Язык и речь русский язык – Язык и речь в русском языке

Содержание

Язык и речь в русском языке

Язык и речь в тандеме образуют невероятный, единственный феномен человеческого языка.

Это достаточно разные понятия, но они не так противопоставлены друг друга, как теснейшим образом связаны, словно две стороны одной медали, ведь речь – это всегда язык в действии. Однако, важно отметить, что полного совпадения между этими понятиями нет, ведь речь очень редко обходится без словесного языка, а язык, в свою очередь, функционирует только непосредственно в речи.

Отсюда вывод, что речь и язык теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Для того чтобы четко разобраться в данной теме, необходимо знать определения, которые помогут в этом.

Язык и культура речи

Определения

Язык в широком понимании – это некоторая знаковая система, фиксирующая представления человека о вне языковой действительности. Общеизвестный факт, что язык вытекает из потребности людей в общении, т. е. коммуникации.

Речью называют вербальное и языковое общение, в котором прибегают к помощи языковых знаковых единиц. Речь — это в русском языке объясняется, как способность говорить и само говорение. Это могут быть слова, синтаксические конструкции, текст, интонации. Так же активно пользуются невербальными средствами: мимикой, жестами, пантомимикой. Важно понять, что невербальные средства коммуникации – это общение, которое осуществляется без привычных языковых средств.

Под культурой речи понимают способность владеть нормами устного и письменного языка (к которым относятся: владение правилами фонетики, грамматики, словоупотреблением и т. п.). Важно отметить, что культура речи – это так же умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения в соответствии с конкретной целью и содержанием какого-то определенного текста.

Типом речи языка называют способ изложения, построения слов и предложений в определенном логическом порядке. В русском языке, как известно, три типа речи.

Особенности соотношения языка и речи

Разграничения этих двух понятий ввел Фердинанд де Соссюр. При этом не стоит забывать главное отличие языка от речи. А состоит оно в том, что первый является средством общения, а второй, в свою очередь, воплощением и реализацией самого языка.

Язык принято считать абстрактным и формальным, а речь — материальной. Именно в ней корректируется все то, что есть в языке. Он является стабильным и статичным, а речь активной и динамичной, для нее характерна более высокая вариативность.

Язык и речь, несмотря на то, что они взаимосвязаны, имеют четкие разграничения: язык — достояние общества, в нем отражается общая «картина мира» говорящего на нем народа, речь индивидуальна и отражает лишь опыт отдельного конкретно взятого человека.

Язык не зависит от ситуации и непосредственно от обстановки общения, а речь, в свою очередь, является контекстно и ситуативно обусловленной.

Типы речи в русском языке

Функции языка

Язык взаимосвязан, в целом, со всей человеческой деятельностью и одной из его задач является выполнение разнообразных функций. Далее перечислены основные из них, а именно:

  • Коммуникативная функция. Ее суть заключается в том, что язык обеспечивает общение, т. е. коммуникацию между людьми, именно поэтому человек может обмениваться информацией, своими мыслями, чувствами, а также определенным образом воздействовать на другого человека.
  • Когнитивная функция. Ее суть заключается в том, что она напрямую связывает язык с человеческой мыслительной деятельностью.
  • Контактоустанавливающая. Суть этой весьма важной функции заключается в создании и поддержании контакта между определенными собеседниками.
  • Эмоциональная функция. Смысл данной составляющей заключается в выражении субъективного отношения говорящего к содержимому его речи.
Русский язык. Развитие речи

Это были основные функции, однако не стоит забывать, что их гораздо больше. Эти составляющие применимы абсолютно ко всем языкам, не только к русскому. Как бы ни был разнообразен спектр языков во всем мире, все они существуют по достаточно похожим законам. Это наталкивает на мысль о согласии с теми лингвистами, которые утверждают, что существовал один единственный праязык. По их мнению, именно от него и пошли разветвления, которые привели к образованию такого многообразия языков в мире. На сегодняшний день не существует точной цифры количества существующих языков, так как в некоторых из них есть свои ответвления в виде диалектов.

Части и типы речи русского языка

Часть речи — это своеобразная категория слов самого языка, определяющаяся такими признаками, как синтаксические и морфологические. Во всех языках мира, в первую, очередь противопоставляются друг другу имя (существительное, прилагательное и т. д.) и глагол. Части речи делят также на самостоятельные и служебные. Необходимо заметить, что отдельное внимание уделяется частям речи на уроках русского языка, начиная с младших классов. Школьная программа предусматривает подробное изучение каждой из них.

Что касается типов речи в русском языке, то их выделяют 3. К ним относятся: повествование, рассуждение, описание. Далее подробнее о каждом из них:

  • Повествованием называют рассказ о каком-либо событии в рамках временной последовательности его действия.
  • Рассуждением называют словесное изложение, подтверждение какой-то определенной мысли.
  • Описанием является изображение какого-либо определенного явления действительности, предмета, лица посредством перечисления и раскрытия его основополагающих признаков.

Тема «Язык и речь» очень важна не только в русском, но и в остальных языках. Как правило, ее начинают изучать еще в средней школе (урок проводится в 5 классе). Это касается российских школ. Этой теме уделяется достаточно большое количество внимания, ведь уверенное владение частями речи в русском языке, можно сказать, гарантирует грамотно-правильное изъяснение на нем. Но, безусловно, есть и другие нюансы, которые влияют на грамотность и культуру речи.

Уроки русского языка. Части речи

Части речи, которые относятся к самостоятельным

Части речи позволяют нам группировать, классифицировать слова, используемые для обозначения действий, предметов и явлений, признаков, выделять общие семантические (смысловые, понятийные), а также грамматические свойства, или категории, которые присущи словам, относящимся к одной и той же части речи.

Под самостоятельными частями речи понимают:

  • Имя существительное, обозначает предмет. Эта часть речи отвечает на вопросы: «кто?» «что?» Как правило, имена существительные изменяются по числам, родам и падежам. Оно может быть одушевленным и неодушевленным. Например: «кто?» (мама), «что?» (книга).
  • Имя прилагательное – это особый признак предмета, или его качественная характеристика. Прилагательное отвечает на следующие вопросы: «какой?» «чей?» Имена прилагательные также изменяются по родам, числам, именам и падежам. Например: красивый, любимый, хороший.
  • Числительным называют часть речи, которая обозначает количество предметов и все, что связано с подсчетами. Числительное отвечает на вопросы: «сколько?» «который?». Например: пятнадцать, шестеро.
  • Местоимение указывает на лицо, признак или предмет, не называя их. Они бывают: личными, возвратными, притяжательными, указательными и т. д. Например: она, они, этот, тот, который.
  • Глагол обозначает состояние или действие, отвечает на вопросы: «что делать?», «что делал?», «что делает?», «что будет делать?», и обладает определенными признаками вида, лица, залога, времени, числа, рода и наклонения. Например: любить, хотеть, делать, знать и т. д.

Это были основные самостоятельные части речи в русском языке с примерами.

Служебные части речи

Теперь важно назвать служебные части речи в языке(русском), к которым относятся:

  • Предлог является неизменяемой служебной частью речи, которая применяется для соединения слов в определенном предложении или словосочетании: в, к, из, у, на, сквозь, ради, между, посредством, подобно, относительно, благодаря, согласно, в связи, по отношению, неужели, несмотря на, в силу, в связи с, согласно, около и т. д. Например: Между ними большая разница в возрасте.
  • Союз является тоже неизменяемой служебной частью речи, которая используется для объединения слов и простых частей в сложных предложениях. Например: Поезд тронулся, и они отошли от окна.
  • Частицы называют служебными словами, придающими смысловые или эмоциональные окраски отдельным предложениям и словам: не, ни, кое-, -либо, -то, -ся, -ка, -де, пускай, разве, дай, хотя бы, уж, почти, только, знай, дескать, вроде, словно, пожалуй, авось, именно, просто, неужели, точно, будто, что ли, едва ли нет, бывало, бы, разве и т. д. Например: Пожалуй, сегодня холодно.
  • Под связкой понимают служебное слово. Оно, как правило, указывает на синтаксические отношения элементов определенного предложения. В основном, к связкам относят слова, словосочетания, спрягаемые формы глаголов, варианты значения глагола «быть». Часто можно встретить такое явление, когда связки опускаются, на их месте, как правило, в предложении ставят тире, например: Дом – [есть] не роскошь, а место жительства.

Из приведенных примеров можно понять, что существует достаточно большое количество частей речи в русском языке. Какая часть речи используется, поможет узнать постановка вопросов к определенному слову, которое вас интересует. Сложность может возникнуть со служебными частями, потому что в этом случае постановка вопроса не поможет. Здесь стоит понять лишь принцип, по которому они различаются.

Части речи в языке

Русский язык и культура речи

Нет сомнений, что культура речи – это, в первую очередь, духовная культура определенного человека и уровень его общего развития, как личности. Культура речи рассказывает многое об отдельно взятом человеке. Она может показать ценность духовного наследия и культурных достояний целого человечества, а также отдельно взятого индивида. Посмотрев на культуру речи человека, можно легко сделать вывод о нем, о его воспитании, образовании, уровне жизни, даже о работе и остальных подобных показателях.

Все знают, что существуют главные составляющие культурной речи. Это, прежде всего, грамотность и соблюдение общепринятых норм литературного русского языка. Развитие речи — необходимый фактор для успеха в жизни и в карьере современного человека. Важно отметить, что все эти правила применимы ко всем языкам, не только лишь к русскому. Но стоит не забывать, что определяющее значение имеют и другие средства, такие как: лексика, фонетика, стилистика.

На самом деле, культура речи включает в себя целый спектр свойств языка и помогает применять накопленные знания языка на практике. Ведь для хорошей речи недостаточно знать все правила орфографии, орфоэпии, пунктуации и т. д. Она включает в себя все это вместе взятое, что помогает человеку выглядеть достойно и уметь изъясняться литературным грамотным языком. Язык и культура речи, как можно заметить, тесно взаимосвязаны между собой.

Важно отметить, что это не совсем легкая задача. Иногда эмоции берут свое, и ни о какой культуре не может быть и речи. Однако, здесь вступает в силу воспитание, чувство такта и самоконтроль. Для культурного человека чрезвычайно важно в любой ситуации держать себя спокойно и достойно, не теряя самообладания.

Русский язык и культура речи

Необходимость культуры речи

Безусловно, для того чтобы речь была культурной, она должна быть не только правильной, но и богатой, что напрямую зависит от лексического запаса человека. Чтобы поддерживать свою речь на достойном уровне, нужно регулярно пополнять словарный запас. В этом лучшим другом для вас станут, конечно же, книги.

Может возникнуть и другая проблема: незнание, где верно и правильно применять накопленную лексику. И поэтому, для того чтобы наиболее верно использовать запас новых слов и выражений, важно на регулярной основе развивать как устную речь, так, безусловно, и письменную.

При помощи этих методов может поменяться и направление собственных мыслей, которые, в результате, формируются в слова. Следует находить общий язык с людьми из различных кругов общества и выделять для себя широкий выбор тем для бесед.

Все это очень важно для бытового общения, для заключения каких-либо сделок и договоров, поиска работы, обучения. Это удивительно, но наша речь может создать наш образ и общее впечатление о нас, как о человеке в целом. Мы живем в век общения и технологий, где несказанно важно уметь четко и грамотно изложить свои мысли, идеи, эмоции, отношение к определенной ситуации, доводы, используя возможности родного языка и не выходить за пределы речевого этикета и поведения.

Особенности лингвоэтики (культуры речи)

Важно отметить, что культурой речи называют не только владение какими-то определенными правилами, умение избегать различных ошибок, но и речевой этикет. Собеседник при разговоре с вами должен чувствовать себя достаточно комфортно, иначе беседа может не удаться, или и вовсе привести к конфликту, что, безусловно, не вызывает положительных эмоций у обеих сторон.

Культура речи помогает избежать подобных ситуаций, когда человек может оскорбить или обидеть своего собеседника. Как правило, в таких случаях срабатывает неумение слушать собеседника, т. е. бестактное прерывание своего партнера. А подобные действия строго — настрого запрещены языковым этикетом. Этого нельзя делать, даже в том случае, когда вы уверены, что ваш партнер по разговору совершенно не прав.

Чтобы владеть культурой речи, необходимо уметь слушать и слышать своего собеседника. Ведь бывают моменты, когда люди вовсе забывают о том, что они ведут беседу с человеком, а не собственный монолог. И получается так, что они игнорируют желания своего оппонента, а это является грубым нарушением речевого этикета.

Тема язык и речь

Основные правила культуры речи

Это понятие заключает в себе, как уже было сказано выше, правильность. Также немаловажным элементом является точность. Ею нельзя назвать умение просто выбирать и применять необходимые и уместные слова. К культуре речи также относятся и логичность, чистота речи. Последняя является одним из самых важных признаков культурной речи, проявляющихся, в основном, в двух аспектах: в соотнесении речи и литературного языка, а также в ее соотношении с определенными нравственными критериями общения.

Теперь необходимо упомянуть о правилах речевого этикета. Согласно определению, «речевой этикет» – это умение применять нормы в определенных ситуациях общения.

В любых разговорах нужно быть тактичным и вежливым. Никогда не стоит употреблять в своей речи вульгаризмы, ругательства и т.п. Это никак не скрасит вашу речь, даже если вы находитесь в кругу, где подобное общение вполне нормально.

Конечно, правил речевого этикета поведения гораздо больше, однако выше были названы основные. Стоить отметить, что каждый уважающий себя человек должен ознакомиться с этими правилами и, хотя бы частично, применять их в своей повседневной жизни. Ведь это упрощает существование и помогает быстрее налаживать контакт с людьми, что в наше время немаловажно.

fb.ru

Речь и язык. Стили речи в русском языке :: SYL.ru

Человека первобытного от животного стало отличать умение мыслить, говорить и создавать образы. Используя символы и звуковые сигналы, люди создали языки и письменность. Умение материализовать мысли посредством языка и знаков называется речью – устной и письменной. Речь и язык – это то, что помогает людям общаться друг с другом, объединяет или разделяет их.

Понятие языка

Язык как часть речи зародился еще во времена племенного строя. Передача информации посредством символов и звуков становилась частью культуры определенного племени. Когда племена объединялись, их языки смешивались, дополняли друг друга, а общность людей, объединенных единым языком, называлась народность.

речь и язык

Получая дальнейшее развитие и распространение, язык становился принадлежностью нации. Сегодня существуют народы, которые имеют свои язык и речь, культура речи их страны отличается от языка соседних народов. Есть и такие страны, которые имеют разные нации, но единый язык. Например, в Англии и США английский является национальным языком, как испанский в Мексике, Испании, Аргентине и Чили.

Таким образом, язык – это совокупность звуковых сигналов и письменных символов, присущих определенному сообществу людей и понятный им. В каждой народности кроме основного языка существуют его разновидности – диалекты. Они развились благодаря смешиванию народов и взаимодействию их языков друг с другом.

Еще одно понятие, свойственное языку – говор. Например, русский язык и культура речи: северорусский диалект отличается явным «оканьем» по сравнению с южнорусским диалектным «аканьем».

Также существует понятие языковых семей, в которые входят языки, имеющие общие корни, например романо–германская группа, тюрко–монгольская и другие.

Понятие речи

Речь – это способ озвучивания мыслей посредством устного языка или письменности. С помощью речи люди общаются и передают информацию на тех языках, которыми владеют. Понятие «речь» в психологии относится к психолингвистике – умению человека создавать мысленные образы и передавать их с помощью языка.

стили речи в русском языке

Речь и язык всегда неразрывны между собой. При этом язык может существовать и развиваться без непосредственного участия определенного человека, так как принадлежит всей народности, даже тем, кто давно умер. Речь же без знания языков невозможна, но при этом она характеризует мышление каждого конкретного человека.

По манере изложения человеком мыслей, по тому, каков его язык и речь, культура речи, можно создать его психологический портрет, уровень образования, принадлежность к определенному слою общества. По тому, насколько грамотно, последовательно, красочно или логично люди излагают свои мысли, можно судить о типе их мышления.

Речь и язык, которые использует человек, имеют определенные варианты применения:

  • вариант воздействия помогает влиять на поступки, мировоззрение и действия других людей;
  • вариант сообщения используется для передачи данных между людьми или сообществами;
  • вариант выражения чувств и эмоционального восприятия окружающей действительности;
  • вариант обозначения позволяет давать определения предметам и явлениям.

Люди могут использовать сразу несколько вариантов речи в удобной для них форме.

Формы речи

Ученые разделяют человеческую речь на две формы.

1. Внешняя речь, в состав которой входят письменность, звуковые сигналы и материализация мыслей. В свою очередь, внешняя речь делится на устную и письменную. Устная воспроизводится голосом при использовании языковых звуков и воспринимается на слух другими людьми. Она имеет 2 формы:

  • диалога — обмен информацией с помощью знаков, жестов, слов и интонаций двух и более людей; диалог всегда предполагает обмен репликами и вопросами;русский язык и культура речи
  • монолога – обычно длительное высказывание одного человека на выбранную тему; монолог требует достаточного мастерства владения словом, чтобы остальные слушатели проявляли интерес к поданной информации.

2. Внутренняя речь – это проговаривание мыслей внутри сознания индивидуума. Она относится к мыслительному процессу человека. Как только он озвучивает свои мысли, речь переходит в категорию внешнюю.

Внешняя речь подразделяется по типам подачи информации.

Письменная речь – это система графического оформления слов с помощью знаков и символов. При применении письменной речи используются правила написания и построения слов и предложений, принятых в данном языке.

Типы речи

Типы речи в русском языке зависят от того, что именно хочет донести говорящий до аудитории, независимо от того, использует он письменную или устную речь.

  • Повествовательный тип используется для передачи последовательности действий, событий или явлений. Тексты, повествующие о чем-либо, имеют некую завязку сюжета, изложение основных последовательных кульминационных событий и развязку. У повествования всегда есть развитие сюжета, его динамическое движение от начала к концу, при этом главными являются самостоятельные части речи русского языка: глагол и слова, указывающие на время и место события (вчера, утром, здесь и т. д.).

Повествование используется как в разговорной, так и в письменной речи.

  • Описание – способ передачи знаками и звуками основных свойств предметов, явлений, событий и действий. У этого типа речи присутствует начало, основная часть и окончание. Началом является представление предмета, в основную часть входит описание его признаков и свойств, а окончание – это вывод, вытекающий из перечисленных качеств. В описании используют глаголы в одном времени, прилагательные и причастия.

Применяют описание как в текстах любого стиля, так и в устной речи.

  • Рассуждение – это возможность раскрытия причинно-следственных связей в событиях и действиях. Имеет структуру тезиса, аргумента и вывода. В этом типе речи не имеет значения единство времени, с его помощью можно доказывать, объяснять и рассуждать на различные темы как письменно, так и устно.

Типы речи в русском языке редко используются в чистом виде, чаще всего они смешиваются для лучшей подачи информации.

Научный стиль речи

Речь и язык, которые люди используют для передачи информации, имеют свои стили, которые зависят от ее содержания. Каждый из стилей имеет собственные признаки, манеру изложения, лексику и особый набор языковых средств для правильной подачи информации.

Стили речи в русском языке зависят от сферы его применения.

Научный стиль используется для передачи точных научных сведений и применяется, как в устной, так и письменной речи. Его отличительная черта – лаконичность подачи информации, строгий отбор языковых приемов и терминов, обдуманность выбранных высказываний. В этом стиле редко применяют эмоциональные образы для описания, а построению предложений свойственны краткость, отчетливость, последовательность, которые достигаются такими частями речи, как существительное, деепричастие, причастие и отглагольные существительные.

Разновидностью этого стиля является научно-популярный стиль, которому присущи черты основного, но термины и сложные языковые наборы символов заменены на лексику, понятную большой аудитории, не имеющей глубоких знаний в научных дисциплинах.

Этому стилю свойственно давать объяснения сложным научным фактам с помощью обычной лексики. Применяется научно–популярный стиль в литературе развивающего характера, доступной массовому читателю или специалистам, которые желают выйти за рамки узкоспециализированных знаний.

Деловой стиль речи

В категорию «стили речи в русском языке» вошел так называемый деловой (официально–деловой) стиль, область применения которого — документация. Его сфера применения – это письменная речь. Основные виды текстов в деловом стиле — это официальные документы, деловые бумаги, заявления, протоколы, законы, указы и многое другое.

типы речи в русском языке

Этому стилю присущи сжатость изложения, лаконичность, конкретика, последовательность слов в определенном порядке.

В официально–деловом стиле часто используют аббревиатуры, речевые штампы, специальную терминологию. Тексты в этом стиле обезличены, а из частей речи чаще всего применяются глаголы в повелительном наклонении, отглагольные существительные.

Так же этот стиль имеет готовые стандартные формы, например, заявлений, актов или протоколов.

Публицистический стиль

Публицистические тексты, как стили речи в русском языке, чаще всего используются в целях агитации. К ним относятся публикации в газетах, журналах, новости по радио и телевидению, листовки и речи перед общественностью.

язык как часть речи

Главное предназначение публицистического стиля — это агитация, призыв к действию, воздействие на умы и поступки других людей. Тексты, написанные в этом стиле, отличаются точностью фактов, логичным изложением их, но при этом они эмоционально окрашенные и допускают использование отношения автора к подаваемой информации.

Этот стиль богат средствами передачи основной мысли, так как в нем используются речевые обороты, свойственные другим стилям. Это может быть точное изложение цифр и фактов с доказательствами, как в научном стиле. Также к ним может быть присоединен художественно-эмоциональный или оценочный стиль.

Конструкция предложения в публицистическом стиле может варьироваться от «сухого» научного изложения до изобразительного описания, в котором присутствуют как фразеологизмы, так и иностранные термины. Чаще всего применяются побудительные и восклицательные предложения.

Художественный стиль

Русский язык и культура речи людей изобилуют языковыми средствами, которые свойственны художественному стилю. Это язык литературы, основное предназначение которой — передача информации посредством эмоционального описания.

В художественной речи в изобилии применяются метафоры, сравнения, возвышенные слова и обороты. Главная задача этого стиля — затронуть эмоции читателя или слушателя. В повседневной жизни люди используют художественный стиль для передачи информации, которая затронула их чувства и произвела впечатление — например, описание содержания фильма, книги или события.

Художественному стилю свойственна подача информации как основанной на реальных событиях, так и на вымысле ее автора. Сравнительные обороты, которые при этом он использует, могут иметь абстрактную форму. Например, свинцовая пуля и свинцовые тучи создают в воображении читателя совершенно разные по образам картинки. Часто в этом стиле в изобилии присутствуют обороты, свойственные разговорному стилю.

Разговорный стиль

Этот стиль существует только в сфере неофициального общения или переписки. Ему свойственны бытовые, семейные, дружеские темы общения. Пожалуй, это самый обширный вид стиля в русском языке, так как вмещает в себя тематики, свойственные остальным стилям, но с характерным ему просторечьем и простотой изложения.

Разговорному стилю свойственно применение не только речевых оборотов, но и мимики, и жестов. Они являются неотъемлемой его частью.

русский язык части речи таблица

В зависимости от эмоциональной окраски, в лексике разговорного стиля могут применяться как жаргоны, так и ненормативная лексика. По тому, как человек предает свои мысли в разговоре, можно судить об уровне его культуры, воспитания и образованности.

Части речи русского языка

Каждый язык проходит путь, в который входит развитие речи. Русский язык — не исключение. Для передачи информации используются части речи, которые делятся на самостоятельные и служебные. В отдельную категорию входят междометия.

  • Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют отдельное грамматическое значение, передающее предмет, его описание, действие, признак действия или количество. К этим словам можно задать вопросы, а в предложениях они становятся его членами. Например, в категорию «русский язык, части речи: существительное» относятся все слова, дающие обозначение предмету или называющее их, слова, о которых можно спросить: «Кто?» и «Что?»самостоятельные части речи русского языка Например: дерево, девочка, облако, стены, ножницы и т. д. Существительное – наиболее часто используемая в предложениях часть речи. Глагол обозначает действие и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Например: жить, пить, ответить, выучить и т. д. В категорию самостоятельных частей речи также входят числительное, местоимение, прилагательное, причастие, наречие и деепричастие.
  • В категорию «русский язык, служебные части речи» входят слова, которые выражают отношение между предметами. Они не являются членами предложения, к ним не ставятся вопросы. В эту категорию входят союзы, предлоги, частицы.

В одном из разделов учебника «Русский язык» — «Части речи» — таблица очень наглядно разъясняет все на примерах.

Имя существительное

Называет предметы.

Кто? Что? Примеры: стол, человек

Имя прилагательное

Называет признаки предметов.

Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Примеры: большой, мягкая, серое, сильные, дочкин

Имя числительное

Называет число, количество, порядок предметов при счёте.

Сколько? Какой? Примеры: три, пятый

Местоимение

Указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Примеры: я, твое

Более подробно эта тема раскрывается в учебниках «Русский язык» Никитина, «Русская речь» за 5-9 классы.

www.syl.ru

1.Что такое язык; что такое речь ? Какие науки изучают русский язык и речь?

Язы́к — знаковая система,  речь, способность говорить.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Наука о русском языке называется лингвистической русистикой, или, сокращённо, просто русистикой.

2.Функция языка.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ      Важнейшая функция языка – коммуникативная. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться.

 Человек говорящий – это человек думающий.И вторая функция языка, теснейшим образом связанная с коммуникативной, есть функция мыслительная

(по-другому – когнитивная, от лат. cognitio – ‘познание’). Нередко даже спрашивают: а что важнее, что первичнее – общение или мышление? Так ставить вопрос нельзя: эти две функции языка обусловливают друг друга. Говорить – значит выражать свои мысли. Но, с другой стороны, сами эти мысли формируются у нас в голове с помощью языка.

Третья функция языка – познавательная (другое ее название – аккумулятивная, то есть накопительная). Большая часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком, через посредство языка. 

 Еще одна чрезвычайно важная функция языка – номинативная, или назывная. Дело в том, что называние составляет неотъемлемую часть познания. Человек, обобщая массу конкретных явлений, отвлекаясь от их случайных признаков и выделяя существенные, испытывает потребность закрепить полученное знание в слове. Так появляется название.      Следовательно, вся та система понятий, которой обладает современный человек, покоится на системе названий.Названия – это не только имена собственные, но также и имена нарицательные.

 

Регулятивная функция объединяет те случаи использования языка, когда говорящий ставит своей целью непосредственно воздействовать на адресата: побудить его к какому-то действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопрос и т.д. 

Иногда вместе с регулятивной функцией рассматривают также функцию фатическую*, или контактоустанавливающую.Имеется в виду, что человеку всегда нужно определенным образом вступить в разговор (окликнуть собеседника, поприветствовать его, напомнить о себе и т.п.) и выйти из разговора (попрощаться, поблагодарить и т.п.). Но разве установление контакта сводится к обмену фразами типа «Здравствуй» – «До свидания»? Фатическая функция значительно шире по сфере своего применения, и поэтому немудрено, что ее сложно отграничить от функции регулятивной.

ЧАСТНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА     Кроме рассмотренных выше языковых функций можно выделять еще другие общественно значимые роли языка.      1.Магическая- помогает создать необходимую обстановку.      Вспомним похоронные или праздничные обряды разных племен. Различные песни и танцы у разных народов. Язык гадалок для общения с потусторонними силами. Везде используется свой специфический язык.     2.Аутосодействие – самовнушение.     3.Инструментальная – передача мыслей с помощью образов и звуков.      Средство общения художников и композиторов (с помощью звуков и образов передают свои чувства публике).     4.Символическая – косвенная или намек. 

studfile.net

Язык и речь (стр. 1 из 2)

1. Понятие о языке и речи: отличительные черты и характер взаимосвязи.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью.

2. Основные функции языка и их реализация в речи.

Функции языка неравноценны. Фундаментальными признаются те функции языка, выполнение которых предопределило его возникновение и конститутивные свойства. Важнейшая общественная функция языка – коммуникативная. Она обуславливает его основную характеристику – наличие материальной (звуковой) формы и системы правил кодирования и декодирования. Эти свойства обеспечивают и поддерживают единство выражения и восприятия смысла. Данная функция формирует прагматический компонент языковой структуры, адаптирующий речь к участникам и ситуации общения. С помощью языка люди передают друг другу свои мысли, чувства, тем самым, воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание.

Второй основной социальной функцией языка называется когнитивная (познавательная) функция, состоящая из логической (мыслеформирующей) функции. Мысль тогда становится оформленной и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Ещё одна составляющая: аккумулятивная (историческая) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта, средством формирования и развития материальной и духовной культуры, тем самым, изменяя общественное сознание.

Далее следует эмотивная функция языка – выражение отношения автора речи к её содержанию. Она реализуется в средствах оценки, восклицаниях, интонации и т.д.

Высказывания о языке обозначают метаязыковой (металингвистической) функцией языка, реализуемой в языковедческих текстах, в процессе освоения родного или иностранного языка.

Пример: «Я объяснил, что есть большая разница между «показательным», когда показывают то, что есть, и «показным», когда показывают, то чего нет» (Ходасевич).

Установку на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, выполняет эстетическая (поэтическая) функция, которая, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в её ритмичности, образности и др. В отличие от коммуникативной функции, которая является основной в обычном (практическом) языке, эстетическая функция доминирует в художественной речи.

Социальная функция языка, его общественное значение, заключается в том, что язык участвует в развитии различных сторон духовной жизни и трудовой деятельности народа.

Достижения народа, нации в развитии науки, художественной литературы и других областей духовной культуры осуществляются при прямом участии родного языка и выражаются в нём. Вот почему каждый народ стремится, развивая свою национальную культуру, поддерживать и улучшать свой национальный язык.

3. Понятие об основных и дополнительных формах существования языка. Разнообразие форм существования русского национального языка

До возникновения письменности и литературы языки развиваются в их устно-разговорной форме; возникновение письменности и литературы вызывает появление второй формы языкового существования и развития – книжно-литературной; взаимодействие этих двух форм характеризует развитие языков нового времени, сказываясь прежде всего в изменении отношений между общим языком народа и его (языка) говорами или диалектами.

Первоначально диалекты возникали в результате деления разросшегося племени на несколько самостоятельных родственных племён. Такие диалекты были генетическими (по своему происхождению) разновидностями одного и того же племенного языка. На основе племён и племенных союзов складываются народности. Их возникновение и развитие связано с расширением и укреплением экономических, политических и государственных связей внутри общества. Это даёт тенденцию к разделению людей и дроблению языков на основе территориальных, экономических и политических различий; на смену племенным диалектам постепенно выдвигаются и крепнут диалекты местные (областные).

Местные диалекты, в отличие от племенных, представляют собою территориальные разновидности общего языка, принадлежащего одной и той же народности или нации. Эти разновидности по структуре могут быть близкими друг другу, допускающими взаимопонимание их носителей, живущих на разных территориях (диалекты русского языка). Они могут быть и далёкими друг от друга, затрудняющими взаимопонимание их носителей (диалекты немецкого или китайского языков). Развитие нации усиливает внутреннее экономическое и государственное единство общества, усиливает и расширяет различные связи между людьми. Усиление этих связей рождает потребность в едином для всего общества языке. Отвечая этой потребности, язык постепенно вырабатывает всё более и более многочисленные и общие для всех его носителей лексические, грамматические и фонетические «правила», применяемые людьми независимо от их территориального и социального различия. Общий язык народа усиливается, местные разновидности языка постепенно начинают ослабевать. Всем этим процессам помогает возникшая письменность и литература. Литературный язык мог сложиться в некоторых странах и в предшествующий период, в условиях развития народности. Но в этих случаях литературный язык необязателен; кроме того, народность может принять в качестве литературного и чужой язык (латинский – в Европе, арабский – на Востоке).

4. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Основные черты литературного языка, характеристика его носителей

Новый период истории, характеризующийся, в частности, развитием наций, побуждает к созданию повсеместно литературных языков. Литературные языки нормативны, т.е. подчинены в своём функционировании строгим «правилам», закономерностям, именуемым нормами. Литература отбирает из всего запаса языковых единиц и категорий наиболее отвечающие нуждам всего общества, обрабатывает языковые правила, снимая с них налёт местной или социальной замкнутости, делая его строго единым для всего народа фактами общенационального языка.

Л.В. Щерба (1880-1944) дал определение, что в основе литературного языка лежит подготовленный монолог. Именно благодаря особенностям монологического употребления вырабатываются такие главные свойства литературного языка, как обработанность и нормированность, общераспостранённотсь и всеобщность. Следует также отметить многофункциональность, универсальность (т.е. употребление в различных сферах жизни), стилевую дифференциацию (т.е. наличие ряда стилей) и тенденцию к устойчивости, стабильности. Литературный язык употребляется не только в художественной литературе, но и в научной, публицистической и т.д.

5. Система функциональных стилей русского литературного языка.

5.1. Книжные стили.

Когда речь идёт о стилях современного русского языка, то имеются в виду, прежде всего, так называемые функциональные стили, т.е. разновидности употребления языка в определённых сферах человеческой деятельности. Каждый из языковых стилей обслуживает одну из сторон жизни общества и располагает типичным для него набором активных средств языка, прежде всего слов. В современных литературных языках обычно выделяются основные разновидности:

· официально-деловой (сфера функционирования – правовые отношения),

· научный (научная деятельность),

· публицистический (политика, экономика, культура).

Язык художественной литературы представляет собой одну, очень важную, разновидностей литературного языка (литературно-художественный стиль). Для языка художественной литературы никаких особых норм или языковых правил нет, так же как нет специальных художественных языковых средств. Говорить о том, на сколько уместно то или иное выражение в художественном произведении, можно лишь на основании эстетических (красиво ли это?), а не языковых (правильно ли это?) критериев. Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных средств выражения, а также обязательность формы, наличие аббревиатуры. В нём нередко употребляют юридические термины и официальные наименования явлений действительности. В официальных документах часто используют языковые штампы и стереотипы (клише). Чем больше клиширован документ, тем удобнее им пользоваться. Главная черта официально-делового стиля – стандартизированность.

Основная функция научного стиля – информировать читателей о новых научных результатах. Текст при этом обычно строится не как прямая передача информации, а как приглашение к совместному рассуждению. Ощущение отстраненности и сухости научного изложения возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намёки, подтекст, нет восклицательных предложений, прямой речи, диалогов.

mirznanii.com

I. Язык и речь. Культура речи

1. Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия

Язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Русский язык. Энциклопедия).

Различаются две формы существования языка, соответствующие противопоставлению понятий «язык» и «речь». Язык как система имеет характер определенного кода. Это прежде всего система знаков и правил их употребления. Она включает в себя единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (формы слов), синтаксического (словосочетания, предложения) и лексического (слова и их значения). Изучая законы и правила этой системы, мы усваиваем те нормы, которые существуют в данном языке.

Язык как система знаков (орфографических, грамматических, лексических и др.) принадлежит определенному общественному коллективу и составляет важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. Для понятия речи существенным является представление о речевой деятельности, в процессе которой происходит функционирование языковых структур.

Таким образом, язык – это правила, теория, а речь – применение этих правил на практике.

Различение языка и речи в едином объекте языкознания оказывает значительное влияние на развитие и становление культуры речи как прикладного раздела языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо.

Резче обозначились границы, отделяющие культуру речи от смежных лингвистических дисциплин: фонологии, лексикологии и грамматики, изучающих строй языка, и функциональной стилистики, изучающей строй речи.

Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У неё тот же, что и у стилистики, предмет изучения – речь. Однако функциональная стилистика изучает стили как речевую систему: её интересует зависимость языковых средств, образующих эту систему, от сферы общения и функции речи. Она изучает стиль сам по себе, его систему. Культуру речи интересует иное:

как пользуется человек речью для целей общения? В рамках одного и того же стиля может быть создано бесконечное число высказываний: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Вопросами качественной оценки высказывания и занимается культура речи.

Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие «языковая норма» считалось центральным, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения. С развитием функциональной стилистики вопросы качественной оценки речи перешли в ведение культуры речи.

Идея разграничения двух ступеней культуры речи впервые в отечественном языкознании была высказана известным лингвистом Г.О. Винокуром: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле слова в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или также речь умелую, искусную».

Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладения литературным языком. Правильность речи предполагает соблюдение норм литературного языка, то есть принятых в общественно языковой практике образованных людей правил произношения, словоупотребления, использование традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств. В свою очередь коммуникативная целесообразность речи подразумевает мотивированное употребление средств языка для целей общения, соответствие определенной речевой ситуации.

Понятие речевой ситуации содержит в себе две стороны: денотативную (содержание высказывания, его тему) и ситуацию общения

(сам акт коммуникации – где, с кем, зачем говорим). При полном соответствии высказывания речевой ситуации мы можем говорить о точности и выразительности речи.

Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при условии, если говорящий/пишущий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых в речи морфологических и синтаксических форм и конструкций.

studfile.net

Язык и речь Формы существования языка

Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения. Одни ученые – лингвисты считают его наподобие растениям биологическим явлением, наследуемым человеком от своих родителей. Другие рассматривают язык как психологическое явление, как проявление «духа божьего и человеческого» (вспомним библейскую легенду о сотворении мира: «Вначале было слово»). Третьи признают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся в силу потребности людей в общении.

Язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией — с ее созданием, хранением и передачей. Главнейшей функцией языка является коммуникативность, так как язык

служит прежде всего средством человеческого общения. К базовым функциям языка относят также познавательную (когнитивную), имея в виду, что с его помощью происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира, и эмоциональную, проявляющуюся в способности выражать чувства и эмоции говорящих, их оценки.

Общественные функции языка различаются объемом, т.е. охватом населения, говорящего на данном языке. Наибольший объем присущ языкам национальностей и народностей.

В национальных языках могут иметь место территориальные и социальные диалекты. Сравните: фонетические диалекты — севернорусское оканье, южное аканье, фрикативное г (Рязанская область), неразличение ц и ч, грамматические диалекты — у жене, у сестре вместо у жены, у сестры, лексические диалекты — на севере России домашнюю птицу называют петухом, на юге — кочетом.

Под социальным диалектом (его часто называют жаргоном) понимают разновидность языка, употребляемую лицами, принадлежащими к одной социальной или профессиональной группе. Исторически известны в России дворянский, купеческий жаргоны. В настоящее время чаще всего говорят о молодежном и воровском (язык áрго) жаргоне.

У молодежи модны такие слова, как бабки-деньги, баксы-доллары, лох-простак, сесть на иглу, ширнуться

— пристраститься к инъекции наркотика, залететь — забеременеть, тусоваться — собираться в группы и развлекаться, собраться в стакане, когда шнурков нет — собраться дома, когда нет родителей.

Язык арго возник как специальный язык преступного мира. Арго отличается от литературного языка специфической экспрессивностью и словарным составом. Можно выделить три группы формирования арготического словаря: неологизмы, заимствования, переосмысление.

Неологизмы создаются из существующих в языке слов:

хмелеуборочная — машина, доставляющая в вытрезвитель,

мордоглядик — зеркало,

общак — общий режим в колонии,

висяк — женская сумка.

Заимствования имеют разное происхождение:

герла — девушка (англ.)

ксива — документ (греч.),

хилять — идти, похрять — убежать (цыганск.),

вассер — осторожно (немец.),

понтер — игрок, аферист (франц.).

Переосмыслению подвергаются многие общеупотребительные слова:

червонец — осужденный на десять лет,

соловей — свисток милиционера,

паровоз — главный обвиняемый по делу нескольких преступников,

грузчик — человек, взявший на себя вину другого.

Значительную группу составляют переосмысления собственных имен:

Савка — вор на рынке,

Татьяна — резиновая дубинка,

Васек -карманный вор,

Фомич — отмычка,

три Петра — 15 лет осуждения.

В арготическом словаре продуктивны определенные словообразовательные процессы:

баклан — хулиган,

дубарь — труп,

дуборез — эксперт,

бан-вокзал, бановый шпан — вор,

бановая бикса — женщина легкого поведения.

Арготические слова могут образовывать синонимические ряды:

нож — 18 синонимов (беда, финяк, перо, матка, соха…),

милиционер — 8 (снегирь, Гапон, кочерга, мусор…),

убить — 21 (прикастрюлить, заземлить, ушатать, грохнуть…).

По языку арго можно определить способ убийства:

засобачить — отравить,

завалить — застрелить,

перекрыть кислород — задушить,

вытряхивать требуху — наносить ножевые ранения,

велосипед — поджог пальцев ног,

бить по батареям — бить по ребрам,

сделать клоуна — обезобразить лицо.

В середине прошлого столетия знаменитый русский лексикограф В.И.Даль составил небольшой «Словарь условного языка петербургских мошенников, известного под именем музыки, или бойкового языка».

В 1923 и 1927 годах были выпущены еще два издания арготичесго словаря в качестве пособия для работников уголовного розыска и воспитателей детских приемников, куда отправляли беспризорных детей.

Язык — сложное явление. Национальный язык как достояние народа существует в нескольких формах. К ним относятся:

диалекты (территориальные), просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных людей), жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления) и литературный язык.

Просторечными считаются:

— в фонетике: шофер, положить, приговор, ридикулит, колидор, резетка, друшлаг, энтот, зараз, спробуем, надысь, вчерась;

— в морфологии: мой мозоль, пироги с повидлой, ихний, много делов, шофера, бежат, ляжь, ложь;

— в лексике: подстамент, полуклиника, кулькулятор.

Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности:

— политику;

— культуру;

— делопроизводство;

— законодательство;

— словесное искусство;

— бытовое общение;

— межнациональное общение.

studfile.net

Русский язык и культура речи

Русский язык и культура речи формируют и развивают коммуникативно-речевые компетенции, профессионального общения в сфере науки, техники, технологий, культуры и общественных отношений.

Название дисциплины «Русский язык и культура речи» на первый взгляд ничего сложного в себе не таит. Многие студенты, особенно те, которые получают второе высшее образование, полагают, что этот предмет ничем не отличается от школьного курса русского языка. Однако это далеко не так. В названии этой дисциплины ключевыми являются два слова – «язык» и «речь».

Язык – одна из самобытных семиологических (знаковых) систем, являющаяся основным и важным средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система служит также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций, средством создания, хранения и передачи информации.

Речь – деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива, т.е. конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму.

Речь и язык (код) образуют единый феномен человеческого языка. Речь есть воплощение, реализация языка. Если язык есть орудие (средства) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь актуальна, язык же потенциален. Речь развёртывается во времени и реализуется в пространстве, а язык отвлечён от этих параметров мира. Речь бесконечна, система языка конечна.

Речь материальна (состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых слухом, зрением, осязанием), а язык включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь активна и динамична, система языка в большей мере пассивна и статична. Речь подвижна, язык относительно стабилен. Речь линейна, язык имеет уровневую организацию (состоит из фонемного, морфемного, лексического и синтаксического уровней).

Разобраться в этом сложнейшем взаимодействии языка и речи поможет наш учебно-методический комплекс, который нацелен на повышение уровня речевой культуры обучающихся и должен способствовать формированию коммуникативной компетенции будущих специалистов, расширению их представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа – носителя языка.

Содержание УМК

Цель и задачи дисциплины

Цель курса – формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере науки, техники, технологий, культуры и общественных отношений.

Задачи курса:

  1. Повышение общей речевой культуры.
  2. Совершенствование уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.
  3. Формирование и развитие необходимых знаний о языке при профессиональном, научно-техническом и межкультурном общении.
  4. Развитие навыков и умений в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научных работ.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивается подготовка студента в области языка и культуры в учебной и профессиональной сфере, соблюдается связь со всеми изучаемыми дисциплинами (в письменной и устной форме), непрерывность в использовании школьных знаний, происходит знакомство со стержневыми проблемами лингвистики, стилистики, риторики, базовыми положениями современного языкознания, навыками и понятиями межкультурной коммуникации, обязательными для прочного усвоения всех изучаемых дисциплин и практического использования полученных знаний в решении коммуникативных задач.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Русский язык и культура речи / Учебник для вузов под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк., 2008. – 495 с.
  2. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – 11-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с. с ил.
  3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий/ Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с. с илл. – (серия «Учебное пособие»).

Дополнительная литература

  1. Сидорова М.Ю., Савельева В.С. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 208 с.
  2. Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Пугачев И.А. Практикум по русскому языку и культуре речи: Учебное пособие / Под ред. Н.Ю. Царевой. – Изд-во РУДН, 2006. – 145 с.
  3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. практикум. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 315 с.
  4. Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы русского литературного языка / Под ред. И.Г. Проскуряковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 232 с.

Список лингвистических словарей и справочников

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1984.
  2. Большой словарь русского языка. – М.: Дрофа; Русский язык, 1998.
  3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? – М.: Аст-пресс, 1999.
  4. Вакуров В.Н., Рахманова Л.И., Толстой Н.В., Формановская Н.И. Трудности русского языка: Словарь-справочник / Под редакцией Л.И. Рахмановой. 3-е изд., испр. и доп. Часть 1 А-Л-М. – М.: Издание МГУ, 1993.
  5. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов – М.: АСТ; ПРЕСС, 1999.
  6. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный: В 2-х томах. – М.: Русский язык, 2000.
  8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка: 5-е издание, стер.– М.: Русский язык, 1997.
  9. Колесников Н.П. Словарь омонимов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  10. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  11. Колесников Н.П. Лексико–грамматический словарь русского языка – Ростов–на-Дону: Феникс, 1996.
  12. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Около 13000 слов / А.А. Семенюк (руководитель авторского коллектива), И.Л. Городецкая, М.А. Матёшкина и др.– М.: Русский язык, 1994.
  13. Лопатин В.В., Чельцова, Л.К., Нечаева И.В. Прописная или строчная?: Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-пресс, 1999.
  14. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна. – М.: Школа; Языки русской культуры, 1997.
  15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4е изд., доп. – М.: Азбуковник. 1999.
  16. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Бокурова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т русского языка, стер. – М.: Русский язык, 1997.
  17. Русский орфографический словарь: около 160000 слов. / Рос. академ. наук, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; Редкол.: В.В. Лопатин (отв. ред.), Б.З. Букчина, Н.А. Еськова и др. – М.: Азбуковник, 1999.
  18. Орфографический словарь русского языка РАН. Ин-т русского языка; Редакционная коллегия: В.П.Лопатин (отв. ред.), Б.З. Букчина, Л.П. Калакуцкая и др. 34-е изд. – М.: Русский язык, 1999.
  19. Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под редакцией О.А. Соболевой. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
  20. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН, Ин-т русского языка; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Азбуковник, 1998.
  21. Словарь русского языка: В 4-х томах / РАН, Ин-т лингвистических исследований; под редакцией А.П. Евгеньевой. 4 – е изд., стер. – М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.
  22. Современный словарь иностранных слов: Ок.20000 слов. 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999.
  23. Словарь синонимов русского языка: В 2-х томах. – Л.: Наука, 1970 – 1971.
  24. Словарь сочетаемости слов русского языка: 2-е издание, испр. — М.: Русский язык, 1983.
  25. Фелицина В.П., Мокиенко В.М. Русский фразеологический словарь.- М.: ЭКСМО; ПРЕСС, 1999.
  26. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2-х т. / Сост. А.И. Федоров. – М. Цитадель, 1997.

Перечень контрольных вопросов

1. Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
2. Система функциональных стилей современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
3. Орфоэпические нормы. Ударение, интонация.
4. Нормы произношения в современном русском языке.
5. Лексические нормы. Правильность и точность словоупотребления. Многозначность.
6. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма. Нормы орфографии.
7. Правописание гласных и согласных в слове. Правописание безударных гласных в корнях слов.
8. Правописание непроизносимых согласных. Чередование.
9. Морфемный состав слова. Правописание приставок. Ы/ И после приставок.
10. Двойные согласные. Употребление Ъ и Ь. Гласные после шипящих и Ц.
11. Правописание имен существительных. Колебания в роде, числе и падеже.
12. Род несклоняемых существительных и аббревиатур. Варианты падежных окончаний.
13. Склонение собственных имен.
14. Склонение географических названий. Склонение имён и фамилий иноязычного происхождения.
15. Правописание числительных. Нормы употребления разных видов числительных.
16. Нормы употребления имен прилагательных. Функции кратких прилагательных. Правописание прилагательных.
17. Нормы употребления глаголов с изобилующей и дефективной парадигмой.
18. Правописание глаголов, причастий и деепричастий.
19. Правописание местоимений и наречий.
20. Правописание служебных частей речи и модальных слов.
21. Особенности синтаксических норм. Согласование сказуемого с подлежащим.
22. Конкуренция предложных и беспредложных сочетаний.
23. Пунктуация в простом распространённом предложении.
24. Пунктуация в сложном предложении.
25. Обособленные члены предложения.
26. Сложное предложение (союзная и бессоюзная связь). Трудные случаи пунктуации.
27. Устная и письменная разновидности литературного языка.
28. Особенности устной и письменной научной речи.
29. Язык научных текстов. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
30. Логическая схема и композиция научного текста.
31. Виды вторичных текстов: план, тезис, аннотация, рецензия, конспект, реферат, резюме.
32. Официально-деловой стиль, сферы его функционирования. Жанровое разнообразие.
33. Композиционно-языковые особенности деловых бумаг (заявление, доверенность, автобиография, протокол, приказ, контракт, деловое письмо, финансовые и учетные документы).
34. Реклама в деловой речи. Язык рекламы.
35. Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи.
36. Полисемия, омонимия, синонимия. Паронимы.
37. Разные виды современной устной речи. Этика оратора.
38. Речевая культура общества и речевая культура личности.
39. Доминанта, организующая речь в определённом стиле.
40. Оратор и его аудитория.
41. Основные виды аргументов.
42. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи.
43. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
44. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
45. Средства речевой выразительности.
46. Речь как средство утверждения социального статуса.
47. Логические и психологические приёмы полемики.
48. Выступление как разновидность ораторской прозы.
49. Словесное оформление публичного выступления.
50. Речевой этикет.

dprm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *