Знаки препинания при диалоге примеры – . — — | |

Знаки препинания при диалоге. 2015

Знаки препинания при диалоге

Знаки препинания при диалоге

Диалог  передает разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого из собеседников называются репликой. Знаки препинания при диалоге  ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.

Диалог  передает разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого из собеседников называются репликой.

Знаки препинания при диалоге  ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.

При передаче  диалога  в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например:  «Иван Игнатьич,  —  сказал он,  —  одобряет нашу мировую».  —  «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?»  —  «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна».  —  «Нашли за что ссориться!..» (А. Пушкин)

При передаче  диалога  в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например:  «Иван Игнатьич,  —  сказал он,  —  одобряет нашу мировую».  —  «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?»  —  «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна».  —  «Нашли за что ссориться!..»

(А. Пушкин)

Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например:  «Дайте нарзану»,  —  попросил Берлиоз. «Нарзану нету»,  —  ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?»  —  сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?»  —  спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая»,  —  сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..»  (М. Булгаков) Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.

Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например:  «Дайте нарзану»,  —  попросил Берлиоз. «Нарзану нету»,  —  ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?»  — 

сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?»  —  спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая»,  —  сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..»

(М. Булгаков)

Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.

Проверь себя:  расставь недостающие знаки препинания, верно оформи диалог: О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна? Нет! Тебе чего-нибудь хочется? Нет! Ты тоскуешь по родным? У меня нет родных. (М.Лермонтов)

Проверь себя: расставь недостающие знаки препинания, верно оформи диалог:

О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна? Нет! Тебе чего-нибудь хочется? Нет! Ты тоскуешь по родным? У меня нет родных.

(М.Лермонтов)

Проверь себя :

Проверь себя :

«О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» — «Нет!» — «Тебе чего-нибудь хочется?» — «Нет!» — «Ты тоскуешь по родным?» — «У меня нет родных». (М.Лермонтов)

В печатных текстах каждая реплика  диалога  обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например:  —  Что это вы пели? —  Песню. —  Какую? —  Да, так, песня. Деревенская. —  А вы расскажите мне её. —  Зачем вам? — Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расскажите, а я запишу (С. Чёрный)

В печатных текстах каждая реплика  диалога  обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например: 

—  Что это вы пели?

—  Песню.

—  Какую?

—  Да, так, песня. Деревенская.

—  А вы расскажите мне её.

—  Зачем вам?

Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расскажите, а я запишу

(С. Чёрный)

Если перед репликой  диалога  идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например: Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время: —  А кто? —  Это, господа, не кто другой, как капитан Копейкин! (Н. Гоголь)

Если перед репликой  диалога  идут слова автора, то после них ставится двоеточие.

Например:

Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:

—  А кто?

—  Это, господа, не кто другой, как капитан Копейкин!

(Н. Гоголь)

Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек: —   Куда же пристать? — Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста. —   Так пристанем к ближайшей!  —  сказал кто-то. —   Отчего же к ближайшей?  —  возразил другой.  —  Уж заберёмся подальше. —   И здесь хорошо. (И. Гончаров)

Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:

—   Куда же пристать?

Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.

—   Так пристанем к ближайшей!  —  сказал кто-то.

—   Отчего же к ближайшей?  —  возразил другой.  —  Уж заберёмся подальше.

—   И здесь хорошо.

(И. Гончаров)

Проверь себя:  расставь недостающие знаки препинания, верно оформи диалог: Она взглянула и вскрикнула. Это Казбич!.. Ах он разбойник! смеяться, что ли, приехал над нами? Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда. Это лошадь отца моего, сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали. (М. Лермонтов)

Проверь себя: расставь недостающие знаки препинания, верно оформи диалог:

Она взглянула и вскрикнула. Это Казбич!.. Ах он разбойник! смеяться, что ли, приехал над нами? Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда. Это лошадь отца моего, сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали.

(М. Лермонтов)

Проверь себя: Она взглянула и вскрикнула: – Это Казбич!.. – Ах, он разбойник! смеяться, что ли, приехал над нами? Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда. – Это лошадь отца моего, – сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали. (М. Лермонтов)

Проверь себя:

Она взглянула и вскрикнула:

Это Казбич!..

Ах, он разбойник! смеяться, что ли, приехал над нами?

Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда.

Это лошадь отца моего, – сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали.

(М. Лермонтов)

Список использованной литературы

Список использованной литературы

  • Гольдберг И., Иванов С.. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-11 классы. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2012.
  • Касаткин Л., Клобуков Е., Лекант П.. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2010.
  • http://двойкам-нет.рф/знаки-препинания-при-диалоге/
  • http://www.lingvotech.com/znaki_prepinaniya_pri_dialoge
  • http://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru/124/Знаки_препинания_при_диалоге

multiurok.ru

Конспект урока+презентация по русскому языку на тему «Диалог. Знаки препинания при диалоге»

Общеобразовательная Нарынская средняя школа

«Диалог. Знаки препинания при диалоге».

(открытый урок)

Учитель русского языка и литературы:

Жумуханбетова Ж.А.

2014-2015 уч.год

Класс:

9
Дата:
10.04.2015
Предмет:
русский язык
Тема:
Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложения; составлять предложения с прямой речью по схемам;

  • познакомить учеников с понятиями диалога и реплики, а также с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога;

Развивающие:

  • развивать навыки постановки знаков препинания при диалоге; навыки правильного построения и использования диалога; лингвистическую и коммуникативную компетенции;

Воспитательная:

Тип урока: изучение нового материала.

Наглядность: Презентация, оценочные жетоны, карточки…

Ход урока:

1.Орг.момент

а) Приветствие
б) Флеш-тренинг (ученики танцуют под музыку)

в) Деление на группы (учащиеся делятся на 2 групп по сорту конфет)

2.Проверка домашнего задания.

Схематический диктант.

На доске записаны предложений с прямой речью. Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению.

1) Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» А: «П!»

2) «Нечего делать, видно судьба такая», — подумал я. «П», — а.

3) Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». А: «П».

4) «Какое чудо!» — воскликнул мальчик. «П!» — а.

5) «Кто здесь?» — раздалось в тишине. «П?» — а.

3. Инсценирование
(учитель просит двух учениц поговорить об уроке русского языка)

— Привет, Зере!
— Привет, Жемис!
— А что у нас сейчас будет? Почему так много народу?
— Как это что! Открытый урок русского языка.
— Что это значит, открытый?
— А это значит, что кроме нас с учителем могут быть и другие учителя.
— Теперь понятно. Тогда пошли готовиться.
— Пойдем.

А теперь ребята, скажите, что вы поняли из этого разговора? (ученики отвечают)
Правильно, ребята. Сегодня нам нужно будет узнать:
1) Что такое диалог?
2) Из каких частей он состоит?
3) Где он встречается в речи
4) Как оформляется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

— Итак, откройте тетради, запишите дату, тему урока.

4. Осмысление.

Перед каждым из вас лежит “Информационный текст”, где записаны все сведения

о диалоге. Сейчас вы будете самостоятельно изучать эту тему и производить

маркировку текста с помощью специальных знаков:

„ ! » — я это знал.

„ + » — новое для меня..

„ ? » — вопрос.

5. Изучение нового материала по “Информационному тексту”

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Что оказалось новым?

Заполнение диаграммы “Прямая речь — Диалог”. Работа в группах.

Есть ли что-либо общее между прямой речью и диалогом?

Предполагаемый ответ учащихся

1 .Часто сопровождаются обращением, вводными словами.

2.Речь героев пишется с прописной буквы.

3 .Используются глаголы говорения, глаголы мысли.

4.Могут быть в тексте одновременно.

5.Используются в литературе для характеристики героев.

6. Закрепление. Работа с учебником. Упражнение 318 (устно)

7. На презентации

Составить и записать диалог по вариантам :

1 вариант – на автобусной остановке

2 вариант – в магазине.

Двое работают у доски. Остальные в тетради.

8.Физкультминутка «Диалог».

-Как живёшь?

— Вот так! (поднимают вверх большой палец).

— Как идёшь?

— Вот так! (маршируют).

— Ночью спишь?

— Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

— Как плывёшь?

— Вот так! (руками разводят)

— Как шалишь?

— Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

— Как грозишь?

— Вот так! (пальцем указательным машут)

— Как садишься?

— Вот так! (Садятся)

— Что представляет из себя наша физкультминутка? (Диалог)

9. Тренировочные упражнения

1. Послушайте два текста и две отрывки из мультфильмов и определите, в каком из них есть диалог. Докажите.

  1. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»

  2. — Что ты еж такой колючий?
    — Это я на всякий случай.
    Знаешь кто мои соседи?
    Лисы, Волки да Медведи! (Б.Заходер)

10. «Догадайся»

Перед вами диалог с незаконченным текстом. Прочитаем его. Запишем подобрав слова, близкие по значению(синонимы), соблюдая все знаки препинания. Построить схемы

Диалог Вити и Максима по поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина

— Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Витя.

— Руслан, — ответил Максим.

— А почему? – спросил Витя.

— Я переживал за него, — ответил Максим.

— Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе? – спросил Витя.

— Смелость и целеустремленность, — ответил Максим.

Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.

— Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Витя.

— Руслан, — ответил Максим.

— А почему? – поинтересовался Витя.

— Я переживал за него, — добавил Максим.

— Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе? – переспросил Витя.

— Смелость и целеустремленность, — сказал Максим.

11. «Чем мы похожи?»

3адание1 Выберите часть диалога, которая соответствует схеме:

  • П?

  • П, — а.

  • П! П?

  • П, — а

-Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?

-Иохим выучил, — ответил Петрусь.

  • Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?

  • Я … не сержусь на вас, — сказал мальчик тихо.

  • Ну, так и я не сержусь… Давай играть вместе.

  • Я не умею играть с вами, — ответил он, потупившись.

-Не умеешь играть? Почему?

-Так.

-Нет, почему же?

-Так, — ответил он чуть слышно и еще больше по тупился

Задание 2. Заменить прямую речь диалогом.

Вася спросил Колю:

« Ты выучил теорему?»

« Да, выучил со всеми примерами!»- ответил Коля другу.

— Ты выучил теорему? – спросил Вася Колю.

— Да, выучил со всеми примерами!- ответил Коля другу.

12.Рефлексия .

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что…

1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая повторов.


13.Домашнее задание. Составить диалог
14.Подведение итогов урока. Выставление оценок .

infourok.ru

Глава 14. Пунктуация при прямой речи

В данной главе:

§1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора

Прямая речь при передаче на письме требует особого пунктуационного оформления. Оно зависит от положения прямой речи и слов автора относительно друг друга.
Возможны следующие случаи:

1. Прямая речь перед словами автора, например:

«Хорошо, что ты зашла», — сказала соседка.
«Как я рада тебя видеть!» — сказала соседка.
«Зайдёшь завтра?» — спросила соседка.

Схемы: «П.р.», — р.а. (здесь и далее: П.р. – прямая речь, р.а. – речь автора)
«П.р.!» — р.а.
«П.р.?» — р.а.

2. Прямая речь после слов автора, например:

Соседка сказала: «Хорошо, что ты зашла».
Соседка сказала: «Как я рада тебя видеть!»
Соседка спросила: «Зайдёшь завтра?»

Схемы:
р.а.: «П.р.».
р.а.: «П.р.!»
р.а.: «П.р.?»

3. Речь автора разрывает прямую речь, например:

«Хорошо, — сказала соседка, – что ты зашла».
«Оленька! – сказала соседка. – Как я рада тебя видеть!»
«Оленька, — спросила соседка, — зайдёшь завтра?»

Схемы:
«П.р., — р.а., — п.р.».
«П.р.! – р.а. – П.р.!»
«П.р., – р.а., – п.р.?»

Если речь автора разрывает прямую речь, то кавычки перед ней и после неё не ставятся. Они выделяют всю конструкцию с прямой речью целиком.

Примечание:

Если первая часть прямой речи оканчивается точкой, вопросительным или восклицательным знаком, то вторая часть прямой речи начинается с прописной (большой) буквы.
Если первая часть прямой речи оканчивается на запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, многоточие, т.е. если предложение не завершено, то вторая часть начинается со строчной (маленькой) буквы.

Например:
«Париж – столица Франции, — поправил он младшую сестру. – А не Италии».

«Париж, — поправил он младшую сестру, — столица Франции, а не Италии».

4. Прямая речь разрывает речь автора:

Он сразу поправил младшую сестру: «Париж – столица Франции, а не Италии» — и вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

(Если структура речи автора не требует знаков пунктуации, то после первой части ставится двоеточие, а перед второй – тире.)

Сказав: «До свидания!», он вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

(Если структура речи автора требует знаков препинания на месте разрыва, то после первой части ставится двоеточие, а перед второй – запятая.)
Схемы:
Р.а.: «П.р.» — р.а.
Р.а.: «П.р.!», р.а.

 

§2. Пунктуационное оформление диалога

Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек.

В начале реплик диалога ставится тире, например:

«Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:

– Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения, и почему закрыты городские ворота?
– Гвардейцы не выпускают людей из города…
– Почему же их не выпускают?
– Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города…
Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлёпнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.»

(Ю.Олеша, Три толстяка)

Отдельные реплики также могут быть оформлены с помощью тире:

«Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг:
– Какая досада! Очки, конечно, разбились. Когда я смотрю без очков, я, вероятно, вижу так, как видит не близорукий человек, если надевает очки. Это очень неприятно.»

(Ю. Олеша, Три толстяка)

Примечание:

Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания. Пунктуация будет различаться в зависимости от взаимоположения прямой речи и речи автора. Но кавычки не нужны. Прямая речь отделяется с помощью тире.

Схемы:

1) Р.а.: — П.р. Например:

Потом он поворчал по поводу отломанных каблуков:
– Я и так невелик ростом, а теперь стану на вершок ниже. Или, может быть, на два вершка, потому что отломились два каблука? Нет, конечно, только на один вершок… (Ю. Олеша, Три толстяка)

2) – П.р., — р.а. Например:

– Караул! – кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами (Ю.Олеша, Три Толстяка).

3) Р.а.: — П.р.! — р.а. Например:

И вдруг гвардеец с разбитым носом сказал:
– Стой! – и поднял высоко факел (Ю.Олеша, Три Толстяка).

4) –П.р., — р.а. – П.р. Например:

– Перестаньте кричать! – рассердился он. – Разве можно так громко кричать! (Ю.Олеша, Три толстяка)

То есть логика оформления прямой речи и речи автора сохраняется, но не используются кавычки. Вместо них в начале прямой речи всякий раз ставится тире.

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

«Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»

Урок русского языка в 5 классе на тему:

«Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»

Цели: 1.Познакомить учащихся с понятием «диалог».

2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему,

расставлять знаки препинания при диалоге.

3.Воспитывать культуру речи.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

— Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

Сл. 2 А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

— что такое диалог?

— где он встречается в речи?

— как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

— Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.

Сл.3 — Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

— Сколько персонажей участвует в разговоре?

— Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?

— Чему нас учит это стихотворение?

II. Чтение учителем стихотворения. Работа по вопросам (ответы детей).

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идет.

Спрашивают лодыри

У него:

— Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не попить без грамоты,

Не поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

— Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

— Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом.

— А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор).

— Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев).

— А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

Сл.4III. Работа с терминами «диалог». (По учебнику на стр. 174 определение, упр. 318 устно).

— А теперь давайте запишем наши словарные слова в тетрадях.

-Составьте словосочетание и предложение с данным термином (Запись и разбор словосочетания и предложения).

IV. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге).

— Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 34, стр.175)

— Вып. Упр. 319.

Сл.5— Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге? (Вывод)

V. Наблюдение над языком.

— А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог?

Сл.6.Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

— Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?

-Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

-Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на песню «Дружба»)

— Где же ещё может встречаться диалог? (в художественном произведении – художественный стиль).

Сл. 7. -А в сказках используется диалог? Давайте постараемся вспомнить из какой сказки этот отрывок? (Сказка «По щучьему веленью»)

— Кто с кем разговаривает?

— Почему Щука помогает Емеле?

VI. Лингвистический эксперимент.

(Сл.8.)- А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.

Перед вами карточки. Вы должны вставить, где необходимо, нужные знаки препинания. Проверка (триггер на перо)

Сл. 9.

— А теперь дружно поработаем. Каждый получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только вопросы, но нет ответов).

— Кто твой любимый герой в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? – спросил Андрей.

— , — ответил Витя.

— А почему? – спросил Андрей.

— , — ответил Витя.

— Какие черты характера Елисея ты хотел бы видеть в себе? — спросил Андрей.

— , — ответил Витя.

Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.

Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог.

— А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?

-Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).

— А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.

VII. Наблюдение над языком.

— Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

— Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»

Серёжа вернулся из кино.

— Что, хорошая была картина?- спросил я.

-Ух, и здорово!- ответил он. — Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

Вывод.

— Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.

— А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

— Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

Сл. 10.– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».

— Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Примерный диалог.

— Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.

— А его нет дома.

— Пусть он перезвонит мне, когда придёт.

— Обязательно передам.

— Спасибо большое. Извините за беспокойство.

Cл.11.VIII. Итоги урока:

— Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Cл.12.Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка (вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).

IX. Домашнее задание. П.34, упр. 323 (стр.177).

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему «ДИАЛОГ И МОНОЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ».

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятиями «диалог» и «монолог», знаками препинания при диалоге

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vitor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Диалог, монолог

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

Повторение

Тест по теме «Прямая речь».

Отвечают на вопросы

Индивидуальная, взаимопроверка

Письменная работа

Цели урока:

— 1.Познакомиться с понятиями «монолог» и «диалог», «полилог».

— 2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему.

— 3. Расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог.

4.Воспитывать культуру речи.

Актуализация и пробное учебное действие

Инсценировка стихотворения В. Орлова «Ёж фонарик не включил».


-Что такое диалог?

Прочитаем стихотворение В. Орлова «Ёж фонарик не включил».

Ёж фонарик не включил

Из лесной гнилушки

И на ёлку наскочил

Ночью на опушке.

— Как твои иголки? –

Ёж спросил у ёлки.

— Все целы. А как твой нос?

Целый! – ёжик произнёс.

— Извини! – промолвил ёж,

Еле сдерживая дрожь.

-Извини и ты, сосед,-

Ёлка скрипнула в ответ.

Ёж и ёлка при ночной

Встрече на опушке

Не сказали ни одной

Колкости друг дружке.

— Кто догадался, как звучит тема урока?

— Определите основную мысль стихотворения.

— Кто участвует в разговоре?

-Кому принадлежат слова «Как твои иголки?». Как вы узнали это?

-Как вы думаете, что такое диалог?

-Прочитаем определение в учебнике.

— Из каких частей состоит диалог?

— Что такое реплика?

— В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу героев стихотворения?

-Обратим внимание, как диалог оформляется на письме.

-Найдите в стихотворении реплику, которая не сопровождается словами автора Почему?

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная,

фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные

ответы

Работа с учебником

Целеполагание и построение проекта выхода

из затруднения

Просмотр мультимедийной презентации «Диалог и монолог. Знаки препинания при диалоге и прямой речи». Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

  • Что говорится о диалоге и монологе в презентации?

  • Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

  • Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога?

Наблюдение над языком.

Дополняет ответы

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Индивидуальная,

групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Вопросы для уточнения информации

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

Задание 1.

Составить схему диалога.

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

— Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

— Ну, придумай рифму на слово пакля, — сказал Цветик.

— Шмакля, — ответил Незнайка.

— Какая шмакля? – удивился Цветик.

Задание 2.

А теперь дружно поработаем в парах. Каждая группа получает карточку с заданием.

Составьте небольшой диалог(6-8 реплик) на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».

Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

1. –П!

2. – П,-а.

3. –П.

4. – П.

  1. Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

  2. Диалог состоит из реплик и слов автора.

  3. Каждая реплика пишется с новой строчки с тире.

  4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

  5. Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

  6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов

Решают задания на карточке

Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

Домашнее задание.

  1. § 49 – прочитать.

  2. Упр.253

Прокомментировать.

Оценки.

infourok.ru

Конспект «Знаки препинания при прямой речи»



Знаки препинания при прямой речи. Во всех случаях прямая речь выделяется кавычками. Кроме этого есть еще знаки, которые зависят от расположения прямой речи в предложении.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М. Лермонтов)

А: «П».


2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.
«Это лошадь отца моего», — сказала Бэла. «Увидеть барский дом нельзя ли?» — спросила Таня.

«П», — а.                  «П?» — а.


3. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие варианты:

3.1. Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы.
«Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода». (Без слов автора было бы: «Я говорил вам, что нынче будет погода».)

«П, — а, — п».


3.2. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Суда на пристани есть, — подумал я. — Завтра отправлюсь в Геленджик». (Без слов автора было бы: «Суда на пристани есть. Завтра отправлюсь в Геленджик»).

«П, — а. — П».


3.3 Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Почему в шесть? — спросил Павел. — Ведь сменяются в семь» (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) «Ну, хорошо, хорошо! — засмеялась Валя. — Я никому не скажу». (Без слов автора было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».)

«П? — а. — П».     «П! — а. — П».


3.4. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире:
«Не сердись, — повторил он и шёпотом на ухо добавил: — Плакать тоже не надо». «Полтысячи? — недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке: — А это что же будет за вещь?» 

«П, — а: — П».     «П? — а: — П?»


4. При передаче диалога речь каждого лица берётся в кавычки, отделяется от речи других лиц при помощи тире. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
«Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» — «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку?» — «Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? — «Сторона мне знакомая», — отвечал дорожный… 

5. Очень часто в печати слова каждого лица в диалоге начинаются с новой строки, и тогда перед ними ставится тире. Кавычки в таком случае не употребляются.

Позвольте мне сегодня пойти в гости, — сказала однажды Настя, одевая барышню.
— Изволь, а куда?
— В Тугилово, к Берестовым.

Схема «Знаки препинания при прямой речи».

Знаки препинания при прямой речи

Таблица «Знаки препинания при прямой речи».

Знаки препинания при прямой речи


Конспект урока «Знаки препинания при прямой речи».

Следующая тема: «Пунктуация при цитировании».

uchitel.pro

Урок русского языка 8 класс, тема «Диалог. Знаки препинания при диалоге»

Урок русского языка 8 класс, тема «Диалог. Знаки препинания при диалоге»

Тема: Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Цели: Повторить и обобщить сведения о диалоге; вести наблюдение над использованием диалогов в художественной речи; развивать умение передавать его в пересказе, использовать в собственной речи; развивать навык постановки знаков препинания при диалоге, при прямой речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка дом.задания

  3. Словарная работа.

Диа-“два”, логос-“слово” (диалог-разговор двух и более- по школьной терминологии-лиц).

Моно — “один” (монолог-речь одного). Давай те попробуем поставить перед собой цели урока. Исходя из темы урока, каковы наши цели урока?

Вызов

  1. Сколько человек участвует в диалоге?     

  — Ну-с, чем я вам могу быть полезен?
        — Я, — горько заговорил буфетчик, — являюсь заведующим буфетом театра Варьете…
        — Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. <…> Нет, милейший, так невозможно!
        — Я извиняюсь, — заговорил ошеломленный буфетчик этим внезапным нападением Андрей Фокич, — я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.
        — То есть как это ни при чем, если она испорчена!
        — Осетрину прислали второй свежести, — сообщил буфетчик.
        — Голубчик, это вздор!
        — Чего вздор?
        — Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это значит, что она тухлая!
        — Я извиняюсь… — начал было опять буфетчик, не зная, как отделаться от придирающегося к нему артиста.
        — Извинить не могу, — твердо сказал тот.
        — Я не по этому делу пришел! — совсем расстраиваясь, проговорил буфетчик.

Осмысление.

Работа с теорией.

1.Диалог — это разговор двух или нескольких лиц между собой.

Диалог может быть оформлен двумя способами:

  1. Чередование отдельных реплик, без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту.

  2. Чередование реплик со словами автора.

Пунктуация и оформление диалога

  • Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки

  • Перед каждой новой репликой ставится тире

  • Кавычки как при прямой речи не ставятся

  • Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи.

Рефлексия

Задание 1*

1. Является ли данный текст диалогом. Спишите, расставляя знаки препинания.

…И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса

Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут кричали дети в одной деревне.

Лягушка слышала это, и у нее прыгало сердце.

Смотрите, смотрите! Вот чудо-то! Кричали в другой деревне взрослые. Знают ли они, что это я придумала, а не утки? Подумала квакушка.

Смотрите, смотрите! Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Задание 2*

РАФТ – составить диалог по данной стратегии, для всех групп.

Роль – учитель

Аудитория – учащиеся

Форма – диалог

Тема — подготовка к экзаменам.

Авторский стул.

Задание 3*

Составить диалог

1 группа 2 группа

Школа Каникулы

Авторский стул

Задание 5*

Составьте диалоги по сюжетным картинкам.

— Ролевая игра. Озвучивание диалогов. Диалог должен быть небольшим, понятным, нести смысловую нагрузку.

Вывод:

— Что такое диалог?

— Как он оформляется на письме?

— Чем диалог отличается от монолога?

Домашнее задание

Составить диалог на тему: На улице….

Оценивание по 12 бальной шкале.

«1-6 баллов»- оценка 3

«6- 10 баллов» — оценка 4

«11- 12 баллов» — оценка 5

ФИ ученика

Критерии

балл

Творчество

Регманет (время)

Умение составлять диалог

Умение оформлять диалог

Работа в группах

Взаимопроверка по слайду

Работа в группах

Работа в парах, взаимопроверка

Работа в парах

Работа в парах, самопроверка

Учитель русского языка и литературы Макаренкова Татьяна Николаевна[Введите текст] Страница 4

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о