Задача речевого этикета 5 класс – Урок развития речи «Речевой этикет» (5 класс)

Содержание

Урок развития речи «Речевой этикет» (5 класс)

Тема: «Русский речевой этикет»

Тип урока: урок-диалог

Цели:

— обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

— развивающая: продолжение развития навыков связной и диалогической речи уча-

щихся;

— воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей

Наглядность: презентация.

Раздаточный материал: кейс — задания.

Ход урока

1.Знакомство с темой и целями урока.

Слово учителя.

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом этикете. Мы должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания, и т.д.).

Давайте послушаем стихотворение из книги Григория Остера «Вредные советы»

Ученица. Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Учитель. Согласны ли вы с этим советом?

Ответы детей.

2. Формирование новых знаний и умений.

1. Учитель. Знание речевого этикета поможет вам стать культурными людьми, научит вас умению общаться, и у вас , конечно же, появится много друзей

Что же такое ЭТИКЕТ?

Запишем в тетрадь: «Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения»

Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб или сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в речи.

2. Доклад ученицы.

Ученица. «История появления речевых этикетных формул». Речевые этикетные формулы имеют свою долгую историю. Так, слово «здравствуйте» в качестве приветствия сформировалось в конце 17 века из описательного оборота «желаю тебе здравствовати». С этого времени в языке стали появляться такие формулы, как «добрый день», «добрый вечер». Они возникли по образцу речевых формул из европейских языков «good afternoon», «guten tag», и тд. Слово «прощай» означало «отпусти меня с миром», потом появилось выражение «до свидания». Слово «спасибо» первоначально означало «спаси тебя бог». Слово «благодарю» произошло от «благодарствую», т.е. приношу благодарение. Очень интересно, так ведь? Английская пословица гласит : «Если кошку не гладить – у нее высохнет спинной мозг». Мы с вами должны помнить, что и весь речевой этикет – это словесные «поглаживания», которые создают хорошие отношения. Вовремя поздравить и пожелать добра, одобрить поступок, что-то посоветовать – в этих случаях нам, конечно же, не обойтись без формул речевого общения.

3. Просмотр презентации.

4. Учитель. И так сейчас мы с вами посмотрели презентацию. Напомните как она называлась? Этикет для детей в мультфильмах.

Мы увидели формулы речевого этикета – это слова, применяемые для трех стадий разговора :

  1. Приветствие.

  2. Основная часть.

  3. Заключительная.

Давайте их запишем в тетради и подумаем, что включают эти части.

Ответы детей. Приветствия включают пожелания здоровья здравствуйте, указание на время встречи добрый день, эмоциональные пожелания очень рад, уважительные формы мое почтение.

В основной части мы рассказываем как дела и спрашиваем как дела у собеседника, обмениваемся новостями.

В завершении разговора, используют формулы в виде пожеланий: всего хорошего, всего доброго, до свидания.

Учитель. А сейчас детская писательница Агния Барто и мои помощники покажут возможности контакта людей. Подумайте, с помощью чего он возможен?

1-й я была в стране Суоми…

Вспоминаю часто

Снежный лес и низкий домик.

И девчонка – Аста.

Она была глазаста,

Ходила в белой блузке

И только слово «Здрасте»

Могла сказать по-русски.

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

2-й Потрескивала печка,

Девчонка не молчала.

Пирог со свежей рыбой

Разрезала на части

И на мое «Спасибо»,

Смеясь, сказала: «Здрасте!»

Я улыбнулась Асте,

Она мне снова: «Здрасте!»

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

3-й Мы вышли на крылечко,

Девчонка не молчала.

И на прощанье снова,

Как пожеланье счастья,

Звучало слово:

— Здрасте… (дети говорят хором).

Учитель: Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало? (слушаю

мнение детей)

Действительно, с одной стороны, как будто мало: что нового мы сообщили? А с другой стороны, КАК вы себя чувствуете? ЧТО мы, вы переживаете, если знакомый человек прошел мимо, не поздоровавшись? (досадно, неловко, обидно)

— А что мы подтверждаем, когда приветствуем другого? (ответы детей)

Учитель: Вы правы, мы подтверждаем наше знакомство и готовность продлить его.

— А что мы выражаем, здороваясь с незнакомым человеком? (ответы детей)

Учитель: Да, мы показываем ему свое доброжелательное отношение и наше намерение вступить с ним в контакт.

Известно, что ситуации приветствия незнакомых у разных народов разные.

— Вы здороваетесь с незнакомцами в лифте? Принято ли это у нас? (ответы)

У русских не принято, а у европейских народов это обязательное правило этикета.

— Если на улице у прохожего вы интересуетесь временем, как вы говорите? (ответы детей)

Учитель: При обращении людей друг к другу с вопросом на улице русские не здороваются, а извиняются: «Простите, скажите, пожалуйста»…

А в Таллине сначала здороваются, а потом спрашивают.

Во всех деревнях мира с незнакомым на улице здороваются все селяне, показывая свое доброжелательное, гостеприимное отношение к прохожему.

В русском языке большинство приветствий — это пожелания: здравствуйте, будьте здоровы, здравия желаю!

В прошлом в русском языке было много приветствий, употреблявшихся в зависимости от того, чем был занят человек.

Например, если девушка несла воду, ей говорили: Свеженькой воды!

Если крестьяне молотили зерно, им желали: По сто пудов на день! По тысяче на неделю!

Если женщина доила корову: Море под коровой!

Все это пожелания, поэтому и отвечали на них: «Спасибо!»

Некоторые из таких ситуативных пожеланий сохранились и сегодня:

(называю ученика и ситуацию. Что вы ему скажете?)

1.Ваня работает, копает грядку — Бог в помощь!

2.Коля идет из бани — С легким паром!

3.Настя обедает в столовой — Приятного аппетита!

4.Семья друга за столом, а вы входите — Хлеб да соль! Чай и сахар!

5.Друг уезжает — Счастливого пути!

6.Друг вернулся из поездки — С приездом.

Вернемся к нашей презентации, на одном из слайдов девочка заблудилась в лесу и спрашивала дорогу, а что ей ответил взрослый. Кто помнит? (Легкой тебе дороги).

Вывод: В приветствие могут включаться фразы о жизни, делах, здоровье. Они существуют в нейтральных и дружеских вариантах. Причем, для русского языка типичны эмоциональные и часто шуточные формы приветствий:

  1. Диалог с детьми:

Ответьте мне шутливо. – Как жизнь? – Как в сказке!

— Как дела? – Как сажа бела!

— Как ваше ничего? – Вашими молитвами.

— Как жизнь молодая? – Бьет ключом.

3. Закрепление приобретенных знаний и навыков.

  1. Обыгрывание ситуаций.

Учитель. Мы с вами уже знаем формулы речевого этикета и три стадии разговора. Предлагаю вам в парах составить диалоги на темы: «Встреча друга», «В библиотеке», «Приглашение в кино».

Давайте вспомним, что такое диалог и как он оформляется на письме?

Ответы учащихся. Составляют диалог. Заслушивание по одному из вариантов. Оценивание.

  1. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».

Ребята вы должны добавить подходящее слово по смыслу.

Растает даже ледяная глыба,

От слова теплого – СПАСИБО

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, — ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда вас бранят за шалости,

Говорим – ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И в России, и в Дании,

На прощанье говорят – ДО СВИДАНИЯ!

  1. Словарный диктант.

Речевой этикет имеет не только устную форму, но и письменную. Вы должны не только правильно выражать свои мысли устно, но и письменно. Как бывает грустно читать ваши комментарии в соц.сетях с грубыми ошибками.

Здравствуйте, добрый день, спасибо, пожалуйста, до свидания, прощай, извините, простите, будьте добры, благодарю.

Ученики обмениваются тетрадями и проверяют.

  1. Работа с карточками.

Карточка 1. Приветствия.

Задание: этими выражениями люди часто пользуются в начале и в конце разговора для

установления контакта.

Оцените, уместно ли каждое из них в разговоре с незнакомым взрослым человеком.

Если выражение уместно, введите букву У (уместно), если нет — букву Н.

1-Пока! 6. Здорово!

2. До свидания. 7. Хэлло!

3. Привет! 8. Чао!

4. Доброе утро! 9. Бай-бай!

5. Здравствуйте! 10. Доброй ночи!

Карточка 2. Извинение за беспокойство.

Задание: представьте себе, что вы звоните по телефону и хотите позвать к телефону друга (подругу).

Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы и обведите в кружок цифру, ей соответствующую.

1. Позовите Машу.

2. Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу.

3. Здравствуйте! Извините, Маша дома?

4. Кто говорит? А мне бы Машу.

Карточка 3. Извинение за беспокойство.

Задание: представьте, что вы опоздали на урок и хотите войти в класс.

Выберите наиболее вежливое выражение просьбы и обведите в кружок цифру, ей соответствующую.

1. Можно войти?

2. Я войду?

3. Извините, можно войти?

4. Здрасьте, а вот и я, немного опоздал…

Карточка 4. Извинение за беспокойство.

Задание: представь, что ты едешь в переполненном автобусе и должен пробраться к выходу. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы и обведи в кружок цифру, ей соответствующую.

1. Разрешите пройти.

2. Пропустите меня, я выхожу.

3. Извините, можно пройти?

4. Эй, подвинься, мне на выход.

Карточка 5. Извинение за поступок.

Задание: представь, что тебе нужно дать совет Маше из сказки «Три медведя», как поступить.

Выбери номер ответа, который тебе больше всего понравится.

1. Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне вернуться домой.

2. Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу все убрать.

3. Медведи, я устала, пусть Мишутка отнесет меня домой. А моя бабушка даст ему меда и малины.

Карточка 6. Извинение за поступок.

Задание: помоги Маше из сказки «Три медведя» принести медведям — хозяевам жилища — извинения за доставленные неудобства.

• Составь и запиши извинение каждому из медведей по схеме:

Извини(те) + обращение + за что?

Прости(те) + обращение + за что?

• Попробуй предположить, как отреагируют медведи на твои извинения.

Медведь нехотя принимает твое извинение и отвечает тебе: _____________________

Медведица в раздумье, но все же принимает твое извинение и отвечает тебе: _______

Мишутка приветливо принимает твое извинение и отвечает тебе: _________________

Карточка 7. Благодарность за внимание.

Задание: вставь известные тебе пропущенные слова благодарности (спасибо, большое спасибо, благодарю вас/тебя).

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас …

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого …

Карточка 8. Благодарность за внимание.

Задание: выбери номер ответа, который тебе больше всего понравился.

На уроке твой друг одолжил тебе линейку. Что ты скажешь?

1. Спасибо.

2. Большое спасибо.

3. Благодарю.

Что ты скажешь учителю, который принес тебе книгу, которую ты давно хотел прочитать?

1. Спасибо, Галина Петровна!

2. Большое спасибо, Галина Петровна!

3. Благодарю Вас, Галина Петровна, я очень давно ищу эту книгу.

Карточка 9. Благодарность за подарок.

Задание: выбери номер подходящего ответа, как бы ты стал на месте Мухи-Цокотухи

принимать подарок и благодарить за него (принимая сапожки в подарок от блошек).

1. Вы рассматриваете сапожки и говорите:

Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

Вас весь век благодарить.

2. Вы держите сапожки в руках и говорите:

У меня уж есть сапожки,

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живет на той горе.

3. Вы примеряете сапожки и говорите:

Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки,

Ох, какое будет горе,

Если мне они не впору.

А что бы ты сделал с медом, который в подарок Мухе-Цокотухе принесла пчела?

Выбери номер подходящего ответа.

1.Ты поставишь мед на стол для гостей.

2.Прячешь мед подальше.

3.Перекладываешь часть меда из банки в красивую вазочку и ставишь на стол для

гостей

4.Подведение итогов, выставление оценок активным учащимся.

Заключительное слово учителя. Ребята, что для себя нового вы сегодня открыли на уроке? Да, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам. Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Волшебные слова».

infourok.ru

План-конспект урока (5 класс) по теме: «Речевой этикет»

Разработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет»

Цель урока

— обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

— развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

— воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин).

Приветствие учителя с учащимися. (Слайд 1).

                  Начинается урок.

                  Он пойдет ребятам впрок.

                  Постарайтесь всё понять,

                  Хорошо  запоминать.

Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!»

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Спинки держим прямо!!! Следим за правильной осанкой!!!

Запись даты и темы урока.

 Учитель: Открываем тетради и аккуратно записываем дату и тему урока.

Тема сегодняшнего урока «Правила этикета».

Слайд 2

Объяснение нового материала (10 мин).

 Быть вежливым  — одно из правил  этикета.

Слайд 3

Посмотрите внимательно на доску и скажите, где ребята ведут себя не по правилам этикета

Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться

      III. Повторение пройденного материала.                                                                  

     – С чего чаще всего начинается любое общение?

  С этого  и я начала урок  с вами.

(С приветствия)

     – Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

     – Какие вы ещё знаете слова  приветствия? (Добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет)

Задание 1Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.

Задание 2   Словарно-орфографический диктант.

До св_дания, п_жалу..ста,                

изв_ните,

сп_сибо, здра_ствуйте,

Проверка (Слайд 4)

Придумайте предложения с волшебными словами

Как часто в школе мы забываем не только вежливые слова, но и правила поведения. И сейчас я это проверю. Если вы поступаете так как я вам прочитаю вы соглашаетесь и  говорите волшебные слова  Это я, это я, это все мои друзья

Игра  Это я, это я, это все мои друзья

Кто заходя в школу  со всеми вежливо здоровается

Кто на уроках кричит  как можно громче, чтобы учитель   услышал

Кто в столовую бежит  первым, чтобы не опоздать

Кто уступает  дорогу старшим и маленьким детям

Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание

Чтение правил поведения в школе (слайд 5)

Работа в тетрадях

Задание3

  1. Доброе слово

язык не усохнет.

  1. Ветры горы разрушают,

и кошке приятно.

  1. От доброго слова

 железные ворота откроет.

  1. Доброе слово

слово народы подымает.

Задание 4

Разыграйте речевую ситуацию по парам.  Используйте « Вежливые слова»:

  1. Как обратиться к продавцу  и узнать, поступил
    ли новый номер журнала «Трамвай»?
  2. Обратитесь к прохожему и узнайте, как доехать до Комсомольского озера
  3. Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с
    незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли
    поздороваться и тебе?
  4. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у
    передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с
    ними, а если надо, то как это сделать?
  5. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
  6. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Наталья Ивановна!»

Физминутка  Кто внимательный

Подведение итогов 1 урока Оценивание учащихся

Урок2  

Организационный момент (3 мин).

Сядет то кто вспомнит вежливые слова

Объяснение нового материала (10 мин).

Что такое этикет?  Составьте правильное предложение из данных слов и запишите в тетрадь

Правила  поведения   человека   среди   других    людей

Ребята, вы должны соблюдать правила этикета не только в школе, но и на улице, в транспорте, в общественных местах

Слайд 7  посмотрите и скажите, где ребята поступают правильно?

Устно составьте предложения по картинкам

Слайд 8 Правила поведения в транспорте

Работа в тетради   Выберите нужные слова и вставьте в предложения

Задание 5

  1. (Красиво  Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
  2. Входя в салон автобуса,(  не надо   надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя( платит   едет без билета).
  4. Молодому человеку вовсе( не обязательно  обязательно) оплачивать проезд своей спутницы.
  5. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда( наготове  прячьте)
  6. Чистые сумки и рюкзаки ( можно  нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей
  7. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только( вполголоса   громко).
  8. Согласно этикету в транспорте ( нельзя  можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Каждая парта записывает свое предложение.

Физминутка

 (кулак ладонь ребро  Запись в воздухе чисел)

«У меня зазвонил телефон» 

А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. 

Задание 6

Работа в парах

Два ученика читают диалог.

 Алло, можно Эллу?

 Привет, подружайка! Это я.

 Ты выйдешь гулять?

 Не могу: родаки дома.

 Ты фейерверк видела? Ну, как?

 Ну, кайф! Классно! Потряска!

 Знаешь, Мадонна приезжает.

 Да, я от нее торчу.

 Будешь смотреть ее концерт?

 Без базара, я же не лох какой-нибудь.

 До свидания, Элла.

 Чао, бамбино!         

 

 — Что необычного в этом диалоге?

В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. Зная слова И.С. Тургенева «… нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет. Теперь прочитаем диалог, показав культурное общение.

Переводчик  

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Пока, подружка!

Задание 7 Решение ситуативной задачи. 

Работа в парах.

Мальчик собирается позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а его мама. Как правильно построить диалог с мамой друга?

 

    — Вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят?

Комплимент

А вы умеете говорить людям приветливые слова? Что же это за слова? (Комплимент)

Мы прибыли на последнюю станцию «Давайте говорить друг другу комплименты…». А вы любите читать сказки?

Задание 8   

Представьте себе, что вы  попали в сказочную страну и находитесь среди сказочных героев.

Кощей бессметный

Сивка-бурка

Баба-Яга  

Золушка

Выберите подходящий для каждого героя комплимент. Устно составьте предложения с обращениями, используя подходящий комплимент.

  1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА
  2. Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ
  3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка.
  4. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА

Молодцы, вы научились делать комплименты!

Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова?

Выставление оценок.

Творческие задания на дом :

1.Кто здоровается при встрече первым, если встретились младший и старший?

Ответ: первым здоровается младший, но руки не подает.

2. Кто здоровается при встрече первым, если встретились мальчик и девочка?

Ответ: первым здоровается мальчик, но руки не подает.

3. Кто здоровается при встрече первым, если встретились два мальчика?

Ответ: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

4. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Ответ: Да.

5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Мария Ивановна». Правильно ли он поступил?

Ответ: Нет. Следовало сказать общее «здравствуйте».

6. Вы с друзьями идете по улице мимо вашего дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей в гости. Придя домой, ты застаешь маму за уборкой. Приходиться извиниться перед друзьями и попрощаться с ними. Кто виноват в сложившейся ситуации?

Ответ: виноват ты. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, в первую очередь у родителей, будет ли это удобно.

7. Всегда ли нужно пропускать вперед девочек?

Ответ: нет. Например, мальчик выходит из автобуса первым и останавливается рядом, готовый помочь девочке при выходе.

8. В транспорте рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место?

Ответ: место уступает мальчик. А девочка или пересаживается, или встает и пропускает маму с малышом.

9. Следует ли благодарить человека, уступившего вам место в транспорте?

Ответ: Да.

10. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили Ответ: обычно телефонный разговор оканчивает тот, кто его начал. Но, если вы звоните старшим, не торопитесь, пусть конец разговору положат они. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1      Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Задание 2   Словарно-орфографический диктант.

До св_дания, п_жалу..ста,                

изв_ните,

сп_сибо, здра_ствуйте,

Задание3

Доброе слово

язык не усохнет.

Ветры горы разрушают,

и кошке приятно.

От доброго слова

 железные ворота откроет.

Доброе слово

слово народы подымает.

Задание 4

Разыграйте речевую ситуацию по парам.  Используйте « Вежливые слова»:

  1. Как обратиться к продавцу  и узнать, поступил
    ли новый номер журнала «Трамвай»?
  2. Обратитесь к прохожему и узнайте, как доехать до Комсомольского озера
  3. Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с
    незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли
    поздороваться и тебе?
  4. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у
    передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с
    ними, а если надо, то как это сделать?
  5. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
  6. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу и,    проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Наталья Ивановна!»

Задание 5    Выберите нужные слова и вставьте в предложения

  1. (Красиво  Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
  2. Входя в салон автобуса,(  не надо   надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
  3. За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя( платит   едет без билета).
  4. Молодому человеку вовсе( не обязательно  обязательно) оплачивать проезд своей спутницы.
  5. Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда( наготове  прячьте)
  6. Чистые сумки и рюкзаки ( можно  нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нетлюдей
  7. Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только( вполголоса   громко).
  8. Согласно этикету в транспорте ( нельзя  можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей

Каждая парта записывает свое предложение.

Задание 6   Прочитайте диалог

Два ученика читают диалог.

Алло, можно Эллу?

Привет, подружайка! Это я.

Ты выйдешь гулять?

Не могу: родаки дома.

Ты фейерверк видела? Ну, как?

 Ну, кайф! Классно! Потряска!

 Знаешь, Мадонна приезжает.

Да, я от нее торчу.

Будешь смотреть ее концерт?

Без базара, я же не лох какой-нибудь.

До свидания, Элла.

Чао, бамбино!    

     Переводчик  

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Пока, подружка!

Задание 7 Решение ситуативной задачи. 

Работа в парах.

Мальчик собирается позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а его мама. Как правильно построить диалог с мамой друга?

Задан6ие 8 Выберите подходящий для каждого героя комплимент. Устно составьте предложения с обращениями, используя подходящий комплимент.

  1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.
  2. Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый.
  3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.
  4. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться.

nsportal.ru

5 класс Урок №3 Речевой этикет

  1. Беседа с классом

— А для чего надо уметь общаться?

— Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)

а) Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения.

Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.

  1. Знакомство с новыми словами.

Учащимся предлагается разгадать ребус.

ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Знаете ли вы, что такое речевой этикет? Давайте разберёмся вместе.

  1. Работа с текстами.

(П) Учащиеся в парах читают текст и формулируют определения понятий «этикет» и «речевой этикет».

Прежде всего скажем об этикете. Это правила о том, как вести себя среди людей, чтобы им было хорошо, приятно и уютно.

Речевой этикет – правила общения людей друг к другу, формы приветствия и прощения, выражения просьбы, отказ и т.д. Эти правила надо знать и уметь применять их в общении с друзьями, родителями, знакомыми. Это поможет вам стать вежливыми людьми. Помните слова известного испанского писателя М. Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

Задание 1: допишите предложения.

Ф

Задание 2: рассмотрите схему, затем прочитайте текст и выполните задания.

с кем говорим?

кто говорит?

когда говорит?

Речевая ситуация

где говорит?


зачем говорит?

Выбор слов приветствия определяется речевой ситуацией и речевым этикетом, то есть зависит от того, моложе или старше тот, кого вы приветствуете, каково его положение по службе, знакомы вы или нет.

С равным собеседником, с приятелем ты можешь поздороваться: «Привет!», «Салют!», так как эти слова отражают близкие, непринуждённые отношения. Но с подобным приветствием ты не можешь обратиться, например, к учителю. Очень вежливым, полным уважения и достоинства являются приветствия: «Моё почтение!», «Доброго здоровья!». Этими словами пользуются, как правило, люди пожилого возраста.

«Здорово!»- мужское приветствие. Оно несколько грубоватое. Старайтесь избегать его, если не хотите выглядеть человеком, недостаточно владеющим нормами литературной речи. И, конечно, его никак нельзя рекомендовать девочкам.

Во всех ситуациях вы можете использовать нейтральное приветствие — «Здравствуйте!».

Перед чтением текста учитель может задать учащимся несколько вопросов на повторение:

— Что такое тема текста?

— Что такое основная мысль текста?

— Из каких частей состоит текст?

Задание 3.

  1. Используя данный текст и схему, продолжи предложение.

Выбор слов для приветствия зависит от……..

  1. Выберите правильный вариант ответа.

1.Какое приветствие является нейтральным?

А) «Салют!»

В) «Моё почтение!»

С) «Здравствуйте!»

2.Какое приветствие используется в непринуждённой обстановке?

А) «Привет!»

В) «Доброе утро!»

С) «Доброго здоровья!»

3.Какие приветствия используются людьми пожилого возраста?

А) «Здорово!»

В) «Моё почтение!»

С) «Здравствуйте!»

4. Определите тему текста

А) Слова приветствия

В) Мужское приветствие

С) Приветствие друзей

Критерий оценивания

Дескриптор

Учащийся

Определяет основную мысль и тему текста

формулирует основную мысль текста;

отвечает на вопросы по содержанию текста;

определяет тему текста.

  1. Физминутка. Игра «Круг вежливых слов».

Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.

Ф (взаимооценивание) по ответам на слайде.

  1. Работа в группах исследование этимологии слов.

(Г) Откуда произошли этикетные слова?

Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается поработать над этимологией слова, ответив на вопросы.

Подумай и ответь

  1. Что общего у слов «Здравствуйте!» и «Здоровье»?

  2. С какой интонацией необходимо произносить это слово?

Подумай и ответь

  1. С каким глаголом созвучно слово «Прощай»?

  2. Когда мы его используем?

Подумай и ответь

  1. На какие два слова можно разделить слово «Благодарю»?

  2. Когда мы его используем?

Подумай и ответь

  1. На какие два слова можно разделить слово «Спасибо»?

  2. Когда мы его используем?

Данное задание можно дифференцировать: предложите группам подумать над происхождением слова самостоятельно. Группе, которая будет затруднятся в выполнении задания, предложите карточку с вопросами.

Данный вид деятельности позволит развивать навыки анализа и работы в команде.

Ф Комментарии учителя.

  1. Орфографическая “пятиминутка”.

Прочитайте, спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их.

Вы живете среди людей. Пров…ряйте свои п…ступки сознанием: не прич…няете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими п…ступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было х…рошо.

(В. Сухомлинский).

multiurok.ru

Культура речи. Урок по русскому языку в 5 классе «Речевой этикет»

Урок по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Речевой этикет

Тип урока: урок-беседа.

Цели и задачи:

1. Способствовать развитию у учащихся предметных знаний и умений:

— познакомить учащихся с понятием «речевой этикет»;

— познакомить учащихся с происхождением и правописанием этикетных слов.

2. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных учебных действий:

— формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;

— воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою;

— выступать перед аудиторией сверстников;

— сформировать умение устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

3. Способствовать воспитанию у учащихся доброго, уважительного отношения к людям;

Оформление:

1.Выставка рисунков учащихся «ГОРОД ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ»

2.Газета «Народная мудрость» (пословицы и поговорки на тему «Речь»)

3.Фильм «Хорошие манеры» («Ералаш»)

4.Запись детской песни «Добрый день»

5.Эпиграф к уроку: «В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность» Сгибнева Е.П.

Оборудование:

— компьютер, экран и проектор (для презентации).

Раздаточный материал: на листе бумаги – улыбающееся солнышко с лучиками, на которых ребята должны будут написать слова приветствия и прощания (кто сколько сможет).

Словарь:

Этикет (от фр. etiquette) – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе.

Вежливый – соблюдающий правила приличия

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

Тема нашего урока «Речевой этикет». Откройте тетради и запишите тему урока. Сегодня мы с вами познакомимся с данным понятием, поговорим об основных правилах употребления этикетных слов, об их правописании и происхождении. Но сначала проведем словарную работу. Как вы думаете, что такое «этикет»? Какого человека мы называем вежливым? (ученики самостоятельно отвечают, после их ответов учитель на экран выводит словарь). Давайте запишем определения в тетрадь.

Итак, в каждом обществе существуют определенные правила поведения. Благодаря им человек знает, как вести себя, когда принимаешь гостей или когда сам идешь в гости, как вести себя с людьми старшими по возрасту и должности, как вести себя в транспорте, в магазине и т.д. Такого человека называют воспитанным и говорят о его хороших манерах. Давайте сейчас посмотрим с вами шуточный фильм о хороших манерах.

3. Просмотр фильма «Хорошие манеры» («Ералаш»).

4.Беседа.

Научился ли герой хорошим манерам?

Давайте послушаем еще несколько советов о правилах поведения. Итак, «Вредные советы» от Г. Остера.

Ученики читают стихотворение наизусть

1)

Если ты пришел к знакомым –

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

2)

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе.

Ты оставь подарок дома – пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

3)

Если друг твой самый лучший

Подскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

4)

Если к папе или маме тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный и серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

Согласны вы с такими правилами? Почему?

(ученики отвечают на вопросы)

В отношениях между людьми должна быть доброта и вежливость. Именно уважительное внимательное, доброе отношение к окружающим будет залогом благоприятного, бесконфликтного сосуществования людей.

Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков «Город Вежливости и доброты». Какие правила поведения вы решили изобразить? Почему выбрали их?

(Ученик комментирует свой рисунок).

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Предполагаемый ответ: о культуре речи.

Обратите внимание: тема нашего урока не просто этикет, а речевой этикет. Что же это такое?

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это правила речевого этикета (предполагаемый ответ).

Каждый язык имеет слова и выражения, которые называются этикетными. Это слова приветствия, прощания, просьбы, обращения, благодарности, поздравления и т.д.

При помощи слова мы можем изменить настроение, сделать кого-то счастливее. Люди давно обратили внимание на слово, его действие и силу. Давайте посмотрим на газету «Народная мудрость», где представлены пословицы и поговорки о речи и слове.

(Ученик комментирует одну из пословиц).

Правила речевого поведения в русском языке сложились давно, о чем свидетельствует текст «Онежской былины». В ней читаем: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею». Глагол «здравствовать» употребляется в значении «приветствовать».

В Петровскую эпоху (н.18 в.) появляется пособие по речевому этикету «Юности честное зерцало, Приклады, како пишут комплименты разные».

Вежливость – главное правило этикета. При разговоре собеседники должны быть доброжелательными, внимательно слушать друг друга, не перебивать, следить за интонацией, не допускать оскорблений.

Речевой этикет предусматривает употребление определенных слов и выражений в различных ситуациях. Их много. Мы сегодня поговорим о приветствии, прощании, обращении.

С раннего возраста каждому ребенку объясняют, что при встрече необходимо здороваться. Давайте послушаем песенку «Добрый день». Она создаст определенное настроение и поможет выполнить задание.

Звучит детская песня

Текст песни « Добрый день»

Встало солнце рано — рано:
Добрый день!
Плещут волны океана:
Добрый день!
Поднимается пшеница,
И звенят задорно птицы:
Эй, ребята — малышата,
Добрый день!
Улыбаются озёра:
Добрый день!
С высоты кивают горы:
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, просыпайся!
Добрый день!
Над родною стороною
Добрый день.
И с тобою и со мною
Добрый день.
И страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Добрый день!
Добрый день!
Добрый день!

(Во время прослушивания песни ученики получают раздаточный материал).
В русском языке основное приветствие – ЗДРАВСТВУЙТЕ. Наряду с этим словом есть и другие. Ваша задача: на лучиках солнца написать слова приветствия.

Проверка задания. На лучиках могут быть записаны следующие слова приветствия: ДОБРОЕ УТРО! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ДОБРЫЙ ВЕЧЕР! РАД ВАС ВИДЕТЬ! МОЕ ПОЧТЕНИЕ! ПРИВЕТСТВУЮ ВАС! и др.

Здороваться нужно в соответствии с определенными правилами:

— младший приветствует старшего;

— мужчина приветствует женщину;

— младший по должности старшего.

Как нужно поздороваться с пожилым соседом Иваном Петровичем? Варианты ответов на экране: ПРИВЕТ! ЗДОРОВО! ЗДРАСЬТЕ! ЗДРАВСТВУЙТЕ! ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИВАН ПЕТРОВИЧ!

(Ученики выбирают последний ответ).

При обращении мы используем часто личные местоимения ТЫ и ВЫ. Когда мы их употребляем?

Предполагаемые ответы.

ТЫ: к хорошо знакомому человеку, в неофициальной обстановке, родители к своим детям, дети к своим сверстникам. ВЫ: к незнакомому человеку, в официальной обстановке, к старшему по возрасту и положению.

После беседы, перед расставанием мы должны произнести слова, которые завершат общение. Самое распространенное – ДО СВИДАНИЯ!

Заполните остальные лучики вашего солнышка словами прощания. Проверка задания. На лучиках могут быть записаны следующие слова прощания: ВСЕГО ДОБРОГО! ДО ВСТРЕЧИ! НАДЕЮСЬ, ЕЩЕ ВСТРЕТИМСЯ! ПРОЩАЙТЕ! и др.

Давайте поработаем в тетрадях и запишем несколько этикетных слов, обратив внимание на их правописание и происхождение. Здравствуйте (Быть здравым – здоровым), до свидания (свидеться – увидеться потом), спасибо (Спаси Бог), извините (снимите вину), Вы ( при уважительном обращении к одному лицу).

5.Вывод.

Что нового вы узнали на этом уроке?

Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы выяснили, что такое речевой этикет, какие слова называются этикетными, как они пишутся и почему, узнали о правилах речевого этикета.

6.Домашнее задание: написать миниатюру «Волшебные слова».

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок русского языка по теме «Речевой этикет – правила речевого поведения». 5-й класс

Цели:

  • Дать понятие о речевом этикете. Сформировать умения употреблять в диалогах формулы речевого этикета (приветствие, прощание, установление контакта и т.д.).
  • Развитие речи учащихся, умения ориентироваться в ситуации общения.
  • Воспитание культурного, всесторонне развитого человека.

Наглядность: плакаты «Формулы речевого этикета»; «Народная мудрость о речевом этикете»; пословицы и поговорки; выставка книг; рисунки учащихся.

Оборудование: компьютеры, телевизор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом этикете. Ребята, мы сегодня с вами должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания и т.д.). Знание речевого этикета поможет вам стать культурными людьми, научит вас умению общаться, и у вас, конечно же, появится много друзей.
С самого начала урока у нас будет работать Пресс-центр. Они к концу урока подготовят газету «Ежели вы вежливы…», что будет итогом  и выводом нашего урока.

Свое выступление о речевом этикете я хотела начать словами Д. Лихачева: «Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения,  но и нашей личности, нашей души, ума…».

Да, культура невозможна без знаний формул речевого этикета. Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении.  Это относится  прежде всего к правильному употреблению слов – речевых формул – в различных ситуациях. Типичные ситуации речевого этикета: знакомство, извинение, комплимент, поздравление и т.д. Например, в ситуации благодарности мы употребляем следующие высказывания: Спасибо! Благодарю вас! Очень вам благодарен! Как я вам признателен! и др.

Выбор этикетных формул зависит от отношения людей друг к другу, от обстановки общения. Вот, например, ситуация – приветствие. Как можно поздороваться? Конечно же, «Здравствуйте», можно заменить – «С добрым утром», «Добрый день», «Добрый вечер». Но чаще, встречая знакомого, мы говорим «Привет» и «Здорово». Реже встречается: «Рад вас приветствовать». Но самое главное – это выражение радости по поводу встречи. Нужно уметь и прощаться. Можно сказать «до свидания, «всего доброго», «до встречи». Также встречается в нашей речи «пока», «ну будь», у молодежи в ходу – «чао», «бай-бай». Все эти формы соответствуют требованиям речевого этикета. А вот когда вы просите, конечно же, должно быть слово «пожалуйста»: «Передайте, пожалуйста», «Пройдите, пожалуйста». Вы все эти слова знаете. Молодцы!

III. Прослушивание сообщений учащихся

1 учащийся «История появления речевых этикетных формул».  Речевые этикетные формулы имеют свою долгую историю. Так, слово «здравствуйте» в качестве приветствия сформировалось в конце 17 века из описательного оборота «желаю тебе здравствовати». С этого времени в языке стали появляться такие формулы, как «добрый день», «добрый вечер». Они возникли по образцу речевых формул из европейских языков  «good afternoon», «guten tag» и т.п. Слово «прощай» означало «отпусти меня с миром», потом появилось выражение «до свидания». Слово «спасибо» первоначально означало «спаси тебя бог». Слово «благодарю» произошло от «благодарствую», т.е. приношу благодарение. Очень интересно, так ведь?   Английская пословица гласит: «Если кошку не гладить – у нее высохнет спинной мозг» . Мы с вами должны помнить, что и весь речевой этикет – это словесные «поглаживания», которые создают хорошие отношения. Вовремя поздравить и пожелать добра, одобрить поступок, что-то посоветовать – в этих случаях нам, конечно же, не обойтись без формул речевого общения.

2 учащийся «Формулы речевого общения». Формулы речевого этикета – это слова, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора ( приветствие/ знакомство), основная часть, заключительная часть разговора. Например, форма приветствия:

1. Пожелание здоровья – здравствуйте.
2. Указание на время встречи – добрый день.
3. Эмоциональные пожелания – очень рад.
4. Уважительная форма – мое почтение.

В завершение разговора, используют формулы в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах ( до завтра, созвонимся).

3 учащийся «Ситуации речевого общения». Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. В зависимости от ситуации наш разговор может изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

1. Личности собеседников;
2. Место;
3.Тема;
4. Время;
5. Мотив;
6. Цель.

4 учащийся. Выразительное чтение стихотворения В.Солоухина «От чего прибавляется счастье?»

Слово учителя. Да, каждый из нас испытывает счастье от этого обычного, но в то же время удивительного приветствия, когда оно произносится с доброй улыбкой. А сейчас, ребята, мы просмотрим небольшой фильм  «История одного мальчика»  и обсудим, для чего нам нужна вежливость

Обсуждение  фильма. Вопросы:

– Сколько лиц у Коли?
– Какое из них настоящее? Помогите Коле найти свое лицо.
– Встречали ли вы  таких  многоликих?
– Для чего нужна вежливость – для выгоды. Чтобы что-то получить, или для чего-то еще?

(Прослушивание мнений учащихся).

Работа с компьютером. Тест «Вежливы ли вы?»

А сейчас, ребята, ответим на вопросы теста… Смогли ли вы ответить на все вопросы правильно? (Прослушивание ответов  учащихся).

Слово учителя. В общении большую роль играют мимика и жесты. Особенно высоко ценится улыбка. Улыбка – это символ человечности. Послушайте писателя В. Солоухина: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть. Ноги – ходить. Рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна.  Если бы не зеркала. Вы ее никогда бы  даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко». Вот как написал об улыбке писатель Сент-Экзюпери: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Ребята улыбнемся друг другу.     – Сейчас, ребята, следующее задание, но самое главное, мы здесь должны помнить об улыбке. Сейчас мы обыграем различные ситуации. Работаем парами. Каждой паре я даю задание. Например, ситуация «Встреча друга». Представь, что ты встречаешь друга, которого не видел два года. Какие будешь употреблять слова? А твой друг?

Обыгрывание  ситуаций. 

Ситуации: 

  • «Встреча друга»; 
  • «В библиотеке»; 
  • «Приглашение  в кино»; 
  • «В магазине»; 
  • «На перемене в школе». 

(Прослушивание диалогов).

Слово учителя. 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.

– так поет Окуджава. 

Комплименты – это приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка. Ведь когда нас одобряют, просто крылья могут вырасти, и нет, наверное, человека, который на одобрение не откликнулся бы желанием стать еще лучше.

Работа с компьютером. Тест «Хорошая ли ты собеседница?»  

(Прослушивание ответов учащихся).

Слово учителя. Ребята, народ  сложил очень много пословиц о речевом этикете, конечно же, вложив в них всю мудрость. Например, доброе слово человеку, что дождь в засуху. 

– А  какие вы знаете пословицы о волшебных словах. Чему нас учат пословицы?

(Прослушивание ответов учащихся).

Выступление учащегося «Речевой этикет башкирского народа». Речевой этикет – это мудрость нескольких поколений людей, элемент национальной культуры.

Слово учителя. Ребята, каждый для себя сделает вывод – а что дает нам знание речевого этикета? (Выступления учащихся).

Слово Пресс-центра.  Подведение итогов.

Вывод учителя. Ребята, что для себя нового  вы  сегодня открыли на уроке? Да, ребята, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы  с тобой были вежливы – будь вежлив сам . Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут памятки «Правила речевого этикета».

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Волшебные слова».

Подведение итогов. Выставление оценок.

urok.1sept.ru

Разработка урока развития речи. 5 класс. «Речевой этикет»

Урок развития речи «Речевой этикет»

5 класс

Составитель: учитель высшей категории

Ничто не обходится нам так дешево

И не ценится так дорого, как вежливость.

М. де Сервантес

Ход урока

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили с вами о диалоге. Мы живем среди людей, нам приходится постоянно общаться друг с другом. Поэтому среди наук, без которых не обойтись, находится наука общения. Древний поэт Саади сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

— Что можно сказать о человеке по его речи? (Ответы уч-ся)

Вывод учителя: » По речи можно очень многое сказать о человеке: насколько он грамотен, воспитан, вежлив, насколько знаком с правилами поведения, с правилами речевого общения».

Умеем ли мы общаться, насколько хорошо мы знакомы с правилами речевого общения?

-Вы нечаянно толкнули прохожего на улице, что скажет вежливый человек «Извините» или «извиняюсь»

-А что скажет в ответ вежливый человек?

— Встретились взрослый человек и ребенок, кто первый должен поздороваться?

— Вы обращаетесь к прохожему, чтобы уточнить время, какой вы зададите вопрос? (Скажите, пожалуйста, который час)

Итак, ребята, общаясь друг с другом, воспитанные люди соблюдают множество правил. Эти правила входят в понятие речевого этикета.

Откуда же произошло это слово «этикет»?

Сообщение ученика о происхождении слова.

(На одном из пышных и изысканных приемах у французского короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением правил поведения, которые требовалось выполнять. По-французски карточки назывались этикетки. Вот от этих этикеток и произошло слово этикет.

(На доске запись значения слова «этикет» — установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения).

Запись слова в тетрадь-справочник.

К сожалению, не все знакомы с этим понятием.

Вот послушайте один разговор. Что такое диалог? Знаки препинания при диалоге какие?

(Ребята прослушивают диалог:)

Карточка №1

  • Касса, выдай мне билет.

  • Ваше вежливое слово.

  • У меня такого нет.

— Ах, у Вас такого нет, не получите билет.

-Кто из героев диалога не знаком с понятием речевого этикета?

-Какие грубые ошибки допускает покупатель?

Обратите внимание, что, обращаясь к одному покупателю, кассир употребляет местоимения Вы, Ваш.

— В каких случаях, употребляется форма вежливого обращения?

Учащиеся рассматривают таблицу и отвечают на вопрос.

Вы, Ваш употребляется при обращении:

1) к незнакомому лицу;

2) к старшему по возрасту или положению;

3) в официальной обстановке общения

Учитель предлагает составить диалог между вежливым покупателем и продавцом.

(Прослушивание нескольких диалогов)

Предлагается определить, кто из ребят справился с заданием лучше?

В ваших диалогах я услышала только одну форму благодарности «спасибо». А сколько же их существует в нашей речи?

-Учитель спрашивает ребят, сколько они знают форм благодарности.

Один из исследователей речевого этикета приводит 28 форм благодарности (Формановская «Вы сказали Здравствуйте»)

На доске написаны несколько форм благодарности, учитель предлагает ребятам прочитать их:

Спасибо

Благодарю Вас

Я Вам очень признательна

Моя благодарность не знает границ

Я тронута Вашим вниманием

Ваша любезность меня ко многому обязывает

Вы очень любезны

Вы меня так выручили

Постарайтесь запомнить эти выражения благодарности и употреблять почаще их в речи, ведь если выражаться словами известного испанского писателя Мигеля де Сервантеса: «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Форм благодарности, как видим, очень много.

— Когда же уместно употреблять то или иное выражение?

-От чего это зависит?

Учитель: » Это зависит от того, кто говорит, важен возраст говорящего, обстановка, иначе говоря, нужно учитывать речевую ситуацию.»

Учащимся предлагается выполнить задание на карточке №1

Карточка № 2

  1. Если ученик благодарит своего друга, то скорее всего он скажет…

  2. Если вы благодарите кондуктора в транспорте за проданный билет, то нелепо прозвучит фраза…, вы скажете просто… или …

  3. Если ваша бабушка благодарит доктора за серьезную помощь, она, возможно, скажет…

Кроме слов благодарности существуют и другие вежливые слова Давайте вместе их вспомним

Растает ледяная глыба от слова теплого…

Зазеленеет старый пень, когда услышит…

Мальчик вежливый и развитый говорит, прощаясь…

Когда нас бранят за шалости, говорят…

И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь, …

Давайте запишем эти слова и запомним их правописание:

Здравствуйте

До свидания

Спасибо

Благодарю

Пожалуйста

А кто знает, как произошли эти слова и как это связано с их значением?

Спасибо — спаси Бог

Здравствуйте — пожелание здоровья

До свидания — пожелание новой встречи

Благодарю — дарить благо (что-то хорошее)

Пожалуйста — вежливое приглашение

Итак, как видите все эти слова означают что-то очень хорошее: пожелание здоровья, добра, надежда на встречу и т.д., именно поэтому они такие волшебные, способные расположить окружающих к вам, обеспечить вам хорошее отношение людей, которые общаются с вами.

К сожалению, некоторые ребята не только не употребляют вежливых волшебных слов, а ещё и употребляют слова, которые засоряют нашу речь, порой так, что даже трудно понять, о чем же идет речь.

Вот послушайте.

— Как дела?

— У, моща! Один фитиль такое сморозил!

Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять! Сел и почесал. И давай выпендриваться! Да как дерябнется. Сам с фингалом. А велик гикнулся. Во ржачка!

— А что там лошадь была?

— Какая лошаль?

— Ну-ка давай сначала.

— Ну, давайте. Чего вы там не поняли? Значит, один фитиль…

— А что же это за фитиль?

— Ну, парень длинный, подкатил к шкету…

— К какому шкету?

— Ну Вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

— С кем? С чем? Что -то я ничего не понимаю…

— Почему взрослый человек не понял мальчика? (Ответы учащихся)

Учитель: » К сожалению, среди молодежи зачастую бывают популярны такие слова, засоряющие нашу речь, так называемые жаргонизмы или по-английски сленг, что в переводе означает «испорченный язык». Когда ребята взрослеют, они как правило избавляются от этой болезни. Если есть такие среди нас, то мы им тоже пожелаем скорейшего выздоровления.

А вот сейчас послушайте следующий диалог и подумайте, почему, даже употребляя вежливые слова, герой допускает серьезные ошибки?

(Прослушивание диалога 2 учащихся)

— Справочная слушает.

  • Алло, справочная? Добрый вечер. Будьте любезны, милая барышня, я очень Вас прошу, если Вас не затруднит, можно ли как-нибудь выяснить телефон моего очень хорошего друга. Видите ли, я потерял записную книжку и теперь…

  • Фамилия?

  • Чья? Один из нас…

  • Вашего друга.

  • Вы знаете, у него очень известная фамилия, он…

  • Прошу Вас, быстрее!

  • Но Вы меня все время перебиваете, просто плохо воспитаны, не знаете правил хорошего тона! Я не могу так разговаривать!

-Какие грубые ошибки допускает человек, звонивший в справочную? (Не может четко и ясно задать вопрос, отнимает слишком много времени, допускает неуместную здесь форму обращения (милая барышня), много ненужных слов и очень мало необходимой информации).

Итак, если мы ведем деловой, официальный разговор, то мы должны соблюдать следующие правила:

Деловой (официальный) разговор

-Сообщайте только нужную информацию

— Говорите кратко и ясно

— Будьте вежливы, уважайте своего собеседника

Почти у всех вас есть телефон. Умеем ли мы правильно разговаривать по телефону?

Вот послушайте диалог героев передачи «Радионяни» («Разговор по телефону»).

Расскажите о правилах разговора по телефону, ответив на вопросы карточки № 3

Карточка № 3

— Вы набрали номер телефона, что вы должны сказать прежде всего?

— Нужно ли представиться или можно просто попросить к телефону нужного вам человека?

— Что вы должны сказать, если вы ошиблись номером?

— Кто первый должен закончить разговор?

(Прослушать монологические ответы учеников.)

Учитель предлагает провести конкурс знатоков вежливых слов. К доске вызываются две пары учеников, им предлагается назвать по очереди слова приветствия и слова прощания.

Итак, мы сегодня поговорили о правилах речевого этикета. Выяснили, что в основе речевого этикета лежит культура человека, его воспитанность. Культура общения связана с такими понятиями, как вежливость, деликатность, приветливость. Человек, обладающий такими качествами, всегда найдет себе друзей, сумеет расположить к себе окружающих людей, так как

«Приветливость – это золотой ключик, который открывает железные замки людских сердец». (Восточная мудрость)

Подводим итог, у кого жетонов оказалось больше, тому присваивается звание «Знаток речевого этикета».

Выставление оценок.

Домашнее задание: Составить диалог из 5-6 реплик «Разговор по телефону».

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе на тему Формулы и слова речевого этикета

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа

Урок русского языка в 5 классе на тему

Формулы и слова речевого этикета

Составила учитель

русского языка и литературы

Костив Людмила Васильевна

Тема: Формулы и слова речевого этикета

(Практикум по культуре речевого общения)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с формулами речевого общения, учить использовать и соблюдать формулы и слова речевого этикета в различных ситуациях.

  2. Развивать культуру речи.

  3. Воспитывать доброе отношение к людям, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, телефоны, рисунки.

Ход урока

  1. Открытие темы. Постановка учебной цели.

«Нам не дано предугадать

Как слово наше отзовётся

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф. Тютчев

Этикет — (фр. – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям. (Слайд №1)

— Сегодня на уроке мы проведём практическое занятие по культуре речевого общения.

(обращаюсь к слайдам, изображающим различную мимику человека, и таблицу «Формы и формулы речевого этикета»)

  1. Проверка домашней работы — исследование учащихся по употреблению этикетных слов в селе: магазине, почте, школе.

Слово ребятам. Они знакомят с результатами своих исследований и разыгрывают диалоги.

Вывод: Наш речевой этикет, к большому сожалению, не всегда такой, как хотелось бы. Так что давайте учиться.

  1. Практическая работа по карточкам с ситуативными заданиями.

( работа в группах)

  1. Формулы благодарности:

а) Мухи – Цокотухи — за сапожки, за мёд:

Приходили к Мухе блошки, 
Приносили ей сапожки…

Приходила к Мухе 
Бабушка-пчела, 
Мухе-Цокотухе 
Меду принесла…  (слайд №4)

б) Учитель принёс тебе книгу, которую ты давно хотел прочитать…

(варианты)

в) Мама приготовила очень вкусный ужин…

(варианты)

  1. Формулы просьбы:

— Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь просить:

а) Ты дежурный, но сегодня тебе нужно уйти домой пораньше…

б) Ты просишь одолжить линейку у друга…

в) Просишь маму купить тебе обувь…

г) Ты просишь уступить в автобусе место для своей бабушки…

3. Формулы приветствия и прощания:

1)-Послушайте два диалога (прослушивание аудиозаписи):

а)

— Алло. Позовите Мишу.

— Сейчас.

— Слушаю.

— Пойдём гулять.

— Нет, я ещё не сделал уроки.

— Жаль. Пока.

б)

-Алло. Здравствуйте. Будьте добры, позовите, пожалуйста, Таню.

-Сейчас.

— Алло. Я слушаю.

-Таня, ты сегодня не была в школе. Как ты себя чувствуешь?

— Я заболела. Спасибо. Сейчас мне уже лучше.

— Мы бы хотели тебя навестить. Когда это можно сделать?

— Очень рада, но доктор пока не разрешает.

— Выздоравливай. До свидания.

2) Анализ прослушанных диалогов.

3) Разыгрывание ситуаций:

а) Маша звонит Тане, выясняя. По какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор. Как лучше его закончить, какие «вежливые» слова должны прозвучать в этом разговоре?

б) Саша звонит Серёже, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подходит мама Серёжи. Как в таком случае нужно начать разговор?

в) Володя звонит заболевшему товарищу. Разыграйте этот разговор по телефону.

г) Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Не забудьте извиниться: ведь вы отрываете людей от работы.

Выводы:

  1. Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться.

  2. Обращаясь к кому- либо с просьбой, вспоминай почаще слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.(Слайд №5)

  3. По окончании разговора не забудь попрощаться.

4.Формулы вежливого отказа:

— Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть и не оскорбить достоинство человека, объясняют причину своего отказа, извиняются… В русском речевом этикете есть специальные выражения, с помощью которых смягчается отказ, это слова со значением сомнения, сожаления, раздумья: может быть, возможно, наверное, к сожалению и т.п.

Задание: На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

а) Как бы ты отказал Стрекозе, если бы был добрым.но не очень богатым Муравьём?

б) Ты попал в подводное царство и тебе предлагают сундук с великолепными сокровищами, но ты должен остаться там навсегда.

в) Ты — Карлсон, который живёт на крыше. И Малыш просит взять его к себе в гости. Как бы ты мог отказать ему?

5. (рисунок на слайде № 6)

— Ребята, дайте оценку этому рисунку. Прошу, чтобы высказывания о нём были не только обоснованными, но и деликатными. Ваши оценки не должны обидеть автора рисунка.

— Лена, тебе понравился рисунок Володи?

-Нет. Я считаю, что он не умеет рисовать зверей. Заяц и лиса на себя не похожи.

— Мне кажется, ты не совсем права. Я думаю, не всё уж так плохо. Например, у Володи хорошо получился берёзовый лес.

Вывод: Лена была слишком категоричной. (Она резко ответила на вопрос словом нет , а могла бы сказать не совсем понравился или Этот рисунок Володи мне понравился меньше, чем его другие работы.)

  1. Комплименты:

А) Найдите подходящие комплименты для Змея Горыныча.

Б) Найдите подходящие комплименты для Кащея Бессмертного.

В) Найдите подходящие комплименты для Бабы – Яги. (Слайды № 7-9)

  1. Творческая работа «Если ты вежлив, то…» (Слайд № 10)

  2. Итоги урока.

-За один урок нельзя овладеть сразу всеми формулами речевого этикета, но, надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в речевом общении, будьте внимательны к слову:

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Касаются веков сквозные грани;

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова. (Слайд № 11)

Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо – одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *