Падежи имён существительных. Предлоги падежей
Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам.
В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:
Падежи | Вопросы | Вспомогательные слова |
---|---|---|
Именительный | кто? что? | |
Родительный | кого? чего? | нет |
Дательный | кому? чему? | дать |
Винительный | кого? что? | вижу |
Творительный | кем? чем? | горжусь |
Предложный | о ком? о чём? | думаю |
Пример:
Именительный падеж | – | (что?) стул |
Родительный падеж | – | нет (чего?) стула |
Дательный падеж | – | |
Винительный падеж | – | вижу (что?) стул |
Творительный падеж | – | горжусь (чем?) стулом |
Предложный падеж | – | думаю (о чём?) о стуле |
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Именительный падеж называется прямым. Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах — второстепенными членами.
Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.
Предлоги падежей в русском языке
Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:
говорил о доме, живёт в доме
Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:
нет леса, остановился у леса – родительный падеж
подарить маме, идти к маме – дательный падеж
Именительный падеж употребляется всегда без предлогов.
Падеж | Вопросы | Предлоги |
---|---|---|
Именительный | Кто? Что? | нет |
Родительный | Кого? Чего? | от, без, у, до, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, вроде, среди, между, кроме |
Дательный | Кому? Чему? | по, к |
Винительный | Кого? Что? | на, за, через, про, в, под |
Творительный | Кем? Чем? | за, под, над, перед, с, между |
Предложный | О ком? О чём? | о (об), на, в (во), при, обо |
Предлоги родительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:
у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.
Имя существительное в родительном падеже со словом нет обозначает отсутствие предмета: нет (чего?) чая, нет (кого?) слона.
Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами у, от, из, для обозначения места, и отвечают на вопросы где? откуда?:
(где?) у озера, (откуда?) из шкафа.
Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:
праздник (кого?) сестры, дверь (чего?) шкафа.
Предлоги дательного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже
к, по.
Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:
рассказал (кому?) другу, вернул (кому?) маме.
Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом к для обозначения предмета, к которому направлено действие:
едет (куда? или к чему?) к морю.
Предлоги винительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:
в, на, за, под, через.
Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами в и на идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос куда? Например:
пошли (куда? во что?) в класс
пришли (куда? на что?) на кухню
Предлоги творительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:
за, на, под, перед, с.
летит (где?) над океаном
висит (где?) под деревом
Предлоги предложного падежа
Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:
о, об, в, во, на, при.
Имя существительное в предложном падеже с предлогом о обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:
сказал (о ком?) о маме.
рассказал (о чём?) о мечте.
Имя существительное с предлогом на или в стоит в предложном падеже, если обозначает место действия и отвечает на вопрос где? Если имя существительное с предлогом на или в обозначает место направления действия и отвечает на вопрос куда?, то оно стоит в винительном падеже:
гуляет (где?) в парке – предложный падеж
идёт (куда?) в парк – винительный падеж
naobumium.info
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГАМИ = Edatlarla Genetiv Hâl
С родительным падежом употребляются следующие предлоги:
(Genetiv durumunda şu edatlar kullanılır:)
1 — на вопрос «где» («где» nerede? sorusuna yanıt veren edatlar)
Близ деревни
Возле леса
Около дома
У окна
Вокруг дома
внутри дома
вне дома
мимо ворот
посреди (среди) площади
между деревьев
против окна
2- Предлоги отвечающие на вопрос «откуда» ( «откуда» nereden? sorusuna yanıt veren edatlar?)
из комнаты
от берега
из-за тучи
из-под куста
3- Предлоги отвечающие на вопрос «куда» («куда» nereye? sorusuna yanıt veren edatlar)
накануне прздника
после работы
среди ночи
до войны
4- Предлоги отвечающие на вопрос «почему» («почему» neden?niçin? sorusuna yanıt veren edatlar)
из принципа
из-за плохой погоды
от холода
с горя
5- Другие предлоги: (Diğer edatlar:)
без интереса
вместа отца
для повторения
кроме меня
помимо брата
ПРЕДЛОГИ СО ЗНАЧЕНИЕМ МЕСТА
(Yer Belirten Edatlar:)
Предлоги у, около, возле, близ, вблизи, вдоль, мимо, среди, посреди, против, между обознчают место, где находится предмет или где происходит действие. Эти предлоги употребляются только с родительным падежом, кроме предлога между.
(Bu edatlar nesnenin nerede bulunduğunu ya da fiilin nerede yapıldığını ifade ederken kullanılırlar. между edatı hariç, hepsi yalnızca genetiv durumunda kullanılır.)
Стол стоит у окна.
Гости сидят вокруг стола.
Деревья растут вдоль дороги.
Демонсранты проходят мимо трибуны.
Памятник стоит посреди площади.
Машина остановилась прогив входа.
Если на вопрос «где» отвечают существительные с предлогами «в, на, у, за, под».
То на вопрос «откуда» отвечают существительные в родительном падеже с предлогами «из, с, от, из-за, из-под»
(Eğer «в, на, у, за, под» edatlarıyla «где» sorusuna yanıt alınıyorsa; «откуда» sorusu ise «из, с, от, из-за, из-под» edatlarıyla yanıtlanır.)
Где: откуда:
В городе — из города
на столе — со стола
у берега — от берега
за тучей — из за тучи
под кустом — из-под куста
ПРЕДЛОГИ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ,
УПОТРЕБЛЯЮЩИЕСЯ С РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ
(Zaman Belirten Edatların Genetiv Durumunda Kullanılımı)
Предлоги до, после, накануне, среди употребляются с родительным падежом для обозначения времени. Существительные с этими предогами отвечают на волрос когда?
(до, после, накануне, среди edatları genetiv durumunda zaman belirtmek için kullanılır. Bu edatların sorusu; когда?)
Например; (örneğin)
Тяжела была жизнь народов России до революции.
После революции трубящиеся начали строит новую жизнь.
Друзья соберутся вместе накануне Нового года.
Ребёнок проснулся среди ночи.
Предлог ОТ употребляется только с родительным падежом.
(OT edatı yalnızca genetiv durumunda kullanılır.)
1. Сушествительное с предлогом от обозначает место, откуда происходит движение:
(OT edatı hareketin nereden başladığını belirtir, yani yeri belirtir.)
От озера путешественники шли пешком.
Лодка отплыла от берега. (При этом глагол движениа часто имеет приставку от; Поезд отошёл от станции в 7 часов. )
2. Предлог от употребляется для обозначения расстояния вместе с предлогом до.
(OT edatı до edatı ile beraber kullanıldığında hareketin nereden nereye kadar yapıldığını belirtir.)
От Лениниграда до Москвы 649 километров. (Leningrad’dan Moskova’ya 649 km vardır.)
Расстояние от леса до станции мы прошли пешком.
3. существительное с предлогом от обозначает лицо или предмет, от которого исходит действие ; (edatla birlikte kullanılan bir zamir ya da nesne hareketin nereden başladığını belirtir.)
Он получил письмо от брата. (Abisinden mektup aldı.)
От дерева ложится длинная тень.
4. При помощи предлога от обозначается дата документов писем: (OT edatıyla birlikte dökümanların hangi tarihten olduğu belirtilir.)
Письмо от пятого декабря.
Резолюция от первого марта.
Протокол собрания от тридцатого апрелья.
5. Существительное с предлогом от часто обозначает предмет, от которого хотят избавиться, защититься.
Лекарство от гриппа.
Защита от ветра.
Убежищие от бомб.
6. Предлог от уподребляется после наречий далеко, недалеко, справа, слева.
(далеко(uzak), недалеко(yakın), справа(sağ), слева(sol) gibi kelimelerden sonra da OT edatı kullanılır.)
Недалеко от деревни протекала река.
7. Предлога от требуют следующие глаголы: (OT edatı şu fiillerden sonra kullanılır.)
Несовершенный Вид: Совершенный Вид:
освобождать освободить от…
избавлять избавить от…
защищать защитить от…
спасать спасти от…
скрывать скрыть от…
прятать спрятать от…
отказывать отказать от…
зависеть ———
отставать отстать от…
отличаться ———
Он уже освободился от этой рвботы.
Я долго не мог избавиться от мыслей о своей неудаче.
Мы спрятались от дождя под старым дубом.
8. От может отвечат на вопрос почему? (OT edatı почему? sorusuna yanıt verebilir)
1) смеяться от радости (mutluluktan ağlamak)
плакать от горя
от обиды
дрожать от холода
от страха
стонать/кричать от боли
умереть от раны/
погибнуть от бомбы
от пули
вздрогнуть от неожиданности
2) белый от снега
мокрый от дождя
серый от пыли
горячий от солнца
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА ДО
(ДО edatının kullanımı)
1. Существительное с предлогом до обозначает место, которое является пределом, границей действия или движения. (До какого места?)
(ДО edatı hareketin limitinin veya sınırının yerini belirmek için kullanılır.) (Hangi yere kadar? Nereye kadar?)
До станций мы шли пешком. (Stada kadar yürüyerek gittik.)
Я дочитал книгу до середины.
При этом глагол часто имеет приставку до…
2. Существительное с предлогом до обозначает время, которое является пределом действия: ( до edatı hareketin geçerlilik zamanını belirtirken kullanılır.)
Дождь шёл (до какого времени?) до утра. (Yağmur sabaha kadar yağdı.) ( Ne zamana kadar?)
Мв работали до вечера. (Akşama kadar çalıştık.)
Дети жили на даче до сентября.
3. Существительное с предлгогм до может обозначат время действия и отвечать на вопрос когда? (до edatı hareketin zamanını belirtirken kullanılır ve когда? sorusuna yanıt verir.)
Он сегодня пришёл домой до обеда (когда?)
Студенты вошли в аудиторию до звонка.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА С
(C edatının kullanımı)
Предлог с употребляется не только с родительным падежом, но также с творительным и винительным падежами. Основные значения предлога с родительным падежом:
(C edatı yalnızca genetiv durumunda kullanılmaz. Ayrıca творительный ve винительный падеж lerle de kullanılır. C edatının Genetiv durumundaki kullanım bilgileri:)
1. Существительное с предлогом с обозначает время — начало дейсвия. (C edatı hareketin başlama vaktini belirtirken kullanılır.)
Занятия в вузах и школах начинаются (с какого времени? с каких пор?) с первого сентября.
Он готовился к экзамену (с какого времени?) с понедельника.
Дети с утра гуляют в саду.
Предлог с употребляется вместе с предлогом до, обозначающим конец действия. (C edatı до edatı ile birlikte kullanıldığında fiilin başlama ve bitme zamanlarını belirtirler.)
На полях с утра до вечера кинит работа.
Врач принимает с десяти до трёх часов.
2. Предлог с обозначает направление движения. Существительное с предлогом с в этом случае отвечает на вопрос Существительное с предлогом в этом случае отвечает на вопрос откуда? (C edatı hareketin nereden başladığını gösterir. Bu durumda kullanılan C edatı откуда? sorusuna yanıt verir.)
Студент взял книгу с полки. (Öğrenci kitabı rafdan aldı.)
Он пришёл с улицы.(O sokaktan geldi.)
3. Существительное с предлогом с может обозначать причину действия в некоторых сочетаниях, например: (C edatı belli kalıplarla kullanılabilir, örneğin;)
заплакать с горя
сделать что-либо с отчаяния
сказать со злости
убежать со страху
закричать с испуну
устать с непривычки.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА ИЗ
(ИЗ edatının kullanımı)
Предлог из употребляется только с родительным падежом.
(ИЗ edatı yalnızca genetiv durumunda kullanılır.)
1. Предлог из обозначает направление действия или движения.
Существительное с предлогом из в значении направления отвечает на вопрос откуда?
(ИЗ edatı hareketin ya da fiilin nereden çıktığını gösterir. откуда? sorusuna yanıt verir.)
Он приехал сюда из деревни.
Она вынула платок из кармана.
Товарищ позвонил мне из института.
2. Существительное с предлогом из может обозначать источник сведений, происхождение чего-либо, кого-либо.
(ИЗ edatı hareketin kaynağını, nereden veya kimden geldiğini gösterir.)
Эти слова из стихотворения Пушкина.
Этот товарищ из рабочей семьи.
Я узнал об этом из газет.
3. Существительное с предлогом из может обозначать материал, из какого сделан предмет. (ИЗ edatı nesnenin neyden, hangi maddeden yapıldığını söylerken kullanılabilir.)
Платок из шёлка.
Платье из шерти.
Крыша из железа.
4. Существительное с предлогом из может выражать причину в некоторых сочетания:
(ИЗ edatı bazı kalıplarla beraber kullanılarak bir şeyin nedenini açıklayabilir.)
слушать из вежливости
отказаться из гордости
из принципа
из упрямства
совершить подвиг из люби к родине
клевешать из зависти
5. Существительное с предлогом из может обозначать целое, из которого выделяется часть. (ИЗ edatı bir şeyin parçasından/kısmından bahsederken kullanılabilir)
Некоторые из рабочих выполнили задание досрочно.
Многие из студентов нашей группы участвовали в лыжных состязаниях.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА У
(У edatının kullanımı)
Предлог у употребляется только с родительным падежом.(У edatı yalnızca genetiv durumunda kullanılır.)
1. Существительное с предлогом у обозначает лицо или предмет, которому что-либо принадлежит и отвечает на вопрос у кого?
(У edatı herhangi birisine ait/bağlı birisinden ya da bir şeyden bahsederken kullanılır у кого? sorusuna yanıt verir.)
У брата есть интересная книга.
У студентов имеются программы по всем дисциплинам.
У сестры красивый голос.
2. Существительное с предлогом у обозначает предмет или лицо, поблизости от которого другой предмет или происходит какое-нибудь действие. (у edatı diğer bir şeye ya da harekete bağlı olan nesneyi ya da kişiyi ifade ederken kullanılır.)
1) Стол стоит (где) у окно.
Мы жили летом у моря.
2) Я был у врача.
Он жил летом у родителей.
3) Предлог у употребляется после следующих глаголов: (у edatı şu fiillerden sonra kullanılır.)
Несовершенный Вид: Совершенный Вид:
брать взять
отнимать отнять
просить попросить
спрашивать спросить
красть украсть
Я взял у товарища учебник.
Мать отняла у ребёнка ножницы.
Он попросил у сестры книгу.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА БЕЗ
(БЕЗ edatının kullanımı.)
1. Предлог без указывает на отсутствие предмета или лица.
(БЕЗ edatı bir nesnenin veya kişinin yokluğundan bahsederken kullanılır.)
Он пришёл сегодня (без чего?) без портфеля.
Я пью чай (без чего?) без сахара.
Без твоей помощи я не могу успешно работать.
Антонимом предлога без в этом значении является предлог с ( с творительным падежом существительного).
Пришёл без портфеля — Пришёл с пертфеля.
2. Сушествительное с предлогом без может обозначать, как происходит действие.
В этом случае существительное с предлогом ьез отвечает на вопрос как ?
(БЕЗ edatı hareketin nasıl geçtiğini/olduğunu ifade ederken kullanılır. Bu durumda БЕЗ edatı как? sorusuna yanıt verir.)
Ученик решил задачу без труда / с трудом.
Говорит по-русски без ошибок / с ошибками.
3. Zaman ifade ederken kullanılır.
Сейчас без пяти минут десять.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА ДЛЯ
(ДЛЯ edatının kullanımı.)
1. Предлог ДЛЯ показывает, что действие совершается в ползу лица или предмета.
Существительное с этим предлогом отвечает на вопрос для кого? Для чего?
(ДЛЯ edatı hareketin kimin ya da ne için yapıldığını gösterir.для кого? Для чего? sorularına yanıt verir.)
Яя купил книгу (для кого?) для товарища.
Студент читал литературу (для чего?) для доклода на семинаре.
2. Предлог ДЛЯ употребляется для выражения цели действия. Существительное с предлогом для отвечает на вопросы зачем? Для чего? или с какой целью?
(для edatı yapılan fiilin amacını ifade ederken kullanılır. зачем? Для чего? veya с какой целью? sorularına yanıt verir.)
Путешественники остановились для отдыха.
3. Предлог ДЛЯ показывает назначение предмета.
(ДЛЯ edatı konunun amacını ifade ederken kullanılır.)
На столе лежит тетрадь для сочинений.
Не забудь посуду для молока.
4. Предлог ДЛЯ употребляется в сочетании с некоторыми существительными, прилагательными и наречиями:
(ДЛЯ edatı bazı zamirlerle, sıfatlarla ve isim-fiillerle kombinasyon yapılarak kullanılır.)
1) В нашей стране созданы все условия для развития науки.
С существительными: значение для…. \ основа для… \ условие для…. \ возможность для… \ средство для… \ повод для…
2) Присутствие на собрании обязательно для всех студентов.
Задача была трудной для ученика.
С прилагательными: нужный, необходимый, обязательный, важный, трудный, лёгкий, интересный, известный, знакомый, понятный (В польной или краткой форме) и с др.
3) Для успешной учёбы нам необходимо овладеть русским языком.
С наречиями: нужно, необходимо, обязательно, важно, полезно и др.
ruskigrammar.blogspot.com
Падеж имен существительных / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Падеж | Вспомогательные слова | Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть | Кто? лиса Что? земля | Кто? Что? |
Родительный | нет | Кого? лисы Чего? земли | Где? Откуда? Чья? Чьи? Чье? |
Дательный | дать | Кому? лисе Чему? земле | Где? Как? |
Винительный | вижу | Кого? лису Что? землю | Где? Куда? |
Творительный | доволен | Кем? лисой Чем? землей | Где? Как? |
Предложный | думаю | О ком? о лисе О чем? о земле | Где? |
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
- По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
- Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
- Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
Проверяем:
Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.
- Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
- Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
- Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
- Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
- Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Родительный падеж множественного числа
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Склонение имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 50, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
3 класс
Упражнение 81, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 56, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 64, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 127, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 85, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 112, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 136, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 14, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 19, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 157, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 162, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 51, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 21, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 89, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 23, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 27, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 95, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 157, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
5 класс
Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 105, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 148, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 247, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 266, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 267, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 130, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 127, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 444, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 445, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Родительный падеж в русском языке. Когда и как использовать
Когда речь идёт о количестве, нам тоже часто нужен родительный падеж. Но здесь есть нюансы.
1. Если последнее слово в числительном один, то прилагательное и существительное имеют форму единственного числа именительного падежа, а слово один сочетается с существительным в роде и числе (у некоторых слов нет формы единственного числа):
- одна свободная вакансия,
- один финансовый аналитик_,
- одно важное дело,
- одни чёрные брюки (у слова брюки нет формы единственного числа),
- двадцать одна новая книга (21 – это много, но существительное и прилагательное всё равно стоят в единственном числе и именительном падеже, они сочетаются только с последним словом один).
2. Если числительное закончивается словами два, три или четыре, то прилагательное и существительное имеют форму родительного падежа, но у прилагательного это будет форма множественного числа, а у существительного – форма единственного числа:
- два новых сотрудника,
- четыре новых правила.
С существительными женского рода, слово два меняет форму на две, а прилагательное может стоять как в родительном, так и в именительном падеже (но обязательно во множественном числе):
- две новых проблемы / две новые проблемы,
- двадцать две иностранных компании / двадцать две иностранные компании (снова смотрим только на последнее слово в числительном).
3. Во всех остальных случаях и существительное и прилагательное будут иметь форму родительного падежа множественного числа:
- пять рабочих дней,
- сто американских долларов,
- пятнадцать свободных вакансий.
burupo.com
Падежи русского языка. Таблица с вопросами
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
Определение
Падеж — это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении.
А вот как определяет, что такое падеж Википедия:
Определение
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.
Сравните:
клен, осень, багряный, окно, мой, ранний.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Определение
Падеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, явлениям, действиям.Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушка, мастер , отец ;
- что? — тишина, дом , счастье, радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат.
Родительный падеж
Родительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? чего?
- нет (кого?) бабушки, мастера, отца;
- нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом употребляются предлоги:
от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо и др.
Например:
- гулять у реки;
- вымокнуть из-за дождя;
- выйти без зонтика;
- бежать от калитки;
- достать до полки.
Дополнительный материал
Предлагаем разгадать на нашем сайте кроссворд в картинках на тему «Родительный падеж».Дательный падеж
Дательный падеж существительного отвечает на вопросы: кому? чему?
- Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
- дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.
С дательным падежом употребляются предлоги:
к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
- вижу (что?) тишину, дом , счастье, радость .
С существительными в форме винительного падежа употребляются предлоги:
в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотря на ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
- положить (во что?) в стол;
- (на что?) на стол;
- (за что?) за стол;
- (под что?) под стол.
Творительный падеж
Творительный падеж существительного отвечает на вопросы: кем? чем?
- Горжусь (кем?) бабушкой, мастером, отцом;
- любуюсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.
С этим падежом употребляются предлоги:
с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
- расскажу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
при, в, на, о, об, по
- остаться при школе;
- бегать в парке;
- висеть на стене;
- поведать о путешествии;
- скакать на лошади.
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг — найти слово, к которому относится данное существительное;
- второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.
По вопросу и по окончанию определяем падеж существительного.
Слышу голос бабушки.
голос (кого?) бабушк-и (р. п.)
Я люблю свою бабушку.
Люблю (кого?) бабушк-у (в. п.)
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стене — д. п.;
- висит на (чём?) стене — п. п.;
- хвост у (кого?) лошади — р. п.;
- скакать на (ком?) лошади — п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
На заметку!
А вы знали, что выделяют ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?russkiiyazyk.ru
Какие есть предлоги родительного падежа?
Для того, чтобы верно ответить на данный, с первого взгляда далеко непростой вопрос, необходимо изучить некоторое количество теории. Также я должен сказать, что ответ на данный вопрос получится сугубо однозначный, поэтому я вам рекомендую выучить мой ответ с точностью до слова, потому что только в этом виде у учителей не возникнет лишних вопросов.
Что такое падеж и какие у него есть разновидности
Как известно в русском языке у слова существует несколько форм, эти формы называются падежами. В русском языке существует всего лишь шесть видов разных падежей:
- Именительный — это самый популярный падеж, который только есть в русском языке. Слово именительного падежа отвечает всего лишь на два вопроса: кто?, что?. Очень часто в предложении слово в именительном падеже является подлежащим.
- Родительный падеж — это слово, которое отвечает на вопросы: нет кого?, нет чего?. Родительный падеж очень часто встречается при подписывании каких-либо работ, к примеру, тетрадь Максима Иванова.
- Дательный падеж — это слово, которое имеет вопрос: дать кому?, дать чему?
- Винительный падеж — это слово, которое имеет вопрос: вижу кого?, вижу что?. Винительный падеж можно спутать по вопросу с именительным, поэтому делать выбор нужно по контексту.
- Творительный падеж — это слово, которое отвечает на вопросы: горжусь кем?, горжусь чем?. Творительный падеж один из самых редко употребляемых, поэтому его невозможно спутать с другим.
- Предложный падеж — это слово, которое отвечает на вопросы: о ком?, о чем?.
Предлоги родительного падежа
После того, как я понял что такое падеж и каким он бывает, я могу приступить к непосредственному ответу на вопрос.
Какие предлоги существуют у родительного падежа: без, до, для, из, из-за, из-подо, мимо, кроме, вместе, сверх, насчет, среди. Все эти предлоги будут являться отличительными чертами родительного падежа, и поэтому, если вы видите перед собой один из этих предлогов, то это слово будет родительного падежа.
В заключение я могу сказать, что умение определять падеж слова вам поможет писать слова без орфографических ошибок.
vashurok.ru
Предлоги, родительный падеж в немецком языке
Автор: София Стальская Высшее лингвистическое образование. Опыт работы 5 лет. |
Помимо групп предлогов, которые используются только с дательным падежом или винительным или и тем, и другим, существует группа предлогов, требующая после себя родительный падеж — Genitiv. Поговорим о них подробнее.
Предлоги родительного падежа
К предлогом, после которых употребляется родительный падеж относятся:
während — в то время как, в течение
wegen — из-за
trotz — несмотря на
(an)statt — вместо
außerhalb — вне, за пределами
innerhalb – внутри, в пределах
unweit — неподалеку от
infolge — из-за, вследствие, по причине
Один из самых употребимых из перечисленных предлогов — это предлог «während». А запомнить нужный падеж после остальных предлогов очень легко: их русские соответствия также требуют родительного падежа.
Многие предлоги, после которых необходимо употреблять родительный падеж, характерны лишь для деловой переписки или языка юриспруденции: kraft (в силу), ungeachtet (невзирая на), zugunsten (в пользу) и др. Рассматривать подробно мы их не будем.
Не забудьте: у существительных мужского и женского рода в родительном падеже появляется окончание -s.
Учимся употреблять предлоги
Изучите несколько примеров употребления предлогов, требующих после себя родительный падеж:
Sie fehlen wegen der Krankheit. — Они отсутствуют по причине болезни.
Ich bin (an)statt mseines Bruders gekommen. — Я пришел вместо своего брата.
Außerhalb der Stadt haben sie ein Landhaus. — За городом у них есть дом.
Wegen des kalten Wassers konnten wir nicht baden. – Из-за холодной воды мы не могли искупаться.
Er kam trotz seiner Arbeit. — Он пришел, несмотря на работу.
У предлогов данной группы есть особенность: если предлог используется с существительным во множественном числе без артикля или прилагательного или местоимения, рекомендуется использовать дательный падеж. Также в этих случаях может появиться и предлог von.
Сравните:
1. Während dieser Woche habe ich viel Arbeit gemacht. — После предлога использован родительный падеж, т. к. существительное стоит в единственном числе, и перед ним есть указательное местоимение.
2. Während 10 Tagen muss ich viel machen. — Т.к перед существительным нет ни прилагательного, ни артикля, ни местоимения, использован дательный падеж: об этом говорить окончание -n.
3. Mit Hilfe von Werkzeugen kann ich das machen. — Существительному нечем выразить родительный падеж (нет ни артикля, ни прилагательного), добавляется предлог von.
После предлогов dank (благодаря) и laut (согласно) можно употреблять и родительный, и дательный падежи:
dank seiner Hilfe – благодаря его помощи;
laut dem/des Plan/es – согласно плану.
Все запомнили? Тогда время проверить себя!
Задания к уроку
Упражнение 1. Используйте нужный падеж.
1. Er arbeitet während (die Woche). 2. Infolge (der Regen) sagten sie das Splielen ab. 3. Sie wohnt unweit (die Schule). 4. Trotz (alle Schwierigkeiten) gewinnt er. 5. Wegen (die Krankheit) kann er nich mitfahren. 6. Es gibt ein Dorf außerhalb (der Wald).
Упражнение 2. Вставьте необходимый предлог.
1. … des filmes gab es viel Reklame. 2. Er hat einen Apfel … der Schokolade gegessen. 3. Mein Freund wohnt … der Stadt. 4. … der Universität gibt es ein gutes Café. 5. … der Hitze arbeiten wir viel. 6. Ich rufe … der Erklärung.
Ответ 1.
1. der Woche 2. des Regens 3. der Schule 4. aller Schwierigkeiten 5. der Krankheit 6. des Walds
Ответ 2.
1. während 2. statt 3. außerhalb 4. unweit 5. trotz 6. wegen
linguistpro.net