Задание 2 егэ русский теория – Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2020

Содержание

Задание №2 – Теория – ЕГЭ 2019 по русскому языку

Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык

Задание 2.  «Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения».

 

Теория для Задания №2 ЕГЭ 2019 по русскому языку

Изменения в  2019 году:

  1. Изменилась формулировка задания: нет вариантов ответов, необходимо самостоятельно подобрать и выписать средство связи.

  2. Изменился объем теории, которую нужно знать для успешного выполнения задания.

 

Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ 2019:
«Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».

 

Алгоритм выполнения:

  • Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
  • Установите логическую связь между частями текста.
  • Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным.

 

Логические связи в тексте могут иметь следующий характер:

причина;

следствие;

пояснение;

уточнение;

дополнение;

усиление;

противопоставление;

опровержение;

время;

последовательность, связь мыслей;

способ оформления мыслей;

выражение чувств говорящего;

уверенность/неуверенность в чем-то;

подтверждение;

условие;

присоединение.

 

В качестве средств связи выступают как служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), так и  самостоятельные ( местоимения, наречия), а также вводные слова и словосочетания.

 


ТЕОРИЯ

Теперь более подробно о частях речи.

 

Служебные части речи

 

1. Предлог

— Это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги ставят следующее слово в необходимый падеж.

 

Предлоги бывают:

  • Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.
  • Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др.

 

2. Частица

— Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образование некоторых форм слова (условное  и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).

 

Частицы бывают:

 

— Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да.

Не путайте частицу «да» с союзом «да».
Союз: старик да старуха (можно заменить на «и»)
Частица: Да здравствует солнце!

 

— Отрицательные: не и ни

— Вопросительные: разве, неужели, ли
— Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо


Не путайте частицы с другими частями речи!

Сравните:
Что-то вроде фильма (предлог) — Понравилось? Вроде хорошо (частица)
Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)
Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)

 


3. Союз

— Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.


Союзы делятся на:

— Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП))

Можно разделить на:

-соединительные:
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько…, столько и.


-противительные:
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.


-разделительные:
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то


-сопоставительные (градационные):

не только…, но и; как…, так и, не столько…, сколько; не то чтобы,…а


-присоединительные:

тоже, также, да и, притом, причем, и.

-пояснительные:

то есть, а именно.

— Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения)

ВАЖНО! Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП.

Например, союз «КАК» может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны.

Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.

Времени: когда, лишь, едва, как только…

Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы…

Следствия: так что…

Условия: если, если бы, раз…

Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что…

Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы…

Причины: потому что, ибо, так как, оттого что…

Места: где, куда, откуда…

Образа действия и меры,степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.

 

Самостоятельные части речи

1. Местоимения


Разряды:


Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они —во всех падежах (мной, его и т.д.)

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
Притяжательные местоимения 

ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.

Возвратное: себя

Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.

Относительные: (вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)

 

2.Наречие

— Это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы

где, как, куда, зачем, почему и т.д.

 

Наречия бывают:


— Обстоятельственные 
-образа действия (как, каким образом?) (так, по-летнему, по-товарищески…)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного…)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда…)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально…)

— Определительные 
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро…)
-количественные (много, мало, чуть-чуть…)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь…)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему…)

-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)

 

3. Вводные слова и словосочетания

 

— обособляются запятыми
— не являются членами предложения
— к ним нельзя задать вопрос

Вводные слова и словосочетания, не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла.

 


Группы вводных слов по значению:

 

— Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.

 

— Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

 

— Связь мыслей, последовательность изложения

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

 

— Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

 

— Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

 

— Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.

 

— Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.

 

— Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.

 

— Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.


Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя)

 

Омонимия вводных слов и членов предложения


Вы, верно, знаете этого человека. (вводное слово)
Вы верно перевели текст. (обстоятельство)

 

Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
Прежде всего нужно поговорить о книге. (обстоятельство)

 

Он, знаешь, человек обязательный. (вводное слово)
Ты знаешь его? (сказуемое)

 

 

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания:
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Теги: Теория

ege-helper.ru

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2020: теория и практика

Основные изменения в новой демоверсии

В этот раз никаких изменений в структуре и содержании нет.

Скоро мы поговорим о грядущем ЕГЭ на вебинарах и в эфире нашего канала на YouTube.

Расписание ЕГЭ по русскому языку в 2020 году

На данный момент известно, что Минпросвещения и Рособрнадзор опубликовали для общественного обсуждения проекты расписания ЕГЭ. Экзамены по русскому языку предполагается провести 28 мая (чт).


 

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ — 2020 по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 2 с разбором примера на практике.

Часть I

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. (2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др. (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, <…> является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

 

Задание 2

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

Актуализация знаний о типах союзов

Разряды союзов

Сочинительные

Подчинительные

И, ДА (=И), И…И, НИ…НИ, КАК…ТАК А, НО, ДА (=НО), ЖЕ, ОДНАКО, ЗАТО, А ТО, НЕ ТО, А НЕ ТО ИЛИ, ЛИБО, ЛИ…ЛИ, ИЛИ…ИЛИ, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ И ДА, ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

КОГДА, КАК ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ТОЛЬКО ЛИШЬЧТО, ЧТОБЫ КАК, БУДТО КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО, ИБО, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и др.

Выбор союза будет определяться смысловыми отношениями между частями сложного предложения:

  1. Указание на время совершения действия или проявления признака.
  2. Указание на место и пространство, где совершается то, о чём говорится в главной части.
  3. Указание на причину или обоснование того, о чём говорится в главной части предложения.
  4. Указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части.
  5. Указание на условие, вопреки которому совершается то, о чём говорится в главной части.
  6. Указание на цель или назначение того, о чём говорится в главной части предложения.
  7. Указание на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения.

Грамматически связь устанавливается при помощи вопроса, который задается от одной части к другой и определяет тип придаточного. Соединение частей происходит при помощи союзов и союзных слов. Подробная информация представлена в таблице.

Тип придаточной части

Союзные слова

когда?

как долго?

с каких пор? (с какого времени?)

до каких пор?

когда, пока, как, покамест, покуда, в то время как, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, едва, лишь, прежде чем, раньше чем, перед тем как

где?

куда?

откуда?

где

куда

откуда

почему?

отчего?

по какой причине?

потому что

оттого что

вследствие того что

благодаря тому что

в силу того что

из-за того что

затем что

так как

поскольку

ибо

благо

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы

При каком условии?

если, ежели, коли (коль), когда, кабы, буде, ли…ли

Несмотря на что?

как ни, сколько ни, где ни, где ни, куда ни, кто ни, что ни

хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что

Алгоритм выполнения задания
  1. Прочитаем предложение и выясним, каким вопросом связаны его части, в каких смысловых отношениях они находятся.
    (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, <…> является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.
  2. Вторая часть «является увлекательной страницей нашей отечественной культуры» указывает причину того, о чём говорится в первой части. Задаём вопрос: «Почему этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого?» Отвечаем: «Потому что он является увлекательной страницей нашей отечественной культуры».
  3. Делаем вывод, что на месте пропуска можно вставить один из причинных союзов: так как или потому что.

Ответ: так как или потому что.

ЕГЭ-2020. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Купить

rosuchebnik.ru

Разбор задания №2 ЕГЭ по русскому языку


Средства связи предложений в тексте


Разбор задания №2 ЕГЭ по русскому языкуЗадание №2 в ЕГЭ по русскому направлено на выявление умения выпускников верно использовать различные средства связи предложений текста. Оно выполняется на основе того же текста, который был приведен в задании №1. Специально пропущенное слово, являющееся связкой — верное слово, подходящее по смыслу, учащимся и необходимо выбрать из пяти предложенных вариантов.

Во многих случаях нужное слово само «просится» на пустое место, однако для верного выполнения задания, за которое можно получить один первичный балл, нужно хорошо разбираться в средствах связи предложения.


Теория к заданию №2 ЕГЭ по русскому языку


Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи:
  1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесахпопадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

  2. Однокоренные слова.

    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.

  3. Синонимы.

    В лесу мы видели лосяСохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

  4. Антонимы.

    У природы много друзейНедругов у неё значительно меньше.

  5. Описательные обороты.

    Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизнисоединила область со столицей.

Грамматические средства связи:
  1. Личные местоимения.

    А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.

  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)

    Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздамиТакие звёзды бывают только осенью.

  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.

  4. Союзы (обычно сочинительные)

    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.

  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

  7. Единство видовременных форм глаголов— использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. 

  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.

  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:

  1. кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
  2. другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
  3. таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
  4. например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
  5. наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
  6. во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
  7. несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
  8. потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
  9. поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
  10. однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
  11. именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
  12. даже – усилительная частица;
  13. не случайно– «по этой причине».
Алгоритм выполнения задания:
  • Внимательно читаем текст.
  • Используем метод подбора – попробуем прочитать текст с каждым из предложенных вариантов и подобрать тот, который смотрится наиболее гармонично.

Разбор типовых вариантов задания №2 ЕГЭ по русскому языку


Второе задание демонстрационного варианта 2018

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

C другой стороны,

Ведь

Напротив,

Хотя

Несмотря на это,

Алгоритм выполнения:
  • Текст повествует о законах естественного отбора, о том, что более жизнеспособные животные имеют преимущество перед более слабыми.
  • Если представить, что вместо пропуска стоят слова и сочетания слов с другой стороны, напротив, хотя, несмотря на это, которые имеют значение противопоставления, то получится, что возможность давать здоровое потомство противопоставляется приспособленности к сложившимся условиям окружающей среды. Это неверное утверждение. Напротив, последнее предложение поясняет причину предпочтения природой более жизнеспособных животных: Ведь они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Ответ: ведь.


Первый вариант задания

(1)Древние греки чтили победителей спортивных игр. (2)Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. (3)Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи телёнка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. (4)Телёнок рос, но росли и силы Милона. (5) … прошло года три,  он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка.

(6)Когда Милон одержал победу, в его честь отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул её на плечо и сам принес в храм. (По М.Л. Гаспарову)

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

  1. Когда
  2. Тогда
  3. Поэтому
  4. Напротив,
  5. С одной стороны
Алгоритм выполнения:
  • В данном примере все довольно очевидно – на экзамене может встретиться и такое несложное задание, что лишний раз доказывает возможность его сдачи каждым учеником на высокие баллы. В тексте идет повествование — упоминание о том, что через три года он с легкостью носил большого быка. Это ясно указывает на то, что пропущенным словом является «когда».
  • Даже если попробовать подставить все приведенные варианты, видно, что они абсолютно не подходят. Следовательно, ответ – 1.

Ответ: 1


Второй вариант задания

(1)Создать надёжную вакцину от гриппа никак не удаётся, поскольку вирус каждый год меняет состав белков своей оболочки, против которых вакцина должна тренировать иммунную систему привитого.(2)… на каждую эпидемию приходится разрабатывать новый вариант вакцины.(3)Французские иммунологи из университета Лиона решили подойти к задаче с другого конца: блокировать активность не вируса, а белка PAR — 1, который имеется в слизистых оболочках лёгких и участвует в процессе их воспаления под действием вирусов. (4)Предполагают, что новая вакцина будет выпускаться в форме спрея для носа. («Вакцина против гриппа: новый подход», «Наука и жизнь», №8 2013)

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении?

  1. Если
  2. Хотя
  3. Потому что
  4. Сверх того,
  5. Поэтому
Алгоритм выполнения:
  • Первое предложение заключает в себе причину, а второе следствие: вирус меняет состав белков, и для каждой эпидемии нужно создавать новую вакцину. В нашем пересказе основного смысла текста союз «и» легко заменяется на «поэтому»; это слово и есть верный ответ на задание.
  • Однако можно попробовать подставить другие варианты – для самопроверки. Слово «если» не подходит, так как в предложении не встречается следующее за ним «то». «Хотя» абсолютно не удовлетворяет смыслу предложений; также можно сказать о «потому что» и «сверх того».

Ответ: 5.


Третий вариант задания

(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3)<…>, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?

  1. Наоборот
  2. Более того
  3. С другой стороны
  4. Поэтому
  5. Таким образом
Алгоритм выполнения:
  • При прочтении текста очевидно, что варианты 1, 2 и 3 не подходят. Однако с первого взгляда сделать выбор между «поэтому» и «таким образом» не так просто: они оба удовлетворяют смыслу предложений – когда засуха, листья опадают, а когда облачно, в листьях медленнее образуется красный пигмент, следовательно, их цвет зависит от погоды. Варианты 4 и 5 оба используются для того, чтобы сделать вывод и подвести итог.
  • Давайте прочитаем текст более внимательно: в третьем предложении сразу после пропущенного слова стоит запятая. После наречия «поэтому» она не ставится, зато «таким образом» всегда обособляется этим знаком препинания! Следовательно, верный ответ – 5.

Ответ: 5.

image_pdfСкачать PDFimage_printРаспечатать

spadilo.ru

Задание 2 ЕГЭ теория и практика

«Выполнение задания требует выявления отношений между предложениями текста и определения средств связи между предложениями…экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно.

Вводное слово, союз, частица, наречие

Когда используется ? (отношения между предложениями текста)

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.

КРОМЕ ТОГО

Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО

Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.

НАПРИМЕР, ТАК

Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.

НАОБОРОТ

Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указывают на порядок изложения аргументов.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ

Вносят в авторские рассуждения следующее значение:

«вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ТО ЕСТЬ

Используется для уточнения сказанного ранее.

ОДНАКО, ЗАТО, НО

Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.

ИМЕННО, ВЕДЬ

Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

ДАЖЕ

Вносят значение усиления.

НЕ СЛУЧАЙНО

Имеет значение «по этой причине».

ОЗНАЧАЕТ

Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

«Выполнение задания требует выявления отношений между предложениями текста и определения средств связи между предложениями…экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно.

Вводное слово, союз, частица, наречие

Когда используется ? (отношения между предложениями текста)

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.

КРОМЕ ТОГО

Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО

Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.

НАПРИМЕР, ТАК

Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.

НАОБОРОТ

Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указывают на порядок изложения аргументов.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ

Вносят в авторские рассуждения следующее значение:

«вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ТО ЕСТЬ

Используется для уточнения сказанного ранее.

ОДНАКО, ЗАТО, НО

Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.

ИМЕННО, ВЕДЬ

Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

ДАЖЕ

Вносят значение усиления.

НЕ СЛУЧАЙНО

Имеет значение «по этой причине».

ОЗНАЧАЕТ

Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

  3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

  5. Пояснительные: то есть, а именно

  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

  7. В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  • Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

  • Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

  • Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

  • Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

  • Следствия: так что

  • Уступительные: хотя, несмотря на то что

  • Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

  • Изъяснительные: что, как, чтобы

  • В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

1.Внимательно вчитаться в текст , понять логику автора.

    1. Определить, как в рассуждениях автора логически связано предложение с пропуском и предшествующее предложение.

    2. Выяснить (по таблице) значение, которое вводное слово, конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения автора исходного текста.

    3. Путём подстановки подобрать нужное слово или сочетание слов, не нарушающих логическое соответствие между предложениями.

Образец

Текст

(1) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (3) …если к нему подключить микрофон и пропеть какую – нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Задание

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Предложение 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении 2 ( каким образом можно наблюдать

несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа?)

Когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде, используются вводные слова: НАПРИМЕР, ТАК.

Ответ: НАПРИМЕР

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

  3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

  5. Пояснительные: то есть, а именно

  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

  7. В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  • Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

  • Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

  • Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

  • Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

  • Следствия: так что

  • Уступительные: хотя, несмотря на то что

  • Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

  • Изъяснительные: что, как, чтобы

  • В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

1.Внимательно вчитаться в текст , понять логику автора.

    1. Определить, как в рассуждениях автора логически связано предложение с пропуском и предшествующее предложение.

    2. Выяснить (по таблице) значение, которое вводное слово, конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения автора исходного текста.

    3. Путём подстановки подобрать нужное слово или сочетание слов, не нарушающих логическое соответствие между предложениями.

Образец

Текст

(1) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (3) …если к нему подключить микрофон и пропеть какую – нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Задание

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Предложение 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении 2 ( каким образом можно наблюдать

несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа?)

Когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде, используются вводные слова: НАПРИМЕР, ТАК.

Ответ: НАПРИМЕР

1.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<…>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с «внутренним содержанием» планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.

  1. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. (2)<…> главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения — спокойный или взрывной, форма вулкана.

  1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<…>состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

4.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3)<…>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.

5.Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.

(1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенциальных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютерную систему. (3)<…>, что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.

6.Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3)<…> такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.

7.Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)<…> «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то

«Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.

8.Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)<…> в настоящее время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

9.Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «роман- тизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…> в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины приро- ды вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик.

10.Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем

(3) предложении текста. Запишите это сочетание слов.

(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, об- разуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических мор- ских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3)<…> вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

11.Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Радиатор автомобиля представляет собой замкнутую систему, в связи с чем зимой возникают трудно- сти. (2)При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, из-за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода расширяется и может взорвать патрубки. (3)<…> воду для радиатора смешивают с антифризом — содержащей сахар жидкостью, не позволяющей воде пре- вратиться в лёд даже при минусовой температуре.

12. Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть она сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. (2)Перья лесных сов имеют обычно коричневатый цвет, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок. (3)<…> cовы, которые живут в пустыне, и их родственники, водящиеся на равнинной местности, отличаются более светлой, почти рыжей окраской; у полярных сов цвет оперения снежно-белый.

13.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. (2)<…> дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. (3)Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда- нибудь доказано.

14.Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)<…> основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)Поэтому и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

15.Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор — процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Ответы:

1-естественно, разумеется, безусловно 2-но

3-эти

4-например

5-оказалось, выяснилось 6-несмотря на это

7-если

8 — однако, но 9- неслучайно

10- по мере того как

11. — так что 12 – вот

  1. –бесспорно, конечно

  2. –всё-таки

  3. — ведь

infourok.ru

Самостоятельно подберите союз. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку. » Рустьюторс

Средства связи предложений в тексте. Сочинительные и подчинительные союзы. Практика 2 задания ЕГЭ по русскому языку 2019.
1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. 
(1)Жители Лондона, традиционно чайные поклонники, считают кофе атрибутом имиджа успешного человека, поэтому основное сосредоточение качественных кофеен можно обнаружить именно в деловом квартале Сити. (2)Парижане не терпят суеты, ценят моменты удовольствия и свято чтут утреннюю традицию: круассан плюс кофе очень темной обжарки с молоком. (3)… итальянцы предпочитают стремительно выпить свой ристретто прямо у барной стойки.

А

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. 
(1)Сосиски — наверное, самое популярное австрийское блюдо. (2)Кажется, что они должны были стать тут главной уличной едой наравне с кебабом. (3)… это не так: австрийцы готовят их на ярмарках или во время праздников, а если вы захотите съесть сосиску в булочке в обычный день, то нужно знать заранее выяснить, куда отправиться, чтобы не остаться разочарованным. 

Но/Однако

3. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. 
(1) Плафон Парижской национальной оперы, разделенный художником на пять цветовых секторов, — это одна из самых масштабных работ Шагала. (2)В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюбленные, ангелы и животные. (3)Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер или балета, а … изображения парижских архитектурных достопримечательностей. 

также

4. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. 
(1)Археологи утверждают, что древнейшими следует считать пуговицы, обнаруженные при раскопках в долине Инда. (2)Они датируются III тысячелетием до н. э. (3)… пуговица не стала необходимым атрибутом античного костюма. (4)По достоинству ее оценили лишь в Средние века, когда стали возможны и вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. 

rustutors.ru

Методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему: Задание 2 ЕГЭ теория

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2019. «Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения».

   Изменения ЕГЭ 2019: Изменилась формулировка задания: нет вариантов ответов, необходимо самостоятельно подобрать и выписать средство связи. Изменился объем теории, которую нужно знать для успешного выполнения задания. Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ 2019: «Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».

Алгоритм выполнения: Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста. Установите логическую связь между частями текста. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным.

Логические связи в тексте могут иметь следующий характер:

причина;

следствие;

пояснение;

 уточнение;

дополнение;

усиление;

противопоставление;

опровержение;

 время;

последовательность,

связь мыслей;

способ оформления мыслей;

выражение чувств говорящего;

 уверенность/неуверенность в чем-то;

подтверждение;

условие;

 присоединение.

      В качестве средств связи выступают как служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), так и  самостоятельные (местоимения, наречия), а также вводные слова и словосочетания.

   Теперь более подробно поговорим о частях речи.

Служебные части речи

1. Предлог  — это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги ставят следующее слово в необходимый падеж. Предлог бывают: 1) Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др. 2) Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др.

2. Частица Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образование некоторых форм слова (условное  и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).

1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. Не путайте частицу «да» с союзом «да».

 Союз: старик да старуха (можно заменить на «и») Частица: Да здравствует солнце!

2) Отрицательные: не и ни

3) Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо !!!Не путайте частицы с другими частями речи!!! Сравните: Что-то вроде фильма (предлог) — Понравилось? Вроде хорошо (частица)

Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)

 Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)

3. Союз Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.

   Союзы делятся на: 1) Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП)) Можно разделить на: -соединительные: и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько…, столько и. -противительные: а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же. -разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то -сопоставительные (градационные): не только…, но и; как…, так и, не столько…, сколько; не то чтобы,…а -присоединительные: тоже, также, да и, притом, причем, и. -пояснительные: то есть, а именно. 2) Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения

ВАЖНО!!!Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП. Например, союз «КАК» может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны.

 Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.

Времени: когда, лишь, едва, как только…

Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы…

Следствия: так что…

Условия: если, если бы, раз…

Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что…

Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы…

Причины: потому что, ибо, так как, оттого что…

Места: где, куда, откуда…

Образа действия и меры,степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.

Самостоятельные части речи

1.Местоимения

Разряды: Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они ——во всех падежах (мной, его и т.д.)  Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.) !!!!!!Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните: Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение. Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение. Возвратное себя Указательные тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д. Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д. Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д. Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д. Вопросительные кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д. Относительные (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП).

2 Наречие -неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д.

1. Обстоятельственные  -образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески…) -меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного…) -места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..) -времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..) -цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально…)

2. Определительные  -качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро…) -количественные (много, мало, чуть-чуть…) -способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..) -сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему…) -совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)

Вводные слова и словосочетания — обособляются запятыми — не являются членами предложения – к ним нельзя задать вопрос Ввыделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла. Группы вводных слов по значению

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

 3. Связь мыслей, последовательность изложения Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. Источник сообщения По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

5. Приемы и способы оформления мыслей Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.

7. Оценка меры того, о чем говорится По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.

8. Степень обычности сообщаемого По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 9.Выражение экспрессивности высказывания Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя)

Омонимия вводных слов и членов предложения Вы, верно, знаете этого человека(вводное слово). Вы верно перевели текст.(обстоятельство) Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово) Прежде всего нужно поговорить о книге (обстоятельство) Он, знаешь, человек обязательный.(вводное слово) Ты знаешь его?(сказуемое)

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания: Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

nsportal.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. ТЕОРИЯ. Средства связи предложений в тексте.

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2019.  

«Средства связи предложений в тексте».

В задании № 2 ЕГЭ по русскому языку 2019 года изменился формат задания.

Сейчас для связи предложений в тексте надо самостоятельно подобрать и записать в бланк ответов слово, являющееся средством связи, а не выбрать из предложенных вариантов.

Это могут быть подчинительные союзы, местоимения, наречия, предлоги (обычно производные), вводные слова.

Задание оценивается 1 баллом. 

ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте».

Лексические средства связи:

1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2. Однокоренные слова.

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.  (В.Белов)

3. Синонимы.

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

4. Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше

5. Описательные обороты.

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1. Личные местоимения, притяжательные местоимения.

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А.Чехов)

2. Указательные местоимения.

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев).

3. Местоимённые наречия. 

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой).

4. Союзы.

 Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5. Частицы.

6. Вводные  слова и конструкции. 

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7. Единство видовременных форм глаголов.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин)

8. Неполные предложения.

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9. Синтаксический параллелизм.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:

кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;

другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;

таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;

например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;

наоборот – нужно для противопоставления различной информации;

во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;

несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;

потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;

поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;

однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;

именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;

даже – усилительная частица;

не случайно– «по этой причине».

Рассмотрим подробнее:

Вводное слово, союз, частица, наречие

Когда используется? (отношения между предложениями текста)

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указывают на порядок изложения аргументов.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО

Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.

НАПРИМЕР

Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ

Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

КРОМЕ ТОГО

Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ОДНАКО, ЗАТО, НО

Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. 

ТО ЕСТЬ

Используется для уточнения сказанного ранее.

ИМЕННО, ВЕДЬ

Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

Пояснительные: то есть, а именно

Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

Следствия: так что

Уступительные: хотя, несмотря на то что

Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы. 

Как решить второе задание правильно:


Алгоритм выполнения:

1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.

2. Установите логическую связь между частями текста.

3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным.

 

Использованы материалы: http://spadilo.ru/razbor-zadaniya-2-ege-po-russkomu/

                                                https://bingoschool.ru/

                                                      Устинова Валентина Ивановна

        —  —

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о