Макет по экологии своими руками в детском саду: Методическое пособие»«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников»» – Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников

АвторИшмухаметова Лиана Ильдусовна, воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад №36 с. Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан.

В наши дни проблема окружающей среды наиболее актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход её естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают учёные, техническими средствами невозможен. Экологическое воспитание выступает необходимым условием преодоления последствий негативного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда».

Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты. Сегодня мы поговорим об экологических макетах.

Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).

В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:

-создаются условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;

-развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность;

-формируются навыки правильного поведения в природе;

-воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет. В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Макет «Водопад»

Макет «Горы»

Макет «Озеро»

Макет «Зимний лес»

Макет «Улей»

Создание макета муравейника

Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

Экологический макет для детей старшего дошкольного возраста

Экологический макет для детей старшего возраста

Сомова Ирина Вячеславовна – воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада №7 «Золотая рыбка» г.о. Краснознаменск.

Рожкова Наталья Юрьевна – старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада №7 «Золотая рыбка» г.о. Краснознаменск

Аннотация. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологический макет помогает наглядно продемонстрировать различные, не встречающиеся в повседневной жизни дошкольников, явления и объекты природы. Использование экологических макетов, флорариумов и мини-садов активизируют исследовательскую, познавательную, игровую, продуктивную деятельность детей, в процессе которой каждый ребёнок познает себя и окружающий мир.

Ключевые слова: экологический макет, туризм, экосистема, дети дошкольного возраста.

Что представляет собой экологический макет?

Верхняя часть макета включает съёмные элементы рельефа: склон, равнину, возвышенность, низменность, песчаную пустыню, каменистую пустыню, море, большое озеро, растущий овраг и болото, и переносные детали: вулкан, река с притоками, сопка, холм, гора (2 части) с пещерой.

Также есть наборы для заполнения природных Зон: туман, снег, вспаханный склон, камни, песок, глина, огороды, поля, деревья и кустарники, дома, костер, палатка, человечки и т. д. Выставляется по мере необходимости в разных местах макета.

Нижняя часть макета является нишей, где хранятся элементы, мелкие предметы, необходимые для проведения исследовательской деятельности.

Перед работой воспитатель обязательно проводит с детьми инструктаж по технике безопасности.

Закрытые контейнеры удобны для хранения мелких и сыпучих предметов. Все контейнеры промаркированы.

Варианты использования экологического макета в образовательной и организации самостоятельной деятельности дошкольников:

«Зона ПУСТЫНЯ, ЛЕС и ЛЕСОСТЕПЬ»

1 Педагог, используя изображения деревьев и кустарников, активизирует словарь дошкольников. Например, много берёз – берёзовая роща, елей – ельник, смешанный лиственный лес создают клён, дуб, рябина, осина, липа, ива. Обязательное условие – на каждом дереве обозначение листа на кроне.

2. Покажите с помощью опыта, какие из растений могут выжить в зоне пустыни?

Материал: два стаканчика с отверстиями и голубой каймой снизу (обозначение воды), макеты растений с разной длиной корневой системы.

Опыт. Поочередно дети вставляют в стаканчик макеты растений с разной длиной корневой системы и определяют, что например, у пальмы и кактуса корни уходят далеко вниз и достают до воды, у остальных растений – они короткие и не достанут до влаги.

3. Как клетки кактуса могут удерживать воду?

Материал: стакан с водой, макет кактуса, сделанного из поролона.

Опыт. В стаканчик с водой, опустить макет кактуса. Он быстро начинает впитывать воду. Клетки, которые задействованы в этом процессе, очень маленькие по размеру. Отжимая поролоновый макет, педагог наглядно демонстрирует, что клетки кактуса удерживают воду.

4. Формирование чернозёма. Исследовательская деятельность с включением элементов ритмопластики.

Материал: модели – песок (жёлтые бусины круглой формы), глина (оранжевые бусины овальной формы), упавшие листья (зеленые, жёлтые, коричневые и красные фишки), палочки, отмершие кусочки животного мира (коричневые квадраты), обратная сторона всех моделей — чёрная.

Все модели сначала рассыпаются на поднос, затем дети их по очереди складывают в банку, выбирая предметы по цвету и форме:

Из земли сначала брали, а потом ей отдавали.

И земле всё нипочем, получился ЧЕРНОЗЕМ.

(В банке получилась пушистая масса тёмного цвета)

«ЗОНА БОЛОТО»

1. Интересное место – болото!

Материал: мелкая ёмкость, изображения растений и животных, связанные с данной зоной (мох, лягушки, рогоз, цапля и т.п.).

Опыт. Мелкая ёмкость заливается водой. Предлагается два вида кочек: одни — легко проваливающиеся, так что при нажатии палец ребёнка намокает и второй вид — плотные, палец остается сухим. На практике дети получают подтверждение понятия «зыбкости» системы «БОЛОТО», педагог обращает внимание на опасность этого природного объекта для человека, предлагает запомнить правила безопасного поведения в топи. Воспитатель уточняет, что расположено болото в низине (подложка сделана из глины для подтверждения особенностей этого материала: задерживать воду, а не пропускать, как песок).

2. Как в «Зоне болото» будут расти деревья с различной корневой системой?

Материал: макеты дуба (со стержневой корневой системой) и осины (с поверхностной корневой системой).

Опыт. Строение болота не позволяет удерживать корни дуба. Они гниют и не получают воздух. Корневая система осины имеет широкую площадь, расположена близко к поверхности и имеет достаточно воздуха, питательных элементов. Вывод: такие деревья, как дуб, клён, ясень (с стержневой корневой системой) не могут расти на болотистой почве. Такие деревья, как осина, вяз, ива, ель – могут произрастать на кочках болота.

3. Какие деревья растут в «Зоне болото»?

Материал: макеты деревьев осины и ели.

Опыт. Педагог с детьми рассматривает строение деревьев: осина имеет тонкий ствол и поверхностную корневую систему, а ель – толстый ствол и поверхностную корневую систему. За счёт толщины стволов ели и осины, при ветре деревья будут вести себя по-разному. Педагог предлагает детям подуть на модели деревьев. Результат: высокая ель упадет (так часто бывает в природе), а тонкая осинка удержится. Причина – высокая парусность ели.

4. Прохождение болота по кочкам.

Материал: на дне ёмкости немного воды, кочки из поролона голубого (мягкий) и зелёного (твердый) цветов, ватные палочки.

Задание: с помощью ватной палочки необходимо пройти по кочкам и не намочить её.

В ходе опыта дети должны заметить: наступать нужно на твёрдые кочки, которые окрашены в зелёный цвет. На кочки голубого цвета наступать опасно.

  1. «Пройди по схеме».

Материал: схема болота с изображением пути прохода по нему.

Задание: научиться работать по схеме (указать ориентиры рядом для правильного соответствия расположения схемы и направления движения).

«ЗОНА ГОРЫ»

  1. Выветривание в горах. Обычно данный опыт не используется в детском саду. Тем не менее, детям очень интересно увидеть, как, выбиваемый ветром, осыпается песок, оголяя камни, которые более сильным ветром откалываются от горы, создавая расщелины.

Материал: ниши с камнями, песок, спринцовка или насос для надувания шариков.

Опыт. Дети могут выполнить данный опыт самостоятельно. Песок, насыпанный в ниши с камнями, легко выдувается спринцовкой или насосом для шариков. Аналогично проводится опыт и с водой. Педагог демонстрирует, что и вода разрушает горы.

  1. Мы – туристы.

Материал: палатки, костёр, лодки, человечки (из киндер-сюрпризов или их можно сделать из пластилина), палочки разной длины, в файле схема участка природы (для многократного использования).

Задание: зная знаки обозначений объектов, соотнести схему и реальный объект, пройти по плану и получить приз в пещере.

Ход. Педагог даёт детям схему участка природы. Каждый ребёнок рисует свой путь фломастером по схеме, объясняя, почему проложил именно такой маршрут. Например, почему обходит озеро, почему нельзя ставить палатку в болоте или на склоне, под высокими деревьями, где можно организовывать привал (нельзя близко к воде, под горой, вблизи вулкана), но хорошо, если недалеко от реки, где есть деревья, на ровной поляне.

Приз — это маленькие конфетки в волшебном сундучке в пещере.

  1. Что разрушает горы?

Материал: модель пещеры в монолите горы, заполненная бумажными «камнями», карточки со схематичным изображением дождя, солнца, месяца, урагана, песка, снежинки и т.д.

Цель: дать детям знания о факторах разрушения гор и образования пещеры – вода и ветер, развитие мелкой моторики рук, внимания детей.

Ход игры. Играют 3 человека: ведущий-взрослый (ребёнок) и двое детей «вода» и «ветер». Ведущий показывает карточки в любой последовательности.

  1. Секреты пещеры.

Материал: модель пещеры в монолите горы, заполненная бумажными моделями камней, мелкие фигурки (летучая мышь, ящерица, змея, паук, волк, тигр, барс, древний человек, коза, корова, овца и т.д.).

Задание: каждый ребёнок, по очереди, выбирает фигурку из пещеры, на ощупь и называет её, объясняя:

— может ли это животное жить в пещере,

— почему это животное живёт в пещере,

— чем и как оно питается,

— почему древний человек выбрал себе жилищем именно пещеру,

— какие секреты хранят древние пещеры (наскальные рисунки, реликтовые животные, сталактиты и сталагмиты, и т.д.),

— профессии людей, связанные с пещерами (спелеолог, горняк, каменотёс и т.п.).

Ход. В игре участвуют от двух до пяти человек, кто не угадал — пропускает ход. Выигрывает тот, кто наберёт больше фигурок.

  1. Снег на горных вершинах.

Материал: на горные вершины делаются из скрученных ватных дисков и проклеенные съёмные снеговые шапки.

Задание: сформировать у детей понятие, что снег на вершине гор при таянии питает реки и наглядно продемонстрировать, что если не будет ледников и снега на вершине гор, то реки измельчают и высохнут, их не будет и на равнине.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что снег на снежных вершинах гор начал таять. Он превращается в воду. Педагог демонстрирует, как с горной вершины течёт река, и насыщаются притоки, питающие болото и озеро. Педагог может:

  1. создать реку, вытекающую из болота и тем самым показать, как сохраняется болото.

  2. представить наглядно систему водосбора, включая материалы примеров загрязнения объектов и доказательства загрязнения озер или морей.

6. Русло реки.

Материал: гибкая, сплетённая из голубых ниток, модель реки с притоками, водопад.

Задание 1. Показать, как могла бы течь река, питаемая снегом гор.

Задание 2. Продолжить движение реки, которая берёт начало из болота.

Задание 3. Придумать, как расположится русло реки, которая начинается в лесу.

Задание 4. Расположить русло реки так, чтобы её притоки питали озеро и болото.

Задание 5. Пусть ваша река оросит пустыню и будет впадать в море водопадом.

Ход. Дети выполняют задание, учитывая особенности течения воды: сверху вниз, огибая преграды, учитывая, что начинается течение с тонкого истока и заканчивается широким устьем.

«ЗОНА ОЗЕРО»

  1. Озеро и море.

Материал: большая пластиковая ёмкость под рельеф дна моря. Маленькая ёмкость — озеро. Вода, морская соль, камни разных размеров, деревянные лодочка, плотик, железные предметы, пластиковые кораблики разные по тяжести.

Опыт. Педагог обращает внимание детей на свойство плавучести предметов в морской и пресной воде. Подводит к выводу о разной плотности воды: солёная вода в море и пресная – в озере.

  1. Зимнее озеро.

Материал: съёмная пластиковая ёмкость по размеру озера, с крышкой, вода, холодильник рядом или мороз за окном.

Опыт. Замёрзшая вода выдавливается из ёмкости, так как расширяется её объём (крышку закрыть нельзя, видно поднятый над краями лёд). Этот опыт помогает наглядно продемонстрировать детям мощность льда. Педагог может обратить внимание детей на проводимые природоохранные мероприятия по спасению флоры и фауны водоёма (во льду необходимо прорубать лунки — чтобы не пошел мор рыбы и водорослей).

  1. Дно водоёма.

Материал: съёмная пластиковая ёмкость квадратной формы, разные по размеру камни, горные гряды (склеенные камни), маленький вулкан, песок, глина (полоски ткани), раковины моллюсков, черный круг — впадина.

Задание: в правый нижний угол насыпьте 8 камней жёлтого цвета. В верхний правый угол положите большой валун. Между ними положите в ряд 4 раковины. В левом нижнем углу поместите вулкан, а чуть выше 2 валуна, следом глубокую впадину. В левый верхний угол насыпьте песок. По верхнему краю расположите полоску глины. По диагонали от верхнего левого угла к правому нижнему поставьте каменную гряду.

  1. Туман над озером.

Материал: куски холлофайбера разных размеров.

Опыт. Педагог рассказывает и с помощью холлофайбера показывает детям, что такое туман и где он может образовываться (низины, над водой, в горах, в оврагах). Дети должны отыскать эти места и расположить там «туман» — холлофайбер, учитывая соразмерность, зоны тумана.

«ЗОНА ОВРАГ»

  1. Что такое овраг?

Материал: Куски плотной ткани, которые служат для имитации чернозема, огородов или пахотной земли, крышку с коричневыми пластилиновыми рядами, которая является мини-макетом междурядья правильного распахивания склонов.

Опыт. Педагог сначала располагает мини-макет междурядья вертикально к склону горы и насыпает туда почву. Затем прикладывает мини-макет междурядья под углом к склону горы и снова насыпать туда почву, после поливает водой. Полученный эффект сползания почвы должен повести детей к умозаключению: на склоне горы мини-макет междурядий распахивания склона можно расположить только горизонтально. Стоит развернуть полосы горизонтально и почва остаётся на месте. Чтобы не происходило сползание почвы нужно засадить склоны кустами и деревьями.

  1. Овраги чаще всего появляются на лугах.

Материал: изображение деревьев, нарезанные шерстяные черные нити по 3-4 см, пластилин, пластиковые крышки.

Опыт. На двух пластиковых крышках педагог делает слой в 1 см пластилина, насыпает слой нарезанных шерстяных черных ниток. На одном из минимакетов высаживает изображение деревьев. Педагог ставит макеты под углом 50 градусов, представляя тем самым склон оврага. В первом случае с макета посыплется «плодородный слой», даже без воздействия дождя и ветра, а во втором — корни деревьев удерживают склон от дальнейшего разрушения, так как деревья имеют более глубокую корневую систему, чем травы.

«ЗОНА ВУЛКАН»

    1. «Извержение вулкана».

Инструкция по проведению опыта: взять шампунь, безопасный пищевой краситель или гуашь (алого, желтого, бордового цвета), разбавить водой, добавить соды и эту смесь залить на 2 см в колбу. Достаточно налить немного уксусной кислоты и получится эффект извержения яркой лавы. ВАЖНО: опыт проводить только под присмотром взрослых.

Макет имеет второй уровень, который демонстрирует потрескавшуюся безжизненную поверхность с пустым морем и камнями, с разрушенными горами – так будет выглядеть планета Земля, если произойдет экологическая катастрофа.

На этой площадке дети могут самостоятельно из элементов делать изображения деревни и города, завода с дымящимися трубами, машин, представить нарушение озонового слоя, а затем, выставить символ защиты людей от экологических проблем и показать, как будет возрождаться природа, животные, люди.

С помощью данного макета также можно уточнить преставления о противопожарных правилах и безопасности и закрепить знания, необходимые для туристов: найти место, где можно поставить палатку, развести костер, возвести переправу через реку и т. д.

С помощью экологического макета можно объяснять дошкольникам достаточно сложные понятия и отличительные особенности: гор, вулканов, сопок, холмов; низменности и гор с пещерами; озер и морей; островов и материков. Все детали макета съёмные, их можно менять местами или расставлять по определённому плану.

Познавательно для детей и работа с разными видами почв. Можно не только научить дошкольников зрительно различать почвы по внешнему виду, но и поработать со свойствами различных видов почв (на проницаемость воды, смачиваемость, понимать, где какие растения смогут расти). Эта зависимость на макете отражается цветной тканью, и дети в дальнейшем могут сами правильно называть виды почв и сажать растения или размещать дома.

Таким образом, работа над экологическим макетом может продолжаться в разных направлениях (увеличение объектов флоры и фауны, фигурок человечков, создание фермы и т.д.).

Список литературы

Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с.

Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребёнок в детском саду. 2006. № 1. С.48-52.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. № 3. С. 23-27.

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. 240 с.

Ибрагимова Г.Т. Ребёнок и мир минералов // Дошкольная педагогика. 2012. № 10. С. 60-61.

Ковинько Л.В. Секреты природы — это так интересно! М.: Линка-Пресс, 2004. 72с.

Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 17-21.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 14-18.

Поддъяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика,и 1985.

Тимофеева И.Г. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. 2010. № 7. С. 105-112.

Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 112 с.

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А Володин. М., 2001. 448 с.

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников

                                                         Людей неинтересных в мире нет.
                                                            Их судьбы — как истории планет.
                                               У каждой все особое, свое,
                                                    И нет планет, похожих на нее.

 

            Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание в ДОУ имеет огромное влияние на развитие интеллектуальных, творческих способностей у детей и нравственного становления, формирующего современную образованную личность.                                                                                                          Для реализации данного направления представляю вашему вниманию экологические макеты. В своей работе по экологическому воспитанию, я используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы.   Воспитывая у детей стремление, быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддерживать  и развивать  положительную мотивацию  деятельности в природе, формирует и удовлетворяет познавательный интерес. Макеты используются для ознакомления детей с разнообразием и совершенствованием природных форм, целенаправленное воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.                                   Идея их создания у меня появилось  давно. Тогда, когда в своей работе, я задумалась о том, как доступнее и нагляднее донести до ребёнка информацию об окружающем его мире.   Представленные макеты используются как наглядный материал, для изучения животных, населяющих ту или иную природную зону.  Благодаря  им, внимание детей удерживается на протяжении всей деятельности. Они способствуют, в первую очередь, формированию осознанного отношения детей к природе, в частности, природе родного края.        Данные макеты мобильны и пополняемы в соответствии с поставленными учебными задачами.                                                                                                                                  Использование экологических макетов помогает детям легче и с большим интересом погружаться в работу, охотнее делать описание, сравнение, умозаключения и выводы.                  В заключении хочется напомнить всем  китайскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые  макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает  огромный интерес и  воспитывает любовь к природе.

 

Опыт работы по теме « Использование игровых макетов в экологическом воспитании детей»

Наш детский сад уже в течении многих лет работает над проблемой экологического воспитания детей. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и актуальной. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Считаю, что самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека.

В течение 3 лет я работаю в направлении экологического развития детей более углубленно, хочу поделиться своим опытом работы.

В своей работе руководствуюсь Федеральным государственным образовательным стандартом, программой «Наш дом природа» Н.А Рыжовой, методическими пособиями экологической направленности.

Наряду с традиционными методиками использую инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития в экологическом образовании детей является макетирование.

Макеты  – это модель чего –либо воспроизведенная в уменьшенном виде.

  Цель моей работы в этом направлении — вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным макетам, с их помощью познавать явления окружающего мира.

Процесс познания экологического мышления путем использования наглядных макетов проходит через ряд поставленных передо мною задач:

— научить при помощи наглядных макетов формировать элементарные экологические знания.

-формировать навыки использования макетов.

-научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов.

Использование наглядных макетов — действенный метод, который позволяет формировать экологические представления старших дошкольников играючи, основываясь на основные принципы работы, (активного обучения, доступности, систематичности, индивидуальности, креативности, результативности). Использование наглядных макетов в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними.

   При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.

  Использование макетов формирует у детей восприятие, внимание, наблюдательность развиваются и познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Обучая детей анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — все это  позволяет мне готовить их к дальнейшему успешному обучению в школе. И в этом помогает использование макетов. Макет представляет собой материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами. Для успешной работы по использованию макетов в экологическом воспитании детей создана соответствующая развивающая среда. Макеты использую в основном при ознакомлении детей с неживой природой. В программе Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», по ознакомлению детей с неживой природой включен целый блок, который называется « Что у нас под ногами».

Коллекция камней, горные породы, песок, глина собраны детьми, родителями, педагогами хранятся в зоне коллекций. Для создания различных макетов создан музей удивительных вещей, экспонаты музея используем при оформлении различных макетов, мини-лаборатория организована для проведения опытов и экспериментов, собраны огромное количество сбросового материала.

Для меня главное формирование у ребенка бережного, эмоционального отношения у ребенка к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения в окружающей человека среде.

Традиционно педагоги чаще всего обращают внимание на растения и животных. Мой опыт работы показывает, что объекты неживой природы представляют для детей не меньший интерес. Я стараюсь помочь ребенку заметить в обычном невзрачном сером камне настоящее сокровище.

макеты использую по следующим направлениям:     

— в наблюдении.

— на занятиях.

— в трудовой деятельности.

Организуя с детьми наблюдение за пустыней и его обитателями, использую макет песчаной пустыни, изготовленного в коробке из-под конфет и сбросового материала. Данный макет представляет для детей большой интерес, с ним дети играют и после занятия.

На занятиях по ознакомлению детей с подводным миром использую макеты подводного царства (медуза, рыбы, лягушки), ведь играя дети запоминают лучше.

В трудовой деятельности создаем с детьми горный мини – ландшафт на участке детского сада, что способствует кроме трудового воспитания, воспитанию эстетических чувств, дружелюбия и коллективизма.

      В своей работе использую разные формы занятий по характеру и содержанию:

— первично-ознакомительные (знакомство, рассматривание объектов природы, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об объектах природы и др.)

— углубленно-познавательные (беседы, занятия по рассматриванию и сравнению объектов природы, рассказ воспитателя, занятия в форме путешествий, экологических сказок, клуба знатоков и др.)

— обобщающего характера (беседы, игровые, итоговые, экологические викторины, уроки доброты, уроки мышления и др.)

так же использую  комплексный вид занятий.  

       Обучаю детей важным умственным навыкам:

— анализировать;

— сравнивать;

— выделять характерные признаки объектов.

       На занятиях обучаю детей устанавливать причинно-следственные связи.

            В своей работе я использую  и  другие совместные образовательные технологии:

— экологические проекты:

— экспериментальную деятельность детей;

— игровое проблемное обучение.

      При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции от самой игры и от того, как мы вместе с ними играем. Такие ситуации являются хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. 

Играя с детьми, использую различные виды игр с элементами макетирования, например:

Изучая тему « Что такое горы? Создавали простейший макет горы. Кусок ткани раскрашенной в зеленые и коричневые цвета, разложить на плоском ровном месте, предложить детям под ткань подложить предметы разной высоты, например, камни. Рассмотрим теперь наш макет. Вот и получились горы. Такие игры с несложными макетами очень интересны детям. Дети легко запоминают, помнят долго, сами самостоятельно составляют макеты.

В игре « гора и камни» показываю детям как разрушаются горы.

При ознакомлении детей с вулканами создали макет горного ландшафта с вулканом, который хранится у нас в уголке экспериментирования. Дети играют с макетом самостоятельно в свободной деятельности, проявляя к этому явлению природы большой интерес.

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми, позволяет масштабно увидеть применение методов обучения через совмещение различные видов детской деятельности.

Диагностика качественного уровня развития детей по теме исследования показала, что все воспитанники имеют представления и владеют практическими  умениями на высоком и среднем уровне. У них сформировался широкий круг представлений о природе, достаточно уверенно дети ориентируются в правилах поведения  в природе, стараются их придерживаться.  Все это способствует развитию умственных способностей детей, а в дальнейшем, успешному обучению в школе. 
  И так, макеты способствуют развитию творческого мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для всестороннего развития ребенка.   В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

В данную работу стараюсь вовлечь родителей. Проводила мастер- класс «Макет гор».

Выпускается газета для родителей» Дюймовочка», где размещаем заметки по данной теме, вовлекаю родителей в создании развивающей среды по макетированию. Я убеждена,  что макетирование займет достойное место в работе по экологическому воспитанию детей.

  Экологическое воспитание в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства. Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, ребенок отражает в игре, речи, в изобразительной деятельности.

Опыт работы показывает, что овладение экологической культурой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием выполняют любые поручения педагога не испытывая при этом трудностей.

Каждый педагог старается найти такие технологии, которые позволяют в интересной, непринужденной обстановке воспринимать знания. Над этим я постоянно работаю, стараясь увлечь детей интересными занятиями и играми.

Список литературы:

1. Н.А.Рыжова « Эклогическое образование в детском саду»

Год: 2001 Москва.

2. Соломенникова О.В

Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет

Год: 2014

3. Н.А. Рыжова

« Что у нас под ногами» блок занятий « Песок, глина, камни»

Год: 2005 Москва

4. « Ладшафтный дизайн» Е. Астахова

Год 2007

5. Журнал « Справочник старшего воспитателя» № 7 2011год

Опыт работы по теме

« Использование игровых макетов в экологическом воспитании детей»

hello_html_7521f43e.png

Воспитатель Сильченко Антонина Викторовна

Ставропольский край, Курский район, с.Каново, ул.Школьная , дом 35

Тел. дом. 88796453394

Сот: 89614454129

эл[email protected]

2017год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *