Предложение. Знаки препинания в конце предложений. (2 класс)
Тема: Предложение. Знаки препинания в конце предложений.
Цель урока: Повторить изученный материал по теме «Предложение».
— развивать умение объяснять ,какие знаки препинания ставятся в конце предложения, приводить примеры;
— развивать умение составлять предложения из слов, грамотно его записывать, выбирать знак в конце предложения.
I.Оргмомент.
Откроем тетради.
Чтобы красиво написать разомнем пальчики.
Запишем число, классная работа.
Звучит музыка Ф.Шопен. Учитель читает стихотворение о весне(А. Плещеев)
II.Мотивация познавательной деятельности.
1.-О каком времени года вы услышали? (О весне)
Назовите по порядку весенние месяцы. (Март, апрель, май)
— Давайте попробуем составить предложение. (Март, апрель, май – весенние месяцы)
Перед словосочетанием весенние месяцы необходимо поставить тире.
На доске
Март, апрель, май – весенние месяцы
— Посмотрите на доску. Проверьте, вы также написали предложение?
— Совершенно верно. В конце предложения не хватает знака препинания.(.)
— Какой знак препинания стоит в конце первого предложения? (.)
— Как мы произнесем это предложение? (Спокойным голосом, в конце предложения интонация понижается)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ТОЧКА, НАЗЫВАЕТСЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
Учитель меняет в конце предложения знак , с (.) на (!)
Прочитайте . Что изменилось в предложении?
— А от того, что в конце предложения я поставила вместо точки восклицательный знак, что изменилось?
— Какой знак препинания стоит в конце третьего предложения? (!)
— Как мы произнесем это предложение? (Громко, в конце предложения интонация повышается)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, НАЗЫВАЕТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
Учитель меняет в конце предложения знак , с (!) на (?)
— Как мы произнесем это предложение? (Мы будем спрашивать. В конце предложения голос (интонация?) повышается)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, НАЗЫВАЕТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
Вывод: скажите, как мы произносим предложения с точкой (вопросительным знаком, восклицательным знаком) в конце?
— Что мы будем учиться делать на уроке? (Ставить знаки препинания в конце предложения).
— Как будет называться тема нашего урока? (предложения)
-Для чего нужны предложения? (чтобы передать какую-то мысль)
Выполним задание на красной карточки Тест
Детям раздаются опорные таблицы «Предложения»
IV.Работа по теме урока.
Работа по учебнику С. 117 №196 (самостоятельно)
— Составьте и запишите предложение.
— Ребята у вас есть цветные карточки
Возьмите карточку жёлтую
Работа по карточкам (на партах у каждого)
Дети собирали ягоды
Лес так красив
Как тебя зовут
И поставить знак препинания в конце предложения
Проверка.
ФИЗМИНУТКА
3) Игра на внимание (УСТНО)
Поставьте нужный знак ( встать и показать)( хлопок . прыжок! наклониться?)
— Русский народ сочинил мудрые пословицы и поговорки.
Ты любишь отгадывать загадки?
Кто быстрее прочитает скороговорку?
Молодец, ребята!
С.118 №197 (работа в паре)
IV. Работа с текстом.
— Скажите еще раз: как мы произносим предложения с точкой (вопросительным знаком, восклицательным знаком) в конце?
— Сейчас я прочитаю рассказ Н.Сладкова “Лиса и мышь” и постараюсь при помощи интонации передать настроение, которое хотел передать нам автор.
— Послушайте и скажите : чего же боится мышь? (Приложение 1)
— Сейчас мы напишем с вами диктант, но диктант не простой. Я еще раз прочитаю текст, а вы запишете в тетради те знаки препинания, которые услышите в конце предложений. (Один ученик у доски).
ФИЗМИНУТКА
VI.Закрепление изученного материала.
Работа в парах по карточкам (белую).
-Прочитайте .Определите границы предложения.
Работа с текстом на карточках.
Вы были в осеннем лесу какая тишина вокруг только листья шуршат под ногами.
Что затрудняет чтение текста? Сегодня на урок к нам пробрался ластик-проказник и стер все знаки препинания. От этого безобразия большие буквы превратились в маленькие.
Предположите, сколько в этом тексте предложений? (3)
— Давайте проверим ваши предположения. Почему вы сделали такой выбор?
— Какой знак препинания вы поставите после первого предложения?
— Почему? После второго, третьего?
-Спишите текст, правильно обозначив начало и конец предложений разными знаками препинания.
VII.Рефлексия.
Слайд №2
Тропке, узкой ,бежит, по, озорной, ручеёк.
-Составьте и запишите предложение.
VIII.Подведение итогов.
Чтение шуточного стихотворения детьми о знаках препинания.
(Приложение)
-Что такое предложение?
-Назовите виды предложений по интонации.
-Приведите примеры.
-Что же полезного он для нас дал? Что мы делали? Чему учились?
-Легко ли вам работалось на уроке? Всё было понятно или были затруднения?
А давайте подумаем, можем ли мы пересесть в другой вагончик в нашем поезде или нам придется задержаться ещё на один урок в вагоне «Предложение»?
Если на уроке вы чувствовали себя комфортно, то поднимите ☺ , а если вы испытывали трудности, то o.
-Так какой вывод мы сделаем? А что посоветуем тем ребятам, которые подняли О?
-Какое задание вам понравилось?
-Оцените свою работу на уроке смайликами.
Рефлексия
Цель: оценить свою работу на уроке
_ Кто доволен собой? А я считаю что вы … МОЛОДЦЫ!
Уроку конец. Кто хорошо работал? Молодец!
Какое предложение?
-Молодцы! Спасибо!
Домашнее задание : упр.198 с.118
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: Открытый урок по русскому языку, 2 класс. Тема: «Знаки препинания в конце предложения»
— Переверните страницу и найдите упр. № 24.
— Прочитайте про себя то, что написано в упражнении.
— Что вы прочитали? (Текст)
— Все ли согласны с … .
— Почему мы не можем сказать, что это текст? (Не разделен на предложения)
— Совершенно верно. Ведь мы с вами знаем. Что текст это… .(Высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу).
— Значит, что мы должны с вами сейчас сделать? (Выделить в тексте предложения).
— Превращать данное высказывание в текст вы будете, работая в паре.
— Ребята, мы помним, что в учебнике ничего писать нельзя, мы должны его сохранить в первозданном виде для других ребят. Поэтому будем работать по карточке.
— Взяли простой карандаш и работая в паре превратили данное высказывание в текст.
— Пара, которая справится с заданием, поднимает руку.
— Сколько предложений в данном тексте? (5).
— Какое первое предложение? Прочитайте. Какой знак препинания поставили?
— Все ли согласны?
— Почему в конце предложения надо поставить ! знак? (В этом предложении необходимо выразить чувство автора, а именно чувство огорчения).
— Прочитайте 2-е предложение. Что поставили в конце, почему? (Потому что это предложение нужно прочитать со спокойной интонацией, в нем спокойно сообщается о том, что …)
— Ан-но остальные предложения.
— Молодцы ребята, а теперь посмотрите на доску.
— Прочитайте про себя. Это текст? Почему?
— Расставьте знаки препинания, работая в паре. Чья пара готова, поднимет руку.
— Сколько предложений в этом тексте? (4)
— Кто попробует у меня на компьютере расставить знаки препинания?
— Кто также выполнил задание?
— … прочитай текст, который у нас получился.
— Сейчас я проверю на сколько вы внимательные.
— Сравните текст, который у вас на карточке с текстом на доске. Работаем в паре.
— Что вы можете сказать? (Объединены одной темой. В 1-ом тексте 5 предл. во 2-ом 4 предл.
— Кто расставит знаки у меня на компьютере?
— Давайте сравним предложения. (в 1-ом предл. -.- , а в другом тексте -!- знак
— Чем отличаются последние предложения?
— Что обозначает слово скоро? (Действие еще не произошло. Птицы еще не улетели, но скоро улетят).
— Что обозначает слово быстро? (Что-то произошло в короткий промежуток времени)
— Давайте проверим правильно ли мы объяснили данные слова.
— Запишите слова в тетрадь.
— Итак ребята, мы выполнили задание в упр. 24? Мы даже сравнили 2 текста.
— Теперь мы готовы записать текст в тетрадь?
— О чем нужно помнить при записи текста?
— Что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
— Спишите текст. Не забудьте на полях оценить свою работу.
— Закончили выполнять задание.
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Знаки препинания в конце предложения
Тема: Знаки препинания в конце предложения.
Цель: развивать умения правильно оформлять предложение в письменной речи, употреблять большую букву в конце предложения; точку, вопросительный, восклицательный знаки – в конце;
учить распознавать предложения по интонации;
развивать речь через правильное построение ответов на вопросы.
Оборудование: мультимедийная презентация, использование доски с интерактивным режимом, карта путешествия, карточки с заданиями, запись вопросов на листах, плакат с упражнениями для глаз.
- Орг. Момент
Цель: эмоциональный настрой на урок
Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте гостей.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока
- Проверка дом. задания
Цель: обобщить имеющуюся информацию о предложении.
Сегодня у нас необычный урок. Мы вновь отправляемся в путешествие по Королевству Предложения, где находятся разные государства. Нас будут на пути поджидать разные задания на учебные правила. СЛАЙД 1
Путешественники всегда ведут записи. И мы тоже всё будем запоминать и записывать. Запишем число и кл. работа
Давайте проверим вашу память
СЛАЙД 2 птицы. край, Птицы улетают в
улетают, тёплые тёплые края
— В каком столбике слова составляют предложение?
Вспомним всё, что вы знаете о предложении.
-Как на письме одно предложение, отделяется от другого?
-Почему в конце предложения поставили точку?
-Какие ещё знаки препинания могут стоять в конце предложения?
Тема нашего урока…. Прочитайте вопрос Почемучки, на который мы должны найти ответ? Стр. 68 учебник.
СЛАЙД 3
- Минутка чистописания
Цель: обобщить знания о гласных буквах, повторить правило о правописании безударных гласных.
Давайте выберем вид транспорта, на котором будем путешествовать ( на доске карта)
Посмотрите на карту путешествия. На чём удобно путешествовать?
(Дети: на корабле)
Согласна, ведь перед вами три моря.
Давайте посмотрим на корабль?(экран)
-Что такое? (слайд, а там нет корабля) СЛАЙД 4
А вот и 1-е препятствие.
Подул ветер, появились волны с заданиями
— Какую букву вставим в слова?
В_ лна, м _ ря, в_ да
Звук о – рассказать о нём
Пальчиковая гимнастика СЛАЙД 5
О о О о Оо Оо
Оло оро ом ор ов
- Словарная работа. СЛАЙД 6
Цель: повторить правописание безударных гласных непроверяемых ударением,
закрепить написание словарных слов, развивать умение составлять предложения и отгадывать загадки.
.А вот ещё одно задание
Отгадать загадки, а отгадки записать в тетрадь самостоятельно..
Загадки: 1) Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу
Петух СЛАЙД 7
2) Верещунья белобока,
А зовут её …..
Сорока СЛАЙД 8
3) Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает
Воробей СЛАЙД 9
- Чёрная, серая, крикливая
Старая, умная…. Ворона СЛАЙД 10
5) Хвост пушистый
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. Лисица СЛАЙД 11
- Заворчал живой замок.
Лёг у двери поперёк
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. Собака СЛАЙД 12
Проверка словарных слов( ударение, безуд. гл.)
— Какие действия совершает собака? (лает, рычит, скулит, воет)
— Составьте предложение.( Собака громко лает.)
Запись с комментированием
Подчеркнуть главные члены предложения
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( плакат с упражнениями для глаз)
Посмотрели вдаль сильно, поморгали, влево, вправо
Пальчик к переносице, « кто там?» сон.
- Работа над н/м
Цель: развивать умения правильно составлять предложения и оформлять их на письме, учит распознавать предложения по интонации
СЛАЙД 13
Появляется корабль
Проплывать будем мимо трёх морей ( корабль прикрепить на доску)
-Прочитать зашифрованные предложения
Воробей, обедал, где.
Море, как, красиво.
Птиц, ребята, увидели.
Составляют 1-е предложение
Воробей, обедал, где. СЛАЙД 14
-Составили.
-С какой интонацией произнесём?
-Какой знак поставим?
-ученик ставит знак (интеракт. режим)
Где обедал воробей?
— Спишите предложение
И вот мы проплываем мимо моря Вопросов ( корабль поставить)
Вопросительный знак задаёт вопросы.
ПЛАКАТ читаем: Кто? Кого? Откуда? На доске
Сост. 2-е предл.
Море, как, красиво. СЛАЙД 15
— Прочитайте
— Как прочитали? ( с восхищением)
— Что поставим в конце предложения?
-Ученик у доски ( !)
Как красиво море!
-Спишите.
Подплываем к Морю Восклицания
Восклицательный знак никогда не молчит
Оглушительно кричит
ПЛАКАТ Ура! Долой! Караул!( читают)
Птиц, ребята, увидели СЛАЙД 16
-Как произнесём?
— Что поставим в конце предложения?
Ребята увидели птиц
— у доски
-Под диктовку
Море Повествования
(Точка) Загораживает путь
Предлагает отдохнуть
Но чтобы корабли не потерпели крушение, вспомним три волшебных правила, по которым поведём корабли
— Работа над правилом с. 69 Учебник
-Сколько частей в этом правиле?
— Найдите ответ когда ставится точка. (интонация сообщения в устной речи)
Вопрос ( вопросительная интонация )
Восклицательный знак (восклиц. интонация)
- Закрепление изученного
Цель: закреплять умение правильно ставить знаки препинания в конце предложения
Игра «Немое письмо» (Интерактивная доска) СЛАЙД № 17 Пустой
Я читаю предложение, а дети записывают только знаки, которые стоят в конце предложения
Здравствуй, милая мамочка!
Я часто вспоминаю тебя, своих братьев, наш лес. Мне нравится учиться в школе. Очень интересно на уроках русского языка. Что интересного в вашей жизни? Когда мы увидимся? Как я по вам соскучился!
Проверка ( ! . . . ? ! )
-Поднимите руку кто ошибся
ФИЗМИНУТКА Чунга –чанга СЛАЙД 18
3) Игра на внимание (УСТНО)
Поставьте нужный знак ( встать и показать)( хлопок . ! прыжок ? наклониться
Русский народ сочинил мудрые пословицы и поговорки.
Ты любишь отгадывать загадки?
Кто быстрее прочитает скороговорку?
Молодец, Катя!
- Работа по карточкам (на партах у каждого)
Дети собирали ягоды
Лес так красив
Как тебя зовут
— Списать предложения по рядам: 1 ряд — 1-е предл.
2 ряд – 2-е
3 ряд – 3-е
И поставить знак препинания в конце предложения
Проверка.
- Итог урока
— Что выражает предложение?
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
-Какую роль играют в речи знаки?( помогают выразить мысли и чувства, понимать речь.)
Сигнальные карточки ! . ? ( показать знаки)
Любите ли вы играть?
Такой вопрос покажется вам смешным.
Кто не любит играть?
Как здорово быть ребёнком! ( ещё можно Слайд 19)
И вот мы у сказочного Королевства Знаков Препинания. (ЗНАКИ):Вы с заданиями справились, разрешаем беспрепятственно гулять по Королевству
Рефлексия
Цель: оценить свою работу на уроке
_ Кто доволен собой? А я считаю что вы … МОЛОДЦЫ!…. СЛАЙД 20
Уроку конец. Кто хорошо работал? Молодец!
Какое предложение?
7. Домашнее задание.
Упр. 124, правило с. 69
О предложении. Знаки препинания в конце предложения (без деления на виды). Русский язык, 2 класс: уроки, тесты, задания.
1. |
Предложение. Связь слов в предложении
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
Связь слов в предложении
Сложность: лёгкое |
1 |
3. |
Границы предложения
Сложность: лёгкое |
1 |
4. |
Смысл предложения
Сложность: лёгкое |
1 |
5. |
Связь слов в предложении
|
1 |
6. |
Связь слов в предложении
Сложность: среднее |
1 |
7. |
Определи подлежащее
Сложность: среднее |
1 |
8. |
Выбери нужное подлежащее
|
1 |
9. |
Сказуемое
Сложность: среднее |
2 |
10. |
Вопросы по теме «Предложение»
Сложность: сложное |
2 |
11. | Сложность: сложное |
3 |
12. |
Основа предложения
Сложность: сложное |
3 |
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: «Знаки препинания в конце предложения»
Составьте из букв, записанных на доске слово. (картинка собака)
Загадка, если не составили:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
Это новое словарное слово, написание которого мы должны запомнить. Запишем его в словарик, поставим ударение, подчеркнем букву, которую надо запомнить. Сколько слогов в этом слове? Разделите на слоги.
Составьте предложение с новым словом.
Что такое предложение?
- Составьте предложение из слов и прочитайте так, чтобы это было простое сообщение.
кошку лает собака на
Собака лает на кошку.
Что поставим в конце предложения? (точку)
— Какая у неё роль?
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну
забавную историю.
Сценка:
Брошенный кем-то тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлёк.
— Что здесь написано?
Каждую строчку лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила … точку!
Божья коровка удивлена:
— Кто умудрился, и главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
-Какой знак надо поставить в предложении, в котором о чем-то спокойно сообщается? Такое предложение, в котором спокойно сообщается, повествуется, называется повествовательное. Запишем предложение в тетрадь. (Один ученик у доски)
— Как напишем первое слово в предложении?
- Составьте предложение из слов, прочитайте так, чтобы это был вопрос.
лает собака как
Как лает собака?
Ученик составляет предложение на доске.
Что надо сделать, чтобы в предложении был вопрос?
Что поставим в конце 2 предложения?
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом?
О каком это знаке?
(карточка с ?)
Разные вопросы задаёт он всем: Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём?
Вот какой он мастак – вопросительный знак.
-Кто догадался, как называется предложение с вопросительным знаком в конце? Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительное. Запишем предложение в тетрадь.
- Составьте предложение из слов, прочитайте так, чтобы прозвучало сильное чувство.
очень я собак люблю
Я очень люблю собак!
Что надо сделать, чтобы предложение читалось с сильным чувством?
Что поставим в конце 3 предложения?
Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
Обычно в предложении стоит он для того,
Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,
Победу, торжество…!
(карточка с ! )
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце ставится восклицательный знак, а предложение называется восклицательное.
Детям раздаются опорные таблицы «Предложения»
Материалы к уроку русского языка во 2 классе «Знаки препинания в конце предложения»
Технологическая карта урока Предмет: Русский язык. 2 класс. Тема урока: Знаки препинания в конце предложения. Тип урока: урок открытия нового знания. Прогнозируемые результаты личностные:
метапредметные:
предметные:
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, презентация для творческой работы. Оборудование: проектор, фломастеры, магниты. | |||
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
| — Проверим нашу готовность к уроку. Учебники, дневники, тетради на месте? Внимание не забыли? Старанием ручки заправили? Дружескую поддержку включили7 — Тогда нам осталось только улыбнуться друг другу и продолжить изучать русский язык. | Создаёт позитивный настрой на работу | Включаются в учебную деятельность |
| Нн написать 5 раз, выбрать лучшую пару у себя. -Какие звуки живут в этой букве? Расскажи о них. (н) запиши слоги, оставь звук твёрдым. (н,) запиши слоги, оставь звук мягким. Н какие заглавные буквы подберём в компанию? (ЮК). Запиши командами. Самой лучшей команде вручи флаг. | Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений, проверка работ учащихся, помощь в случае затруднения. | Самостоятельно выполняют письмо по образцу, выбирают лучшие буквы, составляют и записывают слоги, похожие по написанию заглавные буквы. |
| Повторение правила о частях речи, определение частей речи, повторение изученных орфограмм. | — Из букв составляются слоги, из слогов – слова. Что вы знаете о словах? Учитель вывешивает таблички «Слова, обозначающие предметы» и т. д. | Рассказывают о словах, обозначающих предметы, признаки и действия предметов. |
-Возьмите карточки, помеченные красным кругом, прочитайте слово, подумайте и прикрепите его на доску к правилу. | Берут карточки со словами – частями речи, читают и прикрепляют на доску под табличкой. | ||
— К каждому слову надо быть внимательным. Какие орфограммы знаете? | Объясняют орфограммы | ||
— Запишите по выбору 3 слова, выделите орфограмму. | Выписывают слова по выбору. | ||
| Составление устных предложений с использованием слов на карточках. | — Что можно составить из слов? — Какие из этих слов, записанных на карточках, могут подружиться в предложениях? Учитель соединяет стрелками слова. | Дети составляют устно предложения. |
| Сопоставление увиденного и услышанного, использование раннее полученных знаний для решения проблемы. | — Уши предложения услышали, но глаза ещё не увидели. Почему я так говорю? | Дети объясняют, что есть правила оформления предложения на письме, рассказывают их. |
— Какие знаки в конце предложения можно поставить? — Что помогает не ошибиться с постановкой знака в конце предложения? | Говорят о смысле, интонации. | ||
| Совместная деятельность по составлению правил о знаках препинания. | — Мы немало говорили о знаках препинания в конце предложения. Покажем наши знания и уважение к знакам. — Возьмите карточки, помеченные рисунком. Прочитайте содержание, подумайте, о каком знаке препинания ваше правило | Изучают содержание карточек |
Учитель загадывает загадки про точку, восклицательный знак, вопросительный знак (по очереди). После отгадывания учитель вывешивает на доске знаки препинания и карточку с началом правила, возле которых собираются группы детей. | — Проверяют правильность по шифру- рисунку на оборотной стороне правила. Располагают по порядку, чтобы получился связный ответ. | ||
| Индивидуальная творческая работа. | Ученик читает своё предложение, дети объясняют постановку знака. Записывают своё предложение, объясняя правилом постановку знака препинания. | |
| Представьте, что вы – знаки препинания. Как идёт точка? (пошагали) Как общается восклицательный знак?(изображение эмоций) Какой любимый жест у вопросительного знака? (пожали плечами, развели руками) | Дети выполняют движения, соответствующие их представлениям о знаках препинания. | |
Работа с учебником | — Какого знака не хватает в компании? Какое предложение голос и интонация поможет переделать? — . | Знакомятся с заданием. Отвечают на вопрос. Записывают ответ на любой вопрос из двух. Самостоятельная работа | |
Работа в группах. | Учитель выдаёт группе из 4 человек карточки с одинаковым заданием и просит определить границу предложений. | После выполнения листы прикрепляются на доску, сравниваются результаты работы групп. | |
| Слайды презентации | — Эту запись можно назвать предложением? Почему? | Высказывают своё мнение. Добавляя подходящие по смыслу слова, составляют повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения. Записывают предложение по выбору. |
Знаки препинания тоже непоседы. Они устроили путаницу. Верните их на свои места. | Слушают чтение предложений учителем, смотрят на текст слайда, с помощью сигнальных карточек высказывают своё мнение. | ||
| Работа с учебником. | Формулирует домашнее задание. | Записывают в дневник. |
| Работа со «Светофором настроения» | Просит детей осмыслить своё восприятие урока. | Делают пометку на листе рефлексии в конце тетради. |
Урок русского языка во 2-м классе «Предложение. Знаки препинания в конце предложения»
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран.
1. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. И. Левитан Изд. «Белый город» 2001г.
2. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. И. Шишкиш Изд. «Белый город» 2001г.
3. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. К. Юон Изд. «Белый город» 2001г.
4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение 1991 г.
5. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи. 2 кл. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979 г.
6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2кл. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС 1999 г.
7. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: Книга для учителя. М: Изд. «Первое сентября» 2000г.
8. Бельская А.С. Практический материал по русскому языку. Минск «Народная Асвета» 1977г.
|
Этапы урока |
Ответы учащихся |
Примечания |
1 |
Орг. Момент |
|
|
2 |
Объявление темы урока — Сегодня на уроке мы вспомним, что такое предложение, какие бывают предложения по интонации. Потренируемся в постановке знака в конце предложения. — На уроке чтения мы читали произведение. Отгадайте о ком эти строки. —…махнет он рукой и полетят 3 птицы…А у каждой птицы по 4 крыла,в каждом крыле по 7 перьев,каждое перо со своим именем… |
— Старичок-годовичок (С-г). |
Показ слайда 1 (иллюстрация с Старичком-годовичком). |
3 |
Минутка чистописания — С-г проверит, как вы знаете приметы времен года и умеете ли вы грамотно писать. — Месяцы какого времени года перечислены? — Какой из зимних месяцев изображён на картине И.Левитана «Золотая осень»? — Найдите в названии осенних месяцев общую букву, которая обозначает (согласный, непарный, звонкий, мягкий ) звук. — На минутке чистописания мы повторим написание букв Рр. |
— Осени. — Буква р (Записывают карандашом в свои словарики). |
На доске: сентябрь октябрь ноябрь Показ слайда 2 (репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»). |
Сл.-Сл |
— А теперь отгадаем одно из любимых словарных слов С-г. — Написание какой буквы нужно запомнить? — Какое еще правило есть в этом слове? — Напишите красиво это слово в тетрадь. |
— МОРОЗ — Без.гласн.-о — Парн.согл.-з |
Показ слайда 3 (изображение березы, замка с зашифрованными (знаками) буквами и шифровка нового сл. сл). Показ слайда 4 (варианты значения слова — мороз). |
|
— Выберите значение этого слова из предложенных вариантов: Мелкий моросящий дождь. Погода с низкой температурой воздуха. Дедушка из Великого Устюга. — Где вы можете найти значение слов? — Составьте устно предложение с этим словом. |
/…, …, в словарях/ Предложения |
Показать некоторые виды словарей, зачитать значение слова из словаря Ожегова |
4 |
Новый материал. — Взмахнул С-г. рукой и вылетела другая тройка птиц, а с ними и задания для вас. — Назовите зимние месяцы. — Какой из зимних месяцев изображён на картине К.Юона «Конец зимы. Полдень»? |
декабрь январь февраль |
Показ слайда 5 (репродукция картины К.Юона «Конец зимы. Полдень». |
|
— Сформулируйте задание к записи на доске: Хорошо в мороз на улице идет легкий снежок вы любите зиму |
— Разделить текст на предложения, поставить знаки препинания. Правило… |
|
|
— Что такое предложение? — Сколько здесь предложений? — С одинаковой ли интонацией будем читать эти предл-я или по-разному? — Прочитайте предл-е, которое произносится с особым чувством-восхищения. — Какой знак мы ставим в конце таких предл-ий? — Как называется такое пр-е? — Напишите его в тетрадь. |
Хорошо в мороз на улице! |
|
|
— Прочитайте предл-е, в котором о чем-либо сообщается,повествуется. — Какой знак? Как наз-ся такое пр-е? Напишите его. |
Идет легкий снежок. |
|
|
— Прочитайте предл-е, в котором содержится вопрос. (знак, название, написание) — Как бы вы озаглавили этот текст? Вывод: — Какие бывают пр-я по интонации? |
Вы любите зиму? /……/ Формулируют сами, зачитывают из учебника. |
|
|
— С-г. хочет посмотреть, умеете ли вы читать разные виды предложений, соблюдая правильную интонацию в следующем задании: — Найдите лишнее пр-е. Громко поют птицы. Медом пахнут луговые цветы и травы. Когда это бывает? |
(Задание предлагается выполнить по желанию: кто в какой тройке предложений хочет) Лишнее 3-е пр-е: оно вопросительное. |
Показ слайда 6 (появление троек пр-ий). |
|
Вы любите слушать дождь? О чем он вам может рассказать? Прилетают птицы, ярко светит солнце. |
Лишнее 3-е пр-е: оно повествовательное. |
|
|
Как чудесно весной! Синеет высокое небо. Бегут говорливые ручьи. |
Лишнее пр-е 1-е: оно восклицательное. |
Слайд 6 (оставленные «лишние» пр-я). |
|
— Можно ли назвать написанное текстом? — Каких птиц выпускает С-г весной? — Какой из весенних месяцев изображён на картине И.Левитана «Весна. Большая вода»? Почему вы так думаете? |
— Все пр-я на одну тему: «Весна». — Март, апрель, май. |
Показ слайда 7 (репродукция картины И.Левитана «Весна. Большая вода»). |
Ф/м |
— С-г предлагает отдохнуть. Если вы услышите повеств. пр-е –шагаете на месте; воскл.- прыгаете; вопрос.- наклоняетесь. (Весной расцветает сирень. Вы ходили летом в поход? Дети ездят на лыжах..Как тихо кругом поздней осенью!) |
|
|
Р-уч. |
— В учебнике помещены стихи, в которых тоже говорится о волшебных птицах С-г. — Cтр.65 упр.126 — Прочитайте задание (прочитать стих-я, отгадать о каком времени года говорится). Объясните. — Перечислите летние месяцы. — Какой из летних месяцев изображён на картине И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»? Докажите. — Кто прочитает более выразительно… — Назовите орфограммы, которые встретились в тексте. — Спишите стих-е, которое вам больше понравилось. |
Лето. Осень. /…./ Уч-ся списывают под музыку П.И.Чайковского «Времена года». |
Показ слайда 8 (репродукция картины И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем».) |
|
Вывод: Что мы повторили на уроке? — Вы понравились С-г. Много знаете и умеете. — Мы продолжали сегодня составлять предложения из слов, собирали предложения на одну тему о временах года. |
/…./ |
Показ слайда 9 (1) (С-г). Показ слайда 10 (2, 5, 7, 8) (все репродукции: осень, зима, весна, лето). |
Д-з. |
— Попробуйте написать на открытке для С-г письмо-сочинение, в котором вы расскажете о любимом времени года, опираясь на вопросы. Лучшие письма он будет зачитывать своим друзьям. |
Вопросы. — Какое время тебе нравится больше всего? — Как в это время года выглядят — небо — земля — деревья? — Какие развлечения есть в это время года у детей? — Как выглядит твой поселок в это время года? |
Показ слайда 11 (Изображение открытки, вопросы для письма) |