Конфликт учитель родители: Как уладить конфликт с учителем? – У ребенка конфликт с учителем. Как быть родителям?

Содержание

Конфликты учителей и родителей. Как научиться сотрудничать?

К сожалению, конфликт — неизбежное явление в процессе общения с родителями или учениками.

Однако, сам по себе конфликт не может быть «плохим» или «хорошим». Оценку получают только его последствия.

Правильный выход из конфликтной ситуации позволит добиться конструктивного диалога между Вами и родителями ученика!

Именно поэтому мы решили рассказать универсальный рецепт решения разногласий между педагогами и родителями из нашего курса повышения квалификации для педагогов!

Для начала, выясним, откуда у непонимания растут ноги. Чаще всего причиной недовольства учителем становятся:

Плохие методы обучения

«Мой все сам сидит учит, находит, выписывает и читает. Чем вообще учительница в школе занимается?» — согласитесь, монолог очень популярный.

Родителям сложно понять, какие требования Министерства образования, структура урока и учебный план сейчас актуальны. А вот покритиковать всегда пожалуйста. Да и в присутствии ребенка.

Личная неприязнь

«Высокомерная выскочка. Нос от меня воротит. А еще учительница!». Педагог не в силах угодить каждому.

Он тоже человек со своими сильными и слабыми сторонами, особенностями в общении, которые не всегда соответствуют индивидуальным предпочтениям каждого родителя.

Несправедливая оценка

«Я же видела: учила дочка всю ночь перед контрольной, и опять 4? За что? Кто из детей больше чем она занимается?! Несправедливо».

Родитель не может объективно оценить подготовку своего чада. Это во-первых. А во-вторых, вы уверены, что он/она действительно все написал или выучил?

Но не только родители высказывают претензии к классным руководителям или предметникам. Нередко и учителя жалуются на родителей. Лидеры в списке жалоб:

Халатное исполнение родительский обязанностей

Нет спортивной формы, ребенок педагогически запущен, неопрятный, плохо выглядит и т.д.

Завышенные ожидания от педагога

За 45 минут урока учитель физически не может объяснять материал только вашему ребенку, спрашивать лишь его. В классе же еще есть дети с разным уровнем подготовки, способностями и желанием учиться. Это нереально трудно объяснить родителям.

Как правило, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают агрессивные способы взаимодействия.

Что же делать в таком случае учителю?

Если ситуация напряжена до предела, и накала страстей не избежать, то:

  • Взгляните на все трезво. Признайте собственные ошибки, примите сторону другого.
  • Проговорите ситуацию. Пускай в открытом диалоге родитель и учитель выскажут все, что волнует или беспокоит. Часто в разговоре выясняется, что проблема надумана или решается просто.
  • После разрешения конфликта сделайте выводы. Классическое «кто виноват» и «что делать» тут очень кстати.

Очень важно выстраивать с агрессивно-настроенным родителем гибкую беседу:

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ:

Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Давайте вместе подумаем в чем может быть причина?

Давая объективную оценку успеваемости ребенка, вы никак не характеризует его личные качества. Активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель: Простите, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Конструктивный ответ:

Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

Важно признать наличие проблемы и обозначить, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Памятка учителю на случай конфликта с родителями

Чтобы не допустить конфликтных ситуаций, помните:

  • Предупредить проще, чем решить спор. При сложной ситуации не прячьте голову в песок, а спокойно поговорите с родителем.
  • Эмоции на замок. Да, вы живой человек. Но на работе, прежде всего, — учитель. Поэтому контролируйте негатив и придержите язык в конфликтных ситуациях. Это не значит не защищать свои интересы. Просто помните о чувстве достоинства и такте.
  • Не манипулируйте учениками и родителями. Разговорам типа: «Если вы пойдете на мировую, то я поставлю «5» за четверть» не место.
  • Не вовлекайте других детей. Не позорьте ученика, с родителями которого у вас возник конфликт. Добра это точно не принесет, а судовое разбирательство — вполне.
  • Не прогибайтесь, не ломайте людей под себя.
     Точка зрения ученика и его родителей имеет право на жизнь независимо от вашего мнения.
  • Оценивайте знания объективно. Обращайте внимание на то, сколько ученик потратил времени и стараний, насколько качественно готовится.
  • Не злоупотребляйте положением. У вас социально-психологический статус выше, но это не дает права унижать ученика, оскорблять его, его родителей или других участников конфликта, устраивать расправу над неугодными.

Говорят, что хороший человек и хороший специалист — разные понятия. Но не в педагогике. Поэтому желаем вам не растерять человечность, выдержку и чувство юмора в любых разговорах с родителями и их чадами.

Конфликт с учителем: советы родителям подростка

Что делать для разрешения конфликта


Случается, что поговорив с обеими сторонами конфликта, родители понимают, что вина целиком и полностью лежит на учителе. При этом педагог продолжает во всем обвинять подростка. Так бывает, когда подход к преподаванию учителя не совпадает с мнением родителей на этот счет.

Для решения конфликта маме и папе можно воспользоваться одним из трех способов.

  • Изменить свое отношение к ситуации.

Главное в разрешении школьных конфликтов — сохранить детскую самооценку. Помощь с домашними заданиями по предмету учителя, с которым возникло недопонимание, и другая поддержка должны убедить детей, что родители на их стороне.

  • Перевести ребенка в другой класс или школу.

Это достаточно радикальный метод, который может стать выходом из ситуации в случае серьезного конфликта. Если у сына или дочери в классе много друзей, лучше не менять школу, а перевестись в параллельный класс. Так удастся сохранить социальные связи и снизить уровень стресса. Сложности с переводом могут возникнуть в случае специализированного класса или школы. Тогда следует все же найти общий язык с учителем, убедить его изменить отношение к вашему сыну или дочке. Твердо и спокойно скажите педагогу о своем уважении к нему как к профессионалу, а также о необходимости найти решение возникшей проблемы. Обычно учителя охотно идут на компромисс, так как они не заинтересованы в обострении ситуации.

  • Крайняя мера, на которую идут родители детей при разрешении школьных конфликтов — обращение к директору школы или вышестоящие инстанции.

В заявлении необходимо указать конкретные факты, доказывающие вину учителя в конфликте. Если ситуация возникла на почве профессиональной некомпетентности, то обязательно будет проведена проверка деятельности педагога. После нее, в зависимости от того, насколько серьезным было нарушение, администрация школы может вынести педагогу предупреждение, выговор, временно отстранить его от работы и даже уволить. Если же конфликт носит личный характер, то дирекция может предложить сменить учителя или найти другой выход из создавшейся ситуации.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

педагог, дети и их родители

Дети непосредственны. Их душевный мир особенно восприимчив к внешней среде и потому родителей волнует то, как складывается жизнь ребенка вне стен дома. Адаптация детей к школе зависит и от педагогов: их опыт, навыки могут идти в разрез с представлениями родителей о процессе образования детей, да сама личность вызывать сомнения. И конфликты в школе весьма специфичны: в них разбираются взрослые, а камень преткновений – ребенок и его поведение. Иногда можно наблюдать, как родители обвиняют школу в предвзятом отношении и не придают значения объективным фактам, говорящим о неблаговидной роли своего любимого отпрыска в споре. И другая крайность так же нередко встречается, когда безоговорочная вера в слова учителя перевешивает на чаше весов все пояснения ребенка. Истина, как всегда, где-то посередине и прийти к ней – задача не из легких.

Какие причины конфликтов с учителями наиболее распространены?

1. Авторитарный педагог видит отсутствие воспитания в творческом и раскрепощенном ребенке, воспитанном в атмосфере любви и доверия. Есть только один способ решения поставленной задачи – в противном случае ученика обвинят в плохом усвоении материала; высказанное собственное мнение – неуважение к старшим. Педагог стремится подавить любое инакомыслие.

2. Несогласие родителя с оценками. Например, мама уверена, что ее ребенок знает предмет на «отлично», а в дневнике красуется «хорошо» — довольно частый случай.

3. Откровенные придирки педагога к ребенку, основанные на личной неприязни.

4. Плохое поведение школьника. Причины могут быть самыми различными: неорганизованность ученика, подавление в семье, вседозволенность, желание утвердиться в коллективе. Возможно, подросток испытывает себя в борьбе со взрослым, не отвечающим его представлениям об идеальном человеке.

5. Неуважительное отношение к ученику. Учителя при выставлении низкой оценки могут проявлять бестактность: плохо оценивая результаты усвоения материала на уроке, они распространяют эту оценку на него как человека, грубо осуждают его личные качества.

6. Педагог прибегает к оскорбительным для ученика эпитетам, вешает ярлыки. «Бездарь», «лентяй», «тупица» — далеко не самые уничижительные обращения иного учителя к ученику.

Изобразить, что неприятной ситуации нет, что все ребенок придумал – один из худших вариантов, что можно воплощать в жизнь. Как и желание подстроиться под школьный конфликт приведет лишь к снижению инициативности и желания учиться. Со сложившейся ситуацией нужно работать.

Работа над конфликтом с ребенком

Для выхода из сложной ситуации необходимо знать мнения всех сторон. Важно внимательно выслушатьребенка , без агрессии к нему или осуждения к педагогу. Цель разговора – дать ему выразить свои негативные эмоции, не перебивая. В противном случае, он не будет слушать родителя, стараясь высказать нечто очень важное на его взгляд. Или того хуже, замкнется в себе, убедится в непонимании взрослых. Необходимо донести до ребенка, что ни у него, ни у педагога нет стремления причинить зло друг другу, но есть непонимание. И с этим непониманием нужно работать, создать план по выходу из конфликта.

Родители должны быть на страже интересов ребенка, в условиях доверия ему будет значительно легче принять решения мамы и папы. Дети учатся жить, взаимодействовать с окружающими людьми – ошибки неизбежны и естественны.

Решение конфликта с педагогом

В общении с педагогом необходимо спрашивать, слушать, вникать, стараться создать атмосферу сотрудничества. Иногда для разрешения конфликтной ситуации достаточно бывает совместно выявить ее причину, потому как учитель не может знать обо всех сторонах жизни своих учеников. Возможно, плохое поведение и отказ заниматься связаны со смертью любимой бабушки, и нужно время, чтобы жизнь ребенка пришла в нормальное русло. Или бунт на уроках имеет корни в личных неудачах школьника, в семейных ссорах, занятии в ненавистной ему секции.

Важно, чтобы диалог шел на основании конкретных фактов, а не личных впечатлений и предвзятого мнения. Фраза, которую часто можно слышать: «У вас он один, а у меня тридцать». Да, весь класс. Задача учителя заключается в обучении детей, он так же отвечает за нюансы атмосферы учебного заведения, за отношения между учениками в классе. Школа обязана предоставить безопасные во всех отношениях условия для обучения ребенка.

Многие схемы взаимодействия с преподавателями строятся на убеждении, что они могут испортить жизнь ребенку. Потому появляется заискивание перед учителем, преувеличение вины ребенка ради снижения накала спора. Не стоит забывать главное: родители защищают права своего ребенка, их задача состоит в том, чтобы отпрыск чувствовал себя комфортно в школе. И вопросы воспитания, права и обязанности с ним связанные, тоже на родителях.

В случае, когда учитель превышает свои полномочия на него можно найти управу. Обратиться к директору школы, если нет результата – далее в департамент образования. Бывает, что от неправомерных действий педагога страдает несколько учеников, здесь и коллективное обращение к директору школы может возыметь действие. И это его головная боль в том, что сложно найти замену учителю, который решил прибегнуть к шантажу «а вот возьму и уволюсь в середине учебного года».

* * * * *

Школа – особая среда. Здесь дети приобретают не только знания, но и навыки общения. Взаимодействие родителей и педагогов оказывает влияние на детей, их поведение, желание учиться. И детям важно чувствовать поддержку со стороны близких. Они помогут признать наличие конфликта, найти его причины и, по возможности, устранить. Мы учим своих детей решать появляющиеся в жизни проблемы на своем примере. А конфликты – спутники жизни, нужно уметь их разрешать. Удачи вам на этом непростом поприще!

Автор статьи: Илюза Максютова

Другие статьи блога «Школа» на УфаМаме:

Скоро в школу…
Первый раз в первый класс: в 6,5 или 7,5?
9 простых советов для формирования красивого почерка.
В треугольнике конфликта: педагог, дети и их родители.
5 условий, чтобы мама могла сказать: «А мой ребенок любит учиться!»

кто прав? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Москва. Учительница русского и сломанный палец

В московской школе, входящей в учебный комплекс № 1574, в октябре нынешнего года разгорелся настоящий скандал. Учительница русского языка и литературы уволена по статье за применение физического насилия к учащемуся пятого класса.

История началась с того, что вместо заболевшего педагога по МХК (мировая художественная культура) к ученикам на замену вышел другой преподаватель — Екатерина Уманская. Пытаясь утихомирить детей, разбушевавшихся без своего «родного» учителя, педагог начала делать замечания. В частности, Уманской пришлось обратить своё внимание на одного ученика, игнорирующего её просьбы подготовиться к уроку. Предположив ребёнку договориться вне класса, Уманская вывела школьника в коридор.

Со слов же ученика и его родителей, собирающихся подать в суд на учителя, преподаватель не просто попросил ученика покинуть класс, а буквально схватил за шиворот ребёнка, бросил на парту, а затем выволок в коридор. Из-за агрессивных действий учительницы ребёнок травмировал руку, что, скорее всего, и послужило мотивом для обращения в суд.

В своём интервью «Московскому комсомольцу» Уманская говорит: «Я подробно рассказала дознавателю свою версию случившегося. Объяснила, что в коридоре просто строго побеседовала с Олегом, чтобы он работал, а не мешал другим, да все это видно и на видеозаписи. Про то, что у него болит палец, мальчик ни слова не сказал, иначе, конечно, я отвела бы его в медкабинет. Сотрудница полиции ознакомила меня с заявлением мамы Олега, это был тихий ужас. Якобы я, схватив ребенка за руку, волочила его по классу, ударяя о различные предметы, потом то же продолжилось и в коридоре. Все написанное было явной клеветой, если бы с ребенком делали что-то подобное, у него были бы синяки и ссадины по всему телу».

Родители школьника сообщили о случившемся в полицию, а администрация не стала ждать расследований и разбирательств, и уже в начале ноября уволила преподавателя русского и литературы.

Однако ситуация не так проста. Уманская имеет стаж работы около 25 лет и успела зарекомендовать себя отличным учителем. И несмотря на наличие некоторых свидетельств одноклассников пострадавшего мальчика против учительницы, есть также и противоречивые показания против самого ученика и его семьи. Имеются сведения, что палец школьника был повреждён ещё до происшествия, а мама мальчика вообще уже давно пытается свести счёты с педагогом из-за неудовлетворительных оценок сына. И пока «дело ясное, что дело тёмное», администрация образовательного учреждения решила как можно быстрее снять с себя ответственность и избавиться от учителя по статье «Применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося». По словам Уманской её не ознакомили ни с жалобой родителей, ни с документами, хоть как-то подтверждающими вину: «Почему меня увольняют по такой статье, которая, по сути, является волчьим билетом для работы в учебном заведении, без каких-либо доказательств, мне так и не пояснили. Естественно, я буду в судебном порядке оспаривать это решение».

Астрахань. Рисование и травля под столом

В Астраханской области произошёл похожий случай, правда обошлось без сломанных частей тела.

На уроке рисования, где присутствовали учащиеся сразу двух классов (пятый и седьмой), произошёл конфликт. Школьник, которому не хватило места за партами, пришлось рисовать стоя. И он случайно задел занавески. Преподаватель, видимо посчитавшая, что за подобным действием таится злой умысел, подошла к ученику и ударила его. Далее, по словам пострадавшего, учительница заставила его залезть под стол, а остальные ученики начали дразнить мальчика и кидаться в него обувью. После произошедшего 11-летний школьник не хочет посещать школу и, по словам матери ученика, даже начал заикаться.

Учительницу, спровоцировавшую настоящую «травлю» ребёнка, уволили, впрочем как и всю администрацию Алтынжарской школы.

Чувства и конфликты

Чувства и конфликты

Предыдущие книги новой серии были посвящены детям — их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска — конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.

Купить

Оренбург. Физкультура и плавки на голове

В сентябре текущего года в Оренбурге во время проведения фестиваля «Тепло детских сердец» преподаватель физической культуры в коррекционной школе-интернате № 3 надел ученику на голову плавки, дабы наказать его за рассеянность. Школьник забыл в помещении бассейна свою одежду, а педагог решил «креативно» его наказать. Родители одноклассников «пострадавшего» ученика оказались возмущены подобным поведением и потребовали немедленно наказать физрука.

Педагог, учительский стаж которого достигает 27 лет, написал объяснительную, признавая своё поведение вышедшим за рамки дозволенного, уточнив при этом, что плавки он на голову ученика не надевал, а лишь положил сверху.

Позитивным в этой истории стало отношение к произошедшему школьника и его родителей. Семья восприняла всё как шутку и претензий к педагогу не имеет.

Больше интересных материалов:

Что не так с учителями?

Чаще всего о школьных конфликтных историях становится известно, когда начинают жаловаться ученики и их родители. Но что приходится терпеть самим учителям?

По данным учительского интернет-портала «Педсовет» совместно с проектно-учебной лабораторией журналистики НИУ ВШЭ, интернет-изданием «Директория.онлайн» и «Комсомольской правдой» выяснилось, что травле со стороны учеников подвергаются почти семьдесят процентов педагогов! В исследовании приняло участие почти три тысячи учителей.

Причём школьники подходят к издевательствам над педагогами с выдумкой. Банально игнорировать требования и замечания учителей — это лишь один вид «травли». Также ученики успешно начинают в голос обсуждать личную жизнь педагога, отпускать комментарии с откровенным интимным подтекстом, обзывать, демонстрировать презрение взглядом и жестами, провоцировать и снимать на телефон. При этом, по данным опроса, большая часть педагогов «снимают стресс», обсуждая проблему с коллегами и лишь 31,1% делятся с семьёй, а 23% учителей переживают проблемы самостоятельно.

Один из педагогов сообщает: «Родители плохо знают, как дети ведут себя в школе. Но, к большому сожалению, и родители, и дети под прикрытием своих родителей, а родители — под прикрытием органов управления образования очень „хорошо“ знают свои права и часто переходят границы в своем невежестве и откровенном неуважении и хамстве по отношению к учителю».

Таким образом, получается, что педагог абсолютно не защищён ни со стороны родителей, которые требуют особого отношения и в любом случае (даже если их чадо не право) защищают своего ребёнка, ни со стороны администрации. Неудивительно, что в подобных условиях, учитывая низкую заработную плату и колоссальную нагрузку, и учителей в школах часто не хватает, и преподавательские «срывы» случаются всё чаще.

Жестокое же поведение детей, во многом, подпитывается современной «агрессивной политикой» — агрессивный маркетинг, жестокие шутки-пранки (от англ. prank «выходка, шалость»), эпатаж в поведении и внешности. Преподаватели, особенно старшего поколения, ещё не научились верно реагировать на такое поведение «нового» поколения. Учителю проще не обращать внимания на учеников, отстраниться, но такой подход не только не нейтрализует проблему, но и усугубляет её.

Для того чтобы научить своих учеников быть настоящими людьми и вести себя по-человечески, самому педагогу нужно научиться разбираться в своих эмоциях и пробовать искать методы альтернативного подхода к своим ученикам.

Ещё по теме:


#ADVERTISING_INSERT#

Учитель — ученик — родители. Как строить отношения и избегать конфликтов?

Автор: Капкайкин Илья Александрович

В рамках темы, которую я выбрал для своего доклада «Отношения между учителем и учениками…», я рассмотрел проблему «Учитель-ученик — родитель. Как строить отношения и избегать конфликтов». Предметом моего внимания являются отношения «учитель – родитель — ученик» ведь, как правило, конфликты «учитель-ученик» или «учитель-родитель» редко протекают без участия третьего лица.

Что такое конфликт? И причины его возникновения.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний.

Кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем, приводящих человека в отчаяние, к срывам, конфликтным ситуациям. Это не могло не отразиться на жизни школы

Конфликты возникают во всякой социальной и развивающейся системе в результате совместной деятельности. Не исключение и образовательные системы.

Школа – одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Эти процессы учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Проблемой межличностных конфликтов в образовательных учреждениях занимались многие ученые: А. Бодалев, В.Богуславский, Л.Божович, Я. Коломинский, В. Кутьев, Н.Левандовский, М. Шульц, И. И. Рыданова и др. Однако еще далеко не все аспекты межличностных отношений в системе «учитель-учащийся» изучены подробно, поэтому она одна из актуальнейших проблем педагогики и педагогической психологии на современном этапе развития. Решение этой проблемы диктуется не только задачами школы сегодняшнего дня, но и потребностями воспитания. Разработка проблемы межличностных отношений учителя и учащегося заключает в себе мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога, совершенствования педагогической деятельности и всего педагогического процесса.

Главной целью доклада является представить конкретные рекомендации учителям и родителям по предотвращению конфликта и в его совместном решении.
Хороший учитель учеников себе не выбирает. И рядовой ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные. Проблема несовместимости преподавателей и учеников порой делает невозможным учебный процесс.

Идеальный ученик — честный, способный, умный, аккуратный, внимательный, вежливый, терпимый, сдержанный, аккуратный, дисциплинированный, внимательный. Но полностью соответствовать представлению учителя об идеальном ученике могут не все. К тому же исследования показывают, что некоторые учителя считают принимаемыми качествами пассивность, слабоволие, а непринимаемыми — самостоятельность, жизнерадостность, общительность.

Однако ученики не могут соответствовать образу “удобного” ребенка, они чаще веселы, общительны, дружелюбны, решительны, а, следовательно, не слабовольны и часто импульсивны и несдержанны.

Идеальный учитель — это человек, в котором:

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Для младших школьников это — добрый, спокойный, веселый, красивый, заботливый, но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты.

Рассмотрим типичный конфликт. Автор статьи Антонина Третьякова приводит следующие примеры.

Одна моя знакомая сказала, что завтра везет дочку к врачу. У той, похоже, начинается дерматит. Для девочки, которая занимается в балетной школе, это катастрофа. А все из-за учительницы математики, она никак не хочет понять, что будущей балерине математика не нужна. К тому же считает, что девочке стоит поучиться вежливости.

Сын другой знакомой – Саша – учится в языковой гимназии. Когда его родители в конце полугодия обнаружили, что у него проблемы с химией, они, конечно, пошли к учительнице.

Отец попытался выяснить, что происходит.
– Нет, мальчик неглупый, но ведет себя плохо.
– Как плохо? Нарушает дисциплину, хамит, мешает другим?
– Нет, он заносчивый очень.

Разбираться с личными качествами Саши не стали. Отец спросил, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, и услышал, что сделать ничего нельзя. Но позже выяснилось, что Саше нужно было сдать все незачтенные темы иначе ребенку грозит отчисление, Отец пошел к директору. Главным мотивом было возмущение. Он был глубоко оскорблен тем, что его, взрослого человека, такой же взрослый – интеллигентный учитель – ввел в заблуждение, не объяснив, как можно решить возникшую проблему.

Речь не о том, нужна ли будущему филологу химия, а будущей балерине математика, а об отношениях учителя и ученика, учителя и родителей.

В этих ситуациях есть много общего: Дети не считали предмет, с которым возникала проблема, важным и нужным для себя. Учителя считали, что дети ведут себя по отношению к ним как минимум неуважительно. Учителя не проявляли заинтересованности в том, чтобы ребенок все-таки усвоил упущенный учебный материал. Учителя не обращались за помощью к родителям сами, а иногда сознательно избегали с ними общения.

Семья и школа

Похоже, созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям за стенами школы, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества. Родителей стараются не замечать, в родительскую помощь не верят.

Автор статьи спрашивает: «Почему учитель спокойно смотрит, как ученик «тонет», и не протягивает ему руку помощи?» Вряд ли можно согласиться с этим высказыванием, особенно в условиях обучения в маленьком городе, где почти каждый ученик или знакомый или родственник. Однако следует прислушаться к этому мнению, если оно было высказано публично.

Но с чем можно согласиться, так это с тем, что порой учитель всерьез обижается на ученика, забывает, что ученик – ребенок, а он, учитель, – взрослый. Почему иногда он противостоит ребенку на равных? Но ребенок – это еще не зрелая личность, его выбор не всегда хорош. Должностные обязанности учителя предполагают работу над развитием этой личности. Профессиональный учитель помимо знаний и навыков формирует у ребенка права, обязанности, долг, совесть, уважение, добро и зло в конце концов. Дело это всегда было непростым, а сейчас особенно.

Учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Как им выстроить гармоничные отношения?
Кто виноват?

Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Ситуация со школьными конфликтами занимает чуть ли не лидирующее место среди рейтинговых тем на нашем телевидении. Каждый раз темы эти с завидным смаком обсуждают и специалисты и рядовые обыватели.

Средства массовой информации совсем недавно рассказывали о произошедшей в одной из школ истории шантажа.

Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок. Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам.

Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Вы скажете, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка – это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации.

Следующий традиционный вопрос: «Что делать?». С моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.

Дорогие родители! (памятка родителям)

  1. Ваш ребенок — это ваш ребенок, и никто, кроме вас, его любить не обязан. Учитель должен его учить, а вы — обеспечить учителю поддержку в виде положительной установки к учебе и контроля успеваемости. Внушайте ребенку, что если он будет выполнять все требования учителя, то у него будет все хорошо.
  2. Будьте открыты с учителем, говорите не только о достоинствах своего ребенка, но и о проблемах. Учитель должен почувствовать, что вы ищете в его лице союзника. Спросите прямо. Постарайтесь заранее подготовить несколько вопросов. Задавайте их прямо, не стесняясь. Избегайте предвзятости. На встрече не ведите себя агрессивно.
  3. Конечно, среди учителей есть и такие, с которыми вам трудно наладить контакт. Все равно придется. Поговорите с учителем без претензий, вместе легче найти выход.
  4. Если ваш ребенок идет в первый класс, а вы познакомились с его учителем только первого сентября, то вы плохая мать. Практически в любой школе есть возможность выбрать учителя в заявлении при приеме в первый класс. Если у вас трудный ребенок, ориентируйтесь в первую очередь на учителя, а не на престиж школы. Первая встреча ребенка с учителем — Это очень важный момент для ребенка, родителей и для учителя.
  5. Будьте дипломатичны. Никогда не говорите плохо об учителях при ребенке, но и не бросайте его на произвол судьбы с трудным учителем. Разбирайте каждый конфликт и обязательно находите разрешающий выход. Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать
  6. Принимайте самое активное участие в общественной работе класса и школы, знайте по именам всех одноклассников, родителей и учителей.
  7. Составьте план совместных действий учителя и родителей. Поддерживайте связь. Обязательно поддерживайте установленный контакт с учителем. Обсуждайте успехи (и неудачи) в выполнении плана
  8. Никогда не откладывайте встречу с учителем. Не тешьте себя надеждами, что все рассосется само собой. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.
  9. Во избежание конфликтов и неприятных ситуаций, лучше готовится к ним заранее.
  10. Подумайте, какие установки по отношению к учебе и учителю вы формируете в своих детях.

Наверняка вам приходилось слышать подобное.

№1 Мама и сын, тяжело дыша, в последнюю минуту успели заскочить в трамвай. Мама радостно посмотрела на сына:
– Вот видишь, успели. Какой у тебя урок первый?
– Труд.
И тут радость на лице мамы сменилась явным разочарованием:
– Ну и что ты меня дергал? На труд нельзя опоздать, что ли?

№2 Мальчику было лет десять-одиннадцать. Он всего лишь хотел выполнить школьное (и не только) правило: прийти без опоздания и не получить порицание учителя. А мама своими неосторожными словами заронила в нем мысль, что правила – это ерунда, замечание учителя – пустые слова.

11. И еще. Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, – это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Учитель – человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет.

Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка.

Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.

Дорогие учителя! (памятка учителям)

  1. Не дайте хулигану распоясаться; с самых первых дней сразу дайте ему знать, что его выходки на ваших уроках не пройдут.
  2. Не тратьте силы, не кричите. От вашего крика плохо будет прежде всего вам. Не стоит говорить: “Как ты себя ведешь?”, или “Чтобы этого больше не было”. Скажите лучше, что вас очень расстраивает то, что он вам конкретно сказал. Добейтесь, чтобы извинение было не формальным.
  3. В разговоре с родителями не обрушивайте на них свои жалобы. Сначала похвалите ребенка, скажите о нем что-нибудь хорошее. Будьте уверены, теперь родители будут на вашей стороне. Предложите им конкретную тактику разрешения конфликта. Никогда не просите просто “повлиять” на ребенка, укажите сначала, как это сделать.
  4. Берегите свои нервы, не старайтесь совершить непосильный подвиг научить всех. Относитесь философски к отстающим ученикам. Среди них есть и неплохие ребята.
  5. Не избегайте родителей. Вы вместе делаете одно дело – учите и воспитываете. Сотрудничая, вы можете достичь многого. Большинство родителей – вполне вменяемые люди, которые только порадуются, если почувствуют в вас союзника. Многие родители – люди занятые и без помощи учителя могут не увидеть тех трудностей, которые возникают у их детей. Выходите на контакт с родителями сами,
  6. Спрашивайте, как видит ситуацию родитель, какие у него предложения, как бы он поступил на вашем месте и что готов сделать на своем. Согласуйте план совместных действий и установите «контрольные точки».
  7. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;
  8. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером ;

Приемы конструктивного общения легко осваиваются людьми с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, уверенными в себе и своем профессионализме.

Именно эти качества не позволяют взрослому человеку по-детски обижаться на ученика, сторониться успешных взрослых, бояться администрации, перекладывать ответственность за свою неудачу на другого и проецировать неудовлетворенность собственной жизнью на общение с учениками.

Выводы:

  1. Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия;
  2. Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным;
  3. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации;
  4. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
  5. Не нужно затягивать конфликты, преодолевая их на ранней стадии развития
  6. При решении конфликта важно умение поставить себя на место конфликтующей стороны
  7. Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал
  8. Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.
  9. Пользоваться рекомендациями для правильного решения и предотвращения конфликтных ситуаций

Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не ладят. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет, поэтому в скорейшем преодолении конфликта заинтересованы и родители и учителя. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна поддержка.

«Учитель-ученик-родители. Как строить отношения и избегать конфликтов?»

Учитель-ученик-родители.

Как строить отношения и избегать конфликтов?

В рамках темы, которую я выбрал для своего доклада «Отношения между учителем и учениками…», я рассмотрел проблему «Учитель-ученик — родитель. Как строить отношения и избегать конфликтов». Предметом моего внимания являются отношения «учитель – родитель — ученик» ведь, как правило, конфликты «учитель-ученик» или «учитель-родитель» редко протекают без участия третьего лица.

Что такое конфликт? И причины его возникновения.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний.

Кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем, приводящих человека в отчаяние, к срывам, конфликтным ситуациям. Это не могло не отразиться на жизни школы

Конфликты возникают во всякой социальной и развивающейся системе в результате совместной деятельности. Не исключение и образовательные системы.

Школа – одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Эти процессы учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Проблемой межличностных конфликтов в образовательных учреждениях занимались многие ученые: А. Бодалев, В.Богуславский, Л.Божович, Я. Коломинский, В. Кутьев, Н.Левандовский, М. Шульц, И. И. Рыданова и др. Однако еще далеко не все аспекты межличностных отношений в системе «учитель-учащийся» изучены подробно, поэтому она одна из актуальнейших проблем педагогики и педагогической психологии на современном этапе развития. Решение этой проблемы диктуется не только задачами школы сегодняшнего дня, но и потребностями воспитания. Разработка проблемы межличностных отношений учителя и учащегося заключает в себе мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога, совершенствования педагогической деятельности и всего педагогического процесса.

Главной целью доклада является представить конкретные рекомендации учителям и родителям по предотвращению конфликта и в его совместном решении.

Хороший учитель учеников себе не выбирает. И рядовой ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные. Проблема несовместимости преподавателей и учеников порой делает невозможным учебный процесс.

Идеальный ученик — честный, способный, умный, аккуратный, внимательный, вежливый, терпимый, сдержанный, аккуратный, дисциплинированный, внимательный. Но полностью соответствовать представлению учителя об идеальном ученике могут не все. К тому же исследования показывают, что некоторые учителя считают принимаемыми качествами пассивность, слабоволие, а непринимаемыми — самостоятельность, жизнерадостность, общительность.

Однако ученики не могут соответствовать образу “удобного” ребенка, они чаще веселы, общительны, дружелюбны, решительны, а, следовательно, не слабовольны и часто импульсивны и несдержанны.

Идеальный учитель— это человек, в котором:

1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть друга.

2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.

3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Для младших школьников это — добрый, спокойный, веселый, красивый, заботливый

Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты.

Рассмотрим типичный конфликт. Автор статьи Антонина Третьякова приводит следующие примеры.

Одна моя знакомая сказала, что завтра везет дочку к врачу. У той, похоже, начинается дерматит. Для девочки, которая занимается в балетной школе, это катастрофа. А все из-за учительницы математики, она никак не хочет понять, что будущей балерине математика не нужна. К тому же считает, что девочке стоит поучиться вежливости.

Сын другой знакомой – Саша – учится в языковой гимназии. Когда его родители в конце полугодия обнаружили, что у него проблемы с химией, они, конечно, пошли к учительнице. Отец попытался выяснить, что происходит.

– Нет, мальчик неглупый, но ведет себя плохо.

– Как плохо? Нарушает дисциплину, хамит, мешает другим?

– Нет, он заносчивый очень.

Разбираться с личными качествами Саши не стали. Отец спросил, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, и услышал, что сделать ничего нельзя. Но позже выяснилось, что Саше нужно было сдать все незачтенные темы иначе ребенку грозит отчисление, Отец пошел к директору. Главным мотивом было возмущение. Он был глубоко оскорблен тем, что его, взрослого человека, такой же взрослый – интеллигентный учитель – ввел в заблуждение, не объяснив, как можно решить возникшую проблему.

Речь не о том, нужна ли будущему филологу химия, а будущей балерине математика, а об отношениях учителя и ученика, учителя и родителей.

В этих ситуациях есть много общего: Дети не считали предмет, с которым возникала проблема, важным и нужным для себя. Учителя считали, что дети ведут себя по отношению к ним как минимум неуважительно. Учителя не проявляли заинтересованности в том, чтобы ребенок все-таки усвоил упущенный учебный материал. Учителя не обращались за помощью к родителям сами, а иногда сознательно избегали с ними общения.

Семья и школа

Похоже, созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям за стенами школы, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества. Родителей стараются не замечать, в родительскую помощь не верят.

Автор статьи спрашивает: «Почему учитель спокойно смотрит, как ученик «тонет», и не протягивает ему руку помощи?» Вряд ли можно согласиться с этим высказыванием, особенно в условиях обучения в маленьком городе, где почти каждый ученик или знакомый, или родственник. Однако следует прислушаться к этому мнению, если оно было высказано публично.

Но с чем можно согласиться, так это с тем, что порой учитель

всерьез обижается на ученика, забывает, что ученик – ребенок, а он, учитель, – взрослый. Почему иногда он противостоит ребенку на равных? Но ребенок – это еще не зрелая личность, его выбор не всегда хорош. Должностные обязанности учителя предполагают работу над развитием этой личности. Профессиональный учитель помимо знаний и навыков формирует у ребенка права, обязанности, долг, совесть, уважение, добро и зло в конце концов. Дело это всегда было непростым, а сейчас особенно.

Учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Как им выстроить гармоничные отношения?

Кто виноват?

Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Ситуация со школьными конфликтами занимает чуть ли не лидирующее место среди рейтинговых тем на нашем телевидении. Каждый раз темы эти с завидным смаком обсуждают и специалисты, и рядовые обыватели.

Средства массовой информации совсем недавно рассказывали о произошедшей в одной из школ истории шантажа.

Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок. Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам.

Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Вы скажете, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка – это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации.

Следующий традиционный вопрос: «Что делать?». С моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.

Дорогие родители! (памятка родителям)

1. Ваш ребенок — это ваш ребенок, и никто, кроме вас, его любить не обязан. Учитель должен его учить, а вы — обеспечить учителю поддержку в виде положительной установки к учебе и контроля успеваемости. Внушайте ребенку, что если он будет выполнять все требования учителя, то у него будет все хорошо.

2. Будьте открыты с учителем, говорите не только о достоинствах своего ребенка, но и о проблемах. Учитель должен почувствовать, что вы ищете в его лице союзника. Спросите прямо. Постарайтесь заранее подготовить несколько вопросов. Задавайте их прямо, не стесняясь. Избегайте предвзятости. На встрече не ведите себя агрессивно.

3. Конечно, среди учителей есть и такие, с которыми вам трудно наладить контакт. Все равно придется. Поговорите с учителем без претензий, вместе легче найти выход.

4. Если ваш ребенок идет в первый класс, а вы познакомились с его учителем только первого сентября, то вы плохая мать. Практически в любой школе есть возможность выбрать учителя в заявлении при приеме в первый класс. Если у вас трудный ребенок, ориентируйтесь в первую очередь на учителя, а не на престиж школы. Первая встреча ребенка с учителем — Это очень важный момент для ребенка, родителей и для учителя.

5. Будьте дипломатичны. Никогда не говорите плохо об учителях при ребенке, но и не бросайте его на произвол судьбы с трудным учителем. Разбирайте каждый конфликт и обязательно находите разрешающий выход. Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать

6. Принимайте самое активное участие в общественной работе класса и школы, знайте по именам всех одноклассников, родителей и учителей.

7.Составьте план совместных действий учителя и родителей. Поддерживайте связь. Обязательно поддерживайте установленный контакт с учителем. Обсуждайте успехи (и неудачи) в выполнении плана

8. Никогда не откладывайте встречу с учителем. Не тешьте себя надеждами, что все рассосется, само собой. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.

9. Во избежание конфликтов и неприятных ситуаций, лучше готовится к ним заранее.

10. Подумайте, какие установки по отношению к учебе и учителю вы формируете в своих детях.

Наверняка вам приходилось слышать подобное.

№1 Мама и сын, тяжело дыша, в последнюю минуту успели заскочить в трамвай. Мама радостно посмотрела на сына:

– Вот видишь, успели. Какой у тебя урок первый?

– Труд.

И тут радость на лице мамы сменилась явным разочарованием:

– Ну и что ты меня дергал? На труд нельзя опоздать, что ли?

№2Мальчику было лет десять-одиннадцать. Он всего лишь хотел выполнить школьное (и не только) правило: прийти без опоздания и не получить порицание учителя. А мама своими неосторожными словами заронила в нем мысль, что правила – это ерунда, замечание учителя – пустые слова.

11. И еще. Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, – это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Учитель – человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет.

Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка. Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.

Дорогие учителя! (памятка учителям)

1. Не дайте хулигану распоясаться; с самых первых дней сразу дайте ему знать, что его выходки на ваших уроках не пройдут.

2. Не тратьте силы, не кричите. От вашего крика плохо будет прежде всего вам. Не стоит говорить: “Как ты себя ведешь?”, или “Чтобы этого больше не было”. Скажите лучше, что вас очень расстраивает то, что он вам конкретно сказал. Добейтесь, чтобы извинение было не формальным.

3. В разговоре с родителями не обрушивайте на них свои жалобы. Сначала похвалите ребенка, скажите о нем что-нибудь хорошее. Будьте уверены, теперь родители будут на вашей стороне. Предложите им конкретную тактику разрешения конфликта. Никогда не просите просто “повлиять” на ребенка, укажите сначала, как это сделать.

4. Берегите свои нервы, не старайтесь совершить непосильный подвиг научить всех. Относитесь философски к отстающим ученикам. Среди них есть и неплохие ребята.

5. Не избегайте родителей. Вы вместе делаете одно дело – учите и воспитываете. Сотрудничая, вы можете достичь многого. Большинство родителей – вполне вменяемые люди, которые только порадуются, если почувствуют в вас союзника.

Многие родители – люди занятые и без помощи учителя могут не увидеть тех трудностей, которые возникают у их детей. Выходите на контакт с родителями сами,

6.Спрашивайте, как видит ситуацию родитель, какие у него предложения, как бы он поступил на вашем месте и что готов сделать на своем. Согласуйте план совместных действий и установите «контрольные точки».

7. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;

8. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером;

Приемы конструктивного общения легко осваиваются людьми с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, уверенными в себе и своем профессионализме. Именно эти качества не позволяют взрослому человеку по-детски обижаться на ученика, сторониться успешных взрослых, бояться администрации, перекладывать ответственность за свою неудачу на другого и проецировать неудовлетворенность собственной жизнью на общение с учениками.

Выводы:

1 Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия;

2. Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным;

3. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации;

4. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.

5. Не нужно затягивать конфликты, преодолевая их на ранней стадии развития

6. При решении конфликта важно умение поставить себя на место конфликтующей стороны

7. Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал

8. Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.

9. Пользоваться рекомендациями для правильного решения и предотвращения конфликтных ситуаций

Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не ладят. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет, поэтому в скорейшем преодолении конфликта заинтересованы и родители, и учителя. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна поддержка.

Методическая разработка на тему: Психолого -педагогический семинар «Учитель и родители: конфликт или сотрудничество»

ППС «Учитель и родители: конфликт или сотрудничество»

Педагог – психолог: Давайте определим тему нашего сегодняшнего семинара  (психолог читает определение конфликта, не называя понятий и пропуская слова). Педагоги подбирают слова, близкие по значению)

(на слайде понятия конфликта)

Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим? Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения,  научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в Вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности.  В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации

             Итак, конфликт для меня – это …, когда я думаю … и чувствую (учителя пишут свои определения понятия «конфликт» на листах,  затем читают их).

      Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

ссора

меня хотят обидеть,

страх

война

унизить

обида

спор

меня  хотят оскорбить

раздражение

борьба

 

напряжение

состязание

меня подавляют

тревога

схватка

надо мной  хотят посмеяться

злость

2.  Педагог — психолог:  Из-за чего возникают конфликты между учителем и родителем? Коллектив делиться на две группы – педагоги и родители. Каждая группа выделяет причины конфликтов с точки зрения своей роли.

Причины конфликтов:

Школа почти ничему не учит, только портит ребенка! Лучше обучать его дома!» «Зачем мне заниматься детьми? Школа для этого и придумана! Пусть она его учит и воспитывает!» Такие противоположные точки зрения на школьное образование мы встречаем довольно часто. И столь же часто они основаны не на фактах, а на страхах, тревоге, иллюзиях и надеждах

ОЖИДАНИЕ 1. «НИЧЕГО, ЛИШЬ БЫ МЕНЯ НЕ МУЧИЛИ»

Мамы, которые ничего не ожидают от школы, обычно не ожидают от нее ничего хорошего. Они очень стараются и вкладывают в учебу ребенка много времени и нервов — но уже отчаялись дать детям нормальное образование, им кажется, что и ребенок ничего не делает, и учителя учат не тому, и сил ни на что нет, и достала эта школа со своими глупостями, почему я должна за это все отвечать? Почему я должна сидеть и в полночь рисовать с ребенком план своей улицы и тратить свое воскресенье на поиски полутора метров однотонной ткани к уроку домоводства?
Эти мамы делают с детьми уроки со скандалами и воплями, рыдают из-за детских двоек и только что не падают в обморок на родительском собрании, услышав про очередные долги и двойки. Им кажется, что старания их абсолютно бесплодны — сколько ни вкладывай, результат нулевой. И надо нанимать репетиторов и искать подготовительные курсы, и все равно из этого ничего не выйдет, кроме нервного срыва.

 ОЖИДАНИЕ 2. «ТОЧНАЯ КОПИЯ»

Многие родители опираются на свой школьный опыт. Школа должна научить их детей тому, чему они сами научились в свое время. Мы ходили на лыжах — почему дети не ходят на лыжах? У нас на химии были опыты — почему вы не делаете опыты? Почему у вас дети не учат стихи наизусть? Образование должно быть традиционным — таким, как оно было в советской школе, лучшим в мире, таким, какое получили сами родители.

ОЖИДАНИЕ 3. «УЛУЧШЕННАЯ КОПИЯ»

Чаще, правда, родители понимают, что они, возможно, получили не лучшее в мире образование, и видят в нем дыры и пробелы. Поэтому они знают, что уж их-то ребенок должен получить все то- же самое, только гораздо лучше. Историю искусств, например, и риторику, и философию, и английский семь раз в неделю, и второй иностранный язык…

ОЖИДАНИЕ 4. «ОСОБЫЕ ЗАПРОСЫ»

Родители, которые подходят к образованию серьезно, обычно точно знают, чего именно они хотят от системы образования. Скажем, есть родители, убежденные в том, что математика — основа всего, а значит, в школе должно быть много сильной математики. Есть родители, точно знающие, что их ребенку не нужна литература (только отбивать интерес к чтению), нужно столько-то часов углубленной химии и такая-то программа по биологии.

ОЖИДАНИЕ 5. «ДИСЦИПЛИНА»

Здесь тоже есть целый спектр разных ожиданий — от «в школе должен быть порядок» до «в школе должна быть свобода самовыражения». Одни родители верят в поднятые руки и школьную форму, другие — в свободу дискуссий и одежды. Если учитель в пылу обсуждения важного вопроса сядет на стол, одни сочтут это форменным безобразием, а другие — естественным поведением. Одни подходят к учителю сказать «если наш будет борзеть, вы дайте ему по ушам», а другие пишут жалобу директору, если учитель спросит у ребенка, разозлившись — «ты что — глупец?»

ОЖИДАНИЕ 6. «ВОСПИТАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ»

От «ваше дело — учить ребенка, а воспитывать его мы будем сами» до «школа должна заложить основы духовно-нравственного воспитания нации».
В общем, все эти перечисления, конечно, не претендуют на полноту охвата — скорее, коротко обрисовывают, как разнообразны родительские воззрения на то, какой должна быть школа, и как трудно школе соответствовать ожиданиям общества, когда люди в нем не могут договориться друг с другом.

ОЖИДАНИЕ 7. «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ»

Некоторым родителям очень важно держать руку на пульсе ежеминутно. У них на рабочем компьютере открыт электронный журнал, и они в режиме реального времени следят за возникающими в нем тройками и пятерками. Если учитель не заполняет электронный журнал своевременно, на него жалуются, потому что он не дает родителям обратной связи. Другим родителям достаточно раз в месяц получать сводку об успеваемости — они вообще считают, что за этим должен следить сам ребенок, а оценка вообще ничего не обозначает, кроме того, что этот конкретный учитель зачел или не зачел эту конкретную работу.

ОЖИДАНИЕ 8. «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Самый больной вопрос — кто отвечает за обучение детей? Согласно закону об образовании, ответственность за получение ребенком среднего образования несут его родители. А за что несет ответственность школа? А ребенок? А если ребенок за десять лет учебы в школе ничему не научился и получил двойку на ЕГЭ — это чья ответственность? У школы другая претензия к родителям: родители сдали ребенка школе и думают, что школа сама все сделает и всему научит. Но всем известно, что лошадь можно привести к ручью, но нельзя заставить пить; заставить учиться ребенка, который учиться не хочет, практически невозможно. «А вы должны заинтересовать». — «А вы сами пытались его заинтересовать окружающим миром? Вы до школы научили его тому, что узнавать новое — интересно? Или сажали его к телевизору, компьютеру, совали ему в руки планшет — чтобы он к вам не приставал? Мы учителя, а не волшебники, мы не можем сделать немотивированного ребенка мотивированным, это ваша задача, а не наша». Учитель, у которого в классе тридцать человек, далеко не всегда в состоянии уследить, кто пропустил или не усвоил конкретную тему. Учитель перегружен работой и отчетностью. Он профессионал, но не маг.

Психолог: В большинстве случаев неоправданные ожидания родителей приводят к тому, что возникают конфликтные ситуации между педагогом, администрацией школы  и родителем. От того, какую стратегию поведения выберут участники конфликта зависит произойдет ли разрешение конфликтной ситуации. Для того чтобы лучше иметь понятие о стратегиях я предлагаю Вам выполнить задание:

 Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”

Психолог:  Существует  4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, конкуренция. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)

Приспособление

Избегание

Конкуренция

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные

в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Приспособление

Избегание

Конкуренция

Сотрудничество

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Стремление добиться своего за счет другого

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Мирные, уступчивые люди

Неуверенные в себе люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное Расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Конкуренция.)

Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(психолог читает описание поведения, педагоги угадывают.)

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

 Заключительное слово

Психолог. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего  общения.

  • Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
  • Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
  • В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
  • Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
  • Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
  • Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
  • Не спешите реагировать на чужое раздражение.
  • Идите на все возможные компромиссы.
  • Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
  • Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.
  • Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.
  • Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
  • Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

Формула успешного решения школьных конфликтов

  1. Доброжелательность.
  2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
  3. Тактичность.
  4. Разговор по существу.
  5. Поиск компромисса
  6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения
  7. Соблюдение чужого персонального пространства
  8. Правильный выбор роли
  9. Умение слушать и слышать друг друга
  10. Справедливость.

Предлагаем вашему вниманию несколько рекомендаций:

1. Контроль. Учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь.

2. Любовь. Учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя.

3. Согласие. Внутренне согласитесь с утверждением: когда два человека конфликтуют, то неправ тот из них, кто умнее. Поэтому в конфликте ученик-учитель, как правило, неправ учитель; в конфликте учитель-директор обычно неправ директор.

4. Юмор. Развивайте чувство юмора. Во все времена сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.

5. Путь защиты. Учитесь защищать и отстаивать свои интересы, не ущемляя права других, без конфликтов — путем сотрудничества, компромисса, уступок.

6. Где и когда. Не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

7. Инструмент. Не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

8. Табу. На своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

9. Авторитет. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Но не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

10. Терпение. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

11. Опора на положительное. Оценивая результаты работы и поведение (администрации, учителя или школьника) сначала обращайте внимание на то, что удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках.

12. Расширение границ мировосприятия. 
Время. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. 
Вероятность. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
Содержание. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

Бесконфликтный  

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о