Задачи на импульс тела 9 класс с решением: Задачи на закон сохранения имульса, импульс тела, реактивное движение с решением – Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Урок физики в 9 классе: «Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»

Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Урок физики в 9 классе: «Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»

        

Работа Желновой Натальи Васильевны учителя физики ГБОУ СОШ №11

Урок  физики в 9 классе:

« Решение задач по теме: «Импульс. Закон сохранения импульса»

«Каждый день, в который вы не пополнили своего

образования хотя бы маленьким, но новым для вас

куском знания… считайте бесплодно и невозвратно

для себя погибшим»

Константин Сергеевич Станиславский

Тип урока: урок закрепления знаний

Цели урока:

Обучающие: повторить и закрепить понятия импульс тела, импульс силы; законы изменения и сохранения импульса; выяснить уровень усвоения учащимися изученного материала.

Воспитательные: показать учащимся, что полученные теоретические знания  позволяют решать различные  практические задачи, с которыми мы сталкиваемся в окружающей жизни: природе, технике, спорте.

Развивающие: формирование навыков самостоятельного решения задач, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; навыков использования алгоритмов решения типовых задач; умений стоить логичные обоснованные ответы  на поставленные вопросы.

Оборудование к уроку: презентация к уроку; карточки с формулами для выполнения задания на доске;   прибор для демонстрации упругого соударения шаров; оборудование для демонстрации передачи импульса массивному телу; карточки с заданиями; тексты вспомогательного алгоритма для решения типовых задач по теме «Закон сохранения импульса».

План урока.

1. Начало занятия. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Контроль исходного уровня знаний

4. Решение качественных и вычислительных задач разного уровня. Самостоятельная работа учащихся в группах, с консультацией учителя, с использованием алгоритма решения задач на применение закона сохранения импульса.

5. Обсуждение решенных задач.

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание

Ход урока.

1. Начало занятия. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который,

оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. Как бы он мог спастись, если бы не был так жаден?

(Оттолкнув от себя мешок с золотом, богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону в силу закона сохранения импульса системы мешок–богач)

2. Сообщение темы и целей урока.

На предыдущих уроках вы познакомились с такими  понятиями как: импульс тела, импульс силы, реактивное движение и одним из важнейших законов механики – законом сохранения импульса. Полученные теоретические знания  позволяют решать различные  практические задачи, с которыми мы сталкиваемся в окружающей жизни: природе, технике, спорте.

Эти знания позволяют разобраться, что происходит при соударениях, столкновениях, при стрельбе, взрывах, от чего зависит сила удара, и многое другое. Кроме того изученные понятия  и закон сохранения импульса описывают явления столкновения  молекул, атомов, элементарных частиц.

Используется небольшая презентация к уроку. Видеоряд «Импульс. Изменение импульса. Примеры упругого и неупругого взаимодействия тел»

Цель сегодняшнего урока: повторить и закрепить основные понятия, формулы по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»  и научиться решать новые, практически важные задачи на основе полученных знаний.

Запишите тему урока.

 «Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»

3. Контроль исходного уровня знаний 

1. Задание ученику (на доске) Найдите соответствие названий величин, законов и формул, используя набор карточек с обозначениями физических величин, единиц измерения.

Физические величины

Формулы

Единицы измерения

Импульс тела

Импульс силы

Формула закона сохранения импульса

Изменение импульса

2. Качественные задачи. Демонстрации

1.  Почему не разбивается стеклянный стакан, на котором лежит очень тяжелый груз, при ударе по грузу молотком? Какой из изученных законов позволяет ответить на вопрос?

2. Что произойдет при соударении шаров равной массы, если один из них отвести в сторону и отпустить? Какой из изученных законов позволяет ответить на вопрос?

Заслушиваем ответы учащихся.

  Проверяем правильность ответов ученика у доски. Оценка ответов учащихся.

4. Решение задач разного уровня.

Самостоятельная работа учащихся в группах (на усмотрение учителя), с консультацией учителя, с использованием алгоритма решения задач на применение закона сохранения импульса.

Сейчас вы будете решать задачи по данной теме. Вам предлагается решить 4-5 задач из числа предложенных на ваш выбор, работаете в группах. Пользуйтесь записями в тетрадях, учебником, делайте рисунки (они помогут решить задачи), алгоритмом, текст которого прилагается к задачам; совещайтесь между собой, обращайтесь за консультацией к учителю. Первые решившие задачу поднимают руку. После проверки  разбираем решения задач на доске. Первые 2-3 задачи просты, их должны решить практически  все. Если вы можете решить 4-5 задач правильно, это отличный результат. На работу отводится примерно 20 мин.

 1. Футбольному мячу массой 400 г при выполнении пенальти сообщили скорость 25 м/с. Если вратарь принимает удар на руки, то через 0,04 с он гасит скорость мяча до нуля. Найти среднюю силу удара мяча.

Почему при ударах могут возникать большие силы?

2. Из пушки массой m1 = 800 кг стреляют в горизонтальном направлении. Какова скорость отдачи пушки, если ядро массой m2 = 1 кг вылетело со скоростью 400 м/с?

От чего зависит скорость отдачи орудия?

* Подумайте, где еще в жизни мы сталкиваемся с явлением отдачи?

3. Вагон массой 30 т, движущийся горизонтально со скоростью 1,5 м/с, автоматически сцепляется с неподвижным вагоном массой 20 т. (Такое взаимодействие называется неупругим) С какой скоростью движется сцепка?

4. Начинающий ковбой, накинув лассо на бегущего быка, от рывка полетел вперед со скоростью 5 м/с, а скорость быка уменьшилась с 9 до 8 м/с.  Какова  масса быка, если масса ковбоя составляет 70 кг?

5. На льду стоит ящик с песком.  Сдвинется ли  ящик, если в нем застрянет пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с? Масса ящика равна 25 кг. Если да, то какую скорость приобретет ящик,

* Какое значение для решения задачи имеет замечание, что ящик стоит на льду?

6.  Тележка массой m1 = 120 кг движется со скоростью V1 = 6 м/с. Человек, бегущий навстречу тележке со скоростью V2 = 2,5 м/с, прыгает на тележку.   С какой скоростью V движется после этого тележка, если масса человека m 2 = 60 кг?

5. Обсуждение решенных задач. Можно показать на слайдах презентации решение предложенных задач.

6. Подведение итогов урока

1. Какой закон позволяет найти силу удара? От чего зависит сила удара? Как можно ослабить силу удара? Где в природе мы встречаемся с амортизацией ударных нагрузок?

2. Какой закон позволяет найти скорости тел при столкновении; скорость отдачи при выстреле? Как уменьшить отдачу при выстреле из ружья?

 Выставление оценок за работу на уроке.

7. Домашнее задание

На следующем уроке мы изучим устройство и движение ракет, поговорим об успехах освоения космического пространства. Для закрепления умения решать задачи решить письменно:

I уровень по задачнику Л.  стр. 52  № Д52,  Д56, Д69

II уровень по задачнику Л.  стр. 52  № Д55,  Д84, Д85

III уровень по задачнику Л.  стр.  52  № Д66, Д77, Д85

По желанию: Подготовить сообщения, презентации о К.Э. Циолковском, о достижениях космонавтики.

        Уходя с урока, прикрепите красную ленточку к ракете на стенде, если вам понравился урок, и вы считаете его полезным, и  желтую, если урок вам был не интересен.

Задачи на импульс — Физика

  • Шар массой 100г движется со скоростью 5 м/c. После удара о стенку он движется в противоположенном направлении со скоростью 4 м/с. Чему равно изменение импульса шара в результате удара о стенку.

  • Тело массой 200кг, двигаясь со скоростью 0,5 м/с, нагоняет тело массой 300кг, движущейся со скоростью 0,2м/с. Какова скорость тел после взаимодействия, если удар неупругий?

  • Автомобиль массой 10 т, двигаясь прямолинейно, увеличил скорость от 10 до 15м/с. Найти изменение импульса.

  • Вагон массой 20 т, движущейся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущейся со скоростью 0,2м/с. Какова скорость вагонов после взаимодействия, если удар неупругий?

  • Импульс тела изменился на 150 кг*м/с в течение 0,5 с. Определить силу, действующую на тело в это время.

  • Железнодорожный вагон массой 40 т, движущийся со скоростью 0,25 м/с, сталкивается с неподвижной платформой массой 10 т. Определите: а) их импульс после автосцепки; б) их скорость после автосцепки. Трением о рельсы пренебречь.

  • Ракета массой 10 кг взлетела на высоту 80 м. Определить: а) начальную скорость ракеты; б) импульс ракеты; в) скорость выхода пороховых газов, если масса сгоревшего топлива 2 кг. 

  • Движение тела массой 2 кг описывается уравнением х = 5 – 8t + 4t2 (м). Найти импульс тела через 2 с и через 4 с после начала отсчета времени.

  • Железнодорожная платформа движется со скоростью 9 км/ч. Из орудия, закрепленного на платформе, производится выстрел. Масса снаряда 25 кг, его скорость 700 м/с. Масса платформы с орудием 20 т. Определить скорость платформы после выстрела, если выстрел произведен: а) в направлении движения платформы; б) в противоположном направлении; в) если ствол орудия составляет во время выстрела угол 60о с направлением движения.

  • Конькобежец массой 70 кг, стоя на коньках на льду, бросает в горизонтальном направлении камень массой 3 кг со скоростью 8 м/с. Найти на какое расстояние откатится при этом конькобежец, если коэффициент трения 0,02. 

  • Проверочные задания 9 класс по теме «Закон сохранения импульса»

    Проверочные задания по теме «Закон сохранения импульса» (подготовка к ОГЭ) 9 класс

    1 вариант

    1. Два кубика массами 1 кг и 3 кг скользят навстречу друг другу со скоростями 3 м/с и 2 м/с соответственно. Каков суммарный импульс кубиков после их абсолютно неупругого удара?

    2. Рассчитайте скорость, которую будет иметь ракета, стартовая масса которой 1 т, если в результате горения топлива выброшено 200 кг газов со скоростью 2 км/с.

    3. Две тележки движутся навстречу друг к другу со скоростью 4 м/с каждая. После столкновения вторая тележка получила скорость в направлении движения первой тележки, равную 6 м/с, а первая остановилась. Рассчитайте массу первой тележки, если масса второй 2 кг.

    4. Граната, летевшая горизонтально со скоростью 10 м/с разорвалась на два осколка массами 1 кг и 1,5 кг. Больший осколок после взрыва летит в том же направлении и его скорость 25 м/с. Определите направление движения и скорость меньшего осколка.

    5. Молекула массой 8*10-26 кг подлетает перпендикулярно стенке со скоростью 500 м/с, ударяется о неё и отскакивает с той же по величине скоростью. Найдите изменение импульса молекулы при ударе.

    6. Чему будет равна скорость вагонетки массой 2,4 т, движущейся со скоростью 2 м/ с, после того как на вагонетку вертикально сбросили 600 кг песка?

    _____________________________________________________________________

     

    Проверочные задания по теме «Закон сохранения импульса» (подготовка к ОГЭ) 9 класс

     

    2 вариант

    1. От двухступенчатой ракеты общей массой 1 т в момент достижения скорости 171 м/с отделилась её вторая ступень массой 0,4 т, скорость которой при этом увеличилась до 185 м/с. Определите скорость, с которой стала двигаться первая ступень ракеты.

    2. Два шара движутся навстречу друг другу с одинаковой скоростью. Масса первого шара 1 кг. Какую массу должен иметь второй шар, чтобы после столкновения первый шар остановился, а второй покатился назад с прежней скоростью?

    3. С каким ускорением движется вертикально вверх тело массой 10 кг, если сила натяжения троса равна 118 Н?

    4. Найдите силу, сообщающую автомобилю массой 3,2 т ускорение, если он за 15 с от начала движения развил скорость, равную 9 м/с.

    5. Мяч массой 1,8 кг, движущийся со скоростью 6,5 м/с, под прямым углом ударяется в стенку и отскакивает от нее со скоростью 4,8 м/с. Чему равно изменение импульса мяча при ударе?

    6. Пуля вылетает из винтовки со скоростью 800 м/с. Какова скорость винтовки при отдаче, если ее масса в 400 раз больше массы пули?

    Проверочные задания по теме «Закон сохранения импульса»(подготовка к ОГЭ) 9 класс

    3 вариант

    1. Определите скорость лодки массой 240 кг, движущейся без гребца со скоростью 1 м/с, после того как из нее выпал груз массой 80 кг.

    2. Человек и тележка движутся навстречу друг другу, причем масса человека в 2 раза больше массы тележки. Скорость человека 2 м/с, а тележки — 1 м/с. Человек вскакивает на тележку и остается на ней. Какова скорость человека вместе с тележкой?

    3. Мяч массой 1,8 кг, движущийся со скоростью 6,5 м/с, под прямым углом ударяется в стенку и отскакивает от нее со скоростью 4,8 м/с. Чему равно изменение импульса мяча при ударе?

    4. Пуля вылетает из винтовки со скоростью 800 м/с. Какова скорость винтовки при отдаче, если ее масса в 400 раз больше массы пули?

    5. Определите скорость лодки массой 240 кг, движущейся без гребца со скоростью 1 м/с, после того как из нее выпал груз массой 80 кг.

    6. Человек и тележка движутся навстречу друг другу, причем масса человека в 2 раза больше массы тележки. Скорость человека 2 м/с, а тележки — 1 м/с. Человек вскакивает на тележку и остается на ней. Какова скорость человека вместе с тележкой?

    Методическая разработка урока физики в 9 классе с применением методики КлУС » Решение задач на закон сохранения импульса»

    Методическая разработка урока решения задач в 9 классе. Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса». Учитель Смелтер Нина Анатольевна Тема урока: Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса». Цели урока:

    Обучающие: повторить и закрепить понятия импульс тела, импульс силы; законы изменения и сохранения импульса; выяснить уровень усвоения учащимися изученного материала.

    Воспитательные: показать учащимся, что полученные теоретические знания позволяют решать различные практические задачи.

    Развивающие: формирование навыков самостоятельного решения задач, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; навыков использования алгоритмов решения типовых задач; умений стоить логичные обоснованные ответы на поставленные вопросы.

    Тип урока: комбинированный.

    Средства обучения: компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, листы с вопросами и тестами для работы в парах.

    План урока

    1.Организация работы. (3 мин.)

    2.Работа в парах на закрепление понятий и формул (5 мин)

    3.Решение задач. (25 мин.)

    4.Взаимопроверка (10 мин.)

    5.Итог урока. Домашнее задание. (2 мин.)

    ХОД УРОКА

    1. Организация работы. Объявление темы и цели урока, порядка работы на уроке.

    2. Закрепление пройденного материала. Этап актуализации знаний.

    Работа в парах по взаимоконтролю. Вопросы на листах на парте.

    1.Что называют импульсом тела?

    2.Что можно сказать о направлениях векторов импульса и скорости движущегося тела?

    3. Что принимают за единицу импульса?

    4. Чему равен импульс силы?

    5.Сформулируйте закон сохранения импульса.

    6.Упругий и неупругий удар. Особенности.

    7. Вставьте пропущенные слов

    Импульс каждого из тел, составляющих замкнутую систему, может ……….в результате их ………… друг с другом.

    Векторная сумма импульсов тел, составляющих …….систему, ……..с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

    В этом заключается закон ………импульса.

    Вопросы высвечиваются на электронной доске. Проговор ответов цепочкой.

    3.На электронной доске повторяем алгоритм решения задач.

    1) Сделать рисунок, на котором обозначить направления оси координат, векторов скорости тел до и после взаимодействия

    2) Записать в векторном виде закон сохранения импульса

    3) Записать закон сохранения импульса в проекции на ось координат

    4) Из полученного уравнения выразить неизвестную величину и найти её значение.

    Решение задач с закрытым вопросом( на интерактивной доске)

    Ученик решает у доски, учащиеся в тетрадях. Записываем краткую запись условия задачи..

    Рассмотрим ситуацию. Исходя из ситуации найдем недостающее значение величин.

    Ученик решает у доски, учащиеся в тетрадях.

    2. Составляем задачу по рисунку ( на интерактивной доске)

    Рассматриваем ситуацию.

    Каждый выбирает неизвестную величины, определяет ее .

    4. Тестирование. Работаем парами.

    1. При выстреле из автомата вылетает пуля массой т со ско­ростью v. Какой импульс приобретает после выстрела авто­мат, если его масса в 500 раз больше массы пули?

    2. Пуля массой 9 • 10 -3 кг пробила доску и при этом скорость пули уменьшилась от 600 до 400 м/с. Насколько уменьшил­ся импульс пули?

    3. Неупругий шар движется со скоростью v и сталкивается с таким же по массе шаром. Какой будет скорость их совмест­ного движения, если перед столкновением второй шар был неподвижен?

    4. Какую скорость будет иметь ракета, стартовая масса кото­рой 1 000 кг, если в результате горения топлива выброше­но 200 кг газов со скоростью

    2 000 м/с?

    5. Человек, стоящий на неподвижной лодке, пошел со скоро­стью 4 м/с относительно лодки. Масса человека 60 кг, мас­са лодки 300 кг. С какой скоростью начала двигаться лод­ка по поверхности воды?

    5. Итоги урока

    Подводим итоги взаимопроверки и теста. Выставляем оценки парам.

    6. Рефлексия.

    Закройте глаза. Отрывают глаза только те, кому еще нужна моя помощь в решении задач на закон сохранения импульса. Спасибо. Жду вас в день консультаций.

    Домашнее задание: Вложенный файл в электронном журнале.

    «Закон сохранения импульса»

    1. Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,45 м/с, ударяет в неподвижный вагон массой 25 т. С какой скоростью после автосцепки стали двигаться эти вагоны?

    2. Два шара массами 0,1 кг и 0,2 кг движутся навстречу друг другу. С какой скоростью будут двигаться эти шары и в какую сторону, если после удара они движутся как единое целое? Скорости шаров до удара соответственно равны 4 м/с и 3 м/с.

    3. Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нем. Какую скорость приобретет вагон, если он двигался со скоростью 10 м/с в том же направлении, что и снаряд?

    4

    «Решение задач на закон сохранения импульса»

    Тема урока: Решение задач по теме «Закон сохранения импульса»

    Тип урока: урок применения и закрепления знаний

    Цели урока:

    Обучающие: повторить и закрепить понятия импульс тела, импульс силы, замкнутая система; формулы изменения импульса и закона сохранения импульса, научиться применять их при решении задач; выяснить уровень усвоения учащимися изученного материала.

    Развивающие: формирование навыка применения знаний в знакомой и измененной ситуации при самостоятельном решении задач; навыков использования алгоритмов решения типовых задач; развитие умения анализировать, выделять главное; определять и объяснять понятия;

    Воспитательные: формирование трудовых качеств, формирование умения применения полученных теоретических знаний  для решения практических задач .

    Оборудование к уроку:  раздаточный материал: карточки с задачами для самостоятельного решения.

    1. Орг. момент. (1 мин)

    2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. (4 минуты).

    Учитель:

    Ребята, вчера, в буран, идя с работы, я задумалась: Каков объем воздушной массы, которая препятствует моему движению. Если выйдя из здания со скоростью 1 м/с порыв ветра, скорость которого 10м/с (если верить прогнозу погоды) снизил мою скорость до 0,3 м/с. Моя масса равна 80 кг. Масса 1м3 воздуха = 1, 3 кг.

    Как можно решить эту задачу? ( Пишу на доске схему)

    Предложите пути решения.

    Учащиеся: Используя закон сохранения импульса

    Учитель: Что нужно, чтобы использовать закон?

    Учащиеся: Знать его

    Учитель: А что нужно знать, чтобы говорить о законе сохранения импульса?

    Учащиеся: Определение импульса, какая это величина векторная или скалярная (направление), единицы измерения

    Учитель: Предположим, что вы все это хорошо знаете.

    Что ещё необходимо, чтобы решить задачу?

    Учащиеся: Уметь применять знания к решению задач

    Учитель: Как вы, наверное, уже поняли тема сегодняшнего урока:

    Решение задач. Импульс. Закон сохранения импульса (ЗСИ).

    (Запишите дату и тему сегодняшнего урока)

    Подумайте и постарайтесь сформулировать задачи на сегодняшний урок.

    Учащиеся: Повторить знания о величине импульс, ЗСИ .

    Научиться применять для решения задач ( Пишу на доске)

    Учитель: Итак, первая поставленная задача – повторить.

    3. Повторение.

    Фронтальный опрос: (2 минуты)

    Учитель: 1. Какая величина называется импульсом тела?

    (Импульсом тела называется физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость)

    Учитель: 2. Как направлен вектор импульса тела?

    (Вектор импульса тела всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела)

    Учитель: 3. В каких единицах измеряется импульс?

    ( кг м/с)

    Учитель: 4. Чему равен импульс неподвижного тела?

    (Импульс неподвижного тела равен нулю.)

    Учитель: 5. Как записывается и читается закон сохранения импульса?

    (Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.)

    hello_html_2133669e.png1 +hello_html_m5a27c6a2.png2=hello_html_2133669e.png

    1 +hello_html_m5a27c6a2.png2

    p1/ + p2/ = p1+p2

    ИЛИ

    Если внешние силы не действуют на систему или их сумма равна нулю, то суммарный импульс системы тел сохраняется:

    hello_html_30a15320.png =hello_html_2133669e.png1 +hello_html_m5a27c6a2.png2 = hello_html_m113e1cbd.png

    4. Решение задач. (10 мин)

    Повторили. Теперь переходим к выполнению второй поставленной задачи – научиться применять знания к решению задач. Пожалуйста, возьмите алгоритмы решения, которые вы получили на прошлом уроке.

    Итак, вернёмся к задаче, прозвучавшей вначале урока, и решим её с помощью алгоритма.

    5. Самостоятельная работа учащихся . (15 мин)

    У: А сейчас вам предстоит решить самостоятельно задачи по данной теме. Вам предлагается решить по 3 задачи. Вы можете пользоваться своими записями в тетрадях, учебником, алгоритмом.

    !!!!На работу отводится 15 мин.

    Раздаются карточки с задачами

    Самостоятельная работа

    1. Фигурист массой 60 кг, опаздывая на тренировку, бежит со скоростью 3 м/с. Чему равен его импульс?

    2. Фигурист массой 60 кг, стоя на коньках на льду, вовремя тренировки отталкивает от себя партнёршу массой 50 кг со скоростью 2 м/с. С какой скоростью и в каком направлении после этого будет двигаться фигурист, какой импульс приобретёт его партнёрша?

    3. Во время выступления, фигурист массой 60 кг, скользящий по льду со скоростью 36 км/ч, поднимает, стоящий на льду чемодан, массой 10 кг.

    Измениться ли скорость движения фигуриста по величине и направлению? Если измениться то как?

    4. Фигурист массой 60 кг, скользящий по льду со скоростью 36 км/ч, во время выступления встречается со своей партнёршей массой 50 кг, движущейся горизонтально ему навстречу со скоростью 5м/с, и поднимает её на руки.

    С какой скоростью и в каком направлении будет двигаться фигурист с партнёршей на руках?

    5. Фигурист массой 60 кг, стоя на льду, ловит букет массой 600 г, который летит горизонтально со скоростью 20 м/с. С какой скоростью покатится фигурист, поймав букет? Ответ округлите до десятых.

    6. Обсуждение решенных задач, ответы на вопросы учащихся. (7 мин.)

    7. Подведение итогов урока. (1 мин)

    Учитель: Посмотрите на вторую поставленную задачу урока.

    Как вы считаете, мы выполнили её?

    8. Рефлексия: 1 мин

    Учитель: — Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке и считает, что понял принцип решения задач по теме?

    — А кто доволен своей работой на уроке, но считает, что для закрепления умения применять свои знания к решению задач нужно еще потренироваться?

    9. Домашнее задание: 1 мин

    Учитель:

    Для закрепления умения решать задачи по теме выполните следующее домашнее задание:

    Повторить § 21,22

    Решите задачу, с которой начался урок, изменив в условии величину массы на массу своего тела.

    10.Окончание урока. Сбор тетрадей на проверку.

    С проявлением закона сохранения импульса мы сталкиваемся в повседневной жизни – в природе, в технике, в спорте, на транспорте и т.д.

    Теоретические знания позволяют решать и различные  практические задачи, например, выяснить, что происходит при ударах и столкновениях тел, при стрельбе из салютующих орудий…

    Закон сохранения импульса справедлив и в микромире, например при столкновениях  молекул, атомов и элементарных частиц.

    К этой теме мы вернёмся в старших классах при изучении ядерной физики.

    А сегодня я благодарю вас за работу на уроке.

    Сдайте, пожалуйста, ваши тетради на проверку.

    Урок физики в 9 классе по теме » Решение задач по теме»Импульс тела. Закон сохранения импульса»»

    «Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»»

    Цель урока:

    Научить учащихся применять теоретические знания при решении задач.

    Задачи урока:

     Обобщить знания, полученные при изучении темы «Импульс тела. Закон сохранения импульса».

     Продолжить отрабатывать умение анализировать условие задачи.

     Продолжать отрабатывать умение устанавливать причино — следственную связь, получая решение в общем виде.

     Продолжать отрабатывать умение оценивать, полученные результаты решения и их достоверность.

     Развивать логическое мышление.

     Развивать зрительную, слуховую и моторную память.

     Способствовать развитию у школьников грамотной физической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии).

     Воспитывать ответственность, толерантность.

     Формировать навыки самоконтроля в режиме самостоятельной работы.

    Оборудование и программное обеспечение к уроку:

    Презентация «Самостоятельная работа» в Power Point.

    Презентация «Алгоритм».

    Карточки на каждую парту с алгоритмом решения задач на применение закона сохранения импульса.

    Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

    Ход урока

    1. Организационный момент .

    Возьмём с собою мы багаж,

    Учебник, ручку, карандаш,

    Тетрадь и знаний саквояж.

    1. Контроль знаний.

    Выполнение теста. (Взаимопроверка)

    3. Решение задач .

    Учащиеся: Запись в тетради числа и темы урока.

    Учитель: Постановка цели урока для учащихся.

    Постичь тернистые пути практической деятельности человека при решении задач на тему «Импульс тела. Закон сохранения импульса тела».

    Учитель. Рассмотрим алгоритм решения задач на применение закона сохранения импульса. (слайд «Алгоритм»).

    1 задача. Учитель у доски – учащиеся в тетради. (тексты задач записаны на доске).

    Движение материальной точки описывается уравнением: x=5∙8t+4t2. Приняв его массу 2 кг, найти импульс через 2с и через 4 с после начала отсчёта времени, а также силу, вызвавшую это изменение импульса.

    1. Задача. Один учащийся у доски — остальные в тетрадях.

    Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нём. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду.

    1. Учитель у доски объясняет решение задачи.

    Снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определите величину и направление скорости меньшей части снаряда.

    1. Самостоятельная работа (на слайде)

    2. Домашнее задание: №3,4 , П.24 стр.146

    3. Подведение итогов. Рефлексия.

    Урок 9 класс «решение задач на закон сохранения импульса»

    Инфоурок › Физика ›Презентации›Урок 9 класс «решение задач на закон сохранения импульса»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд  Через тернии – к звездам. Луций Анней Сенек Описание слайда:

    Через тернии – к звездам. Луций Анней Сенек

    2 слайд Решение задач на закон сохранения импульса Описание слайда:

    Решение задач на закон сохранения импульса

    3 слайд «Сдам ГИА»- http://sdamgia.ru/ Сервер информационной поддержки ЕГЭ http://www Описание слайда:

    «Сдам ГИА»- http://sdamgia.ru/ Сервер информационной поддержки ЕГЭ http://www.ege.ru ГИА 2015 по физике https://ege.yandex.ru/ ОГЭ 2015 гиа по физике — пробные и реальные тесты огэ http://www.ctege.info/

    4 слайд 2) 3) 4) 5) ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Центростремительное ускорение Б) Перваякос Описание слайда:

    2) 3) 4) 5) ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Центростремительное ускорение Б) Перваякосмическая скорость В) Импульс тела ФОРМУЛЫ m А Б В

    5 слайд   4.     5.   1. 6. 2. 3. 7.         4.   5.     1. 6. 2. 3. 7.       Описание слайда:

      4.     5.   1. 6. 2. 3. 7.         4.   5.     1. 6. 2. 3. 7.      

    6 слайд 1.Что является причиной ускоренного движения тел?   4.       1. 6. 2. 3. 7.   Описание слайда:

    1.Что является причиной ускоренного движения тел?   4.       1. 6. 2. 3. 7.       с и л а 5

    7 слайд 2. Вставьте пропущенное слово «Все тела взаимодействуют друг с другом с силой Описание слайда:

    2. Вставьте пропущенное слово «Все тела взаимодействуют друг с другом с силой, прямо пропорциональной произведению ——?—- этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними».   4.       с 6. и 2. 3. 7. л а       м а с с

    8 слайд 3.Открытие этой планеты, 18 февраля 1930 г., сделано исключительно с помощью Описание слайда:

    3.Открытие этой планеты, 18 февраля 1930 г., сделано исключительно с помощью расчетов, основанных на законах физики.   4.       с 6. и м 3. 7. л а а с с       п л у т о н

    9 слайд 4. Вставьте пропущенное слово «В ----?---- системе векторная сумма импульсов Описание слайда:

    4. Вставьте пропущенное слово «В —-?—- системе векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой».   4.       с 6. и м п 7. л а л а с у с т о   н     5. з а м к н у т а я

    10 слайд Какой советский учёный, конструктор  реализовал идею использования ракет для Описание слайда:

    Какой советский учёный, конструктор  реализовал идею использования ракет для космических полетов.   з   а   м   к с н 6. и м п у 7. л а л т а с у а с т я о   н     5. к о р о л ё в

    11 слайд 6.Английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физ Описание слайда:

    6.Английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Основатель классической механики.   з   а к   м о   к р с н о 6. и м п у л 7. л а л т ё а с у а в с т я о   н     н ь ю т о н

    12 слайд 7. От чего зависит наибольшая высота подъема брошенного вверх тела в том случ Описание слайда:

    7. От чего зависит наибольшая высота подъема брошенного вверх тела в том случае, когда сопротивлением воздуха можно пренебречь?   з   а к   м о   к р с н о н и м п у л ь 7. л а л т ё ю а с у а в т с т я о о н   н     с к о р о с т ь

    13 слайд   з   а к   м о   к р с н о н и м п у л ь с л а л т ё ю к а с у а в т о с т я Описание слайда:

      з   а к   м о   к р с н о н и м п у л ь с л а л т ё ю к а с у а в т о с т я о р о н о   н с   т   ь

    14 слайд 2) 3) 4) 5) ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Центростремительное ускорение Б) Перваякос Описание слайда:

    2) 3) 4) 5) ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Центростремительное ускорение Б) Перваякосмическая скорость В) Импульс тела ФОРМУЛЫ m А Б В

    15 слайд X O Кубик массой m движется по гладкому столу со скоростью ʋ налетает на пок Описание слайда:

    X O Кубик массой m движется по гладкому столу со скоростью ʋ налетает на покоящийся кубик такой же массы (рис1). После удара кубики движутся как единое целое, при этом скорость кубиков равна: 1) 0 2) ʋ/2 3) ʋ 4) 2ʋ 2) ʋ/2

    16 слайд X O Вдоль оси Ох движется тело массой m=1 кг со скоростью V0= 2 м/с. Вдоль н Описание слайда:

    X O Вдоль оси Ох движется тело массой m=1 кг со скоростью V0= 2 м/с. Вдоль направления движения действует сила F = 4 Н в течение некоторого времени t = 2 с. Определите скорость тела после окончания действия этой силы. 1) 10 м/с 2) 1м/с 3)8м/с 4)16м/с 1) 10 м/с

    17 слайд Человек массой 80 кг переходит с носа на корму покоящейся лодки длиной s = 5 Описание слайда:

    Человек массой 80 кг переходит с носа на корму покоящейся лодки длиной s = 5 м. Какова масса лодки, если она за время этого перехода переместилась в стоячей воде на L = 2 м? Сопротивление воды не учитывать. О Х L 1) 120кг 2) 320 кг 3) 200кг 4) 280 кг 1) 120кг

    18 слайд САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Какую скорость приобретёт, лежащее на льду, чугунное Описание слайда:

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Какую скорость приобретёт, лежащее на льду, чугунное ядро, если пуля, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с , отскочит от него и будет двигаться в противоположном направлении со скоростью 400 м/с? Масса пули 10 г, масса ядра 25 кг. X O 1) 36м/с 2) 0,36м/с 3) 360 м/с 4) 3,6 м/с 2) 0,36м/с

    19 слайд v v1 v2 m1 m2 X O 1. 2. m1v = m1v1 + m2v2 3. mv = - m1v1 + m2v2 4. v2 = m1v Описание слайда:

    v v1 v2 m1 m2 X O 1. 2. m1v = m1v1 + m2v2 3. mv = — m1v1 + m2v2 4. v2 = m1v + m1v1 m2 = 0,01кг ( 500 м/с + 400 м/с) 25 кг = = 0,36 м/с Какую скорость приобретёт лежащее на льду чугунное ядро, если пуля, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с , отскочит от него и будет двигаться в противоположном направлении со скоростью 400 м/с? Масса пули 10 г, масса ядра 25 кг.

    20 слайд Домашнее задание: п.21-23 (повторить), л.-№78,79. Описание слайда:

    Домашнее задание: п.21-23 (повторить), л.-№78,79.

    Домашнее задание: п.21-23 (повторить), л.-№78,79.

    Курс профессиональной переподготовки

    Учитель физики

    Домашнее задание: п.21-23 (повторить), л.-№78,79.

    Курс повышения квалификации

    Домашнее задание: п.21-23 (повторить), л.-№78,79.

    Курс повышения квалификации

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники

    Выберите тему: Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    loading

    Общая информация

    Номер материала: ДВ-235145

    Похожие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *