышь по имени Мортимер. А вскоре, в том же году, и первый в мире озвученный мультфильм «Пароход Уилли». В нем в качестве капитана корабля впервые появился Микки Маус, а озвучил его сам Дисней. Через 9 лет появился первый полнометражный цветной мультфильм «Белоснежка и семь гномов», а чуть позже Гуффи и Плуто – знаменитые собаки мультфильмов Диснея. В 40-м году вышел мультфильм «Пиноккио».

Гуффи и Плуто

м/ф Гуффи и Плуто

В 1955 году появился первый основанный Диснеем парк аттракционов «Диснейленд», а в 1961 Дисней основал в Калифорнии Институт Искусств. За свою жизнь Дисней создал множество мультфильмов как по собственному сценарию, так и по мотивам различных сказок. «Золушка», «Питер Пэн», «Красавица и чудовище» лишь немногие произведения, созданные на студии Диснея. Он ушёл из жизни в 1966 году. 

Поделиться ссылкой

Мультипликация — Википедия

Animexample3edit.png

Мультипликация прыгающего мячика из 6 кадров

Animexample.gif

10 кадров в секунду.

Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio «умножение, увеличение, возрастание, размножение» ← multi «много»[1]) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.

Мультипликационное (анимационное) кино наряду с игровым является разновидностью художественного кино.

Animexample.gif Пример короткого мультфильма

В разных регионах мира по традиции мультипликация называется по-разному.

Анима́ция (от лат. animatio «оживление; одушевление» ← anima «душа») — более широкое понятие, означающее синтетическое аудиовизуальное искусство, в основе которого лежит иллюзия оживления созданных художником объёмных и плоских изображений или объектов предметно-реального мира, запечатлённых на кино- и видеоплёнке или на цифровых носителях[1], включая и мультипликацию.

Термин «анимация» ныне имеет широкую сферу профессионального употребления в мире и в отдельных регионах по традиции определяется иными синонимами. Например, в русском языке (в СССР и в России) на протяжении длительного времени было общепринято название «мультипликация», которое в большей степени соответствовало рисованному кино, где анимация (мультипликат, иллюзия движения) создаётся посредством размножения и фазовки рисунка (перерисовки персонажа в последовательных фазах движения)[1].

По мнению известного мультипликатора Фёдора Хитрука, использование в СССР терминов «мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, использовавшейся до внедрения классической рисованной мультипликации — созданием изображений при помощи наложения на лист элементов персонажей, что сродни аппликации. По созвучию с этим словом эта отрасль кинематографа была названа мультипликацией[2].

Предыстория[править | править код]

Animexample.gif

Первые шаги в мультипликации сделаны задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. Бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор-геометр Симон фон Штампфер и другие учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) — фенакистископ и стробоскоп. Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата[3], и в свою очередь создало технологическую основу для изобретения братьями Люмьер кинематографа.

Кинематографическая мультипликация[править | править код]

В 1914 году Уинзор Маккей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами — динозавра Герти. Одновременно, огромное количество рисунков, сделанных для фильма, потребовали изобрести новую технологию кинематографического производства, впервые приведя к разделению труда между художником-мультипликатором и художником-фоновщиком: в то время как Маккей прорисовывал фазы движения динозавра, нанятый им студент копировал с образца на каждый лист контуры гор, озера и дерева (целлулоидная плёнка тогда ещё не применялась)[4]. Таким образом, можно считать, что первичным способом кинематографической мультипликацией была тотальная мультипликация.

Естественно, мультипликация стала частью кинематографа, заняв в нём прочное место, как один из жанров. Для изготовления мультфильмов использовались киносъёмочные аппараты, пригодные для покадровой съёмки на один из стандартных форматов киноплёнки. Для создания рисованной мультипликации были созданы мультстанки, представлявшие из себя сложную установку-репродуктор со специальным киносъёмочным аппаратом, как правило, имеющим конструкцию, сходную с аппаратами для комбинированной съёмки и позволяющим регулировать угол раскрытия обтюратора и выполнять затемнения и наплывы. Такие аппараты выпускались в специальном исполнении для мультипликации, отличавшемся вертикальной установкой и специальной лупой для удобства визирования из такого положения. Конструкция профессиональных мультстанков позволяла создавать многослойные изображения на отдельных носителях и включала в себя осветительное оборудование. В настоящее время для рисованной мультипликации используется компьютер или мультстанок с цифровым фотоаппаратом.

Первые попытки[править | править код]

  • 30 августа 1877 года считается днём рождения рисованной мультипликации — было запатентовано изобретение Эмиля Рейно.
  • 28 октября 1892 года — Эмиль Рейно демонстрирует в парижском Музее Гревен первую графическую ленту с помощью аппаратов «оптический театр», действующих иначе, чем кинопроектор — до изобретения кинематографа.
  • 1898 год — Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит (англ. Albert E. Smith) сняли первый мультипликационный кукольный фильм «Цирк лилипутов» (англ. The Humpty Dumpty Circus). В фильме использовались деревянные игрушки.
  • 1899 год — снят первый сохранившийся мультипликационный рекламный ролик Matches: An Appeal (объёмный, автор — Arthur Melbourne-Cooper).
  • 1900 год — Джеймс Стюарт Блэктон создает фильм «Очарованный рисунок» («The Enchanted Drawing»), в котором ещё не было промежуточных фаз. В этот период он открывает секрет мультипликации, покадровой мультипликационной съемки — изображение за изображением, которая в США получила название «One turn, one picture» .
  • 1906 год — американская компания Vitagraph Company of America выпускает один из первых мультипликационных фильмов Джеймса Стюарта Блэктона, снятых на киноплёнку, — «Humorous Phases of Funny Faces» («Смешные лица»), представлявшая собой серию простеньких рисунков с изображением забавных гримас.
  • 1908 год — французский художник-карикатурист Эмиль Коль начинает активно заниматься графической мультипликацией. Он создал мультипликационный фильм «Фантасмагория» («Fantasmagorie»). Этот фильм стал знаковым для развития мультипликации не только тем, что был первым европейским мультфильмом, но и потому, что именно в нём впервые был структурированный самодостаточный сюжет, а главный герой Фантош был наделен определенным характером.
  • 1910 — Владислав Александрович Старевич снял первый в мире объемный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».
  • 1911 — 1922 годы — в США художник-карикатурист Уинзор Маккей поднимает рисованную мультипликацию на новый уровень качества, в 1914 году создаёт прообраз мультсериала с общим мультперсонажем (Gertie the Dinosaur), а в 1918 году снимает документальный мультфильм «The Sinking of the Lusitania» («Гибель Лузитании»).
  • 1911 — Уинзор Маккей создал фильм «Маленький Немо» («Little Nemo») на основе газетного комикса.
  • 1913 — Старевич создает мультфильм «Стрекоза и муравей». Данная экранизация басни Крылова имела грандиозный успех и мировую популярность.

Дальнейшее развитие[править | править код]

Дальнейшему бурному развитию мультипликации способствовали не только фильмы, снятые ранее, но и развитие кинематографических технологий. Самым важным достижением в этой сфере стало открытие Рауля Барра — перфорированный целлулоид, который позволил зафиксировать лист с рисунком при помощи штифтов.

  • 1918 год — состоялась премьера первого полнометражного художественного мультфильма «Апостол» (исп. Еl Apostol) аргентинского режиссёра Квирини Кристиани.
  • 1928 год — Уолт Дисней создает одного из самых популярных рисованных персонажей в истории мультипликации — Микки Мауса. В этот же год выходит его первый звуковой мультфильм «Пароходик Вилли» (англ. Steamboat Willie).
  • 1929 год — Уолт Дисней снимает «Танец скелетов» (англ. Skeleton Danсе) — первый из серии «Веселые симфонии» (англ. Silly Symphonies). В целом приход Уолта Диснея в мультипликацию ознаменовался созданием одного из классических канонов, так называемой «диснеевской мультипликации».
  • 1931 год — Квирини Кристиани ставит первый полнометражный звуковой мультфильм «Рeludopolis».
  • 1932 год — Первый цветной мультфильм «Цветы и деревья» (англ. Flowers and Trees) Уолта Диснея.
  • 1936 год — в СССР основана киностудия «Союзмультфильм» (первоначально — «Союздетмультфильм»).
  • 1937 год — Первый цветной мультфильм СССР «Сладкий пирог». Уолт Дисней в фильме «Старая мельница» (англ. Тhe Old Mill) впервые использовал камеру, которая позволяла получить глубокую перспективу. В этом же году Дисней выпустил свой первый полнометражный мультфильм — «Белоснежка и семь гномов» (англ. Snow White and the Seven Dwarfs) по сказке братьев Гримм. «Белоснежка» принесла Диснею огромный успех: всемирную популярность, свыше 8 млн долларов дохода и восторженные отклики в профессиональной прессе.
  • 1940 год — Уильям Ханна и Джозеф Барбера, позднее создавшие студию Ханна-Барбера, начинают работу над серией мультфильмов «Том и Джерри».
  • 1943 год — Премьера цветного мультфильма Поля Гримо «Чучело» («L’Epouvantail»).
  • 1947 год — Первый телевизионный мультсериал «Кролик-крестоносец» (англ. Crusader Rabbit) Алекса Андерсона и Джея Барда. Мультипликация начинает часто использоваться в телевизионной рекламе.
  • 1952 год — Первый французский рисованный полнометражный мультфильм «Пастушка и Трубочист» Поля Гримо.
  • 1956 год — создается студия мультипликационных фильмов в г. Загребе (Душан Вукотич, А. Маркс, Б. Колар, З. Боурек, Ватрослав Мимица). Первым фильмом «Загребской школы» стал короткометражный «Веселый робот» («Nestasni Robot», реж. Душан Вукотич).
  • 1958 год — усилиями Осамы Тэдзуки в Японии создаётся уникальный классический стиль рисованной мультипликации — аниме.
  • 1960 год — начало производства серии «Флинстоуны» («The Flintstones»), которая показывалась на американском телевидении. Это был первый мультипликационный сериал для взрослых.
  • 1967—1971 годы — первый многосерийный цикл советских мультфильмов[5] (до этого существовали альманахи под общими названиями) «Маугли», режиссёр: Роман Давыдов.
  • 1969 год — в фильме Романа Качанова «Крокодил Гена» впервые появляется визуальный образ Чебурашки.
  • 1983 год — фильм «Танго» поляка Збигнева Рыбчинского получил «Оскар» в категории короткометражных мультипликационных фильмов.
  • 1988 год — вышел двухсерийный мультфильм Остров сокровищ. Также в этом году основана первая в СССР негосударственная мультипликационная студия «Пилот».
  • 1990 год — начинается выпуск сериала «Симпсоны» («Тhe Simpsons»).
  • 1993 год — «Кодак» вводит систему «Сineon» — первый полный комплект оборудования для создания спецэффектов.
  • 1995 год — первый полнометражный компьютерный мультипликационный фильм — «История игрушек» (студия Pixar).
  • В 1999 году мультфильм «Старик и море» режиссёра Александра Петрова стал первым в истории кино мультфильмом для кинотеатров большого формата IMAX. В 2000 году этот же мультфильм был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».

Крупнейшим производителем мультифильмов для показа в кинотеатрах в советский период являлась киностудия «Союзмультфильм», а также некоторое количество мультфильмов производилось в республиканских киностудиях, таких как Свердловская, Киевская студия научно-популярных фильмов, «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм» и т. п[6]. Преобладали короткометражные мультфильмы, также было снято несколько серий короткометражных мультфильмов (наиболее известные Ну, погоди, Винни-Пух, Возвращение блудного попугая, Котёнок по имени Гав, серия мультфильмов о Простоквашино), а также мультипликационный художественный киножурнал «Весёлая карусель», широкое распространение имела кукольная мультипликация, некоторое часть мультфильмов производилась в технике перекладки и технике живописи по стеклу. После распада СССР некоторое время «Союзмультфильм» продолжал остаться крупнейшим в России производителем мультфильмов, но позднее утратил лидирующие позиции в пользу ряда частных мультипликационных студий, сохранив лишь некоторые позиции в производстве короткометражных мультфильмов.

Крупнейшим производителем мультфильмов для показа по телевидению являлось Творческое объединение «Экран»; некоторое количество таких мультфильмов производились местными телестудиями (куйбышевской, саратовской, волгоградской, свердловской и пермской[7][8]) и республиканскими и местными киностудиями (Свердловской, Киевской студией научно-популярных фильмов, «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм») по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Как и среди мультфильмов, предназначенных для кинотеатров, преобладали короткометражные кинокартины и серии короткометражных мультфильмов (наиболее известные: Кот Леопольд, Домовёнок Кузя, Приключения поросёнка Фунтика, Приключения Мюнхаузена), однако было произведено и некоторое количество малосерийных мультсериалов (Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в Солнечном городе, Волшебник Изумрудного города, Дядя Фёдор, пёс и кот, Приключения капитана Врунгеля, Доктор Айболит, КОАПП) и полнометражных мультфильмов (Остров сокровищ и Энеида). Вместе с рисованной мультипликацией развивались те же техники, что и у прочей отечественной мультипликации — кукольная, пластилиновая, перекладка, живопись по стеклу. После распада СССР некоторое время Творческое объединение «Экран» продолжало оставаться основным производителем мультфильмов для телевидения, но в 1995 году оно прекратило своё существование, а в несколько более поздний период основными производителями российских мультсериалов стали частные мультипликационные студии.

В графической мультипликации один кинокадр (фотоизображение) является фотографией рисованных объектов (графических, живописных, теневых (силуэтных)[a], порошковых), основанные на плоских марионетках и перекладках, включая фотовырезки). Фазы движения отдельных предметов или персонажей отрисовываются на листах прозрачной плёнки (целлулоида и других подобных листовых материалах), после чего накладываются на стекло, расположенное выше изображения фона или среды обитания персонажей.

В объёмной мультипликации кадр является фотографией объёмных, полуобъёмных, барельефных и плоских кукол-актёров.

  • Ротоскопирование — мультипликационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актёрами и декорациями.
  • Пластилиновая мультипликация — вид мультипликации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых объектов, с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами. ( Пример пластилиновой анимации).
  • Песочная мультипликация — в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки). С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран.
  • Рисованная мультипликация — технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся двумерных рисунков.
  • Компьютерная мультипликация — кадры вручную или автоматизированно создаются специализированными компьютерными программами.
  • В последнее время значительную популярность и распространение (особенно в сети Интернет) получила Flash-мультипликация.

Рисованная мультипликация[править | править код]

YouTube full-color icon (2017).svg Схема создания традиционной мультипликации

В технологию традиционной рисованной мультипликации входит наложение и сведение в один кадр прозрачных листов с нарисованными на них персонажами; при необходимости изобразить движение одного персонажа рисуется он сам и кадр собирается с заменённой деталью, вместо того, чтобы рисовать всю картину с изменением целиком. Выделяется своеобразием силуэтная мультипликация, наиболее крупными представителями которой являются Лотта Райнигер, Осело, Мишель и Энтони Лукас. Оригинальным явлением стала китайская акварельная мультипликация 60—80-х годов XX века, наиболее ярким представителем которой стал Тэ Вэй, основанная на традиционной технике Гохуа.

Кукольная мультипликация[править | править код]

Кукольная мультипликация — метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Этот тип мультипликации впервые возник в России в 1906 году[9][10][11][12].

Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно[13].

Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе[9][10][11][12][13].

Компьютерная мультипликация[править | править код]

YouTube full-color icon (2017).svg YouTube full-color icon (2017).svg 3D-мультипликация

Компьютерная мультипликация — вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, мультипликация наследует те же способы создания изображений: векторную графику, растровую графику, фрактальную графику и трёхмерную графику (3D).

Squigglevision[править | править код]

Squigglevision — это запатентованный метод компьютерной мультипликации, в соответствии с которым контуры объектов непрерывно колеблются.

Flash-мультипликация[править | править код]

Adobe Flash, или просто Flash — мультимедийная платформа компании Adobe.

Как и в любой другой форме искусства, в мультипликации тоже присуждают награды за выдающиеся достижения. Оригинальные награды за мультипликацию выдавались академией кинематографических искусств и наук для анимированных короткометражных фильмов с 1932 года, во время 5-й церемонии награждения «Оскарами». Первым лауреатом премии Американской киноакадемии была короткометражка «Цветы и деревья» производства Walt Disney Productions и United Artists. Тем не менее, премия Американской киноакадемии за полнометражный мультипликационный кинофильм учреждена только в 2001 году, и получил её во время 74-й церемонии вручения наград (2002 год) фильм «Шрек»[14] производства DreamWorks и Pacific Data Images. С тех пор Disney/Pixar произвели наибольшее количество фильмов, как победивших, так и выдвинутых на соискание премии.

Комментарии
Источники
  • Асенин С. В. Волшебники экрана: Восьмое искусство. Своеобразие синтеза 3d-master.org
  • Александр Раппапорт. Жест и пространство в искусстве мультипликации // Проблема синтеза в художественной культуре / Отв. ред. Б. В. Раушенбах — М.: Наука, 1985.
  • Harold Whitaker, John Halas. Timing for animation. — London: Focal Press, 1990. — ISBN 0-240-51310-X.
  • Гарольд Уайтэкер, Джонс Халас. Тайминг в анимации. — М.: Магазин искусств, 2001.
  • Киноведческие записки. — 2001. — № 52. Номер, посвященный анимации. Содержание
  • Александр Раппапорт. Пульсирующее бытие. Заметки о мультфильмах-анимациях Нормана Мак-Ларена  (недоступная ссылка с 23-05-2013 [2419 дней] — историякопия) // Киноведческие записки. — 2001. — № 51. — С.206—215.
  • Кривуля Н. Г. Аниматология: Эволюция мировых аниматографий. В 2-х томах. — М.2012
  • Лотман Ю. М. О языке мультипликационных фильмов // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство — СПб, 1998. — С. 671—674. — 704 с.
  • NY Film Critics Didn’t like a Single Animated Film This Year (неопр.). Cartoon Brew (2 декабря 2011). Дата обращения 19 февраля 2016.
  • Oldest Animation Discovered In Iran (неопр.). Animation Magazine (12 марта 2008). Дата обращения 15 марта 2016.
  • Beck, Jerry A Little More About Disney’s «Paperman» (неопр.). Cartoon Brew (2 июля 2012).
  • Bendazzi, Giannalberto The Untold Story of Argentina’s Pioneer Animator (неопр.). Animation World Network (1996). Дата обращения 29 апреля 2016.
  • A short history of Animation, before Disney (неопр.). Medium (2 декабря 2015). Дата обращения 15 марта 2016.
  • Animation (неопр.). boi.gov.ph. Board of Investments (ноябрь 2009). Дата обращения 24 июля 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
  • Brown, Margery Experimental Animation Techniques (неопр.). Olympia, Washington: Evergreen State Collage (2003). Дата обращения 11 ноября 2005. Архивировано 7 марта 2008 года.
  • Stone-Age Animation in a Digital World: William Kentridge at MoMA (неопр.). Fast Company (24 февраля 2010). Дата обращения 7 марта 2016.
  • The Oldest Known LEGO Movie (неопр.). Slate (7 февраля 2014). Дата обращения 25 февраля 2016.
  • World’s Oldest Animation? (неопр.). theheritagetrust.wordpress.com. The Heritage Trust (25 июля 2012). Архивировано 22 октября 2015 года.
  • How’d They Do That?: Stop-Motion Secrets Revealed (неопр.). Animation World Network (1 февраля 1998). Дата обращения 2 марта 2016.
  • Gender in Media: Females Don’t Rule (неопр.). Animation World Network (21 мая 2008). Дата обращения 3 марта 2016.
  • Hollywood Is Giving Up on Comedy, The Atlantic, The Atlantic Monthly Group (3 июля 2014). Дата обращения 20 июля 2014.
  • McLaughlin, Dan A Rather Incomplete But Still Fascinating (неопр.). Film Tv. UCLA (2001). Дата обращения 12 февраля 2013. Архивировано 19 ноября 2009 года.
  • 6 Major Innovations That Sprung from the Heads of Disney Imagineers (неопр.). Theme Park Tourist (11 ноября 2014). Дата обращения 9 марта 2016.
  • Watercutter, Angela. 35 Years After Star Wars, Effects Whiz Phil Tippett Is Slowly Crafting a Mad God (англ.) // Wired : journal. — 2012. — 24 May.
  • Coloring the Kingdom (неопр.). Vanity Fair (28 февраля 2010). Дата обращения 7 декабря 2015.
  • Walt Disney’s Oscars (неопр.) (недоступная ссылка). The Walt Disney Family Museum (22 февраля 2013). Дата обращения 22 февраля 2016. Архивировано 22 марта 2015 года.
  • Władysław Starewicz – Biography (неопр.). culture.pl. Adam Mickiewicz Institute (16 апреля 2012). Дата обращения 9 февраля 2016.

Петров, Александр Константинович — Википедия

Алекса́ндр Константи́нович Петро́в (род. 17 июля 1957, с. Пречистое, Ярославская область) — советский и российский художник-мультипликатор, сценарист. Живёт и работает в Ярославле.

Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской за 1990 год и Государственной премии России за 1995 год. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004)[1]. Член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии. Лауреат премии «Оскар» (2000 год) за мультфильм «Старик и море».

С 2018 года — член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Родился 17 июля 1957 года в деревне Гуреево недалеко от села Пречистое Первомайского района Ярославской области. Мать Лия Александровна по профессии — торговый работник, отец Константин Дмитриевич — шофёр. Вскоре после рождения Александра семья переехала в Ярославль, и он стал учиться в школе № 15.

По рассказам домашних, свой первый приз — фотоаппарат «Смена» — будущий обладатель «Оскара» выиграл в десятилетнем возрасте, победив в городском конкурсе рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!». Как-то учитель физкультуры Л. Фадеева предложила своему ученику украсить спортивный зал школы рисунками с изображением спортсменов. В то время открытки были большой редкостью, поэтому Александр Константинович стал срисовывать их с марок. Трудился долго, потом с нетерпением ждал окончания лета, чтобы все друзья смогли увидеть его работу. Волновался, даже снились сны, что школу перекрасили в зелёный цвет. И очень гордился успехом. Под руководством В. Н. Черненко, учителя французского языка, рисовал эмблемы, флаги для клуба интернациональной дружбы. Все учителя вспоминают, что Александр Константинович был тихим, спокойным, очень любил рисовать, посещал школу при Ярославском художественном училище, в которое поступил после 9-го класса.

Однажды Александр отмечал Новый год в компании одноклассников и влюбился в Наташу Малачеву из параллельного класса. Они поженились. Наташа стала не только женой, но и другом, соратником, ради мужа и сына отказалась от собственной карьеры, диссертации.

В 1976 году Петров закончил Ярославское художественное училище. В 1982 году — художественный факультет ВГИКа (мастерская Ивана Иванова-Вано)[2]. Дипломной работой Петрова во ВГИКе были карандашные рисунки к фильму по мотивам «Божественной комедии» Данте, который так и не был снят.

В мультипликации с 1981 года. Сын Дима серьёзно заболел и семья переехала на юг. Работал художником-постановщиком мультипликационных фильмов на киностудиях «Арменфильм» в Ереване (1981—1982) и на Свердловской киностудии в Свердловске (1982—1992). До того, как стал снимать самостоятельные картины, Петров работал художником-постановщиком у Владимира Петкевича и Алексея Караева.

В 1987—1988 годах Александр Петров занимался на Высших курсах сценаристов и режиссёров, где его наставником был известный мультипликатор Фёдор Хитрук.

Является постоянным участником международных кинофестивалей, призёром многих из них.

С 19 апреля 2008 года является академиком Академии художеств. Он единственный академик-мультипликатор.

Характерной особенностью творчества мультипликатора является техника «ожившей живописи». Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, невероятно сложна и называется «пальцевая живопись» — то есть работает не с прозрачным пластиком, а на стекле. Выдавив краску, Александр рисует пальцами, лишь в исключительных случаях использует кисточки. Один рисунок — один кадр фильма, который при просмотре промелькнет за 1/24 долю секунды (то есть для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин, за день можно нарисовать порядка 15). Следующее мгновение кинокартины рождается путём внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съёмок у художника не остаётся практически ничего, кроме стёкла с последним фрагментом фильма, все плоды трудов — только на плёнке. В своих фильмах Петров часто использует ротоскопирование и трёхмерное моделирование сцен («движущаяся камера», приём перенесённый из кинематографа).

Пейзажи[править | править код]

Пейзажи Александра Петрова очень разные. Сухие, знойные, меланхоличные, проникнутые подспудно ощущаемым драматизмом русские. Излучающие тепло и морскую влагу крымские. Но именно чувство любви к сотворённому миру объединяет эти удивительные работы. Они как бы подготавливают зрителя к восприятию петровской анимации. В них — истоки основных мотивов творчества художника.

«Старое кладбище в Армении» — лунный, потусторонний пейзаж, преобразившийся потом в почти рериховское «масло». Вот «рыбаки на уральском озере» — на полотне, кажется, только вода и небо — нет, видна крохотная фигурка в лодочке справа. Или пейзаж со стогом сена — опять небо, огромное, грозовое, там-то, в вышних сферах, наверное, и происходит главное, настоящее. О присутствии человека в мире говорит лишь маленький стожок. Но он есть, он вписан в картину мира.

Или полыхающее оранжевое дерево, на котором видны хрупкие качели. Единое бытие и человек, погружённый в него, но не растворённый. Редкая сегодня гармония восприятия мироздания и попытка прочувствовать место человека в нём. Вселенная, в которой все ценно — и небесные битвы, и приметы человеческого быта. Человек на полотнах Петрова выглядит погружённым в пейзаж, но не растворенным в нём.

Мультипликация[править | править код]

Его выпускной работой на Высших режиссёрских курсах была картина по мотивам рассказа Андрея Платонова «Корова».

Следующий фильм, «Сон смешного человека» по Достоевскому. Человек, задумавший самоубийство, отторгнут от всех и всего, он — один, он — сам по себе. Такое отдельное существование невозможно (отсюда и решение совершить самоубийство), но невозможна и цельность, гармония, золотой век. Очень точно Петров изображает развращение прекрасного мира: кокетство, первое убийство, разобщённость, строительство крепостей, развитие науки. Нет больше мира радости, счастья. Нам кажется, что А. К. Петров смог не только передать сюжет рассказа, но и философию Ф. М. Достоевского.

Следующей его работой стала «Русалка», где один человек, молодой послушник, отвечает за грех другого, невинный — несёт вину. Ответственность одного за другого (вот в чём выражается связь одного с другим) неизбежна и неотвратима. Олицетворение этой неотвратимости — река, а воплощение её — русалка. Номинант на Оскара — «Русалка» — завораживает зрителя удивительной красотой истории о грехе и воздаянии, соблазне и прощении. «Русалка» — красивая и печальная сказка о старом монахе и юном послушнике, которого соблазнила красавица, чтобы отомстить старику за грехи молодости, за предательство. «Русалку» Александр Константинович сделал на созданной им самим анимационной студии «Панорама» в Ярославле. Он признался, что это один из любимейших его фильмов и что ему постоянно снится один и тот же сон: он доделывает «Русалку», дописывает конец мультфильма, последние две минуты.

С 1996 по 1999 жил и работал в Монреале (Канада), где снимал картину «Старик и море», благодаря которой художник получил всемирную известность. Чтобы создать «Старика и море», Александру Петрову потребовалось 30 месяцев напряжённейшего труда. Все это время он жил в Канаде и рисовал. Главного героя мультфильма А. Петров рисовал со своего тестя. В 2000 году «Старик и море» был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».

В 2006 году А. Петров закончил работу над фильмом по произведению Ивана Шмелёва «Моя любовь» (гран-при XII открытого фестиваля российской анимации и фестиваля «Послание к Человеку», лауреат премии Ника-2007 в номинации «Лучший анимационный фильм»). Этот фильм также был номинирован на «Оскар» 2008 года.

В свободное от съёмок время Петров иллюстрирует книги, например, «Старика Хоттабыча» Л. Лагина.

В 2007 году набрал учеников в «Мастерскую Александра Петрова», с 2010 года ведёт официальный курс. Уже первая работа его учениц «Ещё раз!» не осталась незамеченной[3][4]. Этот фильм получил премию «Ника» в номинации Лучший анимационный фильм 2011 года (режиссёры Елена Петрова, Татьяна Окружнова, Мария Архипова, Алина Яхьева, Екатерина Овчинникова и Наталья Павлычева, продюсер Александр Петров)[5].

«Я рисую свои фильмы на белом матовом стекле. Краску наношу прозрачным слоем (или несколькими слоями), причём не кистью, а пальцами. Рабочее поле примерно формата А3 подсвечено специальными лампами. Мы снимаем одну фазу движения персонажа, а затем стираем его и рисуем следующую. Фон остаётся неподвижным, как декорации в театре. Но если нужно, скажем, как в «Старике и море», передать движение океана, фон тоже приходится рисовать каждый раз заново.»
«Компьютеры… Легко можно потерять контроль над материалом. В компьютерной анимации иногда совсем не видно художника, зато хорошо видна программа, с помощью которой её снимали.»
  • 1984 — Кот в колпаке — художник
  • 1984 — Потерялся слон — художник
  • 1984 — Воробьишко — художник
  • 1984 — Ночь — художник
  • 1985 — Сказочка про козявочку — художник-постановщик
  • 1986 — Добро пожаловать! — художник-постановщик
  • 1988 — Марафон — режиссёр, художник
  • 1989 — Хранитель — художник
  • 1989 — Корова — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
  • 1991 — И возвращается ветер… — художник-постановщик
  • 1992 — Сон смешного человека — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
  • 1996 — Русалка — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария, продюсер
  • 1999 — Старик и море — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
  • 2003 — Зимние дни (яп. 冬の日 фую-но хи) (эпизод «мальчик и ворон») — режиссёр, художник-постановщик
  • 2006 — Моя любовь — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
  • 2007 — Шварцкопф Новый год — режиссёр
  • 2010 — Ещё раз! — продюсер
  • 2010 — Достоевский (телесериал) — сыграл роль художника Василия Перова
  • 2011 — Презентационный ролик этапа Кубка мира по лыжным гонкам в «Дёмино» — режиссёр, художник[6][7]
  • 2012 — Ролик к 175-летию Российских железных дорог[8][9]
  • 2014 — Ролики для церемонии открытия XI Паралимпийских зимних игр
  • 2018 — Заставка для сериала «Домашний арест» (вместе с сыном Дмитрием)[10]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *