Глава 2. Прямая и обратная ………………………………………………………….. Примерное поурочное планирование
Основные цели: сформулировать представление о прямой и обратной пропорциональностях как специальных видах зависимостей между двумя величинами; ввести понятие пропорции и показать возможность решения задач с помощью пропорций; разъяснить смысл понятия «пропорциональное деление» и продемонстрировать его применение в реальных ситуациях. Завершается глава вопросом о пропорциональном делении, который может рассматриваться как обобщение знакомого учащимся из курса 6 класса приема деления величины в заданном отношении. 2.1. Зависимости и формулы Методический комментарий Этот пункт является своего рода преамбулой к изучению центрального вопроса главы — прямой и обратной пропорциональностей. Здесь учащиеся рассматривают примеры зависимостей между величинами, на основе которых будут вводиться указанные понятия, и выполняют разнообразную работу с формулами, описывающими эти зависимости. По содержанию этот пункт продолжает практическую деятельность с формулами, начатую в 6 классе. Система упражнений к пункту достаточно богата и разнообразна с точки зрения предъявляемых сюжетов и видов формул, с которыми учащимся придется иметь дело. Через нее реализуется одна из основных идей курса — прикладная и практическая ориентация обучения математике, связь с жизнью, с другими учебными предметами (геометрией, физикой). Упражнения из раздела А направлены в основном на формирование умений вычислять по формулам, причем проводимые вычисления не абстрактны, а всегда являются средством для ответа на поставленный вопрос. Кроме того, в упражнениях 150—152 продолжается формирование умений выражать переменные из формул (оно основано на знании зависимостей между компонентами арифметических действий), а также составлять формулы, описывающие несложные ситуации (упражнения 144 и 145). Упражнения из раздела Б более трудные и в содержательном, и в техническом отношении. Здесь акцент, в частности, сделан на переход от одних единиц измерения к другим, что обычно является для учащихся делом нелегким. Рекомендуем для выработки соответствующего умения предлагать учащимся упражнения такого типа: 1. Выразите скорость, равную 80 м/мин, в километрах в час. 2. Выразите скорость, равную 4,5 км/ч, в метрах в минуту. Важен последовательный осознанный переход от одних единиц к другим. Можно практиковать такую запись: 80ммин=801000кммин=80⋅601000кмч=50кмч, Комментарий к упражнениям 148. Выразим нормальную температуру тела человека, принятую в России, в градусах Фаренгейта: 1,8 · 36,6 + 32 = 97, 88, т. е. имеем 97,88 °F. Так как 97,88 < 98,8, то более высокой в качестве нормальной принята температура там, где она измеряется по шкале Фаренгейта. 149. В условии задано расстояние; оно равно 1 км. а) t=180 ч=60⋅6080 c=45 c; б) 1 мин 12 с=1,2 мин=1,260 ч=150 ч; υ=1 км150ч=50кмч. Замечание. Предварительно нужно проверить знание соотношения между единицами длины и единицами времени. 151—152. Переменные выражаем на основе зависимости между компонентами действия. 153. Полезно подсчитать устно по формуле несколько значений S, подставляя в формулу, например, такие значения переменной z: 10 с, 3 с. 154. В формулу υ=lnt подставим значения переменных и выразим результат в километрах в час: 60⋅7005сммин=60⋅70⋅605⋅100 000кмч=504100кмч≈5кмч. 155. 1-й этаж — 5 ступенек, 2-й этаж — (5 + 16) ступенек, 4-й этаж — (5 + 16 · 3) ступенек, ………… Отсюда понятно, что формула имеет вид N=5+16⋅(n−1) Чтобы воспользоваться второй формулой, нужно 180 см выразить в дюймах. Ответ будет получен в фунтах; его надо выразить в килограммах: 180 см=1802,54 дюйма, W=(112⋅1802,54−220) фунтов, W=(112⋅1802,54−220)⋅0,454 кг=77 кг. Мы записали числовое выражение, которое на калькуляторе можно вычислять непрерывной цепочкой, без фиксации промежуточных результатов. Возможно, что учащимся будет понятнее, если решать задачу по действиям, доводя каждый раз результат до числа. 2.2. Прямая пропорциональность. Методический комментарий Изучение прямой и обратной пропорциональностей строится по одному и тому же плану: рассматривается вводный пример, дается определение и показывается использование нового термина в речи; затем рассматривается алгебраический способ описания зависимости — с помощью формулы определенного вида; наконец, формулируется свойство зависимости данного вида. Выработке соответствующих умений способствуют упражнения к пункту. Заметим, что разбор очередной задачи не следует начинать с вопроса: «Какая здесь зависимость?» Ученики могут вначале рассуждать, опираясь на здравый смысл, а уж потом делать вывод о наличии той или иной зависимости. Упражнения раздела Б достаточно трудные, особенно упражнения 178 и 179. Поэтому в классах с невысоким уровнем подготовки следует ограничиться заданиями раздела А. Для работы в классе из раздела А рекомендуем упражнения 161, 163—167, 169, 171 (а), 173—175. Комментарий к упражнениям 163. Удобно записать на доске краткое условие: 164. а) Формула C = 5t имеет вид y = kx, где x и y — переменные, k — число. Следовательно, это прямая пропорциональность. Коэффициент пропорциональности равен Сt=5 (р./мин) — это стоимость в рублях одной минуты разговора. Можно рассуждать и так. При увеличении времени разговора в несколько раз его стоимость увеличивается во столько же раз. Значит, эта зависимость — прямая пропорциональность. б) Данная формула не имеет вид y = kx. Следовательно, эта зависимость не является прямой пропорциональностью. В случае затруднений в этом можно убедиться следующим образом: если n = 2, то N = 80; если n = 4, то N = 140; т. е. при увеличении n в 2 раза N не увеличивается в 2 раза. 168. 2 кролика — 120 дней 10 кроликов — ? дней Кроликов стало в 5 раз больше, значит, они в 5 раз быстрее съедали весь корм, т. е. дней уйдет в 5 раз меньше; таким образом, корма хватит на 24 дня. Зависимость между количеством кроликов и числом дней, на которые хватит данного запаса корма, — обратная пропорциональность. 171. Развешиваемая масса чая постоянна. Чем больше масса упаковки, тем меньшее количество упаковок потребуется, и наоборот. Зависимость между массой упаковки и количеством упаковок, необходимым для развеса одной и той же массы чая, обратная пропорциональность. а) Для заполнения таблицы рассуждаем так: 240 г больше 60 г в 4 раза, следовательно, потребуется 80 : 4 = 20 упаковок, 30 г меньше 60 г в 2 раза, следовательно, потребуется 80 · 2 = 160 упаковок, 300 г больше 30 в 10 раз, следовательно, потребуется 160 : 10 = 16 упаковок. 176. Запишем кратко условие: 4 машинистки — 3 дня — 222 страницы 2 машинистки — 12 дней — ? страниц Четыре машинистки за 3 дня напечатали 222 страницы; две машинистки за 3 дня напечатали в 2 раза меньше, т. е. 2222=111 страниц. Две машинистки за 12 дней напечатают в 4 раза больше, т. е. 444 страницы. 177. а) Производительность труда увеличилась на 20%, т. е. в 1,2 раза. Тогда время выполнения этой же работы должно уменьшиться в 1,2 раза, т. е. на облицовку подъезда потребуется 181,2=15 (дней). 178. Приведем разные решения. Способ 1. Количество новых кустов составляет 68=34 от количества старых. Значит, урожайность увеличилась в 43=113 раза. Так как 113≈1,33, то урожайность нового куста составляет 133% от урожайности старого, т. е. она увеличилась на 33%. Способ 2. С одного куста собирали 18 часть урожая, а стали собирать 16 часть урожая, т. е. на 16−18=124 часть урожая больше. Найдем, какой процент составляет 124 от 18. Имеем 124:18=13≈0,33, а это примерно 33%. 179. Масса пряников в упаковке была 100% и стала 125%, т. е. увеличилась в 54 раза, а стоимость упаковки осталась прежней, следовательно, цена пряников во столько же раз уменьшилась. Примем прежнюю цену за 1, тогда новая цена стала 1:54=45, т. е. меньше прежней на 15, иначе — на 20%. 180. а) Расходы столовой сначала увеличились в 1,2 раза и затем, в связи с подорожанием муки, увеличились еще в 1,5 раза, следовательно, всего они увеличились в 1,2 · 1,5 = 1,8 раза. 2.3. Пропорции. Решение задач с помощью пропорций Методический комментарий Прежде всего нужно убедиться, что учащиеся помнят, что называют отношением (с этим понятием они познакомились в 6 классе). Для этого можно предложить такие вопросы: Комментарий к упражнениям 187. а) По условию расстояние на картерасстояние в действительности=15 000 000. Пусть x — расстояние в действительности (в см). Тогда 9x=15 000 000, x = 45 000 000 (см). Ответ: расстояние между Москвой и Курском равно 450 км. 24=816, 28=416, 164=82, 168=42. 42=168, 82=164, 416=28, 816=24. 2.4. Пропорциональное деление Методический комментарий Учащиеся имеют хорошую базу для изучения материала этого пункта. Во-первых, начиная с 5 класса они решают задачи на части, а именно к подобной задаче сводится решение задачи на пропорциональное деление. Во-вторых, в курсе 6 класса в связи с введением понятия отношения рассматривался вопрос о делении величины в данном отношении. Теперь, по сути, мы возвращаемся к этому же вопросу, но в более широкой его постановке. Комментарий к упражнениям 210. Ответ: а) 30 собак; б) 45 собак; в) 60 собак. 2.5. Задачи на «сложные» пропорции Методический комментарий Все предлагаемые задачи — на пропорциональную зависимость величин. Их можно решать по действиям, каждый раз получая конкретный числовой результат. Но учащимся предлагается более удобный и эффективный прием, суть которого состоит в том, что «выражение — ответ» конструируется в процессе цепочки логических рассуждений. Задачи несложные, и предлагаемый прием решения интересен школьникам. При наличии времени две-три задачи можно разобрать со всем классом. Комментарий к упражнениям 217. 5 лошадей — 30 дней — 1000 кг Дополнительные задания к главе 2 Указания и решения 229. Обозначим через x (ч) время заполнения бассейна водой при одновременном включении 6 кранов. Зная, что время обратно пропорционально числу кранов, составим пропорцию: 34:x=6:4. |
Контрольная работа №8 Вариант № 1 | Контрольная работа №8 Вариант № 2 |
|
|
Контрольная работа №8 Вариант № 3 | Контрольная работа №8 Вариант № 4 |
|
|
Контрольная работа №8 Вариант № 1 | Контрольная работа №8 Вариант № 2 |
|
|
Контрольная работа №8 Вариант № 3 | Контрольная работа №8 Вариант № 4 |
|
|
Контрольная работа №8 Вариант № 1 | Контрольная работа №8 Вариант № 2 |
|
|
Контрольная работа №8 Вариант № 3 | Контрольная работа №8 Вариант № 4 |
|
|
План урока по теме «Решение задач с помощью пропорций»
Тема 4. Решение задач с помощью пропорций.
Тема урока 4.3. Решение задач.
Цель урока. Уметь решать задачи на соотношения и с помощью пропорций, используя правила прямо пропорциональной, обратно пропорциональной величины.
Развитие логического мышления, вычислительных навыков.
Воспитание трудолюбия, усердия на уроках математики, взаимодействию друг с другом.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Этапы урока.
1. Орг.момент.
2. Устный счет (Распечатано- вывесить на доске).
3. Проверка домашенего задания.
4. Решение задач.
1) Работа в группах.
Задание. Определить в каких задачах используется правила прямо пропорциональной величины, а в какой обратно пропорциональной величины.
Пр.пр.вел
Обр.пр.вел
Пр.пр.вел
Обр.пр.вел
Обр.пр.вел
Пр.пр.вел
Пр.пр.вел
Пр.пр.вел
Пр.пр.вел
2) Оценивание работы по принципу «Карусель», ученики отмечают мини-стикерами задачи, в которых правила, как они считают, определены не правильно.
3)Обсуждение задач, ученики высказывают свое мнение по работе своих одноклассников.
4)Решение задач. (Каждая группа работает самостоятельно).
№ 673
Ткань время
0,6м————2,16 мин
х—————-1,44 мин х=0,6*1,44/2,16=0,4 м
№ 674
Длина кол-во
6 м—————240
8 м—————х х=6*240/8=180
№ 675
Кол-во масса
5—————1,75
12————-х х=12*1,75/5=4,2
№ 676
Человек время
3 ————4
2 ————х х=3*4/2=6
№ 679
Расстояние время
900——————0,6
Х——————-3,4 х=900*3,4/0,6=5100 м
№ 681
Кол-во масса
7—————33,6
10—————х х=10*33,6/7=48
5) Проверка выполненных заданий. Взаимопроверка работы групп.
5. Самооценивание работы в группе. (Ученики заполняют таблицу взамооценки)
6. Подведение итогов урока.
1) Какие затруднения возникают у вас при выполнении задач?
2) Помогла ли работа в группах вам лучше понять принцип решения задач?
3) Подумайте вместе и решите, как сработала ваша группа в течение урока и при выполнении основного задания и при оценивании своих товарищей, и поставьте себе общую оценку.
7. Домашнее задание № 677, №678
Самоанализ урока.
( по Куриленко Т.М.)
Класс- 6 Б. Учащиеся данного класса имеют высокую учебную мотивацию, но знания и практические навыки учащихся слабые.
Присутствовали на уроке все ученики класса.
Была ли достигнута цель урока? Я считаю, что цель урока была достигнута. Ученики успешно справились с работой, сделали, в большинстве, правильные выводы, что помогло им справится с решением задач. При взаимооценивании своих знаний и знаний своих товарищей, ребята, по большей части, адекватно оценили свои знания и знания своих товарищей по данной теме.
Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
Реализации воспитательных целей способствовала групповая работа- ребята старались не повести своих товарищей, работали с отдачей, активно защищали свои работы при общем обсуждении работ.
Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали? Планирование урока способствовало занятости всех учеников на уроке, более сильные ученики помогали разобраться с решением задач слабым ученикам, в течение урока ребятам оказывалась учительская поддержка.
Как использовалось время на урока? Время было использовано рационально. Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной? Особое внимание требовалось сохранить темп урока , так как групповая работа занимает больше времени, чем фронтальная. В случае затягивания времени при решении задач, я работала с данной группой вместе пока темп работы не возвращался в свое русло.
Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили? Закрепили умения решать задачи с помощью пропорций.
Какие были недостатки в ходе урока и почему? В связи с тем, что класс является слабым, необходим постоянный контроль за группами, чтобы не потерять темп работы групп. Необходимо лучше обдумывать состав групп, с целью повышения эффективности работы учеников на уроке.
Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить? Изменила бы состав групп.
Тема 4.
«Решение задач с помощью пропорций»
Класс 6
Учитель математики: Ахметова Л.А.
КГУ «Средняя школа № 1 им. М.В.Инюшина г.Серебрянск»
Цель: | систематизация и обобщение знаний по теме » Решение задач с помощью пропорций ” | |
Задачи: | — развивать логическое мышление, умение обобщать и систематизировать материал; — способствовать развитию коммуникабельности; — формировать способность к сотрудничеству при работе в паре, группе. | |
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: | Предметные:
Регулятивные • осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке. • соотносить свои знания с той учебной информацией, которую нужно усвоить. Коммуникативные
Познавательные
Личностные • формировать готовность к саморазвитию, самообразованию и самооценке; •формировать коммуникативную компетентностъ в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. | |
Планируемые результаты: | Предметные результаты: знать и понимать смысл понятий :отношения, пропорция, крайний и средний член пропорции, прямая и обратная пропорциональная зависимость, уметь находить неизвестный член пропорции, анализировать условие задачи и выявлять тип задач, применять полученные знания на других уроках. Метапредметные результаты: Познавательные: способность понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, планировать и корректировать свою деятельность; Коммуникативные: уметь достаточно полно и чётко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог. Личностные: определять границы собственного знания и незнания по теме; иметь мотивацию к учебной деятельности, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, использовать приобретенные знания учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знать, как важны в учебной деятельности мышление, внимание, любознательность, аккуратность, личная ответственность. | |
Основные понятия: | Отношения, пропорция, крайние и средние члены пропорции, прямая пропорциональность, обратная пропорциональность. | |
Межпредметные связи: | Архитектура, технология, кулинария, в быту. | |
Ресурсы: | -Учебник, книга для учителя, презентация с заданиями по теме урока, смайлики для определения настроения, стикеры для самооценки. | |
Формы работы: | Фронтальная беседа Индивидуальная работа Парная работа Групповая работа | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный этап (1 мин.) | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Учащиеся слушают учителя. |
2.Мотивация учебной деятельности (2 мин.) | Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с такого эпиграфа: — В чем смысл этого эпиграфа? Правильно ребята многое зависит от вас самих! — Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении. Я желаю вам успехов, у вас всё получится! | Ученики отвечают на вопросы учителя |
3. Этап целепологания и постановки задач урока. | Сегодня у нас последний урок по теме «Решение задач с помощью пропорции». Скажите мне какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? Сегодня на уроке вы будете работать самостоятельно, в парах, в группах. У каждого из вас есть лист оценивания, куда вы будете выставлять оценки за каждый вид работы. Оценивать вы будете себя сами. В конце урока вы выведите свою итоговую оценку, которую я выставлю в журнал. | Ученики называют цели урока Изучают лист самооценки |
4. Актуализация и систематизация знаний Этап повторения теоретического материала (3 мин.) | А теперь давайте вспомним основные понятия, которые касаются пропорции(фронтальный опрос): | Ученики отвечают на вопросы учителя |
5. Обобщение и систематизация знаний(подготовка учащихся к обобщенной деятельности) (5мин) 1.Устная работа | Устная работа(по слайдам): 2.
| 1. Решение проблемы: 5т = 5000 кг = 5000000 г 50:5000000 = Ответ: мышка легче слона в 100000 раз. Ученики отвечают: 39 10 24 3 21 13 Ученики заполняют лист самооценки за устную работу. Ученики зачитывают ответы:
Пословицы, отражающие обратную зависимость:
Ученики заполняют лист самооценки за домашнюю работу. |
6. Обобщение и систематизация знаний(подготовка учащихся к обобщенной деятельности) Графический диктант | Сейчас ребята вы будите работать в парах. | Ученики заполняют лист самооценки за работу в паре. |
Слайд | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
8. Применение имеющихся знаний на практике | Математика применяется практически во всех сферах жизни человека. И в повседневной жизни мы используем математические навыки, в том числе и пропорцию. 1группа «Архитектура» 2. Для перевозки песка при строительстве потребовалось 14 автомашин грузоподъемностью 4,5 т. Сколько потребуется автомашин грузоподъемностью 7 т для перевозки этого же песка? 3группа «Технология» | Работают в группах, защита работы: Ученики заполняют лист самооценки за работу в группе. |
9. Применение знаний и умений в решении задач ОГЭ (5 минут) | Самостоятельная работа по 2 вариантам с последующей взаимопроверкой. 1 вариант | Выполняют работу, осуществляют взаимопроверку. 1 вариант Ответ: 85,5 кг. Ученики заполняют лист самооценки за самостоятельную работу. |
Ребята наш урок подходит к концу. Теперь вспомните те цели, которые вы ставили перед собой в начале урока и скажите вы их достигли? А какую цель я вам подсказала? (практическое применение задач) Скажите мы с вами показали применение данных задач в различных сферах деятельности? Проставьте баллы в лист самооценки. Посчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок. Нарисуйте у себя в тетради того человечка, который соответствует вашему восприятию урока.
| Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, анализируют достигнутый результат с затруднением и поставленной целью, определяют степень их соответствия. | |
Творческое. Придумать и решить задачу на спортивную тематику. Девочки на прямую пропорциональность, а мальчики на обратную пропорциональность. | Дети записывают задания в дневнике. |