Значение мирового океана схема – Ресурсы мирового океана (география 10 класс) – шельфы, энергетические, биологические и основные ресурсы

Содержание

определение, как происходит, виды, значение

Круговорот воды в природе – сложный процесс, сопровождающийся изменением агрегатного состояния воды, перемещением ее между экосистемами. Каждый год с поверхности планеты испаряется объем воды, составляющий 500×10 в 3 степени км3. Этот же объем в виде жидких и твердых осадков возвращается на Землю. Такая непрерывная циркуляция обеспечивает существование жизни на планете.

Что такое круговорот воды?

Круговорот воды на Земле – природный процесс, представляющий собой беспрерывный водный обмен между атмосферой, литосферой и Мировым океаном. В процессе этого обмена водная масса меняет агрегатное состояние: из жидкой или твердой превращается в газообразную, и обратно. Она в ходе своего перемещения забирает и переносит огромное количество органических соединений и минеральных элементов, необходимых для поддержания жизни на планете.

Наибольший объем водной массы сосредоточен в океанах (97,5%), поэтому большая часть природной жидкости имеет в составе соли. Остальные 2,5% – пресные источники, из них:

  • ледники и вечные снега – 68,9%;
  • грунтовые воды (включая влагу в почвах болотистых местностей и зон вечной мерзлоты) – 30,8%;
  • реки и озера – 0,3%.

Источники пресной воды

Вода пребывает в беспрерывном движении, причем ее объем на планете – величина постоянная. Однако нахождение ее в различных агрегатных состояниях меняется в течение истории Земли. Много веков назад водных источников на планете было гораздо меньше, поскольку основная водная масса была сосредоточена в ледниках. Еще 20 тысячелетий назад по ледниковому покрову, разделявшему Берингов пролив, из Аляски можно было свободно перебраться в Азию.

Как происходит круговорот воды?

Процесс сложный, состоит из нескольких этапов. Движущий фактор – солнечное излучение.

В теплый сезон нагретая Солнцем вода принимает газообразное состояние – становится паром. Из испаряющейся водной массы отфильтровываются соли. То есть накапливающийся в атмосфере пар является пресным. По мере поднятия в атмосферные слои пар сталкивается с холодными воздушными потоками, в результате формируются облака. Выпадающие из них осадки наполняют океан.

То есть этапы круговорота воды, если говорить упрощенно, следующие:

  • испарение;
  • концентрирование в атмосфере;
  • выпадение в виде осадков.

Такой процесс наблюдается обычно над океанической поверхностью. Но он сложнее, если облака скапливаются над сушей, и осадки проливаются не в океан, а на земную поверхность. Сточные воды, наполняющие поверхностные и подземные источники, проходят длительный путь к океану. В процессе движения происходит процесс, обратный опреснению пара в атмосфере: реки и подземные водотоки забирают с грунта минеральные частицы, выносят их в моря и океаны. Там вода испаряется, а соли остаются. Так реки поддерживают соленость Мирового океана.

Мировой круговорот воды

Планетарная циркуляция воды включает несколько процессов, являющихся ее звеньями. Следует подробнее рассмотреть схему мирового круговорота воды:

  1. Испарение – начальное звено круговорота. Нагреваемая солнечным излучением вода переходит из жидкого состояния в газообразное. Пар поднимается в атмосферные слои. Этот процесс происходит на планете непрерывно в разных масштабах: пар образуется над реками, озерами, морями, над всеми водными источниками, даже в результате выделения пота живыми организмами.
  2. Конденсация – 2 этап. Происходит в высоких атмосферных слоях, в результате пар снова обретает жидкое состояние. Частицы пара, столкнувшись с холодными воздушными потоками, рассеивают тепло, формируют водяные капли. Так образуются облака, а также туман.
  3. Осадки – 3 этап. Водяные капли, формирующие облака, постепенно сливаются друг с другом, тяжелеют. Когда достигают определенного размера, выпадают на землю твердыми или жидкими осадками. Из-за высокой скорости падения осадки, приближаясь к земной поверхности, не успевают испаряться. В результате становятся возможными снег, дождь, град.
  4. Стоки в океан – 4 этап. Выпавшие на землю осадки распределяются. Часть впитывается в почву, становится питанием для растительных организмов. Другая часть попадает реки и прочие природные стоки, устремляется обратно в океан.

Основными элементами круговорота воды являются:

  • осадки – выпадение атмосферной влаги на земную поверхность;
  • перехват осадков растительностью – испарение выпавшей влаги с растений, без насыщения почвы и пополнения водных источников;
  • стоки – объекты перемещения воды по земной поверхности;
  • инфильтрация – просачивание воды в почву с сопутствующей фильтрацией;
  • подземные стоки – потоки под землей, находящиеся в аэрационной зоне;
  • испарение – переход воды из жидкого в газообразное состояние;
  • сублимация – переход из твердого в газообразное состояние;
  • отложение – переход из газообразного в твердое состояние;
  • адвекция – горизонтальное движение молекул в любом агрегатном состоянии в атмосферных слоях;
  • конденсация – формирование облачности;
  • испарение – образование пара под влиянием солнечного тепла, движение его с земной поверхности в атмосферу;
  • просачивание – опускание влаги в почву под гравитационным воздействием.

Жидкость, постоянно меняясь, выделяет и поглощает энергию. Живые организмы, в том числе люди, тоже участвуют в круговороте воды, употребляя и выделяя ее, используя для своих нужд. Влияние человека на процесс усиливается, причем имеет преимущественно негативный характер. Круговорот нарушается промышленным использованием воды, сооружением водохранилищ и плотин, осушением болот, введением оросительных систем.

Водохранилище

Сооружение водохранилищ и плотин

В верхних грунтовых слоях корневая система растений всасывает часть воды, необходимой для метаболизма. Незначительное количество накопившейся в растительных тканях жидкости переходит в организм растительноядных животных и человека. Но большая часть жидкости участвует в процессе транспирации: поступает из почвы в корни, перемещается по каналам в тканях растения, испаряется через листья.

Часть воды, не поглощенная растениями, поступает дальше в почвенные слои, становится частью системы грунтовых вод, протекающих сквозь песок, гравий и прочие слагающие породы. На грунтовые источники приходится значимая часть запасов пресных вод на планете. Грунтовый источник рано или поздно соединяется с реками, озерами, другими поверхностными водными объектами. Незначительная часть грунтовых вод опускается в глубоко лежащие минеральные породы, где замуровывается на тысячи лет.

Разновидности вод

Движется природная вода с неодинаковой скоростью. Поверхностные водные массы перемещаются быстро, а подземные, находящиеся в зоне вечной мерзлоты и в глубинных океанических слоях – медленно. Период полной смены воды в разных природных объектах следующий:

  • в живых организмах – около недели;
  • в атмосфере – полторы недели;
  • в реках – 2 недели;
  • в грунтовых слоях – от месяца до года;
  • в болотах – от года до 10 лет;
  • в озерах и прочих водоемах – около 10 лет;
  • в морях и океанах – 4 тысячи лет;
  • в пещерах и прочих подземных резервуарах – до 10 тысяч лет;
  • в ледниках и зонах вечной мерзлоты – несколько тысяч лет.

Виды круговорота воды

Различают следующие типы процесса:

  • Большой круговорот воды в природе. Испаряющаяся с океанической поверхности влага устремляется в атмосферу, с ветрами переносится к суше, выпадает осадками. Накопившаяся в реках и грунтовых слоях жидкость отправляется обратно в океаны.
  • Малый. Пар, поднимающийся над океаном, не переносится к суше, выпадает осадками над океанической поверхностью.
  • Внутриконтинентальный. Все звенья происходят над сушей. Испарившаяся с земной поверхности влага выпадает осадками на землю.
  • Геологический. Подразумевает беспрерывный взаимный обмен водами между океанами, сушей и литосферой. Отмечается обычно в области тектонических трещин, находящихся на стыке литосферных плит.
  • Глобальный круговорот воды – незамкнутый процесс. Через тектонические трещины из глубин планеты идет приток жидкости в гидросферу. Ежегодное прибавление составляет 0,25 км3. В то же время часть молекул водяного пара, скапливающегося в атмосфере, под влиянием солнечного излучения устремляется в космос, расщепившись на кислород и водород.
Большой и малый круговорот воды

Схема большого и малого круговоротов воды

Значение круговорота воды в природе

Круговорот воды – один из самых значимых природных процессов, он связывает все планетарные оболочки, позволяет им полноценно функционировать. Без распределения воды по земному шару невозможно было бы существование жизни. Благодаря круговороту воды в биосфере переносятся важные для живых организмов минеральные элементы и органические вещества, формируются оптимальные климатические условия.

Роль циркуляции воды на планете заключается в:

  • объединении в единую систему гидросферы, литосферы, биосферы, атмосферы;
  • делении объектов гидросферы на пресные и соленые, подходящие для жизнедеятельности разных видов живых организмов;
  • переносе на значительные расстояния большого объема веществ, необходимых для поддержания жизни;
  • очищении Мирового океана;
  • формировании определенных климатических условий в разных частях планеты;
  • обеспечении водой практически всех территорий земного шара;
  • регулировании уровня речного стока при климатических и погодных изменениях;
  • обеспечении через почву растительных организмов минеральными и органическими элементами.
Значение круговорота воды

Взаимосвязь между гидросферой, литосферой, биосферой и атмосферой

Научные исследования показывают, что скорость круговорота с каждым годом увеличивается. Это ускорение отрицательно влияет на климатические условия на всей планете. Территории, находящиеся в жарком и сухом климате, становятся еще более засушливыми, а в регионах с влажным климатом растет количество осадков.

сколько морей на Земле, их соленость, географическое положение и уровень глубин

Основополагающим элементов гидросферы нашей планеты является Мировой океан, он занимает большую часть Земли, площадь поверхности составляет 361 миллион км2. Смотря на географическую карту мировых океанов, очень хорошо осознаешь, насколько велики эти водные просторы. Для удобства все водное пространство делят на океаны, моря, заливы и проливы, однако они все между собой связаны и образуют единую систему.

самый большой океан

самый большой океан

Географическое положение Мирового океана

Океаническая часть гидросферы занимает 70,8% всей поверхности планеты, на долю суши остается только третья часть. Эти водные просторы принято разделять по береговым линиям, которые они омывают, в местах прохождения границ по морской поверхности такое деление носит условный характер.

Принято разделять на 5 океанов, имеющих разную протяженностью:

  1. Тихий, самый большой, он простирается на 15,8 тысяч км с севера на юг и на 19,5 тысяч км с востока на запад.
  2. Атлантический, имеет вытянутую форму, с севера на юг занимает 15,5 тысяч км, а с востока на запад всего 2,8 тысяч км.
  3. Индийский, развернулся с севера на юг на 9,99 тысяч км, а в направлении восток-запад на 8,89 тысяч км.
  4. Северный Ледовитый, имеет протяженность с севера на юг 15,45 тысяч км, а востока на запад 7,1 км.
  5. Южный, по своей сути Антарктический и не имеет направлений на восток и запад, его протяженность можно вычислить лишь условно и только в северном направлении.

Морскую поверхность принято называть акваторией. Акватории, расположенные вдоль побережья какого-либо государства, называют территориальными водами, которые являются частью этой страны. По международным соглашениям принято считать, что граница государства расширена на 12 миль прибрежных акваторий. Такое положение вещей признало 100 стран, 22 государства не вошли в этот договор и установили более широкую полосу морских границ. Все, что расположено вне акватории стран, считается открытым морем, которое никому не принадлежит.

Для деления гидросферы используют также понятие «море», которые выделяют по обособленности расположения и гидрологическим особенностям, они занимают десятую часть от всей площади.

Моря бывают следующих типов:

  • внутренние;
  • окраинные;
  • межостровные.

Долгое время продолжались споры о том, сколько всего морей в мире и как их классифицировать. В настоящее время принято считать, что их 73.

В составе океанической гидросферы также принято выделять заливы, которые представляют собой сильно углубленную в континент часть, но при этом не отделенную островами или поднятым дном.

Они имеют разную форму и строение береговой линии, в зависимости от которых делятся на:

  • заливы;
  • бухты;
  • фиорды;
  • губы;
  • лиманы;
  • лагуны.

Встречаются заливы, превосходящие по своей площади моря. К таким относят Бискайский, Мексиканский и Гудзонов, но это исторически сложившееся разделение, хотя и весьма условное.

Для деления гидросферы используют еще такое понятие как пролив. Это водное пространство между двумя участками суши, соединяющее смежные участки отдельных бассейнов. Их принято классифицировать по длине, ширине и глубине.

карта мировых океанов (главный ключ)

карта мировых океанов (главный ключ)

Площадь

Информацию о том, как распределилась общая площадь океанической части гидросферы, можно узнать из сводной таблицы:

океаны площадь, млн. км2 % от площади мирового океана
Тихий 178,68 49,46
Атлантический 91,66 25,37
Индийский 76,17 21,09
Южный 20,33 5,62
Северный Ледовитый 14,75 4,08

соленость атлантического океана

соленость атлантического океана

История открытия и изучения

Первым ученым, попытавшимся научно разделить гидросферу на атласе мира, стал Бернгард Варениус.

В 1650 году он издал труд «География Генеральная», в котором на основания обобщения, произведенных открытий тех лет, разделил на:

  • Атлантический;
  • Тихий;
  • Индийский;
  • Гиперборейский;
  • Австралийский.

В 1919 году было основано Международное Гидрографическое Бюро, задача которого было создание схемы разделения гидросферы, общепринятой для всех.

По результатам его работы в 1928 году вышло первое официальное деление океанической части гидросферы, согласно которому выделили:

  • Атлантический;
  • Тихий;
  • Индийский;
  • Арктический;
  • Южный океаны.

Спустя десятилетие было принято решение выделить Северный Полярный бассейн в Северный Ледовитый океан, после чего океанов стало четыре.

Однако в 2000 году Международной гидрографической организацией было принято постановление, согласно которому южные части Тихого, Атлантического и Индийского океанов от побережья Антарктиды и до 60 параллели южной широты выделили в отдельное водное образование под названием Южный океан, по этому же постановлению на него распространяются ограничения согласно Договору об Антарктиде.

сколько морей в мире

сколько морей в мире

Океаны

Обширная площадь поверхности океанической гидросферы обеспечивает получение большей доли солнечного тепла по сравнению с сушей, которое благодаря непрерывному движению водных масс перераспределяется. Высокая теплоемкость соленой воды и ее постоянное движение обеспечили глобальную терморегуляцию и формирование климата.

Температура воды по мере погружения в глубину изменяется вначале резко, а потом происходит ее плавное снижение. В глубинных слоях она однородна. Это вызвано тем, что они сформированы в основном из воды полярных зон Земли, обычно она держится на отметке от +2ºС до 0ºС, температура поверхностных слоев меняется в зависимости от широты.

Помимо широты на изменение температуры воды влияют течения. Благодаря теплым течениям накопленное тепло экваториальных широт перераспределяется в умеренные области, смягчая там климат.

Морская вода содержит в себе 44 химических элемента, в основном соли. В среднем, в одном литре морской воды содержится до 35 грамм солей.

Но соленость морской воды не всегда одна и та же, она зависит от следующих причин:

  • скорости испарения воды;
  • количества образовавшегося льда;
  • объема выпавших осадков;
  • величины стока речных вод;
  • скорости таяния ледниковых образований.

Соленость поверхностных вод может варьироваться в разных широтах, температура воздуха напрямую влияет на скорость испарения воды с поверхности океанов. Так, в экваториальных широтах в морях, без притока пресной речной воды, она может значительно отличаться, например в Красном море она составляет 42%. А вот в холодном Балтийском море с многочисленными атмосферными осадками она составляет всего 20%.

атлас мира

атлас мира

карта мировых океанов (главный ключ)

карта мировых океанов (главный ключ)

Тихий

Это самый большой океан из всех, его принято делить на северный и южный по линии экватора.

Его границы проходят:

  • на востоке по берегам двух Америк Северной и Южной;
  • на западе по линии Австралийского побережья до берегов Евразии;
  • на юге вдоль Антарктиды.

Его воды протекают через все климатические зоны за исключением полюсов. Температура воздуха над его поверхностью может изменяться от +30° до -60° С. Он в себя включает 30 морей и около 10 тысяч островов.

Самые крупные течения Тихого океана замкнутые. Через Северное полушарие проходит круг, образованный Калифорнийским, Северным пассатным, Куросио, Северо-Тихоокеанским течениями, которые образуют замкнутое вращение по часовой стрелке. Со стороны Южного полушария тоже есть подобный круг, но вращение в нем происходит против часовой стрелки. В его состав входят: Южное пассатное течение, Восточно-Австралийское, Перуанское и течения Западных ветров.

Его температура воды колеблется от -1°С в северных широтах и до +29°С в зоне экватора, он самый теплый по сравнению с другими. Средняя температура воды составляет 19,4°С.

Средняя соленость равна 34,5%, но может колебаться от 30% до 37%.

Его акватория богата жизнью, мир подводных обитателей значительно разнообразнее остальных. Он — источник половины всей добываемой рыбы на планете.

атлас мира

атлас мира

Атлантический

Занимает второе место по величине. Линия экватора разделяет его пополам. По отношению к начальному меридиану он практически целиком лежит в западной стороне, за исключением нескольких морей в восточном полушарии: Средиземное, Черное, Азовское.

Границы Атлантики проходят:

  • на востоке вдоль берегов Европы и по Африканскому побережью;
  • с западной стороны они ограничены береговой линией Северной и Южной Америк.

В его состав входят 20 морей, в том числе крупнейшее внутреннее — Средиземное, несколько крупных заливов — Гвинейский, Мексиканский и 86 островов.

Климат атлантических вод зависит напрямую от широты. Так, на севере и юге погода находится во власти западных ветров, а в тропиках господствуют восточные пассаты.

Течения в его водах двигаются субмеридионально , самое крупное из них — Гольфстрим. Его возможности настолько велики, что оно служит климатообразующим фундаментом для всех европейских стран.

Температура воды изменяется от -1 °С до + 26 °С, средний ее показатель равен +16°С. Соленость Атлантического океана варьируется от 34% до 37,3%, средняя величина равна 35%.

В атлантических водах живут многочисленные виды рыб: сельдь, треска, тунец, акула, скумбрия и другие, также встречаются дельфины и киты. Помимо животного мира его воды богаты зелеными растениями и планктоном.

соленость атлантического океана

соленость атлантического океана

Индийский

Занимает 3 место по площади и практически целиком расположен в южном полушарии.

Границы Индийского океана проходят:

  • на востоке по побережью Индонезии и Австралии;
  • на западе вдоль берегов Африки;
  • с севера он ограничен Азией;
  • а с юга Антарктидой.

Основная часть Индийского океана находится в теплых широтах, где господствуют муссоны, определяющие климат прибрежных городов и регионов. А вот южная часть Индийского океана отличается гораздо более холодным климатом.

Направление течений в нем зависит от муссонов, самые крупные из них: Муссонное, Пассатное и Сомалийское.

Температура вод Индийского океана отличается разнообразием: в экваториальной части она держится на отметке в +30°С, а вот ближе к Антарктиде опускается до -1°С. Средний показатель равен +18°С.

Соленость изменяет от 30% до 37%, средняя величина равна 35%.

самый большой океан

самый большой океан

Южный

Океанические воды, прилегающие к Антарктиде, обладают уникальными признаками, позволившими их выделить в отдельное образование — Южный океан. Западных и восточных границ у него нет, северная же проходит по линии Антарктического циркумполярного течения. Особенность его границ в том, что они непостоянны и меняются в зависимости от положения линии антарктической конвергенции.

Климат над водами Южного океана во многом зависит от Антарктиды, наличия постоянных обледенений и отсутствия теплых течений, поэтому он меняется от морского полярного до антарктического. Над Антарктидой вследствие особенностей температурного режима находится область постоянного повышенного давления, а вот возле материка расположена область антарктической депрессии, в которой расположена зона постоянного пониженного давления. Такое распределение атмосферного давления привело к наличию бушующих ветров в этой области Земли со средней скорость около 15 м/с.

Температура воздуха над Южным океаном низкая и колеблется от -24°С до +7°С. Погода в основном пасмурная и ветреная, снег выпадает в течение всего года. Поверхностные воды обладают низкими показателями температур от -2°С до +1°С.

Соленость этого региона в среднем составляет 34%, хотя этот показатель может увеличиться ближе к его границам — до 38%.

сколько морей в мире

сколько морей в мире

Северный Ледовитый

Наименьший по площади океан. Он омывает Северный полюс и ограничен берегами Евразии и Северной Америки. Контурная линия берега неровная, в его состав входит множество окраинных морей, несколько крупных полуостровов, архипелаги и острова, в том числе самый большой остров в мире — Гренландия.

В зимние месяцы 90% Ледовитого океана покрыто льдами, большинство из этих ледовых образований не имеют постоянного расположения, а дрейфуют в пределах северных широт.

Климат его определен тем, что он целиком находится только в северных широтах. Вода под льдом всегда имеет температуру около -1°С, в летние месяцы она прогревается до +5°С.

В глубинах Северного Ледовитого океана проходят несколько течений. Крупнейшее — Трансарктическое, которое, смешиваясь с водами Атлантики, создает Норвежское течение.

Соленость его вод невысокая и зависит от времени года. В зимние месяцы она составляет 31%-34%, а летом падает до 20%.

Из-за сурового климата список представителей животного и растительного мира этого океана скуден, здесь в основном водятся киты, тюлени, моржи и другие ластоногие, встречаются некоторые виды птиц и мелкая рыба.

сколько морей в мире

сколько морей в мире

Самые большие глубины

Мировой океан до сих пор полон загадок и тайн. Его глубины настолько велики, что их изучение крайне затруднительно. Самый глубоководный из всех океанов Тихий — в нем много впадин с желобами порядка 10 км.

Самые глубокие места в каждом из океанов:

  1. Марианская впадина — глубиной 11034 м, расположена к юго-востоку от Марианских островов в Тихом океане.
  2. Желоб Пуэрто-Рико — 8380 м, находится на границе двух литосферных плит в Атлантике.
  3. Южно-Сандвичев желоб — 8264 м, притаился во впадине Метеор в Южном океане.
  4. Зондский желоб — 7729 м, в Яванской впадине на востоке Индийского океана.
  5. Желоб Литке — 5449 м, разместился в глубинах Северного Ледовитого.

Тайны Мирового Океана скрыты от людей огромной толщей воды, что таят его глубины неизвестно до сих пор. Ведь на Луне людей было больше, чем в Марианской впадине, все открытия человечество ждут еще впереди.

атлас мира

атлас мира

Изучение дна

По мере развития морских путей рос интерес к исследованию океанических вод и глубин. Первыми исследователями стали Магеллан, Колумб и Веспуччи.

Океанология как наука сформировалась благодаря Варениусу, Шокальскому, Марсильи, Ленцу, Парроту и многим другим. Развитие научных достижений и появление эхолота позволили значительно увеличить знания о строении океанического дна: были открыты цепочки хребтов, впадины, исследован шельф, материковый склон и состав донных отложений.

Но глубины всегда манили к себе исследователей. 23 января 1960 года Жак Пикар и Дон Уолш первыми в мире на глубоководном аппарате «Триест» совершили погружение в Марианскую впадину. Весь спуск занял около 5 часов, на самом дне они пробыли не больше 20 минут. Ранее полагалось, что при таком чудовищном давлении воды и полном отсутствии света не может существовать никаких высших форм жизни, однако их погружение позволило обнаружить множество организмов, в том числе и рыб, которые были прекрасно адаптированы к таким условиям. Кроме этих двух смельчаков на дне марианской впадине побывал еще только один человек — Джеймс Кэмерон, американский режиссер, который снял документальный фильм про свое погружение.

Современные исследования продвинулись вперед благодаря наличию спутниковых технологий, основными направлениями исследований стало создание своевременных прогнозов, предупреждающих о появлениях цунами.

атлас мира

атлас мира

Экология

В последнее десятилетие уровень загрязнений вод Мирового океана достиг катастрофических масштабов. Долгое время господствовала теория о том, что его способность к самовосстановлению безгранична. Эта ошибочное мнение привело к серьезным последствиям.

Виды загрязнений, наносящих самый большой ущерб экологии океанов:

  • нефть и продукты из нее;
  • радиоактивные вещества;
  • сточные воды;
  • отходы промышленного производства;
  • химические удобрения;
  • пластиковые отходы.

Нефтяными пленками захвачены просто огромные области поверхностных вод: Южно-китайское и Желтое моря, Панамский канал и много других. Огромные острова из пластика, бездумный вылов рыбы, пестициды, убивающие все на своем пути, приводят к тому, что с каждым годом человечество еще на шаг ближе к глобальной катастрофе.

сколько морей в мире

сколько морей в мире

Значение

Мировой океан занимает большую часть нашей планеты, и Землю впору называть Океанией.

Основные сферы влияния океана:

  • терморегуляция, накопление солнечной энергии;
  • создание погоды и климата;
  • пополнение запасов пресной воды во всей гидросфере за счет испарения поверхностных вод;
  • обогащение воздуха кислородом;
  • промысел морепродуктов;
  • добыча минеральных ресурсов;
  • транспортная функция;
  • побережья его вод излюбленное место отдыха.

Без перераспределения солнечной энергии, осуществляемой океаническими водами, климат изменится кардинально, наступит время жесточайших холодов и средняя температура поверхности станет -21°С.

атлас мира

атлас мира

Интересные факты

Океан древнее самих гор и полон памяти времен, его способность удивлять и поражать своими жителями, загадками, тайнами затопленных городов и цивилизаций шокируют людей до сих пор.

Удивительные факты об океане:

  1. Гигантские кальмары существуют. Архитеутис — так называют этот вид кальмаров. Максимально зафиксированная длина составила 22,25 метра, весом он был 275 кг.
  2. В настоящее время исследовано только 5% дна Мирового океана и только 1% его водной толщи.
  3. Фитопланктон — это самый главный источник кислорода на планете, а вовсе не леса.
  4. Медуза Бенджамина Баттона обладает способностью обращать процесс старения вспять, превращаясь в полипа, что по сути позволяет им жить вечно.
  5. На дне Черного моря есть подводная река, ее ширина около 1 км, а глубина доходит до 35 метров. Возникла она в результате проникновения гораздо более соленой воды из акватории Мраморного моря.

Чего только не находят люди на дне морском: хрустальные пирамиды в Бермудском треугольнике или ступенчатые возле Японских островов, останки древнейших городов и цивилизаций. Многие в поисках тайн устремляют свой взор наверх, в глубины космоса, но гораздо большие тайны скрыты у нас под ногами, в бескрайних глубинах океана.

Гигантский кальмар размером с микроавтобус пойман в море Росса ...

Гигантский кальмар размером с микроавтобус пойман в море Росса ...

Видео

Из представленного видео вы узнаете о тайнах Мирового океана.

Билет 27. Составные части Мирового океана. Значение Мирового океана в жизни людей.

Мировой океан-совокупность всех океанов и морей, непрерывная водная система Земли.

Составные части МО:

1)Тихий океан ( Самый большой по площади и глубине океан на Земле, он вмещает в себя 50% объема всего МО. Его открыл Фернандо Магеллан в 1520 году. Именно в ТО находится самая большая глубина МО — Марианская впадина (11022м). ТО считается самым бурным океаном.)

2)Атлантический океан (Содержит 25% объема воды Мирового океана. Самый большой по протяженности. Максимальная глубина – 8742 м. Крупнейшие острова океана : Большие Антильские острова, Британские острова.)

3)Индийский океан ( Третий по площади и глубине океан Земли. Самая глубокая точка океана находится в Яванском(Зондском) жёлобе (7450м))

4)Северный Ледовитый океан ( Наименьший по площади и глубине, самый холодный океан Земли. Его средняя глубина составляет 1131 м, максимальная глубина- 5449м(Котловина Нансена)).

Значение МО в жизни людей :

1) МО-огромный запас энергии солнца.

2) Морские продукты питания

3) Местные жители едят водоросли

4) Медицины, косметология и т.д

5) Вода

6) На дне много полезных ископаемых :нефть, газ(на шельфе)

7) Энергия приливов и отливов

8) Судоходство

 

Билет 28. Воды суши. Реки. Строение долины реки. Характеристика рек. Влияние рельефа на реки.

Вода попадает на сушу в результате испарения с поверхности Мирового океана и переноса в атмосфере, т.е в процессе мирового влагооборота.

Атмосферные осадки после выпадения на поверхность суши делятся на 4 неравные и изменчивые части: одна испаряется; другая просачивается в почву и грунт; третья в виде ручьев и речек стекает обратно в океан; четвертая превращается в горные или материковые ледники.

В соответствии с этим на суше имеется четыре типа скопления воды: подземные воды, реки, озера, ледники. Кроме того, вода в больших количествах находится в почвах и болотах.

РЕКИ.

Река –естественный водный поток, длительное время протекающий в сформированном им углублении русле. Начало реки – ее исток, конец реки – ее устье, как правило, место впадения в море, озеро или другую, более крупную реку.

Река со своими притоками составляет речную систему. Она состоит из главной реки и ее притоков. Речную систему обычно называют по названию главной реки. Главной рекой речной системы становилась та, которую раньше и лучше других рек этой системы знали люди. Например, Иртыш длиннее Оби, и его положение больше соответствует положению главной реки. Притоки главной реки называют притоками первого порядка, их притоки – притоки второго порядка и т д. Площадь суши с которой река собирает воду, называют бассейном этой реки. Бассейн главной реки включает бассейны всех ее притоков и охватывает площадь суши, занятую речной системой.

Линия, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом. Он разделяет сток рек по склонам, которые направлены в разные стороны.

У реки кроме длины, ширины и глубины есть еще одно измерение- высота, с которой речные воды попадают в озеро или море. Эта высота измеряется превышением истока над устьем(в см) и называется падением. Отношение падения реки(в см) к длине реки(в км) называют уклоном реки. Уклон и падение реки зависят от рельефа и определяют скорость ее течения, способность расширять и углублять русло и т д.

На направление и характер течения рек влияет рельеф местности. В связи с рельефом реки могут быть порожистыми и иметь водопады(В русле реки могут быть водопады— падение водного потока с резко выраженного уступа или нескольких уступов. Самый высокий водопад –Анхель(Южная Америка) 1054 м.)

По характеру течения реки бывают равнинными и горными.

Равнинные реки имеют широкие долины, небольшое падение, малые уклоны и медленное плавное течение(Обь, Волга).

Горные реки отличаются узкими долинами и бурным течением, т.к имеют большой уклон(Терека).

 

При своем течении река делает извилины- это меандры, или излучины.

Характеристика рек России и СНГ:

1. Реки субарктического типа имеют короткий режим питания за счет талых вод и снега, подземное питание очень незначительно. Многие реки промерзают до дна. Половодье летом, причины – поздняя весна и летние дожди. Это реки Восточной Сибири(Яна, Индигирка, Колыма)

2. Реки умеренного типа делятся на 4 подтипа:

А) с преобладанием весеннего таяния снежного покрова(Волга, Дон)

Б) С преобладанием таяния снега и дождей весной(Лена, Обь, Енисей)

В) дождевое питание зимой( в России нет таких)

Г) преобладание дождевого питания летом – муссонные дожди – Амур( с притоками), реки Дальнего Востока

3. реки субтропического типа питаются зимой дождевыми водами( реки Крыма) или летом в результате таяния снегов в горах – Амударья, Сырдарья.

Строение долины реки.

Русло – понижение в рельефе, в котором находиться вода в реке.

Пойма – нижняя часть долины, расположенная вдоль русла, заливаемая в половодье водой.

Терраса – уступ на берегах реки с горизонтальной или слабонаклонной поверхностью.

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Движение вод Мирового океана. 7-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемые технологии: игровые, групповые, технология проектного обучения, ИКТ(компьютерные (новые информационные)технологии обучения), технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Цель: познакомить с основными видами волн и причинами их образования; раскрыть причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

Задачи:

  • Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия.
  • Совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, видео).
  • Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности.
  • Продолжить формирование умения работать с контурными картами.
  • Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (через мультимедиа).

Оборудование: 

  • Презентация
  • Карта (физическая карта мира).
  • Атласы
  • Карточки с кроссвордами
  • Задания для “Географических исследований”
  • Синие и красные фломастеры
  • Контурная карта океанов

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи, океан открытий. А также плыть на гребне стремлений и съесть пуд соли под килем.

2. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по бескрайнему Мировому океану. Для плавания нужен корабль и сплоченная команда во главе с капитаном. Разделимся на 4 команды — корабля. Каждый из вас на входе в класс получил пазл океана.

1 задание: найти членов своей команды. Занять корабль. Выбрать капитана корабля.

2. Актуализация знаний

Прежде чем корабль покинет порт, командам кораблей необходимо немного размяться.

“Разминка”.

По 1 матросу от команды командируйте на берег для выполнения особого задания – разгадывания кроссворда.

1 матрос — к карте – показать ответы на карте

Я бросаю мяч на тот корабль, который должен дать ответ. Капитан корабля отмечает, кто дал правильный ответ.

1. Самый большой океан:

2. Самый маленький по площади океан

3. Наибольшие глубины характерны для океана:

4. Наименьшие глубины характерны для океана:

5. Небольшую протяженность с запада на восток имеет

6. Экватор не пересекает

7. В южном полушарии лежит большая часть

8. Самый древний океан

9. Самый холодный океан

10. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей, называется:

11. К окраинным морям относятся моря:

12. Глубины в пределах шельфа не превышают:

13. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

14. Марианская впадина является частью океана:

15. Гвинейский залив омывает:

16. Самый крупный остров Земли:

А теперь вопросы посложнее.

2. Дополни определения.

Границы между океанами проходят (по меридианам)

  • Море – это… (часть океана, обособленная от него сушей или возвышенностями подводного рельефа)
  • Моря бывают… (окраинные, внутренние, межостровные)
  • Мелководные части океана или моря, расположенные у берега называют (материковая отмель или шельф)
  • После шельфа идет …(материковый склон)
  • Глубинная зона океана — …(ложе )
  • Глубоководный желоб – это (узкая длинная впадина, самая глубокая часть океана)

3. Вопросы “На засыпку”

  1. Почему именно в зоне шельфа добывается 80% рыбы?
  2. Каковы особенности слоев воды, находящихся у дна океана?
  3. Почему в Северном Ледовитом океане нет глубоководных желобов?
  4. Назовите глубинные зоны Мирового океана.

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненная Вами разминка это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания. Для этого отчалим от берега и выйдем в открытый океан. Итак: “Отдать якоря!”

Слайд 1.

Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы

Слайд 2.

Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.

Слайд 3.

Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…

— О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром) 

Да, море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд 4. Тема урока “Движение воды в океане”. Определите задачу нашего урока.

Слайд 5. Наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия.

Мировой океан находится в постоянном движении. Как вы думаете, какие силы вызывают движение воды в океане?

Слайд 6.

Слайд 7. Групповая работа.

Задания для групп.

Вам сейчас предстоит, работая на своих кораблях, провести настоящее исследование с помощью учебника параграф 11, атласа

  • 1 группа — волны ветровые
  • 2 группа – волны цунами
  • 3 группа – приливы и отливы
  • 4 группа – виды морских течений

В конце исследования ждем подробный отчет в в виде схемы, рисунка, т.е. логического опорного конспекта.

Самостоятельная работа групп.

Творческие отчеты групп.

1 группа

А. Волны.

Слайд 8 “Волны – колебания поверхности воды под влиянием различных сил”  

Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя.

На самом деле вода в волне движется так, как показано на рисунке, т.е. вверх-вниз.

Это видно, если смотришь на чаек, когда они покачиваются на волнах.

Слайд 9. Причина волн

Учитель: Проследим причинно-следственные связи образования ветровых волн.

Mожет человек повлиять на причину?

Ученики: Нет. Это в силах природы.

Учитель: Может ли человек повлиять на следствие?

Ученики. Нет.

Учитель: Нет ветра и нет волн.

Учитель: Слайд 10. Прибой

У берега волнение усиливается. Когда волна достигает мелководья, ее основание начинает тормозится, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой.

Занесем полученные сведения в бортовые журналы (тетради) (схема)

Слайд 11.

2 группа: цунами.

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина — верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Фильм “Цунами в Японии”

Учитель:  О какой волне идет речь?

Учитель: О цунами нам расскажет команда 2 корабля

Слайд 12. А) понятие “цунами”

Слайд 13 Б) причины образования волн цунами

В) характеристика волны

Г) где, на побережье каких океанов возможны цунами

Д) последствия цунами.

Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны — цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения. Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огро

Урок географии «Роль Мирового океана в природе»

Конспект урока по географии в 7 классе

«Роль Мирового океана в природе»

Подготовил учитель географии

Акатов Михаил Сергеевич

Г. Абакан

Тема урока: Роль Мирового океана в природе.

Цели урока: 1. Продолжить формирование мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки Земли на примере взаимодействия системы «океан – атмосфера»; на конкретных примерах раскрыть существующую цепь взаимосвязей между океаном, атмосферой и сушей. 2.Учить школьников обобщению знаний, умениям делать логические выводы, осознавать сложность имеющихся в природе взаимосвязей.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

«Мы живём на суше, поэтому своёй планете мы дали имя Земля. На самом деле её следовало бы назвать Морем. Больше двух третей планеты занято водой, и, если к нам явятся пришельцы из космоса, они её так и назовут. Обилие воды в жидком состоянии делает нашу планету уникальной в Солнечной системе: На Меркурии, скорее всего, нет воды – там слишком жарко; на Юпитере слишком холодно»

Жак Пикар, швейцарский учёный-океонолог

Сегодня на уроке мы будем говорить о Мировом океане. Будем вновь учиться обобщать научные знания и делать выводы. Главный вопрос сегодняшнего урока: Каково значение Мирового океана в природе? Чтобы ответить на него вам необходимо вспомнить все, что вы узнали о Мировом океане на предыдущих уроках. Итак, приступим к работе.

  1. Мировой океан – главная часть гидросферы.

Перед вами несколько научных тезисов. Выберите те, которые доказывают исходное утверждение. Обобщите, сформулируйте вывод и дайте полный ответ.

  • В нём выделяют четыре основные части – океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый

  • Океан получает больше солнечного тепла, чем суша.

  • Мировой океан занимает 70,8% земной поверхности.

  • Между океанами существует постоянный обмен водными массами.

  • Мировой океан – главный поставщик влаги на сушу и в атмосферу.

  • По мнению ученых, количество воды в будущем на планете будет возрастать.

  • Вода, испаряющаяся с поверхности океана, является престной.

  1. Какими свойствами обладает морская вода? Как они изменяются?

— Расскажите, как изменяется температура вод Мирового океана на разных широтах и как изменяется с глубиной?

— От чего зависит солёность океанических вод? ( Решение задачи стр.42 №2.)

  1. Большие объёмы воды, отличающиеся от окружающей водной толщи температурой, солёностью, плотностью приобретенными в определённых районах Океана, называют ….. (водными массами)

— Составьте классификацию водных масс по двум признакам и охарактеризуйте их свойства.

  • По глубине расположения: поверхностные, глубинные, придонные.

  • По широтному расположению: экваториальные, тропические, умеренные, арктические.

Водные массы океана находятся в постоянном движении. На это есть несколько причин. Но главные движения вод Мирового океана – это океанические течения.

— Как можно классифицировать океанические течения?

— Приведите примеры стоковых течений южной части Тихого океана.

— Приведите примеры ветровых течений северной части Атлантического океана.

— Почему Северо – Атлантическое течение, имеющее температуру воды всего + 12 С, считается тёплым, а Канарское течение с температурой воды + 19 С считается холодным?

Итак, я убедилась в ваших прочных знаниях о Мировом Океане. Но главный вопрос урока остаётся пока открытым. Сначала порассуждаем на тему «Океан и атмосфера».

— Могли бы существовать отдельно океан и атмосфера?

— Почему Океан называют накопителем тепла?

Каков же вывод? В результате взаимодействия Океана и атмосферы происходит круговорот воды в природе.

Большой запас тепла в водах океана оказывает существенное влияние на свойства воздушных масс, формирующихся над территорией океана, те в свою очередь влияют на формирование климата. Кто сможет рассказать об этом влиянии более подробно?

— Течение Гольфстрим образно называют «водяным отоплением» Европы. Объясните почему?

— Как бы изменился климат Европы, если бы Гольфстрим стало холодным течением?

Подведите итог сказанному и сделайте вывод. Океан оказывает большое влияние на климат материков. Для морского климата характерны небольшие годовые амплитуды температуры воздуха и большое количество осадков, а для континентального наоборот, холодные зимы и жаркое лето, малое количество осадков.

Я вновь задаю главный вопрос урока: Каково значение Мирового океана? Готовы вы на него ответить?

Запишем ответ: Перенос тепла и влаги в системе «океан – атмосфера – суша» является важнейшим климатообразующим фактором, а также источником образования вод на суши.

  1. Вторая часть урока – практическая.

В конце урока каждый из вас должен сдать два вида практических заданий..Средняя арифметическая оценка заносится в журнал. Желаю успеха всем.

  1. Заключительная часть

В заключение хочу привести слова одного из современных исследователей океана: « Море – это бездна проблем, загадок, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок»

Спасибо за урок. Домашнее задание стр.55, № 3.

Приложения к уроку.

2 вариант

1.Составьте сравнительную характеристику:

Перуанского и Канарского течений.

2. — На схеме красным карандашом покажите тёплые течения.

— Цифрой 1 обозначьте ветровые течения

— Укажи аналоги течений А,Б,В в Тихом океане.

А

5hello_html_m4c93c956.gifhello_html_m4c93c956.gif0с.ш. западные

hello_html_m7ca33b9b.gifhello_html_441cb2dd.gifhello_html_m251ae8fc.gif ветры

2hello_html_me9c7a7.gifhello_html_441cb2dd.gifhello_html_m251ae8fc.gif5с.ш. С – В

пассат

hello_html_255dcd57.gifhello_html_255dcd57.gif

0hello_html_m4c93c956.gifhello_html_m4c93c956.gif

hello_html_255dcd57.gifhello_html_255dcd57.gif

hello_html_441cb2dd.gifhello_html_m251ae8fc.gif

25 Ю – В

hello_html_me9c7a7.gif

Б

пассат

hello_html_441cb2dd.gifhello_html_m251ae8fc.gif

В

5hello_html_m4c93c956.gifhello_html_m24b3aeaa.gif0ю.ш. западные

hello_html_m7ca33b9b.gif ветры

1.Составьте сравнительную характеристику:

Гольфстрим и Северо-Тихоокеанского течений

2. — На схеме синим карандашом покажите холодные течения.

— Цифрой 2 обозначьте стоковые течения

— Укажи аналоги течений А,Б,В в Атлантическом океане.

А

5hello_html_m4c93c956.gifhello_html_m4c93c956.gif0с.ш. западные

hello_html_m7ca33b9b.gifhello_html_441cb2dd.gifhello_html_m251ae8fc.gif ветры

2hello_html_me9c7a7.gifhello_html_441cb2dd.gifhello_html_m251ae8fc.gif5с.ш. С – В

пассат

hello_html_255dcd57.gifhello_html_255dcd57.gif

0hello_html_m4c93c956.gifhello_html_m4c93c956.gif

hello_html_255dcd57.gifhello_html_255dcd57.gif

hello_html_441cb2dd.gifhello_html_m251ae8fc.gif

25 Ю – В

hello_html_me9c7a7.gif

Б

пассат

hello_html_441cb2dd.gifhello_html_m251ae8fc.gif

В

5hello_html_m4c93c956.gifhello_html_m24b3aeaa.gif0ю.ш. западные

hello_html_m7ca33b9b.gif ветры

Напиши названия географических объектов, соответствующих номерам:

Вариант №1

hello_html_m70bf8a88.jpg

8

1 1

4

2

6

7

3

5

10

9

Напиши названия географических объектов, соответствующих номерам:

Вhello_html_m70bf8a88.jpg

4

1

2

3

6

10

5

8

7

9

ариант № 2

Список использованной литературы

  1. О.В.Крылова Материки и океаны, издательство «Просвещение»

  2. «География. Материки и океаны. 7 класс: Поурочные планы по учебнику О.В. Крыловой» Издательство «Учитель»

Какое значение имеет Мировой океан для нашей планеты?

Накопитель солнечного тепла
Определяет погоду, климат
Поставщик пресной воды в результате круговорота
Целитель «Легкие» планеты
Источник морепродуктов
Источник минеральных ресурсов
Источник энергии
Транспортные пути
Морской туризм.

Издавна Мировой океан являлся одним из главных источников пищи и условием жизни на Земле. Он имеет не только богатую и разнообразную флору и фауну, но и большой запас полезных ископаемых. На сегодняшний день Мировой океан является богатейшим источником ресурсов на планете. Океан используется не только для добычи биологических, минеральных ресурсов, но и служит пространством для развития судоходства, а также является лечебно-оздоровительной средой. В последнее время растут возможности освоения территории Мирового океана для отдыха и туризма. Таким образом, океан отдает человечеству все свои богатства, поэтому в данное время стоит проблема его рационального использования.

Вода обладает огромной теплоёмкостью, что позволяет ей накапливать тепло в летнее время, спасая прилегающие территории от губительной для всего живого жары. В зимнее время океан отдает накопленное летом тепло, спасая всё живое от вымерзания. Кроме того, океан — источник влаги (атмосферных осадков).

Океаны моря, а также пресные водоемы являются важнейшим источником продовольствия для населения Земли. Улов рыбы постоянно увеличивается (в начале века — 3 млн. т. в год, сейчас -более 80 млн. т.). Моря и океаны являются не только источниками рыбы, но и источниками получения ценного сырья и топлива. Из-под морского дна добывается нефть, уголь. Марганцевая руда, кобальт, никель и другие виды металлов находятся в воде в виде конкреций, которые могут быть собраны и извлечены на поверхность. Также многие полезные вещества растворены в морской воде. В морской воде, которая также является составляющей Мирового океана, скрыто много минеральных ресурсов и элементов, входящих в таблицу Менделеева. Из морской воды извлекают натрий, хлор, бром и магний.

В связи с растущим мировым населением требуется большее количество энергии, что и послужило толчком для использования Мирового океана в качестве источника электроэнергии. http://xreferat.ru/112/3060-1-ekologicheskie-problemy-mirovogo-okeana.html

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск