Знаки препинания при прямой речи карточки 10 класс: Конспект урока по русскому языку в 10 классе «Знаки препинания при цитатах» – План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование».

Конспект урока по русскому языку в 10 классе «Знаки препинания при цитатах»


Конспект открытого урока
Тема: Знаки препинания при цитатах
Цели урока: 1)повторить правила оформления
прямой речи,объяснить правила
постановки знаков препинания
при цитатах

2)на примерах текстов продолжить
воспитание читательской культуры,
затронуть нравственные вопросы
чести,совести и ценности дружбы.

3)развитие речи,творческих способностей
мыслительной деятельности,внимания

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Образовательные
технологии : проблемное обучение,
групповая технология ,
обучение в сотрудничестве.
(использование презентации)

I) Словарная работа
Задание 1 : составьте синонимический ряд
к словам : изложена(проблема)
сложная(проблема)
(устная работа с классом)
Задание 2 : запишите в тетрадях слова,
которые вы сможете использовать
в сочинении-рассуждении(ЕГЭ)
(Слайд 1)

Лексика(сочинение-рассуждение)
1)Проблема(какая?)
→ сложная,важная,серьезная,
глубокая,актуальная,злободневная,
острая …
2)Автором проблема может быть
→ изложена,поставлена,рассмотрена,
выдвинута,затронута,поднята,
исследована …
II) Повторение знаков препинания при прямой речи
(слайд 2)
а)комментируем схемы на слайде 2
б)Задание к классу: выполните задание,
которое дается в карточке
— расставьте знаки препинания
при прямой речи соответственно
схемам.

Прямая речь перед словами автора

Слова автора внутри прямой речи

А : «П».

А : «П!»

А : «П»

А : «П…»

«П», — а

«П!» — а

«П?» — а

«П..» — а

«П, — а. — П».

«П, — а, — п».

«П? — а. — П»

1) Осень обещала Я озолочу . А зима сказала Как я захочу .

2) Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь

безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!

3) Его слова прерваны были вопросам чёрта Прямо ли ехать к царице?

4) Он задумался и тихо произнёс А стоит ли…

1) Славная погода будет заметил я глядя на светлое небо.

2) Золото, золото падает с неба дети кричат

3) Спит ли моя ясноокая Ганна думал он подходя к знакомой хате с вишнёвыми деревьями.

4) Нет, он не англичанин подумал Берлиоз.

1) Суда на пристани есть подумал я Завтра отправлюсь в Геленджик .

2) Вот на этом поле сказал Ноздрёва русаков такая гибель, что земли не видно.

3) Чему обучаюсь? переспросил Макар и захлопнул книжку Английскому языку .

III) Новая тема

1)Вопрос к классу: Что такое цитата?
Учащиеся записывают
определение цитаты.
Цитата — это дословная выдержка из
какого-либо текста.

(слайд 3)
2) Учитель: А теперь рассмотрим правила
постановки знаков препинания
при цитатах.
Вы сами сформулируйте правила,
рассмотрев внимательно предложения,
данные на слайде 4,5,6,7,8
(Метод конструирования правила)
Слайд 4.
Рассуждая о роли книги в жизни человека, В.А.Сухомлинский пишет:
«Умная,вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.»
Если цитата представляет собой целое предложение,то она выделяется теми же знаками,что и прямая речь.
1) П.А.Павленко,русский писатель,утверждал:»Вовремя прочитанная книга — огромная удача.»

2)П.А.Павленко,русский писатель,считал,что «вовремя прочитанная книга — огромная удача.»

3)П.А.Павленко,русский писатель,утверждал:»…прочитанная книга — огромная удача.»

Задание классу: исправьте ошибки и закончите правильно.

1)Она промолвила,что да,я посещала этот дом.
2)Людовик XIV говорил -«Государство — это я»
3)Д.С.Лихачёв говорил:человек должен жить в сфере добра,созданной им самим.

Задание группам(класс делится на 3 группы)
___________________________________________________________________________
3 группы получают разные текста(тексты в ЕГЭ)
I группа — текст о дружбе
II группа — текст о чести и достоинстве
III группа — текст о значении чтения
Задание: составьте предложения,отражающие одну из проблем текста и позицию
автора по этой проблеме,используя цитаты.

От каждой группы выступает 1 человек и комментирует цитаты


V) Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.

Карточки по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» | Карточки контроля по русскому языку

Карточки по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»