Задание 16 егэ по литературе – Тест по литературе (11 класс) на тему: Тематический тест. Сопоставительный анализ стихотворений. Задание 16 ЕГЭ по литературе. 03.12.17г.

ЕГЭ. Литература. Задание №16. Аргументы. Тема: «Любовь»

Тема неразделённой любви.

1.Э.Асадов . «Если любовь уходит…»

 Как повести себя человеку, если любовь уходит, если любимый говорит о том, что нет больше этого чувства в сердце? Спорить, плакать, убеждать , даже грозить расплатой? Ничто уже не поможет. Поэт пишет о том, что нужно просто отпустить того, кто тебя уже разлюбил, как бы тяжело это ни было. Словами и просьбами любви не вернуть. Но даже при расставании не нужно терять чувства достоинства.

Если любовь уходит — хоть вой, но останься гордым.
Живи и будь человеком, а не ползи ужом!

ТЕКСТ

2.Е.Евтушенко. « Я разлюбил тебя… Банальная развязка»

О разлуке, прощании пишет поэт. Любовь ушла. Никакие слова не спасут её. Лирический герой испытывает неловкость от случившегося, обвиняет сам себя, что когда-то давал обещания. Зачем сейчас говорить о любви, если чувства прошли. Нужно просто быть честными друг с другом, как бы ни тяжело было услышать из уст, которые когда-то говорили о любви, что чувства остыли. Он просит прощения у бывшей любимой  за то, что любил её. Грустное стихотворение. Любовь не принесла  счастья двоим.

За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.

Прости меня за то, что я любил тебя.

ТЕКСТ

3.Н.М.Рубцов . «Улетели листья с тополей»

Прошедшая любовь, словно листья с тополей, покинула  сердце. Кто виноват ,что улетели листья? Никто. Никто не виноват, что любовь прошла. Пошло так случилось, и надо это принять  сердцем и душой, хотя это сделать очень сложно. Что ж, бывает и так, что и любовь проходит. И всё же любящий обращается к любимой, которая разлюбила его, со словами:

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Даже прошедшая любовь останется в сердце , пусть просто как воспоминание о чём-то прекрасном.

 

ТЕКСТ

Общее

Ушедшая любовь. Все стихи поэтов о ней близки настроением грусти, сожаления, что прошли счастливые минуты жизни. Не важно, кто виноват в разлуке, пережитое вместе невозможно зачеркнуть. Поэтому так и болит душа, так грустно и тоскливо на сердце. Любовь покоряет сердца любящих, она же может просто тихо покинуть их, и уже ничего невозможно изменить. Такова жизнь. Но кто знает, может, впереди ждёт ещё более сильное чувство. Поэтому в данных стихах нет трагедии, ощущения невозможности дальше жить без любимого. Просто тихая грусть об ушедшей любви.

Тема взаимной любви.

1.В.Высоцкий «Баллада о любви»

Какие бы изменения ни произошли на земле, пишет автор, Любовь будет жить всегда. Всегда будут люди, для которых нет ничего важнее этого прекрасного чувства. Но страна Любви , эта великая страна, строго спрашивает с тех, кто живёт в ней. Будут и испытания, и тревоги, и расставания. Влюблённые буду лишены покоя и сна. Но они способны пережить всё ради любви.

Я поля влюбленным постелю —
Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!


Автор  пишет о тех, кто погиб ради любви, защищая её. Души этих людей «будут бродить в цветах».Жить стоит хотя бы ради того, чтобы любить.

Потому что если не любил —
Значит, и не жил, и не дышал!

 

ТЕКСТ

2.Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…»

Любовь — это нежность, чудо. Автор пишет , что любимая  войдёт в его дом, в его жизнь, и всё изменится. Зимняя ночь, снег, иней на окнах — и никого вокруг, кроме его и её, любящих друг друга людей. Появление любимой развеет все сомнения. Радость от ощущения счастья, ожидание любви, предвкушение наслаждения — все эти чувства передал автор в данном стихотворении.

Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

ТЕКСТ

3.Н.А.Заболоцкий «Признание»

Признание в любви любимой. Сколько в нём нежности, любви, очарования! Оба испытывают сильные чувства. Может, поэтому от счастья слёзы на щеках женщины? Мужчина склоняется над коленями любимой. Он не может обычными выразить словами силу своих чувств — только поцелуи способны передать его любовь, а также стихотворения, посвящённые ей.

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

 

ТЕКСТ

Общее

Сколько нежных, прекрасных  стихотворений посвятили поэты любви! Все их произведения объединяет сильное чувство, которое авторы  испытывают к женщине. Очарование ею,  прославление — всё есть в этих стихах. Любовь – это жизнь, она делает человека счастливым, наполняя смыслом существование  в этом мире.

Дидактический материал по подготовке к ЕГЭ по литературе (задание 16)

Н.Г.Рогожникова,

учитель русского языка и литературы

Выполнение заданий 16 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст.

Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Задания этого типа (их в экзаменационной работе два) по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Без обращения к контексту нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.

Повышенный уровень освоения материала характеризуется умением применять полученные знания для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвязи; решать различные задачи на основе конкретных действий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Содержание заданий этого уровня отвечает содержанию курса литературы, рекомендуемого для углубленного изучения литературы. Посредством этих заданий проверяются не только умения, необходимые для базового уровня усвоения материала, но и те, с помощью которых достигается расширение и углубление основных системных знаний по предмету. К ним относятся:

— умение интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте;

— умение проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.



Эти задания проверяют:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать содержание текста;

3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом;

4) умение находить литературные аналогии;

5) умение убедительно обосновывать выбор каждого произведения;

6) умение убедительно сопоставлять выбранные произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;

7) умение выявлять авторскую позицию и не искажать её при анализе произведения;

8) умение логично и последовательно излагать мысли.

Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников.

Для успешного выполнения заданий данного типа, экзаменуемые должны владеть умением устанавливать внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление литературы, а как часть единого литературно-художественного пространства. Выделенный параметр проверяет именно это умение выпускника. Если экзаменуемый в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов. Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, правильным пониманием смысла вопроса: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения.

Выполняя задания 16, выпускник самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины). Ответ необходимо аргументировать, опираясь на текст произведения, учитывать авторскую позицию и при необходимости излагать свою точку зрения.

В критериях оценивания заданий 16 нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий. Однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно (в этом случае отметка по первому критерию будет неизбежно снижена).

В задании 16 требуется написать развёрнутый ответ на вопрос о связи предложенного стихотворного текста с произведениями других русских поэтов.

Формулировки заданий можно разбить на два типа.

1. Задание состоит из двух подвопросов. Первый относится к самому произведению, а второй проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т.д. параллели. Например:

16 . Каков философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

2. Другой тип задания требует назвать авторов и произведения, соотносящиеся с проанализированным текстом тематически, образно, эмоционально и т.д., а далее самостоятельно обосновать выявленные параллели. Например:

16. Каким русским поэтам близок С.А. Есенин своим отношением к Руси? С.А. Есенин. «Запели тёсаные дроги…» (Приведите 2–3 примера стихотворений и обоснуйте свой выбор).

Примерный план для развернутого сочинения на сопоставление.

1.Вступление (= тезис)

2.Ответ на вопрос:

а) первая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу и т.д.

б) вторая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу и т.д.

3. Заключение (= вывод), соответствующий тезису.

Ниже в таблицы приведены материалы по вопросам, предложенным в открытом банке ФИПИ, по поэзии ХХ века.

 

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Аргументы. Тема : «Ангел».

 

Тема Ангела
1.М.Ю.Лермонтов «Ангел»

Ангел в данном стихотворении воплощает всё лучшее, что есть в душе человека. Показано, как Ангел благословляет душу младенца на жизнь на земле. В его песне прославление Бога, райской жизни. Жизнь на земле, которая ожидает маленького человека, полна печали и слёз. Песню Ангела человек будет хранить в душе всю жизнь.

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

 

ТЕКСТ

2.А.Блок «Сусальный ангел»

Ангел — воплощение мечты, всего прекрасного, о чём думает человек. Но мечта иллюзорна. Как сусальный ангел тает, так и, сталкиваясь с действительностью, исчезает мечта. И лишь душа хранит эти прекрасные мгновения, когда человек мечтал, и хранит их, тихонько плача о несбывшемся.

Ломайтесь, тайте и умрите,
Созданья хрупкие мечты…

 

 

ТЕКСТ

3.А.Ахматова «Божий Ангел, зимним утром…»

Ангел помогает любящим встретиться, обручает их. Благодарность за это хранит человек в своей душе. Может, поэтому, так хочется смотреть на небо, видеть его простор и красоту?

Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер…

 

ТЕКСТ

Общее

Библейские темы часто встречаются в поэзии . Так и в этих стихотворениях дан образ Ангела, помогающего людям, оберегающего их жизнь, любовь. Ангел — это всегда олицетворение чистого, светлого в жизни, связанного с мечтой о лучшем. А если вдруг нет его  рядом, тает «сусальный ангел», то что-то не складывается в жизни. Ангел рядом — и человек спокоен, его оберегают. Эта вера помогает жить.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Война и мир»

1.Н.А.Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

О горе матерей, потерявших своих детей, пишет поэт в данном стихотворении. Война уносит жизни самых дорогих на земле людей. Ничто не утешит мать.

То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…

Н.Некрасов осуждает войну и всех, кто затевает её, называя войну «ужасом». В этом осуждении звучит одновременно призыв к миру, чтобы никогда не знали слёз утрат  матери, чтобы не уносила  жизни их детей война.

 

ТЕКСТ

2.В.В.Маяковский. «К ответу!»

В данном стихотворении поэт призывает все народы и страны прекратить войны. Он показывает, какие несчастья приносит война лишь для того, чтобы «кто-то где-то раз­жил­ся Ал­ба­ни­ей», «чтоб бес­плат­но Бос­фор про­хо­ди­ли чьи-то суда». И ради этих захватнических интересов , ради желания разбогатеть на несчастье других «па­да­ет на мир за уда­ром удар».

Поэт призывает всех солдат, которые вынуждены выполнять чью-то волю, отдавать свою жизнь ради того, чтобы кто-то просто обогатился, наконец задать вопрос: « За что  воюем?»

Стихотворение полно гнева, возмущения несправедливостью любой войны. Автор не называет никакую войну конкретно, любая война — это смерти, ужасы, и поэтому войны просто необходимо прекратить. Антивоенный призыв звучит в данном произведении, поэт хочет оградить от войны , от этой «кровавой бойни» и отдельного человека, и человечество в целом.

 

 ТЕКСТ

  1. И.Северянин. «Виновны все».

«Виновны все»  в том, что развязываются войны — именно так считает поэт. Нет ни правых, ни виноватых — обе стороны в равной степени в ответе за происходящее.

В войне нет правого: виновны все в войне
И нации, и классы поголовно.
Нет оправданья ни одной стране…

«Мыслящие страны» не должны поддерживать призывы к войне, а «взбесившихся» правителей, не понимающих этого, ждёт «наказанье площадное», то есть наказание народа.

Поэт выступает против войны,взывает к разуму как народа, так и руководителей стран.

 

ТЕКСТ

 

Общее

Войны, к сожалению, велись во все века. История государств — это история не только мирной жизни, но и постоянных войн с поработителями или же , наоборот, по захвату других территорий. Страдали от этого обычные люди. Горе, смерть, несчастье несёт любая война- локальная или мировая, освободительная или захватническая. Во всех данных стихотворениях прослеживается главная мысль: осуждение войны и призыв к миру. Поэты едины в том, что страны должны стремиться жить в мире, не развязывать войны, решать проблемы мирным дипломатическим путём. Они осуждают правителей, разжигающих войны, пишут о горе матерей, потерявших на войне детей. Люди не должны допускать «кровавой бойни».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *