Являются ли эти три предложения текстом почему – Являютля ли эти три предложения текстом? почему?…

Что такое текст-рассуждение?. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

Пример

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

К примеру:

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Например:

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Например:

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.  

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.  

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами:

следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что...

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу. 

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Задание 1.

Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод.

Кто на свете самый сильный?

Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей.

Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.

Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.

Поэтому самый сильный на свете – муравей.

Задание 2.

Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение.

Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый.

«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.

Почему воробья так назвали?

Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:

Почему воробья так назвали?

Дело в том, что он очень прожорливый.

Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.

«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Так и зовут его с тех пор.

Задание 3.

Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст-рассуждение.

Собака – _____ человека _______, она спасает людей в горах, при пожарах _______, помогает в работе. Собака может быть _________, _______ и _________. И наконец, она просто отличный товарищ __________ собакам люди ставят памятники, пишут о них ______. 

Одним из вариантов может быть:

Собака – друг человека. Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ. Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги. 

Вывод в тексте-рассуждении иногда может отсутствовать.

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую.

Мы с вами узнали, как отличить текст-рассуждение, из каких частей он состоит.

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

Это текст-рассуждение с элементами описания (рис. 1).

Рис. 1. Текст-рассуждение с элементами описания

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

Это текст повествования с элементами описания (рис. 2).

Рис. 2. Текст повествования с элементами описания

 

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. – М.: Просвещение, 2012.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. – М.: Баласс, 2013

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. – М.: Дрофа, 2012

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт ruslng.narod.ru (Источник)

2. Интернет-сайт kakprosto.ru (Источник)

3. Интернет-сайт nutik.flybb.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?

2. Из каких частей состоит текст-рассуждение?

3. Какие слова используются для связи частей текста-рассуждения?

interneturok.ru

Текст. Признаки текста. Типы текстов.

Текст

это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.

Предложения в тексте могут быть связаны как лексически, так и грамматически.

Признаки текста:

  • Текст состоит из нескольких предложений.

  • В тексте предложения связаны по смыслу.

  • У текста есть название, или можно дать название.

  • Все предложения в тексте объединены одной темой.

  • Текст состоит из3 частей: начало, основная часть, концовка.

Тема текста

это то, о чём говорится в тексте.

Часто тема текста бывает отражена в его заголовке.

Текст обычно разделён на части, которые называются абзацами, каждый абзац отделён от другого, так как в нём содержится своя микротема.

Основная мысль текста

это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи.

Cпособы соединения предложений в тексте:

последовательный (цепной) и параллельный

При последовательной связи первое предложение текста связано со вторым, второе — с третьим, третье — с четвёртым и т.д.

Пример: Маша проспала. Она влетела в класс в 8:45. Оказалось, что занятия перенесли на 9:00, и Маша спокойно села за парту.

При параллельной  связи события в тексте происходят одновременно. Предложения обычно содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий.

При параллельной связи предложения связываются между собой:
1) одинаковыми глагольными формами;
2) одинаковым порядком слов.

Пример: Мы смотрели на озеро. Небо переливалось яркими красками. Тихо щебетали птицы.

Тип речи:

В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: повествование, рассуждение, описание.

В тексте-повествовании рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях. К ним можно поставить вопросы что? когда? где? как? (они происходили).

 

В тексте-описании называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. К этим текстам можно поставить вопрос какой?  каков? (предмет, человек и т.д.)

 

В тексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.

Текст-повествование рассказывает

Текст-описание показывает

Текст-рассуждение доказывает

infourok.ru

Каковы основные признаки текста? Признаки текста в русском языке

Текст – наивысшая единица языка. Он состоит из более мелких языковых единиц – предложений и словосочетаний, слов. Как и любое другое явление, он имеет свои особенности и отличительные признаки, которые отличают его от других языковых явлений. Кроме того, в зависимости от стиля, к которому он относится, текст обладает рядом дополнительных признаков. Далее мы рассмотрим, каковы основные признаки текста и различных функциональных стилей.

Что такое текст?

Текст – это речевое произведение, которое состоит из последовательно взаимосвязанных различных языковых знаков. Отличается целостностью и оформленностью.

основные признаки текста

Композиционно текст состоит из:

  • предложений;
  • абзацев;
  • параграфов;
  • разделов;
  • глав.

Все эти элементы связаны между собой одной темой и целью. Для того чтобы определить, является ли набор тех или иных предложений текстом, необходимо знать основные признаки текста в русском языке.

Каждый текст имеет определенную, четко выраженную функционально-стилевую ориентацию – научный, художественный, публицистический стиль и т. д.

Основные признаки текста

Чтобы набор слов и предложений можно было назвать одним целым, они должны отвечать определенным требованиям. Вот основные признаки текста, которые выделяют в лингвистике:

  1. Завершенность, которая подразумевает смысловую оконченность.
  2. Связность.
  3. Единство используемых стилистических средств.
  4. Членимость и автономность.

Только при наличии всех вышеперечисленных признаков композиция из нескольких предложений может считаться текстом.

Завершенность

Разбирая признаки текста, необходимо начать с завершенности. Данный признак предполагает, что текст полностью раскрывает замысел, который поставил перед ним автор. Все это приводит к полному восприятию и пониманию прочитанного или услышанного реципиентом.

признаки текста в русском языке

Ознакомившись с текстом, мы должны понять его смысл, увидеть связь темы и содержания.

Связность

Данный признак проявляется в расположении предложений в определенной логической последовательности, что помогает отразить развитие мысли. Одно предложение является смысловым продолжением первого, строится на базе ранее поданной информации. Сюда же относится и оформление текста с помощью грамматических и лексических средств языка. Для связи используются различные ключевые слова, повторы, союзы, синонимы.

Разбирая признаки текста в русском языке, в особенности связность, следует отметить наличие двух основных связей между предложениями - параллельной и цепной. При первой предложения связываются друг с другом благодаря одинаковому порядку слов, схожей структуре.

каковы основные признаки текста

Во второй – связкой выступает ключевое слово, которое несет основную информацию. Его могут заменять синонимом. Кроме того, употребляются глаголы совершенного вида.

Стилевое единство

Разбирая основные признаки текста, нельзя не отметить единство стиля. Любой текст оформляется согласно особенностям того или иного функционального стиля. В зависимости от выбранного стиля, подбираются лексические и языковые средства, грамматическое оформление текста. Синтаксические структуры также строятся на основе выбранного стиля. Так, в разговорном стиле преобладают простые предложения, в научном – сложные.

Целостность

Данный признак подразумевает одновременное выполнение трех описанных выше признаков текста. То есть наличие связности, завершенности и стилевого единства.

Даже если в предложенном фрагменте были найден один или два признака, его нельзя назвать текстом до тех пор, пока не будут соблюдены три ранее описанных нами основных признака текста.

Другие признаки

Выделим также и другие, менее важные признаки текста в русском языке.

Членимость, которая подразумевает, что текст состоит из нескольких предложений. При этом не стоит забывать о том, что они должны быть связаны между собой единой темой.

И автономность: каждый текст имеет начало и конец.

Выделяют также такой признак, как информативность – текст несет определенную информацию. В целом она определяется темой и целью высказывания.

Отличительные особенности стилей

В русском языке выделяют ряд функциональных стилей – научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Каждый из них имеет не только основные признаки текста, но еще и ряд дополнительных, которые помогают различать их между собой.

признаки текста

Научный стиль

Научный стиль используется при написании статей и монографий, дипломных и магистерских работ, диссертаций, научных выступлений, докладов, лекций. Основные признаки научного текста: использование терминологии, сложных предложений, безличность автора, которая проявляется благодаря использованию «мы» вместо «я», тезисному изложению, наличию вводных слов и конструкций, эмоциональной нейтральности.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль охватывает все официальные документы: законы, деловые записки, заявления, протоколы. Основные признаки данного стиля – прямой порядок слов, логика в изложении, использование штампов и языковых клише, лаконичность, эмоциональная и оценочная нейтральность, наличие стандартов. Часто в данном стиле употребляются регламентированные образцы и бланки.

признаки научного текста

Публицистический стиль

Публицистический стиль охватывает всю сферу действия СМИ. Основная его функция – информирование, воздействие на человека. Признаки публицистического текста – это логичная и лаконичная подача информации, образность, оценка, наличие призыва к действию. Важным признаком также является выделение информации с помощью заголовков и подзаголовков, визуальных эффектов. Предложения в текстах данного стиля как простые, так и сложные.

Разговорный и художественный стили

Художественный стиль характеризуется экспрессивно-эмоциональной лексикой, использованием метафор и сравнений, легкими конструкциями. Им написаны все художественные произведения: рассказы, романы, стихи.

признаки публицистического текста

Разговорный стиль употребляется в устной речи, интернет-переписке. Основные признаки текста данного стиля - использование разговорных и просторечных слов, повторов, неполных и простых предложений. В нем также выделяют отсутствие четкой структуры и логики изложения.

Вывод

Мы рассмотрели, каковы основные признаки текста в русском языке. Так, выделят связность, целостность и завершенность текста, стилевое единство. При наличии только одного или двух из перечисленных нами признаков назвать тот или иной фрагмент текстовой информации текстом нельзя. Кроме признаков, общих для всех текстов, выделят также особенности - лексические и грамматические, синтаксические, благодаря которым мы можем определить, к какому функциональному стилю принадлежит тот или иной текст.

fb.ru

Текст-рассуждение в русском языке

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

 

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

 

Пример

 

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

 

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

 

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

 

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

 

1. Тезис

 

2. Доказательство

 

3. Вывод

 

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

 

К примеру:

 

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

 

Тезис можно начать словами:

 

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

 

Например:

 

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

 

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

 

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

 

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

 

Например:

 

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

 

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

 

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

 

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

 

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.  

 

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.  

 

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

 

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

 

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

 

Вот поэтому я люблю ходить в школу. 

 

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

 

Построение текста-рассуждения

 

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

 

2. Составляю тезис.

 

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

 

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

 

5. Записываю текст.

 

6. Проверяю текст.

 

7. Редактирую.

 

Заключение

 

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

 

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

 

Это текст-рассуждение с элементами описания.

 

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

 

Это текст повествования с элементами описания.

 

вернуться на страницу "Русский язык 2 класс" >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *