Задание а2 егэ по русскому языку ненормативная лексика: Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2020 – Урок по теме «Паронимы (учимся выполнять задание А2 ЕГЭ по русскому языку)»

Содержание

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2020

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.   

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения: 

  • прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха) 
  • синонимы (контекстный синоним) 
  • антонимы (контекстный антоним) 
  • омонимы 
  • фразеологизмы 
  • заимствованные слова
  • лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы) 
  • ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы) 
  • стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика 

Формулировка задания


«Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару)». 

Теория для задания 24


Лексическое значение слова


Лексическое значение слова — это исторически закрепленное «содержание» слова. 
Слова могут иметь: 

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова. 

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении). 

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции). 

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку). 

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Это перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье). 


Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова 

Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать — размышлять).

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).

Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева)) 

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.   

Фразеологизмы  — это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание. 

Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков. 

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского). 



Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная) 

​​​​​​​​

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2020

Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

Для успешного выполнения задания необходимо:
  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Материалы для подготовки к ЕГЭ:


Формулировка 1: Исключите лишнее слово

Из демоверсии ЕГЭ:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Ответ: главную 

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.»

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.


Алгоритм выполнения задания 6

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

3) Если это ошибка, исправь ее.   



Теория


Нарушение лексических норм

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

Типы ошибок 



ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. 
2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
(проверяется в задании 5)
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию.
4Употребление слов иной стилевой окраскиАвтор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмовАстафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6Неоправданное употребление просторечных словТаким людям всегда удается объегорить других.
7Нарушение лексической сочетаемостиАвтор увеличивает впечатление.
8Употребление лишних слов, в том числе плеоназмМолодой юноша, очень прекрасный 
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10Неоправданное повторение словаГерой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2020

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности.

Чтобы выполнить 26 задание ЕГЭ необходимо знать следующие термины:
Метафора, эпитет, гипербола, метонимия, сравнение, фразеологизм, парцелляция, параллелизм, контекстные синонимы и антонимы и другие средства выразительности речи.
Необходимо прочитать фрагмент рецензии и вставить на места пропусков нужный термин.

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

Алгоритм выполнения задания 26

1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через «-«. Однородные члены — через «,». Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.



Теория


Тропы (гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет)

ГИПЕРБОЛА — преувеличение. 

Сто лет не виделись.
«Волны вставали горами»
«Я говорил это тысячу раз»
Это длилось целую вечность.

ЛИТОТА – преуменьшение.

Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»

ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).

ИРОНИЯ — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.

«Едва ли кто польстится на такую красавицу».
 «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» Крылов. (слова лисицы ослу)


МЕТАФОРА — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья»  (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

«О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?» (Тютчев)
«…Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури…/и спорить стало ей не в мочь..» (Пушкин)

ПЕРИФРАЗ(а), ПАРАФРАЗ(а) — замена одного слова описательным выражением.

Мы едем в город на Неве.
Царь зверей сидел на камне.

СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

«…и слышно было до рассвета, как ликовал француз…» (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто, точно).

Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

ЭПИТЕТ — эмоционально-красочное определение.

добрый ветер;
живительная влага;
робкое дыхание;
горящие глаза;



Синтаксические средства (анафора, эпифора, антитеза, градации, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос/восклицание/обращение, параллелизм, умолчание, эллипсис, парцелляция, однородные члены, вопросно-ответная форма)

АНАФОРА — единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

«Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса».
«Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.»
«Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять з

Трудные задания ЕГЭ по русскому языку («Ловушки» ЕГЭ

Трудные задания ЕГЭ по русскому языку («Ловушки» ЕГЭ)

Все задания регламентируются правилами, однако некоторые из правил не включены в школьные учебники или же учителя не акцентируют на них внимание. Поэтому в данной разработке приводятся сложные случаи постановки ударения, различения паронимов, морфологических и синтаксических ошибок.

Задание 4.

Часто ошибки допускаются в постановке ударения в следующих словах: включИт, отключАт, слИвовый, пломбировАть, кровоточИть, бАрмен, фенОмен, давнИшний, диспансЕр, Иконопись, кАшлянуть, исчЕрпать, исчерпАвший, облегчИть, сверлИт, завИдно, прибЫвший, закУпорить.

1)Попробуем запомнить:

ЧАт отключАт (переключАт, включАт).

Зуб пока не надо рвАть, беги его пломбировАть.

Зуб давно пора лечИть, пока не стал кровоточИть.

Петя в знаниях фенОмен, в «двойке» мальчик не винОвен.

Кто-то явно третий лИшний, это недруг мой давнИшний.

БАрмен подаёт напитки, пАрня обобрал до нитки.

Надменный лорд и важный сЭр не посещают диспансЕр.

Нужно пуговку пришИть, мамин труд чтоб облегчИть.

У меня в ушах звенИт: столЯр отверстие сверлИт.

В гости к нам – учитель бЫвший, ровно в два часа прибЫвший.

В бинокль всю округу вИдно, одноклассникам завИдно.

Скороговорки: Монах НИкон изучал Иконопись.

ПАша ел кАшу и боялся кАшлянуть.

В глаголах облегчИть и сверлИть во всех формах ударение не изменяется: облегчИшь, облегчИм, облегчАт, облегчИте; сверлИшь, сверлИм, сверлЯт, сверлИте).

В вазочках было разложено Яблочное, грУшевое и слИвовое повидло. (В этих словах ударение падает на первый слог, запоминаем по слову «Яблочное»).

2) В некоторых глаголах женского рода прошедшего времени ударение падает на окончание: бралА, взялА, вилА, вралА, гналА, далА, ждалА, звалА, лгалА, рвалА, спалА, понялА и др. Надо запомнить: клАла, крАла, ржАла, слАла, стлАла.

Лошадь долго в стойле ржАла:

КлАра корм её укрАла,

Горсть овса за щёку клАла,

А потом постель постлАла,

Лошадь за овсом послАла.

Задание 5.

Различение паронимов в основном трудностей не вызывает, следует ознакомиться со словарём паронимов. Но ученикам бывает сложно отличить следующие паронимы:

  • Величавый. Исполненный торжественности; величественный. . Величавая походка..

  • Величественный. Исполненный величия, торжественности, величавый; исполненный достоинства, важности. Величественная панорама. Величественная стройность. Величественная женщина.

  • Претерпеть. 1. Перенести, пережить, испытать что-либо тяжелое, неприятное. Претерпеть бедствия. 2. Подвергнуться какому-либо изменению. Претерпеть преобразования.

  • Перетерпеть. 1. Пережить, перенести, вытерпеть многое. Перетерпев жизненные невзгоды, стать сильнее. 2. перех. и без доп. Терпя, преодолеть. Перетерпеть жажду.

  • Представить. 1.Показать, познакомить. Представить друга родителям. 2.Вручить для ознакомления, рассмотрения или заключения. Представить план застройки в указанный срок. 3. Вручить награду. Представить к награде.

  • Предоставить. Дать, выдать, даровать, позволить. Предоставить права. Предоставить отпуск.

Сравните: Военнослужащим представили квартиры в новом доме. (Показали, но не дали.) Военнослужащим предоставили квартиры в новом доме (Дали, выделили квартиры.)

Задание 7.

Следует запомнить:

1. Поезжай (нельзя: ехай, едь, езжай).

2.Надеть (что? Неодуш. сущ.), одеть (кого? Одуш.сущ.) Надеть шапку. Одеть ребёнка. Запоминаем по первым буквам: надеть + неодушевлённое существительное; одеть+ одушевлённое существительное.

3. Класть, а не ложить, покласть.

4. Скучаю по

вас, по тебе, скучали по нас (нельзя: скучаю о вас, скучаю за тобой). Допустимо: скучаю по вам.

5.Жжём, а не жгём.

6.Положите, а не положьте.

7.Лягте, а не ляжьте.

8.Исчез, а не исчезнул, иссяк (источник), а не иссякнул. Суффикс –ну- имеет значение одноразового быстрого действия: прыгнул, крикнул.

9.Идти из школы, а не со школы; приехал из Москвы, а не с Москвы.

10. Слова более, менее, наиболее, наименее, самый прибавляются к начальной форме прилагательных и наречий, а не к сравнительной и превосходной степени: более высокий, самый высокий, наиболее важный (нельзя: более выше, самый высочайший). Слова гораздо, всех, всего, намного сочетаются с прилагательными в сравнительной степени: гораздо лучше, намного лучше, лучше всех, правильнее всего, добрее всех.

11. Правильно: заплатить за проезд, оплатить проезд (нельзя: оплатить

за проезд).

12.Правильно: отзыв о чём-либо, рецензия на что-либо. Отзыв о телепередаче. Рецензия на статью.

Задание 8.

Грамматические ошибки – это ошибки в построении слова, словосочетания, предложения (ихний; вышли из класса по окончанию урока; Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа).

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

а) Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор требуют дательного падежа: согласно (чему?) расписанию, вопреки предписанию.

б) Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по прибытии, по завершении, по окончании, по приезде, по прилёте.

2.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

а) Деепричастие должно относиться к глаголу и обозначать добавочное действие, производимое одним

лицом (предметом). Неверно: Объевшись ягод, у меня заболел живот. (Живот не может объесться ягодами. Получается два предмета: живот и тот, кто объелся ягодами.)

б) Деепричастный оборот не сочетается с безличным предложением, в котором указано состояние без его носителя. Неверно: Возвращаясь домой, ему стало плохо.

в) Деепричастный оборот сочетается с безличным предложением, сказуемое в котором выражено инфинитивом со словами можно, нужно, следует, необходимо, надо, нельзя. Это, как правило, совет, рекомендация, инструкция: Уходя из дома, следует закрыть окна.

г) Деепричастный оборот сочетается с определённо-личным предложением: Услышав длинный гудок, (вы) наберите номер абонента.

д) Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием: Вернувшись с фронта, сержант был зачислен в военное училище. Правильно: Когда сержант вернулся с фронта, его зачислили в военное училище.

3.Ошибка в построении предложения с однородными членами:

а) однородные члены управляют разными падежами (имеют одно и то же зависимое слово). Неверно: Николай интересовался и уделял много времени спорту. Верно: Николай интересовался спортом и уделял ему много времени.

б) нарушения в употреблении двойных союзов: как.., так и; не только…, но и; если.., то. Неверно: Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но голоса птиц (пропущен союз И). Ошибка может быть и в нарушении порядка слов в предложении с двойными союзами (первая часть двойного союза относится не к однородному члену предложения): Грамоты не только получили победители олимпиады, но и призёры. Правильно: Грамоты получили не только победители олимпиады, но и призёры. В предложении с ошибкой первая часть двойного союза относится к сказуемому получили, а не к подлежащему победители. Нарушается однородность подлежащих.

4.Ошибка в построении сложного предложения:

а) Лишнее указательное слово в главном предложении: Я считаю  то, что вы неправы.

б) Неверный выбор союза или союзного слова: Перед тем чтобы приступить к выполнению домашнего задания, надо отдохнуть. (Должно быть союзное слово как)

в) Смешение главного и придаточного предложений: Картина Левитана висит справа на стене, которая называется «Золотая осень». Правильно: Картина Левитана, которая висит справа на стене, называется «Золотая осень».

Тест по русскому языку (11 класс) на тему: Типовые тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку №1,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,18,19

Задание 1

 № 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

 

(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (3)Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

1) Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.

2) Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

3) В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

4) Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.

5) Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

_____________________________________________________________________________________

№2

(1)Учёные и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — и продолжают работать в этом направлении. (2), неоновая, или флуоресцентная, лампа, изобретённая Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания»: неоновая лампа потребляет меньше энергии. (З)Ещё позднее были изобретены галогенные лампы, которые ярче, чем неоновые, и в то же время потребляют ещё меньше энергии, что позволяет экономить электричество.

1) Неоновая, или флуоресцентная, лампа, которая была изобретена Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, а галогенная лампа ещё более яркая.

2) Разнообразные осветительные приборы: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — благодаря учёным и изобретателям становятся всё более яркими и экономичными.

3) Учёные и изобретатели создают всё более совершенные осветительные приборы: неоновая лампа потребляет энергии меньше, чем электрическая, а галогенная лампа ярче и экономичнее неоновой лампы.

4) Сначала учёные и изобретатели придумали электрическую, потом галогенную и, наконец, неоновую лампу.

5) Результатом работы учёных и изобретателей в области совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.

_____________________________________________________________________________________

№3

(1)В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. (2)Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. (3) крайне важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.

1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.

2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.

3) Сохранение ландшафтов — природного наследия человечества — одна из самых главных задач современного общества.

4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определённым достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.

5) Одной из самых главных задач современного общества является сохранение ландшафтов — природного наследия человечества.

____________________________________________________________________________________

№4

(1)В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. (2)Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. (3)На такие действия не способно ни одно животное.

1) Ещё до того, как приступить к изготовлению предмета, человек создаёт образ этого предмета в мыслях, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно.

2) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.

3) Проектирование — это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.

4) Способность действовать сознательно, используя творческий подход, отличает человека от животных.

5) Для удовлетворения своих потребностей человек действует сознательно, используя орудия труда.

_____________________________________________________________________________________

№5

( 1 )Язык — это живая система, ( …. ) в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2)Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3)Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2) Изменения в составе языка происходят неравномерно.

3) Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен.

4) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

_____________________________________________________________________________________

№6

(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3)( … )пpи переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель — домовой, который мог причинять неприятности.

3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, приглашал домового первым войти в избу.

4) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.

5) Для того, чтобы в новом доме после переезда не случались семейные неприятности, первым в новый дом приглашали зайти домового.

№7

(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. (2) дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. (3)Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

1) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

2) В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины — это представители второй земной цивилизации.

3) Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

4) Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

5) Несмотря на то, что ум дельфинов и позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, и даже осваивать различные трюки в неволе, вряд ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

____________________________________________________________________________________

№8

(1)Принцип конкурентного исключения гласит, что два вида не могут существовать в одной местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу. (2)Любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены в пространстве или во времени (живут в разных ярусах леса; ведут разный — дневной или ночной — образ жизни). (3) при невозможности пространственно-временного расхождения один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.

1) Согласно принципу конкурентного исключения два вида не могут существовать в одной местности, если занимают одну и ту же экологическую нишу: один из видов погибает или вырабатывает новую экологическую нишу.

2) Принцип конкурентного исключения гласит, что экологическая толерантность, или экологическая валентность вида, всегда шире экологической толерантности отдельной особи.

3) Принцип конкурентного исключения гласит, что экологические спектры разных видов, проживающих в одной местности, никогда не совпадают, если виды отличаются хотя бы по одной валентности.

4) Согласно принципу конкурентного исключения любые два вида с одинаковыми экологическими потребностями бывают разобщены во времени, если проживают не в одной местности.

5) Принцип конкурентного исключения состоит в том, что два вида, существующих в одной местности и занимающих и ту же экологическую нишу, существовать не могут: один из видов либо погибает, либо вырабатывает новую экологическую нишу.

_____________________________________________________________________________________

№9

(1)В эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, почти сразу же началось возведение каменных монументов, наиболее известны грандиозные царские усыпальницы — пирамиды. (2)До наших дней сохранились и знаменитая ступенчатая пирамида в Саккаре, и самая крупная пирамида, построенная в Гизе для фараона Хеопса. (3)Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий, а их возведение было, по своей сути, триумфом организации труда в невиданных масштабах.

1) Строительство пирамид—сохранившихся до наших дней наиболее известных каменных монументов—началось в эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, а использование простейших технологий при их возведении было настоящим триумфом организации труда в огромных масштабах.

2) К концу эпохи Древнего царства царские усыпальницы в Египте — пирамиды и другие гробницы — были возведены в соответствии с требованиями фараонов.

3) Грандиозные усыпальницы — и знаменитая ступенчатая пирамида в Саккаре, и самая крупная пирамида, построенная в Гизе для фараона Хеопса, — сохранились до наших дней.

4) В эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, началось строительство сохранившихся до наших дней наиболее известных каменных монументов — пирамид, возведение которых на основе простейших технологий было триумфом организации труда в огромных масштабах.

5)В эпоху Древнего царства, когда Египет достиг вершины стабильности, почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные усыпальницы — пирамиды.

_____________________________________________________________________________________

№10

(1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 30%% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2) особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3)Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

1) Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

2) Чтобы не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, наносящее вред зрению, в современных осветительных приборах используется система электронного контроля.

3) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

4) Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

5) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

Ответы

№1 – 25

№2 – 35

№3 – 35

№4 – 24

№5 — 4

№6 – 35

№7 – 35

№8 – 15

№9 – 41

№10 – 42

Задание 24 — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку

Чтобы правильно выполнить это задание на ЕГЭ по русскому языку, надо понять «правила игры», о которых мы вам расскажем. Наши подсказки значительно упростят вашу работу.

 

 

Итак, последнее задание. В нем встречается то, что вы уже повторили раньше, в других заданиях. Это намного облегчает работу.

 

Формулировка задания:

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

 «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной

жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________

(предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных

мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения

17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное

отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое

средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»

в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы»

в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

 

Список терминов:

1) книжная лексика

2) эпитет

3) противопоставление

4) разговорная лексика

5) анафора

6) олицетворение

7) вводное слово

8) синонимы

9) сравнительный оборот

 

Вчитайтесь в формулировку задания. Вас просят найти приемы, синтаксическое средство и троп. Это подсказка, которая ограничивает круг поиска. В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».

В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.

В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.

Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)

Есть художественные приемы (их еще  называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.

Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.

 

Тропы

это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.

1.  Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Забормотал спросонок гром.

3. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)

Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов  подобный, похожий. Любовь как безумие.)

Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек  как грань алмаза.)

4. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.

В саду горит костер рябины красной. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.

Научитесь отличать метафору от сравнения.

Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)

Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)

Различайте метафору и фразеологизм. Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.

5. Гипербола –  образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал.

6. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.

Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).

Ликует буйный Рим (город = жители города).

И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).

7. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!

8. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку.
Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).

Лексические средства выразительности.

 

О них мы уже говорили в других заданиях. Здесь только перечислим их.

1. Антонимы. Контекстные антонимы.

2. Синонимы. Контекстные синонимы.

3. Фразеологизмы.

4. Разговорные слова.

5. Просторечные слова.

 6.  Неологизмы.

7. Термины.

8. Канцеляризмы – слова, характерные для стиля деловых бумаг. (По какому это вопросу плачем, гражданочка? Имели место отдельно взятые ошибки и недочеты.)

9. Устаревшие слова.

10. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности: стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.

 

Синтаксические средства

 

  1. Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.
  2. Лексический повтор.

Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.

  1. Многосоюзие.

Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту.

  1. Вопросно-ответная форма изложения.

Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.

  1. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.

Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.

6. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения,  используется как уточняющее, проясняющее мысль средство,  усиливает эмоциональное воздействие.

7. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:

Давай не ссориться. Не забывайте меня.

9. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.

Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)

  1. 10.                        Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)

  1. Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.

10. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.

 

Приемы (стилистические фигуры)

 

  1.  Парцелляция  — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.

Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.

  1. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

 

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

  1. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания смыслового и эмоционального значения.

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.

  1. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.

Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.

  1. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.

  1. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный,  общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.

Мой дядя самых честных правил…  Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл  был самых честных правил…

  1. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

 

Выполним задание:

А: (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

Использован прием противопоставленияантитеза.

 

Б: (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.

Использован прием единоначатия предложений – анафора.

 

В: (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился.

Использовано синтаксическое средство – сравнительный оборот.

 

Г: (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.

Использован троп  – эпитет.

Это одно из самых запутанных и заданий на ЕГЭ по русскому языку. По нему мы проводим интенсивы.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Задание 6. ЕГЭ по русскому языку. Лексические нормы — Теория заданий ЕГЭ — Русский язык — Публикации


Скачать материал

 

Формулировка задания:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны

Показать ответ Правильный ответ: главную.

Комментарий: в предложении обнаруживается классическая речевая ошибка — плеоназм (употребление рядом лишних слов, близких по значению). Так, лексическое значение слова «суть» — самое главное, существенное в чем-либо (согласно толковому словарю С.И. Ожегова), поэтому слово «главную», употребленное по отношению к слову «суть» является лексически избыточным, лишним.

 


Что нужно знать:

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание учащимися лексических норм, умение видеть лексические ошибки и редактировать тексты.

Для этого нужно вспомнить основные виды лексических ошибок.

Лексические ошибки

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 
Благодаря пожару, лес сгорел.

2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. 
Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. БеловОн относится к художественному стилю; 
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; 
Молчалин работает секретарем Фамусова;
В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; 
Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал
Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. Проверяется в задании 5.

В таких случаях я взглядываю в словарь.

6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; 
Имя этого поэта знакомо во многих странах; 
В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; 
грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный, своя автобиография.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Писатель написал много удивительных произведений.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

При написании этого раздела использовались материалы сайта «Грамма» авторов Шерстобитовой И.А., доцента кафедры гуманитарного образования СПб АППО, Белокуровой С.П., методиста ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Гвоздинской Л.Г., зав. центром гуманитарного образования СПб АППО. Все права копирования соблюдены.
 

 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *