Конспект урока по русскому языку в 10 классе «Знаки препинания при цитатах»
Конспект открытого урока
Тема: Знаки препинания при цитатах
Цели урока: 1)повторить правила оформления
прямой речи,объяснить правила
постановки знаков препинания
при цитатах
2)на примерах текстов продолжить
воспитание читательской культуры,
затронуть нравственные вопросы
чести,совести и ценности дружбы.
3)развитие речи,творческих способностей
мыслительной деятельности,внимания
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Образовательные
технологии : проблемное обучение,
групповая технология ,
обучение в сотрудничестве.
(использование презентации)
I) Словарная работа
Задание 1 : составьте синонимический ряд
к словам : изложена(проблема)
сложная(проблема)
(устная работа с классом)
Задание 2 : запишите в тетрадях слова,
которые вы сможете использовать
в сочинении-рассуждении(ЕГЭ)
(Слайд 1)
1)Проблема(какая?)
→ сложная,важная,серьезная,
глубокая,актуальная,злободневная,
острая …
2)Автором проблема может быть
→ изложена,поставлена,рассмотрена,
выдвинута,затронута,поднята,
исследована …
II) Повторение знаков препинания при прямой речи
(слайд 2)
а)комментируем схемы на слайде 2
б)Задание к классу: выполните задание,
которое дается в карточке
— расставьте знаки препинания
при прямой речи соответственно
схемам.
Прямая речь перед словами автора
Слова автора внутри прямой речи
А : «П».
А : «П!»
А : «П»
А : «П…»
«П», — а
«П!» — а
«П?» — а
«П..» — а
«П, — а. — П».
«П, — а, — п».
«П? — а. — П»
1) Осень обещала Я озолочу . А зима сказала Как я захочу .
2) Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь
безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!
3) Его слова прерваны были вопросам чёрта Прямо ли ехать к царице?
4) Он задумался и тихо произнёс А стоит ли…
1) Славная погода будет заметил я глядя на светлое небо.
2) Золото, золото падает с неба дети кричат
3) Спит ли моя ясноокая Ганна думал он подходя к знакомой хате с вишнёвыми деревьями.
4) Нет, он не англичанин подумал Берлиоз.
1) Суда на пристани есть подумал я Завтра отправлюсь в Геленджик .
2) Вот на этом поле сказал Ноздрёва русаков такая гибель, что земли не видно.
3) Чему обучаюсь? переспросил Макар и захлопнул книжку Английскому языку .
III) Новая тема
1)Вопрос к классу: Что такое цитата?
Учащиеся записывают
определение цитаты.
Цитата — это дословная выдержка из
какого-либо текста.
2) Учитель: А теперь рассмотрим правила
постановки знаков препинания
при цитатах.
Вы сами сформулируйте правила,
рассмотрев внимательно предложения,
данные на слайде 4,5,6,7,8
(Метод конструирования правила)
Слайд 4.
Рассуждая о роли книги в жизни человека, В.А.Сухомлинский пишет:
«Умная,вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.»
Если цитата представляет собой целое предложение,то она выделяется теми же знаками,что и прямая речь.
1) П.А.Павленко,русский писатель,утверждал:»Вовремя прочитанная книга — огромная удача.»
2)П.А.Павленко,русский писатель,считал,что «вовремя прочитанная книга — огромная удача.»
3)П.А.Павленко,русский писатель,утверждал:»…прочитанная книга — огромная удача.»
Задание классу: исправьте ошибки и закончите правильно.
1)Она промолвила,что да,я посещала этот дом.
2)Людовик XIV говорил -«Государство — это я»
3)Д.С.Лихачёв говорил:человек должен жить в сфере добра,созданной им самим.
Задание группам(класс делится на 3 группы)
___________________________________________________________________________
3 группы получают разные текста(тексты в ЕГЭ)
I группа — текст о дружбе
II группа — текст о чести и достоинстве
III группа — текст о значении чтения
Задание: составьте предложения,отражающие одну из проблем текста и позицию
автора по этой проблеме,используя цитаты.
От каждой группы выступает 1 человек и комментирует цитаты
V) Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Карточки по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» | Карточки контроля по русскому языку
Карточки по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»
19.04.2017 4641 626 Дудниченко Светлана ВикторовнаКарточка 1.
1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.
2.А знаете ли вы, куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита
4.Вот ты говоришь сказала Рукодельница что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь.
5.Сивка-Бурка, вещая каурка закричал Иванушка-дурачок стань передо мной как лист перед травой.
Карточка 2.
1.Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.
2.Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.
3.Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша.
4.Эй, хозяин важно сказал Буратино вы дадите нам три корочки хлеба.
5.Покажи закричал Данила-мастер без цветка мне жизни нет.
Карточка 3
1.Меня зовут Фомой ответил он а по прозвищу Бирюк..
2 Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу взмолился Иван Царевич.
3. Прокричали мыши плавая в стакане газировки Леопольд, мы сдаемся
4.Ну хорошо хорошо засмеялась Валя я никому не скажу.
5. Что Вы тут делаете промолвил Базаров букет вяжете.
Карточка 1.
1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.
3.Дождь пойдёт возразил Калиныч утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
4.Вот ты говоришь сказала Рукодельница что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь.
5.Сивка-Бурка, вещая каурка закричал Иванушка-дурачок стань передо мной как лист перед травой.
Карточка 2.
1.Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.
2.Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.
3.Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша.
4.Эй, хозяин важно сказал Буратино вы дадите нам три корочки хлеба.
5.Покажи закричал Данила-мастер без цветка мне жизни нет.
Карточка 3
1.Меня зовут Фомой ответил он а по прозвищу Бирюк..
2 Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу взмолился Иван Царевич.
3. Прокричали мыши плавая в стакане газировки Леопольд, мы сдаемся
4.Ну хорошо хорошо засмеялась Валя я никому не скажу.
Карточка 1.
1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.
2.А знаете ли вы, куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита
3.Дождь пойдёт возразил Калиныч утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
4.Вот ты говоришь сказала Рукодельница что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь.
5.Сивка-Бурка, вещая каурка закричал Иванушка-дурачок стань передо мной как лист перед травой.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Карточки по русскому языку на тему «Прямая речь»
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Предложения с прямой речью
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает³ её старик громко ты откуда пришла что тебе здесь нужно? 2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит нужно мне набрать в эту корзину под-снежников. 3. 3асмеялся старик это в январе-то подснежники? Вон что выдумала! 4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка. 5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал слушай Цветик научи³ меня писать стихи. 6. Отец вчера говорил на заре хорошо клюёт.
Проверочная работа по русскому языку по теме «Прямая речь»
Карточка 1
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составь схемы предложений.
1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.
2. Не списывая, составь схемы.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».
“Там, в лесу, стоит одна, — отвечает ей она.
Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”
“Я не сержуся, — тихо молвила она.
Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»
Карточка 2
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составь схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.
5) Стой окрикнул Пётр.
2. Не списывая, составь схемы.
1. Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».
2. Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»
3. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною», — приговаривал Балда с укоризною.
4.»О, если б в небо хоть раз подняться!» — крикнул Сокол с тоской и болью.
5. „Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.
6. „Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.
7. „Едем,» — сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.
Карточка 3
1. Спиши, расставляя знаки препинания.
1. На перемене Федор и Валя любят посплетничать Слышь, Федька, мне Владимир Вячеславович сказал что по английскому новая учительница пришла!
2. «Ну и что? Я их столько видел» пробормотал Федор.
3. Зазвенел звонок, все сели, зашла учительница и сказала по-английски Здравствуйте.
4. «Наташка что это она говорит?» — прошептал Валя.
5. Повторите еще разок попросил Валя у учительницы.
6. Что такое десант раздался чей-то голос.
7. Только ты не шуми сказал отец.
2. Составьте предложения по схемам.
1) А: «П.»
2) «П», -а.
3) А: «П?»
Карточка 4
1. Начертите схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.
5) Стой окрикнул Пётр.
2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется заметил полковник нет ничего вкуснее!
4) Не стоит перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.
Карточка 5
1. Найдите и исправьте ошибки в схемах. По исправленным схемам составьте предложения и запишите их.
1) А — «П». 3) «П!», — а.
2} «П!»: а. 4) «П» — а.
2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.
2) И решила внучка Навещу-ка я бабушку.
3) У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди.
4) Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка.
5) Девочка строго сказала Буратино Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!
6) Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим думает Лето.
Карточка 6
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает её старик громко Ты откуда пришла что тебе здесь нужно?
2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит Нужно мне набрать в эту корзину подснежников.
3. 3асмеялся старик Это в январе-то подснежники? Вон что выдумала!
4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка.
5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал Слушай Цветик научи меня писать стихи.
6. Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.
2. Начертите схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.
5) Стой окрикнул Пётр.
Прямая речь. Диалог. 5 класс.
1. Начертите схемы предложений.
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься не по-людски твёрдо сказал Данил.
5) Стой окрикнул Пётр.
2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Смотрю ему в след и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее заметил полковник.
4) Не стоит перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Ты только не шуми сказал отец.
3. Перестрой предложения с прямой речью в реплики.
Петя снял трубку и набрал номер своего одноклассника: «Здравствуйте, попросите, пожалуйста, Колю». «Извините, но его нет дома», — ответила Лида. Петя промолчал и спросил: «А когда он придёт?» «Возможно, через час», — послышался голос в трубке.
Прямая речь. Диалог. 5 класс.
1. Начертите схемы предложений.
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься не по-людски твёрдо сказал Данил.
5) Стой окрикнул Пётр.
2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Смотрю ему в след и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее заметил полковник.
4) Не стоит перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Ты только не шуми сказал отец.
3. Перестрой предложения с прямой речью в реплики.
Петя снял трубку и набрал номер своего одноклассника: «Здравствуйте, попросите, пожалуйста, Колю». «Извините, но его нет дома», — ответила Лида. Петя промолчал и спросил: «А когда он придёт?» «Возможно, через час», — послышался голос в трубке.
Прямая речь. Диалог. 5 класс.
1. Начертите схемы предложений.
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься не по-людски твёрдо сказал Данил.
5) Стой окрикнул Пётр.
2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Смотрю ему в след и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее заметил полковник.
4) Не стоит перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Ты только не шуми сказал отец.
3. Перестрой предложения с прямой речью в реплики.
Петя снял трубку и набрал номер своего одноклассника: «Здравствуйте, попросите, пожалуйста, Колю». «Извините, но его нет дома», — ответила Лида. Петя промолчал и спросил: «А когда он придёт?» «Возможно, через час», — послышался голос в трубке.
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему: Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Тема: Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цели: Обобщить сведения по теме «Прямая речь», формировать умения различать в предложении прямую речь, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;
— способствовать развитию монологической речи учащихся;
— способствовать приобретению опыта адекватного поведения в обществе.
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: устная беседа, работа с учебником, выполнение тестовых заданий
Оборудование, наглядные пособия: таблицы, учебник, проектор, ПК
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация.
2.2 Словарный диктант
— Распределить слова в две колонки: существительные и прилагательные.
Великодушие, баснописец, тысячелетие, лимонно – желтый, юго – западный, патриот, полумрак, дальневосточный, узкоспециальный, животрепещущий, безветренный, ледяной, свиной, вуз, сороконожка, сорокалетие, сорокалетний.
2.3 Синтаксическая пятиминутка.
Запись и анализ предложений с прямой речью.
М. Горький писал: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя».
— Чем осложнено это предложение?
— Перестройте предложение, чтобы слова автора стояли после прямой речи.
— Передайте слова Горького при помощи вводных слов. (По словам Горького, цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.)
3. Формирование новых понятий и способов действия.
2. Слово учителя
В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи. Это:
а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;
б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.;
в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;
г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
3.1 Повторение теоретического материала
Прямая речь — это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором».
Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая содержание и форму.
3.2 Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь заключается в кавычки.
Слайд 2
Слайд 3
3.3 Работа с таблицей.
Прямая речь после слов автора | Прямая речь перед словами автора | Прямая речь прерывается словами автора | Прямая речь внутри авторских слов |
А: «П». | «П»,- а. | «П, — а, — п» | А: «П»,-а |
Вывод: | Вывод: | Вывод: | Вывод: |
Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.
Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
После же первой части прямой речи ставится:
— вопросительный или восклицательный знак или тире, если первая часть – вопросительное или восклицательное (побудительное или повествовательное) предложение;
— запятая и тире, если первая часть – невосклицательное повествовательное предложение.
3.3 Дополнить предложения прямой речью.
1. Увидев белку, сидящую на сучке, шепчу в восторге…
2. …удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
3. Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил…
4. Закрепление.
4.1 Фронтальный опрос
— Дать определение прямой речи
— От чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи? (От места прямой по отношению к словам автора.)
4.2 Тренировочные упражнения.
Слайд 12
Слайд 14
4.3 Работа с учебником. Чтение статьи стр. 336
5. Домашнее задание.
Упражнение № 486, стр. 336.
Карточки по теме «Знаки препинания при прямой речи»
Карточка 1
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составь схемы предложений.
1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.
2. Не списывая, составь схемы.
1) Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».
2)“Там, в лесу, стоит одна, — отвечает ей она.
3)Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”
4)“Я не сержуся, — тихо молвила она.
5)Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»
Карточка 2
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составь схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.
5) Стой окрикнул Пётр.
2. Не списывая, составь схемы.
1. Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».
2. Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»
3. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною», — приговаривал Балда с укоризною.
4.»О, если б в небо хоть раз подняться!» — крикнул Сокол с тоской и болью.
5. „Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.
6. „Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.
7. „Едем,» — сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.
Карточка 3
1.Спиши, расставляя знаки препинания.
1. На перемене Федор и Валя любят посплетничать Слышь, Федька, мне Владимир Вячеславович сказал что по английскому новая учительница пришла!
2. «Ну и что? Я их столько видел» пробормотал Федор.
3. Зазвенел звонок, все сели, зашла учительница и сказала по-английски Здравствуйте.
4. «Наташка что это она говорит?» — прошептал Валя.
5. Повторите еще разок попросил Валя у учительницы.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.
2.Составьте предложения по схемам.
1) А: «П.»
2) «П», -а.
3) А: «П?»
Карточка 4
1. Начертите схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.
5) Стой окрикнул Пётр.
2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется заметил полковник нет ничего вкуснее!
4) Не стоит перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.
Карточка 5
1. Найдите и исправьте ошибки в схемах. По исправленным схемам составьте предложения и запишите их.
1) А — «П». 3) «П!», — а.
2} «П!»: а. 4) «П» — а.
2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.
2) И решила внучка Навещу-ка я бабушку.
3) У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди.
4) Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка.
5) Девочка строго сказала Буратино Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!
6) Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим думает Лето.
Карточка 6
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1.Спрашивает её старик громко Ты откуда пришла что тебе здесь нужно?
2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит Нужно мне набрать в эту корзину подснежников.
3. 3асмеялся старик Это в январе-то подснежники? Вон что выдумала!
4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка.
5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал Слушай Цветик научи меня писать стихи.
6. Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.
2. Начертите схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.
5) Стой окрикнул Пётр.
Карточки по русскому языку на тему «Прямая речь» (5 класс)
Вариант 1
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Послушал хозяин этот спор и говорит перестаньте спорить по-пустому все вы мне нужны.
2. Матушка идет молвила Таня.
3. Я целый день по лесу летаю ножки бью крылышки треплю а они не работают думал воробей.
Вариант 2
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Ей с поклоном старик отвечает смилуйся государыня рыбка.
2. Ты помилуй царь-отец воскликнул городничий.
3. Вот я сейчас лучинку разожгу печь затоплю подумал разбойник.
Вариант 3
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Старуха оглянулась и крикнула верные мои слуги выжмите из мака масло.
2. Чем это так здорово пахнет спросил маленький щенок.
3. Василиса говорит старухе продай бабушка это полотно а деньги возьми себе.
Вариант 4
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Стали они махать руками и кричать стой стой.
2. Князь им вымолвил тогда добрый путь вам господа.
3. Я еще посплю подумал мальчик.
Вариант 5
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. вот сварю бобы и пообедаю подумала старушка.
2. Вдруг с палубы кто-то крикнул акула.
3. Я уже все сделал ответил сын.
Вариант 6
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Стали они махать руками и кричать стой стой.
2. Я еще посплю подумал мальчик.
3. вот сварю бобы и пообедаю подумала старушка.
Вариант 7
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Послушал хозяин этот спор и говорит перестаньте спорить по-пустому все вы мне нужны.
2. Я целый день по лесу летаю ножки бью крылышки треплю а они не работают думал воробей.
3. Ей с поклоном старик отвечает смилуйся государыня рыбка.
Вариант 8
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Матушка идет молвила Таня.
2. Ты помилуй царь-отец воскликнул городничий.
3. Чем это так здорово пахнет спросил маленький щенок.
Вариант 9
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Вот я сейчас лучинку разожгу печь затоплю подумал разбойник.
2. Старуха оглянулась и крикнула верные мои слуги выжмите из мака масло.
3. Василиса говорит старухе продай бабушка это полотно а деньги возьми себе.
Вариант 10
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Стали они махать руками и кричать стой стой.
2. вот сварю бобы и пообедаю подумала старушка.
3. Князь им вымолвил тогда добрый путь вам господа.
Вариант 11
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Послушал хозяин этот спор и говорит перестаньте спорить по-пустому все вы мне нужны.
2. Матушка идет молвила Таня.
3. Я целый день по лесу летаю ножки бью крылышки треплю а они не работают думал воробей.
Вариант 12
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Старуха оглянулась и крикнула верные мои слуги выжмите из мака масло.
2. Чем это так здорово пахнет спросил маленький щенок.
3. Василиса говорит старухе продай бабушка это полотно а деньги возьми себе.
Вариант 13
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. вот сварю бобы и пообедаю подумала старушка.
2. Вдруг с палубы кто-то крикнул акула.
3. Я уже все сделал ответил сын.
Вариант 14
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Послушал хозяин этот спор и говорит перестаньте спорить по-пустому все вы мне нужны.
2. Матушка идет молвила Таня.
3. Я целый день по лесу летаю ножки бью крылышки треплю а они не работают думал воробей.
Вариант 15
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Послушал хозяин этот спор и говорит перестаньте спорить по-пустому все вы мне нужны.
2. Матушка идет молвила Таня.
3. Я целый день по лесу летаю ножки бью крылышки треплю а они не работают думал воробей.
Вариант 16
Спишите, расставив кавычки и знаки препинания. Где нужно, замените строчную букву заглавной. Составьте схему.
1. Стали они махать руками и кричать стой стой.
2. Я еще посплю подумал мальчик.
3. вот сварю бобы и пообедаю подумала старушка.
Карточки «Прямая речь» 5 класс
5 класс
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Задание: выделите кавычками прямую речь, отделите ее от слов автора соответствующими знаками. Составьте схемы предложений.
Мать горько улыбнулась Теперь и умирать не страшно.
Смотри не упади крикнул он ей.
Что на тебя нашло спросил Вовка.
Киномеханик спросил Кто поет за окном
Вот жадина изумлялся Саша.
5 класс
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Задание: выделите кавычками прямую речь, отделите ее от слов автора соответствующими знаками. Составьте схемы предложений.
Только ты быстрей ответь на мое письмо сказал он шепотом.
Иван Данилович говорит Саша наврал все.
Чем будем сегодня заниматься поинтересовался папа.
Аня почему ты убежала спросила мама.
Ванька крикнул изо всех сил Помогите, на помощь
Карточка 1
1. Расставь знаки препинания и составь схемы предложений.
Мне уже лучше перебил Иван.
Александр спрашивает можно я ещё приду.
Что такое десант раздался чей-то голос.
Только ты не шуми сказал отец
Девочка строго сказала Буратино Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!
Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим думает Лето.
2.Не списывая, составь схемы.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».
“Там, в лесу, стоит одна, — отвечает ей она.
Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”
“Я не сержуся, — тихо молвила она.
Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»
3. Найдите и исправьте ошибки в схемах. По исправленным схемам составьте предложения и запишите их.
1) А — «П». 3) «П!», — а.
2) «П!»: а. 4) «П» — а.
Карточка 2.
1.Найдите лишнее предложение.
А) Чей- то голос спросил: «Кто идет?»
Б) «А что делают пираты?» — спросил Гек Тома
В) «Ну, разве не славно!» — воскликнул Джо.
Г) Том объявил, что такая жизнь ему очень нравится.
2.Определите, какое это предложение:
Дедушке часто говорили: «Да отпусти ты этого волка!»
А) Простое предложение с однородными членами;
Б) Сложное предложение;
В) Предложение с прямой речью;
3. В предложении пропущены знаки оформления прямой речи. Какая схема соответствует данному предложению?
Наконец я ей сказал хочешь, пойдем прогуляться на берег озера
А) А: «П».
Б) А: «П!»
В) А: «П?»
4. Приведите примеры прямой речи по схемам
А: «П»._________________________________________________________
А: «П?»_________________________________________________________
«П», — а._________________________________________________________
«П…..» — а.______________________________________________________
«П!» — а.________________________________________________________
Карточка3.
1. Расставьте знаки препинания и составь схемы предложений.
А) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
Б) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
В) Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.
Г) И решила внучка Навещу-ка я бабушку.
Д) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
Е) У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди.
Ж) Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка.
2. Найди предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи, исправь ее.
А) «Вот так строят дома в городах» — заговорил молодой инженер.
Б) Максим сказал: «Ну, не жалеешь, что приехал к нам?»
В) «Я в жизни ничего вкуснее не ела», — говорила Маринка.
Г) «Что с ней случилось?» – Подумал Сергей.
3. Закончи предложения:
Прямая речь заключается ________________________________.
Первое слово прямой речи ________________________________________.
После слов автора перед прямой речью ставится ____________________.