Знаки препинания в конце предложения русский язык 2 класс – Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией. 2 класс,урок 14 ( Школа 2100)

Предложение. Знаки препинания в конце предложений. (2 класс)

Тема: Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

Цель урока: Повторить изученный материал по теме «Предложение».

— развивать умение объяснять ,какие знаки препинания ставятся в конце предложения, приводить примеры;

— развивать умение составлять предложения из слов, грамотно его записывать, выбирать знак в конце предложения.

I.Оргмомент.

Откроем тетради.

Чтобы красиво написать разомнем пальчики.

Запишем число, классная работа.

Звучит музыка Ф.Шопен. Учитель читает стихотворение о весне(А. Плещеев)

II.Мотивация познавательной деятельности.

1.-О каком времени года вы услышали? (О весне)

Назовите по порядку весенние месяцы. (Март, апрель, май)

— Давайте попробуем составить предложение. (Март, апрель, май – весенние месяцы)

Перед словосочетанием весенние месяцы необходимо поставить тире.

На доске

Март, апрель, май – весенние месяцы

Посмотрите на доску. Проверьте, вы также написали предложение?

— Совершенно верно. В конце предложения не хватает знака препинания.(.)

— Какой знак препинания стоит в конце первого предложения? (.)

— Как мы произнесем это предложение? (Спокойным голосом, в конце предложения интонация понижается)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ТОЧКА, НАЗЫВАЕТСЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Учитель меняет в конце предложения знак , с (.) на (!)

Прочитайте . Что изменилось в предложении?

— А от того, что в конце предложения я поставила вместо точки восклицательный знак, что изменилось?

— Какой знак препинания стоит в конце третьего предложения? (!)

— Как мы произнесем это предложение? (Громко, в конце предложения интонация повышается)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, НАЗЫВАЕТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Учитель меняет в конце предложения знак , с (!) на (?)

— Как мы произнесем это предложение? (Мы будем спрашивать. В конце предложения голос (интонация?) повышается)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, НАЗЫВАЕТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Вывод: скажите, как мы произносим предложения с точкой (вопросительным знаком, восклицательным знаком) в конце?

— Что мы будем учиться делать на уроке? (Ставить знаки препинания в конце предложения).

— Как будет называться тема нашего урока? (предложения)

-Для чего нужны предложения? (чтобы передать какую-то мысль)

Выполним задание на красной карточки Тест

Детям раздаются опорные таблицы «Предложения»

IV.Работа по теме урока.

Работа по учебнику С. 117 №196 (самостоятельно)

— Составьте и запишите предложение.

— Ребята у вас есть цветные карточки

Возьмите карточку жёлтую

  1. Работа по карточкам (на партах у каждого)

Дети собирали ягоды

Лес так красив

Как тебя зовут

И поставить знак препинания в конце предложения

Проверка.

ФИЗМИНУТКА

3) Игра на внимание (УСТНО)

Поставьте нужный знак ( встать и показать)( хлопок . прыжок! наклониться?)

— Русский народ сочинил мудрые пословицы и поговорки.

Ты любишь отгадывать загадки?

Кто быстрее прочитает скороговорку?

Молодец, ребята!

С.118 №197 (работа в паре)

IV. Работа с текстом.

— Скажите еще раз: как мы произносим предложения с точкой (вопросительным знаком, восклицательным знаком) в конце?

— Сейчас я прочитаю рассказ Н.Сладкова “Лиса и мышь” и постараюсь при помощи интонации передать настроение, которое хотел передать нам автор.

— Послушайте и скажите : чего же боится мышь? (Приложение 1)

— Сейчас мы напишем с вами диктант, но диктант не простой. Я еще раз прочитаю текст, а вы запишете в тетради те знаки препинания, которые услышите в конце предложений. (Один ученик у доски).

ФИЗМИНУТКА

VI.Закрепление изученного материала.

Работа в парах по карточкам (белую).

-Прочитайте .Определите границы предложения.

Работа с текстом на карточках.

Вы были в осеннем лесу какая тишина вокруг только листья шуршат под ногами.

Что затрудняет чтение текста? Сегодня на урок к нам пробрался ластик-проказник и стер все знаки препинания. От этого безобразия большие буквы превратились в маленькие.

Предположите, сколько в этом тексте предложений? (3)

— Давайте проверим ваши предположения. Почему вы сделали такой выбор?

— Какой знак препинания вы поставите после первого предложения?

— Почему? После второго, третьего?

-Спишите текст, правильно обозначив начало и конец предложений разными знаками препинания.

VII.Рефлексия.

Слайд №2

Тропке, узкой ,бежит, по, озорной, ручеёк.

-Составьте и запишите предложение.

VIII.Подведение итогов.

Чтение шуточного стихотворения детьми о знаках препинания.

(Приложение)

-Что такое предложение?

-Назовите виды предложений по интонации.

-Приведите примеры.

-Что же полезного он для нас дал? Что мы делали? Чему учились?

-Легко ли вам работалось на уроке? Всё было понятно или были затруднения?

А давайте подумаем, можем ли мы пересесть в другой вагончик в нашем поезде или нам придется задержаться ещё на один урок в вагоне «Предложение»?

Если на уроке вы чувствовали себя комфортно, то поднимите ☺ , а если вы испытывали трудности, то o.

-Так какой вывод мы сделаем? А что посоветуем тем ребятам, которые подняли О?

-Какое задание вам понравилось?

-Оцените свою работу на уроке смайликами.

Рефлексия

Цель: оценить свою работу на уроке

_ Кто доволен собой? А я считаю что вы … МОЛОДЦЫ!

Уроку конец. Кто хорошо работал? Молодец!

Какое предложение?

-Молодцы! Спасибо!

Домашнее задание : упр.198 с.118

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: Открытый урок по русскому языку, 2 класс. Тема: «Знаки препинания в конце предложения»

 — Переверните страницу и найдите упр. № 24.

 — Прочитайте про себя то, что написано в упражнении.

 — Что вы прочитали? (Текст)

 — Все ли согласны с … .

 — Почему мы не можем сказать, что это текст? (Не разделен на предложения)

 — Совершенно верно. Ведь мы с вами знаем. Что текст это… .(Высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу).

 — Значит, что мы должны с вами сейчас сделать? (Выделить в тексте предложения).

 — Превращать данное высказывание в текст вы будете, работая в паре.

 — Ребята, мы помним, что в учебнике ничего писать нельзя, мы должны его сохранить в первозданном виде для других ребят. Поэтому будем работать по карточке.

 — Взяли простой карандаш и работая в паре превратили данное высказывание в текст.

 — Пара, которая справится с заданием, поднимает руку.

 — Сколько предложений в данном тексте? (5).

 — Какое первое предложение? Прочитайте. Какой знак препинания поставили?

 — Все ли согласны?

 — Почему в конце предложения надо поставить ! знак? (В этом предложении необходимо выразить чувство автора, а именно чувство огорчения).

 — Прочитайте 2-е предложение. Что поставили в конце, почему? (Потому что это предложение нужно прочитать со спокойной интонацией, в нем спокойно сообщается о том, что …)

 — Ан-но остальные предложения.

 — Молодцы ребята, а теперь посмотрите на доску.

 — Прочитайте про себя. Это текст? Почему?

 — Расставьте знаки препинания, работая в паре. Чья пара готова, поднимет руку.

 — Сколько предложений в этом тексте? (4)

 — Кто попробует у меня на компьютере расставить знаки препинания?

 — Кто также выполнил задание?

 — … прочитай текст, который у нас получился.

 — Сейчас я проверю на сколько вы внимательные.

 — Сравните текст, который у вас на карточке с текстом на доске. Работаем в паре.

 — Что вы можете сказать? (Объединены одной темой. В 1-ом тексте 5 предл. во 2-ом 4 предл.

 — Кто расставит знаки у меня на компьютере?

 — Давайте сравним предложения. (в 1-ом предл. -.- , а в другом тексте -!- знак

 — Чем отличаются последние предложения?

 — Что обозначает слово скоро? (Действие еще не произошло. Птицы еще не улетели, но скоро улетят).

 — Что обозначает слово быстро? (Что-то произошло в короткий промежуток времени)

 — Давайте проверим правильно ли мы объяснили данные слова.

 — Запишите слова в тетрадь.

 — Итак ребята, мы выполнили задание в упр. 24? Мы даже сравнили 2 текста.

 — Теперь мы готовы записать текст в тетрадь?

 — О чем нужно помнить при записи текста?

 — Что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

 — Спишите текст. Не забудьте на полях оценить свою работу.

 — Закончили выполнять задание.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Знаки препинания в конце предложения

Тема: Знаки препинания в конце предложения.

Цель: развивать умения правильно оформлять предложение в письменной речи, употреблять большую букву в конце предложения; точку, вопросительный, восклицательный знаки – в конце;

учить  распознавать предложения по интонации;

развивать речь через правильное построение ответов на вопросы.

Оборудование: мультимедийная презентация, использование доски с интерактивным режимом, карта путешествия, карточки с заданиями,  запись вопросов на листах, плакат с упражнениями для глаз.

  1. Орг. Момент

Цель: эмоциональный настрой на урок

Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте гостей.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока

  1. Проверка дом. задания

Цель: обобщить имеющуюся информацию о предложении.

Сегодня у нас необычный урок. Мы вновь отправляемся в путешествие по Королевству Предложения, где находятся разные государства. Нас будут на пути поджидать разные задания на учебные правила. СЛАЙД 1

Путешественники всегда ведут записи. И мы тоже всё будем запоминать и записывать. Запишем число и кл. работа

Давайте проверим вашу память

СЛАЙД 2         птицы. край,                    Птицы улетают в

                        улетают, тёплые                тёплые края

— В каком столбике слова составляют предложение?

Вспомним всё, что вы знаете о предложении.

-Как на письме одно предложение, отделяется от другого?

-Почему в конце предложения поставили точку?

-Какие ещё знаки препинания могут стоять в конце предложения?

 Тема нашего урока…. Прочитайте вопрос Почемучки, на который мы должны найти ответ?  Стр. 68 учебник.

СЛАЙД 3

  1. Минутка чистописания

Цель: обобщить знания о гласных буквах, повторить правило о правописании безударных гласных.

Давайте выберем вид транспорта, на котором будем путешествовать ( на доске карта)

Посмотрите на карту  путешествия. На чём удобно путешествовать?

(Дети:  на корабле)

Согласна, ведь перед вами три моря.

Давайте посмотрим на корабль?(экран)

-Что такое? (слайд, а там нет корабля)  СЛАЙД 4

А вот и 1-е препятствие.

Подул ветер, появились волны с заданиями

— Какую букву вставим в слова?

В_ лна,  м _ ря, в_ да

Звук о – рассказать о нём

Пальчиковая гимнастика   СЛАЙД 5

О о  О  о    Оо    Оо        

Оло оро ом ор ов

  1. Словарная работа. СЛАЙД 6

Цель: повторить правописание безударных гласных непроверяемых ударением,  

 закрепить написание словарных слов, развивать умение  составлять      предложения и отгадывать загадки.

.А вот ещё одно задание

Отгадать загадки, а отгадки  записать в тетрадь самостоятельно..

      Загадки:    1) Всех я вовремя бужу,

                              Хоть часов не завожу

                                                                            Петух   СЛАЙД 7

         2)   Верещунья белобока,

         А зовут её …..              

                                             

                                                  Сорока   СЛАЙД 8

                          3)  Озорной  мальчишка

                                В сером армячишке

                                По двору шныряет,

                               Крохи собирает  

                                                                         Воробей    СЛАЙД 9

  1. Чёрная, серая, крикливая

Старая, умная….                   Ворона     СЛАЙД 10        

       5)  Хвост пушистый

           Мех золотистый,

       В лесу живёт,

      В деревне кур крадёт.     Лисица   СЛАЙД 11

  1. Заворчал живой замок.

Лёг у двери поперёк

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.        Собака СЛАЙД 12

  Проверка словарных слов( ударение, безуд. гл.)

— Какие действия совершает собака? (лает, рычит, скулит, воет)

— Составьте предложение.( Собака громко лает.)

Запись с комментированием

Подчеркнуть главные члены предложения  

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( плакат с упражнениями для глаз)

Посмотрели вдаль сильно, поморгали, влево, вправо

Пальчик к переносице, « кто там?»   сон.

  1. Работа над н/м

Цель: развивать умения правильно составлять предложения   и оформлять их на письме, учит распознавать предложения по интонации            

 СЛАЙД 13

Появляется корабль

Проплывать будем мимо трёх морей ( корабль прикрепить на доску)

 -Прочитать зашифрованные предложения

Воробей, обедал, где.

Море, как, красиво.                                      

Птиц, ребята, увидели.

Составляют 1-е предложение

Воробей, обедал, где.      СЛАЙД 14

-Составили.

-С какой интонацией произнесём?

-Какой знак поставим?

-ученик ставит знак (интеракт. режим)

Где обедал воробей?

— Спишите предложение

 И вот  мы проплываем мимо моря Вопросов ( корабль поставить)

Вопросительный знак задаёт вопросы.

ПЛАКАТ   читаем: Кто? Кого? Откуда?                На доске

Сост. 2-е предл.

Море, как, красиво.                  СЛАЙД 15

— Прочитайте

— Как прочитали? ( с восхищением)

— Что поставим в конце предложения?

-Ученик  у доски ( !)

Как красиво море!

-Спишите.

 Подплываем к Морю  Восклицания

Восклицательный знак никогда не молчит

Оглушительно кричит

 ПЛАКАТ      Ура! Долой! Караул!( читают)

Птиц, ребята, увидели                     СЛАЙД  16

-Как произнесём?

— Что поставим в конце предложения?

Ребята увидели птиц

— у доски

 -Под диктовку

Море Повествования

(Точка)        Загораживает путь

                     Предлагает отдохнуть

Но чтобы корабли не потерпели крушение, вспомним три волшебных правила, по которым поведём корабли

— Работа над правилом с. 69 Учебник

-Сколько частей в этом правиле?

 — Найдите ответ когда ставится точка. (интонация сообщения  в устной речи)

Вопрос (  вопросительная интонация )

Восклицательный знак (восклиц. интонация)

  1. Закрепление изученного

Цель: закреплять умение правильно ставить знаки препинания в конце предложения

Игра «Немое письмо» (Интерактивная доска)   СЛАЙД №  17  Пустой

 Я читаю предложение, а дети записывают только знаки, которые стоят в конце предложения

Здравствуй,  милая мамочка!

Я часто вспоминаю тебя,  своих братьев, наш лес. Мне нравится учиться в школе. Очень интересно на уроках русского языка. Что интересного в вашей жизни? Когда мы увидимся? Как я по вам  соскучился!

Проверка ( ! . . . ? ! )

-Поднимите руку кто ошибся

ФИЗМИНУТКА Чунга –чанга      СЛАЙД 18

 3)  Игра на внимание   (УСТНО)

Поставьте нужный знак ( встать и показать)( хлопок .    ! прыжок     ? наклониться

Русский народ сочинил мудрые пословицы и поговорки.

Ты любишь отгадывать загадки?

Кто  быстрее прочитает скороговорку?

Молодец, Катя!

  1. Работа по карточкам (на партах у каждого)

Дети собирали ягоды

Лес так красив

Как тебя зовут

— Списать предложения по рядам: 1 ряд —  1-е предл.

                                                           2 ряд – 2-е

                                                           3 ряд – 3-е

И поставить знак препинания  в конце  предложения

Проверка.

  1. Итог урока

— Что выражает предложение?

— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

               -Какую роль играют в речи  знаки?( помогают выразить мысли и чувства, понимать речь.)

Сигнальные карточки ! . ? ( показать знаки)

 Любите ли вы играть?

Такой вопрос покажется вам смешным.

Кто не любит играть?

Как здорово быть ребёнком!  ( ещё можно  Слайд 19)

И вот мы у сказочного Королевства Знаков Препинания.  (ЗНАКИ):Вы с заданиями справились, разрешаем беспрепятственно гулять по Королевству

Рефлексия

Цель: оценить свою работу на уроке

_ Кто доволен собой? А я считаю что вы …  МОЛОДЦЫ!….          СЛАЙД 20  

 Уроку конец. Кто хорошо работал?    Молодец!

Какое предложение?

             

7. Домашнее задание.

                    Упр. 124, правило с. 69

О предложении. Знаки препинания в конце предложения (без деления на виды). Русский язык, 2 класс: уроки, тесты, задания.

1. Предложение. Связь слов в предложении

Сложность: лёгкое

1
2. Связь слов в предложении

Сложность: лёгкое

1
3. Границы предложения

Сложность: лёгкое

1
4. Смысл предложения

Сложность: лёгкое

1
5. Связь слов в предложении

Сложность: среднее

1
6. Связь слов в предложении

Сложность: среднее

1
7. Определи подлежащее

Сложность: среднее

1
8. Выбери нужное подлежащее

Сложность: среднее

1
9. Сказуемое

Сложность: среднее

2
10. Вопросы по теме «Предложение»

Сложность: сложное

2
11.
Верно — неверно

Сложность: сложное

3
12. Основа предложения

Сложность: сложное

3

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: «Знаки препинания в конце предложения»

Составьте из букв, записанных на доске слово. (картинка собака)

Загадка, если не составили:

         Заворчал живой замок,

         Лег у двери поперек.

         Две медали на груди,

         Лучше в дом не заходи.

Это новое словарное слово, написание которого мы должны запомнить. Запишем его в словарик, поставим ударение, подчеркнем букву, которую надо запомнить. Сколько слогов в этом слове? Разделите  на слоги.

Составьте предложение с новым словом.

Что такое предложение?

  1. Составьте предложение из слов и прочитайте так, чтобы это было простое сообщение.

кошку лает собака на

                                    Собака лает на кошку.

Что поставим  в конце    предложения? (точку)

 — Какая у неё роль?

 Загораживает путь,

 Предлагает отдохнуть.

Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну

забавную историю.

 Сценка:

       Брошенный кем-то тетрадный листок

        Божьей коровки вниманье привлёк.

        — Что здесь написано?

       Каждую строчку лапками щупала

       Долго она.

       И наконец обнаружила … точку!

        Божья коровка удивлена:

       — Кто умудрился, и главное, как

        Снять у меня со спины этот знак?

-Какой знак надо поставить в предложении, в котором о чем-то спокойно сообщается? Такое предложение, в котором спокойно сообщается, повествуется,  называется повествовательное. Запишем предложение в тетрадь. (Один ученик у доски)

— Как напишем первое слово в предложении?

  1. Составьте предложение из слов, прочитайте  так, чтобы это был вопрос.

лает собака  как

Как лает собака?

Ученик составляет предложение на доске.

Что надо сделать, чтобы в предложении был вопрос?

Что поставим в конце 2 предложения?

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом?

О каком это знаке?

 (карточка с ?)

Разные вопросы задаёт он  всем: Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Где?  Куда?  Какая?  Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Каким? О чём?    

Вот какой он мастак – вопросительный знак.

-Кто догадался, как называется предложение с вопросительным знаком в конце? Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительное.  Запишем предложение в тетрадь.  

  1. Составьте предложение из слов, прочитайте   так,  чтобы прозвучало сильное чувство.

очень  я собак люблю

Я очень люблю собак!

Что надо сделать, чтобы предложение читалось с сильным чувством?         

Что поставим в конце 3 предложения?

 Бурным чувствам нет конца,

 Пылкий нрав у молодца.

 Обычно в предложении стоит он для того,

 Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,

 Победу, торжество…!

           (карточка с ! )

Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце ставится восклицательный знак, а предложение называется восклицательное.

Детям раздаются опорные таблицы «Предложения»

Материалы к уроку русского языка во 2 классе «Знаки препинания в конце предложения»

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык. 2 класс.

Тема урока: Знаки препинания в конце предложения.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;

  • учить давать оценку своим действиям;

  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;

  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие о знаках препинания;

  • учить находить границы предложения и правильно оформлять их при письме;

  • учить составлять разные по смыслу предложения.

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, презентация для творческой работы.

Оборудование: проектор, фломастеры, магниты.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Эмоциональный настрой на работу

— Проверим нашу готовность к уроку. Учебники, дневники, тетради на месте? Внимание не забыли? Старанием ручки заправили? Дружескую поддержку включили7

— Тогда нам осталось только улыбнуться друг другу и продолжить изучать русский язык.

Создаёт позитивный настрой на работу

Включаются в учебную деятельность

  1. Чистописание.

Нн написать 5 раз, выбрать лучшую пару у себя.

-Какие звуки живут в этой букве? Расскажи о них.

(н) запиши слоги, оставь звук твёрдым.

,) запиши слоги, оставь звук мягким.

Н какие заглавные буквы подберём в компанию? (ЮК). Запиши командами. Самой лучшей команде вручи флаг.

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений, проверка работ учащихся, помощь в случае затруднения.

Самостоятельно выполняют письмо по образцу, выбирают лучшие буквы, составляют и записывают слоги, похожие по написанию заглавные буквы.

  1. Словарная работа.

Повторение правила о частях речи, определение частей речи, повторение изученных орфограмм.

— Из букв составляются слоги, из слогов – слова. Что вы знаете о словах?

Учитель вывешивает таблички «Слова, обозначающие предметы» и т. д.

Рассказывают о словах, обозначающих предметы, признаки и действия предметов.

-Возьмите карточки, помеченные красным кругом, прочитайте слово, подумайте и прикрепите его на доску к правилу.

Берут карточки со словами – частями речи, читают и прикрепляют на доску под табличкой.

— К каждому слову надо быть внимательным. Какие орфограммы знаете?

Объясняют орфограммы

— Запишите по выбору 3 слова, выделите орфограмму.

Выписывают слова по выбору.

  1. Подготовка к изучению темы

Составление устных предложений с использованием слов на карточках.

— Что можно составить из слов?

— Какие из этих слов, записанных на карточках, могут подружиться в предложениях?

Учитель соединяет стрелками слова.

Дети составляют устно предложения.

  1. Постановка проблемы.

Сопоставление увиденного и услышанного, использование раннее полученных знаний для решения проблемы.

— Уши предложения услышали, но глаза ещё не увидели. Почему я так говорю?

Дети объясняют, что есть правила оформления предложения на письме, рассказывают их.

— Какие знаки в конце предложения можно поставить?

— Что помогает не ошибиться с постановкой знака в конце предложения?

Говорят о смысле, интонации.

  1. Формулирование правила о знаках препинания.

Совместная деятельность по составлению правил о знаках препинания.

— Мы немало говорили о знаках препинания в конце предложения. Покажем наши знания и уважение к знакам.

— Возьмите карточки, помеченные рисунком. Прочитайте содержание, подумайте, о каком знаке препинания ваше правило

Изучают содержание карточек

Учитель загадывает загадки про точку, восклицательный знак, вопросительный знак (по очереди). После отгадывания учитель вывешивает на доске знаки препинания и карточку с началом правила, возле которых собираются группы детей.

— Проверяют правильность по шифру- рисунку на оборотной стороне правила. Располагают по порядку, чтобы получился связный ответ.

  1. Использование новых знаний в записи предложений

Индивидуальная творческая работа.

Ученик читает своё предложение, дети объясняют постановку знака.

Записывают своё предложение, объясняя правилом постановку знака препинания.

  1. Физкультминутка «Знаки препинания»

Представьте, что вы – знаки препинания.

Как идёт точка? (пошагали)

Как общается восклицательный знак?(изображение эмоций)

Какой любимый жест у вопросительного знака? (пожали плечами, развели руками)

Дети выполняют движения, соответствующие их представлениям о знаках препинания.

Работа с учебником

— Какого знака не хватает в компании? Какое предложение голос и интонация поможет переделать?

.

Знакомятся с заданием. Отвечают на вопрос. Записывают ответ на любой вопрос из двух.

Самостоятельная работа

Работа в группах.

Учитель выдаёт группе из 4 человек карточки с одинаковым заданием и просит определить границу предложений.

После выполнения листы прикрепляются на доску, сравниваются результаты работы групп.

  1. Творческое задание для закрепления умений учащихся

Слайды презентации

— Эту запись можно назвать предложением? Почему?

Высказывают своё мнение. Добавляя подходящие по смыслу слова, составляют повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения. Записывают предложение по выбору.

Знаки препинания тоже непоседы. Они устроили путаницу. Верните их на свои места.

Слушают чтение предложений учителем, смотрят на текст слайда, с помощью сигнальных карточек высказывают своё мнение.

  1. Домашнее задание.

Работа с учебником.

Формулирует домашнее задание.

Записывают в дневник.

  1. Рефлексия.

Работа со «Светофором настроения»

Просит детей осмыслить своё восприятие урока.

Делают пометку на листе рефлексии в конце тетради.

Урок русского языка во 2-м классе «Предложение. Знаки препинания в конце предложения»

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран.

1. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. И. Левитан Изд. «Белый город» 2001г.

2. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. И. Шишкиш Изд. «Белый город» 2001г.

3. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. К. Юон Изд. «Белый город» 2001г.

4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение 1991 г.

5. Костенко Ф.Д. Дидактический  материал по развитию речи. 2 кл. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979 г.

6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2кл.  Гуманитарный изд. центр  ВЛАДОС 1999 г.

7. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: Книга для учителя. М: Изд. «Первое сентября» 2000г.

8. Бельская А.С. Практический материал по русскому языку. Минск «Народная Асвета» 1977г.

 

Этапы урока

Ответы учащихся

Примечания

1

Орг. Момент

 

 

2

Объявление темы урока

— Сегодня на уроке мы вспомним, что такое предложение, какие бывают предложения по интонации. Потренируемся в постановке знака в конце предложения.

— На уроке чтения мы читали произведение. Отгадайте о ком эти строки.

…махнет он рукой и полетят 3 птицы…А у каждой птицы по 4 крыла,в каждом крыле по 7 перьев,каждое перо со своим именем…

— Старичок-годовичок (С-г).

Показ слайда 1 (иллюстрация с Старичком-годовичком).

3

Минутка чистописания

— С-г проверит, как вы знаете приметы времен года и умеете ли вы грамотно писать.

— Месяцы какого времени года перечислены?

— Какой из зимних месяцев изображён на картине И.Левитана «Золотая осень»?

— Найдите в названии осенних месяцев общую букву, которая обозначает (согласный, непарный, звонкий, мягкий ) звук.

— На минутке чистописания мы повторим написание букв Рр.

— Осени.

— Буква  р

(Записывают карандашом в свои словарики).

На доске:

сентябрь

октябрь

ноябрь

Показ слайда 2 (репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»).

Сл.-Сл

— А теперь отгадаем одно из любимых   словарных слов С-г.

— Написание какой буквы нужно запомнить?

— Какое еще правило есть в этом слове?

— Напишите красиво это слово в тетрадь.

— МОРОЗ

— Без.гласн.-о

— Парн.согл.-з

Показ слайда 3

(изображение березы, замка с зашифрованными (знаками) буквами и шифровка нового сл. сл).

Показ слайда 4

(варианты значения слова — мороз).

 

— Выберите значение этого слова из предложенных вариантов:

Мелкий моросящий дождь.

Погода с низкой температурой воздуха.

Дедушка из Великого Устюга.

— Где вы можете найти значение слов?

— Составьте устно предложение с этим словом.

/…, …, в словарях/

Предложения

Показать некоторые виды словарей, зачитать значение слова из словаря Ожегова

4

Новый материал.

— Взмахнул С-г. рукой и вылетела другая тройка птиц, а  с  ними и задания для вас.

— Назовите зимние месяцы.

— Какой из зимних месяцев изображён на картине К.Юона «Конец зимы. Полдень»?

декабрь

январь

февраль

Показ слайда 5

(репродукция картины К.Юона

«Конец зимы. Полдень».

 

— Сформулируйте задание к записи на доске:

Хорошо в мороз на улице идет легкий снежок вы любите зиму

— Разделить текст на предложения, поставить знаки препинания.

Правило…

 

 

— Что такое предложение?

— Сколько здесь предложений?

— С одинаковой ли интонацией будем читать эти предл-я или по-разному?

— Прочитайте предл-е, которое произносится с особым чувством-восхищения.

— Какой знак мы ставим в конце таких предл-ий?

— Как называется такое пр-е?

— Напишите его в тетрадь.

Хорошо в мороз на улице!

 

 

— Прочитайте предл-е, в котором о чем-либо сообщается,повествуется.

— Какой знак? Как наз-ся такое пр-е? Напишите его.

Идет легкий снежок.

 

 

— Прочитайте предл-е, в котором содержится вопрос.

(знак, название, написание)

— Как бы вы озаглавили этот текст?

Вывод:

— Какие бывают пр-я по интонации?

Вы любите зиму?

/……/

Формулируют сами, зачитывают из учебника.

 

 

— С-г. хочет посмотреть, умеете ли вы читать разные виды предложений, соблюдая правильную интонацию в следующем задании:

— Найдите лишнее пр-е.

Громко поют птицы.

Медом пахнут луговые цветы и травы.

Когда это бывает?

(Задание предлагается выполнить по желанию: кто в какой тройке предложений хочет)

Лишнее 3-е пр-е: оно вопросительное.

Показ слайда 6

(появление троек пр-ий).

 

Вы любите слушать дождь?

О чем он вам может рассказать?

Прилетают птицы, ярко светит солнце.

Лишнее 3-е пр-е: оно повествовательное.

 

 

Как чудесно весной!

Синеет высокое небо.

Бегут говорливые ручьи.

Лишнее пр-е 1-е: оно восклицательное.

Слайд 6

(оставленные «лишние» пр-я).

 

— Можно ли назвать написанное текстом?

— Каких птиц выпускает С-г весной?

— Какой из весенних месяцев изображён на картине И.Левитана «Весна. Большая вода»? Почему вы так думаете?

— Все пр-я на одну тему: «Весна».

— Март, апрель, май.

Показ слайда 7

(репродукция картины И.Левитана «Весна. Большая вода»).

Ф/м

— С-г предлагает отдохнуть.

Если вы услышите повеств. пр-е –шагаете на месте; воскл.- прыгаете;

вопрос.- наклоняетесь.

(Весной расцветает сирень. Вы ходили летом в поход? Дети ездят на лыжах..Как тихо кругом поздней осенью!)

 

 

Р-уч.

— В учебнике помещены стихи, в которых тоже говорится о волшебных птицах С-г.

— Cтр.65 упр.126

— Прочитайте задание (прочитать стих-я, отгадать о каком времени года говорится). Объясните.

— Перечислите летние месяцы.

— Какой из летних месяцев изображён на картине И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»? Докажите.

— Кто прочитает более выразительно…

— Назовите орфограммы, которые встретились в тексте.

— Спишите стих-е, которое вам больше понравилось.

Лето. Осень.

/…./

Уч-ся списывают под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

Показ слайда 8

(репродукция картины И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем».)

 

Вывод:

Что мы повторили на уроке?

— Вы понравились С-г. Много знаете и умеете.

— Мы продолжали сегодня составлять предложения из слов, собирали предложения на одну тему о временах года.

/…./

Показ слайда 9 (1)

(С-г).

Показ слайда 10 (2, 5, 7, 8)

(все репродукции: осень, зима, весна, лето).

Д-з.

— Попробуйте  написать на открытке

для С-г письмо-сочинение, в котором вы  расскажете о любимом времени года, опираясь на вопросы.

Лучшие письма он будет зачитывать своим друзьям.

Вопросы.

— Какое время тебе нравится больше всего?

— Как в это время года выглядят

— небо

— земля

— деревья?

— Какие развлечения есть в это время года у детей? 

— Как выглядит твой поселок в это время года?

Показ слайда 11

(Изображение открытки, вопросы для  письма)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *